Что следует менять перед сезоном в мотоцикле. Подготовка мотоцикла к путешествию

Февраль 20, 2014

Вот проходят последние дни зимы, и приближается осень. Для мотоциклистов эти дни особенно волнительны, так как нужно подготовить своего железного коня к многочисленным поездкам, которые начнутся всего через несколько недель. Этот момент весьма ответственный, так как те мотоциклисты, которые провели в седле мотоцикла уже не один сезон, не понаслышке знают о том, как неприятно сталкиваться с поломками и неисправностями в пути, а особенно если Вы куда-либо отправились с друзьями. Всем придется Вас ждать и помогать с ремонтом, а он далеко не всегда может быть незначительным, и в конечном итоге вместо того чтобы беспечно колесить по дорогам, Вы потеряете кучу времени на то, чтобы отремонтировать свой мотоцикл.

Пока еще не настал мото-сезон, есть отличная возможность уделить внимание своему мотоциклу и проверить его состояние еще до начала поездок. Для этого есть все условия, так как на улице уже потеплело, а это значит, что стало вполне реально вечерами проводить время в гараже, хотя многих мотоциклистов не останавливали даже самые сильные морозы. Но все же стоит отправиться в гараж и подготовить мотоцикл к первой поездке. При таком подходе Вы точно будете знать о том, что у Вас ничего не сломается и та самая первая поездка Вам запомнится на долгое время.

Первым делом, по приходу в гараж, оцените внешнее состояние Вашего мотоцикла. Если Вы готовили мотоцикл к зиме и смазывали его специальными средствами, то не спешите их снимать, так как мотоцикл будет еще некоторое время простаивать. Стоит проверить состояние колес. Они могли несколько спустить за период зимования. Если это так, то подкачайте их. Откройте бензобак мотоцикла и посмотрите внутрь. Если там есть бензин, то это уже хорошо. Если нет, то его стоит залить, но перед этим обязательно промойте бак. Чтобы не сталкиваться с подобной проблемой, настоятельно рекомендуем Вам перед зимней стоянкой мотоцикла полностью заправлять его.

Теперь достаньте Ваш аккумулятор, который хранился на время холодов в подходящем для этого месте, и установите на мотоцикл. Включите сначала фары. Пусть они некоторое время поработают, потом включите повороты, сигнал и другие потребители. Через несколько минут все это стоит выключить. Это делается для того чтобы аккумуляторная батарея «проснулась» после длительного простоя. Пока Вы играли с различными осветительными приборами и другими потребителями, у Вас была возможность оценить степень зарядки аккумулятора. Если он разряжен, то не стоит его даль мучать. Подключите аккумулятор к зарядному устройству и дайте ему некоторое время подзарядиться. После этого можно устанавливать его на мотоцикл. Теперь проклацайте все скоростя, предварительно выжав сцепление. Осмотрите все тросики и проверьте уровень тормозной жидкости. Если нашли какое-либо отклонение – стоит его устранить.

Теперь осталось только оживить мотоцикл после длительного простоя. Не стоит удивляться, если мотор заведется не сразу, так как нужно выждать пока бензин пройдет по всему пути бензопровода. Натяните подсос и нажмите на кнопку стартера. Если Ваш мотоцикл не оснащен электростартером, то заводите его при помощи кик-стартера. После того как мотор мотоцикла заведется, ни в коем случае не выжимайте с него «все соки» на холостом ходу. Прогрейте мотор на малых оборотах. Если все прошло нормально, то Ваш мотоцикл готов отправиться в путь и радовать Вас своей безотказной работой.

Очередной мотоциклетный сезон подходит к концу - позади остались чумовые прохваты по городу, костоломные вылазки в лес и дальние вояжи. Остается подготовка к сезону следующему, а именно консервация мотоцикла на зиму - о ее тонкостях мы подробно расскажем в этом материале.

Итак, начнем с неоспоримого в этом плане утверждения: если оставить мотоцикл на зимовку, не выполнив ряд подготовительных операций, есть риск не то что испытать трудности со стартом двигателя весной, но и попасть на очень дорогостоящий ремонт.

Выбор места зимовки


Очевидно, что двор дома - далеко не идеальный вариант, и лучше заранее позаботиться об отопляемой, а еще лучше - охраняемой парковке. Если такой нет, то вполне сойдет обычный холодный гараж. Ключевой момент - важно, чтобы он был проветриваемым, с хорошей вентиляцией, не сырой.


Непосредственно перед постановкой мотоцикла в гараж, на хранение до весны необходимо очень тщательно его вымыть. Лучше не лениться и сделать это самостоятельно, столичные автомойщики сделают это «в допуске», вам же следует сделать это до состояния «идеально». Необходимо тщательно очистить хромированные детали от битумных пятен, а спицы, обода колес - от ржавчины и других загрязнений, которые к весне могут изрядно подпортить внешний вид байка. После мойки необходимо как следует просушить мотоцикл. Тут два варианта: либо продуть все труднодоступные места компрессором, либо, если погода еще сухая, можно как следует прохватить на мотоцикле на высокой скорости - под действием набегающего потока воздуха и высокой температуры работающего двигателя остатки воды испарятся сами собой. Нам ближе второй метод.

Итак, мотоцикл чистый, сухой и уже в гараже, в котором ему предстоит провести всю зиму. Приступим.

Разборка и смазка


Для начала необходимо отсоединить клеммы и снять аккумулятор. Силовые провода и проводку обработать влаговытесняющим средством (WD-40) либо силиконом - это защитит их от окисления. Сам аккумулятор лучше забрать домой и периодически выполнять цикл разрядки-зарядки.

Следующим этапом будет тщательная чистка и смазка приводной цепи. Тут, пожалуй, обойдемся без подробных комментариев, надеясь на то, что вы делали это хотя бы каждые тысячу километров пробега в течение сезона.

Далее необходимо залить заранее заготовленный бензин с проверенной заправки в бензобак «под горлышко». Таким образом, чтобы под его крышкой оставалось как можно меньше воздуха. Не лишним будет воспользоваться стабилизатором топлива либо медицинским спиртом - он свяжет собой бензин и воду, так или иначе попавшую в бензобак в процессе эксплуатации. Делается это все для того, чтобы стенки бензобака не ржавели изнутри. Наверное, не нужно рассказывать, что сделает ржавчина, годами скапливавшаяся в бензобаке, с карбюратором или форсунками.

Цикл разрядки и зарядки особенно актуален для владельцев новых мотоциклов, так как чаще всего в них применяются литий-полимерные аккумуляторные батареи, полная разрядка которых навсегда выводит их из строя.

После выполнения этих, в общем-то, нехитрых процедур, предстоит заняться самым важным. Для этого пригодится немного моторного масла и шприц. Итак, выворачиваем свечу, набираем в шприц 5–20 мл моторного масла и впрыскиваем в цилиндр через свечное отверстие. Важно учитывать объем вливаемого масла: скажем, если у тебя мотоцикл с одноцилиндровым 500-кубовым мотором, например Yamaha SR500, то влить придется 15 мл, а если, к примеру, 500-кубовый V8 Moto Guzzi, то общую дозу из условных 20 мл следует распределить равными долями в каждый из восьми цилиндров. Для того чтобы вливаемое масло достигло цели, то есть попало в зазор между поршневыми кольцами и поршнем, нужно прокрутить коленчатый вал электрическим стартером либо с кика. После этого свечи можно ввернуть обратно.

К тому времени, когда возня со свечами закончилась, почти наверняка подошли к концу и запасы пива - самое время позвонить другу и попросить захватить еще. На самом деле, суть в том, что его помощь потребуется для выполнения заключительной стадии консервации пациента.

Делается это все для того, чтобы поршневые кольца за зиму не прикипели намертво к поршню и не пришлось тащиться в сервис в поисках компрессии.

Смазка резиновых элементов

Теперь самое время заняться смазкой основных резино-технических деталей. Речь в первую очередь о сальниках, пыльниках и манжетах вилки и амортизаторов, которые под воздействием мороза могут лишиться силики и потрескаться. Грозит это немедленным выходом из строя вилки и амортизатора, соответственно. И если выход амортизатора можно сразу и не заметить, то последствия вытекшего масла из вилки, которое неминуемо попадет на тормозные диски и колодки, вы заметите при первой же попытке остановиться. Итак, вооружившись силиконовым спреем следует тщательно смазать вышеупомянутые детали, а также патрубок карбюратора, виброгасители руля, если они имеются; тормозные шланги, резиновые демпферы ведомой звезды; манжеты главных тормозных цилиндров, а также цилиндров сцепления. По большому счету, предстоит смазать все резиновое, кроме шин, подготовку к зимовке которых можно ограничить понижением давления вполовину от рабочего (как правило до 1 бар).

Полировка


После этого почти на 100% поверхность мотоцикла будет абсолютно сухой. Самое время приступить к полировке. Крылья, бензобак, обтекатели - все то, что покрыто лаком и за зиму может помутнеть, необходимо отполировать. Можно вполне обойтись без полировочной машинки, пригласив, к примеру, своего приятеля. Пока один круговыми движениями губкой наносит тонким слоем полироль на поверхность деталей мотоцикла, другой вслед тщательно полирует ее тканью. В специализированном магазине вы найдете всевозможные наборы для неглубокой полировки. Процесс изнуряющий, но благодарный - весной придешь в гараж, протрешь влажной ветошью мотоцикл, и он как новый.

Упаковка

Финальный штрих - кусок хлопковой ткани в глушитель, чтобы защитить цилиндр двигателя от попадания влаги, и чехол. С ним тоже не все так просто. Мы рекомендуем использовать специальные чехлы для хранения мотоциклов изо льна или хлопка. Советуем избегать дешевых образцов из синтетики и полиэтилена. Ключевой параметр - вентилируемость.

Моторное масло и масляный фильтр рекомендуем поменять с приходом нового сезона. Тогда как озаботиться состоянием охлаждающей жидкости стоит до наступления морозов - из-за риска ее замерзания в системе, которая неизбежно повлечет за собой выход из строя шлангов системы охлаждения, водяной помпы или - еще хуже - блока двигателя.

Ряд этих, в общем-то, нехитрых операций позволит существенно сэкономить на услугах мотосервисов по подготовке мотоцикла к зимовке, а также уберечь технику от непредвиденных ремонтов к началу наступления теплых деньков в новом сезоне.

Текст: Адель Шангараев

Наступила весна - пора готовить мотоцикл к новому сезону. Когда солнце начинает припекать, а снег на лужайках тает, многие мотоциклисты хотят побыстрее выкатиться на дорогу, и на правильную подготовку мотоцикла терпения может не хватить. Однако это чревато дальнейшими проблемами. Перед выездом из гаража стоит совершить несколько несложных действий, которые помогут сохранить мотоцикл в хорошем состоянии и минимизируют риски во время езды.
Ваши действия во время подготовки к мото сезону будут полностью зависеть от того, как вы подошли к консервации мототехники осенью.
Если вы подготовили мотоцикл к зимовке правильно: помыли его, обработали специальными средствами, заполнили свежим бензином, почистили фильтр и цепь и тд. (см. статью «Консервация мотоцикла»), то подготовиться к сезону не составит труда.


Какие проверки следует выполнить перед выездом?



1) Перед тем, как отправиться в гараж, не забудьте взять с собой заряженный аккумулятор (если вы сняли его после сезона). Хорошо заряженный рабочий аккумулятор должен показывать заряд 12,6В. Для зарядки гелевого аккумулятора используйте только импульсное зарядное устройство ! Если Вы забыли снять клеммы осенью, возможно, придется купить новый аккумулятор .

2) Тщательно смойте смазку, защищающую от коррозии, которую нанесли на мотоцикл осенью, иначе она соберет на себя всю дорожную пыль.

7) Проверьте на износ тормозные колодки, если не осмотрели их перед консервацией, при необходимости замените их. Качественные колодки – это безопасность. Большинство мотоциклистов отдают предпочтение таким известным производителям колодок, как Ferodo, Newfren, EBC , Nissin. Если колодки не заменить вовремя, начнется неравномерная выработка тормозных дисков, а их замена обойдется намного дороже. Если у вас возникли проблемы с выбором, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

8) Проверьте наличие подтеков на вилке, их не должно быть. При отрицательных температурах резиновые сальники и пыльники могут потрескаться и вызвать течь масла. Купить сальники и пыльники для мотоцикла , а также вилочное масло можно в нашем магазине.

9) Проверьте давление воздуха в колесах. Осмотрите саму резину, насколько она изношена. Резину старше пяти лет стоит заменить на более свежую, так как она уже потеряла большую часть своих свойств.

10) Перед первым выездом проверьте все механизмы мотоцикла на работоспособность (тормоза, электрику, тросы и др.). Посмотрите, насколько затянуты болты, если они ослаблены, то могут самораскрутиться и выпасть во время движения. При длительном хранении электрические контакты иногда окисляются, их можно почистить специальным средством для контактов.


Что делать, если вы пренебрегли консервацией?

Если вы пренебрегли антикоррозионной консервацией осенью, на необработанных местах за зиму может появится ржавчина. В ненаполненном баке и карбюраторе может скопиться влага, а сам мотоцикл отказаться заводиться. В таком случае придется полностью очищать бак и карбюратор, а при сильной ржавчине заменять их.

Аккумулятор – одна из самых уязвимых частей мотоцикла во время зимнего периода. Разряженная батарея не даст мотоциклу ожить после холодов. Средний срок жизни аккумуляторов варьируется от 2 до 5 лет, но многое зависит от условий хранения и марки АКБ. Если батарею не удастся оживить с помощью качественного зарядного устройства , придется купить новый аккумулятор .

Проверьте состояние свечей. С испорченными свечами мотоцикл не будет заводиться, в таком случае стоит купить новые свечи . Мы рекомендуем японские свечи NGK .

Если после проведенных манипуляций мотоцикл не заводится и не оживает с помощью «толкача», стоит сразу же отвезти его в мотосервис на диагностику, понадобится помощь специалистов.

Итак, в этой статье мы разобрались, как произвести расконсервацию мотоцикла и начать мотосезон без проблем и поломок. Если вы хотите с наступлением теплых весенних дней сразу начать кататься на мотоцикле, не пренебрегайте простыми правилами консервации, ухаживайте за мотоциклом, следите за износом его деталей и механизмов, и храните его в защищенном месте. Тогда ваш байк будет служить вам долго, и сезон начнется для вас удачно. Помните, что после зимы на дороге могут находиться реагенты и прочая грязь, существенно влияющая на сцепление с дорожным покрытием, а асфальт будет недостаточно прогретым, будьте осторожны и соблюдайте скоростной режим.

Соберите все необходимые инструменты. Вам понадобятся: чистые тряпки, ключ для свечей, новое моторное масло, новый масляный фильтр, масленка, чтобы запустить масло в цилиндры, смазка для цепи, если у вас цепной привод, стабилизатор топлива, банка WD-40, чехол для мотоцикла, кухонная пленка, резиновые жгуты, резиновые перчатки, автомобильный воск. Ну и самое главное, это место где вы собираетесь оставить мотоцикл на зиму. Избегайте близости к источнику влаги, и химическим испарениям. Сухой отапливаемый гараж будет идеальным местом.

Тщательно вымойте свой мотоцикл. Воспользуйтесь моющим средством. Удалите дорожную пыль и насекомых с мотоцикла, чтобы защитить лакокрасочное покрытие. Старайтесь не залить воду в трубу глушителя. Если внутренности глушителя намокнут и не высохнут за короткое время, внутри глушителя начнет гнить металл. Также, следует избегать попадания влаги на воздушный фильтр. Если фильтр будет мокрым, через него будет плохо проходить воздух и мотоцикл будет сложно завести. Тщательно вытрете мотоцикл замшевой тряпкой. Отполируйте все металлические детали специальной полиролью. Наконец, нанесите автомобильный воск на все покрашенные детали. Почистите цепь. Покройте все металлические детали WD-40 и смажьте цепь.

Добавьте в топливный бак стабилизатора топлива. Залейте полный бак бензина. Когда топливо долго стоит, из него испаряются летучие вещества, и в осадке остаются маслянистые и липкие компоненты, они могут забить топливную систему. Запустите двигатель, чтобы топливо со стабилизатором попало в карбюратор, затем выключите двигатель и дайте ему остыть.

Если на вашем мотоцикле карбюраторный двигатель, осушите поплавковую камеру. Отсоедините топливопровод и слейте топливо из карбюратора. Ознакомьтесь с инструкцией, чтобы узнать, где находятся дренажные болты. Если на вашем мотоцикле инжекторный двигатель, тогда у вас нечего сливать.

Когда двигатель остынет, вы можете приступить к замене масла и фильтра. В процессе длительного хранения, в моторном масле происходят изменения. Старое масло может проявлять кислотные свойства, что приведет с изнашиванию деталей двигателя.

Используя масленку, нанесите немного масла на ноги передней вилки. Сядьте на мотоцикл и пораскачивайте его, чтобы масло растеклось по ногам и попало внутрь вилки. Таким образом, вы защитите сальники и другие резиновые детали от пересыхания, а ноги от коррозии.

Отсоедините высоковольтные провода и осторожно снимите свечи. С помощью масленки, залейте немного масла внутрь цилиндров. Залейте около одного кубического сантиметра масла в каждый цилиндр. Полностью отсоедините высоковольтные провода, а затем покрутите мотор стартером, чтобы масло растеклось по цилиндрам. Держите голову так, чтобы масло из свечных отверстий не попало вам на лицо. Почистите свечи и установите их обратно. Установите высоковольтные провода.

Хорошей идеей будет снять аккумулятор. Некоторые аккумуляторы требуют зарядки «умным» зарядным устройством каждые 4 недели. Отложения сульфатов на пластинах аккумулятора, во время длительного хранения, может вывести его из строя. Тонкий слой вазелина на клеммах может предотвратить коррозию. Эти процедуры помогут вам легко завести мотоцикл весной и избежать затрат на новый аккумулятор.

Если на вашем мотоцикле установлена система жидкостного охлаждения, проверьте уровень антифриза. Слейте старый антифриз, промойте систему и залейте новые, если это необходимо. Замену антифриза нужно выполнять каждые 2 года. Не оставляйте мотоцикл на зиму с низким уровнем антифриза в системе, это приведет к коррозии. Также проверьте уровни всех остальных жидкостей.

Нанесите смазку на кабели. Смажьте амортизаторы и шарниры. Смажьте коленвал, если у вас такой типа привода. Почистите воздушный и топливный фильтры. Проверьте износ колодок. Замените расходники на вашем мотоцикле.

Почистите и нанесите защитное средство на все кожаные детали.

Помнится, нынешней весной, одной из самых популярных тем на форуме samaramoto.ru была «Не могу завести мотоцикл». Эта тема адресована тем, кто хочет избежать подобных проблем после зимнего хранения, кто заботится о своем аппарате и делает все для его здоровья и долголетия:-)).
Итак, по пунктам.
1. Перед зимней спячкой необходимо залить полный бак. Бензин — это смесь углеводородов различной плотности, поэтому при долгом хранении имеет дурную особенность расслаиваться на фракции. Особенно активно этот процесс протекает в поплавковых камерах карбюраторов. Завести байк весной на таком топливе вряд ли получится. Залитые свечи, посаженный аккумулятор, прикуривание от авто и т.д. Чтобы избежать этой беды, в бензин добавляется Fuel stabilizer, химия, которая гарантировано препятствует расслоению бензина. Важно, чтобы эта штука попала и в карбюраторы, т.е. недостаточно просто залить ее бензобак, нужно, чтобы аппарат некоторое время поработал, предпочтительно не на холостом ходу, т.е. после добавления стабилайзера неплохо бы на мотоцикле прокатиться, хотя бы 1-2 км. Все эти меры позволяют также защитить бензобак и карбюраторы от внутренней коррозии.
2. Масло. Много дискуссий, много мнений. Даже в нашем коллективе нет конценсуса 🙂 по этому вопросу. Мы склоняемся к тому, что менять масло осенью целесообразно. Дело в том, что масло, которое отработало в двигателе, уже подверглось окислению, в нем растворены картерные газы. Предохранить детали от окисления при длительном хранении оно уже не способно. Кроме того, существует опасность, что все шлаки, примеси, металличесая и алюминевая стружка (куда ж без нее) за зиму отстоятся и опустятся на дно картера, т.е. к маслозаборнику… Последствия ясны. Поэтому мы считаем, что поменять масло осенью предпочтительнее, чем весной. Особенно это относится к форсированным движкам спортбайков и спорттуреров.
3. Цепь. Вымыть — почистить — смазать. Для здоровья О-рингов это будет очень полезно — не рассохнуться.
4. Цилиндры. Чтобы предохранить их от ржавчины, необходимо вывернуть свечи, залить в каждый по 5 — 10 мл моторного масла, прокрутить двигатель стартером 1 — 2 сек. Затем свечи закрутить.
5. Выпускной тракт. На глушители имеет смысл надеть полиэтиленовые пакеты, это предохраняет от выпадения конденсата и не только внутри них, но и во всем выпуске вплоть до клапанов. Надевайте пакеты только на остывшие глушители! 🙂
6. Резина. Обработать силиконовым спреем и при возможности вывесить колеса. Рекомендации по давлению в шинах противоречивы: кто-то говорит нужно стравить до 1 атм, кто-то считает, что надо поднять до 3.5 атм. Мы придерживаемся рекомендованных производителем значений.
7. Аккумулятор. Обязательно снять клемму массы. Лучше вообще снять аккумулятор и хранить его отдельно от мотоцикла в прохладном помещении с температурой чуть выше 0, например, в погребе. Очень желательно зимой 1 — 2 раза его «потренировать», т.е разрядить лампочкой, затем полностью зарядить. Если этого не сделать, то подуставшие аккумуляторы 2 — 3 лет от роду могут весной и не ожить:-(.
8. ЛКП и хром. Перед хранением байк нужно чисто вымыть, после чего обработать восковой полиролью (мы используем 3М Protect III). Популярную WD — 40 для этих целей использовать не стОит, она гигроскопична.

Вот, пожалуй, и все. Если педантично выполнить все эти нехитрые процедуры, то успешный пуск весной гарантирован на 95%. Да и в перспективе байк будет служить дольше. Если возникли вопросы или выполнить что-то из перечисленного по тем или иным причинам затруднительно (или лениво:-)), обращайтесь. Вся нужная мотохимия есть в наличии.

P.S. Неплохо также до зимы померять плотность антифриза, особенно если байк хранится в неотапливаемом гараже.