Классификация транспортных средств. Определение типа тс для целей применения ставки по транспортному налогу Что такое тип транспортного средства

Описание ситуации:

Организация приобрела автомобиль ГАЗ-2705. В паспорте транспортного средства указано: марка, модель ТС - ГАЗ 2705, наименование (тип ТС) - грузовой фургон цельнометаллический (7 мест), категория автомобиля - «В», мощность двигателя - 106,8 л.с., разрешенная максимальная масса - 3 500 кг. Автомобиль поставлен на учет, в отношении него уплачивается транспортный налог с применением ставки 14 руб. как «Автомобили легковые, мощностью двигателя свыше 100 л.с.». Автомобиль организация использует для перевозки сотрудников, работающих посменно, грузы на автомобиле не перевозятся, так как отведенного места для перевозки грузов в достаточном количестве нет.

Налоговая инспекция считает, что налог уплачивается неверно, и относит данный автомобиль к грузовым, предлагая пересчитать налог по ставке 68 руб., мотивируя это тем, что в ПТС указано, что автомобиль является грузовым фургоном.

Вопрос:

Правомерно ли требование налоговой инспекции о начислении транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ-2705 по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей?

Ответ:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств. В то же время ст. 361 НК РФ минимальные ставки транспортного налога установлены применительно к типу транспортного средства (в том числе на легковые и грузовые автомобили) и мощности его двигателя.

Положениями НК РФ не установлены определения грузового автомобиля или легкового автомобиля.

По мнению налоговых органов, отраженному в п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;

Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее - Конвенция ).

Однако, необходимо отметить, что в тексте Конвенции и в приложениях к ней нет определения понятий «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль».

Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой и грузовой автомобили, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для грузовых автомобилей - грузоподъемность и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый автомобиль можно в равной степени отнести и к грузовым, и к легковым автомобилям.

Так, в Письме от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15 Минфин РФ отметил, что ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ.

Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 г. № 2965/07 пришел к выводу о том, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

По мнению Минфина РФ, изложенному в Письмах от 10.12.2013 № 03-05-06-04/5411113.08.2012 № 03-05-06-04/137, от 28.06.2012 № 03-05-06-04/111, от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1, вид (категория) автомототранспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства (далее - ПТС ) (Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, далее - Положение ).

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения в строке ПТС "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль, «2» - автобус, «3» - грузовой (бортовой), «7» - фургон, «9» - специальный транспорт. Пунктами 27-28 Положения установлено, что в строке ПТС "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.), а в строке "4. Категория ТС" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее - Конвенция о дорожном движении ). Причем необходимо обращаться одновременно ко всем указанным строкам паспорта, поскольку в ряде случаев их обособленное применение не позволяет установить вид (категорию) автомототранспортного средства.

Вместе с тем, согласно представленному ПТС вторая цифра цифрового обозначения модели анализируемого транспортного средства - 7 - означает принадлежность к фургонам, что не дает сделать однозначный вывод о принадлежности транспортного средства к грузовым, либо легковым автомобилям.

Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории "В" также не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

Таким образом, правильность применения к транспортным средствам соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в выданном на них ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.

При этом налоговые инспекции не наделены правом самостоятельно определять тип или категорию транспортного средства. Ставка налога должна определяться исключительно по данным о типе и категории автомобиля, представленным подразделением ГИБДД.

Если сведения о категории (типе) автомототранспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, этот вопрос должен решаться в пользу организации (п. 7 ст. 3 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 28.10.2013 № 03-05-06-04/45552).

В соответствии с существующей судебной практикой, возможность использования транспортных средств в определенных целях (например, для перевозки пассажиров) как доказательство их принадлежности к легковому автотранспорту не имеет правового значения, поскольку при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объекта обложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ не учитываются цели, для которых они могут использоваться (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2015 № Ф09-9487/14 по делу № А60-12344/2014).

Необходимо отметить, что Минфин РФ в своем Письме от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251 указывает, что в соответствии с Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.10.2009 № ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей. К данному выводу также пришел и ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008.

В рассматриваемом случае тип (название) спорного транспортного средства четко определен в выданном на него ПТС как грузовой фургон.

В связи с этим, при налогообложении транспортным налогом в отношении указанного транспортного средства следует применять размер ставки транспортного налога, установленный для грузового автомобиля.

Когда организация приобретает автомобиль, то перед бухгалтером стоит нелегкая задача выбора для номера амортизационной группы. Номер амортизационной группы для автомобиля определяется его типом, классом (для пассажирского транспорта), грузоподъёмностью (для грузового транспорта) и предназначением автомобиля (автомобили для инвалидов, коммунальный транспорт, эвакуаторы и т.д.). Данную информацию бухгалтер может почерпнуть из паспорта транспортного средства, в котором приводятся основные характеристики автотранспорта и без которого он не может быть допущен к дорожному движению.

Не попадитесь в ловушку.

Нередко бухгалтерами тип автомобиля определяется согласно его категории, указанной в 4 графе паспорта транспортного средства (ПТС). Если категория «В» - считает бухгалтер, что это легковушка, категория «С» грузовик, а «Д»- автобус. Но, вопреки распространенному мнению, тип автомобиля , не определяется категорией, указанной в графе 4 ПТС.

Например, грузовикам может быть присвоена категория как «В» , если их масса не превышает 3,5 т., так и «С», если их масса более 3,5 тонн.

Автобусам может быть присвоена категория «В» (если они не предназначены для перевозки более 8 пассажиров, как семиместный УАЗ 2206 (9) -04 или шестиместный ГАЗ-2217 Баргузин-Бизнес) или категория «Д» (если они могут перевозить более 8 пассажиров как 13- местная «Газель» ГАЗ-32213 или 17-ти местный Форд Транзит 430).

Прежде всего, для определения типа автомобиля нужно заглянуть в 3 графу ПТС «Наименование, тип ТС», в которой указываются конструктивные особенности автомобиля.

Изучаем ПТС — графа 3 «Наименование (тип ТС)»

Из данной графы в большинстве случаев, можно определить к какому типу этот автомобиль относиться: легковому, грузовому, автобусу. Но порядок заполнения данной графы ПТС позволяет указывать и его предназначение: «грузо-пассажирский», «универсал», «санитарный», «инкассаторский», «кран», «цементовоз». Если из предназначения автомобиля, указанного в графе 3 ПТС затруднительно понять к какому типу транспорта его можно отнести, то необходимо перейти следующему шагу.

Знакомимся системой кодирования автомобилей. Графа 2 ПТС «Модель, марка ТС»

Условное обозначение модели (марки) транспортного средства указывается в графе 2 ПТС . Для автомобилей отечественного производства практикуется обозначение моделей в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями». Согласно этому документу модели российского автопрома имеют буквенно -цифровое обозначение. В обозначении модели буквы являются аббревиатурой завода изготовителя, а цифры обозначают класс, тип, номер модели, ее модификацию и вид исполнения.

Тип автомобиля определяется второй цифрой в обозначении его модели . Легковые автомобили зашифрованы цифрой «1», автобусы цифрой «2». Если вторая цифра модели «3», то это грузовой бортовой автомобиль или пикап, под цифрой «4» скрывается седельный тягач, под «5»- самосвал. Для обозначения цистерн отведена цифра «6», а для фургонов цифра «7». Специальные транспортные средства прячутся за цифрой «9».

Например,

Автомобиль ГАЗ-27 057- является фургоном, поскольку вторая цифра модели- «7», модели ВАЗ 21 90, УАЗ Хантер Welcome 31 5195-162-01- легковые автомобили, поскольку вторая цифра модели- «1», модель УАЗ 33 03- грузовой бортовой автомобиль — вторая цифра в его обозначении «3», модель УАЗ 22 06-94- является автобусом, так как тип модели обозначен цифрой «2».

Но бывает, что обозначение модели автомобиля и его наименование, указанное в графах 2 и 3 ПТС не позволяют определить тип транспорта. Например, у иностранных автомобилей модель (марка) может не иметь цифрового обозначения). В этом случае устранить сомнения поможет только ответ из компетентных органов (ГИБДД, таможня) и организаций –изготовителей, которые имеют право выдавать ПТС . На платной основе уточнить тип транспортного средства можно и в НИИ автомобильного и автомоторного и транспорта.

Сразу скажем, что данные, указанные в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства (ПТС), учитывать не нужно. Ведь категория "B" вовсе не означает, что автомобиль является легковым. И вот почему. Она включает в себя транспортные средства с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом пассажирских мест (помимо места водителя) не более восьми (Пункт 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение); п. 5 Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении). В данную категорию могут попасть, помимо легковых, и небольшие грузовые машины.

Внимание! При определении типа автомобиля ориентироваться на присвоенную ему категорию "B" не следует.

Наиболее важная информация, позволяющая определить тип транспортного средства, содержится в строке 3 "Наименование (Тип ТС)" . В ней указывается характеристика транспортного средства, определяемая, в частности, его назначением (Пункт 27 Положения).
На правомерность такого порядка неоднократно указывали и Минфин (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105), и налоговая служба (Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@).
Поэтому если в этой строке написано, что автомобиль является легковым или грузовым, то тип автомобиля, можете считать, определен, если, конечно, какие-либо другие документы и данные не позволяют отнести автомобиль к другому типу (Постановления ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК).
Но иногда установить тип автомобиля на основании информации, содержащейся в строке 3 паспорта транспортного средства, невозможно. Например, там может быть указано: "санитарный автомобиль", "фургон", "фургон цельнометаллический", "грузо-пассажирский фургон", "инкассаторский" и т.д., а упоминания о том, что автомобиль грузовой или легковой, нет.
В отдельных случаях решить этот вопрос можно, обратившись к строке 2 "Марка, модель ТС" ПТС. По автомобилям российского производства (за исключением автомобилей иностранных марок, произведенных в России по лицензии) данное поле содержит буквенно-цифровой шифр (Пункт 26 Положения), часть которого как раз несет в себе информацию о типе вашего автомобиля. Это вторая цифра после буквенной аббревиатуры. Если это цифра 1, то автомобиль является легковым, 2 - автобусом, 3 - грузовым (бортовым), 7 - фургоном, 9 - специальным транспортом (Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава...).
Поэтому если там указана цифра 1 или 3, то тип транспортного средства можно считать определенным, а вот цифры 7 или 9 ясности, увы, не вносят. Если же ваш автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Запасаемся дополнительными документами

Есть еще несколько способов определить тип автомобиля.
Во-первых, вы можете обратиться за разъяснениями в подразделение ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Во-вторых, можно сделать запрос в специализированные организации - например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Но учтите, что и НАМИ, и НИИАТ оказывают такие услуги на платной основе, поэтому обращаться к ним целесообразно, если цена вопроса для вас достаточно существенна.
В-третьих, можно запросить информацию и у завода-изготовителя.
Полученные заключения помогут вам определиться с выбором автомобильной категории и докажут, что вы все сделали правильно, если не инспектору, то суду (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК; ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; ФАС ВВО от 24.04.2006 по делу N А29-3981/2005а).

Предупреди руководителя
Для определения типа автомобиля могут потребоваться дополнительные документы из ГИБДД, от завода-изготовителя или из других источников. Без них налоговики могут признать машину грузовой, и транспортный налог придется платить в большем размере.

Что говорят суды

Нужно признать, что судебная практика по делам, касающимся "проблемной категории" транспортных средств, к сожалению, на сегодня не сформировалась. В каждом судебном разбирательстве решение принимается в зависимости от конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Причем, в зависимости от аргументов сторон, один и тот же автомобиль может быть признан в одном случае легковым, а в другом - грузовым. Например, ФАС ЗСО автомобиль ГАЗ 2752 признал грузовым, а ФАС УО и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд - легковым (Постановления ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009(61116111-А03-15); ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК). Автомобиль ИЖ 2717-230 также в различных судах признавался и грузовым, и легковым (Постановления ФАС ВВО от 25.07.2008 N А29-6237/2007; ФАС УО от 21.11.2007 N Ф09-9469/07-С3).
Кстати в ситуациях, когда из ПТС установить тип автомобиля невозможно, некоторые суды, принимая во внимание норму п. 7 ст. 3 НК РФ (согласно которой все неясности трактуются в пользу налогоплательщика), признавали автомобили легковыми, даже несмотря на документы, дополнительно представленные налоговиками (Постановления ФАС ЗСО от 13.06.2007 N Ф04-4154/2006(35097-А81-26), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)).

Для грузовых и легковых автомобилей одной и той же мощности разница в транспортном налоге может быть весьма существенна. Причем, как правило, чем меньше в машине лошадиных сил, тем сильнее разнятся ставки (например, по автомобилям мощностью до 100 л. с. ставки отличаются больше чем в 2 раза). И чтобы не было неожиданных споров с проверяющими, не поленитесь - загляните в ПТС своего "спорно легкового" автомобиля. А если окажется, что информация из ПТС никак не проясняет ситуацию, запасайтесь дополнительными бумажками.

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) - это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте - не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине - не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине - не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов - по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные , и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль - это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство - это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп - это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп - это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через се- дельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль - это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти - автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

  • категория L1 - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 - трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 - мотоцикл - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 - мотоцикл с коляской - транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 - трицикл - транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 - легкий квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 - квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг - для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
  • категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О1 - прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 - прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р - технически допустимая масса транспортного средства, кг; М - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N - число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг - средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль М1
Автобус При максимальной массе не более 5 т
При максимальной массе более 5 т
Микроавтобус При пассажировместимости до 17 мест
Грузовой автомобиль При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т
При максимальной массе более 12 т
Тягач и седельный тягач
Грузопассажир­ский автомобиль Согласно классификации категории N
Прицеп и полуприцеп При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т
При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т
При максимальной массе более 10 т
Мотоцикл При отсутствии коляски
При наличии коляски
Мотороллер При наличии двух колес
При наличии трех колес
Мотоколяска При максимальной массе до 400 кг
М1 При максимальной массе более 400 кг

Определение типа транспортного средства

Определение типа транспортного средства

ГОСТ Р 52051-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ

Классификация и определения

Power-driven vehicles and trailers.
Classification and definitions

Дата введения 2004-01-01

Настоящий стандарт гармонизирован с Приложением 7 к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств», принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ЕЭК ООН, и Директивой 2002/24 ЕС.

1 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.36-99 (Правила ЕЭК ООН № 36) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

ГОСТ Р 41.52-2001 (Правила ЕЭК ООН № 52) Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования малой вместимости

ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН № 107) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции.

2 Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы

В случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или

В случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

В случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

2.3 Категория L 3 . Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.4 Категория L 4 . Мотоцикл с коляской. Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.5 Категория L 5 . Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.6 Категория L 6 . Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

В случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или

В случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

В случае электродвигателя - номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

2.7 Категория L 7 . Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспорт- нос средство категории L 6 , ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт

Примечания

1 Максимальная эффективная мощность двигателя транспортного средства категории L представляет собой максимальное значение эффективной мощности при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, и полной нагрузке на двигатель.

2 Эффективная мощность транспортного средства категории L представляет собой мощность двигателя, замеряемую на стенде на выходной части коленчатого вала или эквивалентной детали при частоте вращения, установленной изготовителем, при подсоединенных системах и агрегатах, необходимых для обеспечения нормальной работы двигателя (системах впуска, выпуска, питания, охлаждения, ограничителя частоты вращения двигателя, и т.п.). Если мощность может быть замерена только при подсоединенной к двигателю коробке передач, то необходимо учитывать КПД коробки передач ) .

3 Масса ненагруженного транспортного средства категории L представляет собой массу транспортного средства, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:

Дополнительным оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации данного транспортного средства;

Полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем;

Инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается нормативными документами, касающимися измерения массы ненагруженного транспортного средства;

Соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей транспортного средства.

Топливо и смесь топлива с маслом не учитывают при определении массы ненагруженного транспортного средства, однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе должны быть учтены ) .

4 Максимальную конструктивную скорость транспортных средств категории L определяют в дорожных испытаниях. При этом масса транспортного средства должна включать в себя массу снаряженного транспортного средства и массу водителя. Испытания проводят на горизонтальном сухом дорожном покрытии при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, отключенной системе обогащения рабочей смеси и включенной передаче в коробке передач, обеспечивающей максимальную скорость на горизонтальной поверхности.

Водитель, участвующий в таких испытаниях, должен иметь массу (75±5) кг (для транспортных средств категорий L 3 - L 7) или (75±2) кг (для транспортных средств категорий L 1 и L 2) 3) .

5 Масса снаряженного транспортного средства категории L представляет собой массу ненагруженного транспортного средства с учетом массы:

Топлива в баке, заполненном не менее чем до 90% объема, установленного изготовителем;

Оборудования, как правило, придаваемого изготовителем в дополнение к необходимому для нормальной эксплуатации (контейнер для инструментов, багажник, ветровой щиток, защитное оборудование и т.п.).

Если транспортное средство работает на смеси топлива с маслом, то:

В случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, термин «топливо» подразумевает такую предварительно подготовленную смесь;

В случае, когда топливо и масло заправляют раздельно, термин «топливо» означает только топливо. В этом случае масса масла уже учтена при определении массы ненагруженного транспортного средства 2) .

_________

1) Определение максимальной эффективной и эффективной мощности двигателя транспортного средства категории L - по Директиве 95/1 ЕС.

2) Определение массы снаряженного транспортного средства категории L - по Директиве 2002/24 ЕС.

3) Определение максимальной конструктивной скорости транспортного средства категории L - по Директиве 95/1 ЕС.

3 Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

3.4 Транспортные средства категорий М 2 и М 3 относят:

К одному или более из трех классов (I , II, III) по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.107;

К одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52.

3.4.1 Класс I. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

3.4.2 Класс II. Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

3.4.3 Класс III. Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

3.4.4 Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

3.4.5 Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Примечания

1 Сочлененный автобус представляет собой транспортное средство, состоящее из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных между собой; пассажирские салоны всех секций соединены таким образом, что пассажиры могут свободно переходить из одной секции в другую; жесткие секции постоянно соединены между собой так, что их можно разъединить только при помощи специальных средств, обычно имеющихся только на специализированном предприятии.

2 Сочлененные автобусы, состоящие из двух или более неразделяемых, но шарнирно сочлененных элементов, рассматриваются как одно транспортное средство.

3 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

4 Под массой снаряженного транспортного средства в разделах 3 и 4 подразумевают массу порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача либо массу шасси с кабиной, если предприятие-изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает в себя также массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением сточных вод), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и (для городских и междугородних автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено сиденье для него.

4 Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов

Примечания

1 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

2 Оборудование и установки, находящиеся на ряде специальных транспортных средств (автокранах, передвижных ремонтных мастерских, рекламных транспортных средствах и т.п.), приравнивают к грузам.

5 Категория О - прицепы (включая полуприцепы)

5.5 Кроме того, прицепы категорий О 2 - О 4 относят к одному из следующих трех типов:

5.5.1 полуприцеп - буксируемое транспортное средство, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.

5.5.2 полный прицеп - буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

5.5.3 прицеп с центральной осью - буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

Примечание - Максимальной массой, которую необходимо учитывать при классификации полуприцепа или прицепа с центральной осью, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим транспортным средством.

6 Транспортные средства специального назначения

6.1 К транспортным средствам специального назначения относятся транспортные средства категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования:

6.1.1 автомобиль-дом - транспортное средство специального назначения категории М 1 , сконструированное так, что оно включает жилой отсек, в котором имеется по меньшей мере следующее оборудование:

Сиденья и стол;

Спальные места, которые могут быть устроены из сидений;

Кухонное оборудование;

Оборудование и приспособления для хранения имущества.

Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке; при этом стол может быть легкосъемным;

6.1.2 бронированное транспортное средство - транспортное средство, оснащенное пуленепробиваемой броневой обшивкой, предназначенной для защиты перевозимых пассажиров и/или грузов;

6.1.3 транспортное средство медицинской помощи - автотранспортное средство категории М, предназначенное для перевозки больных или раненых и оснащенное специальным оборудованием;

6.1.4 автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки умерших и оснащенное специальным оборудованием.

6.2 Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «С». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М 2 должно иметь обозначение «М 2 С».

7 Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы

Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор - механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей, функциональное назначение которого зависит в основном от его тягового усилия и которое сконструировано главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве.

Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.

8 Категория G - транспортные средства повышенной проходимости

8.1 Определение

К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие требованиям настоящего раздела, соответствие которым проверяют в условиях, определяемых в 8.2 и 8.3.

8.1.1 Транспортные средства категории N 1 , максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M 1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:

По меньшей мере одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

По меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и

Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%. Кроме того, они должны удовлетворять по меньшей мере пяти из шести приведенных ниже требований:

Угол съезда должен быть не менее 20°;

Угол продольной проходимости должен быть не менее 20°;

Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;

Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;

Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

8.1.2 Транспортные средства категории N 1 , максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N 2 , М 2 или М 3 , максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:

По меньшей мере одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

Имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.

8.1.3 Транспортные средства категории М 3 , максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N 3 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:

а) по меньшей мере половина осей имеет привод;

б) имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

в) транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;

г) соблюдаются по меньшей мере четыре из шести следующих требований:

Угол въезда должен быть не менее 25°;

Угол съезда должен быть не менее 25°;

Угол продольной проходимости должен быть не менее 25°;

Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;

Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;

Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.

8.2.1 Транспортные средства категории N 1 , максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории М 1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом; также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг.

8.2.2 Механические транспортные средства, не указанные в 8.2.1, должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой предприятием-изготовителем.

8.2.3 Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом.

Однако в исключительных случаях технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.

8.2.4 При измерении углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости надколесные защитные устройства не учитывают.

8.3 Определения и рисунки, касающиеся углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета

8.3.1 угол въезда: По международному стандарту ИСО 612 , пункт 6.10. См. рисунок 1.

Рисунок 1

8.3.2 угол съезда: По международному стандарту ИСО 612, пункт 6.11. См. рисунок 2.

Рисунок 2

8.3.3 продольный угол проходимости: По международному стандарту ИСО 612, пункт 6.9. См. рисунок 3.

Рисунок 3

8.3.4 межосевой дорожный просвет: Кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось. См. рисунок 4.

Рисунок 4

8.3.5 дорожный просвет под одной осью: Расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин - шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью. См. рисунок 5.

Рисунок 5

Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне рисунка.

Дорожные просветы под несколькими осями указываются, в соответствующих случаях, исходя из последовательности их расположения, например «280/250/250».

8.4 Комбинированное обозначение

Буквы М и N могут сочетаться с буквой G.

Например, транспортное средство категории N 1 , которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N 1 G.

9 Определение типа кузова (только для комплектных транспортных средств)

Тип кузова может обозначаться следующими буквами.

АА - седан. Кузов - закрытый, с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери - две или четыре боковые; допускается также задняя дверь. Окна - не менее четырех боковых.

Примечание - Здесь и далее под термином «окно» понимают проем для стекол, который может состоять из одного или нескольких стекол (например, вентиляционное окно является элементом окна).

АВ - хэтчбек. Седан АА с открывающейся вверх задней дверью.

АС - универсал. Кузов - закрытый. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери - две или четыре боковые и задняя. Окна - не менее четырех боковых.

AD - купе. Кузов - закрытый. Объем задней части кузова, как правило, ограничен. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери - две боковые; допускается также задняя дверь. Окна - два или более боковых.

АЕ - кабриолет. Кузов - со съемной или убирающейся крышей. Крыша - мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном положении закрывает кузов, в другом - отводится (откидывается) назад. Размещение сидений - не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери - две или четыре боковые. Окна - два или более боковых. 1)

_________

1) Определения кузовов типов АА, AC, AD и АЕ - по международному стандарту ИСО 3833 .

AF - многоцелевое транспортное средство. Механическое транспортное средство иное, чем обозначенные кодами АА, АВ и АС, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении. Однако такое транспортное средство не считают относящимся к категории М 1 , если оно соответствует одновременно следующим требованиям:

1) число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести.

Место для сидения признается существующим, если в транспортном средстве имеются доступные приспособления для крепления сидений.

Под доступными следует понимать приспособления, которые можно использовать. Для того чтобы приспособления для крепления не были «доступными», изготовитель должен физически исключить возможность их использования, например наварив на них пластины или установив на них постоянные заглушки, которые невозможно снять с помощью обычных инструментов.

2) выполняется условие

Р-( M + N ×68)> N ×68,

где Р - технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг;

М - масса снаряженного транспортного средства, кг;

N - число мест для сидения, помимо места водителя.

9.2 Транспортные средства специального назначения категории М 1

SA - автомобиль-дом (см. 6.1.1);

SB - бронированное транспортное средство (см. 6.1.2);

SC - транспортное средство медицинской помощи (см. 6.1.3);

SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) (см. 6.1.4).

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Библиография

ИСО 612-78 Транспорт дорожный. Размеры автомобилей и тягачей с прицепами. Термины и определения

ИСО 3833-77 Дорожные транспортные средства. Типы, термины и определения.