Экология переработки углеводородных систем. Топливо: виды, марки, основные показатели качества

Многие автолюбители переходят на современные марки бензина с моющими присадками для мотора. Разберемся, стоит ли переплачивать за улучшенное топливо для автомобиля, какие преимущества оно даёт?

Какие существуют марки улучшенного бензина?

Самые известные - ЭКТО от Лукойла и Ultimate (или Active) от BP. BP - не сеть заправок от компании British Petrolium, а отделение компании Роснефть. Раньше существовала компания ТНК, но она давно ликвидирована. На ГазПромНефти продается фирменный бензин G-Drive (Опти), на НефтьМагистрали (представлена в Москве и Московской области) - Evolution, на заправках Shell - V-Power.

Например, чем отличается АИ-95 Ultimate Active от простого АИ-95 Active. Только количеством присадок. Например, в обычном «активе» их будет примерно 380 мл на литр. А в «ультимейте» - 850 мл/л.

Но чем кроме названия оно отличается и стоит ли переплаты в 1-2 рубля за литр ? У большинства водителей возникают сомнения в выборе правильного бензина на заправке. Какой заливать: обычный или улучшенный бензин? Реклама утверждает, что фирменное топливо содержит специальные моющие присадки для двигателя. Они восстанавливают топливную систему автомобиля, очищают форсунки и положительно влияют на ресурс мотора .

Согласно ГОСТу, на авто заправках должно продаваться топливо класса Евро-5 с обязательными моющими присадками. Так значит это обман? Не совсем. По ГОСТу содержание моющих присадок незначительно, особенно для низкооктановых сортов топлива. Например, если сравнивать АИ-95 и улучшенное АИ-95, то в последнем присадок будет больше. А если сравнить фирменное АИ-95 и АИ-100, то количество добавленных присадок будет почти одинаковым.

Если сравниваете, например АИ 95 Евро или 95 Экто Лукойл, то последнее будет лучше. С дизельным топливам такая же ситуация. Сейчас на многих заправках пропала обычная солярка, а продаётся только с моющими присадками. Но многих АЗС даже без альтернативы. Если у Вас современный дизельный авто - выбираем только фирменное дизтопливо.


Ранее производители добавляли самые простые присадки марки BASF или Afron. В настоящее время они стали добавлять улучшенные варианты присадок с модификаторами трения . По сути, эта разновидность обычной присадки для двигателя . Она уменьшает трение в моторе из-за чего увеличивается мощность при одновременной экономии бензина. Более того, при их использовании очищение мотора происходит в 2,5 раза эффективнее.

Улучшенные марки топлива хорошо влияют на ресурс двигателя. Например, использование фирменного бензина могло бы стать спасением от возможных засорений двигателя, особенно топливных форсунок или топливного насоса. Благодаря улучшенному топливу снижается уровень выброса выхлопных газов и получаете хорошую отдачу мотора, поскольку он во время работы самоочищается.

Как уверяют специалисты РосНефти их топливо за 32 часа работы для дизельной машины на 99,7% восстановит исходную мощность. В первую очередь очистятся форсунки, клапана, камера сгорания. Бензиновым автомобилям нужно больше времени - 60 часов. За это время удаляется от 60 до 77% отложений.

Какие минусы

Многие автолюбители советуют перед переходом с обычной марки бензина на улучшенный - избавиться от накопившихся шлаков в топливной системе машины. Для этого надо самостоятельно или в авто сервисе сделать чистку форсунок . Тогда не останется проблем с накопившимися отложениями в двигателе, которые могут забить форсунки или свечи. Некоторые водители после применения фирменного топлива могут почувствовать снижение мощности, в диагностика покажет снижение компрессии двигателя. Потому что моющие присадки «взбаламутили» всю скопившуюся грязь в двигателе, она забила все топливные каналы.

Такое может произойти только со старыми авто с огромными пробегами. Или когда ранее заправлялись некачественным топливом, или машина по долгу стояла без движения. Производители добавляют в свою продукции не большое количество моющих присадок, их концентрация в общем количестве мала. Они не должны негативно влиять на работу автомобиля.

Если боитесь заправлять фирменным топливом, то не лейте его. Если хотите попробовать, то делайте постепенно. Заливайте для начала не более 10-20 литров фирменного бензина за раз, смешивая с обычным топливом. Потом заправляйтесь только им. Как уверяют производители, чтобы почувствовать какой-то эффект от применения, нужно чтобы через всю топливную систему авто прошло не менее 100 литров. Если возникнут проблемы, то в лучшем случае, замените только топливный фильтр . В худшем, придётся заменить свечи или почистить форсунки. Хотя данные работы надо производить раз в 2-3 года, независимо от применяемой марки бензина.

Итог использования. Какой эффект?

Основные преимущества проявляются на современных впрысковых моторах. Струя топлива из форсунки позволяет лучше использовать моющие свойства присадок, чем в карбюраторном моторе. Был опыт применения топлива «Ультимейт» при большом пробеге на карбюраторной машине. После этого перестал постоянно чистить карбюратор - не было никаких отложений и топливный фильтр под капотом не загрязнялся внешне (он прозрачный).

Для новых машин их применяют, чтобы в двигателе не скапливались смолистые отложения. Ведь легче предупредить проблему, чем потом ремонтировать мотор из-за плохого бензина . Но заявленного прироста мощности можно не достичь для новых авто. Если использовать возможности бензинов с более высокими октановым числом (АИ-98 или АИ-100) и хорошей моющей способностью, то такие цифры могут оказаться реальными. Если залить топливо с меньшим октановым числом, то это непосредственно повлияет на мощность двигателя в сторону ее уменьшения.

Почувствовать увеличение мощности могут владельцы автомобилей с пробегом более 100 000 км. За это время в двигателе скопилась грязь, а регулярное применение улучшенного топлива её уберет. Тогда можно вернуть те недостающие лошадиные силы, которые сбежали из мотора. Для маленьких двигателей эффект будет значительно больше, т.к. почувствовать потерянные 5-10 л.с. будет проще, чем для моторов с большой мощностью. А еще присадки с модификаторами трения продлевают ресурс и снижают расход топлива.

Новые марки топлива не дороже обычных – что значит плюс рубль или два к стоимости за литр на фоне нынешних цен? Итог: выбираем 95-й с красивой приставкой в конце. Какой – неважно, ведь по сути, они обладают одинаковыми характеристиками.

Cегодня крупные зарубежные и отечественные сети автозаправочных станций (АЗС) считают хорошим тоном предлагать своим клиентам особенную услугу - заправку автомобилей брендовым топливом с современными присадками. Замечено, что брендовое топливо - отличный индикатор социальной ответственности компании. У каждой компании такой продукт носит уникальное название, обыгрывающее экологию, эффективность или мощность. Но по своей сути такие марки бензинов и дизельного топлива являются не чем иным, как «базой» самого высокого класса, в которую добавлен пакет современных присадок. Эти присадки кардинальным образом изменяют характеристики топлива - улучшают сгорание, повышают октановое или цетановое число, уменьшают нагарообразование и замедляют окислительные процессы. Другими словами, делают топливо максимально эффективным в любых условиях и при этом безвредным для двигателя. На столичных заправках можно увидеть несколько специальных видов бензина. Это - G-Drive от «Газпром нефти», Pulsar от ТНК, V-Power от концерна Shell, ЭКТО от «Лукойла», Ultimate от BP и «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)» от ГК «ТРАССА». У брендового бензина от разных производителей свои преимущества. Каждый автолюбитель выбирает топливо под свои запросы. Главное - горючее должно быть качественным. К примеру, при производстве «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)» производители используют последние разработки крупнейшего американского химического концерна - Afton Chemical. Инновационная присадка полностью соответствует требованиям технического регламента к автомобильному топливу, действующего на территории России, и не содержит металлы и другие компоненты, которые могли бы нанести вред топливной системе и двигателю автомобиля. В целом, как говорят эксперты, использование брендового бензина «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)» обеспечивает более высокий КПД работы двигателя, увеличивает срок его службы и уменьшает расход топлива. Качество брендового топлива «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)» проверили во время тест-драйва гонщики Максим Шоропаев, выступающий в гонках на выживание и соревнованиях по картингу, и Василий Федосеев, участник внедорожных соревнований, джип-триала, джип-спринта и мотоциклетных кроссов. По мнению Максима, его Mazda 6 с 2,5-литровым мотором (192 л. с.) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач благодаря «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)» «за трехчасовую поездку преодолела гораздо большее расстояние без дозаправки, чем если бы машина была заправлена обычным 95-м бензином». Василий после испытания Peugeot 208 с 1,2-литровым мотором (82 л. с.) и роботизированной коробкой Effi¬cient TronicGearbox отметил: «ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)», которым мы заправились во время тест-драйва, заметно улучшил динамику разгона, увеличил мощность двигателя, уменьшил расход топлива. Я доволен брендовым топливом сети АЗС «ТРАССА».

Сегодня практически все крупные сети АЗС обзавелись своим фирменным топливом, у которого есть собственные названия. Чем же оно отличается от обычного и насколько дороже?

В сетях АЗС представлены как фирменные (премиальные, брендовые) бензины (А-95, А-98), так и фирменное дизтопливо. В рекламной информации от той или иной сети АЗС декларируется, что ее брендовое топливо обладает улучшенными характеристиками. При этом продавцы предоставляют огромный перечень получаемых потребителем преимуществ. Что касается бензинов, то в большинстве случаев все их достоинства являются следствием работы моющих присадок, которые поддерживают систему питания в чистоте. Как результат - при регулярном использовании такого бензина должно обеспечиваться стабильное качественное распыление топлива, т. е. смесеобразование, со всеми вытекающими последствиями: более полное сгорание топливо-воздушной смеси, а значит, улучшение динамики автомобиля (повышение мощности и крутящего момента), снижение расхода горючего, уменьшение загрязнения катализаторов и т. д. Попутно большинство присадок должно гарантировать защиту деталей системы питания от коррозии. Этому, кстати, способствует и применение низкосернистого топлива европейского качества.

Производство

Бензин с улучшенными характеристиками получают путем добавления в базовый А-95 специальных присадок или пакетов присадок. Базовым топливом в данном случае выступает импортный бензин, соответствующий требованиям стандарта Евро 4 или Евро 5. Что касается применяемых присадок, то их разные сети берут у разных производителей. Наиболее часто используют присадки немецкого концерна BASF, которые могут быть универсальными, а могут быть разработаны по заказу завода или конкретных сетей АЗС. Например, по информации компании Shell, применяемый в их топливе V-Power пакет присадок создан совместно со специалистами компании Ferrari, но производится на BASF. А завод Orlen Lietuva для своего брендового топлива Ventus (в столичном регионе реализует сеть КЛО) заказал у BASF специальные присадки, которые должны улучшить динамические характеристики автомобиля.
Изготавливают фирменное топливо по-разному - на заводах, нефтебазах или АЗС. Например, производство ТНК Pulsar налажено на нефтебазе в г. Василькове, где разместили специальную установку вакуумного ультразвукового смешивания жидкостей в потоке. Эта технология исключает расслоение топлива. Компания Shell для получения горючего V-Power оснастила свои бензовозы специальной установкой, которая подает присадку в бензин непосредственно при его сливе на АЗС.

Побочные эффекты

У многих водителей пока на слуху проблемы, возникающие с автомобилем при использовании такого топлива. Но о них говорили еще лет пять назад, а сегодня можно сказать, что никаких побочных эффектов от его применения нет - все технологии приготовления брендового топлива отработаны, а применяемые бензины и присадки прошли испытания временем.

Кстати, в ряде сетей покупатели брендового топлива автоматически становятся участниками различного рода акций и розыгрышей, а работники АЗС получают премии за его реализацию.

Что обещают продавцы брендового бензина с октановым числом 95?

Фирменное топливо

Сеть АЗС

WOG

Базовое топливо

Евро 4 (европейские заводы Lukoil)

Евро 5 (Orlen - Литва и Польша, MOL - Венгрия, Mozyr Oil Refinery - Беларусь

Евро 5
(Orlen - Литва)

Евро 5 (Orlen - Литва и Польша, MOL - Венгрия)

Производитель
присадок к топливу

по заказу компании

BASF (Германия)

INNOSPEC (Великобритания)

BASF (Германия)

Место производства

на нефтебазе «ЛУКОЙЛ-Украина»

сертифицированные
нефтебазы

на собственных нефтебазах

Повышение
мощности

Очистка системы питания

Защита от коррозии

Фирменное топливо

Фирменное топливо Pulsar 95 Ventus V-Power

Сеть АЗС

Shell

Базовое топливо

Евро 5 (Orlen - Литва)

Евро 5 (Orlen - Литва)

Евро 5 (Orlen - Литва)

Производитель
присадок к топливу

BASF (Германия)

BASF (Германия)

BASF (разработка
Shell + Ferrari)

Место производства

на нефтебазе в Василькове

на заводе Orlen в Литве

Повышение
мощности

Очистка системы питания

Защита от износа топливной аппаратуры

Защита от коррозии

Насколько дороже обычного А-95, грн.

*За счет изменения характеристик сгорания **Для двигателей с пробегом за счет улучшения смесеобразования после очистки форсунок и системы питания в целом. Все данные - по информации указанных компаний.

Юрий Петровский
Фото Андрея Яцуляка и Jochen Günther (Messe Frankfurt)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«Скупой платит дважды, тупой платит трижды, а лох ​​платит всегда! Если заливаете щелочной бензин, не надо повышать его октановое число „на коленях“, вручную, добавляя как присадку 98-й или 100-й бензин. Дободяжите, перебодяжите и в результате обманете сами себя.»

Заправка с сюрпризом

Борьба за водительские кошельки среди продавцов топлива усиливается. По мере повышения цен на бензин и увеличение количества АЗС сетям становится все сложнее убедить автолюбителей заправляться именно у них, пишет Татьяна Гармаш, во вчерашнем номере издания «Контракты » .

Как один из главных аргументов компании активно используют различные программы лояльности. Понаблюдав за очередями в кассы среднестатистической заправочной станции, легко заметить, что как минимум половина клиентов предъявляет при расчете дисконтные карты.

Выгодны они и для самих АЗС. «Программа лояльности позволяет удерживать имеющихся, привлекать новых клиентов, а также анализировать потребительские предпочтения», — уверяет Инна Троян из компании «ТНК». Впрочем, одними бонусными картами автолюбителей сегодня не удивишь: программы лояльности уже есть почти во всех крупных сетях, поэтому приходится придумывать новые фишки.

Впрочем, несмотря на мнимое разнообразие, большинство представленных на рынке программ лояльности построены по одинаковым схемам. Они — на накопительной системе, что позволяет потребителям собирать в обмен на купленное топливо баллы, которые потом можно обменять на скидки в 5-10% на различные товары в фирменных магазинах или кафе при АЗС. Таким образом, сети одним выстрелом убивают двух зайцев — нарабатывают базу постоянных клиентов и решают вопросы сбыта сопутствующей продукции и услуг. По такому принципу построены, например, программы лояльности на АЗС Shell, КЛО, «Укравто» и другие.

Некоторые сети, например Shell, предлагают расплачиваться накопленными баллами за товар из отдельного каталога. Скидки на топливо заправки предоставляют менее охотно, а те, кто все же их дают, ограничиваются символическим дисконтом в 1-5%. Такие предложения есть, например, у ТНК, «Лукойл» и других. В последнее время сети стараются сделать свои карточки универсальными и обещают клиентам скидки не только на свои товары, но и на продукцию и услуги компаний-партнеров. Скажем, действие программы лояльности ТНК распространяется на ряд магазинов и ресторанов, КЛО — на Львовскую мастерскую шоколада и т.д..

Привлекать клиентов к заправкам помогает и объединение бонусных счетов по нескольким картам, что удобно, например, если в семье несколько водителей, а также разнообразные призы для участников. Многие АЗС проводят розыгрыши ценных подарков, среди которых фигурируют даже автомобили, исключительно среди владельцев дисконтных карт.

Для корпоративных пользователей список преимуществ скромнее. Обычно он включает специальные топливные карты, позволяющие покупать бензин со скидками до 5%, а в некоторых АЗС также возможность приобретения товара в кредит. В сети WOG отмечают, что корпоративные клиенты могут рассчитывать на вполне конкретный перечень дополнительных услуг: установление персональных лимитов, разграничение уровней доступа, дополнительный контроль за водителями и тому подобное.

Аналитики прогнозируют, что в ближайшее время компании будут совершенствовать программы лояльности, и водителям нужно только подождать еще бОльших бонусов и специальных предложений от АЗС.

Топливо «с плюсом»

Другой маркетинговый инструмент, который активно осваивают сети АЗС, — продажа «горючего с плюсом» — различных видов брендированного бензина и дизеля, которые обычно обеспечиваются приставками «евро». Такое топливо, конечно, дороже простого, но, как утверждают заправщики, разница в цене себя оправдывает.

Как обещают на АЗС, залив полный бак бензина «с плюсом», автолюбитель получит возможность сократить расход топлива, поэтому в итоге в пересчете на километрах потратит не больше, чем при заправке обычным топливом. Взамен получит дополнительные бонусы, среди которых, например, более экономичная эксплуатация двигателя, улучшение ходовых характеристик, а также, что немаловажно для любителей «зеленых» идей, меньший выброс вредных веществ в атмосферу.

Зимой для владельцев дизельных авто одним из главных аргументов заливать топливо с приставкой «евро» является его повышенная морозостойкость. Если проблемы с обычным дизелем начинаются уже при минус 10 (машину сложно завести), то фирменное, как следует из рекламных проспектов, позволяет с легкостью запустить двигатель даже на тридцатиградусном морозе.

Главным преимуществом фирменного бензина является наличие в нем различных присадок, которые чистят двигатель, не позволяя накапливаться продуктам горения. Все остальные параметры остаются стандартными и, по сути, не отличаются от характеристик обычного бензина А-95.

Перечисляя дополнительные средства за «плюс», автовладельцы могут утешать себя тем фактом, что брендированное топливо находится на особом контроле у АЗС. Этот фактор особенно важен для владельцев «капризных» премиальных марок авто, которые часто отказываются ездить на стандартном украинском топливе. Кроме того, что оно не выдает обещанные производителем технических параметров (разгон до 100 км за определенное время, максимальная скорость и т.д.), увеличивается риск быстрого износа топливной системы, ремонт которой влетает владельцу в копеечку.

В отечественной практике не редки случаи, когда, залив на одной из безликих придорожных заправок бензин, представленный как А-95, водители были вынуждены вызывать эвакуатор, а потом сливать топливо и основательно чистить систему.

Впрочем, на фирменных АЗС до таких крайностей обычно не доходит — за качеством следят и владельцы, вложившие свои же деньги в бизнес, и проверяющие органы. Поэтому эксперты советуют заливать улучшенное топливо не постоянно, а лишь время от времени — скажем, несколько раз в месяц, чтобы прочистить двигатели. Понятно, что для зимы этот совет не подходит, особенно для владельцев машин с дизельными моторами. В их случае доплата за евротопливо является одним из основных способов избежать проблем с запуском двигателя в морозы.

Мнение экспертов

Олексий Мочанов, самый опытный водитель страны:

— Премиальное топливо я делю на две категории. Первая — это просто качественный бензин с наценкой за бренд. Вторая — это качественное дорогое топливо с моющими и защитными присадками. Оно рассчитано на тех, кто пытается как можно дольше увеличить ресурс и срок службы двигателя. Следует учитывать: когда заправляешь 20 л такого топлива, то реального бензина у тебя в баке 19 л с копейками (во всех АЗС разные пропорции бензина и присадок). То есть расход топлива с присадками чуть больше, и экономия ощутима только на больших пробегах за счет уменьшения расходов на обслуживание и ремонт двигателя.

Я пробовал премиальные бензины различных заправок и не почувствовал между ними какой-то особой разницы — все они примерно одного уровня и качества. Для себя определил, что когда путешествуешь по Украине, комфорт и уровень обслуживания на автозаправочных комплексах играет не меньшую роль, чем наличие брендового супертоплива. Ведь ты заезжаешь туда не только заправиться, но и помыть стекло, купить еду-напитки, поесть, сходить в туалет. И здесь круг хороших АЗК существенно сужается.

А относительно дороговизны премиум-бензина: сколько бы ее ни ругали наши автомобилисты, это все равно пока не 1,5 EUR/л, как в Европе. И не 2 EUR/л, как в Греции. А специальное спортивное топливо «Турбомакс» спортсменам приходится покупать по 6,5 EUR/л. При этом его расходы — 88 л на 100 км гоночного пробега. Нет денег — не катайся на машине. Пользуйся общественным транспортом. Жизнь жестока.

— В «Автопарке» мы тестировали несколько десятков премиальных бензинов на отечественных и импортных автомобилях и пришли к выводу, что все они достаточно неплохие. Особенно топлива с моющими присадками, которые действительно чистят камеру внутреннего сгорания и экономят деньги на ремонт. А публика на спортивных машинах требует бензина с присадками, повышающими октановое число. Но проблема украинского потребителя в недостаточном опыте потребления брендовых бензинов.

Понятно, что водители в условиях выживания пытаются сэкономить на горючем, и это губительная экономия. Наш народ берет пол-бака 95-го бензина и, чтобы форсаж был круче, доливает 10-15 л 98-го или 100-го бензина. Но нельзя смешивать в одном флаконе коньяк и пиво! Ведь, как показывает «вскрытие» мотора, забиваются топливная система, фильтры, инжекторы, приходится снимать и чистить баки.

Присадки, благодаря которым достигается щелочной и высокооктановый эффект, при сочетании с обычным бензином образуют в баке осадок, который укорачивает жизнь фильтра и бензонасоса. Скупой платит дважды, тупой платит трижды, а лох ​​платит всегда! Если заливаете щелочной бензин, не надо повышать его октановое число «на коленях», вручную, добавляя как присадку 98-й или 100-й бензин. Дободяжите, перебодяжите и в результате обманете сами себя. Нужна пропаганда здоровой потребительской культуры.

Подъезжая к заправке обычно висит список марок бензина и его цена. Интересно чем же отличаются АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 ? Практически половина автомобилистов не вкурсе. Просто знают что нужно заправлять автомобиль 92 и соответственно заправляются. Если же заправить 95, то соответственно в машине звери появляется больше. Но нужно ли это делать? И все таки в чем же отличае?

Для начала давайте рассмотрим процесс сгорания бензина в двигателе. Это сложный физико-химический и технологический процесс, связанный с выполнением противоречивых требований. Прежде всего, карбюрация — смешение бензина с воздухом. Если топливная смесь бедна, то есть в ней много воздуха и мало топлива, то температура горения и, следовательно, температура рабочего тела (продуктов сгорания) в двигателе снижаются. А эффективность всякой тепловой машины” в том числе и двигателя внутреннего сгорания, зависит как раз от перепада температур рабочего тела в начале и конце рабочего процесса. Это непреложное требование термодинамики. Кроме того, при работе на бедной топливной смеси снижается мощность двигателя, повышается интенсивность закоксовывания цилиндров, поршней и клапанов, снижается КПД...

Лучше всего сжигать топливную смесь с минимальным избытком топлива. Но необходимо обеспечить равномерность горения, не допускать его взрывного характера.

Октановое число

Показатель, характеризующий детонационную стойкость топлив для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (триметилпентан) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.

Испытание топлива

Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют т.н. фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах:

1. более жесткий (моторный метод)
2. менее жесткий (исследовательский метод).

Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом. Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 93 может показать на другой установке при соблюдении всех требований метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226)совсем другую величину, например 92. Существенным является то, что обе величины, 93 и 92, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива.

Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ

Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин. Оно показывает, как ведет себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же, но частота вращения коленвала повышается до 900 об/мин, а смесь предварительно подогревается. Оно значительно меньше, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок.

Значения октанового числа

Бензины ОЧМ ОЧИ
Бензины прямой перегонки 41-56 43-58
Бензины термического крекинга 65-70 70-75
Бензины каталитического крекинга 75-81 80-85
Бензины каталитического реформинга 77-86 83-97
Бензин АИ-80 76 80
Бензин АИ-92 83

Разность между этими октановыми числами характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

Распределение октанового числа

Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости:

Наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.

Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки.

Чуть ли не каждая АЗС имеет свои марки и сорта. Если собрать их вместе, получится довольно пестрая н непонятная картинка. На одной заправке предлагают А-76 и А-92. На другой Аи-76 и Аи-92. На третьей и вовсе незнакомые А-80, А-92 и А-95. Что за этим? Откуда выискались все эти "монстры" и можно ли им доверять?

Кто таков, к примеру, А-80 и чем он отличается от АИ-80? Почему на одной бензоколонке продают А-92, а на соседней, через дорогу - АИ-92?

Какие стандарты ныне действуют (и действуют ли вообще) и что можно заливать в бак своей машины, чтобы не угробить двигатель?

Как известно еще с прежних времен, буква "А" в маркировке бензина означает, что он автомобильный, а следующие за ней цифры октановое число, показывающее детонационную стойкость топлива. Известно и то, что октановое число определяется двумя методами - моторным и исследовательским. В последнем случае к "А" добавляют "И". (Именно прописную, большую.) Самые распространенные у нас бензины - А-76 (с октановым числом по моторному методу) и АИ-93 (по исследовательскому). При этом число 93 по исследовательскому соответствует числу 85 по моторному и, стало быть, разница между "девяносто третьим" и "семьдесят шестым" бензинами составит 9, а не 17 единиц, как это может показаться человеку несведущему. При этом строгой математической зависимости или каких-либо переводных коэффициентов между двумя методами не существует, поскольку каждая марка бензина имеет свой фракционный состав, а каждая фракция при различных методах испытаний ведет себя по-разному. Дальнейшее нам разъяснили во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП).

В России до сих пор действует ГОСТ 2084-77, регламентирующий основные показатели бензина, согласно которому марки А-72 и А-76 имеют детонационную стойкость (октановое число) по моторному методу соответственно 72 и 76, а АИ-93 и АИ-95 - 85, и что по исследовательскому методу первые два не нормируются, а вторые имеют числа "93" и "95". Из документа также следует, что все неэтилированные марки бензинов должны содержать свинца в одном кубическом дециметре не более 0,13 грамма, а все этилированные - не более 0,17.

Изменение № 5, введенное в указанный ГОСТ, исключило производство и продажу этилированного "девяносто третьего" (имевшего содержание свинца 0,37 г на куб. дм) и ввело неэтилированный АИ-91 (по моторному методу - 82,5) с содержанием свинца не более 0,013 г на куб. дм. Вот, собственно, и все нормы. Законы. Правила.

А теперь обратимся к недавней истории, которая помогает понять причины возникшей сегодня неразберихи. В свое время СССР производил бензины не только для внутреннего рынка, но и экспортировал их в другие страны. Октановые числа в них были указаны по исследовательскому методу. А в маркировке, чтобы привести ее в соответствие с общепринятыми, оставляли только одну букву "А". Таким образом, один и тот же "девяносто третий" бензин шел для внутреннего пользования под маркой АИ-93, а на экспорт как А93. Такой порядок маркировки определяли Технические Условия (ТУ) 38.001165-87. Они же регламентировали три экспортные марки бензинов А-80, А-92 и А-96.

Сегодня бензины под своими экспортными обозначениями пошли и на отечественный рынок. Отсюда и "девяносто второй", появившийся на наших заправках (а не оттого, что, как нам объяснили на одной АЗС, "девяносто пятый" смешали с "семьдесят шестым" или что это отбракованный "девяносто третий"). Только правильное его обозначение будет не АИ-92, а А-92.

В настоящее время разрабатывается новый Федеральный стандарт. Он предусматривает выпуск и использование неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-91, АИ-95 и АИ-98 (как видим, октановые числа в них указаны только по исследовательскому методу). На них при разработке технологий должны ориентироваться все заводы. Стандарт также установит нижние предельные значения чисел. Скажем, АИ-91 сможет иметь октановое число и 92, и 93, но ниже 91 - нет. К слову, эта марка заменит привычный нам "девяносто третий", как АИ-80 - А-76, октановое число по моторному методу останется тем же (т.е. 76-м), но правильно именовать его уже нужно будет АИ-80, а не А-80, как в старых ТУ.

К слову, соответствие топлива ГОСТу, равно как и лабораторные исследования, его подтверждающие, еще не означают, что топливо не может навредить машинам. И ГОСТ регулирует не все параметры бензина, и исследование не в состоянии выявить любые возможные примеси и отклонения.

Автомобильный бензин марки А-72

Автомобильный неэтилированный бензин низкого качества с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин и антиокислительные присадки. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 72, по исследовательскому методу не нормируется.

Автомобильный бензин марки А-76

Автомобильный бензин низкого качества. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин, антиокислительные и антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина для использования в сельском хозяйстве.
А-76 производят этилированный (желтого цвета) с содержанием свинца не более 0,17 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу не нормируется, но обычно близко к 80. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является Naphta со скидкой 10—12 долл. США за 1 т.

Автомобильный бензин марки А-80

Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,755 г/смА-803. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу — 80. Фактически — это бензин марки с немного улучшенными характеристиками.

Автомобильный бензин марки А-92

Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ и Украины. производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу — 83, а по исследовательскому методу — 92. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 92RON, но содержит на 30% больше свинца.

Автомобильный бензин марки АИ-91

Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 82,5, а по исследовательскому методу — 91. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 91RON, но содержит на 30% больше свинца.

Автомобильный бензин марки АИ-93

Автомобильный бензин обычного качества. Этилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга мягкого режима, с добавлением толуола и алкилбензина. Для повышения давления паров добавляют фракцию прямой перегонки с температурой кипения до 62°С или бутан-бутиленовую фракцию. Неэтилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга жесткого режима с добавлением алкилбензина, изопентана и бутан-бутиленовой фракции. Содержит антидетонационные присадки.

АИ-93 производят этилированный (оранжево-красного цвета) с содержанием свинца не более 0,37 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 93. Специально для экспорта производился этилированный АИ-93 без добавления красителя, с содержанием свинца не более 0,15 г/л и серы не более 0,001%. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является европейский «регулар».

Автомобильный бензин марки АИ-95

Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки. производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но содержит на 30% больше свинца.

Автомобильный бензин марки АИ-95 «Экстра»

Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки.

АИ-95 производят неэтилированный (бесцветный), свинец в нем отсутствует. Плотность — не более 0,720 г/см3, содержание серы — не более 0,05%, давление насыщенных паров — не менее 53,3 кПа (400 мм рт. ст.). Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но лучше, так как не содержит свинца.