Как проверить работу кондиционера в автомобиле. Как проверить автомобильный кондиционер Проверка и заправка кондиционера в машине

Покупая подержанный автомобиль с автокондиционером, вы должны помнить, что ремонт неисправного автомобидьного кондиционера запросто может вылиться в сумму, превышающую 1000 у.е. Идеальный вариант - перед покупкой автомобиля заехать на диагностику к специалистам.

Мы понимаем, что такая возможность есть далеко не у всех и не всегда. Поэтому и хотим дать некоторые советы, которые, может быть, уберегут вас от разочарований.

Начать следует с опроса продавца. Спросите его, работает ли в машине кондиционер. Если вам ответят, что:

  • автокондиционер работает, но его надо только заправить;
  • в прошлом году автокондиционер заправляли, работал;
  • спустили на зиму фреон;
  • сняли ремень с компрессора (ремень порвался и т.д.);
  • камнем пробило радиатор, треснула трубка и т.д.

Так вот, если вам отвечают что-то подобное, надо ехать к специалистам и оценивать ущерб. Либо торговаться, сбивая цену на автомобиль долларов на 300-500 - примерно столько обходится средний ремонт.

Если продавец говорит, что автомобильный автокондиционер работает, необходимо в этом лично убедиться. Хорошо, если на улице при этом выше +15-ти. В основном автовладельцы опираются на индикацию внутри салона, не зная, что в большинстве случаев лампочка на кнопке автокондиционера будет светиться, но сам автокондиционер при этом может не работать.

  • при нажатии кнопки автомобильного кондиционера (при установке минимальной температуры в салоне, если в машине климат-контроль) и включении салонного вентилятора, под капотом должен слышаться щелчок включившегося компрессора, на большинстве японских и на многих европейских и американских автомобилях одновременно с включением компрессора включаются дополнительные вентиляторы радиатора автокондиционера. Идеальный вариант - попросить помощника включать автокондиционер, а самому при этом разглядеть в подкапотном пространстве компрессор автокондиционера, точнее, ту его часть, которую вращает ремень. При заведенном двигателе вращается только шкив компрессора. Торцевая часть компрессора (прижимная пластина, похожа на диск с выступающими 3-мя или 4-мя бобышками) стоит неподвижно. В момент включения автокондиционера, прижимная пластина примагничивается к шкиву, отсюда и происходит слабый щелчок. Если это произошло - можете быть уверены, что автокондиционер по крайней мере включается. Стоит оговориться, что для некоторых современных автомобилей такая проверка не будет корректной. Это такие машины, как Мерседес А-класса, 220-й кузов, на BMWE60, E65, E87, Ауди моложе 2003 года. На них прижимная пластина вращается постоянно - включение компрессора в работу происходит у него внутри. Иногда компрессор просто невозможно разглядеть из-за нагромождения агрегатов в подкапотном пространстве и недостаточного освещения. Кстати, не поленитесь захватить с собой фонарик.
  • Следующим этапом надо попытаться отыскать в подкапотном пространстве трубки и шланги автокондиционера и его радиатор. Осмотр этих узлов будет не лишним хотя бы потому, что иногда людей нагло обманывают, установив в салоне кнопку со снежинкой, когда самого автомобильного кондиционера в машине нет и в помине.
  • Радиатор автокондиционера расположен прямо перед радиатором охлаждения двигателя, на расстоянии нескольких сантиметров от него. Оба радиатора, как правило, одинакового размера, и с непривычки можно подумать, что радиатор всего один. Чтобы как следует все разглядеть, посмотрите на радиаторы "с улицы" и из-под подкапотного пространства. Вы увидите, что радиаторы сильно отличаются друг от друга - у "тосольного" - пластмассовые бачки по бокам, кондиционерный - весь алюминиевый или медный. Иногда радиатор автомобильного кондиционера стоит не перед основным радиатором, а слева от него. Яркие примеры - Хонда Цивик или старенькие "Ауди". В этом случае разглядеть радиатор автокондиционера не представляет труда.
  • Дальше посмотрите снова на компрессор. От него в радиатор автокондиционера должна идти довольно толстая трубка (где-то в 1 см. толщиной и больше) со вставкой резинового шланга. Это напорная магистраль - вход газа из компрессора в радиатор автокондиционера. На трубке может быть заправочный порт высокого давления, закрытый пластмассовым колпачком. Теперь отыщите выход из радиатора. Тут трубка становится тоньше. Проследите за ней. Если у вас японский автомобиль, Мерседес, БМВ, Шкода, Фольксваген Гольф или Пассат до В4-го, Шаран (Форд Гэлакси), французский, итальянский или корейский автомобиль (кроме Дэу-Нексия, Эсперо), некоторые модели "американцев" - тонкая трубка, выходящая из радиатора (около 8 мм толщиной), неизбежно приведет вас к ресиверу осушителю. Это такой вертикально расположенный бочонок 8-10 сантиметров в диаметре. На верхней части ресивера-осушителя может быть расположен смотровой глазок, через который на жидкий фреон можно посмотреть воочию. Часто смотровой глазок залеплен грязью и его просто не видно. Протрите верх ресивера тряпочкой.

Когда вы нашли основные узлы системы, самое время приступить к пусть примитивной, но достаточно показательной самодиагностике кондиционера вашей машины.

  • Включите автокондиционер. Если компрессор начал работать, как следует, возьмитесь рукой за металлическую часть (не за шланг) обратной магистрали (та, что самая толстая, из салона в компрессор). Взяться надо не двумя пальчиками, а обхватить трубку всей ладонью. Почти сразу или через непродолжительное время, секунд через 5-10, ваша рука должна ощутить, как трубка леденеет и становится очень холодной. Если все работает нормально, ощущения примерно такие, как если бы вы взяли в руки сосульку. Компрессор может иногда отключаться (это нормально), через несколько мгновений после его включения ваша ладонь будет ощущать новую волну холода. Идеальный вариант - если от холода на вашей руке едва ли не начинает ломить кости.
  • Теперь осторожно потрогайте металлическую часть напорной трубки, которая ведет из компрессора в радиатор. Она должна быть либо сильно теплой, если на улице не очень жарко, либо прилично горячей, если на улице больше 20.
  • Теперь потрогайте самую тонкую трубку, которая ведет из радиатора автокондиционера в салон. В зависимости от погоды, ее температура может варьироваться от комнатной до сильно теплой и даже почти горячей. Если самая тонкая трубочка горячая до такой степени, что на ней нельзя удержать руку - это тревожный симптом. Либо не включается вентилятор, либо грязный радиатор, либо система перезаправлена.
  • Самый верный признак рабочего автокондиционера, конечно же, холод в салоне. Возьмите градусник, удобнее всего электронный, продается в любом хозяйственном магазине, вставьте его щуп поглубже в дефлектор, направьте туда поток воздуха, включите автомобильный кондиционер на самый холод, салонный вентилятор врубите на полную мощность. Можно еще и включить рециркуляцию. Если температура опустится ниже 10 по Цельсию - поводов для беспокойства нет. Если опустится до 5-6 градусов - ваш автокондиционер просто зверь.
  • Неплохо проверить автокондиционер в движении, если вы едете по трассе и автокондиционер холодит прекрасно, но стоит встать в пробке, автокондиционер не холодит, или холодит заметно слабее. В данном случае скорее всего это гряз в виде стены из пуха и пыли есть между радиатором автокондиционера и радиатором охлаждения двигателя.

Теперь по поводу проверок автокондиционера зимой.

Если температура за бортом ниже минус 10, то с проверкой, скорее всего, придется повременить. Это вызвано тем, что давление хладагента сильно падает и, не имея опыта, можно ошибиться. Если все же хотите проверить, то прежде чем пытаться включать автокондиционер, прогрейте салон, не просто до состояния "пошел теплый воздух", а так, чтоб прогрелась вся "торпеда". В этом случае датчик испарителя, который находится под "торпедой" и не допускает его обмерзания сможет "понять", что в салоне тепло и его можно остудить. В части системы под капотом от нагрева поднимется давление и датчики контроля минимального давления тоже разрешат запуск. Если у вас, например, "Ауди" с климат-контролем, и датчик забортной температуры показывает ниже плюс 5, то автокондиционер не включится. В таких случаях всегда можно воспользоваться услугами мойки где температура должна быть выше +10.

Не лишним будет нажать в салоне кнопку рециркуляции, многие машины, оборудованные автоматическим климат-контролем, перестают в этом случае опираться на температурные данные и запускают компрессор принудительно.

После того как вы запустили компрессор, можно на ощупь, как описано выше, проконтролировать работоспособность системы.

Конечно, все вышеописанное не дает стопроцентной гарантии точной и правильной диагностики. Для нормальной диагностики автомобильного кондиционера нужно соответствующее оборудование и опытные специалисты.

И еще - во избежание серьезных затрат, самостоятельно лучше не экспериментировать с замыканиями фишек каких-либо датчиков, если компрессор все же не включается. Если в чем-то нет уверенности, приезжайте, мы поможем разобраться.

Заправка и диагностика кондиционера автомобиля – в целом, очень сложные процессы, доверить которые можно далеко не каждой мастерской, занимающейся обслуживанием. Из статьи вы узнаете, для чего предназначен такой агрегат. Мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его неисправностями и диагностикой.

Когда должна проводиться проверка кондиционера авто?

Автокондиционер – это устройство для охлаждения потока воздуха, поступающего из внешней среды, до нужной температуры внутри салона. Он используется для повышения комфорта передвижения в очень жаркую летнюю погоду. Стоит сказать пару слов о его принципе работы. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать фреон, который циркулирует по всей системе. После этого вещество разогревается и попадает в так называемый конденсор, оно там охлаждается и конденсируется до жидкости.

Сжатый фреон затем попадет в ресивер-осушитель, здесь проходит этап очистки. Перед попаданием в испаритель жидкость проходит терморегулирующий вентиль, который понижает её давление, это сопровождается процессом охлаждения. После испарителя фреон снова попадает в компрессор. Часто автокондиционеры ломаются из-за халатности мастеров и плохого качества обслуживания. Плохая герметичность системы становится причиной быстрой утечки рабочего вещества, которая в итоге приводит к неисправности.

Слабым местом любого кондиционера является конденсор, так как к нему открыт доступ для грязи, соли и другого фактора, который может очень быстро нарушить герметичность. Результатом обычно является появление микротрещин, а иногда и дыр, из-за которых нарушается работа устройства. Неисправность компрессора приводит к повышенной шумности всей системы и понижению эффективности охлаждения, на нём могут быть видны следы масла. А неправильно работающий испаритель снижает качество работы кондиционера, а также может быть причиной неприятного запаха в салоне автомобиля.

Диагностика автокондиционера – рассматриваем причины неисправностей

Проверка кондиционера авто – это оценка работы и заполненности системы фреоном, и делается она через окошко в районе осушителя, стоит подчеркнуть, что не все агрегаты им снабжены. Через окошко видно жидкость, и если она с пузырьками и имеет белый цвет, то необходимо провести заправку системы . Признаком её хорошего состояния является прозрачность и отсутствие пузырьков.

Как правило, диагностика автокондиционера выявляет примерно такие основные у отдельных частей механизма:

  • механические повреждения;
  • загрязнение системы вследствие износа отдельных деталей;
  • нарушение работы электрических цепей;
  • коррозия из-за несоблюдения условий эксплуатации;
  • неправильная регулировка;
  • износ подшипников, реле, контактов, щеток.

Всех этих проблем можно избежать, если держать систему кондиционера в чистом состоянии, вовремя и добросовестно очищать все узлы, подверженные загрязнению солью и грязью, соблюдать все правила эксплуатации и настройки. Например, нельзя, садясь в машину, включать кондиционер на всю мощность, это приведёт к выходу из строя компрессора, охлаждение должно происходить постепенно. Хорошей профилактикой будет включение устройства периодически зимой и летом, даже когда он вам не нужен.

Заправляем автокондиционер без посторонней помощи

Лучше всего заправку проводить в сервисных центрах и мастерских, предназначенных для этого. Хорошим знаком для решения воспользоваться тем или иным СТО будет наличие специалиста, занимающегося только этим видом работ. Если вдруг вы решили заправлять устройство своими руками, то следует знать несколько деталей. Каждый кондиционер обслуживается своим видом фреона, узнать, какой именно нужен вам, обычно можно на корпусе любой из деталей системы. Норма объемы жидкости обычно есть под капотом автомобиля или записана в инструкции по эксплуатации. Если система имеет заполненность менее 50 %, то придется производить еще и вакуумирование.

Не стоит использовать самодельные шланги и переходники, это приведёт к утечке недешёвого фреона.

Вооружившись комплектом для (баллон, переходник, шланги и манометр), залезаем под капот и находим магистраль и защитный колпачок на ней. Чистим место вокруг него и откручиваем, надеваем заправочный шланг. Заводим мотор и снаряжаем кого-то поддерживать его холостой ход на 1500 оборотах, а также просим помощника запустить рециркуляцию воздуха в кондиционере на уровне MAX. Баллон с фреоном переворачиваем, открываем на нем кран-проколку, а также вентиль низкого давления на шланге, присоединенном к магистрали вместо защитного колпачка.

Заправка началась, а мы должны следить за давлением на манометре, помощник держит обороты на 1500. Давление не должно перейти за отметку 285 кПа, а жидкость следует проверять через соответствующее окошко на предмет пузырения. Если в салон начал поступать ощутимо холодный воздух (желательно замерить термометром, нужна отметка в 5–8 градусов), то кран можно закрыть, а всю конструкцию разобрать. Без опыта за такую работу лучше не браться, так как можно вывести из строя другие элементы системы кондиционирования автомобиля.

На сегодняшний день все уже свыклись с мыслью, что кондиционер в автомобиле – это неотъемлемая часть оборудования. Он помогает легче переносить летнюю жару, особенно когда стоишь в пробках. Поэтому при покупке автомобиля, следует обратить внимание есть ли кондиционер и особенности обращения с ним. В особенности входят, понятия правильного включения и своевременного технического обслуживания автомобильного кондиционера.

Приобретая подержанный автомобиль, следует проверить работу кондиционера. Эта часть оборудования не менее важна, чем остальные. Для начала стоит опросить владельца о проблемах с кондиционером, часто ли он ломался, когда последний раз обслуживался, заправлялся и всегда ли вовремя менялись фильтра? Но не стоит рассчитывать что ответ всегда будет правдивым, нужно быть готовым произвести простейшую проверку самостоятельно.

Даже не будучи большим специалистом в ремонте автомобилей, можно определить некоторые поломки «на глаз». В первую очередь это касается визуального осмотра трубок, шлангов и радиатора. На них не должно быть трещин, погнутостей, подтеков и спаек. Радиатор и испаритель должны быть чистыми, загрязненные «соты» приведут к быстрому выходу из строя этого оборудования. Если нет возможности провести профессиональную диагностику, то следует запомнить примерную последовательность проведения самостоятельной диагностики:

В момент нажатия кнопки включения кондиционера, под капотом, в месте расположения компрессора, должен произойти тихий щелчок. Это обусловлено тем что срабатывает магнит на компрессоре, подсоединяя таким образом, шкив кондиционера. Лучше это делать с помощником, один нажимает кнопку, а другой слушает под капотом. На некоторых моделях автомобилей (особенно на новых) такой способ малоэффективен из-за конструктивных особенностей компрессора или «захламленности» пространства под капотом. И ещё, для лучшего рассмотрения нужных агрегатов хорошо иметь при себе фонарь.

Следуя дальше, стоит в подкапотном пространстве осмотреть все трубки и шланги, во-первых,как уже упоминалось, для того чтобы убедиться в их целостности. А во-вторых, встречаются такие «умники», которые устанавливают в салоне автомобиля кнопку кондиционера при его фактическом отсутствии.

Внимательно рассмотреть радиатор кондиционера, некоторые «деятели», ради того, чтобы подороже продать автомобиль, вместо поврежденного родного радиатора ставят китайский, с пластмассовыми деталями. Радиатор кондиционера должен быть полностью металлическим, не иметь погнутых сот и видимых мест после ремонта.

Теперь стоит перейти к компрессору, это тоже немаловажная часть системы. Осмотреть его на предмет выявления трещин, полноценных креплений, по возможности – завести автомобиль и послушать вращение шкива. При его вращении не должно быть посторонних звуков. Исследуя трубки, идущие от радиатора можно вскоре добраться до реверсивного осушителя, он похож на вертикальный бочонок, толщиной с кулак. В нем должно быть окошко, через которое видно количество и качество фреона в системе.

Следующим шагом, станет проверка работы кондиционера в целом. Нужно завести автомобиль, включить кондиционер и попробовать ладонью температуру трубок идущих к радиатору. Одна должна быть очень холодной, вторая наоборот – горячей.

Самый верный показатель правильной работы кондиционера, конечно же холодный воздух в салоне, но к сожалению, таким образом нельзя определить степень загрязненности фильтра. Не всегда стоит доверять показаниям приборов и светящимся индикаторам, при желании, их можно подключить в обход системы. Поэтому некоторые функции системы кондиционирования стоит проверить при движении автомобиля.

И в заключение, а что же делать зимой? В идеале, стоит загнать автомобиль в теплое помещение и там продолжить проверку. Если таковой возможности нет, максимально прогрейте автомобиль и включите функцию рециркуляции воздуха в салоне на кондиционере.


Естественно, под проверкой кондиционера в подавляющем большинстве случав речь идёт о необходимости проверки оборудования перед сезоном. Проблем могут быть совершенно различными. Однако, большая их часть возникает по причине некорректного монтажа (как правило, он выполнялся лично владельцем недвижимости, а не специалистами).

Установка кондиционера обеспечивает главные принципы длительного функционирования этого устройства. Однако не стоит забывать о том, что диагностику перед сезоном использования рекомендуется проводить в несколько этапов.

Изначально следует отметить,что внешний блок кондиционера в обязательном порядке должен быть установлен на стене, при этом отступая от неё на расстояние в 10 см. Только в этом случае может быть достигнуто корректное функционирование в летний период времени.

Ведь иначе, внешний блок будет существенным образом перегреваться. В результате возникает вероятность выхода всего устройства из строя.

  • работа с медными трубками должна осуществляться исключительно при помощи трубореза и вальцевателя;
  • и внешние, и внутренние блоки устанавливаются таким образом, чтобы их можно было обслуживать, не вызывая специалистов;
  • категорически запрещается устанавливать внутренний блок кондиционера, если
  • перед ним существует препятствие (мебель, оконный текстиль и т.д.);
  • проверяем возможность отвода конденсата на улицу;
  • процедура вакуумирования является обязательной.

Дело в том, что если использовать не труборез, а другие инструменты для резки медных трубок, то возникнет вероятность попадания металлической пыли в само устройство. А это означает, что длительность его эксплуатации находится под серьёзным вопросом.

Крайне важно, чтобы кондиционер не «захлёбывался». На профессиональном жаргоне это обозначает, что конденсат всегда должен отводиться на улицу. Для этого вся магистраль находится под весьма острым углом.

Однако, как известно, кондиционер может быть использован и в зимний период времени, в качестве обогревателя.

Проверка кондиционера выполняется следующим образом. Закрываются все окна, выставляется температурный режим и запускается кондиционер. Если через 20 минут температура в помещении не соответствует установленным значениям, кондиционер требует сервисного обслуживания.

В видео будет продемонстрировано, как осуществить диагностику кондиционера голыми руками:

Приобретая автомобиль, особенно бывший в употреблении, в обязательном порядке проверьте работоспособность его кондиционера. Эта опция давно превратилась в базовую и присутствует на большинстве легковых машин, при этом обслуживание и ремонт системы кондиционирования достаточно дороги и требуют обращения к квалифицированным специалистам. Рассказываем, как правильно проверить работоспособность этого хитрого, но полезного устройства.

Для начала удостоверьтесь, что в автомобиле действительно присутствует система кондиционирования воздуха и что все её компоненты находятся на своих местах. Проще всего спросить об этом самого продавца. Представитель дилерского центра или прежний владелец наверняка расскажет и покажет, где находятся компоненты устройства, а также продемонстрирует его работу.

Вам стоит особо насторожиться, если в ответ вы услышите, что кондиционер есть, но...

Его надо просто заправить;

Фреон вытек (нужно заварить радиатор, поменять трубку и т. д.);

В этом году ещё не использовался;

Выпустили хладагент на зиму;

Сняли ремень с компрессора;

Сняли радиатор/компрессор/трубку (надо просто поставить обратно).

Любой из них и подобных означает: кондиционера в машине нет; то есть он, вероятно, был, но в настоящее время отсутствует. Учтите, что восстановление его работоспособности потребует массы времени и финансовых затрат. Это достаточно веский повод отказаться от покупки и выбрать другой автомобиль. Система кондиционирования - герметичная и технически сложная система, включающая в себя компрессор с управляющей электроникой и длинную магистраль, по которой циркулирует фреон. Малейшее повреждение каждого из компонентов превращает устройство в груду металлолома, и не даёт вашему автомобилю ничего кроме лишнего веса и энергопотерь.

Прежде всего выполните внешний осмотр системы. Для этого вам придётся открыть капот и вооружиться фонариком. Радиатор кондиционера расположен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя - все камни и дорожная грязь прилетают именно в него. На некоторых моделях он смещён к одной из сторон подкапотного пространства. Изучите радиатор. На нём не должно быть видимых повреждений, белёсых или маслянистых потёков. Затем пройдитесь по подводящим трубкам и гибким шлангам - они также должны быть чистыми, без признаков повреждений. Наличие или отсутствие фреона в системе можно проверить, аккуратно надавив длинным острым предметом на золотник магистрали низкого давления. Если фреона нет, вы это сразу поймёте. Увидеть хладагент своими глазами на некоторых моделях можно, отыскав ресивер. Для этого нужно проследить за тонкой трубкой системы кондиционирования - в районе радиатора она входит в небольшую цилиндрическую ёмкость, на которой может находиться прозрачный «глазок». Нелишним будет проверить наличие самого компрессора. Порой это довольно трудно сделать, поскольку агрегат расположен в труднодоступном месте. Помните - его шкив приводится в движение ременным приводом; отыскать компрессор можно по ремню навесных агрегатов.

Если все компоненты системы находятся на своих местах и внешних повреждений не видно, можно приступать к проверке работоспособности кондиционера. Для этого вам нужно запустить двигатель и включить заветную кнопку «AC» в салоне автомобиля. Операция сильно усложняется, если проверка проводится в холодное время года, когда температура окружающего воздуха не превышает +5° С. В таком случае сперва настоятельно рекомендуем заехать в отапливаемый гараж и хорошенько прогреть автомобиль (в противном случае электроника не позволит компрессору включиться).

После нажатия на кнопку включения в салоне под капотом должен раздаться характерный щелчок - это сработала муфта включения. Параллельно с этим могут начать вращаться дополнительные вентиляторы (на некоторых моделях). Лампочка индикации на кнопке в салоне должна светиться. Работу компрессора можно проверить, посмотрев на торец шкива. В выключенном состоянии на большинстве автомобилей прижимная пластина не вращается - ремень крутит шкив вхолостую. После включения прижимная пластина примагничивается к шкиву и начинает вращаться вместе с ним, приводя в движение поршни компрессора.

Если компрессор включается в работу, кондиционер явно находится в рабочем состоянии: при отсутствии фреона электроника попросту не позволит запустить систему. На некоторых моделях (как правило, немецких брендов) прижимная пластина вращается постоянно, а включение осуществляется внутри устройства.

После того как вы убедились, что кнопка в салоне работает, а компрессор включается, плотно сожмите рукой толстую алюминиевую трубку, выходящую из салона и идущую к компрессору. Через несколько секунд она станет очень холодной. Чем холоднее эта трубка, тем эффективнее работает кондиционер.