Горьковский автомобильный завод газ. ОАО “Горьковский автомобильный завод”

Нижний Новгород, являясь одним из наиболее промышленно активных городов России, имеет хорошо развитую инфраструктуру, в которую входит множество предприятий самой различной направленности. Одним из старейших, известнейших и крупнейших предприятий, работающих в Нижнем Новгороде и поставляющих продукцию не только в российские города, но и в страны Зарубежья, является завод «ГАЗ».

Завод является одним из крупнейших в России поставщиков средств автотранспорта различной грузоподъемности и типа. Предприятие было основано в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод. В этом же году совместно с американской производственной группой Ford Motor Company был выпушен первый автомобиль – полуторатонный грузовик НАЗ-АА, двумя годами после переименованный в ГАЗ-АА. Несколькими месяцами спустя на автозаводе «ГАЗ» началась разработка и последующее строительство пятиместной легковой автомашины ГАЗ-А.

Несмотря на то, что изначально транспортные средства, выпускаемые Горьковским автозаводом, изготавливались по чертежам Ford Motor Company, они имели некоторые отличия. Таким образом, на основе американских чертежей в сочетании с собственными разработками завод выпустил обширную линейку моделей авто. С течением времени автомобильный завод «ГАЗ» непрерывно развивался, разрабатывая новые модели транспортных средств. Во времена ВОВ предприятие было переориентировано на строительство военной техники – выпускались внедорожники, авто повышенной проходимости, бронемобили, минометы и самоходные установки.

В послевоенные годы на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде было проведено обновление линейки легковых автомобилей, а также начат выпуск новых грузовых машин. 1970 в истории завода был ознаменован реорганизацией производства: на базе филиалов и головного предприятия было сформировано ПО «АвтоГАЗ», включившее в свой состав в общей сложности 11 мощностей.

С течением времени на заводе «ГАЗ», официальный сайт которого можно легко найти в интернете, были разработаны и выпущены микроавтобусы, маршрутные такси и легкие грузовики. За все время своей деятельности предприятие непрерывно развивалось, прирастая филиалами и разрабатывая новые возможности. Завод «ГАЗ» имеет несколько государственных наград, ведется активное сотрудничество с крупными предприятиями не только России, но и многих иностранных государств.

Горьковский автомобильный завод: продукция

Завод, являясь одним из крупнейших российских предприятий автомобилестроения, выпускает объемную линейку транспортных средств самого различного назначения. На Горьковском автомобильном заводе выпускаются:

  • легкие автомобили;
  • среднетоннажные автомобили;
  • автобусы;
  • большегрузные автомобили;
  • силовые агрегаты.
Завод «ГАЗ» также является одним из крупнейших в России поставщиков автокомпонентов: арматуры, рулевого управления, колес, мостов, рессоров, подвесок и других комплектующих. Одним из направления деятельности завода «ГАЗ», сайт которого представляет полную информацию о нем, является выпуск топливоподающих систем, в частности, насосов марки ЯЗДА для двигателей разнотиповых транспортных средств.

Завод «ГАЗ» в Нижнем Новгороде также выпускает более трехсот видов техники спецназначения, построенной на основе серийных моделей: самосвалы, пищевые и топливные цистерны, медицинские и пожарные автомобили, школьные автобусы, промтоварные фургоны, гидроподъемники и другие.

Завод «ГАЗ» в Нижнем Новгороде – заслуженное лидерство в сфере автомобилестроения!

В России есть немало городов, чьё благополучие основано на функционировании огромных автомобильных предприятий - таковыми являются Тольятти, Набережные Челны, и, конечно же - Нижний Новгород, где расположен завод ГАЗ. Последний имеет наибольшую среди всех советских, а впоследствии и российских автозаводов историю. Благодаря этому он обладает собственной конструкторской школой с солидным опытом, а также множеством технических наработок в области создания надёжных массовых автомобилей. В настоящее время фабрика ГАЗ специализируется на производстве грузовых и специальных транспортных средств, однако в его истории было немало , которые играли существенную роль в жизни страны. История ГАЗа началась ещё задолго до войны, и он принимал немалое участие в индустриализации страны, сделавшей её одной из наиболее могущественных в мире.

Зарубежные корни

Ещё в начале весны 1929 года правительство молодой Страны Советов постановило о необходимости строительства собственного автомобильного завода, который мог бы обеспечить государство жизненно важной техникой, закупавшейся ранее за рубежом. Спустя месяц выбрали и площадку для перспективного предприятия - она была расположена неподалёку от города Нижний Новгород, который имел удобное расположение - как с позиции расположенных рядом природных ресурсов, так и в области географии. Перед создателями будущего завода ГАЗ стал - начать подготовку собственных специалистов, которая могла отнять несколько лет или же воспользоваться посторонней помощью. После недолгих размышлений был выбран именно второй вариант, так как малейшее промедление могло стать причиной невыполнения планов. В качестве основного партнёра выбрали американскую компанию Ford , которая тогда была крупнейшим представителем мирового рынка.

В создании будущего завода ГАЗ принимали участие и советские специалисты, однако большая часть проектных работ была выполнена инженерами Ford, которые составили детальный план возведения предприятия, рассчитанный на несколько лет. В качестве первоначального модельного ряда для вновь основанного завода были выбраны транспортные средства Ford A и Ford AA - несколько экземпляров доставили в Советский Союз для проведения испытаний. Спустя ровно год проект ГАЗ был готов и на строительной площадке заложили первый камень будущего . Для контроля над процессом производства в СССР отправились американские специалисты, которые должны были следить за правильностью соблюдения всех деталей проекта.

Настоящая история автомобилей ГАЗ началась в 1932 году - благодаря ускоренному выполнению работ завод был построен со значительным опережением срока, что заняло всего 18 месяцев. Первоначально продукция предприятия состояла исключительно из , однако в конце этого года конвейер пополнился легковыми машинами. На позицию главного инженера и ведущего специалиста конструкторского отдела ГАЗ был приглашён гениальный конструктор-техник, бывший начальник отдела автомобилей НАМИ, А. А. Липгарт.

Первая продукция

Видео об истории завода ГАЗ:

Конечно, были в современной истории завода ГАЗ и неудачные строки. В частности, с 2006 по 2009 год в состав группы компаний входило британское предприятие LDV, которое занималось производством малотоннажных грузовиков - впоследствии оно было продано малазийскому собственнику. Также с 2008 по 2010 год велось производство модернизированных седанов Chrysler Sebring под собственным именем Volga Siber, однако проект закрыли в связи с его убыточностью.

Непоколебимый

Завод «ГАЗ» уже много раз доказывал, что он может достойно пройти сквозь все тяжёлые испытания и выжить даже в наиболее масштабный кризис. При этом собственная сильная конструкторская школа в сочетании с использованием лучших технических достижений современного автомобилестроения позволяет делать его и универсальными в эксплуатации. Сейчас предприятие вновь переживает расцвет, к которому его привело сосредоточение на выпуске коммерческой техники - поэтому не исключено, что вскоре завод ГАЗ порадует нас очередными новинками, способными понравиться очень широкому кругу клиентов.

История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.

Какие легковые автомобили выпускались заводом ГАЗ?

ГАЗ-А

ГАЗ-А - легковой автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company.

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин

М-1 («Эмка») - советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год.

В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей.

Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, сыграл немалую роль в военные годы, так как являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко.

Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.

«Побе́да» - культовый советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели - М-20.

Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа - без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235.999 машин, включая 14.222 кабриолетов и 37.492 такси.

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 - советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 (некоторые модификации - по 1960 год.)

ЗИМ - первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры - на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование.

Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций.

ГАЗ-21 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21. Всего было выпущено 639478 экземпляров всех модификаций.

ГАЗ-13 «Чайка» - советский репрезентативный (представительский) легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

ГАЗ-14

ГАЗ-14 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.

Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели.

ГАЗ-22

ГАЗ-22 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал. Серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Оснащался пятидверным несущим кузовом с 5-7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль - седан ГАЗ-21Р третьей серии. ГАЗ-22 (ранние выпуски - ГАЗ-М-22) обозначался как грузопассажирская отдельная модель (таким образом, «универсала ГАЗ-21» не существовало). ГАЗ-22 имел различные модификации, также на его основе выпускались карета скорой помощи ГАЗ-22Б и (другими заводами и мастерскими) фургон ГАЗ-22А.

ГАЗ-22 - один из первых в мире кроссоверов.


ГАЗ-24 «Во́лга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1970 по 1985 год

ГАЗ-24-10 «Волга» - легковой автомобиль среднего класса, производства Горьковского автомобильного завода. По своей сущности, ГАЗ-24-10 является паллиативным вариантом модернизации ГАЗ-24 на базе модели более глубокой модернизации ГАЗ-3102, развёртывание крупносерийного выпуска которой было искусственно блокировано на уровне отраслевого министерства. Выпускалась с конца 1985-го года и до весны 1992 года, когда её сменила модель ГАЗ-31029, представлявшая собой вариант ГАЗ-3102, адаптированный для массового выпуска.

Так как выпуск автомобиля совпал с многими преобразованиями в стране (эпоха перестройки), она вошла в историю как первая Волга доступная более широкому кругу лиц, в том числе для приобретения в частные руки (в отличии от ГАЗ-24 и тем более ГАЗ-3102). Но при этом сохранила относительно высокое качество сборки (если сравнивать с преемницами ГАЗ-31029 и даже ГАЗ-3110).

ГАЗ-3102 «Волга» - советский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся серийно с апреля 1982 по 2008 год Горьковским автомобильным заводом. Разработанный на основе автомобиля ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 должен был стать ее преемником.

Однако, по целому ряду политических и экономических причин, данный проект выпускался мелкой серией (около трех тысяч машин в год), вместо массового производства, исключительно как служебный автомобиль советской номенклатурой среднего звена. Это были должности которым еще не была положен эксклюзивный лимузин ГАЗ-14 «Чайка», но статус требовал выделения из общего потока. Такими являлись заместители министров, директора крупных трестов и предприятий, руководители известных театров, генералы, видные академики-лауреаты, редакторы изданий, режиссеры и др.

ГАЗ-31105 «Волга» - российский легковой автомобиль, выпускался серийно на конвейере с 2004 год по 2009 на Горьковском автозаводе.

По сути «105-я» является усовершенствованной версией ГАЗ-3110. Среди улучшений: бесшкворневая подвеска передних колес, стабилизатор поперечной устойчивости подвески задних колес, а также усовершенствованная коробка передач. Осовременен и внешний вид автомобиля: вместо угловатых передних фар установлены каплевидные, заменена решетка радиатора, передние крылья, капот и передний бампер.

В 2005-2007 гг. под заказ производилась версия «бизнес-класса» ГАЗ-311055 с удлиненной на 300 мм колесной базой и удлиненными на 150 мм дверьми.

ГАЗ-3105 «Волга» - легковой автомобиль большого (Е) класса с повышенным уровнем комфорта, производимый с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.

Volga Siber (Волга Сайбер) - российский среднеразмерный седан, выпускавшийся с 2008 по 2010 год.

Представлен российской компанией «Группа ГАЗ» на выставке «Интеравто-2007» в Москве 29 августа 2007 года как GAZ Siber. В дальнейшем торговое название модели было изменено на Volga Siber.

У Горьковского автозавода удивительная судьба. Когда-то он выпускал самые массовые грузовики Советского Союза ГАЗ-АА, потом был период, когда он делал легенду ХХ века Волгу ГАЗ-21, затем – когда строил престижные Чайки и мечту почти любого гражданина, Волгу ГАЗ-24. Был период, когда ГАЗ спас себя и малое предпринимательство России “Газелькой”... Разное было время у завода, а перечислять всё, что выходило из его ворот, будет слишком долго. Но мы постараемся рассказать хотя бы о том, что происходило в Нижнем в самом начале тридцатых, что происходит сейчас, и чего ждать в ближайшем будущем.

Что Сибирь, что Аляска — два берега

В конце двадцатых годов прошлого в СССР сложилась неприятная картина: надо строить социализм (чтоб потом приступить непосредственно к коммунизму), а кирпичи возить не на чем. Можно, конечно, на лошади, но в период индустриализации это животное своим гордым видом дискредитировало власть трудящихся. Было принято единственно возможное решение: строить собственный автомобильный завод.

Само собой, построить крупный завод за короткий срок, не имея никакого опыта, — дело практически невозможное. И тогда ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили договор о помощи в запуске массового производства автомобилей в Советском Союзе. Форд выбрали не случайно: себестоимость машин у этой компании тогда была минимальной, автомобили — надёжными и простыми, а о массовости в Форде знали, наверное, всё.

Но сначала надо было построить сам завод. Его проектированием занималось архитектурное бюро Альберта Кана, а руководство строительством осуществляла компания «Остин». Само собой, все эти фирмы были американскими.

Но не надо думать, что с лопатами и тачками на стройке горбатились заокеанские помощники. Нет, физически тут работали наши люди. И труд был действительно крайне тяжёлым, практически ручным. Тем не менее, темпы строительства оказались просто невероятными: завод был готов всего за 18 месяцев, и уже в январе 1932 года с конвейера сошёл первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА, ставший потом , более известным в народе как полуторка. Почему он назывался НАЗ? Потому что завод тогда был Нижегородским, а Горьковским он стал в 1933 году.

Номенклатура завода расширялась быстро. Даже перечисление машин, разработанных газовцами до начала Великой Отечественной войны, заняло бы много места. Но отмечу, что все они базировались на старых добрых ГАЗ-А и . На старых — потому что для американцев они к тому времени уже были старыми, на добрых — потому что лучше всё равно у нас ничего не было.

1 / 2

2 / 2

ГАЗ-ААА испытания

Незадолго до прекращения сотрудничества с американцами в 1935 году заводчане получили документацию на Ford Model B. Этот автомобиль был основой для ГАЗ-М-1 («Молотовец-1», он же “Эмка”), выпуск которого начался в 1936 году. Внешне Форд В и «Эмка» очень похожи, но отличий в них много. Впрочем, сегодня у меня нет никакого настроения анализировать, что там на ГАЗе копировали (легально и нелегально), что делали лучше, а что — хуже. Это тема для долгих философских бесед в гараже. Нужно разложить на капоте старой Волги газетку, нарезать колбасу, разлить по сто граммов и кидать друг в друга кучей аргументов разной степени достоверности. А потом хлестать оппонента по щекам прокладкой ГБЦ от мотора ГАЗ-11, один в один похожей на… Хм, ладно, не будем. Праздник всё-таки.

Работникам завода удалось сделать почти невозможное: уже в середине апреля 1935 года был собран стотысячный автомобиль. Для предприятия, как и для страны в целом, это был невероятный успех. Уже началась разработка ещё одного бестселлера — , но началась война.

Завод был переориентирован на военные нужды. Выпускали первые лёгкие внедорожники, грузовики, танки, самоходные артиллерийские установки, бронеавтомобили, миномёты, снаряды для “Катюш”… Конечно, смотреть на это спокойно немецкие захватчики не могли. И завод стал мишенью для бомбардировщиков. Бомбили много, целенаправленно, настойчиво. Несли потери от советских средств ПВО, но всё равно летели кидать бомбы. И летом 1943 года конвейерное производство всё же пришлось остановить.

Завод был очень сильно разрушен. По разным оценкам, были уничтожено около пятидесяти зданий предприятия. Но в истории завода был ещё один подвиг: его восстановили за сто дней и снова запустили производство. Конечно, всё это было сделано не в полном объёме: пришлось, например, отказаться от выпуска трёхосных грузовиков ГАЗ-ААА и броневиков .

ГАЗ-51, 46 год, Гос. испытания. Автопробег на Байдарском перевале в Крыму

Зато после войны завод “выстрелил” целым залпом машин, ставших впоследствии культовыми. Это , , , просто , …

1 / 3

2 / 3

Итальянская актриса Софи Лорен и советский актер Серго Закариадзе у автомобиля Чайка ГАЗ-13. г. Москва, 1965 г.

3 / 3

Ю. Гагарин в цехе сборки легковых автоомбилей. 1963 г.

Не менее продуктивным оказался и период с начала шестидесятых до начала восьмидесятых. Тут ГАЗ тоже радовал советских граждан и в сегменте грузовой техники, и в сегменте легковых автомобилей. Если вы никогда ничего не слышали про ГАЗ-53, “шишигу” ГАЗ-66, , , то доделывайте уроки и складывайте портфель. Эти машины известны каждому русскому человеку, и в этот период ГАЗ стал главным поставщиком автолегенд Советского Союза.

В 1981 году был выпущен уже десятимиллионный ГАЗ. Но последующие десятилетия оказались для ГАЗа не совсем удачными.

1 / 3

Цех сборки ГАЗ -53А

2 / 3

3 / 3

Если ещё несколько эпичных грузовиков в “догазельную” эпоху ГАЗ выпустить смог (например, ГАЗ-3307 и потом ГАЗ-3309), то с легковыми автомобилями картинка получилась печальной. Можете закидать меня ржавыми шкворнями, но бесконечные переделки 24-й Волги оказались не слишком удачными. Нужно было что-то принципиально новое, но в этот период ГАЗ не мог (или не хотел) заниматься новым легковым автомобилем.

Статьи / История

Почему умерла «Волга»: рассказ экс-работника ГАЗа

Такое бывает в жизни: ребенок, в котором с детства все родные души не чаяли, вырастает человеком не слишком успешным и удачливым, а то и вовсе дает поводы недоброжелателям говорить о «семье не без урода», «паршивой овце»...

207963 64 121 04.05.2015

Правда, в 90-х значительно выросло производство Волги: народ по старой памяти считал этот автомобиль престижным, а стоить он тогда внезапно стал очень недорого. Но долго на остатках былой славы Волга протянуть на смогла, а новые ГАЗ-3103, 3104 и седан бизнес-класса 3105 : для этого не было средств, да и конкурировать с нахлынувшими на российский рынок иномарками этим автомобилям было очень тяжело.

Опустим всё, что делал ГАЗ для военных, и что пытался сделать, но не смог до середины 90-х. Лучше обратим внимание на 1994 год. Именно тогда завод практически возродил свою , наладив производство ГАЗели. За 11 лет выпустили первый миллион этих автомобилей. И Газель стала настоящим ангелом-хранителем завода, не дав ему загнуться в тяжёлые 90-е. Развивающемуся предпринимательству очень нужен был именно такой автомобиль, и спрос на него был очень высоким. Затем появился микроавтобус на базе Газели, и это опять-таки был удар не бровь, а в глаз: появилось огромное количество маршрутных такси.

Типично российскому принципу “купить дешевле, нагрузить больше, увезти дальше” газельки соответствовали полностью (да и сейчас тоже соответствуют). Да, они дико ржавели, не отличались высоким качеством сборки, не сильно радовали глаз уже на второй-третий год трудовой жизни, но именно на их шасси ГАЗ выбрался из затяжного кризиса. Правда, полностью утратив в 2000-х своё присутствие в легковом сегменте. Но плакали по этому поводу наши граждане недолго и не особо горько, и в основном это были фанаты марки и те, кто не понял, что в мире есть очень много машин, которые лучше Волги почти во всём.

В 2001 году завод вошел в состав холдинга «РусПромАвто», который в свою очередь в 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ». С тех пор завод ГАЗ является головным предприятием холдинга. Давайте посмотрим, что такое «Группа ГАЗ» и Горьковский завод сегодня.

Статистика знает всё

Этот маленький раздельчик могут пропустить те, кто знает, что именно входит в Группу ГАЗ, и как это всё работает. То есть, руководство холдинга. Остальным, наверное, будет небезынтересно открыть для себя некоторые новые моменты.

Итак, в Группе ГАЗ насчитывается пять дивизионов: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты». В составе каждого дивизиона есть несколько предприятий. Например, автобусы — это заводы ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, силовые агрегаты — ярославский ЯМЗ, ЯЗДА и ЯЗТА (ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры), грузовики — Урал и так далее, список этот неполный. Всего — 13 предприятий в восьми регионах России.

Сегодня во всех предприятиях холдинга (включая смежные отрасли) работает около 400 тысяч человек, а количество стран, куда экспортируют продукцию ГАЗа, постоянно растёт: с 23 в 2013 году до 51 в 2017. Думаю, мало кому интересно разбираться с отчётах о деятельности холдинга, но ещё некоторые интересные числа статистики привести всё же надо. Например, 100% всех отечественных переднемоторных автобусов принадлежит ГАЗу, как и 74% легких коммерческих автомобилей. Значительно за последний год выросла доля средних дизельных двигателей — с 22% в прошлом году до 38% в нынешнем.

Год назад было создано подразделение GAZ International, которое занимается экспортом газовской техники. Поэтому с недавних пор холдинг делает упор на некоторые вещи, которые просто необходимы для успешной интеграции в зарубежные рынки. Например, готовится к выпуску моторов, соответствующих нормам Евро-6, вводит в стандартную комплектацию своих автомобилей систему ESP, готовит свои машины для работы в высокогорном климате, жарких странах, странах с левосторонним движением. Звучит, может, и не слишком сложно, но на самом деле работы много.

Не надо думать, что взаимодействие с иностранцами ограничено лишь попытками (причём успешными) продажи им машин. Нет, ГАЗ ещё и занимается сборкой некоторых автомобилей. Например, Skoda Yeti, Octavia, Volkswagen Jetta и коммерческих Mercedes-Benz Sprinter. И в следующем году даже приступит к сборке Skoda Kodiaq.

Разумеется, все эти автомобили намного сложнее старенькой Газели. И всё же предприятие с задачей справляется успешно. Мало того, даже собственные Газели NEXT очень не похожи на старые добрые машины предыдущего поколения Газель Бизнес. Тут и мультимедийные системы, и тросовые приводы КПП с джойстиком на панели, и передняя многорычажная подвеска, и очень многое другое. Да, Газели уже не те! Они даже разучились корродировать до дыр прямо к концу цикла сборки на конвейере. Давайте-ка коротенько посмотрим, как их делают сейчас.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Вход — через шлюз

Сначала заглянем в цех сборки грузовых автомобилей.

Сюда из других цехов приходят уже готовые кабины и рамы. Здесь их “женят” (да, на всех сборочных конвейерах есть такое понятие “свадьба” — соединение шасси и кабины) и собирают из готовых деталей автомобиль.

Вдоль главного конвейера есть несколько участков подсборки, где, например, собирают панели или сиденья. Делают это для того, чтобы не загромождать цех складами объёмных компонентов будущих автомобилей, а собирать всё строго в соответствии с производственным планом. В среднем отсюда каждые 80 секунд выходит новый автомобиль. Ну, или шасси для автобуса, сборку которого будет закачивать кто-то из дивизиона “Автобусы”.

На каждом посту у оператора конвейера есть кнопка, которую он должен нажать в случае возникновения нештатной ситуации. Такие редко, но бывают. Например, все пневматические инструменты сами контролируют момент затяжки соединений, и если по какой-то причине параметр не соответствует норме, инструмент покажет ошибку. Оператор нажимает кнопку, и у сразу подошедшего начальника смены есть только 30 секунд для принятия решения. Если проблему за это время решить невозможно, конвейер автоматически останавливается. Через 20 минут об этом уже знает начальник цеха, и это уже будет серьёзным происшествием. Считайте сами: остановка даже на две минуты — это уже отставание от плана на один, а то и два автомобиля. Такого быть не должно. Впрочем, при сегодняшнем подходе к производству такого практически и не бывает.

Выбранные случайным образом несколько автомобилей с каждого из конвейеров (Газель или ГАЗон в любой модификации) ежедневно отправляются в комнату аудита готового автомобиля. Впервые такое появилось на ГАЗе при сборке Волги Сайбер, и привезли это новшество американцы из Крайслера. Затем, когда завод начал выпуск Спринтеров, этот метод контроля устроил и Даймлер. Сейчас проверка продукции идёт по алгоритму, вобравшему в себя часть от этих двух компаний.

Если Даймлер больше беспокоился о внешнем виде (качество покраски, сборки, величине зазоров и прочем), то Крайслер делал упор на проверку техники. В итоге на ГАЗе тщательно стали проверять и то, и другое, выставляя выявленным дефектам оценку по десятибалльной шкале (от “никто не увидит” до “увидит каждый”).

После комнаты аудита проверенные автомобили уходят в тестовый пробег по городу. Там они должны проехать 80 километров. Впрочем, все остальные машины тоже проходят тестовый заезд, но он проходит на треке, и дистанция его составляет всего два километра.

А часть машин ещё и отправляется “в душ”, где их поливают водой. Особенно тщательно такую проверку проходят цельнометаллические фургоны.

В общем, всё выглядит красиво и убедительно. Остаётся только узнать, откуда в сборочном цехе появляются готовые кабины, кузова и прочие детали.

Заглянем в цех сварки цельнометаллических кузовов. Прошло то время, когда их варили вручную. Теперь тут буйствуют роботы. Тут настолько всё автоматизировано, что ещё немного, и эти железные чудовища захватят власть, сварят себе генерала и пойдут войной на человечество. И это действительно страшно: только на линии сварки фургонов работают 98 японских роботов Fanuc, причём самый сильный из них поднимает 700 кг. И ещё 100 роботов немецкого производства Kuka впахивают на линии сварки кабин в другом цехе. Ладно, шутка, никуда они не пойдут: у них ног нет. Придётся им тут так и стоять и варить Газели Некст. Управляющая система линии непрерывно контролирует все основные параметры сварки: силу тока, а также силу и время сжатия клещей. А если надо — даже моментально вносит коррективы. Кстати, теперь тут используют и клей, что позволяет меньше нарушать структуру железа при сварке, что должно способствовать долголетию кузовов. А после окончания сварки только на кузове фургона ГАЗель NEXT на координатно-измерительной машине проверяется 6 000 сварочных точек, причём отклонения в каждой не могут быть больше 0,2 мм.

1 / 9

2 / 9

3 / 9

4 / 9

5 / 9

6 / 9

7 / 9

8 / 9

9 / 9

А теперь посмотрим, как эту красоту красят.

Прежде чем попасть в рабочую зону окрасочного комплекса, нам придётся… пройти через шлюз! И дело не только в том, что мы попадём в зону повышенного давления. Оно, конечно, так: давление там повышают, чтобы избежать попадания пыли. Но шлюз нужен не для того, чтобы избежать кессонной болезни (до этого очень и очень далеко), а для того, чтобы хорошенько пропылесоситься. Тут со всех сторон обдувает ветер, и с чистейшего белого халата, который заставляют надеть перед входом, сдувают остатки грязи бренного мира.