Зу с функцией десульфатации. Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов

Срок эксплуатации аккумуляторной батареи напрямую зависит от величины отложений сернокислого свинца на поверхности пластин. является неизбежным процессом во время работы АКБ, но с этим явлением можно не только бороться, но и значительно уменьшить толщину этого диэлектрика.

Содрежание

Что такое десульфатация АКБ и для чего её делают

Десульфатацией принято называть работу, направленную на очищение пластин аккумулятора от сульфата свинца. После очищения пластин будет значительно увеличена емкости батареи.

Восстановление проводимости пластин позволит добиться уверенного запуска автомобиля при любой температуре окружающего воздуха, а срок эксплуатации батареи значительно увеличится. Выполнить разрушение плёнки из сернокислого свинца можно самостоятельно в домашних условиях.

Методы десульфатация аккумулятора

Существует большое количество различных методик восстановления емкости аккумулятора, но наиболее часто для этой цели применяется электрический ток или химические реагенты. Простым вариантом очищения пластин от сернокислой плёнки является использования зарядного электрического тока. Для проведения работы потребуется приобрести или изготовить самостоятельно устройство, позволяющее регулировать напряжение и силу тока.

Для химического метода не нужно использовать какие-либо устройства или механизмы, но для выполнения очистки этим способом необходимо будет выполнить большее количество операций.

С помощью зарядного устройства

С помощью зарядного устройства очистить пластины от сернокислого свинца можно двумя способами:

  1. К аккумулятору подключается зарядное устройство. Ток заряда должен составлять 0,04% от номинальной ёмкости АКБ. Напряжение выставляется до отметки 14 В при зарядке обычной АКБ и до 16В - при восстановлении кальциевой батареи. Продолжительность процедуры должна составить около 8 часов, после чего необходимо сделать паузу 12 – 14 часов. После перерыва следует снова повторить цикл зарядки с теми же показателями силы тока и напряжения. Таким образом, для эффективной очистки свинцовых пластин потребуется провести 4 – 5 полных цикла.
  2. Второй вариант восстановления ёмкости можно осуществить только на обслуживаемом аккумуляторе. Для проведения процесса очистки пластин от сернокислого свинца необходимо:
    • Зарядить АКБ током равным 10% от её ёмкости.
    • Слить электролит.
    • Залить дистиллированную воду.
    • Заряжать батарею в течение 10 дней. Во время зарядки следует экспериментально установить напряжение, при котором процесс газообразования практически не образуется.
    • По истечении 10 – дневного срока электролит сливается и в аккумулятор снова наполняется чистой дистиллированной водой.
    • АКБ снова заряжается в течение 10 дней.
    • По окончании цикла вода сливается, и батарея наполняется новым электролитом.

После заливки электролита, аккумулятор снова заряжается током в 10% от ёмкости и напряжением 14 В. Такой режим восстановления батареи будет особенно эффективен, если циклы зарядки АКБ с чистой водой будут повторятся до тех пор, пока по истечение 10 – дневного срока её плотность не будет увеличиваться.

Десульфатация батареи своими руками

Не менее эффективным способом очистки от сернокислого свинца является промывка банок химически активными веществами. Как известно, кислотные соединения вступают в реакцию с щёлочью, поэтому для проведения десульфатации своими руками с использованием химии потребуется приобрести подходящий реагент. С задачей расщепления сернокислого налёта поможет справиться пищевая сода. Для проведения процедуры необходимо:

  1. Слить электролит с АКБ.
  2. Растворить щёлочь в дистиллированной воде в соотношении 1 к 3.
  3. Нагреть смесь до кипения.
  4. Залить горячий щелочной раствор в банки аккумулятора на 30 – 40 минут.
  5. Слить щелочной раствор.
  6. Промыть аккумулятор не менее 3 раз чистой горячей водой.
  7. Залить электролит в банки.

Если процедура химической десульфатации пластин выполнялась аккуратно, то ёмкость АКБ существенно увеличится. Ее можно будет использовать продолжительное время, пока на пластинах снова не образуется налет.

Какое выбрать устройство с десульфатацией

Несмотря на то, что процесс десульфатации можно осуществить с помощью простого зарядника, большей эффективности, при меньших временных затратах, можно достичь, если использовать специальные ЗУ. Наиболее качественными зарядными устройствами, оснащёнными функцией десульфатации являются:

  1. «Вымпел 55» - относительно недорогое ЗУ оснащённое, которое имеет встроенные программы зарядки различных АКБ, а также функцией десульфатации аккумуляторных пластин.
  2. «Полюс-912Т» - устройство также оснащено циклической программой, которая позволит легко восстанавливать старые, покрытые оксидной плёнкой, аккумуляторы. Устройство идеально подходит для десульфатации необслуживаемых батарей, ведь весь процесс восстановления пластин осуществляется в автоматическом режиме.
  3. «OptiMate PRO 8» - профессиональная зарядная станция с функцией восстановления аккумуляторов. Позволяет одновременно заряжать до 8 аккумуляторных батарей напряжением 6 или 12 вольт. Устройство может быть эффективно использовано для зарядки не только автомобильных АКБ, но и для восстановления заряда стационарных устройств большой мощности работающих в системах бесперебойного питания.

Кроме использования заводских моделей зарядных устройств, оснащённых функцией десульфатации, можно изготовить самодельное ЗУ из трансформатора, реле сигналов поворота и мощной 12 – вольтовой лампочки. Такая моргалка для десульфатации будет не менее эффективной, а стоимость изготовления – минимальной.


Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов используется для десульфатации устройства и предотвращения разрушения его внутренних компонентов. Как известно, АКБ является одним из основных приборов в любом автомобиле, поскольку без нее запуск двигателя будет невозможным. Подробнее о том, к чему может привести сульфатация и как от нее избавиться, читайте в этой статье.

[ Скрыть ]

Понятие сульфатации: ее причины и возможные последствия

Решетчатые пластины считаются одним из основных конструктивных элементов в любой свинцово-кислотной батарее. Одни из этих пластин могут быть произведены из чистого свинца, другие — из оксида этого металла. Свободное место между этими пластинами конструкции заполняется электролитом — специальным раствором на основе серной кислоты. При работе аккумуляторной батареи внутри прибора осуществляется химическая реакция, которая приводит к появлению воды, а также сульфата свинца. Последний, в свою очередь, оседает на решетках, — именно этот процесс и зовется сульфатацией.

Собственно, именно сульфатация является одной из основных причин, по которым АКБ изнашивается и выходит из строя. При зарядке прибора реакция происходит в обратном направлении, но следует учитывать, что в данном случае она никогда не может быть полной. То есть частицы износа, не вступившие в реакцию, медленно, но уверенно, будут покрывать электроды аккумулятора, таким образом приводя его в негодность (автор видео — канал Evseenko Technology).

Соответственно, в первое время образование сульфата никак не повлияет на функциональность АКБ. Однако через какое-то время молекулы сульфата будут способствовать появлению кристаллов, размеры которых регулярно будут увеличиваться. Уже спустя 2-4 года интенсивного использования решетки будут забиты до такого уровня, что электролитический раствор не сможет нормально циркулировать внутри конструкции.

В конечном итоге сульфатация станет причиной таких ситуаций:

  • рабочая поверхность решеток будет меньшей;
  • уровень электрического сопротивления станет более высоким;
  • емкость батареи в целом снизится.

Нужно учитывать, что полностью избежать сульфатации не удастся, однако надо помнить, что происходит она значительно быстрее, если аккумулятор не заряжается.

Что представляет собой процесс десульфатации?

Десульфатация АКБ представляет собой процесс очистки пластин АКБ от продуктов износа с использованием цикла зарядки и разрядки. Если вы хотите, чтобы этот процесс был наиболее эффективным, то перед тем, как приступить к восстановлению батареи, необходимо произвести ее диагностику.

Проверьте следующее:

  • есть ли повреждения на корпусе аккумулятора или трещины;
  • при проследите за тем, быстро ли она заряжается, а при ее эксплуатации — быстро ли происходит разряд;
  • закипает ли электролит внутри конструкции;
  • греется ли батарея;
  • есть ли на пластинах налет светлого цвета;
  • какая емкость батареи.

Способы, как свести сульфатацию к минимуму

Процедура десульфатации может быть произведена в домашних условиях. Учтите, что такой процесс не терпит ошибок, поэтому если вы решили заняться им в домашних условиях, то обязательно следует всем действиям, описанным в инструкции. Есть несколько способов, они подробно описаны ниже.

С помощью зарядных устройств

Для этого применяется специальное десульфатирующее зарядное устройство. Этот процесс не должен вызвать трудностей, для его реализации вам нужно подключить АКБ к зарядному прибору и запустить процедуру десульфатации. Сразу же следует отметить, что занять она может не одни сутки. Сама суть заключается в подаче напряжения на батарею и ее разряде через определенное время.

Как правило, соотношение тока берется 10 к 1. То есть если уровень зарядного тока составляет 2 ампера, то для разряда используется ток 0.2 А. При таких настройках прибор может функционировать достаточно долгое время, зарядный девайс должен сам сообщить, насколько удается и сколько времени для этого потребуется (автор видео — Андрей Ващенко).

Своими руками

Вариантов восстановить работоспособность АКБ довольно много, но мы остановимся на одном из них, самом эффективном. Учтите, что процедура десульфатации должна осуществляться в проветриваемом гараже или квартире, в частности, если речь идет об обслуживаемых приборах.

Процедура осуществляется следующим образом:

  1. Сначала произведите замер уровня электролита в банках. Если слишком мало, то емкость нужно восполнить путем добавления дистиллята, который можно купить в любом автомагазине. При этом учтите, что дистиллят должен полностью покрыть пластины. Добавление чистого электролита либо концентрата не допускается.
  2. Далее, вам потребуется обычное ЗУ, необходимо, чтобы на нем были установки Вольт и Ампер. Универсальные приборы в данном случае не подходят.
  3. Выставьте на ЗУ параметр напряжения 14-14.3 вольта. Что касается тока, то это параметр должен варьироваться в районе 0.8-1 ампера, не выше. Выставив эти значения, аккумулятор должен заряжаться не меньше восьми часов.
  4. По прошествии восьми часов уровень плотности не должен изменяться, но параметр напряжения должен увеличиться до 10 вольт. При таких параметрах АКБ должна заряжаться около 24 часов.
  5. Далее, процедуру заряда нужно повторить, только теперь батарея должна простоять 8 часов. При этом ток зарядки должен составлять 2-2.5 А.
  6. В итоге уровень напряжения должен составить около 12.7-12.8 вольт, также будет увеличиться и плотность. Ее значение должно составить около 1.11-1.12 кг/см3.
  7. Далее, чтобы приступить непосредственно к процессу десульфатации, вам необходимо будет немного разрядить батарею. Оптимальным вариантом для этого будет использование лампочки дальнего освещения авто или любого идентичного устройства. Когда АКБ начнет разряжаться, должно пройти не менее 6-8 часов, при отключении прибора убедитесь в том, что напряжение на его выводах снизилось до 9 вольт. При необходимости воспользуйтесь тестером для диагностики. Даже когда напряжение будет 9 вольт, плотность электролита не должна упасть.
  8. После этого алгоритм десульфатации необходимо повторить. Итак, батарея заряжается еще одну ночь при токе 0.8-1 ампер, потом она стоит 24 часа, а затем ее опять надо подключить к ЗУ, но в данном случае ток должен быть выставлен на 3 ампера. Убедитесь в том, что показатель напряжения после заряда составит не выше 12.8 вольт, а затем произведите диагностику плотности. После второго цикла плотность должна составить 1.15-1.17.

Этот цикл должен повторяться до тех пор, пока устройство полностью не восстановит свою плотность — значение в данном случае должно быть около 1.27 кг/см3. Это позволит максимально восстановить работоспособность прибора и вернуть его характеристики к номинальным.

Фотогалерея «Процесс десульфатации АКБ»

Как снизить сульфатацию?

Как мы уже сообщили в начале статьи, полностью предотвратить сульфатацию не удастся — это естественный процесс, который происходит в каждом аккумуляторе.

  1. Всегда помните о том, что АКБ не должна храниться в разряженном состоянии.
  2. Время от времени необходимо проверять уровень электролита в банках прибора. Если вы заметили, что пластины АКБ не заполнены жидкостью, то сначала добавьте в устройство дистиллят и только после этого его можно будет полноценно эксплуатировать.
  3. Проследите за тем, чтобы АКБ не использовалась при температуре более пятидесяти градусов, это разрушительно влияет на ее характеристики.
  4. Время от времени проводите диагностику плотности жидкости и обязательно проверяйте это значение после заряда АКБ. Если вы используете прибор не обслуживаемого типа, то узнать плотность не выйдет.
  5. Необходимо, чтобы транспортное средство не простаивало длительное время. Если же избежать этого не удается и вы заранее знаете, что машина простоит на стоянке или в гараже не одну неделю, то лучше демонтируйте аккумулятор и занесите его домой, чтобы он хранился в тепле.
  6. Периодически следует осуществлять контрольно-тренировочный цикл АКБ.

Видео «Наглядная инструкция по десульфатации в домашних условиях»

На видео ниже вы можете ознакомиться с подробной и наглядной инструкцией по проведению процесса десульфатации в домашних условиях (автор ролика — misha343).

Аккумулятор — это химический источник электрического тока. В любом аккумуляторе происходит электрохимическая реакция, в результате которой химическая энергия превращается в электрическую. Реакция эта обратимая, поэтому все аккумуляторы можно заряжать и разряжать. Количество циклов разрядки-зарядки у разных видов накопителей различно, но все они предназначены для многократного использования.

Свинцово-кислотные аккумуляторы состоят из пластин, погружённых в электролит — серную кислоту. Пластины изготовлены из чистого свинца. Именно эти аккумуляторы получили наибольшее распространение в качестве источника стартерного тока для современных автомобилей.

Разрядно-зарядный цикл свинцово-кислотного аккумулятора включает два противоположных электрохимических процесса:

Во время разряда происходит реакция сульфатации:

Pb + 2H2SO4 + PbO2 = 2PbSO4 + 2H2O

Прибор для десульфатации аккумулятора своими руками: схема

Суть процесса состоит в том, что чистый свинец пластины вступает в химическую реакцию с серной кислотой, находящейся в составе электролита, и превращается в результате этой реакции в четырёхвалентный диоксид. Диоксид свинца является очень прочным химическим соединением. Он покрывает защитной плёнкой свинцовую пластину и вступает в реакцию с серной кислотой электролита. В результате образуется сульфат свинца. Этот сульфат имеет вид белого налёта на свинцовых пластинах батареи.

Во время происходит прямо противоположный процесс десульфатации, в результате которого сульфат свинца снова превращается в диоксид и серную кислоту. Но вся тонкость этого процесса состоит в том, что реакция десульфатации, происходящая в процессе зарядки аккумулятора, никогда не протекает до конца. Небольшая часть сульфата свинца сохраняется в неизменном виде и постепенно оседает на пластинах аккумулятора в виде белого налёта. Снятие сульфата с электрода происходит не полностью.

Причины старения аккумулятора

По сути, сульфатацию можно назвать процессом старения аккумуляторной батареи. Она является естественной, и полностью её устранить невозможно. Постепенно белые отложения сульфата свинца полностью перекрывают доступ электролита к свинцовым пластинам. Ёмкость очень сильно снижается. Пусковой ток полностью исчезает. Прибор перестаёт работать. Зарядить его становится невозможным. Процесс старения аккумулятора может быть значительно растянут по времени и полная сульфатация может произойти через 5−7 лет использования устройства. Но иногда в результате неправильной эксплуатации сульфатация наступает очень быстро.

Причиной преждевременного старения аккумуляторной батареи может быть:

Десульфатация своими руками

Естественный процесс десульфатации запустить невозможно. Из этого тупика существует два выхода:

  • Не мучиться, выкинуть вышедшую из строя батарею и купить новую.
  • Попытаться провести искусственную десульфатацию — для этого можно сделать десульфатор своими руками.

Различают два вида десульфатации:

  • Электрическая. Десульфатация аккумулятора зарядным устройством. Посредством специальных электроприборов, которые подают на аккумуляторную батарею токи разной величины и в разных режимах.
  • Химическая. В основе этого метода лежит способность сульфата свинца вступать в химическую реакцию со щелочными растворами.

Как сделать мультизарядку

Осуществляется мультизарядка с помощью автомобильного зарядного устройства или специальной приставки. Перед началом в батарею заливается новый электролит. Это позволит чуть оживить мёртвую батарею. Суть метода состоит в многократной подаче на контакты аккумулятора тока малой величины с кратковременными промежутками. Величина тока составляет приблизительно одну десятую долю от ёмкости батареи. Снять показание тока можно с помощью зарядного устройства «Вымпел 55».

Весь цикл последовательно разбивается на шесть-девять серий зарядов. После каждой такой зарядки напряжения на клемах увеличивается и аккумулятор перестаёт заряжаться. Во время паузы электрический потенциал выравнивается, что приводит к уменьшению напряжения батареи. К концу цикла электролит начинает приобретать необходимую плотность. Батарея начинает, хоть как-то заряжаться.

Для работы необходим ток силой 60−100А и напряжением около 20−30 В. Для этого понадобится мощный источник тока, например, сварочный трансформатор. Прибор отсоединяется от автомобильной сети и вынимается из машины. Ставиться на ровную поверхность и у него выкручиваются пробки. Источник тока присоединяется по обратной схеме. То есть, плюс присоединяется к минусу и наоборот минус к плюсу. Ток подаётся в течение 30−40 минут.

Во время подачи тока произойдёт закипание электролита, что является необходимым условием для очистки пластин от сульфата свинца. Как следствие произойдёт не только очистка пластин, но и смена полярности самого аккумулятора. Отныне и до конца своих дней у аккумуляторной батареи плюс будет минусом, а минус станет плюсом.

Через 40 минут такого радикального воздействия остатки не выкипевшего электролита нужно убрать, то есть слить. С помощью горячей воды осуществляют промывку внутреннего пространства аккумулятора, с целью удалить выделившийся в раствор, в виде осадка, сульфат свинца. Заливается новый электролит и аккумулятор ставится на штатную зарядку. Только теперь нужно обязательно соблюдать обратную полярность.

Обработка пищевой содой

Для работы необходима пачка пищевой соды, дистиллированная вода и зарядное устройство.

Аккумуляторную батарею извлекают из машины, устанавливают на ровную поверхность и откручивают пробки. После чего выливают остатки старого электролита.

Сделать раствор для сульфитации. Раствор для десульфатации готовят исходя из следующего соотношения: 1 столовая ложка пищевой соды на 100 мл. дистиллированной воды. Раствор доводят до кипения и после этого заливают в аккумуляторную батарею приблизительно на час. После этого батарею промывают горячей водой. Лучше промыть несколько раз подряд.

Таким способом занимает как минимум десять суток. В самом начале батарею заряжают в течение суток током 10А, напряжением 15 В. Затем в оставшиеся девять дней, время зарядки сокращают до шести часов.

И каждый раз, перед началом зарядки проводят манипуляцию по обработке горячим раствором соды.

Применение трилона-Б

Десульфататор трилон-Б, или аммиачный раствор этилендиаминтетрауксуноксилого натрия — специальное средство для очистки аккумуляторных пластин от сульфата свинца. Свободно продаётся в специализированных автомагазинах. Для его применения аккумуляторную батарею необходимо сначала зарядить. Это автоматически исключает из обработки с помощью этого метода, те батареи, которые уже невозможно зарядить.

После зарядки из батареи сливают электролит и вместо него заливают трилон-Б. Сигналом окончания обработки является прекращение обильного газовыделения и образования пузырьков в жидкости. В заключение батарею промывают несколько раз горячей дистиллированной водой и заполняют новым электролитом, а потом ставят на штатную зарядку.

Возможные затруднения

Необходимо понимать что десульфатация возможна далеко не во всех типах аккумуляторов:

Для того чтобы предотвратить возникновение такого неприятного явления, как ранняя сульфатация, необходимо придерживаться нескольких несложных правил эксплуатации автомобильного аккумулятора:

  • Контролировать уровень электролита в аккумуляторе, не допуская его чрезмерного испарения.
  • Как можно чаще проверять, с помощью ареометра, плотность электролита.
  • Не оставлять аккумулятор в неработающем автомобиле в течение длительного времени в случае крайне низкой температуры окружающего воздуха. Зимой, при температуре за бортом, минус сорок, аккумулятор на ночь лучше забирать домой. Если, конечно, машина не храниться в тёплом гараже.
  • При зарядке, максимальное значение тока не может превышать 1/10 ёмкости аккумулятора.

У частник форума электромобилистов, Курманенко Геннадий Викторович из Днепропетровской области обобщив информацию форума, разработал схему приставки для пульсирующего заряда аккумуляторной батареи. Устройство может не только заряжать аккумулятор импульсами тока, но и контролировать напряжение на аккумуляторе, а при достижении установленного уровня включить пульсирующую добивку с возможностью десульфатации.

Обратите внимание, приставка включается между зарядным устройством и аккумулятором. При этом провода от приставки к аккумулятору должны быть не тоньше проводов от зарядного устройства к приставке и желательно короче. Иначе пульсации зарядного устройства будут вмешиваться в нормальную работу приставки.

Рис.2 Плата печатная

Сразу следует предупредить: Зарядное устройство к которому эта приставка будет подключаться должно выдерживать импульсный режим нагрузки. Возможно какие-то электронные зарядные устройства впадут в депрессию от такого поведения нагрузки, они же расчитывали иметь спокойный и предсказуемый аккумулятор. А тут, аккумулятор то он есть, то его нет.

Геннадий Викторович являясь оператором дефектоскопической установки для проверки рельсов использует приставку для качественного заряда аккумуляторов и востановления потерявших работоспособность. Ранее для заряда аккумуляторов использовались самые простые зарядные устройства прозванные в народе "кипятильниками".

Приступаем к описанию работы схемы устройства.
От провода обозначенного знаком "+" через диод VD1 питание поступает на параметрический (линейный) стабилизатор питания состоящий из резистора R1, конденсатора С2, стабилитрона VD3 (например КС191).
Почему через диод? Нагрузка имеет импульсный характер, диод выполняет функции развязки неспокойного аккумулятора от схемы управления.

Из точки после диода VD1 берем напряжение на анализатор (компаратор) заряженности аккумулятора.
Компаратор состоит из следующих элементов:резисторы R1-R3,R5-R7, конденсатора, интегрального стабилизатора TL431, транзистора VT1.
На базе транзистора VT1 стабилизатор VD2 поддерживает фиксированное напряжение, на эмиттере этого транзистора напряжение меняется пропорционально изменению напряжения на аккумуляторе. При повышении напряжения на аккумуляторе сверх установленного резистором R1, транзистор VT1 закрывается и разблокирует до того заторможенный блокинг-генератор на микросхеме NE555.

Несколько слов о блокинг-генераторе: В начале заряда он блокирован анализатором напряжения, а именно открытым транзистором VT1 закорочен конденсатор C4 и работа генератора невозможна, а выход (3) находится в высоком состоянии.

А теперь о работе той части схемы управления, что называется пульсатором.
На основе микросхемы NE555 реализован генератор с частотой задаваемой в основном конденсатором C4,а также резисторами R8-R10, конденсатора VD4.
Переключатель S1 может переключать вывод 7 микросхемы либо на резистор R8 или диод VD4, что меняет скважность работы генератора. Иными словами, меняет время зарядного импульса и разрядной паузы (или паузы рассасывания).
Автором выбрана частота генератора 0.7 Гц. На мой взгляд этого мало. Надо как минимум в 10 раз меньше. Для этого конденсатор С4 следует увеличить до 100 мкф.
С выхода 3 микросхемы сигнал положительной полярности поступает на базу транзистора VT4, открывает его и аккумулятор подключается к минусовому проводу зарядного устройства, начинается заряд батареи. По истечению установленного времени управляющий импульс снимается, транзистор VT4 закрывается. Но при этом закрывается и транзистор VT2, при этом открывается транзистор VT3, подключающий разрядный резистор Rn. Начинается процесс разряда аккумулятора через этот резистор. Светодиод HL1 индицирует факт разряда.
Резистор R16 служит для обеспечения протекания открывающего тока для транзистора VT3, иначе он не включится.
Таким образом можно констатировать, что положительный импульс микросхемы NE555 (КР1006ВИ1) обеспечивает временной промежуток для заряда аккумулятора, а отрицательный (пауза) импульс обеспечивает временной промежуток для разряда аккумулятора.

Т еперь немного об устройстве микросхемы.
В состав таймера входят два прецизионных компаратора высокого (DA1) и низкого (DA2) уровней, асинхронный RS-триггер DD1, мощный выходной каскад на транзисторах VT1 и VT2, разрядный транзистор VT3, прецизионный делитель напряжения R1R2R3. Сопротивления резисторов R1-R3 равны между собой.

Таймер содержит два основных входа: вход запуска (вывод 2) и пороговый вход (вывод 6). На этих входах происходит сравнение внешних напряжений с эталонными значениями, составляющими для указанных входов соответственно l/3Uпит и 2/3Uпит. Если на входе Unop (6) действует напряжение меньше 2/3Uпит, то уменьшение напряжения на входе Uзап (2) до значения, меньшего 1/3Uпит, приведет к установке таймера в состояние, когда на выходе (вывод 3) имеется напряжение высокого уровня. При этом последующее повышение напряжения на входе Uзап (2) до значения 1/3Uпит и выше не изменит состояния таймера. Если затем повысить напряжение на выходе Uпop (6)до значения больше 2/3 Uпит, то сработает триггер DD1 и на выходе таймера (3) установится напряжение низкого уровня, которое будет сохраняться при любых последующих изменениях напряжения на входе Uпop (6). Этот режим работы таймера обычно используют при построении реле времени, ждущих мультивибраторов. При этом вход Unop (6) подключают к одной из обкладок конденсатора времязадающей цепи, а по входу Uзап (2) производят запуск таймера подачей короткого импульса отрицательной полярности. Если необходимо создать автоколебательный мультивибратор, то оба входа объединяют. Транзистор VT3 (7) служит для разрядки времязадающего конденсатора. При появлении напряжения высокого уровня на выводе 3 таймера этот транзистор открывается и соединяет обкладку конденсатора с общим проводом.
Если на запускающем входе напряжение не превышает l/3Uпит, то повышение напряжения на входе Unop выше 2/ЗUпит приведет к появлению низкого напряжения на выходе таймера, а понижение напряжения на этом входе ниже 2/ЗUпит установит высокое напряжение на выходе. Таким образом, в данном случае таймер работает как обычный компаратор и может быть использован в устройствах регулирования температуры, автоматического включения освещения и др.
Если на входе Unop напряжение превышает 2/3Uпит, то на выходе таймера будет низкое напряжение независимо от значения напряжения на входе Uзап. В заключение следует отметить, что напряжение питания таймера может находиться в пределах 5...15 В.
Максимальный выходной ток таймера равен 100 мА. Это позволяет использовать в качестве нагрузки электромагнитное реле. Вывод 5 служит для контроля значения образцового напряжения, а также для возможного изменения его значения путем подключения внешних резисторов. Для уменьшения возможного действия помех этот вход обычно соединяют с общим проводом через конденсатор емкостью 0,01...0,1 мкФ. Вход Uc6p (вывод 4) позволяет устанавливать на выходе низкое напряжение независимо от сигналов на остальных входах. Для этого на вывод 4 следует подать напряжение низкого уровня. Последующее повышение напряжения на этом входе до напряжения высокого уровня приводит к установлению на выходе таймера состояния, которое было до подачи низкого напряжения на вход 4 (имеется в виду, что времязадающая цепь не подключена). Если этот вход не используется, его следует соединить с выводом 8. В схемах реле времени вход Uсбр часто используют для установки таймера в исходное состояние, соответствующее закрытому транзистору VT3.

Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар: Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи.

Не всегда есть возможность находиться возле зарядного устройства и все время контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.

Из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В.

При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако длительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально.

Путем длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы заключается в следующем:
1. Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения.
2. На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор.
3. Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В.

Отключение - бесконтактное, посредством симистора и схемы контроля напряжения на батарее.

Важное достоинство метода заключается в том, что пока не подключена батарея (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих зарядный ток к аккумуляторной батарее.

При сильно разряженной батарее включение блока возможно посредством переключателя "АВТОМАТ-ПОСТОЯННО".

Еще одно очень важное достоинство - отсутствие сильного "кипения", что в совокупности с автоматическими отключением и включением позволяет оставлять включенное устройство без присмотра на длительное время. Автор про-экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного включения в режиме "АВТОМАТ".

В целях пожарной безопасности необходимо, чтобы зарядное устройство было в металлическом корпусе, сечение подводящих проводников к батарее - не менее 2,5 мм2. Обязателен также надежный контакт на клеммах батареи.

Напряжение сети 220 В подается через предохранитель FU1 и симистор VD1 на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2=21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом поступает на клемму "+" батареи, к которой подключены вольтметр РА1 на 15 В, тумблер SA2 "ВКЛ.ДЕСУЛЬФАТА-ЦИЯ" и схема контроля и управления, представляющая собой триггер Шмитта с гистерезистором около 1,8 В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистора VT2. Транзистор VT1 при напряжении на аккумуляторе 12,6 В включается, и через оптрон VD4 включает симистор VD1, что приводит к включению трансформатора Т1 и подаче напряжения на заряжаемый аккумулятор.

Подключение тумблером SA2 резистора R5 обеспечивает асимметричность формы зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 индицируют включение блока в режимы "ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ" и "ВКЛ." соответственно. Резистором R7 устанавливается момент отключения блока при напряжении на вольтметре 15 В (=0,5 В падает на подводящих проводах). Мостик VD2 обеспечивает включение симистора на обеих полуволнах сетевого напряжения и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 служит для включения режима "ПОСТОЯННО".

Детали. Силовой трансформатор - Р=160 Вт, Uii=21 В, провод - ПЭВ-2-2,0. R8 - проволочный (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 - ПЭВР на 10...15 Вт. Диод VD3 - любой из Д242...Д248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S=200 см2. Остальные резисторы типа - МЛТ, СП; симистор - КУ208Н, без радиатора. S1 - любой, например МТ1. S2 - ТВ1-1. HL1 -любая лампа на 12 В. РА1 - измерительная головка на 15 В.

РАДИОЛЮБИТЕЛЬ 10/98, c.30-31.
А.СОРОКИН, 343902, Украина, г.Краматорск-2, а/я 37.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VT1, VT2 Биполярный транзистор

КТ315А

2 В блокнот
VD1 Тиристор & Симистор КУ208Н 1 В блокнот
VD2 Диодный мост

КЦ407А

1 В блокнот
VD3 Диод

Д242

1 Д248 В блокнот
VD4 Оптопара

АОУ103В

1 В блокнот
VD5, VD6 Диод

КД522А

2 В блокнот
VD7, VD8 Светодиод

АЛ307Б

2 В блокнот
R1 Резистор

120 Ом

1 В блокнот
R2, R9 Резистор

560 Ом

2 В блокнот
R3 Резистор

5.6 кОм

1 В блокнот
R4, R6 Резистор