Галерея ArtStory – Михаил Опенгейм. Антикварный салон открылся на спецобслуживание На ретро-автомобили не ставятся видеорегистраторы

В преддверии нового выставочного сезона Cultobzor.ru взял интервью у владельца и сооснователя Галереи ARTSTORY М.Д.Опенгейма.

Михаил Давидович, что для Вас мир искусства – бизнес, объект для инвестиций, приятный отдых, образ жизни, что-то еще?

Точно не бизнес, и точно не инвестиции. Скорее сейчас это именно образ жизни. В любой сфере бизнеса есть шкала риска, так вот в современном искусстве уровень этого риска просто запредельный. Поэтому никому не могу посоветовать выбрать именно рынок современного искусства как поле для инвестиций.

Тем более в России, в нынешней совершенно неопределенной ситуации, когда никто не знает что будет завтра, а уж тем более послезавтра. Рынка произведений искусства в России нет как такового, я его могу охарактеризовать как «блошиный» – настолько здесь его объем ничтожный и случайный.

Разница в отношении к изобразительному искусству в России и в Европе колоссальная, желание приобрести картину идёт, дай бог, двадцать пятым по списку приоритетов, если вообще у человека есть такая потребность. А откуда она могла взяться, если жить где-нибудь в хрущовке или в коммуналке, где на стене в лучшем случае висит картинка из журнала?

Культура восприятия произведений искусства не может появиться массово и сразу, это долгий процесс, на который уйдет несколько поколений. И пусть этот процесс произойдет хотя бы на уровне бытовых привычек, например, человек съездил заграницу, увидел в гостинице в номере репродукции картин, ему понравилось, возможно, у него возникнет желание что-то купить. Это всё будет накапливаться при нормальной ситуации в стране.

Далее, в России нет принятой заграницей модели отношений художник – галерея – покупатель. Галереям чрезвычайно сложно вести одного определенного художника, приобретать эксклюзивные права, вкладываться в него. Каждый хочет получить выгоду здесь и сейчас, и обычно всё это сводится к схеме «случайный покупатель» – «случайный художник». Выстроить цивилизованный рынок на такой модели невозможно.

Поэтому, повторюсь, искусство для меня – это образ жизни, это то, что по-настоящему нравится.

Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – основатели Галереи ARTSTORY

А что Вам нравится? Какие фамилии Вы могли бы назвать?

Художников, которые нравятся, много. Это мой любимый Моисей Фейгин, это Наталия Нестерова, это Олег Целков, особенно ранние произведения. В последнее время меня очень увлекло творчество Леонида Пурыгина. Мне интересен Владимир Мигачёв, который является художником нашей галереи и выставку которого мы провели в свой первый сезон. Планируем и новую его экспозицию.

Намеренно называю очень разных художников, потому что для меня главное – чтобы картины чем-то зацепили, не оставили равнодушным. Это главное, что привлекает моё внимание и вызывает интерес к творчеству художника, желание приобрести его работы.

Выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» в Галерее ARTSTORY

Охватывает ли Вас азарт коллекционера, когда не спишь ночами и стремишься любой ценой приобрести понравившуюся картину?

Спокойствие оно бывает внешнее и внутреннее. Внешне, как видите, я всегда спокоен. Что касается внутреннего азарта… Я всегда внимательно изучаю цены, слежу за творчеством интересующих меня мастеров, знаю ситуацию на рынке. И не вижу необходимости переплачивать втридорога.

И хочу отметить такой момент – я могу купить, например, даже на блошином рынке, картину неизвестного художника, но если она мне лично нравится, чем-то зацепила, то она принесет мне больше эстетического удовольствия, нежели работа художника с раскрученным именем, но чуждого мне по взглядам на искусство.

Я не гонюсь за именами, у меня есть ясное и четкое понимание, что и когда нужно делать, кого мне нужно приобретать.

Выставка Владимира Титова «Последний маргинал» в Галерее ARTSTORY

Еще одно Ваше увлечение – это старинные автомобили, Вы участвуете и не просто участвуете, а побеждаете в различных престижных гонках. Это проявление страсти к скорости, к ярким эмоциям, к риску?

Первоначально в основе всего этого лежала красота. Классические ретро-машины удивительно красивы, они обладают тем, чего напрочь лишены изделия современного автопрома – стилем, элегантностью, эксклюзивностью.

Автомобили класса luxury той блестящей эпохи сродни произведениям искусства – настолько они уникальны в своей индивидуальности. Тогда никто не ломал линию кузова просто ради лучшей аэродинамики. В салоне главной была не эргономика, а роскошь, не показная, а подлинная, внутренний аристократизм в характере каждого автомобиля.

Потом уже ко мне пришло понимание, что на этих машинах можно и ездить, можно участвовать в гонках, и, честно признаюсь, выходя на старт, стараюсь если не выигрывать, то приезжать в призах. Но, еще раз хочу подчеркнуть, первоначальным стимулом была красота.

Здесь у меня напрашивается сравнение этих роскошных автомобилей с вашими выставками. Любой проект галереи ARTSTORY – отточен, выверен, эксклюзивен и безумно интересен.

Не буду скрывать, в душе я перфекционист, в основе всего того что я делаю, лежит очень простой принцип – если делать, то хорошо, иначе лучше вообще ничего не делать. И я благодарен всем сотрудникам галереи за понимание и поддержку этого принципа.

Поэтому мы сидим перед выставками ночами напролет, вызывая справедливые нарекания наших близких. Поэтому мы можем всей галереей на два дня перед сдачей каталога, как это было перед выставкой Фейгина, уехать под Тверь и на полиграфическом комбинате каждую страницу поштучно принимать к тиражу, выверяя цвет и все детали.

Зачастую бывает так – приходишь на какую-то выставку, видно, что вложены большие деньги, что участвуют хорошие художники, а целостности нет, проект не состоялся. Есть просто набор отдельных произведений.

Я же подхожу к разработке концепции любого проекта нашей галереи с одним очень простым вопросом – с каким впечатлением должен уйти зритель с выставки.

А потом уже от желаемого нами результата мы по цепочке начинаем придумывать, что для этого нужно сделать – выбор произведений, архитектура экспозиции, каталог, всё, что должно по нашему мнению сопровождать выставку.

На открытии выставки «Война участвует во мне…»

Прошел первый, очень важный и трудный выставочный сезон галереи. Какое получилось лицо у ARTSTORY, какое место она заняла на арт-карте Москвы, удалось ли достичь тех целей, которые Вы ставили перед собой, открывая галерею?

Лицом галереи, и прекрасным лицом, является её директор и сооснователь Люсинэ Петросян, без которой просто ничего бы не было.

Какое место мы занимаем, как мы воспринимаемся в арт-сообществе – наверное, нам изнутри трудно об этом судить. Мы просто честно и качественно делаем свою работу, как мы её понимаем. Но мы, мне кажется, можем гордиться и ставить самим себе на будущее в пример такие реализованные нами проекты, как выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» и экспозиция «Война участвует во мне…» к 70-летию Победы.

Нашей целью было создать своего рода галерею-клуб, что бы ARTSTORY стал местом, в котором уютно всем любящим искусство. Поэтому вход на выставки у нас свободный, и это принципиальная позиция – наши выставки должны быть доступны для всех. Мы проводим лекции, мастер-классы и творческие вечера. Творческая атмосфера и пространство любви к изобразительному искусству – вот что такое в моём понимании наша галерея.

Творческий вечер «Василий Ситников и его «Академия художеств» в Галерее ARTSTORY

С каким выставочным планом ARTSTORY начинает свой второй сезон?

Уже 9 сентября открывается ретроспективная выставка известного московского художника-графика Бориса Маркевича. Сюрпризом, который мы подготовили для наших посетителей, является издание книги рассказов Михаила Зощенко с иллюстрациями художника.

Книга должна была выйти в 1971 году, но … В последний момент была дана команда сверху «не пущать». И вот через 44 года мы восстанавливаем тончайшую и точнейшую линию Зощенко –Маркевич.

Следующая экспозиция представит избранные произведения из коллекции галереи. К выставке мы готовим своего рода энциклопедию с обширным биографическим и искусствоведческим материалом по каждому из наших художников. Это будет академическое издание объемом около четырехсот страниц!

Далее планируем выставку Льва Табенкина, на которой представим неизвестные ранее полотна художника 1980-х годов, которые мы привезли из Америки, где они пролежали почти тридцать лет в свернутом виде. Многие из них нам пришлось тщательно реставрировать, но это потрясающие работы, я уверен, что эта выставка станет большим событием и откроет Льва Табенкина современным зрителям с совершенно незнакомой стороны.

Мы запускаем новую версию сайта, готовим программы мастер-классов и образовательных лекций. В планах ряд проектов в поддержку молодых художников. И мы всегда рады видеть всех любителей искусства в стенах нашей галереи!

Рабочий момент. Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – обсуждение будущей экспозиции

В минувший четверг, 19 сентября, на трассе Moscow Raceway состоялось историческое, во всех смыслах этого слова, событие - первые в России кольцевые гонки на исторических автомобилях Moscow Classic Grand Prix 2013, организатором которых выступила московская компания «Старое Время», лидер российского рынка услуг по импорту и обслуживанию исторических автомобилей, при поддержке event-агентства «Автоэкзотика», более известного широкой публике по организации одноименного автомобильного шоу.

П ри подготовке к проведению мероприятия организаторам пришлось преодолеть немало трудностей, ведь в нашей стране, в отличие от Европы или Америки, практически отсутствует собственный опыт проведения кольцевых гонок на исторических автомобилях, не хватает подготовленных автомобилей и пилотов. И, тем не менее, на старт парных гонок (по одному кругу каждый с каждым, наподобие велосипедных гонок преследования на треке, когда старт участникам дается из двух равноудаленных точек) вышли 24 экипажа на специально подготовленных ретромобилях, разделенных в зависимости от возраста и места производства на пять зачетных групп:

  • Veteran (автомобили, выпущенные до 1945 года);
  • Oldtimer (1946 - 1970 г.г.);
  • Youngtimer (1971 - 1980 г.г.);
  • Mini (автомобили марки MINI, произведенные до 1990 года);
  • Sovtrans (отечественные автомобили не старше 1980 года выпуска).

С амым старым автомобилем, принявшим участие в гонках, стал Aston Martin 15/98 Sports Tourer 1938 под управлением Михаила Опенгейма, которому удалось победить в зачете Veteran. Пересев потом в Lotus Elan 1964 года, Михаил сумел также опередить всех конкурентов в категории Oldtimer и стать в итоге абсолютным победителем Летнего Гоночного Кубка компании «Старое Время» 2013 года, состоявшего в этом году из 3-этапов.

П редставляем призеров гонок во всех категориях:

Veteran 1. Опенгейм Михаил (Aston Martin 15/98 ST 1938) 2. Смирнов Александр (MG TA 1938)

Oldtimer 1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964) 2. Кашин Григорий (Chevrolet Camaro SS 1968) 3. Ильин Александр (Jaguar ХК 140 1956)

Youngtimer 1. Тюрин Михаил (Porsche 911 ST 1971) 2. Душкин Вячеслав (Datsun 280 Z 1977) 3. Гергоков Евгений/Попов Владимир (Audi Quattro 1978)

Mini 1. Смирнов Александр (Austin Mini 1964)

Sovtrans 1. Гергоков Евгений/Попов Владимир (ВАЗ 2105 1979) 2. Попов Владимир/Гергоков Евгений (ВАЗ 2103 1975) 3. Могилевский Лев (Москвич 408 1968).

П обедителями Летнего Кубка компании «Старое Время» 2013 по результатам 3-х этапов стали:

  1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964)
  2. Ильин Александр/Петухов Игорь (Jaguar XK 140 1956)
  3. Смирнов Александр/Назаркин Сергей (Jaguar XK 150 1959).

О рганизаторы Moscow Classic Grand Prix с оптимизмом смотрят в будущее, считая, что на фоне роста интереса россиян к исторической технике, а также появлением в России трасс международного уровня и ростом популярности автоспорта, будет расти интерес и к гонкам на исторических автомобилях. В следующем году, помимо гонок Moscow Classic Grand Prix 2014 на трассе Moscow Raceway, которые будут посвящены 100-летнему юбилею отечественных кольцевых гонок, организаторы планируют провести также и зимнее мероприятие для исторических автомобилей на трассе Тушинского аэродрома.

Михаил Давидович, как у вас, человека по профессии далекого от искусства, возникла идея открыть галерею ARTSTORY? Расскажите свою историю, как стать успешным галеристом.

Как стать успешным галеристом, я пока не знаю – это ещё только предстоит понять. Идея создания галереи приходила постепенно. Сначала я увлёкся коллекционированием, стал собирать работы современных художников, которые мне нравятся. Потом познакомился с Люсинэ Петросян , которая мне помогла как специалист в подборе коллекции. Люсинэ лично знакома со многими художниками, мы с ней ходили по мастерским, благодаря ей я познакомился с творчеством многих современных мастеров. Сначала возникла идея сделать выставку Моисея Фейгина . Это замечательный художник, к тому же был повод - его 110-летний юбилей. Мы стали искать площадку, где можно выставить картины. Поехали в Третьяковку - там очередь. Полетели в Питер, в Русский музей, но нам предложили не совсем подходящее помещение для достойного и потому заслуживающего соответствующих пространств художника. Искомое помещение могло появиться только на следующий год, но хотелось всё-таки в год юбилея. Мы поняли, что, как ни странно, существует дефицит арт-площадок и надо создавать свою.

Поведайте о своей коллекции картин: как всё начиналось, что это за коллекция? Помните свой первый экспонат?..

Беседовала Людмила Зарубинская