Не всегда руководитель может самостоятельно представлять интересы организации, в том числе, получать товары, оборудование, материалы. Чтобы частично передать свои полномочия, ему необходимо оформить доверенность на получение материальных ценностей на иных лиц. Разберемся, как выглядит этот документ и всегда ли он нужен.
Оформлять бумагу, удостоверяющую полномочия представителя организации, надо в следующих ситуациях:
Согласно , передача права на получение товара оформляется в письменном виде. Но доверенность наделяет других лиц только конкретными правами, например, экспедитор организации уполномочен получить со склада партию компьютеров по договору. Вместе с тем, не устанавливает определенных полномочий, которыми может наделяться представитель предприятия по письменному разрешению.
В числе обязательных реквизитов:
Письменное уполномочие на получение материально-товарных ценностей предъявляется в месте их выдачи. Сотрудник, выдающий материалы на основании письменного разрешения, сверяет реквизиты документа с удостоверением личности предъявителя. При этом срок актуальности полномочий исчисляется с момента выдачи бумаги.
В действующем гражданском законодательстве нет четких требований к оформлению письменного полномочия на сотрудника. В практике хозяйствующих субъектов принято использовать унифицированные формы бланков М-2 и М-2а. Стандарты введены в действие . Вместе с тем за организациями остается право использовать в своей деятельности производные формы. Об этом сказано в «О бухгалтерском учете».
Форма М-2а, с помощью которой можно оформить передачу полномочий, выглядит так:
Оборотная сторона
Скачать бланк доверенности на получение материальных ценностей бесплатно можно в конце статьи.
Стандартная форма содержит следующие реквизиты, обязательные к заполнению:
В верхней части документа предусмотрен открепительный корешок. Его также следует заполнить. После выдачи представителю компании заполненной формы отрывная часть остается в бухгалтерии. В нижней части предусмотрены места для подписей сотрудника, его руководителя и главного бухгалтера. Удостоверительные надписи должных лиц заверяются печатью компании (если она имеется).
Доверенность на получение материальных ценностей позволяет подтвердить полномочия представителя организации, который выступает в ее интересах. Если сотрудник компании в момент передачи ценностей не имел на руках оригинала заполненного по правилам документа, доказать факт передачи будет сложно. По этой причине правильность оформления письменного уполномочия проверяется дважды: при выписке и в момент отпуска товара.
Доверенность на получение товара – бумага, которая, как правило, дается сотруднику организацией и позволяет ему получить товары или материальные ценности у поставщика по договору или по заказу. Важно, чтобы эта доверенность была составлена правильно и содержала в себе всю важнейшую информацию.
Важнейшим правилом составления доверенности является то, что в документе необходимо обязательно указывать конкретные товары (или группы товаров), а также иных ценностей. Рекомендуется также по возможности указывать их количество. Кроме этого, можно отмечать и несколько дополнительных особенностей:
Вот образец формы М-2:
Образец формы М-2а:
Раньше было возможно составление доверенности на получение товара от руки, однако, сегодня практически всегда используются доверенности, разработанные в электронном варианте. При этом заполняются они также в электронном варианте, а подписываются потом от руки.
Стандартная форма доверенности представляет собой двухсторонний бланк, одна сторона которого считается лицевой, а другая – обратной, которая, как правило, включает в себя таблицу. Какую конкретную информацию содержит каждая из сторон?
Под таблицей обязательно должна стоять подпись доверенного лица. Также правильно нужно оформить корешок бланка. На нем указываются: срок действия доверенности, её номер, подпись доверенного лица, список документов на получение товаров, дата и номер подтверждающих получение товаров документов.
Вот образцы заполнения доверенности:
Наконец, доверенность заверяется. Делается это через подпись бухгалтера и директора, а также проставление печати организации.
Как уже говорилось ранее, организация может разработать специально для себя доверенность в свободной форме с использованием электронных ресурсов (как правило, Microsoft Word). При этом туда нужно будет включить следующие реквизиты:
Без указания данной контактной информации доверенность не будет считаться действительной. Помимо вышеописанных данных, необходимо также обязательно указать актуальное подробное поручение в отношении доверенного лица, а также список товаров, которые он имеет право получить.
Существует особый тип доверенности на получение товара – генеральная доверенность. В ней четко фиксируется спектр действий, на которые уполномочено доверенное лицо. Кроме того, чаще всего к использованию генеральной доверенности прибегают непосредственно физические, а не юридические лица.
Свое применение генеральная доверенность нашла в приобретении машин: лицо пишет доверенность, по которой доверенный приобретает ему авто. Как это происходит и каковы подводные камни у подобной процедуры – ответы в следующем ролике:
Наиболее крупные действующие предприятия особенно нуждаются в том, чтобы не создавать всякий раз по необходимости новую доверенность. Товары поступают с достаточно высокой частотой, поэтому постоянное составление новой доверенности является лишь дополнительной и ненужной тратой времени. Каков же срок действия доверенности на получение товаров, и каковы его особенности?
Сроки действия доверенности регулируются Гражданским кодексом РФ, а конкретно его 186 статьей. Здесь закон отмечает одну важную особенность: доверенное лицо до конца действия доверенности должно отчитаться по её использованию. Если срок действия истек, а отчет также не получен, то в отношении данного лица доверенность не может больше выдаваться.