Подорожают ли машины в году. «Классическое запугивание потребителя»

16-12-2016, 03:08

В 2016 году цены на автомобили в России выросли в среднем на 7%. Учитывая средневзвешенную цену нового транспортного средства в 1 360 000 руб., получаем подорожание в 95 200 руб. Более чем серьёзная сумма, учитывая среднюю заработную плату гражданина России в 36 200 рублей. Получается, что россиянину придется отработать ещё как минимум три месяца (при условии перехода на питание одной корочкой хлеба в день), чтобы просто покрыть это подорожание.

А в 2017 году ситуация с ценами на новые автомобили обещает стать ещё более напряженной. Все отечественные эксперты сходятся в едином мнении - машины начнут дорожать прямо с января будущего года, и, в конечном итоге, рост цен может превысить показатели 2016 года.

С чем это связано? Разумеется, в первую очередь с девальвацией российского рубля. За последние два года рост потребительских цен в нашей стране составил 44%, но, по мнению экспертов, он все равно ещё не покрывает темпы девальвации отечественной валюты. Конечно, в теории рубль в следующем году может начать расти, и тогда цены, соответственно, будут снижаться. Но в подобные радужные перспективы, кажется, в России не верит уже ни один человек.

Рост цен на автомобили в связи с данной проблемой коснется абсолютно всех марок, включая отечественные, ведь даже в продукции АвтоВАЗ присутствуют иностранные детали либо при её сборке используются агрегаты иностранного производства. Безусловно, на отечественных машинах такое подорожание скажется не так сильно, как на «немцах» или «американцах». Скорее всего, влияние курса рубля окажет минимальное воздействие и на цену автомобилей из Китайской Народной Республики.

Производители из Поднебесной все ещё пытаются завоевать отечественный рынок, «пробиваясь» как раз в основном за счет низких цен. Но на 1-3% могут подорожать даже самые бюджетные модели китайского производства.

Сильнее всего в 2016-ом подорожали японские Toyota и Mazda - на 10-11% в зависимости от модели. Следом за ними, казалось бы, неожиданно идет чешская Skoda - увеличение цены на 10%. На самом деле ситуация здесь объяснимая - Skoda принадлежит Volkswagen AG, при этом она не является «флагманом» ведущего европейского концерна на российском рынке. Соответственно, немцы придерживают цены на наиболее перспективные модели головного бренда Volkswagen, стремясь отыграть их относительную дешевизну за счет «нишевой» Skoda. Считается, что поклонники чешской марки - куда более преданная публика, нежели у самого Volkswagen, так что они не убегут к конкурентам и после 10% подорожания.

За Skoda в рейтинге увеличения цен идет американский Ford - 9%. Затем следуют корейские Hyundai и принадлежащая ей Kia, демонстрируя вполне умеренный рост в 7-8%. За ними плетутся тот самый Volkswagen и ещё парочка «японцев» - Nissan и Mitsubishi. У этой троицы рост составил 7%. Ну а наименьшие показатели роста цен, само собой, у отечественной Lada и её французской «хозяйки» Renault - около 4-5%.

Слабеющий рубль - не единственная причина, по которой ожидается подорожание автомобилей в следующем году. С 2017-ого все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС) обязаны оснащаться отечественной системой безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Данное нововведение российских властей крайне не понравилось иностранным производителям.

Только представьте себе, например, Ford Focus продается по всему миру практически в неизменном виде - различаются лишь версии комплектаций, да и то весьма незначительно. А тут американскому концерну придется устанавливать совершенно новую и ненужную никому, кроме российских властей, штатную опцию. И это притом, что наша страна не входит даже в десятку крупнейших мировых «потребителей» автомобильного транспорта!

Более того, только за 2015 год российский рынок продемонстрировал спад более чем на 36% - сильнее, чем какой-либо другой участник «ТОП-15» мировых продаж! Получается, что Россия в принципе не слишком интересна иностранным производителям, её привлекательность с каждым годом только падает, да ещё и отечественные власти ставят палки в колеса иностранным концернам.

В связи с этим многие мировые бренды и вовсе подумывают свернуть часть своих продаж в России - зачем тратить миллионы на установку ЭРА-ГЛОНАСС в не самую популярную у россиян модель, если последующие продажи даже не покроют эти самые вложения? Вдобавок, теперь компания ГЛОНАСС ещё и требует с автопроизводителей плату за активацию услуги. Выходит, что даже такие отечественные модели, как Lada Vesta и Lada Xray по цене от 389 000, в которых уже на этапе разработки была внедрена система ЭРА-ГЛОНАСС, все равно подорожают из-за «налога на активацию».

Что касается других моделей отечественного бренда, представители АвтоВАЗ уже выпустили официальные комментарии по данному поводу, сказав, что «не могут позволить использование ЭРА-ГЛОНАСС на Lada Kalina, Granta и Largus без влияния на розничные цены». В целом эксперты сходятся во мнении, что новая обязательная система безопасности сильнее всего скажется на цене именно бюджетных моделей. Данный сегмент наиболее остро реагирует на любые нововведения, да и лишние несколько тысяч рублей гораздо заметнее в ценнике из шести, а не семи-восьми цифр.

Другая неприятная новость для российских автолюбителей - «дефицит» специальных акций, распродаж и скидок, ожидаемый в 2017 году. Как мы уже упомянули выше, отечественный рынок не является приоритетным для иностранных компаний, и вряд ли эта ситуация изменится к лучшему в следующем году. Поэтому многие автомобильные концерны в 2017 отдадут предпочтение другим странам при распределении «вкусных» цен и особых предложений. Так, шведская Volvo собирается в следующем году отдать свои основные «промо-квоты» на крупнейший в мире китайский рынок и в страны Евросоюза.

Оно и понятно - в Китае ежегодно продают почти в двадцать раз больше автомобилей, чем в России! Даже в Германии, население которой насчитывает 82 миллиона человек, против 146 миллионов россиян, емкость автомобильного рынка составляет свыше трех миллионов единиц, тогда как у нас - менее полутора миллионов.

Остается уповать лишь на щедрость самих дилеров, которые предлагают скидки за собственный счет, а не дарованные «с барского плеча» компаниями-производителями. Например, таким альтруизмом славится московский салон «МАС-МОТОРС», расположенный по адресу - Варшавское шоссе, дом 132А, корпус 1. В течение всего 2016 года компания постоянно предлагала разнообразные скидочные акции и «особые условия», так что практически на все модели, вне зависимости от официальной политики брендов, в «МАС-МОТОРС» цены были ниже, чем в среднем по рынку.

Также многие эксперты предрекают в будущем году подорожание подержанных автомобилей, особенно иностранного производства в возрасте трех-пяти лет. Дело в том, что в предыдущие кризисные годы многие россияне предпочитали покупать именно такие «почти новые» иномарки, вместо подорожавших салонных образцов. В результате в данном сегменте настал настоящий «бум» продаж, и в следующем году, судя по всему, спрос превысит предложение. А значит, владельцы «трехлеток» начнут активно завышать цены на свой товар - все равно ведь купят! К слову, всё в том же салоне «МАС-МОТОРС» представлены и подержанные автомобили по весьма адекватным ценам.

Факторы, влияющие на динамику цен на рынке автомобилей

Главный фактор, определяющий риски рынка, это колебания курсов валют. Благодаря ослаблению рубля и колебаниям на мировых финансовых рынка, компании – производители автомобилей были вынуждены повысить цены на 25% . Но в 2016 году действия компаний будут направлены на удержание установленного уровня цен на автомобили, так как дальнейший рост цен негативно скажется на покупательском спросе. Если же удорожания избежать не получится, оно будет плавным и управляемым. Компании прибегают к различным маркетинговым акциям для удержания покупателя.

В 2016 году большинство компаний повысили цены на модельные ряды от 3 до 5% , повышение затронуло все модели Chevrolet Niva, Volvo, Land Rover, Hyundai, Skoda и Jaguar. Вырастет также и стоимость всех выпускаемых моделей Лада, кроме новой Весты.

Второй фактор, обуславливающий подорожание автомобилей и влияющий на цены автомобилей в 2017 году, это принятие нового экологического стандарта для двигателей. Начиная с января 2016 года все выпускаемые автомобили должны быть оснащены двигателями, соответствующими стандарту Евро-5, это делается для того, чтобы хоть как-то сократить вредные выбросы в атмосферу и минимизировать урон, наносимый экологии. На нынешний момент только 38% автомобилей соответствуют этому стандарту, и то речь идет об иномарках, которые собираются на территории России, исключением является только Лада Веста. Согласно прогнозам аналитиков, затраты на модернизацию двигателей вырастут до 7% к 2017 году, рост цен коснется всех популярных автомобилей.

Роль в повышении цен играет и индексация утилизационного сбора. Этот показатель был неизменным с 2012 года, и за это время он практически обесценился ввиду постоянного роста цен на автомобили. Согласно постановлению Правительства, ставка по утилизационному сбору будет повышена до 65%, что моментально приведет к увеличению цен на автомобили до 20–40 тысяч.
Отдельно следует сказать о введенных в отношении России санкциях и контрсанкциях в ответ на них. Санкции в целом оказали негативное воздействие на цены практически всей продукции, коснулось повышение и автомобилей. А введенные Россией санкции в отношении Турции могут не только вызвать резкий скачок цен на авторынке, но и привести к сложностям при производстве автомобилей, ведь многие концерны используют турецкие запчасти, АВТОВАЗ, КАМАЗ также не являются исключениями. Дефицит запчастей для сборки может привести к незапланированной остановке производства, и производителям придется повысить цены на автомобили.

Насколько возросла цена на автомобили в 2016 году, статистика.

В начале 2015 года цена на автомобили производства АВТОВАЗ поднялась на 10–45 тысяч рублей. Больше всего цена выросла на автомобиль Лада Ларгус – с 412 000 до 457 000. Лада Приора подорожала на 15 000. К 2017 году ожидается подорожание до 15%. Рост цен не обошел стороной и модели УАЗ. Например, цена на модельный ряд Hunter повысилась на 8%, Patriot на 7,6%, а Pickup на 14%.

Однако по сравнению с тем, как подскочили цены на иномарки, подорожание отечественных автомобилей кажется не таким уж и значительным. В общей сложности автомобили импортного производства подорожали на 21%.

Изменения коснулись и вторичного рынка автомобилей. Поначалу в связи с ростом цен на новые автомобили резко возник спрос на подержаные и в начале 2015 их цена резко выросла до 40% на иномарки и до 10% на отечественные. Но к концу года из-за избытка предложения и падения спроса цены пошли вниз, и сократились от 9 до 23% исходя из класса модели. Если верить прогнозам экспертов, до конца 2016-начала 2017 года цены на вторичном рынке автомобилей будут падать.

Установление цены на автомобили в 2016–2017 году будет зависеть от курса рубля. Если произойдет девальвация рубля, повышения цен избежать не удастся, но он будет постепенным, так как концернам резкий скачок цен на модели невыгоден, это грозит стагнацией продаж.

Другой возможный вариант, если девальвация рубля не произойдет рубль пойдет на укрепление, цена автомобили будет постепенно снижаться.

Повышение ставки акциза в 2017 году


По прогнозам аналитиков, можно точно предсказать увеличение цены на автомобили из-за повышения в 2017 году ставки акцизного налога на 26,5% к уровню 2014 года. В следующем году акцизный налог на автомобили мощностью 90–150 л. с. будет равен 43 рублям за 1 л. с. Автомобили мощностью выше 150 л. с. будут облагаться налогом в 420 рублей за каждую единицу мощности.
Автомобили мощностью менее 90 л. с. и мотоциклы акцизным налогом не облагаются. Сумма этого налога входит в стоимость цены автомобиля, но, как правило, она составляет лишь 1,5% от общей цены, и поэтому, как полагают аналитики, в результате увеличения ставки акциза цена на автомобиль повысится незначительно.

В настоящее время нельзя сказать, что отечественная автомобильная промышленность переживает хорошие времена. В первую очередь проблемы автопрома обусловлены экономическим кризисом и нестабильной политической ситуацией в стране. Не удивительно, что наших соотечественников беспокоит вопрос относительно того, какие будут цены на машины в 2017 году .

Конечно, эти данные будут приблизительными, потому что нельзя ясно увидеть, что произойдет в будущем с курсом доллара, но даже такие цифры помогут людям понять, удастся ли им приобрести авто в 2017 году или же стоит повременить с этой затеей.

Что повлияет на цену

Если верить статистическим данным, то за последние 5 лет автомобильный рынок существенно изменился. Продажи иномарок занимают около 70% от общего оборота, а это означает, что отечественный производитель не сильно интересует современного покупателя.

Напомним, что сейчас продолжают действовать санкции, наложенные на Россию многими развитыми державами, в частности Германией и Италией, которые являлись лидерами поставок качественных в РФ. Ввиду этого, можно констатировать неприятный факт — иномарки уже сейчас значительно взлетают в цене. Кроме того, цены на комплектующие, для таких товаров, не стоят на месте, а уверенно растут вверх. Уже сейчас можно смело утверждать, что стоимость ввозимых иностранных марок машин увеличится на 30-40%.

Исходя из этих данных, можно составить список основных факторов, которые будут влиять на становление цены на автомобили в 2017 году.

  1. Финансовая валютная ситуация на рынке. Прогнозы ведущих экспертов показывают, что и евро увеличится в среднем на 7%, а это по сегодняшним меркам небольшой скачок. В силу этих обстоятельств производители не станут чрезмерно завышать расценки на свою продукцию, ведь тогда они рискуют лишиться многих потенциальных покупателей. А учитывая тот факт, что их количество и так резко снизилось за последние два года, максимальная цена на авто в 2017 увеличится в 4%.
  2. Санкции, введенные Турцией. Как известно, ведущие отечественные производители автомобилей («АвтоВАЗ», «КАМАЗ») используют запчасти турецкого производства. Вполне вероятно, что перебои в поставках приведут к задержке выпуска готовой продукции и поставщики будут вынуждены перекрывать данные издержки ростом цен на авто. Этот фактор может привести к тому, что расценки на машины в 2017 году увеличатся на 7-15%.
  3. Новый экологический стандарт. Начиная с 2016 года, все выпускаемые машины должны быть оснащены двигателями стандарта «Евро-5». Эти затраты производители компенсируют 5% ростом цен на свою продукцию. Отметим, что на сегодняшний день лишь 38% отечественных машин полностью отвечают заявленным экологическим требованиям.
  4. Повышение ставки по утилизационному сбору на 65%. Данный указ поступил недавно от Правительства РФ. Именно из-за увеличения такой ставки ценники на авто увеличатся на 30-40 тысяч рублей к каждой выпускаемой единицы.
  5. Рост акцизного сбора на 4-5%. Этот показатель не слишком повлияет на стоимость машины.

Но специалисты не перестают источать волны позитива. Они уверены, что поднятие цен на импортные автомобили привлечет к отечественным маркам больше покупателей. Даже учитывая тот факт, что цены на наши авто тоже немного вырастут, через определенный промежуток времени российские машины вытеснят зарубежные. Что же касается американских и европейских производителей, то они понесут существенные убытки, ведь население России являлось главным потребителем их продукции.

Стоит отметить, что подобная участь ожидает не всех иностранных поставщиков. К примеру, Китай и Япония не прекратят свои поставки, поэтому автолюбители смогут выбрать для себя оптимальные вариант транспортного средства по выгодной цене.

Рынок подержанных авто в 2017 году

Если рассматривать рынок б/у автомобилей, то здесь ситуация кажется более благоприятной. В 2017 году цены на подержанные машины, скорее всего останется на прежнем уровне. Эксперты даже прогнозируют небольшой спад цен на такие авто. В первую очередь, это связано с тем, что спрос на подобную продукцию несколько уменьшился.

Напомним, в 2015 году на рынке б/у автомобилей случился настоящий аншлаг: цены на новые машины резко взлетели и покупатели переключились на подержанный товар. Увеличение спроса привело к тому, что расценки на авто взлетели почти на 40%. Но уже в конце 2015 года, большая часть автолюбителей нашла свою идеальную машину, спрос упал и, соответственно упали расценки (в среднем на 10%).

Сейчас можно предположить, что цены на авто с пробегом увеличатся всего на 10%, что будет весьма выгодно нынешним покупателям. Единственная причина, по которой расценки на б/у машины могут возрасти — курс иностранной валюты.

Резюмируя все вышесказанное, можно смело заявить, что стабильности на рынке авто ожидать не приходится. Люди, привыкшие к импортным машинам продолжать сеять панику в надежде, что ситуация повернется в другую сторону. Но вряд ли их ожидания оправдаются. Конечно, те, кто в состоянии заплатить баснословные суммы за немецкую или итальянскую машину, не задумываясь, сделают это. Но вопрос в другом: стоит ли это делать?

Уже через каких-то 10 лет российский авторынок пополнится качественной и долговечной продукцией, способной соперничать с ведущими западными марками. Поставки таких машин будут происходить не только в России, но и в ближнее зарубежье. Ну а пока, следует развивать и совершенствовать отечественного производителя, вкладывать в него достаточные средства и внедрять инновационные технологии, чтобы в будущем с гордостью заявлять: «Российские машины самые лучшие, безопасные и выносливые!».

Цены на автомобили в 2017 году продолжат умеренный рост. Несмотря на данный фактор, эксперты прогнозируют частичное восстановление продаж, которые вернутся к показателям 2015 года. Полностью выйти из кризиса автомобильному рынку удастся только через несколько лет. При этом цены на авто сохранят зависимость от динамики валютного рынка.

Ценовое ралли

Динамика автомобильного рынка зависит сразу от нескольких факторов, отмечают эксперты. В первую очередь это рост цен на автомобили на фоне снижения доходов населения. И если темпы подорожания автомобилей постепенно замедляются, то снижение покупательской способности граждан будет оказывать давление на рынок в среднесрочной перспективе.

Во втором полугодии цены на новые автомобили прибавят 2-3%, прогнозирует представитель «Автостат» Сергей Удалов. В целом за 2016 год подорожание составит 10%, что существенно меньше прошлогодних показателей. Стабилизация ситуации с курсом доллара помогает участникам рынка удерживать цены. Однако в нынешних условиях данный фактор уже не способен стать существенным драйвером роста продаж.

При этом эксперты подчеркивают, что общее подорожание автомобилей за время кризиса еще не достигло масштабов девальвации. Если за период сентябрь 2014 года - июнь 2016 года цены на новые авто прибавили 38%, то стоимость доллара выросла на 70%. Поэтому цены имеют значительный потенциал для роста в 2017 году.

Курс рубля в 2017 году станет основным фактором, который будет влиять на будущую стоимость автомобилей. Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает постепенное укрепление российской валюты, что позволит сдержать рост цен на авто. Подорожание нефти даст возможность рублю отыграть утраченные позиции. В результате стоимость автомобилей останется без изменений.

Сохранение нынешних котировок на валютном рынке обернется ростом цен на авто в пределах 5-10%. Участники автомобильного рынка продолжат корректировать цены с учетом предыдущей девальвации.

Наиболее пессимистичный сценарий связан с новым обвалом нефтяного рынка и последующим кризисом российской экономики. Падение котировок «черного золота» до 25-30 долл./барр. обернется новым этапом ослабления рубля и падением реальных доходов населения. В итоге стоимость автомобилей прибавит 20-30%.

Динамика рынка: в поисках восстановления

В 2017 году прекратится спад на автомобильном рынке, прогнозируют аналитики. Согласно оценкам представителей Минпромторга, продажи легковых автомобилей снизятся до 1,4 млн шт., что на 6,7% меньше показателей 2015 года. Наиболее негативный сценарий предполагает более существенный обвал - до 1,1 млн шт. В рамках оптимистичного сценария ожидается умеренный рост продаж - до 1,6 млн шт. В следующем году продажи продемонстрируют рост впервые за последние 4 года, вернувшись к показателям 2015 года.

Спрос на автомобили окажется под давлением в среднесрочной перспективе, считают эксперты. Снижение доходов отражается на поведении потребителей, которые не готовы идти на существенные затраты в нынешних условиях. При этом дешевое кредитование, которое традиционно являлось основным драйвером роста продаж, остается недоступным.

Несмотря на постепенное снижение учетной ставки, коммерческие банки продолжают выдавать кредиты под высокий процент. Кроме того, финансовые учреждения установили жесткие требования для потенциальных заемщиков, что является существенным ограничением.

В нынешних условиях поддержка со стороны государства является единственным фактором, который сможет стабилизировать продажи, считает замглавы Минпромторга Александр Морозов. Однако правительство испытывает серьезные трудности с наполнением бюджета, что ставит под вопрос возможное продление госпрограммы в 2017 году. Чиновники намерены стабилизировать дефицит бюджета, что отражается на снижении финансовой поддержки экономики.

Прогнозы экспертов предполагают постепенное восстановление положительной динамики на автомобильном рынке в 2017 году. Выход российской экономики из кризиса позволит вернуть продажи к показателям 2015 года, до этого продажи снижались 4 года в подряд. Кроме того, восстановление продаж зависит от масштабов поддержки со стороны государства.

Цены на авто в следующем году сохранят зависимость от тенденций валютного рынка. Укрепление рубля, прогнозируемое Минэкономразвития, позволит участникам рынка сохранит цены без изменений. При этом рост стоимости автомобилей во втором полугодии 2016 года замедлится до 2-3%.

Стабилизация валютных котировок приведет к подорожанию автомобилей на 5-10% в 2017 году. Пессимистичный сценарий, связанный с обвалом цен на нефтяном рынке и девальвацией рубля, вызовет новую волну подорожания автомобилей. В таком случае рост цен составит 20-30%.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter