Управление санитарной очисткой и благоустройством территорий. Санитарная очистка городских территорий

Уборка в городах производится на улицах и площадях, в местах общественного пользования (парки, скверы и т.п.), а также на территориях жилых кварталов и микрорайонов. Она выполняется в соответствии с установленным режимом и технологией выполнения уборочных работ. Режим работ - характер, частота и сроки выполнения работ определяется в зависимости от категории улиц и их значимости, а также от размеров движения транспорта и пешеходов.

Технологический процесс уборки зависит от типов дорожных покрытий, определяющих возможность механизации работ. Так, например, мостовые ограничивают применение машинных способов уборки, а усовершенствованные покрытия (асфальтовые и цементно-бетонные) позволяют механизировать все основные процессы их уборки.

Уборку улиц, площадей, парков, скверов, а также территори микрорайонов разделяют на летнюю и зимнюю.

Летняя уборка городских территорий включает мойку и подметание проеезжей части улиц и дорог, тротуаров, уход за зелеными насаждениями и другие виды работ. Подметание включает собственно подметание, сбор смета и его удаление. Эти операции выполняются специальными под­метальными машинами. Механизированное подметание производится только на асфальтовых и цементно-бетонных покрытиях.

Мойка проезжих частей улиц производится струей воды под дав­лением 3-5 атм. Смет смывается в лотки улиц. Поливка выполняется и жаркие дни в целях некоторого понижения температуры воздуха идорожных покрытий, повышения относительной влажности воздуха (на 4-12%) и уменьшения запыленности воздуха примерно в 2-З раза. К специальным мероприятиям по обеспыливанию относятся поливка и обработка поверхности дорожных покрытий пылесвязывающими веществами для предупреждения образования пыли и рассеивания ее и воздухе. К таким веществам относятся: гигроскопические соли (хло­ристый кальций и т.п.), органические и минеральные пылесвязывающие вещества и специальные эмульсии.

В технологии и организации летней уборки улиц выделяются: гене­ральная уборка (главная, основная), проводимая, как правило, в ночное иремя или ранним утром, до начала интенсивного городского движения транспорта и выхода населения иа улицы; дежурная (патрульная) убор­ка, выполняемая в течение дня, периодически или эпизодически.

Городские магистрали и площади подлежат главной уборке один-два раза в день, а в течение дня - дежурной уборке. Остальные улицы подлежат генеральной уборке один раз в день, а дежурной - по необ­ходимости.

Зимняя уборка заключается в сборе и удалении снега и льда, т.е. в создании условий удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов в зимнее время.

Работы по зимней уборке улиц и проездов заключаются в расчист­ке проезжих частей и тротуаров от снега, сборе и удалении снега с улиц, а также в борьбе с гололедицей. В период между снегопадами осущест­вляется сбор и удаление всякого мусора, образующегося на улицах.

Снег удаляется разными способами: вывозом на снеговые свалки автомобильным грузовым парком, откидыванием снега в сторону от проезжей части на полосы насаждений или незастроенные участки, сплавом снега по водосточной сети города, снеготаянием со сбросом силой воды в водосточную сеть города. К первоочередным задачам зимней уборки относятся также сгребание снега, посыпка песком об­леденелых участков, раздвигание снежного вала на перекрестках, на остановках транспорта, у выездов из дворов. Работы второй очереди - формирование снежных валов, удаление снега с проездов, скалывание льда и удаление накатов.

Сложность организации и проведения зимней уборки городов заключается в том, что заранее практически невозможно определить объем работ и время их проведения, которые надо выполнять в кратчайшие сроки. В то же время объемы работ при больших снегопадах настоль велики, что выполнение их возможно только при максимальной механизации всех работ и четкой их организации.

Объем работ определяется площадью проезжих частей улиц города и толщиной снегового покрова. Расчет объемов работ ведется по большим снегопадам в данной местности. В средней полосе России в течение зимнего периода бывает от 5 до 15 больших снегопадов, а в иные годы - до 20 снегопадов. Толщина снегового покрова за зиму достигает 1,25 м.

Зимнюю уборку разделяют на регулярную, проводимую в период между снегопадами, и периодическую, выполняемую во время и после снегопадов. При больших снегопадах она превращается в аварийную уборку. Регулярная уборка осуществляется ранним утром, а периодическая и аварийная начинается в начале снегопада и продолжается до полной расчистки улиц и удаления снега.

Основой организации зимней уборки является установленный режим уборки снега. Улицы разбивают на группы в зависимости от и категории, значимости, транспортных потоков и типа покрытий. Для каждой группы устанавливают вид и сроки проведения снегоуборочных работ. Так, например, сгребание снега на магистральных улицах производится непрерывно с начала снегопада и заканчивается в пределах одного часа после окончания снегопада, а удаление снега с улиц может производиться на магистральных улицах со сроком окончания от 24 до 48 часов после снегопада, а на второстепенных улицах - со сроком окончания от 48 до 72 часов после снегопада.

Уборка городских территорий - не только очень важная, но и сложная организационно-управленческая задача. Наши города по многим параметрам отличаются друг от друга и характером застройки и планировкой городских магистралей и улиц, и климатическими условиями. Все эти факторы должны учитываться при организации работ по уборке городских территорий.

Санитарная очистка городских территорий включает сбор, вывоз, переработку и утилизацию бытового мусора - твердых бытовых отходов (ТБО).

В связи с ростом городского населения этот процесс представля собой наиболее экологически важную и сложную проблему благоустройства городов.

К твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, крупнога­баритные отходы, а также отходы промышленных предприятий.

В муниципальном секторе ТБО образуются издвух основных ис-точников: жилых зданий и административных зданий учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Объем образования ТБО в жилом фонде составляет 60% от всех собираемых бытовых отходов, остальные 40% приходятся на общественные и коммерческие организации и учреждения. Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:

Численность и плотность городского населения;

Уровень благоустройства жилищного фонда;

Климатические и другие природные условия;

Архитектурно-планировочная композиция города;

Состояние и перспективы развития жилой застройки;

Экономические возможности городских властей.

Численность и плотность размещения городского населения являются одним из основных факторов, определяющих объем работ посбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания и переработки.

От архитектурно-планировочной композиции города зависят протяженность маршрутов по удалению отходов, размещение ремонт­ных баз, стоянок спецавтотранспорта, мусороперегрузочных станций, предприятий по обезвреживанию и других служб санитарной очистки города.

Необходимость полного и своевременного удаления отходов с городских территорий тесно связана с определением нормы нако­пления домового мусора, расчетом потребляемого количества транс­портных средств, выбором мощности сооружений для обезвреживания. Норма накопления домового мусора учитывает отходы, накапливаемые в жилых зданиях, учреждениях и предприятиях общественного питания и культурного назначения, а также крупные предметы домашнего оби­хода. Эта норма непосредственно зависит от степени благоустройства жилищного фонда города и его климатических условий и меняется в зависимости от конкретных условий и сезонов года. Климатические условия предъявляют особые требования к эксплуатации технических средств сбора бытовых отходов (контейнеров и спецтранспорта), срокам удаления и процессам утилизации.

С точки зрения организации санитарной очистки домовладений территория страны может быть условно разделена на три климатические зоны: северную, среднюю и южную. Большинство городско населения проживает в средней зоне, в ней расположена подавляющая доля городов с населением свыше 400-500 тыс. жителей. Поэтому основные требования к условиям сбора и удалению твердых бытовых отходов обычно определяют для средней зоны с указанием тех специфических требований, которые необходимо учесть при обращении с отходами в других зонах.

Для организации уборки города северной зоны основное значение имеют продолжительные периоды преобладания низких температур, большое количество осадков в зимний период, наличие вечномерзлых грунтов. Низкие температуры определяют сложность эксплуатации спецтранспорта и специального оборудования. Из-за повышенной хрупкости металла и резины происходят преждевременный износ и полом оборудования, срок службы которого резко сокращается. Низкие температуры вызывают также примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам. В зонах обильных снегопадов и снегопереносов усложняются подъезды к местам стоянки контейнеров и условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Наличие вечномерзлых грунтов затрудняет строительство и эксплуатацию полигонов ТБО, но в то время снижает их экологическую опасность. Отечественные машины специального исполнения для обслуживания городов Севера и Крайнего Севера отсутствуют, и это увеличивает в 2-2,5 раза себестоимость удаления ТБО в этих районах.

Южная зона характеризуется высокими температурами и продолжительностью теплого периода, обилием овощей и фруктов и продолжительного сезона их потребления. Высокие температуры наружного воздуха способствуют быстрому разложению органических отходов, ускоренному развитию микрофлоры, в том числе патогенных микроорганизмов и насекомых. Это вызывает необходимость сокращения сроков хранения ТБО, повышение требований к герметичности контейнеров и транспортных средств, необходимость их систематической и тщательной мойки и дезинфекции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Санитарная очистка города, основные задачи

В городах происходит наиболее интенсивное накопление твердых бытовых от-ходов, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду. Поэтому санитарная очистка городов - одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и окружающей природной среды, и включает в себя комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию и переработке бытовых отходов и уборке городских территорий.

1.Защита окружающей среды от возможных токсичных выделений ТБО

2. Максимальное применение механизации при санитарной очистки города

3. Сущность, назначение и структура Генеральной схемы очистки города.

Генеральная схема очистки -- проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.

Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10--20 лет.

Генеральная схема очистки должна содержать:

Общие сведения о городе и природно-климатических условиях;- материалы по существующему состоянию и развитию города на перспективу;- данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки;- материалы по организации и технологии сбора и вывоза бытовых отходов;- расчетные нормы и объемы работ;- методы обезвреживания отходов;- технологию механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий;- расчет необходимого количества спецмашин и механизмов по видам работ;- организационную структуру предприятий системы санитарной очистки и уборки;- капиталовложения на мероприятия по очистке территорий;- графическую часть и основные положения схемы.

2. Градостроительные аспекты благоустройства и санитарной очис т ки

Задача благоустройства городов -- создание здоровых, удобных и культурных условий жизни городского населения.

Для улучшения состояния окружающей человека городской среды немаловажное значение имеют подотрасли благоустройства: санитарная очистка, уборка городских дорог и озеленение. Однако имеется значительное отставание их развития как от жилищного строительства, так и от других подотраслей благоустройства. Проблема сближения темпов развития благоустройства с темпами жилищного и промышленного строительства является одной из важнейших задач градостроительства. Недостаточно направлять усилия только на развитие одной из подотраслей благоустройства (создание материально-технической базы, обеспечение кадрами, строительство отдельных объектов озеленения и т. п.), необходимо учитывать их связь с другими объектами благоустройства, создавать соответствующий эксплуатационный фон.

Санитарную очистку, уборку и озеленение необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимообусловленности между собой и с другими подотраслями благоустройства (дорожным строительством, канализацией, водоснабжением и др.).

3. Влияние природно-климатических условий на выбор схемы санитарной очис т ки города

Условно, с точки зрения потребности в технике по уборке, санитарной очистке и озеленению, территории подразделяют на три зоны: северную, среднюю и южную.

Климат северной зоны резко континентальный, для него характерны длительный холодный период и низкие температуры воздуха в сочетании с сильными ветрами и снежными заносами. Часто повторяющиеся ветры высоких скоростей переносят снег с больших площадей и откладывают его в понижениях рельефа, у препятствий, нарушая транспортное сообщение. Все это предъявляет особые требования к организации технологии зимней уборки дорог.

Низкие температуры воздуха определяют сложность эксплуатации спецавтотранспорта и механизмов из-за замерзания горюче-смазочных материалов, повышения хрупкости металла и резины, что вызывает преждевременный износ и поломку дорогостоящего спецоборудова-ния, срок службы которого резко сокращается.

Основной трудностью является зимняя уборка городов с низкими температурами воздуха, выпаданием большого количества снега и сильными снегопереносами. Для этих городов потребность в плужно-щеточных и роторных снегоочистителях увеличивается на 4--5 единиц в расчете на 1 млн. м2 убираемой площади.

Низкие температуры вызывают примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам, в результате чего значительно увеличиваются затраты времени на погрузку и разгрузку мусоровозов. Возникает потребность в специальных контейнерах для сбора отходов в условиях низких температур, выполненных из материалов с пониженной адгезией. Снегозаносы во дворах и на дорогах затрудняют движение спецавтотранспорта, производительность его резко снижается.

В южной зоне содержание городских дорог в надлежащем санитарном состоянии осложняется в весенний и осенний периоды из-за намыва большого количества песка и грязи, особенно в зонах, подверженных песчаным бурям. В городах с богатой лиственной растительностью и длительным периодом листопада возникает проблема регулярного удаления опавшей листвы с проезжей части. Достаточно надежной техники для этих работ пока еще серийно не выпускается.

Поскольку южная зона характеризуется длительным теплым периодом, обилием овощей и фруктов и продолжительным сроком их потребления, значительно изменяется состав бытовых отходов. Высокие температуры наружного воздуха способствуют быстрому разложению органических веществ отходов, ускоренному развитию микрофлоры, в том числе и патогенной, а также вы-плоду мух. Все это вызывает повышенные требования к условиям сбора, периодичности вывоза и качеству обезвреживания отходов.

4. Сбор и удаление бытовых отходов

Санитарная очистка жилых районов и микрорайонов от твердых домовых отбросов, представляет собой комплекс мероприятий по их сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации.

Очистка жилых районов от ТБО складывается из различных операций. Пока не сложилось единой системы, и существует достаточно большое разнообразие различных способов и методов сбора, удаления и обезвреживания ТБО.

В основном, приняты два способа сбора -- унитарный и раздельный. При унитарном способе все отходы собираются в единый мусоросборник, при раздельном -- ТБО собирают по видам отходов (стекло, бумага, цветной металл, пищевые отходы и т.д.) в разные мусоросборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, значительно уменьшает объемы отходов, требующих обезвреживания.

Применяют два способа удаления ТБО -- вывозной и сплавной. В случае вывозного способа домовой мусор удаляется с помощью мусоропроводов или выносится в дворовые мусоросборники, после чего вывозится с помощью мусоровозов. Сплавной способ заключается в том, что удаление происходит двумя путями: по специальным трубопроводам (без мусоровозов) или коллекторам бытовой (хозяйственно-фекальной) канализации. Это значительно дорого, но более гигиенично.

Так же представляет интерес пневматическая система по транспортировке мусора, которая состоит из трубопроводов, накопительного бункера, фильтров и всасывающей установки (рис. 1). Для создания необходимого вакуума в системе применяют воздухоотсасывающие турбины. Трубопровод большого диаметра (около 60 см) подает отходы из мусоропровода в центральный бункер. Трубопроводы прокладывают под землей на глубине 0,6 м. Загрязненный воздух проходит через фильтры для очистки его от пыли и выбрасывается в атмосферу. Система работает периодически. При необходимости транспортировки мусора из всей системы откачивают воздух, создавая разряжение до 0,025 МПа. Задвижки на мусоропроводах открывают по заданной программе, и мусор из мусоропровода вытягивается и транспортируется со скоростью 33 м/с.

Дворовые сборники и контейнеры устанавливают в микрорайонах на специальных площадках, которые размещают на хозяйственных дворах, со стороны торцевых стен зданий или между зданиями, но с обязательным ограждением зелеными насаждениями или невысокими стенками. Площадки мусоросборников и павильоны следует размещать среди жилой застройки таким образом, чтобы создать максимальные удобства жителям при пользовании мусоросборниками, обеспечить удобный проезд транспорта, вывозящего мусор, исключить возможность загрязнения почвы и воздуха, обеспечить соответствие современным эстетическим требованиям.

Расстояние от подъездов зданий до площадки не должно превышать 100 м.

5. Архитектурно-планировочная структура города и ее влияние на основные пок а затели санитарной очистки

Архитектурно-планировочная структура города во многом определяет ряд основных показателей санитарной очистки, уборки и озеленения.

Обслуживаемые санитарной очисткой, уборкой и озеленением объекты: жилая застройка, дорожная сеть и система зеленых насаждений, -- являются важнейшими элементами архитектурно планировочной структуры города и от того, как они будут решены, в большой степен Требования рассматриваемых подотраслей необходимо учитывать как при проектировании и строительстве новых городов и районов, так и при реконструкции старой исторически сложившейся части города. В старой сложившейся застройке, которая обычно сохраняется как исторический центр города, условия для проведения работ по санитарной очистке, уборке и озеленению часто не соответствуют требованиям современной технологии, ограничивают возможность применения новых достижений в этих областях. Здесь обычно сложные условия проведения работ: узкие, кривые улицы, плохо спрофилированное дорожное полотно, отсутствие. надежно действующей дождевой канализации, недостаточно площади для разбивки газонов, цветников, посадки деревьев и кустарников. Дворы жилых домов имеют затрудненные, узкие выезды и проезды, недостаточную площадь, что осложняет задачу выбора и оборудования мест установки мусоросборников, затрудняет работу мусоровозного транспорта и уборочной техники, а также работы по озеленению.и зависит эффективность деятельности указанных служб.

6. Численность городского населения и ее влияние на санитарную очистку

Численность населения, является одним из основных факторов, оказывающих большое влияние на уровень очистки города. Рост городского населения в значительной мере определяет объем работ по уборке дорог, содержанию объектов озеленения, территорий домовладений, сбору, удалению и обезвреживанию бытовых отходов.

Тенденция к концентрации населения в крупных городах ставит санитарные и экологические требования значительно выше. Это прежде всего относится к нормативам обеспеченности городов зелеными насаждениями и благоустроенными дорогами, а также к сооружению других объектов, таких, как спецавтобазы для содержания и ремонта уборочной техники, питомники, мусороперегрузочные станции, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы

Уборка городских территорий

Развитие городов, а также постоянно растущие требования к качеству уборки требуют постоянного повышения степени механизации работ, что влияет на параметры проездов, тротуаров, дорожек. Уборку улиц, площадей, парков, скверов, а также территорий микрорайонов разделяют на летнюю и зимнюю . Так, уровень механизации работ по летней уборке городских территорий составляет 75 %, а по зимней - 80 %. Летняя уборка городских территорий включает мойку и подметание проезжей части улиц и дорог, тротуаров, уход за зелеными насаждениями и др. Зимняя уборка заключается в сборе и удалении снега и льда, создании безопасных условий для движения транспорта и пешеходов.

Сложность зимней уборки городов заключается в том, что заранее практически невозможно определить объем работ и время их проведения, которые, кстати, надо выполнять в кратчайшие сроки. К первоочередным задачам уборки относятся сгребание и подметание снега, посыпка песком обледенелых участков, раздвигание снежного вала на перекрестках, на остановках транспорта, у выездов из дворов. Работы второй очереди - формирование снежных валов, удаление снега с проездов, скалывание льда и удаление накатов.

В организации летней уборки улиц выделяют главную уборку, которую проводят обычно ночью или рано утром до начала интенсивного городского движения, и дежурную уборку, которую осуществляют эпизодически в течение дня. Городские магистрали и площади подлежат главной уборке 1...2 раза в день, а в течение дня - дежурной уборке. Остальные улицы подлежат генеральной уборке 1 раз в день, а дежурной - по необходимости.

Подметание улиц заключается в отделении мусора от дорожного покрытия, подаче его в бункер машины и вывоз к местам разгрузки бункера.

Уменьшение пылеобразования при этом достигается увлажнением покрытий уборочными машинами из расчета 0,01...0,015 л/м 2 . В жаркое время улицы обычно поливают (расход воды 0,2...0,5 л/м 2) поливающими машинами несколько раз в день. Улицы моют сильной струей воды под давлением 3...5 атм. При этом вода смывает мусор и пыль с дорожного покрытия, направляя его в лотки улицы и водоприемные колодцы. Поливомоечные машины используют также и для поливки зеленых насаждений.

Мы видим, что уборка городских территорий не только очень важная, но и весьма сложная задача. Это связано еще и с тем, что наши города по многим параметрам отличаются друг от друга и характером застройки, и планировкой городских магистралей и улиц, и климатическими условиями. Все эти факторы учитываются при создании уборочной техники.

Уход за дорожками и площадками на озелененных территориях должен производиться регулярно в течение всего года. Содержание их в чистоте и порядке преследует цель уберечь газон от пешеходов. Особенно важно учитывать это обстоятельство зимой, когда много снега. Уход за дорожками и площадками может быть механизирован.

Щебеночные и гравийные дорожки и площадки при увлажнении и разрыхлении полезно уплотнять вибрационными катками. В местах, где вдоль дорожек не проложен бортовой камень, сдвигается грунт на пешеходную часть. Специальным оборудованием подравнивают бровку, срезая грунт. В течение сезона эту операцию повторяют в среднем шесть раз.

Подметают асфальтовые дорожки и площадки малогабаритные подметально-уборочные машины. За сезон эта операция должна повторяться около 200 раз. Наиболее важным является удаление самых мелких фракций смета, так как они, поднимаясь в воздух, при малейшем движении ухудшают его состояние. Для этого одновременно с подметанием территорию поливают. Сток загрязнений воды на газон запрещается.

Зимой важно предотвратить образование на дорожках и площадках льда. Если он образовался, его посыпают песком из расчета 0,2...0,3 кг/м 2 , в первую очередь на уклонах - не менее чем через 1,5 ч после его появления. На остальных участках гололедицу обрабатывают песком в течение 3 ч с момента образования. Дорожки и площадки очищают от снега с использованием плужно-щеточного оборудования универсальной машины. Свежевыпавший снег перебрасывается на газоны машинами с роторным рабочим оборудованием или вывозится. В процессе этой работы обслуживающий персонал обязан следить за тем, чтобы снежные валы не повредили зеленые насаждения.

Скопление листьев у зеленых изгородей, в приствольных лунках можно удалять нагнетательно-пневматической машиной. Она перемещает листья струей воздуха в место, доступное для щеточного газоочистителя. Этот способ применим и для уборки щебеночных и асфальтовых предварительно увлажненных дорожек.

Временами появляющиеся на дорожках сорняки уничтожают химическим методом или огнем с применением ранцевого мотоопрыскивателя.

7. Классификация ТБО

Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) -- непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.

Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3 % по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет около 100 млн тонн/год, причём на долю России приходится более четверти этого объёма (по другим данным за 2007 год для РФ -- около 63 млн тонн/год).

Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию "ТБО" соответствует термин "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).

В состав ТБО входят следующие виды важных отходов: бумага (картон); рупногабаритные материалы; пищевые (органические) отходы; пластик; металлы; резина; кожа; текстиль; стекло; дерево и прочие.

К опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы; электроприборы; лаки; краски и косметика; удобрения и ядохимикаты; бытовая химия; медицинские отходы; ртутьсодержащие термометры; барометры; тонометры; лампы.

Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.

По характеру и степени воздействия на природную среду они делятся на: производственный; мусор, состоящий из инертных материалов, утилизация которых в настоящее время экономически неоправданна; утилизируемые материалы (вторичное сырье); отходы 3 класса опасности; отходы 2 класса опасности; отходы 1 класса опасности.

В России объем образования ТБО в 2007 году составил - 56,8 млн. т

8. Характерист ика загрязнений городских дорог

Летом на дорогах образуются загрязнения, состав, количество и санитарно-гигиеническая характеристика которых в большой степени зависят от состояния окружающей среды, в первую очередь атмосферы, и прилегающей территории.

Своевременно неудаленные с дорог загрязнения под действием ветра и движущегося транспорта могут переходить в воздух, загрязнять почву, смываться дождевыми водами в водоемы, оказывая отрицательное влияние на их состояние. санитарный очистка город загрязнение

Дорожные загрязнения по источникам их образования условно подразделяют на следующие виды: загрязнения, выпадающие из атмосферы (под действием соб ственной массы или с дождевыми каплями); загрязнения, наносимые ветром или ливневыми и талыми водами на дороги с прилегающих неблагоустроенных территорий (продукты эрозии почвы, органические загрязнения, мусор и т. п.); загрязнения, являющиеся результатом движения автомобильного транспорта и пешеходов (продук ты истирания асфальта и автомобильных шин, загрязнения с колес автотранспорта: масла и нефтепродукты, окурки, использоваиные пассажирские билеты, пищевые отходы и другой мусор).

Летние загрязнения на дорогах носят общее название -- смёт. Под смётом понимаются загрязнения, которые с помощью подметально-уборочных машин или вручную могут быть собраны с дорожных покрытий.

Наибольшую опасность в санитарно-гигиеническом отношеннн в составе смёта представляет собой пыль, особенно мелкодисперсная, способная подниматься в воздух. Вместе с тем эта фракция смёта труднее всего поддается уборке, так как частицы пыли прилипают к дорожному покрытию, забиваются в трещины, выбоины.

Установлено, что грунтощебеночные, брусчатые и другие дороги подобного типа, пересекающие основные городские улицы с усовершенствованными капитальными покрытиями, загрязняют их, из-за чего сокращается продолжительность периодов между отдельными уборками загрязнений, а, следовательно, каждая машина обслуживает меньшую площадь дорог. Наличие на городских дорогах ливневой канализации способствует перемещению некоторой части загрязнений, образующихся на прилотковой полосе улиц, в канализацию при мойке дорожного покрытия с помощью спецмашин, а также во время дождей. Уменьшение количества загрязнений на дорожных покрытиях приводит к увеличению производительности подметально-уборочных машин.

Мо йка и поливка дорожных покрытий

Назначение мойки -- удаление загрязнений с дорожных покрытий. Мойка состоит как бы из двух этапов. Первый -- отделение пыли и других загрязнений от поверхности дороги и перемещение их в направлении лотка. Второй -- смыв скапливающихся в лотке загрязнений в ливневую канализацию.

На дорогах, имеющих продольные уклоны, для обеспечения хорошего качества уборки мойку следует вести под уклон. Большое значение имеет длина пути перемещения частиц по поверхности покрытия, в связи с чем эффективной считается мойка при ширине проезда 8 м.

Мыть проезжую часть целесообразно только ночью (из условий дорожного и пешеходного движения). Мойка улиц днем не эффективна, так как автотранспорт, перемещаясь по мокрому покрытию, оставляет на нем загрязнения, налипшие на колеса. Мойка в дневное время допустима в исключительных случаях, непосредственно после дождя, когда загрязнение городских дорог резко увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов, стройплощадок и т. д.. В зависимости от числа полос движения смывание загрязнений с проезжей части дороги осуществляют при однократном или многократном проходе одном машины (или колонны машин). Мойку проездов с односторонним движением транспорта выполняют в одну сторону, по направлению к лотку тротуара. Мойку проездов шириной до 12 м выполняет одна машина: сначала моют одну сторону, затем -- другую. Мойку дорог с шириной проезжей части более 12 м производит колонна поливомоечных машин. Первая машина захватывает при мойке осевую линию дороги, а остальные идут уступом, причем полоса, вымытая передней машиной, должна перекрываться следующей на 0,7--1 м. Расстояние между поливо-моечными машинами при мойке колонной должно быть 10--20 м (рис. 1). Одна операция мойки проезжей части еще не дает должного эффекта уборки проезда. Грязь потоками воды смывается к лотку и только 40--50 % загрязнений вместе с водой попадает в ливневую канализацию, остальные же загрязнения выпадают из потока воды в силу его недостаточной несущей способности. Для удаления из прилотковой части загрязнений, образовавшихся после мойки проезжей части, необходимо провести вторую операцию -- мойку лотков (той же поливомоечной машиной) или механическое подметание подметально-уборочной машиной.

При мойке особое внимание обращают на положение машины относительно бортового камня: рабочая стру» не должна ударяться в него, чтобы загрязнения не перебрасывались на тротуар или полосу зеленых насаждений. Машину ведут так, чтобы линия встречи струи с покрытием обрывалась на расстоянии 0,5 м от бортового камня.

Дорожные покрытия, отличающиеся повышенной загрязненностью, рекомендуется мыть со скоростью 5--10 км/ч, небольшие загрязнения можно удалять при скорости 10--16 км/ч. В отдельных случаях при сильно загрязненных поверхностях рекомендуется предварительно полить их водой с последующей мойкой через 15--30 мин.

Поливка дорожных покрытий .

Снижение запыленности воздушного бассейна над городскими дорогами также является важной задачей летней уборки. С этой целью проводят поливку улиц. В первую очередь поливают улицы, отличающиеся повышенной запыленностью.

Поливку производят теми же машинами, что и мойку, но насадки устанавливают таким образом, чтобы струя воды из обоих насадков направлялась вперед и несколько вверх, причем наивысшая точка струи находилась бы на расстоянии около 1,5 м от дорожного покрытия. Расход воды при поливке составляет 0,2--0,25 л/м 2 .

9. Технология зимней уборки городских до рог

Первоочередной задачей при снегопаде является своевременная расчистка дорог от снега, предупреждение его уплотнения и появления снежно-ледяных образований. Своевременное удаление снега с проезжей части улиц до его прикатывания движущимся транспортом является основным мероприятием зимней уборки. К технологии и организации работ предъявляются жесткие требования: полная очистка выпавшего снега должна быть произведена до его уплотнения транспортом и пешеходами. Снег начинают убирать с начала снегопада, сгребая его плужно-щеточными снегоочистителями. В колонне должно быть столько машин, чтобы за один проход подмести всю полосу движения от оси до тротуара.

На улицах с двусторонним движением снег сдвигают, как правило, в правую сторону с таким расчетом, чтобы снегоочистители шли в общем потоке транспорта и вал укладывался вдоль, тротуара.

Ширина убираемой полосы проезжей части обычно во много раз превышает ширину захвата плужно-щеточного снегоочистителя. При уборке широкой полосы дороги одной машиной образовавшийся после первого прохода вал снега препятствует движению, разрушается и прикатывается тяжелыми машинами, поэтому при последующем проходе снегоочистителя нужно захватывать часть ранее очищенной полосы, что снижает производительность машины. В связи с этим широкие проезды целесообразно очищать от снега за один проход колонной снегоочистителей. Первый снегоочиститель движется в левом крайнем ряду у оси проезда.. Следующая машина идет за первой на расстоянии 15--20 м, очищая соседнюю полосу и сдвигая вправо вал снега, образованный первым снегоочистителем. Так как второй снегоочиститель встречает все большее сопротивление от постепенно увеличивающегося вала снега, каждая последующая машина должна двигаться, перекрывая очищенную ранее полосу для обеспечения качественной снегоочистки. Ширина перекрываемой полосы зависит от типа снегоочистителя. Для снегоочистителя на шасси ЗИЛ-130, идущего вторым, ширина перекрытия составляет 0,25 м, третьим -- 0,35--0,4 м и т. д. Таким образом, при снегоочистке очень широких проездов крайняя правая машина должна двигаться с перекрытием, близким к ширине захвата снегоочистителя.

На улицах с односторонним движением вал можно располагать вдоль левого лотка, при этом подметание в левую сторону обеспечивается соответствующей установкой щетки и плуга на снегоочистительной машине. Эта же машина может быть использована и при создании снежного вала на середине двустороннего проезда, подметание в этом случае начинают от тротуара. На улицах с разделительной полосой колонна снегоуборочных машин может одновременно создавать правые (у тротуаров) и левые -(у разделительной полосы) валы.

На выбор места расположения снежного вала оказывает влияние и метод удаления снега с проезжей части. Примером может служить улица, расположенная вдоль реки, снег с которой удаляют путем его перекидки ротором в реку.

При интенсивности снегопада не более 3 мм/ч периодичность работы снегоочистителей, предусмотренная технологическими рекомендациями, обеспечивает постоянную нагрузку на машины независимо от интенсивности снегопада.. В этом случае снегоочистители сгребают и сметают снег со скоростью 12--18 км/ч. Если интенсивность снегопада более 3 мм/ч, то продолжительность работы снегоочистителя сокращается в два раза, и он работает со скоростью около 25 км/ч. Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, последующие циклы повторяют необходимое число раз. По окончании снегопада производят завершающее подметание дорожного покрытия.

10. Состав и количество ТБО

Твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь.

Старые автопокрышки

По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит из следующих компонентов:

Бумага -- газеты, журналы, упаковочные материалы Пластмассы Пищевые и растительные отходы Различные металлы (цветные и чёрные) Стеклобой Текстиль Древесина Кожа, резина Кости Смёт

Фракционный состав ТБО (массовое содержание компонентов, проходящих через сита с ячейками разного размера) сказывается как на сборе и транспортировке отходов, так и на технологии их последующей переработки, сортировки.

Химический состав ТБО необходим для определения качества получаемого при переработке ТБО компоста или биогаза.

Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Он зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т. д. Он может меняться в зависимости от сезона, погодных условий. Так на осень приходится увеличение количества пищевых отходов, что связано с большим употреблением овощей и фруктов в рационе питания. А зимой и весной сокращается содержание мелкого отсева (уличного смета).

С течением времени состав ТБО несколько меняется. Увеличивается доля бумаги и полимерных материалов. А с переходом на централизованное теплоснабжение практически исчезает в ТБО уголь и шлак.

4. Разрабатываемые методы удаления снега и борьбы с гололедом.

При получении сводки о возможном гололеде дорожное покрытие немедленно обрабатывают химическими веществами по норме 15-- 20 г/м 2 . В случае если гололед уже возник, применяют пассивные методы. Дорожное покрытие в кратчайшие сроки следует обработать пескосоляной смесью по норме 150--300 г/м 2 . На участках с большими продольными уклонами, на кривых, подъездах и пересечениях дорог и во всех других местах, где по условиям движения часто возникает необходимость экстренного торможения, нормы.распределения увеличивают.

Обработку дорог при профилактическом методе борьбы с гололедом следует начинать с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т. е. II и 111 категорий, а заканчивать на улицах I категории. Такая последовательность работ способствует сохранению реагентов на поверхности дорожного покрытия.

Обработку же дорог, покрытых гололедной пленкой, необходимо начинать с улиц I категории, а затем обрабатывать улицы II и III категорий. Одновременно с обработкой улиц 1 категории производят выборочную обработку участков с большими уклонами, перекрестков, подъездов к мостам и т. п.

Для ускорения работ по борьбе с гололедом обработку дорог следует производить только в полосе движения, составляющей 60--70 % ширины проезжей части улицы. Если гололедные пленки сохраняются, то через 2--3 ч необходимо повторить обработку покрытий пескосоляной смесью. Наиболее опасные участки обрабатывают выборочно через каждый час после первой посыпки.

Проезжую часть искусственных сооружений следует обрабатывать в первую очередь и с особой тщательностью, так как гололед на их покрытиях образуется раньше, чем на покрытиях городских дорог. Отдельные скользкие участки, образовавшиеся на покрытиях искусственных сооружений (имеющих на основном протяжении удовлетворительную для движения поверхность покрытия), должны подвергаться немедленной выборочной обработке.

Вывоз снега и скола

Снег и скол, собранный в валы и кучи, необходимо своевременно удалять с городских дорог, так как наличие валов сокращает пропускную способность улиц и способствует возникновению снежно-ледяных образований при колебаниях температуры воздуха.

Наиболее распространенным методом удаления снега является вывоз его автотранспортом на специально организованные снежные свалки. Этот метод самый дорогой, особенно в случаях значительного расстояния до снегосвалок. Однако применение других методов весьма ограниченно.

Складирование же снега на проезжей части у тротуара применяется в основном на второстепенных улицах с малой интенсивностью движения, где нет маршрутов городского транспорта.

Переброска снега и скола на свободные площади

Применение роторных снегоочистителей наиболее эффективно при погрузке снега из больших валов (после сильного снегопада), а также из слежавшихся или смерзшихся валов. Фреза или шнеки питателя роторного снегоочистителя обеспечивают измельчение такого снега и его непрерывную погрузку. При погрузке снега в самосвал роторным снегопогрузчиком выходной патрубок оборудуют специальными направляющими. В этом случае снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом передним ходом в направлении движения потока транспорта, что обеспечивает подход порожних автомобилей без маневрирования и ускоряет процесс погрузки. Однако грузить роторным снегоочистителем можно ночью или днем только на широких улицах, так как движущиеся параллельно машина и снегоочиститель занимают по ширине много места.

Снег перекидывают роторными снегоочистителями на набережных рек, проездах, имеющих незастроенные территории, причем в реки разрешается перекидывать только свежевыпавший снег, не содержащий Хлориды. Перекидка снега допускается в такие реки, весенние паводки на которых обеспечивают вынос загрязнений, на что должно быть получено разрешение санитарной и речной бассейновой инспекций.

Профилирование снежного вала

Если после снегоочистки образуются валы снега шириной более 2,5 м, то производят работы по формированию валов снега, например с помощью автогрейдера. При формировании образуются такие валы снега, котоые соответствуют ширине захвата снегопогрузочных машин.

7. Структура селитебной территории

Селитебная территория - осн. часть города, на которой сооружаются жилые дома, обществ, здания, устраиваются сады, парки, бульвары, прокладываются магистральные и жилые улицы, создаются площади с транспортными сооружениями и подземными коммуникациями.

Современный город обычно делится на несколько планировочных районов, отделяющихся друг от друга естественными или искусственными рубежами (реками, каналами, водоемами, зелеными насаждениями, железными дорогами). В зависимости от местных условий в пределах одного планировочного района могут размещаться два и более жилых района, границами которых кроме искусственных и естественных рубежей могут быть магистральные улицы городского значения. Численность населения жилого района принимают 40-- 80 тыс. чел. в крупных и крупнейших городах и 25-- 40 тыс. чел. в больших и средних. Жилой район состоит из микрорайонов, объединенных общественным центром с учреждениями и предприятиями обслуживания районного значения. Микрорайон является основным структурным элементом территории города. Численность населения микрорайонов в крупных и крупнейших городах принимают 12--20 тыс. чел.; в больших и средних городах--6--12 тыс. чел.; в малых--4--6 тыс. чел. Принцип микрорайоннрования получил широкое распространение. С гигиенических позиций он оценивается положительно, так как в пределах микрорайона обеспечиваются опти мальные условия проживания практически всех возрастных групп жителей.

11. Разработка схемы санитарной очистки городов и ее основные разд е лы

Схема санитарной очистки представляет собой комплекс природоохранных, научно-технических, производственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в системе санитарной очистки населенных мест. Она определяет очередность осуществления мероприятий, объем работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления и обезвреживания отходов, необходимое число контейнеров, количество мусоровозов, специальных уборочных машин, целесообразность строительства или расширения существующих объектов санитарной очистки, ориентировочные капиталовложения на строительство и на приобретение технических средств.

Схема санитарной очистки направлена на решение указанных задач и разрабатывается на пятилетний период с перспективным планированием на последующие 10 лет. Через каждые пять лет в схему вносят необходимые уточнения и дополнения.

Схема санитарной очистки разрабатывается в соответствии с «Инструкцией о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденной Госстроем Российской Федерации. Схема является руководством к действию для работников жилищно-коммунальных и проектных организаций, занимающихся санитарной очисткой и уборкой городских территорий.

В Схему санитарной очистки входят следующие основные разделы:

1. Исходные данные, анализ современной ситуации;

2. Существующее состояние санитарной очистки города;

3. Предлагаемая организация сбора и удаления твердых и жидких бытовых отходов;

12. Организация механизированной уборк и территории населенного пункта

Для более наглядного представления схема санитарной очистки помимо текстовой части должна содержать графическую часть. Для этого на основном чертеже-схеме показывают элементы генерального плана (жилая и промышленная застройка, зоны, занятые зелеными насаждениями, водоемы, основные общегородские магистрали, полосы отвода железных дорог, очистные сооружения канализации). Условными знаками показывают сооружения по санитарной очистке и уборке (существующие, расширяемые, реконструируемые и проектируемые), приводят основные технико-экономические показатели по очередям развития - объемы выполняемых работ; расчетное количество машин и механизмов по видам работ; капиталовложения

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и принципы формирования санитарной очистки города. Сбор и временное хранение отходов. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Башкортостане. Технологии обезвреживания отходов, применяемые в системе санитарной чистке городов.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Программа по совершенствованию системы санитарной очистки. Зарубежный и отечественный опыт по управлению утилизацией твердых бытовых отходов. Экологическая обстановка на территории городского округа. Существующее состояние системы санитарной очистки.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2014

    Принципы государственной политики в области организации сбора и утилизации твердых бытовых отходов на территории Иркутской области. Анализ системы санитарной очистки и уборки на предприятии "Благоустройство" и разработка мер по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2010

    Состав и загрязненность сточных вод. Способы и сооружения механической очистки. Подбор и расчет оборудования. Параметры городских стоков, расчет решеток, песколовки. Особенности хлорирования бытовых стоков. Принципиальная схема очистки бытовых стоков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2013

    Описание принципиальной гидравлической схемы очистки бытовых и производственных стоков. Расчет параметров аппаратов: решеток, песколовок. Вторичные отстойники для производственных сточных вод. Биологическая очистка стоков. Доочистка. Барабанные сетки.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

    Воздействие твердых промышленных и бытовых отходов на природную среду, способы классификации. Механизмы экологического нормирования. Задача санитарной очистки местности. Современное состояние проблемы отходов в России. Захоронение, сжигание и рециклинг.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2009

    Понятие, принципы и возможные методы очистки сточных вод, особенности их бытовых, производственных и поверхностных видов. Общая характеристика используемых систем очистки, их эффективность. Проблемы и нарушения при очистке бытовых и промышленных стоков.

    реферат , добавлен 08.11.2011

    Понятие и роль биотехнологий, используемых для очистки различных загрязнений окружающей среды: переработки отходов, защиты атмосферы, рекультивация, очистки вод, переработки отходов растительности, охраны земель, очистка почв от нефти и нефтепродуктов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Определение концентрации загрязнений сточных вод. Оценка степени загрязнения сточных вод, поступающих от населенного пункта. Разработка схемы очистки сточных вод с последующим их сбросом в водоем. Расчет необходимых сооружений для очистки сточных вод.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2012

    Особенности хлопковой пыли. Очистка запыленного воздуха. Методы очистки газов от механических примесей. Экологические аспекты очистки вод. Характеристика сточных вод хлопчатобумажного комбината. Определение концентраций загрязнений смешанного стока.

САНИТАРНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Глава 11

Одним из существенных элементов благоустройства городов является санитарная очистка городских территорий и окружающей среды водного и воздушного бассейнов.

В результате жизни и деятельности людей в городах образуется значительное количество отбросов. Отбросы появляются в жилых домах и общественных зданиях, в магазинах и предприятиях общественного питания, на промышленных предприятиях и строительных площадках, в банях, прачечных, лечебных учреждениях, на улице и т.д. Отбросы можно подразделить на твердые и жидкие. К твердым относятся домовой мусор, отбросы пищевых предприятий, уличный смет, пыль от работы некоторых производств, строительный мусор, отбросы промышленных предприятий. Жидкие отбросы образуются в жилых домах, банно-прачечных заведениях, столовых и ресторанах, на промышленных предприятиях, на улицах в виде дождевого стока.

Отбросы вредны для человека. Под действием микроорганизмов они способны разлагаться, и в них значительное время сохраняются и размножаются возбудители инфекционных заболеваний, возникает неприятный запах. Для создания нормальных санитарных условий в городах все отбросы необходимо своевременно удалять с городских территорий: твердые отбросы вывозить, а жидкие направлять с помощью канализационных трубопроводов в очистные сооружения. Количество отбросов в городах увеличивается. Вместе с этим усложняется проблема вывоза, обезвреживания и рационального использования твердых бытовых отходов (ТБО).

В настоящее время на 1 чел. в городах в год накапливается до 1 м 3 отходов, есть вероятность увеличения этого показателя в 2,0 – 2,5 раза. Огромные средства затрачиваются на удаление бытового мусора из города. Из Москвы, например, удаляется ежегодно 12...13 млн м 3 , из Санкт-Петербурга – 3,5 млн м 3 ТБО. В целом по стране из городов вывозится более 57 млн т бытовых отходов ежегодно. Их уничтожают двумя способами: сжиганием и переработкой в компост. Использование прежних методов (свалки, закапывание) в современных условиях негигиенично.

В нашей стране действуют мусоросжигательные заводы, их теплом частично обогреваются жилые районы. И хотя такой способ обезвреживания ТБО широко распространен в мире, в нем имеются серьезные издержки: использование получаемого тепла покрывает лишь десятую часть затрат. Кроме того, при сжигании мусора поглощается кислород и атмосфера насыщается продуктами горения. Сжигание – это уничтожение органики, которую можно использовать. При этом применяют дорогостоящее импортное оборудование.

Альтернативный вариант принят в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Могилеве. Там стали сооружать заводы по переработке ТБО в компост. Уже построены заводы с отечественным оборудованием по биотермической переработке отходов в органическое удобрение. Преимущества этого способа обезвреживания ТБО заключается в том, что земле возвращается гумус в виде компоста. В течение полугода этот компост используют как биотопливо в теплицах, а потом как удобрение в открытом грунте. Кроме того, получают лом черных и цветных металлов и другие ценные для промышленности компоненты, т.е. такой способ практически безотходен. Мусоросжигательные заводы более производительны и в крупнейших городах их применение целесообразнее. Мусороперерабатывающие заводы выгоднее применять там, где есть постоянные потребители биотоплива, компоста.

Оба метода утилизации ТБО правомерны в санитарно-гигиеническом отношении. В настоящее время разрабатываются новые методы: пневматическое транспортирование ТБО по трубопроводам непосредственно из мусоропровода к местам его сбора и системы двухэтапного транспортирования ТБО с использованием мусороперегрузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов. Полностью решить проблему санитарной очистки городов, обеспечить рациональную переработку бытового мусора и улучшить санитарное состояние пригородов поможет ускоренный переход на индустриальные методы утилизации ТБО.

11.2. Нормы накопления, системы сбора и удаления
твердых бытовых отходов

Требование своевременного удаления отходов с городских территорий сопряжено с определением нормы накопления домового мусора, расчетом потребляемого количества транспортных средств, выбором мощности сооружений для обезвреживания. Норма накопления домового мусора учитывает отходы, накапливаемые в жилых зданиях, учреждениях и предприятиях общественного питания и культурного назначения, отходы отопительных устройств при местном отоплении, а также крупные предметы домашнего обихода. Установлена средняя норма накопления бытовых отходов на одного жителя при полном охвате санитарной очисткой для городов – 360 кг (или 1000 л), в том числе в жилищном фонде – 260 кг (или 650 л). Эта норма зависит от степени благоустройства города и климата и может быть изменена в зависимости от конкретных условий. Плотность твердых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде составляет 0, 18. ..0,50 т/м 3 . Плотность бытовых отходов меняется по сезонам и зависит от влажности. Самая большая плотность бытовых отходов наблюдается осенью, с повышением доли пищевых отходов.

Важнейшим моментом в санитарной очистке города является вывоз домового мусора из домовладений. Для определения потребности в средствах транспорта, необходимых для вывозки образовавшихся масс мусора, и мощности сооружений по его переработке, утилизации и обеззараживанию подсчитывают годовое и суточное накопление мусора в целом по городу, району, домовладению.

Годовое накопление домового мусора, м или т:

где р - норма накопления мусора на 1 чел. в год, м 3 или т; т - численность населения исследуемого города, района, домовладения.

Среднесуточное накопление домового мусора подсчитывают делением годового накопления домового мусора на число дней в году (365) и умножают на коэффициент неравномерности накопления мусора по дням недели – 1,2 или 1,3.

Норма накопления домового мусора меняется при раздельной системе сбора пищевых отходов и вторичного сырья (макулатуры, цветных металлов и др.). При этом количество вывозимых пищевых отходов снижается на 8... 13 кг, вторичного сырья - на 20 кг в год на одного человека. Выбор системы сбора и удаления бытовых отходов решается для каждого города на ближайший плановый период и перспективу. В первом случае исходят из существующих конкретных условий: наличия и уровня техники, общего благоустройства и расстояния вывоза бытовых отходов. Во втором случае учитывают перспективный план застройки и развития города, перспективные схемы и транспортные средства.

Сбор твердых бытовых отходов домовладений начинается в квартирах. Затем отходы поступают либо непосредственно в мусоропроводы либо их выносят в баки или контейнеры, расположенные на территориях домовладений на площадках, специально отведенных для установки мусоросборников и временного хранения отбросов (рис. 11.1).

Вывозят бытовые отходы специальным мусоровозным транспортом. В настоящее время применяют две основные системы сбора и вывоза отходов: баковую и контейнерную.

Баковая система представляет собой удаление отходов кузовными мусоровозами. Такая система имеет большие недостатки, так как требует значительных затрат металла, тяжелого физического труда и сложна при эксплуатации и санитарном содержании мусоросборников. Баки применяют вместимостью 100 л, мусоровоз – с уплотняющим устройством.

Рис. 11.1. Площадка для установки мусоросборников:

1 – контейнер для бытового мусора; 2 – контейнер для пищевых отходов;
3 – бортовой камень; 4 – живая изгородь

Контейнерная система заключается в вывозке отходов контейнерными или кузовными мусоровозами. Эта система предпрочтительнее баковой и получила большое распространение в городах России. Однако контейнерная система также имеет существенный недостаток: низкая плотность укладки мусора в контейнерах ведет к снижению производительности и удорожанию вывозки.

Весьма прогрессивна система вывозки бытовых отбросов кузовными мусоровозами в которые мусор перегружается из контейнеров непосредственно на мусоросборных площадках в домовладениях. Этот способ позволяет уплотнить вывозимый мусор, т. е. более полно использовать грузоподъемность автомашин.

Любая система сбора и удаления мусора должна удовлетворять нормам санитарно-гигиенического состояния домовладений, поэтому удаление твердых бытовых отходов должно осуществляться с установленной периодичностью, комплексно по всем домовладениям, учреждениям и организациям. В настоящее время отбросы удаляют по маршрутным графикам. Важным требованием для удовлетворения санитарно-гигиенических условий территории микрорайона является введение планово-регулярной системы удаления отбросов во всем населенном пункте. Для этого необходимо установить периодичность вывоза твердых бытовых отходов, определить удельные накопления бытовых отходов, выбрать режим работы применяемого мусоровозного транспорта и составить для него маршрутные графики работы.

Периодичность вывоза мусора устанавливается исходя из условия наиболее эффективного использования контейнеров по соглашению с санитарной эпидемиологической станцией и составляет примерно один выезд в три дня. В крупных городах мусор удаляется ежедневно, а в центральной части Москвы – два раза в сутки. Число контейнеров для сбора отходов у населения устанавливают исходя из числа жителей обслуживаемого домовладения, принятой периодичности вывоза и норм накопления отходов на одного человека в год, м 3 , определяемых опытным путем для каждого населенного пункта.

Наиболее прогрессивная система основана на доставке по подземным каналам контейнеров с отходами в единой мусоросборный и прессовочный пункт микрорайона пневматическим способом. Эта система работает как единый «пылесос». Территория микрорайона при этом свободна от мусоросборников и мусоровозов.

Одним из существенных элементов благоустройства городов является санитарная очистка городских территорий и окружающей среды водного и воздушного бассейнов.

В результате жизни и деятельности людей в городах образуется значительное количество отбросов. Они появляются в жилых домах и общественных зданиях, в магазинах и предприятиях общественного питания, на промышленных предприятиях, на строительных площадках, в банях и прачечных, в лечебных учреждениях, на улице и в других сферах деятельности человека. Отбросы можно подразделить на твердые и жидкие. К твердым относятся домовый мусор, отбросы пищевых предприятий, уличный смет, пыль от работы некоторых производств, строительный мусор, отбросы промышленных предприятий. Жидкие отбросы образуются в жилых домах, в банно-прачечных заведениях, столовых и ресторанах, на промышленных предприятиях, на улицах в виде дождевого стока.

Отбросы вредны для человека. Под действием микроорганизмов они способны разлагаться, и в них значительное время сохраняются и размножаются возбудители инфекционных заболеваний, возникает неприятный запах. Для создания нормальных санитарных условий в городах все отбросы необходимо своевременно удалять с городских территорий: твердые отбросы вывозить, а жидкие направлять с помощью канализационных трубопроводов в очистные сооружения. Количество отбросов в городах увеличивается. Вместе с этим усложняется проблема вывоза, обезвреживания и рационального использования твердых бытовых отходов (ТБО).

В настоящее время на одного человека в городах в год приходится более 2 м 3 отходов. Огромные средства используются для удаления этого бытового мусора из города. Из Москвы, например, удаляется ежегодно 12...13 млн. м 3 , из Санкт-Петербурга - 3,5 млн. м 3 ТБО. В целом по стране из городов вывозится 57 млн. т бытовых отходов ежегодно. Индустриально их уничтожают двумя способами: сжигают и перерабатывают в компост. Использование прежних методов (свалки, закапывание) в современных условиях негигиенично.

Во многих городах (Москва, Владивосток, Владимир, Мурманск, Пятигорск, Сочи) решено сжигать отходы. В РФ уже действуют мусоросжигательные заводы, их теплом частично обогреваются жилые районы. И хотя такой способ обезвреживания ТБО широко распространен в мире, в нем имеются серьезные издержки: использование получаемого тепла покрывает лишь десятую часть затрат. Кроме того, сжигание отбирает из атмосферы кислород и насыщает ее продуктами сгорания. Сжигание - это уничтожение органики, которую можно использовать. При этом применяют дорогостоящее импортное оборудование.

Альтернативный вариант принят в Санкт-Петербурге. Там стали сооружать заводы по переработке ТБО в компост. Уже построены заводы с отечественным оборудованием по биотермической переработке отходов в органическое удобрение. Преимущества этого способа следующие: Земле возвращается гумус в виде компоста. В течение полугода компост используют как биотопливо в теплицах, а потом как удобрение в открытом грунте. Кроме того, получают лом черных и цветных металлов и другие ценные для промышленности компоненты, т.е. такой способ практически безотходен. Мусоросжигательные заводы более производительны и в крупнейших городах их применение целесообразнее. Мусороперерабатывающие заводы выгоднее применять там, где есть постоянные потребители биотоплива, компоста.

Оба метода утилизации ТБО правомерны в санитарно-гигиеническом отношении.

В Академии коммунального хозяйства разрабатываются новые методы: пневматический транспорт ТБО по трубопроводам непосредственно из мусоропровода к местам его сбора и системы двухэтапного транспорта ТБО с использованием мусороперегрузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов.

Полностью решить проблему санитарной очистки городов, обеспечить рациональную переработку бытового мусора и улучшить санитарное состояние пригородов поможет ускоренный переход на индустриальные методы утилизации ТБО.