Будут ли дорожать автомобили в. «Классическое запугивание потребителя»

Опубликовано 01.11.16 12:51

Эксперты во всем винят дешевый рубль и дорогое внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС.

Цены на автомобили с нового года могут пойти в рост. Основной причиной этого на рынке называют дешевый рубль: даже чувствительный для потребителей рост цен за последние два года — до 44% — до сих пор не отыграл темпов девальвации национальной валюты. В автоконцернах готовятся к скачку цен и жалуются также на дорогое внедрение системы инткббээ безопасности ЭРА-ГЛОНАСС: так, на АвтоВАЗе предупредили, что из-за этого подорожает ряд бюджетных моделей компании, пишет "Коммерсантъ".

С начала года цены на новые автомобили в среднем выросли на 7%, следует из внутренней презентации одного из работающих в РФ автоконцернов. Сильнее всего увеличилась стоимость японских брендов Mazda и Toyota — на 10-11%, а также Skoda — на 10%. Ford подорожал примерно на 9%. Корейские Hyundai и Kia традиционно умеренны — рост на 7-8%, Nissan, Mitsubishi и VW подняли цены примерно на 7%. Наименьшая динамика у Renault и Lada — 4-5%.

Источники газеты ожидают очередного скачка цен с начала 2017 года, причем, несмотря на относительно стабильный курс рубля, рост будет явно выше инфляции. Ключевая причина повышения цен — слабый рубль.

В одном из крупнейших дилеров рассказали, что концерны с нового года закладывают рост цен в среднем на 10-15% из-за нестабильного курса, но компании будут подстраиваться под рынок и "откатывать цены спецпредложениями, если понадобится". В "Автоспеццентре" готовятся к росту цен в среднем на 5-7%. По данным PwC, с 2014 года средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 44%, до 1,4 млн руб., в то время как на вторичном рынке цены поднялись лишь на 13%, до 380 тыс. руб.

Потребители, ожидающие традиционных скидок в конце года, скорее всего, будут разочарованы, полагают в отрасли, отмечая, что концерны "в минусе" и на скидки пойдут лишь те, у которых "совсем затоварены склады".

Другой причиной роста цен называют затраты на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна вступить в силу с нового года. Ею надо оборудовать все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС). Но модели с действующим ОТТС могут ездить без ЭРА-ГЛОНАСС до конца срока одобрения (около 60% моделей на рынке, по оценке одного из игроков). Стоимость затрат на ЭРА-ГЛОНАСС, говорят в компаниях, может различаться даже в рамках одного бренда — из-за разных способов установки на модели один из источников называет сумму от 6 млн руб. на модель. Но определить влияние этого на конечную цену машины сложно.

Автомобильная промышленность сегодня переживает не самые лучшие времена, ведь в кризис коснулся разных сфер промышленности и автопром не стал исключением. Неудивительно, что многим будет интересна информация о том, какими будут цены на автомобили в 2017 году, прогноз стоимости транспортных средств сегодня является невероятно актуальным.

Факторы, влияющие на стоимость авто

Рынок автомобилей в России сегодня претерпевает кардинальные изменения, причем самым важным является то, что отечественные производители практически не интересуют современных покупателей, а 70% оборота занимают продажи транспортных средств иностранного производства. Сразу стоит обсудить одну негативную новость, ведь в результате санкций стоимость иномарок стремительно возросла и пока рассчитывать на изменение данной ситуации не приходится. Дополнительно увеличивается стоимость автозапчастей, поэтому можно ожидать того, что иностранные новые автомобили 2017 года: фото и цены которых можно найти на страницах всемирной интернет-паутины, подорожают примерно на 40% .

Отдельное внимание стоит уделить такому фактору, как нестабильность иностранной валюты, поэтому, согласно предварительным прогнозам экспертов, валюты подорожает на 7% , следовательно, стоимость транспортных средств увеличится примерно на столько же. Более того, российские производители транспортных средств при изготовлении автомобилей используют запчасти иностранных поставщиков, а на их ввоз действуют санкции, поэтому можно ожидать не только , а еще и сбоя в процессе производства. Нельзя не сделать акцент на том, что все в 2017 году должны быть оснащены системой стандарта «Евро-5», а данная установка стоит достаточно дорого, что в свою очередь положительно отражается на цене авто.

В целом, прогноз цен на автомобили 2017 в России нельзя назвать оптимистичным, потому что средние показатели на авто возрастут на 30-40 тысяч рублей, причем иномарки подорожают больше . Отечественные специалисты уверены, что увеличение стоимости иномарок положительно повлияет на популярность отечественных машин среди потребителей, поэтому отечественный автопром будет переживать период своего нового развития (в связи с чем, кстати, планирует выпуск нескольких новых моделей автомобилей отечественного производства).

Что ждет рынок подержанных авто?

Рынок подержанных автомобилей ждут более благоприятные новости, ведь, согласно прогнозам экспертов, ожидается снижение цен на автомобили в 2017 году . Спрос на автомобили, побывавшие в эксплуатации, немного снизился, хотя еще несколько лет назад среди покупателей был самый настоящий ажиотаж, однако большинство потребителей уже приобрело для себя идеальное авто, следовательно, пока ожидать спроса на поддержанные машины не стоит.

Эксперты предупреждают о том, что ценовая политика на подержанные автомобили может возрасти только при изменениях курса национальной валюты, и, оглядываясь назад, стоит сказать о том, что пока стабильности на валютном рынке ожидать не приходится. Подержанные авто российского и иностранного производства будут находиться в разной ценовой категории, поэтому покупать иномарки бу будет крайне невыгодно. И эксперты считают, что российский автопром сегодня стремительно развивается, поэтому на рынке вскоре появятся новые качественные модели авто, которые ничем не будут уступать итальянским или американским иномаркам, хотя стоить при этом будут гораздо дешевле, поэтому стоит повнимательнее присмотреться к транспортным средствам отечественного производства, ведь вскоре их популярность стремительно возрастет.

Впрочем, некоторые эксперты все-таки переоценивали богобоязненность автобрендов и склонны были считать, что те не пойдут в атаку на наши кошельки прямо так сразу, в самом начале января. Что ж, ошибочка вышла. Как говаривал незабвенный Виктор Степанович: «Никогда так не было, и вот опять!» Не дожидаясь конца праздников, ценники в «правильную» сторону переписали LADA и Renault, а Hyundai и KIA обрадовали покупателей сообщением, что за их и Rio также придется платить дороже.

Тут хочется вспомнить, как недавно сокрушался не названный, но весьма информированный источник «Коммерсанта»: «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», — объяснял он прошлогоднее немотивированное машин. Ему вторил и другой эксперт: «Если бы евро остался ниже 70 рублей, то можно было бы на этом остановиться».

Так в чем проблема? Рубль — в позитиве, евро — ниже семидесяти. Но остановки-то как не было, так и нет. Смею заверить, ее не будет и в обозримом будущем. Не верите?

Тогда послушайте еще одного профессионала. Вот что заявил изданию «Газета.Ru» директор департамента розничных продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов: «Сдерживать цены на российском рынке далее невозможно, поскольку количество проданных машин продолжает снижаться, дистрибьюторов падает, рентабельность работы в России оказывается под вопросом».

Теперь, наконец, понятно вам, кто во всем виноват? Конечно же, мы, злостно не покупающие автомобили и тем самым ввергающие автопроизводителей в колоссальные убытки. А уж они, болезные, так сдерживали цены, так сдерживали… За время кризиса, то есть с начала 2014 года, подняли ценники на какие-то жалкие 44%. Конечно же — продолжают в один голос стонать и продавцы, и изготовители машин — этого недостаточно, чтобы отыграть темпы рубля по отношению к евро. Мы-де просто вынуждены будем вновь и вновь переписывать ценники, подгоняя их под реальный курс.

Черт побери, даже меня разжалобили нечеловеческие страдания автомобильных корпораций. Но скупая мужская слеза тут же высохла, как только я дал себе труд вникнуть в истинное положение дел.

Вы не поверите, но это факт: с 1 января 2014 года по 16 января 2017 года европейская валюта подорожала всего на 40% - с 45,06 до 63,23 рублей! То есть, курсовую разницу автобренды себе уже компенсировали, и с лихвой.

А как же хваленая локализация? По данным на ноябрь 2016 года только пятая часть машин была к нам из-за кордона. Остальное собиралось здесь, с учетом стоимости нашей рабочей силы, электроэнергии, арендной платы и пр. При чем тут разговоры о корреляции с курсом евро, господа хорошие?

Есть в запасе у автомобильных махинаторов, то есть маркетологов, еще несколько фокусов. Так, грядущее подорожание машин объясняется ко всему прочему неподъемными затратами на внедрение системы безопасности , которая заработала с 2017 года. Поскольку определить влияние этого процесса на конечную стоимость машины весьма затруднительно, то будьте уверены — производители не остановятся перед преувеличением своих затрат, а оплатить их предложат нам с вами.

Еще один трюк, срабатывающий практически беспроигрышно. Разница в цене машин, продающихся в России и в Европе, может достигать 50%.

О как! Но если затратить немного времени и сравнить на отечественных и, скажем, немецких сайтах, то выяснится — реальная разница составит около 5%, в крайнем случае 10%. Заметим, кстати, что зарплата среднестатистического немца после уплаты налогов как минимум втрое превышает российскую.

В наступающем году покупателям стоит ждать очередного скачка, несмотря на относительную стабильность курса рубля. По их мнению, зимой дилеров ждут крайне низкие продажи, из-за чего они будут вынуждены повысить стоимость автомобилей.

Один из собеседников газеты считает, что цены вырастут в среднем на 4-5%. В то же время источник в одном из дилерских центров говорит о подорожании на 10-15%. Однако, добавил он, компании будут «откатывать цены» при помощи спецпредложений и акций.

Другой причиной грядущего повышения цен эксперты называют внедрение дорогостоящей системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость установки системы на одну модель источники оценивают в шесть миллионов рублей. По их мнению, больше всего рост цен ощутят потребители бюджетного сегмента, поскольку там даже небольшое повышение себестоимости ощутимо отражается на конечной цене.

Эксперт сайт:

Очевидно, что для всех марок идеальной будет ситуация, когда розничные цены на автомобили сравняются в валютном выражении с ценами на соседних рынках. В частности, европейских. Никого не устраивает тема потери маржи по сравнению с другими рынками.

Чтобы понимать, какие у дистрибьюторов есть резервы для повышения цен, надо знать, какая у каждой конкретной марки ситуация с продажами. И - что крайне важно - как себя чувствуют дилеры.

Вряд ли маркетологи любой марки сегодня ориентируются на докризисный уровень продаж - с ним сравнивать текущую ситуацию уже просто бессмысленно. Но и цифры падения продаж в штуках по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (абсолютные или относительные) объективной картины не дают. Уверен, что для маркетологов сейчас огромное поле для работы. Наверняка они сравнивают ситуацию не только в штуках (количестве отгруженных автомобилей дилерам и реальном количестве переданных клиентам машин), но, главное, в рублях и в евро. И в денежном выражении ситуация на рынке может отличаться. Вполне возможно, что в рублях падение не такое большое. То есть россияне тратят на автомобили такие же суммы, как и раньше. Просто произошло огромное смещение в сегментах. Так что это очень тонкая работа - маркетологов и дистрибьюторов. Дилеры проводят ревизию своего модельного ряда и рассматривают ситуацию буквально по каждой модели и каждой комплектации. На эти формулы также накладывается возможная игра с финансовыми инструментами - кредитами, лизингом и т.д.

Наверняка маркетологи уже пришли к мысли (или скоро придут) о сотрудничестве со страховыми компаниями - для того, чтобы оптимизировать страховые предложения. То же КАСКО сейчас занимает очень большой процент в общем пакете под названием «покупка автомобиля». Аналогично - переговоры с дилерами о стоимости периодического ТО. Хотя, здесь резервов еще меньше, поскольку дилеры только и живут этим бизнесом.

Возможно, если дилерам удастся подгрести под себя рынок подержанных машин, то есть откусить от него хотя бы процентов 15-20, они смогу найти резервы в собственной экономике для заманчивых предложений по новым автомобилям.

У дилеров вообще должна быть серьезная работа по оптимизации портфеля представленных марок. Например, Opel год назад отвалился сам. А Honda, наоборот, вроде бы и не ушла, но просто скинула все проблемы на дилеров. В результате мы уже недосчитываемся каких-то моделей и модификаций просто потому, что у продавцов нет резервов для снижения цен. И, тем более, денег для омологации новых продуктов. А это очень серьезные суммы.

В общем, понятно, что аккуратнее всего, без истерики, будут работать марки, которые инвестировали колоссальные суммы и в российскую сборку, и в работу с российскими поставщиками комплектующих. Они уже не могут уйти с рынка, и у них есть хоть какие-то резервы для сдерживания цен.

От правительства все ждут гарантий стабильности лет на 15 вперед. Тогда можно развивать местное производство. А это единственный путь для нормальной работы на рублевом рынке. Второе, чего ждут от властей, - это поддержка деньгами на утилизацию и частичную оплату покупательских кредитов. Тут авторынкок вряд ли чего-то дождется. Денег на это в бюджете скоро не будет совсем.

В настоящее время нельзя сказать, что отечественная автомобильная промышленность переживает хорошие времена. В первую очередь проблемы автопрома обусловлены экономическим кризисом и нестабильной политической ситуацией в стране. Не удивительно, что наших соотечественников беспокоит вопрос относительно того, какие будут цены на машины в 2017 году .

Конечно, эти данные будут приблизительными, потому что нельзя ясно увидеть, что произойдет в будущем с курсом доллара, но даже такие цифры помогут людям понять, удастся ли им приобрести авто в 2017 году или же стоит повременить с этой затеей.

Что повлияет на цену

Если верить статистическим данным, то за последние 5 лет автомобильный рынок существенно изменился. Продажи иномарок занимают около 70% от общего оборота, а это означает, что отечественный производитель не сильно интересует современного покупателя.

Напомним, что сейчас продолжают действовать санкции, наложенные на Россию многими развитыми державами, в частности Германией и Италией, которые являлись лидерами поставок качественных в РФ. Ввиду этого, можно констатировать неприятный факт — иномарки уже сейчас значительно взлетают в цене. Кроме того, цены на комплектующие, для таких товаров, не стоят на месте, а уверенно растут вверх. Уже сейчас можно смело утверждать, что стоимость ввозимых иностранных марок машин увеличится на 30-40%.

Исходя из этих данных, можно составить список основных факторов, которые будут влиять на становление цены на автомобили в 2017 году.

  1. Финансовая валютная ситуация на рынке. Прогнозы ведущих экспертов показывают, что и евро увеличится в среднем на 7%, а это по сегодняшним меркам небольшой скачок. В силу этих обстоятельств производители не станут чрезмерно завышать расценки на свою продукцию, ведь тогда они рискуют лишиться многих потенциальных покупателей. А учитывая тот факт, что их количество и так резко снизилось за последние два года, максимальная цена на авто в 2017 увеличится в 4%.
  2. Санкции, введенные Турцией. Как известно, ведущие отечественные производители автомобилей («АвтоВАЗ», «КАМАЗ») используют запчасти турецкого производства. Вполне вероятно, что перебои в поставках приведут к задержке выпуска готовой продукции и поставщики будут вынуждены перекрывать данные издержки ростом цен на авто. Этот фактор может привести к тому, что расценки на машины в 2017 году увеличатся на 7-15%.
  3. Новый экологический стандарт. Начиная с 2016 года, все выпускаемые машины должны быть оснащены двигателями стандарта «Евро-5». Эти затраты производители компенсируют 5% ростом цен на свою продукцию. Отметим, что на сегодняшний день лишь 38% отечественных машин полностью отвечают заявленным экологическим требованиям.
  4. Повышение ставки по утилизационному сбору на 65%. Данный указ поступил недавно от Правительства РФ. Именно из-за увеличения такой ставки ценники на авто увеличатся на 30-40 тысяч рублей к каждой выпускаемой единицы.
  5. Рост акцизного сбора на 4-5%. Этот показатель не слишком повлияет на стоимость машины.

Но специалисты не перестают источать волны позитива. Они уверены, что поднятие цен на импортные автомобили привлечет к отечественным маркам больше покупателей. Даже учитывая тот факт, что цены на наши авто тоже немного вырастут, через определенный промежуток времени российские машины вытеснят зарубежные. Что же касается американских и европейских производителей, то они понесут существенные убытки, ведь население России являлось главным потребителем их продукции.

Стоит отметить, что подобная участь ожидает не всех иностранных поставщиков. К примеру, Китай и Япония не прекратят свои поставки, поэтому автолюбители смогут выбрать для себя оптимальные вариант транспортного средства по выгодной цене.

Рынок подержанных авто в 2017 году

Если рассматривать рынок б/у автомобилей, то здесь ситуация кажется более благоприятной. В 2017 году цены на подержанные машины, скорее всего останется на прежнем уровне. Эксперты даже прогнозируют небольшой спад цен на такие авто. В первую очередь, это связано с тем, что спрос на подобную продукцию несколько уменьшился.

Напомним, в 2015 году на рынке б/у автомобилей случился настоящий аншлаг: цены на новые машины резко взлетели и покупатели переключились на подержанный товар. Увеличение спроса привело к тому, что расценки на авто взлетели почти на 40%. Но уже в конце 2015 года, большая часть автолюбителей нашла свою идеальную машину, спрос упал и, соответственно упали расценки (в среднем на 10%).

Сейчас можно предположить, что цены на авто с пробегом увеличатся всего на 10%, что будет весьма выгодно нынешним покупателям. Единственная причина, по которой расценки на б/у машины могут возрасти — курс иностранной валюты.

Резюмируя все вышесказанное, можно смело заявить, что стабильности на рынке авто ожидать не приходится. Люди, привыкшие к импортным машинам продолжать сеять панику в надежде, что ситуация повернется в другую сторону. Но вряд ли их ожидания оправдаются. Конечно, те, кто в состоянии заплатить баснословные суммы за немецкую или итальянскую машину, не задумываясь, сделают это. Но вопрос в другом: стоит ли это делать?

Уже через каких-то 10 лет российский авторынок пополнится качественной и долговечной продукцией, способной соперничать с ведущими западными марками. Поставки таких машин будут происходить не только в России, но и в ближнее зарубежье. Ну а пока, следует развивать и совершенствовать отечественного производителя, вкладывать в него достаточные средства и внедрять инновационные технологии, чтобы в будущем с гордостью заявлять: «Российские машины самые лучшие, безопасные и выносливые!».