Ямз рядный. Экономия и динамика

Огромный опыт и солидная научно-производственная база позволили Ярославскому моторному заводу выстоять в условиях жесткой рыночной конкуренции. Несмотря на внушительное количество дизельной техники из стран Азии, которая отличается демпинговыми ценами и агрессивной рыночной политикой, моторы ЯМЗ на протяжении 40 лет исправно служат на грузовиках и специальной технике, нисколько не уступая лучшим образцам японских и американских производителей.

Двигатели ЯМЗ для грузовой и специальной техники

Моторы производства Ярославского моторного завода и силовые агрегаты, которые имеют в основе их конструкцию, выходят в нескольких вариантах, но независимо от конфигурации отмечают их стабильность в работе, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Моторы ЯМЗ выпускаются как в V образном, так и в рядном исполнении. V6, V 8 и V 12 - самые востребованные двигатели для грузовой автомобильной техники. Есть варианты с турбиной, а также специально адаптированные версии под холодный и тропический климат. Сегодня используют около 13 разновидностей дизелей ЯМЗ, а количество модификаций - около 260.

Используются моторы ЯМЗ в грузовых автомобилях МАЗ, Урал, КрАЗ, МЗКТ, практически на всех отечественных тракторах, комбайнах и автобусах, а также на ряде специальной техники. Двигатели ЯМЗ имеют рабочие объемы от 11 до 26 литров, в зависимости от применения, мощность может составлять от 150 до 800 лошадиных сил. В таблице приведены цены на силовые агрегаты ЯМЗ 238 и их применяемость.

Моторы ЯМЗ 238, модельный ряд

Самым применяемым силовым агрегатом в грузовиках и тракторах стал ЯМЗ 238 Евро 0. С точки зрения технологии 238-я модель очень похожа на 236, разве только конструкцией блока цилиндров и особенностями впускных и выпускных коллекторов. Модель 236 имеет шесть цилиндров и адаптированный коллектор, в то время, как 238 - модель восьмицилиндровая с особым впускным коллектором. В базе все модели ЯМЗ 238 не имеют турбонаддува. Мощность базового двигателя составляет 180 лошадиных сил у дефорсированной версии мотора, а наиболее мощная модель ЯМЗ 238М2 имеет 240 лошадиных сил. Эти двигатели нашли применение не только в автомобилях и автомобильных шасси.

Техника, на которой применяется силовой агрегат ЯМЗ 238 довольно разнообразна:

  • скреперы;
  • грейдеры;
  • бульдозеры;
  • тракторы;
  • путевые машины;
  • сельскохозяйственная техника;
  • автопоезда для подземных работ.

Ремонт и устройство двигателей ЯМЗ 238Ф

В автомобильной технике чаще всего применяются силовые агрегаты ЯМЗ 238 Н и ЯМЗ 238 Ф с турбонагнетателем. Первый мотор производился с 1974 года, второй с 1978. Эти двигатели устанавливали на грузовые автомобили МАЗ 516Б, 515Б второго поколения, на седельные тягачи МАЗ 504В и тягачи четвертого поколения 5432 и 6422.

V-образный мотор устроен по классической схеме с углом развала цилиндров 90˚. Восьмицилиндровые силовые агрегаты ЯМЗ 238 имеют преимущества не только в мощности перед шестицилиндровым ЯМЗ 236. Они более сбалансированы в работе, что влияет на их ресурс. Более уравновешенный коленчатый вал модели 238 равномернее воспринимает нагрузку, что сказывается на износе коренных и шатунных шеек, коренных опор коленчатого вала. На двигателе ЯМЗ 238Ф установлена турбина, которая позволила поднять мощность двигателя до 350 лошадиных сил.

Компрессор установлен в задней части мотора над маховиком, а его рабочая ось перпендикулярна коленчатому вала двигателя. Блок цилиндров, головки и топливная аппаратура у этих двух двигателей одинакова. Отличия их только в системе выпуска и впускном коллекторе, в котором расположен турбонаддув ТКР14. Выпускные патрубки каждого из ряда цилиндров объединены в два рукава, которые подключены к входным отверстиям турбины. Лопаточный нагнетатель способен развивать давление во впускной системе до 0,18МПа

Силовые агрегаты Ярославского завода заслужили репутацию мощного и неприхотливого в обслуживании силового агрегата. Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238 приведены в таблице вместе со скоростными характеристиками на примере модели М2. На этом агрегате турбонаддув не предусмотрен.

Дизель ЯМЗ 238М2 устанавливается, как правило, на самосвалах, дорожной и сельскохозяйственной технике, а также на других автомобилях, где применение турбонаддува экономически нецелесообразно. Восьмицилиндровые дизели имеют только одно слабое место - система фильтрации воздуха. Основной износ цилиндро-поршневой группы происходит как раз за счет абразивных кремниевых частиц, которые попадают в систему впуска.

Надежные дизели Ярославского завода соответствуют европейским нормам по выбросу вредных веществ, поэтому составляют достойную конкуренцию как европейским, так и азиатским брендам.

Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Модификации ЯМЗ 238

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего – количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2 . Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо – это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.

Переработке также подверглись топливный насос высокого давления и коленчатый вал. В ассортименте завода – модели ЯМЗ-238 с маховиками под установку 2х-дискового или одно-дискового сцеплений; с правосторонними органами управления (по заказу из ЮАР), и прочими конструктивными решениями, для потребностей каждой конкретной техники. Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе. Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления. ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»: 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД3. 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД6. 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238 (базовый). 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД4. 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД7. 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н м (105 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ПМ. 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н м (115 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД5. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД8. 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н м (114 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ФМ. 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238Д. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ2. 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6582. 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н м (160 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7512. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н м (175 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7511. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6581. 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7513.

Устройство двигателя ЯМЗ-238

Восемь цилиндров ЯМЗ-238 расположены в два ряда, по V-образной схеме, под углом в 90 градусов. Впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов обеспечивают 16 клапанов.

Блок цилиндров, картер, головка цилиндров

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику. Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 – четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных – отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку. Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия Число, расположение цилиндров - 8, V-образное, угол развала - 90 Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8 Диаметр цилиндров, мм - 130 Ход поршня, мм - 140 Рабочий объем всех цилиндров, л - 14,86 Степень сжатия (расчетная) - 16,5 Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) - 176 (240) Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин - 2100 Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) - 833 (90) Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более - 1250-1450 Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин - 550-650 Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск. Камера сгорания - Однополостная в поршне. Блок цилиндров ЯМЗ-238 - Отлит вместе с верхней частью картера. Гильзы цилиндров - Мокрого типа. Головки цилиндров - Две, по одной на каждый ряд цилиндров. Коленчатый вал - Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ Число опор коленчатого вала - 5 Коренные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Шатунные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Поршни ЯМЗ-238 - Из алюминиевого сплава. Поршневые пальцы - Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами. Шатуны - Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки. Маховик - Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Распределительный вал - Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом. Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм - 0,25 - 0,3

Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-238

МАЗ-500 (1965-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-503 (1965-1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-504 (1965-1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-509 (1966-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-516 (1973-1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5335 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.). МАЗ-5549 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (400 л.с.). МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.). Урал-4320 (с 1977). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.). КрАЗ-255 (1967-1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.). КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.). КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.). Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.). КамАЗ-5320 (1976-2000). ЛиАЗ-5256.30 (2001-2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.). МАЗ-104.Х25 (2004-2005). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).

1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву. А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5 , топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3 .

Установка ТНВД происходит по следующему алгоритму: 1. Ведомая полумуфта (рис. 1, 2) устанавливается на муфту опережения (демпферную муфту) и закрепляется болтами;

Рис. 1. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 - ведущая полумуфта; 2 - болт клеммового соединения; 3 - фланец полумуфты; 4 - пластины привода; 5 - болты крепления пластин привода; 6 - шайбы; 7 - демпферная муфта; 8 - указатель; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на демпферной муфте.

Рис. 2 . Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 - вал привода; 2 - пластины привода; 3 - ведущая полумуфта; 4 - болты; 5 - болт клеммового соединения; 6 - болты; 7 - полумуфта ведомая; 8 - муфта опережения впрыскивания топлива; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на муфте; Б - метка на указателе. 2 . Поворачиваем муфту так, чтобы бобышки ведомой полумуфты оказались горизонтально, а насечка на торце муфты встала в область указателя; 3 . Далее нам понадобится фланец полумуфты привода ТНВД в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин на вал привода, при этом выступ «А» на фланце полумуфты будет располагаться слева, если взглянуть со стороны вентилятора на привод; 4 . Далее на двигатель устанавливаем топливный насос высокого давления с демпферной муфтой в сборе, фиксируем болтами. Регулируем плоскость пакетов пластин с помощью движения фланца полумуфты по валу привода и только после этого закручиваем стяжной болт привода и устанавливаем угол опережения впрыскивания. Топливный насос должен быть установлен на блок цилиндров двигателя вертикально, при этом болты крепления нужно закручивать равномерно, без завала насоса. Последний момент затяжки болтов крепления насоса 30...40 Нм (3...4 кг/см). Соединяем отделы насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, указанном на рис.3.

Рис. 3. Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя. 5 . Регулируем угол опережения впрыскивания топлива. Оцениваем количество масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора. В случае необходимости добавляем масла до уровня отверстия под трубку отвода масла. Стыкуем трубки провода и отвода масла с топливопроводами. Запустив двигатель, регулируем минимальную частоту оборотов холостого хода коленчатого вала таким образом: 1 . Ослабляем контргайку и выворачиваем корпус буферной пружины на 2-3 мм. 2 . С помощью болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления упирается в данный болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших вибраций частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда болт вкручивается, обороты двигателя возрастают, когда выкручиваются - сокращаются. 3 . Ввинчиваем корпус буферной пружины до пропадания непостоянства частоты вращения. Строго запрещено ввинчивать корпус до совпадения его торца с торцом контргайки. Завершив регулирование необходимо закрепить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками. Минимальная частота вращения холостого хода также регулируется в новом моторе в самом начале его использования. Стоит отметить, что строго запрещено нарушать регулировку максимальных оборотов, произведенную на заводе-изготовителе, без дальнейшего контроля на стенде во время эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам. Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

ЯМЗ-536 - базовая 6-цилиндровая модель рядного семейства ЯМЗ-530. Модификации ЯМЗ-536-10 (-30, -40), ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363, ЯМЗ-5364 конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления.

Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4: Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов (как заглушить EGR)) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил №96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора. для дорожной техники - Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03. для внедорожной техники - Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.

Описание двигателя

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D*S=105/128 мм, рабочим объемом 6,65 л, 4-тактный, рядный, с задним шестеренчатым приводом агрегатов, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 536 и его модификаций


(базовая)
Модель, комплектация
L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 105
Ход поршня, мм 128
Рабочий объем цилиндров, л 6,65
Мощность, кВт (л.с.) 229 (312) 198,5 (270)
Частота вращения, об/мин 2300
1226 (125) 1166 (119)
1300-1600
194,5 (143)
Масса, кг 640 635 640
Ресурс, тыс. км 1000
Применяемость Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. МАЗ-6501В5 Автомобили «Урал» 6×4 массой до 38 т, автопоезда до 44 т; в т.ч. «Урал-63705» Автомобили КрАЗ массой до 30 т, в т.ч. КрАЗ-Н12.0 Сочлененные городские автобусы массой до 28 т ЛиАЗ-6512, -6213; пригородные автобусы массой до 16 т ЛиАЗ-5256 Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т
Модель, комплектация
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 105
Ход поршня, мм 128
Рабочий объем цилиндров, л 6,65
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240) 210 (285)
Частота вращения, об/мин 2300
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 900 (92) 1049 (107) 1130 (115)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1300-1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 193 (142) 194,5 (143)
Масса, кг 630 640
Ресурс, тыс. км 900 1000 800 1000
Применяемость Городские и пригородные автобусы массой до 18 т ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5296; ЛиАЗ-5293 Грузовые автомобили «Урал» 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, лесовозные тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т Автобусы ЛиАЗ Грузовые автомобили «Урал» 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т
Модель, комплектация(Правила №96-02) ЯМЗ-53602-10 ЯМЗ-53622-10 ЯМЗ-53642-10
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 105
Ход поршня, мм 128
Рабочий объем цилиндров, л 6,65
Мощность, кВт (л.с.) 229 (312) 176,5 (240) 210 (285)
Частота вращения, об/мин 2300
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1226 (125) 900 (92) 1130 (115)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1300-1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 190 (140)
Масса, кг 620
Ресурс, тыс. км 600
Применяемость Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 38 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. Урал-32552; 6×6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571 Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т Автомобили «Урал» повышенной проходимости 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т

Схема расположения узлов двигателя

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа

1 . смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала; 2 . датчик частоты вращения коленчатого вала; 3 . датчик давления и температуры масла; 4 . управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR; 5 . датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 . система вентиляции картера; 7 . турбокомпрессор; 8 9 . пневмоклапан управления заслонкой EGR; 10 . фильтр масляный; 11 . пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза; 12 . стартер.

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди

1 . крышка маслозаливная; 2 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха; 3 . вязкостная муфта включения вентилятора; 4

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева

1 . датчик давления и температуры топлива; 2 . место установки заводской таблички; 3 . гаситель крутильных колебаний; 4 . генератор; 5 . компрессор кондиционера; 6 . реле предпускового подогревателя; 7 . топливные трубки высокого давления; 8 . рампа; 9 . электронный блок управления; 10 . насос топливный высокого давления; 11 . датчик частоты вращения распределительного вала; 12 . компрессор пневмотормозов; 13 . насос гидроусилителя руля (НГУР); 14 . картер масляный; 15 . фильтр тонкой очистки топлива.

Особенности конструкции

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Система топливоподачи

Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя: насос высокого давления с модулем дозирования, топливопровод-накопитель (рампа), форсунки.

Система управления

Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации: датчик частоты вращения, датчик фазы, датчик давления топлива, датчик температуры топлива, датчик температуры наддувочного воздуха, датчик давления наддувочного воздуха, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.

Опции

Предусмотрена возможность установки: компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; насоса гидроусилителя рулевого управления; компрессора кондиционера; подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач - по стандартам SAE 2, 3.

Отзывы водителей

Двигатель экономичен, тяговит, легок и тихий (сильно портит картину когда крутиш двигатель на месте 1200-1400 щелкает клапан EGR). Начал работать с этим ДВС в конце февраля- начале марта прошлого года установленный на МАЗ 6501, сейчас встречаю уже 5 по счету двигатель установленный на автомобиль все 536. У двигателя есть детский болезни которые оперативно лечат (это не исправления косяка с подводом-отводом масла в ТНВД или масло отделитель выполняющий декоративную функцию на 656, 658). Больше половины запчастей импортного производства. Отсюда и качество и цена на запчасти. Автомобиль не всегда получится подчинить при помощи молотка, ключа на 32 и какой то матери. Это движение к европейским стандартам, но в суровой Российской действительностью что не каждых 20 километров есть сервис и зимой очень холодно. Хозяин самосвала гордится проходимостью, двигатель легче примерно на 400 кг из за чего где останавливались мазы с V- образными двигателями он проезжал.

Видео отзыв ЯМЗ 536

«Группа ГАЗ» на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 впервые представляет рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770 для тяжелой техники и дизель-генераторных установок. Также на стенде компании экспонируются перспективные двигатели ЯМЗ-53414 CNG и ЯМЗ-53613, расширяющие новое семейство средних рядных двигателей, предназначенных для комплектации грузовой, автобусной и специальной техники.

«Группа ГАЗ» представляет на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 новинки Ярославского моторного завода — ведущего российского производителя двигателей: моторы ЯМЗ 770, а также новые модификации двигателей семейства ЯМЗ-530 на газовом и дизельном топливе.

Двигатель ЯМЗ-770 — прототип 6-цилиндрового тяжелого рядного дизельного двигателя размерности 130×156 мм, рабочим объемом 12,43 л с диапазоном мощности 360-550 л.с. Двигатели нового семейства ЯМЗ-770 имеют аккумуляторную систему топливоподачи, систему рециркуляции отработавших газов, моноблочную 24-клапанную головку цилиндров с расположенным в ней распределительным валом. Базовые детали рассчитаны на давление сгорания 250 бар. Двигатели отвечают самым современным тенденциям мирового дизелестроения: они экономичны, имеют ресурс более 1 млн км и потенциал обеспечения экологических требований «Евро-6». Прогрессивная конструкция тяжелых рядных дизельных двигателей ЯМЗ-770 имеет значительный ресурс по форсированию. Диапазон крутящего момента 1700-2500 Нм обеспечивает высокие тягово-динамические параметры транспортных средств. Двигатели ЯМЗ-770 предназначены для использования в составе тяжелой транспортной, строительной, карьерной техники, а также тракторов, комбайнов, ж/д техники, судов и дизель-генераторных установок.

Представленные на выставке двигатели ЯМЗ-530 — продолжение уникального семейства средних рядных двигателей. Платформа шестицилиндрового двигателя из представленной на выставке линейки станет базовой для развития семейства до уровня «Евро-6».

Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ. Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80%

Двигатель ЯМЗ-53414 CNG — 4-цилиндровый рядный газовый двигатель стандарта «Евро-5» мощностью 170 л.с. предназначен для автобуса «Вектор NEXT», среднетоннажных автомобилей нового поколения «ГАЗон NEXT», грузовиков МАЗ. Ведется доработка и совершенствование базовой конструкции, расширяется применяемость газовых двигателей. Линейка 4-цилиндровых рядных газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG представлена в диапазоне мощности 150-170 л.с., крутящий момент 493-590 Н.м, ресурс 700-900 тыс. км пробега. Двигатели ЯМЗ-530 CNG имеют высокие технико-экономические показатели, по основным параметрам и потребительским качествам не уступают лучшим мировым аналогам, обеспечивают выполнение экологических параметров «Евро-5» с перспективой достижения «Евро-6».

В двигателях семейства ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Выпуск дизельных и газовых моторов ЯМЗ-530 ведется в едином технологическом потоке на производстве, которое является одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 тыс. кв. м, оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, начал работу в 2012 году. Производство сертифицировано в соответствии с требованиями международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Инвестиции в строительство завода и освоение производства линейки дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 составляет около 11 млрд рублей.

Базовым направлением деятельности компании является снабжение двигателями ЯМЗ предприятий обрабатывающей, транспортной, строительной и сельскохозяйственной отраслей на всей территории Российской Федерации.

Двигатели ЯМЗ, а так же силовые агрегаты на их базе, имеют различное устройство и технические характеристики, выпускаются в V-образном (V6, V8, V12) и рядном L-образном (L4,L6) исполнении. На сегодняшний день существует 12 семейств двигателей ЯМЗ и более 400 модификаций. Разные дизели ЯМЗ имеют рабочий объем от 4 до 26 литров и диапазон мощности от 136 до 800 л.с.. Двигатели ЯМЗ широко применяются на автомобилях и специальной технике МАЗ, МЗКТ, Урал и КрАЗ, а так же на тракторах, комбайнах, автобусах, как различного рода приводы.

Мы гарантируем заводское происхождение поставляемых двигателей ЯМЗ!!!

Эволюция дизельных двигателей ЯМЗ

Основой модельного ряда Ярославского моторного завода стал шестицилиндровый двигатель ЯМЗ серии ЯМЗ-236. За счет добавления количества цилиндров созданы восьми цилиндровая ЯМЗ-238 и двенадцати цилиндровая ЯМЗ-240 серии. В сериях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 имеются как простейшие атмосферные модификации дизеля, так и модели с турбонаддувом. Во всех остальных сериях находятся исключительно турбированные двигатели ЯМЗ.

В дальнейшем, для улучшения экологических показателей дизельных двигателей ЯМЗ, за счет вносимых конструктивных изменений, созданы: серия ЯМЗ-7601 на базе серии ЯМЗ-236 и серия ЯМЗ-7511 на базе серии ЯМЗ-238. В свою очередь серия моторов ЯМЗ-7601 послужила базой для создания наиболее современной серии ЯМЗ-656, а серия ЯМЗ-7511 стала базой для серии ЯМЗ-658.

Для увеличения мощности силовых агрегатов разработаны более тяжелые двенадцати цилиндровые двигатели ЯМЗ серий ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850.

Обособленно стоят рядные модели. Это тяжелый шестицилиндровый дизель серий ЯМЗ-650 и средние дизели: четырехцилиндровая серия ЯМЗ-534 и шестицилиндровая ЯМЗ-536.

Ремонт двигателей ЯМЗ

Помимо поставок новых моторов, производится капитальный ремонт двигателей ЯМЗ. Капремонт двигателей производится исключительно с использованием оригинальных запасных частей ЯМЗ и высоко квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы на сборочном конвейере Ярославского моторного завода.

Двигатели ЯМЗ после капремонта

Параллельно с организацией услуги по ремонту двигателей, стартовали продажи двигателей ЯМЗ прошедших капитальный ремонт. В результате потребитель получил возможность купить качественный двигатель ЯМЗ по существенно более низкой стоимости. На каждую модель двигателя ЯМЗ, прошедшего капитальный ремонт, существует 3 вида цены (в зависимости от процентного соотношения использованных новых и восстановленных запчастей ЯМЗ), что позволяет каждому найти силовой агрегат в соответствии со своими требованиями. Вне зависимости от стоимости, мы гарантируем высокое качество двигателя ЯМЗ после капитального ремонта.