Галерея ArtStory – Михаил Опенгейм. Михаил Опенгейм: «Ретро-автомобили для меня – это машины времени А что Вам нравится? Какие фамилии Вы могли бы назвать

В преддверии нового выставочного сезона Cultobzor.ru взял интервью у владельца и сооснователя Галереи ARTSTORY М.Д.Опенгейма.

Михаил Давидович, что для Вас мир искусства – бизнес, объект для инвестиций, приятный отдых, образ жизни, что-то еще?

Точно не бизнес, и точно не инвестиции. Скорее сейчас это именно образ жизни. В любой сфере бизнеса есть шкала риска, так вот в современном искусстве уровень этого риска просто запредельный. Поэтому никому не могу посоветовать выбрать именно рынок современного искусства как поле для инвестиций.

Тем более в России, в нынешней совершенно неопределенной ситуации, когда никто не знает что будет завтра, а уж тем более послезавтра. Рынка произведений искусства в России нет как такового, я его могу охарактеризовать как «блошиный» – настолько здесь его объем ничтожный и случайный.

Разница в отношении к изобразительному искусству в России и в Европе колоссальная, желание приобрести картину идёт, дай бог, двадцать пятым по списку приоритетов, если вообще у человека есть такая потребность. А откуда она могла взяться, если жить где-нибудь в хрущовке или в коммуналке, где на стене в лучшем случае висит картинка из журнала?

Культура восприятия произведений искусства не может появиться массово и сразу, это долгий процесс, на который уйдет несколько поколений. И пусть этот процесс произойдет хотя бы на уровне бытовых привычек, например, человек съездил заграницу, увидел в гостинице в номере репродукции картин, ему понравилось, возможно, у него возникнет желание что-то купить. Это всё будет накапливаться при нормальной ситуации в стране.

Далее, в России нет принятой заграницей модели отношений художник – галерея – покупатель. Галереям чрезвычайно сложно вести одного определенного художника, приобретать эксклюзивные права, вкладываться в него. Каждый хочет получить выгоду здесь и сейчас, и обычно всё это сводится к схеме «случайный покупатель» – «случайный художник». Выстроить цивилизованный рынок на такой модели невозможно.

Поэтому, повторюсь, искусство для меня – это образ жизни, это то, что по-настоящему нравится.

Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – основатели Галереи ARTSTORY

А что Вам нравится? Какие фамилии Вы могли бы назвать?

Художников, которые нравятся, много. Это мой любимый Моисей Фейгин, это Наталия Нестерова, это Олег Целков, особенно ранние произведения. В последнее время меня очень увлекло творчество Леонида Пурыгина. Мне интересен Владимир Мигачёв, который является художником нашей галереи и выставку которого мы провели в свой первый сезон. Планируем и новую его экспозицию.

Намеренно называю очень разных художников, потому что для меня главное – чтобы картины чем-то зацепили, не оставили равнодушным. Это главное, что привлекает моё внимание и вызывает интерес к творчеству художника, желание приобрести его работы.

Выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» в Галерее ARTSTORY

Охватывает ли Вас азарт коллекционера, когда не спишь ночами и стремишься любой ценой приобрести понравившуюся картину?

Спокойствие оно бывает внешнее и внутреннее. Внешне, как видите, я всегда спокоен. Что касается внутреннего азарта… Я всегда внимательно изучаю цены, слежу за творчеством интересующих меня мастеров, знаю ситуацию на рынке. И не вижу необходимости переплачивать втридорога.

И хочу отметить такой момент – я могу купить, например, даже на блошином рынке, картину неизвестного художника, но если она мне лично нравится, чем-то зацепила, то она принесет мне больше эстетического удовольствия, нежели работа художника с раскрученным именем, но чуждого мне по взглядам на искусство.

Я не гонюсь за именами, у меня есть ясное и четкое понимание, что и когда нужно делать, кого мне нужно приобретать.

Выставка Владимира Титова «Последний маргинал» в Галерее ARTSTORY

Еще одно Ваше увлечение – это старинные автомобили, Вы участвуете и не просто участвуете, а побеждаете в различных престижных гонках. Это проявление страсти к скорости, к ярким эмоциям, к риску?

Первоначально в основе всего этого лежала красота. Классические ретро-машины удивительно красивы, они обладают тем, чего напрочь лишены изделия современного автопрома – стилем, элегантностью, эксклюзивностью.

Автомобили класса luxury той блестящей эпохи сродни произведениям искусства – настолько они уникальны в своей индивидуальности. Тогда никто не ломал линию кузова просто ради лучшей аэродинамики. В салоне главной была не эргономика, а роскошь, не показная, а подлинная, внутренний аристократизм в характере каждого автомобиля.

Потом уже ко мне пришло понимание, что на этих машинах можно и ездить, можно участвовать в гонках, и, честно признаюсь, выходя на старт, стараюсь если не выигрывать, то приезжать в призах. Но, еще раз хочу подчеркнуть, первоначальным стимулом была красота.

Здесь у меня напрашивается сравнение этих роскошных автомобилей с вашими выставками. Любой проект галереи ARTSTORY – отточен, выверен, эксклюзивен и безумно интересен.

Не буду скрывать, в душе я перфекционист, в основе всего того что я делаю, лежит очень простой принцип – если делать, то хорошо, иначе лучше вообще ничего не делать. И я благодарен всем сотрудникам галереи за понимание и поддержку этого принципа.

Поэтому мы сидим перед выставками ночами напролет, вызывая справедливые нарекания наших близких. Поэтому мы можем всей галереей на два дня перед сдачей каталога, как это было перед выставкой Фейгина, уехать под Тверь и на полиграфическом комбинате каждую страницу поштучно принимать к тиражу, выверяя цвет и все детали.

Зачастую бывает так – приходишь на какую-то выставку, видно, что вложены большие деньги, что участвуют хорошие художники, а целостности нет, проект не состоялся. Есть просто набор отдельных произведений.

Я же подхожу к разработке концепции любого проекта нашей галереи с одним очень простым вопросом – с каким впечатлением должен уйти зритель с выставки.

А потом уже от желаемого нами результата мы по цепочке начинаем придумывать, что для этого нужно сделать – выбор произведений, архитектура экспозиции, каталог, всё, что должно по нашему мнению сопровождать выставку.

На открытии выставки «Война участвует во мне…»

Прошел первый, очень важный и трудный выставочный сезон галереи. Какое получилось лицо у ARTSTORY, какое место она заняла на арт-карте Москвы, удалось ли достичь тех целей, которые Вы ставили перед собой, открывая галерею?

Лицом галереи, и прекрасным лицом, является её директор и сооснователь Люсинэ Петросян, без которой просто ничего бы не было.

Какое место мы занимаем, как мы воспринимаемся в арт-сообществе – наверное, нам изнутри трудно об этом судить. Мы просто честно и качественно делаем свою работу, как мы её понимаем. Но мы, мне кажется, можем гордиться и ставить самим себе на будущее в пример такие реализованные нами проекты, как выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» и экспозиция «Война участвует во мне…» к 70-летию Победы.

Нашей целью было создать своего рода галерею-клуб, что бы ARTSTORY стал местом, в котором уютно всем любящим искусство. Поэтому вход на выставки у нас свободный, и это принципиальная позиция – наши выставки должны быть доступны для всех. Мы проводим лекции, мастер-классы и творческие вечера. Творческая атмосфера и пространство любви к изобразительному искусству – вот что такое в моём понимании наша галерея.

Творческий вечер «Василий Ситников и его «Академия художеств» в Галерее ARTSTORY

С каким выставочным планом ARTSTORY начинает свой второй сезон?

Уже 9 сентября открывается ретроспективная выставка известного московского художника-графика Бориса Маркевича. Сюрпризом, который мы подготовили для наших посетителей, является издание книги рассказов Михаила Зощенко с иллюстрациями художника.

Книга должна была выйти в 1971 году, но … В последний момент была дана команда сверху «не пущать». И вот через 44 года мы восстанавливаем тончайшую и точнейшую линию Зощенко –Маркевич.

Следующая экспозиция представит избранные произведения из коллекции галереи. К выставке мы готовим своего рода энциклопедию с обширным биографическим и искусствоведческим материалом по каждому из наших художников. Это будет академическое издание объемом около четырехсот страниц!

Далее планируем выставку Льва Табенкина, на которой представим неизвестные ранее полотна художника 1980-х годов, которые мы привезли из Америки, где они пролежали почти тридцать лет в свернутом виде. Многие из них нам пришлось тщательно реставрировать, но это потрясающие работы, я уверен, что эта выставка станет большим событием и откроет Льва Табенкина современным зрителям с совершенно незнакомой стороны.

Мы запускаем новую версию сайта, готовим программы мастер-классов и образовательных лекций. В планах ряд проектов в поддержку молодых художников. И мы всегда рады видеть всех любителей искусства в стенах нашей галереи!

Рабочий момент. Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – обсуждение будущей экспозиции

В прошлую пятницу в ЦДХ для членов и друзей клуба Prime Concept приоткрылся XXXV Российский антикварный салон, для всех остальных посетителей он начал работать в субботу. Возможностью первыми увидеть, какое именно искусство пошло в этот раз на продажу, традиционно не пренебрегли известные коллекционеры предприниматель Давид Якобашвили и главный исполнительный директор Дойче-банка в России Павел Теплухин. Но куда больше галеристы оценили появление адвоката Анатолия Кучерены, пришедшего на ярмарку с сугубо прагматическими задачами.


Традиционно в ЦДХ осенью проходят две больших арт-ярмарки: в сентябре на "Арт Москве" продают современное искусство, а спустя месяц открывается Антикварный салон (причем знатоки считают осенний более ценным, поскольку антиквары на нем в определенном смысле представляют отчет о том, как они провели лето). Совершенно неважно, в какой фазе находится тренд любить современное искусство, активной или пассивной, потому что до антиквариата охотников всегда больше. Что и понятно, условные "стулья из дворца", будь то действительно стулья или же малые голландцы, намного проще мысленно вписать в интерьер, чем объекты contemporary art. Вот господин Кучерена, которого явным образом притягивали золотые рамы, честно признался, что сделал ремонт у себя в офисе и теперь хочет что-то такое подобрать. С профессиональной въедливостью он внимательно и последовательно осмотрел все, что было представлено в экспозиции салона. Антиквары, конечно, радовались ему как родному. Господину Якобашвили они, конечно, радовались тоже, но совсем иначе, не надеясь на то, что он уйдет с покупкой. Кажется, господин Якобашвили, который вот-вот достроит собственный музей на Солянке, приходит в ЦДХ, чтобы просто удостовериться, что никакого действительно ценного серебра не пропустил. Другие известные коллекционеры владельцы Unident Тамаз и Ивета Манашеровы (выставка Оскара Рабина из их частной коллекции несколько лет назад проходила в Третьяковке) особое внимание уделили галерее "Элизиум", которая представила несколько работ Натальи Гончаровой, объединив их под названием "Прима русского Парижа". Прямо сейчас в ГТГ на Крымском Валу идет ее большая персональная выставка, так что интерес к творчеству этой и так самой дорогой художницы арт-рынка разогрет до предела. Пришедшего на Антикварный салон замминистра культуры Григория Ивлева тут же взял на себя куратор галереи "Старые мастера" Михаил Перченко, ну и конечно, они направились смотреть специальную экспозицию в рамках салона "Малые голландцы", собранную из московских частных коллекций. В этом зале вроде бы ничего не было выставлено на продажу, однако, по слухам, уже по итогам prime preview пара полотен поменяла владельцев.

Заместитель главы финансово-промышленного холдинга "Газкомплектсервис" Михаил Оппенгейм, любитель всевозможного антиквариата и регулярный участник ретрогонки L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally, прошел по салону стремительно, но с вниманием к экспонатам, а вот совладелец "Адаманта" Владимир Голубев, кажется, предпочитал показывать себя. Он ходил по ЦДХ в таком плотном и многолюдном окружении помощников и охранников, что разглядеть что-то вокруг себя ему точно было непросто. Также среди неожиданных гостей мероприятия можно назвать специализирующегося на современном искусстве галериста Марата Гельмана и депутата Госдумы Анатолия Карпова — известно, что он собирает марки (несколько лет назад его коллекция была оценена в €13 млн), но в ЦДХ никакого специального раздолья для филателиста не наблюдалось.

Итоги prime preview галеристы подводили с удовлетворением, но полушепотом: якобы основными покупателями в этот день были все-таки чиновники.

Общая информация:

Вид предпринимателя : Глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Статус :

Фамилия : Опенгейм

Имя : Михаил

Отчество : Давидович

Реквизиты (данные из ЕГРИП):

ОГРНИП: 304690104300065

Дата присвоения: 12.02.2004

Наименование органа, зарегистрировавшего ИП:

ОКПО: 0110838580

Страна: (код по ОКСМ:)

Наименование налогового органа: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 4 ПО Г.МОСКВЕ

Дата постановки на учет в налоговой: 09.07.2008

Орган госрегистрации: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 46 ПО Г. МОСКВЕ

ОГРН: 304690104300065

Дата внесения в госреестр: 12.02.2004

Орган госрегистрации изменений: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве

ГРН записи изменений: 418774602057566

Дата внесения в госреестр изменений: 27.07.2018

ОКОГУ: 4210005 - Крестьянские (фермерские) хозяйства

ОКОПФ: 50101 - Главы крестьянских (фермерских) хозяйств

ОКАТО: - Хамовники (район Центрального административного округа г Москвы), Центральный (административный округ г Москвы), Москва (адм. центр)

ОКФС: 16 - Частная собственность

Сведения о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации

Наименование территориального органа: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ №10 УПРАВЛЕНИЕ №3 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ХАМОВНИКИ Г.МОСКВЫ

Регистрационный номер: 087104041639

Дата регистрации: 10.07.2008

Сведения из Фонда Социального страхования:

Наименование ФСС:

Регномер ФСС:

Дата регистрации в ФСС:

Сведения о регистрирующем органе по месту жительства ИП:

ГРН записи: 408770000384559

Михаил Давидович, как у вас, человека по профессии далекого от искусства, возникла идея открыть галерею ARTSTORY? Расскажите свою историю, как стать успешным галеристом.

Как стать успешным галеристом, я пока не знаю – это ещё только предстоит понять. Идея создания галереи приходила постепенно. Сначала я увлёкся коллекционированием, стал собирать работы современных художников, которые мне нравятся. Потом познакомился с Люсинэ Петросян , которая мне помогла как специалист в подборе коллекции. Люсинэ лично знакома со многими художниками, мы с ней ходили по мастерским, благодаря ей я познакомился с творчеством многих современных мастеров. Сначала возникла идея сделать выставку Моисея Фейгина . Это замечательный художник, к тому же был повод - его 110-летний юбилей. Мы стали искать площадку, где можно выставить картины. Поехали в Третьяковку - там очередь. Полетели в Питер, в Русский музей, но нам предложили не совсем подходящее помещение для достойного и потому заслуживающего соответствующих пространств художника. Искомое помещение могло появиться только на следующий год, но хотелось всё-таки в год юбилея. Мы поняли, что, как ни странно, существует дефицит арт-площадок и надо создавать свою.

Поведайте о своей коллекции картин: как всё начиналось, что это за коллекция? Помните свой первый экспонат?..

Беседовала Людмила Зарубинская