Yamaha: история бренда. История концерна Yamaha

История

Главный офис

Yamaha - одна из старейших корпораций в мире, основанная в 1897 году предпринимателем Торакусу Ямаха. История работы Торакусу Ямаха с музыкальными инструментами началась с 1887 году , когда некий мужчина попросил его, мастера по ремонту медицинских инструментов, проживающего в то время в г. Хамамацу , префектура Сидзуока , починить язычковый орган (фисгармонию). Работа с этим инструментом так захватила его, что после завершения ремонта он принял решение создать собственный образец фисгармонии. Основываясь на знаниях о строении этого музыкального инструмента, полученных в процессе ремонта, он начал вручную изготавливать каждую деталь. Спустя два месяца, он собственными силами доставил готовый орган на проверку в Институт музыкальных исследований в Токио (в настоящее время - Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки). Специалисты института признали, что инструмент имеет правильную форму корпуса, однако выявили ряд недостатков, в том числе нестабильность настройки. Не поддавшись разочарованию, Торакусу Ямаха решил остаться в Токио и добиться своей цели, занявшись изучением музыкальной теории и методов настройки, став особым слушателем в Институте музыкальных исследований. Через месяц напряженной учебы Торакусу Ямаха вернулся в Хамаматсу, где начал трудиться с раннего утра до позднего вечера, изготавливая свой второй язычковый орган. После повторной проверки его инструмент был признан «достойным заменить импортные аналоги».

Торакусу Ямаха

Изменения в логотипе Yamaha

В 1889 г. Торакусу Ямаха основал фирму Yamaha Organ Works, а спустя восемь лет, в 1897 г. создал компанию Nippon Gakki Co., Ltd, символом которой стали камертоны, а товарным знаком - фигура китайского феникса с камертоном в клюве.

Современный логотип Yamaha представляет собой написанное латиницей имя основателя Yamaha в сочетании с камертонами. Три камертона символизируют прочную связь между технологией, производством и продажами - тремя основополагающими элементами Yamaha Corporation. Сейчас у Yamaha motors и Yamaha, отличие логотипов состоит в расположении камертонов,которые пересекают круг (Yamaha Motors) и заключенных в круг (YAMAHA)

За период своего более чем векового существования, компания Yamaha прошла большой путь развития и стала одним из флагманов мировых производителей музыкального оборудования.

В 1897 году компания Nippon Gakki Co., Ltd получила свой первый заказ на экспорт 78 органов в Юго-Восточную Азию, а в 1900 году выпустила первую партию фортепиано. В 1902 году началось производство первых роялей Yamaha, а в 1904 году орган и пианино производства компании Yamaha получили гран-при на Всемирной выставке в американском городе Сент-Луис .

В 1903 г. используя свой опыт в деревообработке, компания приступила к изготовлению мебели.

В 1914 г. Yamaha начинает выпуск первых губных гармоник и позднее в этом же году начинает продавать их на экспорт.

В 1921 г. японское правительство принимает решение задействовать колоссальный опыт компании Yamaha в деревообработке для создания авиационных пропеллеров. Спустя 10 лет компания перепрофилировала производство на выпуск металлических пропеллеров. Впоследствии, технологии металлообработки были востребованы для отливки рам для роялей и пианино, а в дальнейшем, при производстве духовых инструментов.

В 1922 г. Yamaha начинает выпуск высококачественных фонографов ручной работы.

В 1930 г. основана первая лаборатория анализа акустики.

В 1932 г. начинает производство духовых органов.

В 1941 г. компания Yamaha начинает производство акустических гитар.

В 1954 году появляется система музыкального образования Yamaha Music School. В этом же году начат выпуск первых аудио-систем класса Hi-Fi. Благодаря накопленному опыту в области металлургических технологий было запущено производство первого мотоцикла Yamaha YA-1. За год было произведено 125 мотоциклов. Вследствие успешных продаж, в 1955 году было принято решение основать компанию Yamaha Motor Co., Ltd .

Genichi Kawakami, президент Yamaha с 1950 г. по 1977 г. и с 1980 г. по 1983 г.

В 1956 г. - Первое участие в выставке музыкальных инструментов в Чикаго.

В 1958 г. компания открывает свой первый филиал за рубежом, Yamaha de Mexico S.A., а в 1960 году в США.

В 1959 г. был основан бизнес по производству товаров для стрельбы из лука, который был закрыт в 2002 г. Продукция Yamaha помогла шести лучникам завоевать золотые медали на пяти олимпиадах.

В 1959 г. открываются Технические Лаборатории Yamaha. Yamaha начинает разработку технологии аналогового моделирования и создаёт электроорган D-1 Electone. Благодаря исследованиям в области металлов компании удалось создать линию стекловолоконного оборудования. С 1961 года Yamaha вкладывает свой капитал в производство и продажу сплавов.

Вслед за успешным выпуском экипировки для стрельбы из лука, в 1961 году компания открывает производство лыж из волоконно-армированного полимера и начинает их продажи. В 1992 Финн Кристиан Джагг (Норвегия) выигрывает золотую медаль на Зимней олимпиаде в Альбертвилле на лыжах PROTO-SL производства Yamaha.

В 1962 г. открывается подразделение Yamaha Recreation Co., Ltd, которым были основаны уникальные курортные комплексы для музыкального и спортивного досуга: Nemu-no-Sato в 1967, Tsumagoi в 1974, Katsuragi в 1976, Haimurbushi в 1979 и Toba в 1964.

В 1965 г. компания Yamaha начала выпуск труб на заводах Kakegawa и Iwata. В 1970 году было произведено объединение с производителем духовых инструментов Nippon Wind Instruments (в настоящий момент Saitama Factory). В 1977 г. и 1978 г. Yamaha открывает мастерскую духовых инструментов в Токио и Гамбурге.

Также в 1965 г. произошло открытие первой музыкальной школы Yamaha за рубежом - в Лос-Анджелесе .

В 1966 происходит расширение деятельности компании в Европе, открывается Yamaha Europa G.m.b.H. в ФРГ. При сотрудничестве с министерством образования Японии, создаётся фонд Yamaha Foundation, с целью повышения квалификации учителей музыки и продвижения музыкального образования. Музыкальные школы Yamaha открываются в Мексике, Канаде и Таиланде.

Барабанная установка Yamaha серии PHX

Открывается первая линия по производству электрогитар и барабанов. Yamaha патентует технологию производства барабанов Air-seal System. Кульминацией данной технологии является концепция Phoenix (PHX).

В 1967 году компания впервые демонстрирует концертный рояль серии CF. В 1968 Святослав Рихтер играет на концертном рояле серии CF во время гастролей по Италии. А в 1983 г. Yamaha CF становится официальным инструментом Международного Конкурса Мастеров имени Артура Рубинштейна.

Святослав Рихтер играет на рояле серии CF на музыкальном Фестивале в Ментоне в 1968 г.

Yamaha NS 1000M

В 1968 г. - Корпорация Yamaha (в то время Nippon Gakki Co., Ltd) начинает выпуск акций.

В 1971 г. Yamaha запускает производство полупроводников.

В 1973 г., в области спортивного оборудования начат выпуск теннисных ракеток. Начато полномасштабное производство и продажа предметов мебели.

С 1974 г. по 2007 г. действовало производство музыкальных инструментов в США.

1974 г. - начало производства громкоговорителей NS 1000M (серия NS выпускается с 1967 г.) с бериллиевой диафрагмой, а также первого синтезатора CSY-1 и первого аналогового микшера PM-1000.

1976 г. - Yamaha начинает производство электронных пианино.

В 1980 г. - Yamaha организует учебный центр Piano Technical Academy (Техническая Академия Фортепиано). Начат выпуск портативных клавишных инструментов PortaSound.

Техническая Академия Фортепиано

1982 г. - Yamaha разрабатывает линию углеродно-композиционных материалов для гольфа. Компания представляет первый проигрыватель компакт-дисков CD-1. В продажу поступает первое пианино Дисклавир (Disklavier).

Дисклавир Yamaha

Дисклавир - музыкальный клавишный инструмент, изобретение компании Yamaha, по внешнему виду похожий на рояль или пианино, который имеет встроенную электронную систему воспроизведения живой музыки. Для получения мелодии в Дисклавире используются молоточки, которые в свою очередь стучат по струнам. Также Дисклавир обладает функцией воспроизведения мелодии записанной на диск, при этом клавиши инструмента сами нажимаются в соответствии с нотой, которая звучит.

1983 - на рынках появляется электронное пианино Клавинова. Подразделение Yamaha LSI (Large Scale Integration) начинает производство больших интегральных схем . Это подразделение занимается производством схем для FM-синтеза, графических контроллеров, с 1999 г. электронных чипов тон-генераторов для мобильных телефонов, с 2002 г. микросхем для цифровых усилителей, с 2005 г. чипов для GPS-навигации.

На данный момент, в отличие от многих европейских и японских компаний, вынужденных продать свои полупроводниковые подразделения китайским собственникам, Yamaha продолжает выпускать микросхемы, в том числе и LSI (Large-Scale Integration) на собственных мощностях. Это приносит не слишком большой доход (ок. 5 %), но позволяет при разработке AV-компонентов ориентироваться на собственную элементную базу.

Синтезатор Yamaha DX7

В 1983 г. был выпущен цифровой синтезатор Yamaha DX7 , который был очень популярен в 80-е годы и стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов.

В 1983 г. компания Yamaha обратилась к технологиям цифровой обработки информации и предложила серию персональных компьютеров MSX.

Компьютеры Yamaha стандарта MSX , Yamaha YIS503IIR, YIS503IIIR и YIS805, применялись на первом этапе информатизации образования в некоторых учебных заведениях СССР и эксплуатировались с середины 1980-х по начало 1990-х годов. Компьютеры, используемые в составе комплексов, представляли собой серийные модели, специально адаптированные для поставок в СССР. Они имели русифицированную клавиатуру и программное обеспечение, а также логотипы КУВТ и КУВТ2 (цифра обозначала версию стандарта MSX).

Компьютер Yamaha CX5, имеющий встроенный модуль синтезатора SFG-01 (с возможностью подключения SFG-05) и предназначенный специально для создания музыки, использовался некоторыми отечественными музыкантами, работавшими в жанре электронной музыки с середины по конец 1980-х годов.

1984 г. - разработана собственная технология производства первых промышленных роботов.

1986 г. - Yamaha начинает продажи первых цифровых процессоров звукового поля DSP-1.

В 1986 г. было запущено направление SRS (Sound Room System).

Soundproof Room

Soundproof Rooms (Avitecs) представляет собой звуконепроницаемую камеру, позволяющую создать оптимальную акустическую среду для занятий на акустических инструментов или просмотра фильмов через создание трехуровневой звукоизоляции.

В 1987 г., к столетию основания, название компании официально изменено - компания переименована в «Yamaha Corporation» .

Центр Yamaha Artist Services на пересечении 5-й авеню и 54-й улицы в Нью Йорке

В 1987 году в нескольких столицах мира открываются центры по работе с артистами, en:Yamaha Artist Services, Inc. На данный момент действуют центры в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Пекине, Сеуле, Токио, Какегаве, Тайбэе (Тайпее).

В 1987 г. в Японии были созданы школы для обучения английскому языку, действующие до настоящего времени.

В 1988 году Yamaha приобрела фирму Sequential Circuits, а на протяжении 1989-1993 годов владела контрольным пакетом (51 %) акций Korg , конкурента на рынке музыкальных инструментов и оборудования для создания музыки.

1989 - Музей Современного Искусства в Нью-Йорке приобретает Wind MIDI Controller WX7 для своей коллекции. Корпорация представляет первый в мире привод для записи компакт-дисков CDR.

В 1990 г. было запущено производство музыкальных инструментов в Китайской Народной Республике .

В 1991 году Музей Современного Искусства в Нью-Йорке пополняет свою коллекцию сабвуфером Active Servo Processing Speaker YST-SD 90.

В 1992 г. было запущено производство AV-техники в Малайзии и Индонезии.

В 1993 г. Yamaha создает первые в мире титановые клюшки для гольфа.

Скрипка серии Silent

В 1993 году состоялся дебют фортепиано серии Silent , а в 1994 г. Yamaha представляет на рынке рояли данной серии.

Семейство технологий Yamaha Silent позволяет играть на гитарах, скрипках, виолончелях, фортепиано, духовых инструментах в беззвучном режиме, при котором звук выводится на внешний аудио-выход инструмента.

В 1995 начинается производство ударных установок серии Silent.

В 1996 Yamaha выпускает барабаны DTX Silent Session.

В 1997 Yamaha представляет на рынке скрипку серии Silent.

В 1998 начинается выпуск виолончелей серии Silent.

В 2002 - Yamaha представляет альт серии Silent

Микшерный пульт Yamaha PM1D V2

В 1994 г. компания Yamaha начинает производство цифровых микшеров. Первой моделью был микшер Pro-mix 01, а в 2001 г. вышел всемирно-известный пульт PM1D.

В 2008 году корпорация Yamaha покупает NEXO S.A.

В 2008 году начато производство синтезатора TENORI-ON.

Тэнори-он - электронный музыкальный инструмент , созданный японским художником Toshio Iwai и Yu Nishibori из подразделения музыкального и пользовательского интерфейса Yamaha-центра развития звуковых технологий (Yamaha Center for Advanced Sound Technology). Инструмент состоит из экрана, помещающегося в ладонях, с сеткой из 16x16 светодиодных переключателей, каждый из которых может быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка.

В 2010 году компания Yamaha продемонстрировала инновационную разработку - TLF-speaker

TLF (thin, light, flexible - тонкий, легкий, гибкий) speaker - последняя разработка компании Yamaha, впервые продемонстрированная за пределами Японии на выставке ProLight&Sound в г. Франкфурт-на-Майне . TFL-speaker имеет форму плаката и излучает узконаправленную звуковую волну. Физические характеристики: толщина ок. 1 мм, вес 400 грамм на квадратный метр. Гибкий, может быть подвершен, либо свёрнут. На наружном слое ткани может быть напечатано любое изображение.

Некоторые товары Yamaha

Артисты Yamaha

С компанией Yamaha сотрудничают многие международные артисты, в том числе:

  • Дэйв Коз
  • Трой Сандерс

Связанные компании

  • Fuji Sound
  • Sequential Circuits
  • Steinberg

Примечания

Ссылки

Корпорация Yamaha была основана в Японии в 1887 году и начала свою деятельность с производства язычковых органов (фисгармоний). Тогда она называлась Nippon Gakki Co., Ltd. С тех пор корпорация Yamaha выросла в крупнейшего в мире производителя всех видов музыкальных инструментов и стала ведущим производителем аудио/видео продукции, полупроводников и прочих товаров, имеющих отношение к компьютерам, спортивных товаров, бытовой техники, специальных сплавов, инструментов и промышленных роботов.

На сегодняшний день Yamaha имеет 75 представительств и 6 дочерних компаний и по всему миру в дополнение к значительному количеству компаний в Японии.

В дополнение к этому, Yamaha владеет и управляет уникальными зонами отдыха по всей Японии, предназначенными для организации досуга и культурного развития наших покупателей. Также Yamaha предоставляет места для занятий музыкой, дает возможность презентации своих композиций и создает инфраструктуру для приносящих удовольствие музыкальных экспериментов.

Со времени основания в 1966 году, фонд Yamaha Music Foundation ведет активную деятельность, связанную с музыкой; она включает в себя открытие музыкальных школ Yamaha и проведение юношеского фестиваля Junior Original Concert. Обязательства по популяризации музыки, развитию и поддержке музыкального образования - один из важнейших элементов, отличающих Yamaha от конкурентов.

Yamaha стремится производить товары и услуги, удовлетворяющие самые разные запросы и потребности людей по всему миру. Продукция и услуги компании получили международное признание благодаря превосходному качеству, дизайну, акустике, технологиям, производству и ориентированности на потребителя. Продукция и услуги Yamaha высоко ценятся профессионалами, учреждениями и предпринимателями, имеющими отношение к этой отрасли.

Философия нашей корпорации заключается в ориентированности менеджмента и производства на потребностях конечного потребителя; предоставлении высококачественных товаров и услуг; постоянных усилиях, направленных на расширение существующих рынков и создание новых; расширении исследовательских работ и улучшении производства, рассчитанных на длительную перспективу; выполнении обязательств перед конечными пользователями через постоянное улучшение послепродажного обслуживания; стремлении к дальнейшей глобализации бизнеса корпорации Yamaha; стимулировании роста компании через расширение ассортимента.

Основная корпоративная цель Yamaha проявляется во всем, что она делает, и заключается в улучшении качества жизни людей по всему миру.

Компания Yamaha - японский производитель мототехники и комплектующих к мотоциклам, а также различных музыкальных инструментов. Yamaha - бренд, который гремит на весь мир Мототехника компании считается одной из лучших в мире и уже не раз была лидером продаж.

Компания Ямаха выпускает такие разновидности мототехники:

  • классическая мототехника и спортивные мотоциклы, которые могут применяться ежедневно, легкоуправляемые и функциональные, предполагающие наиболее простое технологическое обслуживание;
  • крузерные мотоциклы;
  • мототехника стрит-класса;
  • эндуро-мототехника - наиболее выносливые мотоциклы, которые отличаются наивысшей степенью технического обеспечения;
  • кросс-мотоциклы.

Мототехнику компании Ямаха характеризует максимально плавный уровень в переключении передач, а максимальный порог скорости может достигать 300 км/час.

Мотоциклы Yamaha входят в список одних из самых быстрых и выносливых. Производитель берет на себя наивысшие гарантийные обязательства, качество и надежность каждой модели подтверждается сертификатами международного класса.

История Yamaha

История Ямаха началась в 1897 году, когда Токурасу Ямаха основал в японском городе Хокураццу производство по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов.

Выпуском мототехники компания Ямаха начала заниматься в 1954 году. Предыдущий опыт в исследовании металлургии позволил компании выпустить первую “пилотную” модель мотоцикла. Мототехника компании была одобрена и за год на рынок было выпущено около 130 легкоуправляемых мотоциклов.

За несколько лет упорных исследований, компания Yamaha произвела модель мотоцикла класса 250 кубических метров, которая имела раму из стали прессованного типа.

В 1957 году на мотогонках стартовали облегченные мотоциклы компании Yamaha, имеющие поршень короткого хода и легчайшую трубу.

Специалисты компании постоянно изучали различные модели мотоциклов, что позволяло им создавать усовершенствованные прототипы, которые не раз занимали призовые места на гонках в Америке и Европе.

Известная FR-серия мотоциклов Yamaha позволила компании создать инновационные мотоциклы, имеющие систему охлаждения жидкостного типа.

После долгих лет изучений и модернизации своей продукции, которая прошла полную перепрошивку, в 1991 году компания Yamaha выпустила мотоциклы с 4 цилиндрами и высочайшим порогом скорости, которые заняли первые места на международных европейских гонках.

Последняя и самая известная модель мотоцикла Yamaha побила все мировые рекорды - она имеет предел ускорения около 250 км/ч, мощность около 120 лошадиных сил и может ехать под наклоном до 58 градусов, что позволяет ей быть применимой и на гоночных турнирах, и в городской черте.

Где собирают Yamaha?

Современный логотип Yamaha представляет собой написанное латиницей имя основателя Yamaha в сочетании с камертонами. Три камертона символизируют прочную связь между технологией, производством и продажами - тремя основополагающими элементами Yamaha Corporation. Сейчас у Yamaha Motor и Yamaha отличие логотипов состоит в расположении камертонов, которые пересекают круг у Yamaha Motor и заключены в круг у Yamaha.

История:

Yamaha - одна из старейших корпораций в мире, основанная в 1897 году предпринимателем Торакусу Ямаха. История работы Торакусу Ямаха с музыкальными инструментами началась в 1887 году, когда некий мужчина попросил его, мастера по ремонту медицинских инструментов, проживавшего в то время в городе Хамамацу (префектура Сидзуока), починить язычковый орган (фисгармонию). Работа с этим инструментом так захватила его, что после завершения ремонта он принял решение создать собственный образец фисгармонии. Основываясь на знаниях о строении этого музыкального инструмента, полученных в процессе ремонта, он начал вручную изготавливать каждую деталь. Спустя два месяца он собственными силами доставил готовый орган на проверку в Институт музыкальных исследований в Токио (в настоящее время - Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки). Специалисты института признали, что инструмент имеет правильную форму корпуса, однако выявили ряд недостатков, в том числе нестабильность настройки. Не поддавшись разочарованию, Торакусу Ямаха решил остаться в Токио и добиться своей цели, занявшись изучением музыкальной теории и методов настройки, став особым слушателем в Институте музыкальных исследований. Через месяц напряженной учёбы Торакусу Ямаха вернулся в Хамамацу, где начал трудиться с раннего утра до позднего вечера, изготавливая свой второй язычковый орган. После повторной проверки его инструмент был признан «достойным заменить импортные аналоги».

Торакусу Ямаха

Эти события проходили в 1887 году, именно тогда мастер выбрал вектор развития будущего бизнеса. В 1889 году Торакусу Ямаха основал фирму Yamaha Organ Works, а спустя восемь лет, в 1897 году, создал компанию Nippon Gakki, символом которой и стали камертоны, а товарным знаком – фигура китайского феникса с камертоном в клюве. В те же годы компания получила свой первый заказ на экспорт органов в Юго-Восточную Азию, а в 1900 году выпустила первую партию фортепиано. В 1902 году началось производство первых роялей под брендом Yamaha, а в 1904 году орган и пианино производства компании получили Гран-при на Всемирной выставке в американском городе Сент-Луис. Отмечены были также успехи компании в деревообработке.

В 1914 году Nippon Gakki под брендом Yamaha начала выпуск губных гармоник и в этом же году наладила экспорт. Успех сопутствовал компании во всех начинаниях. В 1921 году японское правительство решило использовать опыт Nippon Gakki в деревообработке для создания авиационных пропеллеров. В 1922 году под брендом Yamaha начался выпуск высококачественных фонографов, в 1930 году была основана первая лаборатория анализа акустики, в 1932 году – освоено производство духовых органов, а с 1941 года – производство акустических гитар. Компания умела быстро и эффективно перепрофилировать свои производства. Так технологии металлообработки были востребованы для отливки рам для роялей и пианино, а в дальнейшем при производстве духовых инструментов.

После Второй мировой войны владельцы Nippon Gakki задумались о том, чтобы переориентировать компанию на выпуск более востребованной продукции, например, современных средств передвижения с мотором. Новое направление развития стало возможным благодаря исключительно личным данным нового руководителя Yamaha – Геничи Каваками. Амбициозные цели и творческий подход – именно так можно характеризовать этот период истории Yamaha.

Геничи был старшим сыном Каичи Каваками, третьего президента компании. Геничи начал работать в компании в 1937 году и вскоре возглавил один из её заводов. Затем он занял пост управляющего директора, а в 1950 году, в возрасте 39 лет, стал четвёртым президентом компании. Вспоминая о создании Yamaha Motor, Геничи Каваками рассказывал: «Хотя компания показывала хорошие результаты и имела неплохие финансовые показатели, я понимал, что нам нужно найти новые сферы деятельности. Я провёл исследования, чтобы понять, что можно выпускать на станках, которые были у нас. Так мои мысли дошли до мотоциклов. Хотя мы выходили на этот рынок позже других, мой руководитель отдела исследований и другие сотрудники побывали на ведущих мотоциклетных заводах страны и убедили меня в том, что на этом рынке есть широкие возможности для развития. Я не хотел начинать этот незнакомый бизнес без какой-либо подготовки, поэтому мы отправились на немецкие мотоциклетные заводы, перед тем как приступить к разработке нашего первого 125-кубового мотоцикла».

После нескольких лет подготовки компания выпустила свой первый мотоцикл YA-1. Эта небольшая модель, оснащенная одноцилиндровым 125-кубовым двухтактным мотором, получила название «Красная стрекоза» и принесла своим создателям ошеломительный успех. Руководство компании решило в 1955 году основать дочернюю фирму, которая стала заниматься производством мотоциклов – Yamaha Motor. Таким образом родилась Yamaha Motor Co., Ltd. во главе с президентом-основателем Геничи Каваками.

Первая гонка

В первой же гонке в Японии мотоцикл YA-1 одержал победу и прославился на всю страну. После своего блестящего дебюта в Японии Yamaha сосредоточила своё внимание на международном рынке. Yamaha с первой же попытки завоевала призовое место на Гран-при США, Каталина. Затем компания решила попробовать свои силы в гонках ТТ на острове Мэн, которые по праву считались сложнейшими в мире, и снова заняла призовое место, заявив о себе на весь мир. Эти успехи позволили Yamaha раньше других японских производителей мотоциклов выйти на международные рынки и стали первым шагом компании на пути к глобализации бизнеса. Yamaha начала разработку продуктов с прицелом на рынки всего мира и сосредоточилась на технологиях производства, которые обеспечивали бы высокое качество продукции. Довольно быстро была создана система конвейерного производства, одним из знаковых продуктов которой стал первый в Японии спортивный мотоцикл, YDS-1. Он дебютировал в 1959 году.

Тогда же Геничи Каваками побывал в США и познакомился с популярными среди американцев водными видами спорта. Он решил заняться продвижением в Японии техники для отдыха на воде. И уже в 1960 году Yamaha начала производство катеров с корпусом из композитного пластика (CAT-21 и RUN-13) и подвесных лодочных моторов (P-7). Дебют компании в сфере водной техники стал первым шагом на пути к диверсификации бизнеса.

В 1962 году Yamaha провела серьёзную реорганизацию управления компанией, чтобы улучшить продажи, усилить направление перспективных разработок и повысить энтузиазм рядовых сотрудников. Принятые меры позволили компании продолжить своё успешное развитие. Целый ряд громких успехов в мотогонках в те годы вдохновили инженеров на новые, ещё более амбициозные разработки. 1964 и 1965 гг. Yamaha завоевала два чемпионских титула подряд среди производителей в классе 250 см3 в чемпионате мира по шоссейным мотогонкам.

В 1964 году компания разработала Yamaha Autolube – независимую систему подачи масла для двухтактных двигателей. Эта технология дала зелёный свет новому поколению спортивных мотоциклов и была высоко оценена клиентами по всему миру.

В те годы в Японии начиналась эра беспрецедентного экономического роста, и Yamaha представила сразу несколько премиальных моделей мотоциклов. В 1968 году дебютировала модель 250DT-1, создавшей новую категорию «триал», а в 1970 г. XS-1 – первый мотоцикл Yamaha с 4-тактным двигателем. Также на рынке водной техники Yamaha представила первые в Японии рыболовецкие лодки и рабочие катера с корпусом из композитного пластика. В ответ на растущие потребности рынка компания существенно увеличила производство подвесных лодочных моторов, расширив как модельный ряд продукции, так и сферы её применения по всему миру. Тогда же совместно с Toyota был разработан спортивный автомобиль 2000GT. Появление в производственной гамме Yamaha автомобильных двигателей и двигателей общего назначения стало воплощением курса компании на диверсификацию бизнеса. Именно в 1968 году на свет появились первые снегоходы компании.

В 70-е годы нефтяной кризис спровоцировал ужесточение требований к вредным выбросам и создал насущную потребность в экономии топлива. Yamaha ответила на это целым рядом инновационных решений. Предпочтения потребителей серьёзно изменились: в приоритете теперь было не количество, а качество. Отвечая на эти перемены, Yamaha представила экономичный мотороллер Passol, а также целый ряд других новинок, созданных с учётом разнообразия предпочтений и образа жизни клиентов.

Для развития на рынке водной техники была создана специальная проектная группа, занявшаяся выработкой глобальной стратегии продаж навесных моторов с учётом потребностей локальных рынков. Также Yamaha разработала дизельные лодочные двигатели оригинальной конструкции.

В мире гонок Yamaha продолжила выступления на высшем уровне и добилась выдающихся успехов. С 1978 года гонщики Yamaha три года подряд выигрывали чемпионаты мира. В 1979 году Yamaha XT500 одержала победу в престижном ралли «Париж–Дакар». Уже к 1982 году совокупный объём производства мотоциклов Yamaha достиг 20 миллионов единиц.

За этот период Yamaha значительно расширила своё присутствие на мировом рынке. Однако в то же самое время в Японии стремительный рост мотоциклетного рынка обернулся ожесточившейся конкуренцией между производителями. Негативные последствия сложившейся ситуации привели ко второму серьёзному кризису в руководстве Yamaha. Но в 1983 году компанию возглавил Хидето Егучи. Под его руководством была запущена программа «Новая Yamaha», призванная реорганизовать управление компанией. Основной идеей программы было поощрение и реализация инициатив рядовых работников – и уже через два года эти нововведения привели к росту доходов и прибыли компании. Высокий курс японской йены и последующая рецессии в экономике Японии затронули многие компании. Однако Yamaha удалось избежать негативных последствий с помощью переноса производства за рубеж. Этот шаг также сделал Yamaha ещё более глобальной компанией.

Этот период отмечен новыми достижениями. В 1984 году Yamaha разработала первый в мире пятиклапанный двигатель с двумя распредвалами. Мотоцикл FZ-750, оснащённый этим двигателем, стал сенсацией как в Японии, так и за её пределами. В сфере водной техники компания активно развивала выпуск катеров, а также производство и экспорт подвесных моторов. Параллельно с этим Yamaha занялась разработкой двигателей для гоночных автомобилей для «Формулы-2», «Формулы-3000», а затем и для «Формулы-1». За эти годы мотовездеходы и квадроциклы Yamaha обрели огромную популярность как в сфере развлечений, так и в коммерческой эксплуатации. Yamaha вышла на новый рынок техники для водных видов спорта, начала производство промышленных роботов, оборудования для сборки микросхем, тепловых насосов и кондиционеров и сельскохозяйственных беспилотных вертолётов, наращивая диверсификацию своего бизнеса.

Осенью 1990 года произошёл кризис японского фондового рынка, что привело к резкому падению курсов акций и обвалу экономики. Чтобы преодолеть последствия затянувшейся рецессии и расширить глобализацию компании, Yamaha объявила о новой корпоративной философии, взяв курс на создание компании, создающей «Кандо». Иными словами, теперь цель Yamaha Motor – принести людям больше радости и счастья и создать в их жизни ощущение Кандо – ощущение радостного волнения и глубокой удовлетворённости. Будучи компанией, поле деятельности которой – весь мир, чьи продукты используются на земле, в воде, на снежных полях и в небе, Yamaha Motor стремилась «делать более радостной и насыщенной жизнь людей во всём мире», применять всё мастерство и страсть для того, чтобы исполнять мечты людей и быть тем, к кому они обращаются за «новым Кандо».

В 1994 году компанию возглавил новый президент Такехико Хасегава. Он делал ставку на внимательное отслеживание актуальных потребностей клиентов. Этот период отмечен такими достижениями как модели макси-скутера Majesty и круизера Dragstar, которые отличались ярким дизайном и высоким уровнем комфорта. В мотогонках серьёзно модифицированная модель YZR500 била один рекорд за другим. Также Yamaha установила рекорд по количеству побед в ралли «Париж–Дакар». В сфере водной техники Yamaha всё более активно участвовала в различных соревнованиях, включая самые престижные гонки на яхтах. Компания продолжила разработку новых продуктов и проведение разнообразных рекламных мероприятий, чтобы привлечь больше людей к водным видам спорта. В 1995 году состоялся дебют катера начального уровня SRV.

Подвесной лодочный двухтактный двигатель Yamaha Z200N с первой в мире системой впрыска высокого давления, а также четырёхтактный двигатель F225 с рекордным показателем удельной мощности были отмечены множеством наград за свои высокие характеристики, низкие вредные выбросы и превосходную экономичность.

В начале 90-х Yamaha также разработала сразу несколько абсолютно уникальных продуктов. Например, искусственные подводные рифы для увеличения популяции рыб и первый в мире электрогибридный велосипед. Для людей с ограниченными возможностями Yamaha разработала электроусилители для инвалидных колясок с ручным приводом.

В 2001 году, когда японская экономика всё ещё находилась в рецессии, у руля компании Yamaha встал новый президент – Тору Хасегава. Под его руководством компания сосредоточилась на разработке новых продуктов с использованием уникальных технологий Yamaha, чтобы не на словах, а на деле выделяться на фоне конкурентов.

Среди таких продуктов были макси-скутер TMAX Automatic Super Sports и мотоцикл категории маскл-байк – MT-01. В процессе разработки этих продуктов Yamaha создала принципиально новые базовые технологии, включая новую технологию литья из алюминиевых сплавов и систему впрыска топлива для четырёхтактных двигателей.

В то же время для стремительно растущих азиатских рынков Yamaha подготовила особую коммуникационную стратегию бренда и разработала несколько моделей специально для тихоокеанского региона, а также усилила свои производственные мощности в Азии. В гонках Yamaha завоевала сразу три чемпионских титула в престижном мировом чемпионате MotoGP: победы были одержаны в зачёте производителей, команд и гонщиков. В чемпионате мира по мотокроссу Yamaha завоевала чемпионские титулы в личном зачёте и в зачёте производителей.

В мире водной техники Yamaha заняла лидирующие позиции в производстве подвесных лодочных моторов как для коммерческого, так и для рекреационного использования, завоёвывая симпатии клиентов по всему миру. Плавательный бассейн Yamaha Swim 21 стал первым бассейном с чашей из композитного пластика, одобренным для проведения чемпионата мира по плаванию. Yamaha заявила о себе как о ведущем производителе бассейнов.

В сфере защиты окружающей среды Yamaha открыла новые направления бизнеса и создала продукты с принципиально новыми возможностями. Так в 2002 году компания вышла на рынок биотехнологий с решениями для поглощения и связывания CO2. В 2003 г. состоялся дебют электрического скутера Passol и скутера на топливных элементах FC06. На следующий год представили автономную навигационную систему для автоматизированных систем наблюдения. В 2005 году компания отметила свой 50-летний юбилей, празднование которого проходило по всему миру. Yamaha Motor Co. возглавил Такаши Каджикава, который продолжил процесс глобализации холдинга. В рамках стратегии роста на азиатском рынке компания открыла новый мотоциклетный завод и глобальный тренинговый центр в Индонезии. Yamaha также активно наращивала своё присутствие на рынках стран БРИК – в Бразилии, России, Индии и Китае, которые имели хороший потенциал для роста. На этих рынках Yamaha не только продавала свои продукты, но и участвовала в организации досуговой инфраструктуры, а также поддерживала детские спортивные мероприятия. Эти инициативы позволили существенно увеличить показатели продаж, которые достигли рекордных уровней. Например, 2007 г. совокупный объём производства на заводах в Индонезии достиг 10 миллионов мотоциклов. Однако в то же самое время компания столкнулась и с убытками из-за начавшегося мирового финансового кризиса и глобальной экономической рецессии. Несмотря на череду неблагоприятных событий, Yamaha смело и решительно приняла очередной вызов судьбы. В 2009 году во главе компании встал Цунеджи Тогами, и в истории Yamaha начался новый этап. Восстановление после финансового кризиса потребовало структурных реформ и выработки новых стратегий роста. Yamaha провела реорганизацию производственных систем на заводах в Японии и за её пределами, а на азиатские рынки были выведены несколько новых продуктов. Эти усилия дали результат уже через год, и компания снова стала прибыльной. Открывая новые перспективные сегменты рынка, компания представила скутер на электротяге EC-03. В сотрудничестве с Toyota была разработана концепция коммуникационной системы персональных транспортных средств будущего.

Угроза нестабильности из-за высокого курса японской йены была успешно преодолена путём установления высочайших стандартов производства и подготовки специалистов на глобальном уровне. Также был создан центр дизайна для укрепления дизайнерской школы Yamaha. Поддержка разнообразных культурных и спортивных мероприятий стала важным элементом философии «Кандо» и внесла значительный вклад в повышение авторитета бренда Yamaha. В 2010 году компания вновь стала прибыльной и отметила 50-летие деятельности в сфере водной техники, представив несколько новых катеров и подвесных моторов. В MotoGP Yamaha впервые в истории чемпионата завоёвывает тройную победу в личном и командном зачёте и в зачёте производителей три года подряд. 2011 год ознаменовался ещё одним памятным достижением, став для Yamaha 50-м годом участия в чемпионате мира по мотогонкам. В 2013 году Yamaha обнародовала новый среднесрочный бизнес-план, призванный добиться устойчивого роста и стабильного развития компании. Новый вызов был с энтузиазмом принят компанией. Yamaha не намерена почивать на лаврах своих успехов. Компания устремлена в будущее и неустанно движется вперёд к всё более амбициозным целям. Ведь именно в этом и заключается уникальный дух Yamaha. Чтобы дарить людям по всему миру больше приятных эмоций и помогать им в их самореализации, Yamaha неизменно стремится к совершенству, чтобы быть компанией, создающей «Кандо». Каждый новый продукт приносит нашим клиентам ощущение радостного волнения и глубокой удовлетворённости.


Знаменитая японская троица. Три бренда, завоевавших в 70-80-е годы весь мир. Из-за них терпели убытки Moog, Oberheim и Arp. Они получали самые передовые патенты и наводняли мир доступными и относительно недорогими синтезаторами.

Единомышленники или беспощадные конкуренты? Соперничество во имя прогресса или экономия ради увеличения объемов продаж?

Наверное, далеко не каждый клавишник знает про таких монстров синтезаторостроения как Sequential Cirquits, Buchla, Doepfer, Analogue Solutions. Многие также лишь краем уха слышали, или случайно натыкались на Waldorf, Quasimidi, Clavia. Для кого-то даже Kurzweil – неизведанные территории. Но практически каждый в самом начале задает себе вопрос – «Yamaha , Roland или Korg ?».

С одной стороны, это действительно оправданно. Каждая из этих трех компаний на любой момент времени имела и имеет в своем арсенале довольно богатый выбор для музыканта. Это и цифровые пианино , и инструменты с автоаккомпанементом (самоиграйки, или, иначе, интерактивные синтезаторы), синтезаторы аналогового моделирования и рабочие станции, и ромплеры, миди-клавиатуры и бесклавиатурные тон-генераторы. Любой крупный магазин предложит Вам широкий выбор – плати деньги и забирай.

Ну так и что же из этого лучше? Некоторые рвут рубаху на груди – «Только Ямаха!». Другие оппонируют – «Ямаха – это для любителей, а профессионалы выбирают Корг!». Третьи всех перекрикивают – «Мой друг делает все аранжировки на Роланде, и они звучат фирменно!».

Каждый из них – в чем-то прав, а в чем-то заблуждается. И проблема не в том, что кто-то из этой троицы лучше или хуже, а проблема всего лишь в недостаточной информированности ораторов.

В истории каждой из этих трех фирм есть великие прорывы. Синтезаторы-супербестселлеры, которые сделали счастливыми тысячи клавишников по всему миру. Технологические решения, принесшие миллионные прибыли владельцам компаний. Популярнейшие инструменты всех времен и народов.

Yamaha DX7 (1983), Roland D-50 (1987), Korg M1 (1988) – легенды, поднявшие своих создателей на гребень волны. Отодвинув на какое-то время всех остальных на второй план и заставляя конкурентов собрать всю волю в кулак, консолидировать все доступные ресурсы для того, чтобы выдать что-то еще более совершенное.

Разве можно сказать, что один из трех перечисленных инструментов – лучше других? Нет, ни в коем случае. Каждый из них давал что-то новое, расширял возможности, стимулировал музыкантов к творчеству, открывал невиданные горизонты.

Но надо отделить зерна от плевел и, наконец, разобраться, почему так непросто сделать выбор – Yamaha, Korg или Roland.

Yamaha

Одна из старейших мировых корпораций, Yamaha была основана японцем Торакусу Ямахой (Torakusu Yamaha) в 1897 году. Все началось с изготовления экземпляра фисгармонии (небольшой духовой орган с педальным нагнетанием воздуха), а выросло в огромный диверсифицированный бренд, пустивший свои инновационные щупальца в совершенно разные сферы – от производства спортивного инвентаря (ракеток, луков и так далее), авиационных пропеллеров, компьютеров, до мотоциклов, электроорагнов, роялей, синтезаторов, профессионального и бытового музыкального оборудования и многого другого. Компания Yamaha также значительно вовлечена в сферы образования и лабораторных исследований. Несмотря на все вышеперечисленное, музыкальные корни Ямахи подчеркиваются их логотипом, на котором изображены три перекрещивающихся камертона.

Но, поскольку нам больше интересны именно синтезаторы, не будем углубляться в другие сферы. Свой первый электронный инструмент Yamaha создает в 1959 году. Это был электроорган D-1 Electone , в основу которого легли лабораторные исследования Ямахи в области аналогового моделирования .

Далее, в течение почти 20 лет на этой стезе не было сделано особых прорывов. Основное внимание фирмы было направлено на производство акустических инструментов – гитар, барабанов, духовых. Кроме того, 1967 год был ознаменован тем, что сам Святослав Рихтер для гастролей по Италии выбирает рояль производства Yamaha. В скором времени ямаховские фортепиано выбиваются на лидирующие позиции в мире, и уверенно конкурируют с более старыми брендами.

А еще через некоторое время Ямаха представляет миру уникальный инструмент под названием Дисклавир (Disklavier, 1982). С виду как обычное фортепиано, Дисклавир обладал встроенной электронной системой, позволявшей воспроизводить мелодии, заранее записанные на диск, имитируя при этом их исполнение движением клавиатуры и всего молоточкового механизма. Дисклавир был не просто очередным интересным изобретением. К сожалению, он сослужил и не очень добрую службу. Но подробнее об этом чуть позже.

Вернемся к органам. Здесь Yamaha не прекращает выпуск новых моделей и до сих пор. С конца 50-х и до начала 80-х все органы были аналоговыми. Начиная с 1983 года, когда Ямаха купила права на эксклюзивное использование технологии FM-синтеза , которую разработал Джон Чоунинг, ложится в основу генерации сигнала органов Ямахи, начиная с серий FC, FE, FS, FX. В серии FX также впервые были использованы засемплированные волны, пока еще только для имитации перкуссии в секции органной драм-машины.

Ну а с 1987 года в сериях органов HS и HX ямаха уже вовсю эксплуатирует собственную разработку под названием AWM (Advanced Wave Memory), по сути представляюшую собой технологию на основе семплированного звука. Последней ласточкой среди аналоговых органов Ямахи стала модель Electone D-500 , выпущенная в 1983 году.

Конечно, этот инструмент был замечательным и очень мощным. Но нельзя сказать, что он принес фирме успех. Вознесение к синтезаторному олимпу было еще впереди, но к этому времени (середина 70-х), его очертания прорисовывались все яснее.

Первым реальным прорывом было создание одного из самых значительных синтезаторов всех времен и народов, могучего и безудержного Yamaha CS80 (1976). В уже упомянутой Вы сможете прочесть и о нем кое-какую техническую и общую информацию. Преувеличить значимость появления CS80 невозможно. До сих пор многие вполне оправданно считают его королем синтезаторов. С появлением этой модели Ямаху стали воспринимать как крайне серьезного конкурента на рынке электронных инструментов.

Однако главным свершением для корпорации Ямаха навсегда останется создание Yamaha DX7 – одного из самых распространенных в мире синтезаторов. Цифровой до мозга костей, он, фактически, похоронил будущее аналоговых синтезаторов. Но, говоря об этом синтезаторе, невозможно придумать ни одного отрицательного эпитета.

Как ни крути, прогресс остановить было невозможно, и цифровая эпоха заявляла о своих правах все громче. Изобретение Джона Чоунинга, вкупе с проницательностью и прозорливостью руководства Yamaha, создали уникальные условия для появления DX7.

Полифонический синтезатор, обладающий возможностью сохранения довольно большого числа пресетов , с широчайшей палитрой звуков от сольных и шумовых, и до тембров электропианино, мягких подкладов, имитации гитар, басов… Плюс ко всему – железная стабильность строя , небольшой вес и небольшая (относительно) цена. Да, дни аналоговых синтезаторов были сочтены. Было продано 160 тысяч экземпляров этого синтезатора, и он остался в числе самых продаваемых синтезаторов в мире.

От триумфа вернемся к прозаичному. Технологический успех привел к успеху финансовому. И без того небедная компания, Yamaha, познав многомиллионные радости в долларовом выражении, переходит к мировой экспансии.

Два слова, сказанных Ямахой в начале 80-х, DX7 и Дисклавир, обрекли компанию на постоянные метания из стороны в сторону. Одна Ямаха – это производитель профессиональных музыкальных инструментов. Другая – развлечение для домохозяек и подростков.

В 1983 появляется первая Yamaha Clavinova YP-40. На тот момент это было всего лишь компактное цифровое пианино с немного расширенным набором звуков. Но уже с 1985 года появляются серии Clavinova CLP и CVP. В основе лежали простые идеи, годом ранее реализованные в Disclavier – возможность исполнения партий самим инструментом , почти без участия музыканта. Клавиновы наделяются способностью играть партии барабанов, баса и гармонического заполнения, заменяя клавишнику партнеров по музыкальной группе.

Параллельно, Ямаха развивает еще одну линейку инструментов – Porta Sound . Сначала серия PSS (1982), а затем PSR (1984). В отличие от громоздких Клавинов, это были небольшие переносные синтезаторы, оборудованные теми же функциями автоматического аккомпанемента. Постепенно возможности PSR-инструментов расширялись, интерактивные средства множились, синтезаторы становились все более приспособленными к нуждам «солиста». И теперь уже не было необходимости уметь хорошо играть. Обладая самыми базовыми знаниями в музыкальной теории и гармонии, а также некоторыми вокальными способностями, музыкант с такой Ямахой легко мог выступать как «все-в-одном», человек-оркестр.

Только вот благодаря всему этому Ямаха отдалила инструменты от их корней. С одной стороны – конечно, это еще один шаг к прогрессу. С другой – уход от творчества к техногенности. Это уже были не в прямом смысле синтезаторы . Появляются термины оркестратор, позднее интерактивный синтезатор. В профессиональной среде за такими инструментами закрепилась слава кабацких, и их вполне заслуженно стали называть не очень-то приятным термином «самоиграйка».

Yamaha до сих пор продолжает выпускать инструменты серии PSR. С каждым новым инструментом множатся обещания производителя о самом лучшем звуке, о супернавороченных способностях, и так далее. Однако, смысл инструмента не меняется. Как и раньше, это инструмент с не очень качественной клавиатурой, двумя динамиками по бокам (чтобы избежать необходимости подключения к профессиональному оборудованию), разноцветными (чаще всего) кнопками на панели управления. Гораздо большее значение, нежели звуку, в этих приборах придается размерам дисплея и прочим внешним факторам.

Бесспорно, PSR-серия принесла и до сих пор приносит Ямахе миллионные доходы от музыкантов-любителей, а также от желающих получить дома музыкальную игрушку для веселого времяпрепровождения. Однако, распространение этих инструментов нанесло удар в спину компании, подорвав в глазах многих профессионалов и начинающих музыкантов репутацию Yamaha как производителя серьезных музыкальных инструментов.

Учитывая все вышесказанное, можно в чем-то согласиться с теми, кто кричит, что «Yamaha это для любителей». При этом, нельзя забывать все заслуги этой компании перед музыкой. Инструменты, созданные на протяжении нескольких десятилетий, навсегда останутся в истории. И сотни, тысячи музыкантов будут охотиться за Yamaha CS80, DX7, RX5, SY77, EX5, FS1R, как и за десятками других моделей – до тех пор, пока последний их экземпляр не будет стерт временем в пыль.

Korg

Компания была основана в 1962 году предпринимателем Цутому Като (Tsutomu Kato) и музыкантом Тадаси Осанаем (Tadashi Osanai). Инициатива исходила от последнего, и смысл ее сводился к необходимости создания удобной и качественной модели драм-машины. Дело в том, что Тадаси выступал, играя на аккордеоне в сопровождении ритм-машины Wurlitzer Sideman , о которой он был не слишком высокого мнения, как с точки зрения звука, так и с точки зрения удобства. Так что он убедил Като инвестировать средства в проект новой ритм-машины, которая бы удовлетворяла основным потребностям музыкантов того времени.

Первоначально компания была названа Keio , и уже через год своего существования она представила музыкантам свой первый инструмент – им стала Donca Matic DA-20 . В сравнении с современными потомками, она была просто гигантской. Огромный ящик с управлением на верхнем торце, и со встроенным ламповым усилителем и большим динамиком. Более того, это был электромеханический прибор, то есть он издавал звуки не электронного происхождения, а механического. Технология была схожей с Wurlitzer – механический вращающиийся диск, вращаясь, специальными контактными пластинками запускал определенные перкуссионные звуки, генерация которых осуществлялась при помощи вакуумных ламп. Кстати, свое название «донка» получила благодаря артикуляционной схожести этого словечка со звуками, которые она издавала.

Тремя годами позже, в 1966, Keio выпускает уже Donca Matic DE-20 – уже на основе электроники, твердотельных накопителей. Правда, эта штука была не сильно меньших размеров.

В 1967 году Като поступило предложение от Фумио Миеды заняться разработкой клавишного инструмента . В скором времени на суд общественности был представлен программируемый электроорган. К этому времени фирма Keio получает новое название – KORG , созвучное со словом «орган».

С производством органов у Korg связана первая волна успеха. Пока еще скромная молодая фирма начинает создавать конкуренцию более серьезным компаниям, в числе которых на тот момент уже плотно закрепилась Yamaha. Однако, Като решает сделать ход конем и прорваться на новый рынок, пока еще недоступный японским компаниям – рынок синтезаторов .

В 1973 появляется первый синтезатор Korg MiniKORG . Это был небольшой, как следует из названия, инструмент. Идеологически, это был японский ответ Moog Minimoog – портативный аналоговый монофонический синтезатор, который клавишник мог таскать с собой на репетиции и возить на гастроли. Спустя некоторое время, Korg снова удивляет музыкантов, выпуская Korg MaxiKorg 800DV (1975), один из первых в мире дуофонических синтезаторов. Лично я, как обладатель этой модели, могу сказать, что это один из самых красивых инструментов. Причем как в плане звука, так и внешне. Также, в 1976 году была выпущена еще одна похожая модель, Korg 770 (на фото).

В 1977 появляется корговская линейка синтезаторов серии PS. Это были большие синтезаторы-полумодуляры (полу – потому что модули неразборно скреплены в едином корпусе), которые скорее были схожи с Arp 2600. Всего было выпущено три прибора в этой серии – Korg PS-3100 , PS-3200 (на фото) и PS-3300 . В соответствии с численным обозначением изменялась и степень навороченности инструмента. Самым мощным из них был 3300, который до сих пор многими считается одним из лучших в мире полифонических синтезаторов, наравне с Yamaha CS80. PS-3300 предлагал невиданную на тот момент времени полифонию в 48 голосов , которым могла позавидовать и легендарная Ямаха.

Этой линейкой Корг окончательно закрепился в сознании музыкантов как одна из фирм-законодателей в области синтезаторостроения. Огромные возможности модуляции и маршрутизации сигналов с помощью патч-кордов, уникальная полифония, отменное качество звука – ставили эти инструменты в один ряд с лучшими модульными системами того времени. Сейчас эти инструменты – сверхраритетны, и на за них идут ожесточенные торги, взвинчивающие цены до запредельных высот. Конечно, во многом виной тому коллекционеры, отбирающие у музыкантов синтезаторы ради пополнения своих коллекций.

Помимо дорогих и довольно больших инструментов PS, Корг выпускает еще одну легендарную серию синтезаторов. Конечно, это была всеми любимая (и мной, в частности, особенно) – линейка MS (1978). В эту линейку вошли не только синтезаторы. Она была представлена сразу пятью приборами, объединенными внешним видом и некоторыми элементами звуковой архитектуры и конструкции. Это были два монофонических синтезатора Korg MS20 и MS10 (упрощенная модель своего старшего брата 20-ки), экспандер MS50 (бесклавиатурная «надстройка» к MS20, которую, впрочем, можно использовать и как самостоятельный прибор), а также аналоговый секвенсор SQ10 и вокодер VC10 .

MS20 и на сегодняшний день имеет поистине культовый статус. Неимоверно мощное и агрессивное звучание, которое можно получить из этого инструмента, удивительным образом сочетается с мягкостью и теплотой двух фильтров. Сами эти фильтры оказались настолько удачными, что многие производители модульных систем стали пытаться клонировать эти фильтры, в частности – Doepfer, MOTM, Analogue Solutions и другие. Сам MS20 был не просто синтезатором, а полумодуляром , то есть, как и более дорогие PS-синтезаторы, он позволял осуществлять маршрутизацию сигнала с помощью патч-кордов, что существенно расширяло его возможности.

В 80-е годы компания несколько переориентировалась на выпуск электронных пианино. Однако, и про синтезаторы Korg не забывал.

В 1980-м появляется на свет очень интересный инструмент Korg Trident (в 1982 была выпущена его вторая версия, Trident MkII). Его уникальной особенностью было сочетание в себе трех секций – синтезаторной, струнной (strings) и духовой (brass). Естественно, струнная и духовая секция были также созданы средствами аналогового синтеза , но благодаря комбинации всех трех секций появилась возможность получать богатые и интересные созвучия.

В 1981 выходят сразу два великолепных инструмента. Korg MonoPoly и Korg PolySix . Схожие по дизайну, они были несколько разными идеологически. MonoPoly представлял собой четыре независимых монофонических синтезатора, управляемых с одной панели, тогда как PolySix был полноценным шестиголосым полифоником.

Именно PolySix вошел в историю как один из самых лучших аналоговых инструментов в мире. Его звучание сложно перепутать с чем-либо еще. Все благодаря чипам SSM (которыми оснащались гораздо более дорогие инструменты), уникальным фильтрам, а также (что немаловажно) способности сохранять звуки в память инструмента, и даже затем перекидывать их на внешний носитель (кассету) через специальный интерфейс.

Полисикс может звучать мягко, может резко. Он умеет делать глубокие и красивые басы, но и мягкие пэды ему тоже по зубам. Он прекрасно читается в любом миксе. Пресеты с названиями, схожими с «полисикс», уже давно включаются практически в любую рабочую станцию и в любой концертный синтезатор.

К сожалению, дни аналоговых синтезаторов на момент выхода PS-6 (так иначе назывался Полисикс) уже были сочтены, в скором времени музыканты оказались во власти цифровой эпохи. Тем не менее, до сих пор PolySix является объектом вожделения многих электронщиков, да и не только.

Но настоящий прорыв для Корг был еще впереди. В 1988 году, когда уже отгремела ямаховская «семерка», выходит легенда всех времен и народов, Korg M1 . 16-голосная полифония, отличный звук, разноплановые тембры (от синтетических до акустических), сочетание семплированного звука с цифровым синтезом , удобная клавиатура, навороченные возможности музыкальной рабочей станции, позволявшей создавать готовые аранжировки прямо внутри одного инструмента – все это обеспечило невероятный успех M1.

Инструмент был продан в количестве 250 тысяч экземпляров , и остался в истории как самый продаваемый синтезатор всех времен и народов. Даже со своими 160 тысячами осталась позади. Но, между тем, успех Корга в выпуске M1 был неразрывно связан с Yamaha. Дело в том, что на момент появления модели 40 процентов компании Korg принадлежало… Yamaha. Вот такой вот поворот. Сделка была заключена еще в 1987 году, Ямаха тогда была на пике после нескольких лет продаж DX7 в различных модификациях. Цутому Като выкупил обратно долю Ямахи в своей фирме лишь в 1993 году.

Тем не менее, с появлением M1 Корг выбился в лидеры среди производителей синтезаторов. Остальные вынуждены дышать в спину, изыскивая ресурсы для покорения новой высоты, заданной Като и его фирмой.

В 90-е Корг продолжает выпуск рабочих станций. На это теперь было переориентировано все производство. Появляются серии 01/W (1991), затем X (1993), Trinity (1995), Triton (1999). И всему этому толчком был тот самый M1.

Кстати, интересная история была связана с названием инструментов серии 01/W. Первоначально ее хотели назвать M10, как продолжение M1. Но, один из разработчиков, увидев рабочее название, по ошибке прочел его вверх ногами – 01W . Случайность переросла в идею, и так понравилась всем остальным, что было принято решение сменить рабочее название. В результате оно таким и осталось.

Как бы то ни было, Корг наращивал потенциал своих рабочих станций. Постепенно уходя непосредственно от технологий синтеза. Каждая новая их станция получала новое название типа синтеза, но сущность была неизменной – все больший упор на семплированные звуки . По отзывам самих музыкантов, каждая следующая модель звучала хуже предыдущих. Производитель пытается впихнуть в ограниченную память инструмента как можно больше семплов. Сами семплы становятся все более увесистыми. Чтобы сэкономить на возрастающих потребностях в объемах памяти, применяется компрессия семплов . В результате, при воспроизведении семплов синтезатор вынужден очень быстро осуществить их декомпрессию. И, даже несмотря на то, что исходно эти семплы были очень высокого качества, на выходе декомпрессия приводит к существенному ухудшению звука.

Такая гонка за экстенсивным улучшением своих синтезаторов привела к тому, что одно время Korg полностью забросил разработки в области синтеза. Уже спустя годы компания снова вернулась к истокам, уже в виде инструментов аналогового моделирования , и выпустила серию MS2000. К сожалению, от классики в этом инструменте осталась только буквенное обозначение. А по звуку он уже не дотягивал ни до собственных стандартов 70-80-х годов, ни до новых стандартов, заданных современными производителями синтезаторов аналогового моделирования Clavia и Access. Хватаясь за соломинку, Korg эксплуатирует свою историю, выпуская программные пародии на свои легендарные синтезаторы прошлого. Правда, их качество сильно не дотягивает до уровня своих прародителей.

Поэтому и отношение к Korg сегодня двойственное. С одной стороны – великое прошлое, с другой – невыразительное настоящее. Но нельзя ни в коем случае отметать все, что было сделано этой фирмой. Помимо уже перечисленного, Korg создал очень много интересных и отлично звучащих инструментов – атмосферный Korg Wavestation , великолепный Korg X5D , гибридный DW-8000 , на основе физического моделирования Z1 , ФМ-синтезатор DS-8 , не говоря уже о различных процессорах обработки звука, семплерах, драм-машинах.

В 2010 году Korg неожиданно выпускает настоящий аналоговый инструмент – Monotron . Недорогой и компактный, он вызывает всплеск интереса к фирме со стороны серьезных музыкантов. Кто знает, возможно – это символ возврата к былой славе Корга, хотя загадывать тут сложно.

К сожалению, в 2011 году скончался основатель и бессменный лидер компании Цутому Като. Он всегда стремился соответствовать требованиям современности, и во многом подавал пример другим производителям. Но на сегодняшний день Корг продолжает выпускать все более навороченные и дорогие рабочие станции. Все те же большие дисплеи, куча зачастую ненужных функций, огромные возможности, но все меньше внимания главной составляющей – звуку.

Лично мне хотелось бы верить, что однажды Korg (а может и кто-то еще) совершит очередной прорыв в индустрии синтезаторов. Возможно, это, наконец, будет сделано не ради увеличения числа продаж, а ради того, чтобы в истории отпечатался еще хотя бы один действительно прекрасный инструмент, по значимости сопоставимый с MS20 или PolySix.

Roland

На мой взгляд, самый плодовитый синтезаторный бренд. Не по количеству наклепанных инструментов (хотя вообще и по этому критерию тоже), а по своеобразному «коэффициенту полезного действия» – соотношению интересных и качественных приборов в общей массе произведенного.

Основатель Roland, Икутаро Какэхаси (Ikutaro Kakehashi), до этого руководил другой компанией по производству органов и ритм-машин для них, Ace Tone , которая была создана в 1960-м году. Позднее она превратилась в японское отделение Hammond. В 1972 году Какэхаси покинул ее, чтобы создать в Роланд. Так что, формально это самая молодая корпорация из Большой Японской троицы.

С рождением названия Roland связана одна история. По информации из некоторых источников, Какэхаси, еще будучи руководителем Ace Tone,начал задумываться о том, что это название на международном уровне имеет не совсем правильное значение, и не ассоциируется с чем-то музыкальным (acetone – по-английски «ацетон»). На тот момент уже существовали фирмы Yamaha и Korg, и две яркие, по его мнению, заглавные буквы уже были заняты этими брэндами. Другие буквы – были заняты мировыми производителями музыкальных инструментов (О – Oberheim, М – Moog, S – SCI, L – Linn, A – Arp, и так далее). Так что, Какэхаси решил придумать яркое и запоминающееся название, используя какую-нибудь букву, которая до тех пор не ассоциировалась ни с какой фирмой. Выбор пал на литеру R, и родилось название Roland . Кстати, в японском языке нет звука «л», так что по-японски это название произносится как «рорандо». Казалось бы, незначительный факт, но если вдуматься – уже на этапе задумки перед компанией ставились планы глобального характера . И, как показало время, эти амбициозные планы были выполнены сполна.

Уже в первое десятилетие своего существования, Roland уверенно заявляет о себе как о производителе совершенно разного профессионального музыкального оборудования .

Началось все с драм-машин TR-77 , TR-55 , TR-33 – в качестве наследства от Ace Tone (1972 год). Уже в 1973 появляется первый монофонический синтезатор Roland SH-1000 (параллельно с корговским Миникоргом). Дальше – практически каждый год был ознаменован чем-то новеньким.

Приборы пространственной обработки звука – Roland Space Echo RE-201 (1974) – эта модель до сих пор считается эталоном в своем роде. Первое в мире электропиано с чувствительностью к силе нажатия – Roland EP-30 (тот же 1974).

Модульные системы Roland System-100 (1975) и гигантская System-700 (1976), занявшая почетное место в списке лучших модуляров мира, и получившая свое продолжение через несколько лет в более демократичной и компактной версии System-100M (1981) (на фото).

Комбо-усилитель Roland GC-120 Jazz Chorus (1975) – прибор, который изначально создавался как гитарный, но который полюбили клавишники всего мира в сочетании с электромеханическими пианино Rhodes Piano.

Великолепный гитарный синтезатор Roland GR-300 (1977), который до сих пор высоко ценят гитаристы, экспериментирующие со звуком, цифровой секвенсор Roland MC-8 (1977), программируемые драм-машины Roland CR-78 (1978) и CR-8000 (1980) (на фото).

Один из лучших клонов Hammond B3 – Roland VK-1 (1980).

И все вышеперечисленное – в неполное десятилетие. Внушительный разброс, согласитесь. Практически весь спектр приборов , необходимый целому музыкальному коллективу или любой студии звукозаписи .

Но это было только начало! Начиная с 1980 года Roland совершает революцию за революцией, производя инструменты, которые до сих пор последователи и завистники тщетно бьются не только превзойти, но даже и аутентично клонировать. Каждый инструмент становится вершиной звуковой эстетики. Их используют в своих записях и на концертах звезды мировой величины, разнося славу компании Roland по всей планете.

Как всегда, Роланд нашел идеально верное решение. Скомбинировав два подхода внутри одного прибора , создал инструмент стоимостью примерно в 2 тысячи долларов, и совершил очередной прорыв – как технологического, так и экономического характера.

D-50, кстати говоря, в отличие от M1 и DX7, оказался способным и сохранить свою ценность и в сегодняшнем мире. Правда, не совсем в тех проявлениях, ради которых он создавался. Благодаря уникальному внутреннему строю, игра на этом инструменте оказывается очень аутентичной в рамках восточных музыкальных жанров, прежде всего – в армянской музыке. Поэтому огромное количество любителей Roland D-50 – среди армянских музыкантов. Так что, если M1 сегодня продают за 200-300 долларов, DX7 – за 400-500, то D-50 в хорошем состоянии на вторичном рынке вполне может стоить до тысячи долларов. И, в отличие от других производителей, Roland часто снабжал свои приборы специальными программаторами для доступа к параметрам звука в режиме реального времени, и D-50 был не исключением (его родной программатор – PG-1000 ).

Сегодня Roland, как и остальные два участника «большой тройки» из Японии, в основном занимается не инвестициями в новые музыкальные разработки, а конкурентной борьбой за рынки сбыта и максимизации прибыли при минимуме издержек. Производство дорогих и навороченных рабочих станций – тренд десятилетия, и, как и в случае с Korg, чем больше в одну станцию пытается впихнуть функций производитель, тем больше он вынужден в результате экономить на элементарных составляющих своих детищ.

Большинство моделей Roland (а может даже и все) сегодня производятся в Китае. Качество инструментов от года к году заметно ухудшается. Если на рубеже тысячелетий все-таки еще появлялись хорошие приборы, то спустя десяток лет все скатилось в обычную рутину. Дешевле комплектующие, ниже качество, больше вложений в рекламу и внешнюю мишуру, и, как результат – насыщение рынка некачественным товаром, радоваться которому могут разве что неопытные любители. И то – до тех пор, пока впервые не столкнутся с реально хорошими синтезаторами предыдущих лет.

По странной иронии судьбы, именно 2001 год связан с уходом от дел бессменного руководителя и идеолога корпорации Roland Икутаро Какэхаси , который, кстати, за неоценимый вклад в развитие и популяризацию электронных инструментов десятилетием раньше был удостоен звания Почетного Доктора наук . После его ухода компания не произвела ни одного прибора, в котором бы существовали хотя бы намеки на что-то радикально новое. Единственное, чем Roland отметился за последние десять лет, так это довольно бессовестная эксплуатация прошлых заслуг ради получения прибыли.

Так, в 2005-м было начато производство дешевых, почти игрушечных, синтезаторов Roland Juno D, а затем эта серия пополнилась еще рядом моделей со схожими названиями. Ничем, кроме имени, эти инструменты не были связаны с великолепными Джунами из роландовского прошлого.

2006 год был ознаменован появлением синтезатора аналогового моделирования Roland SH-201, название которого явно намекает на серию прекрасных инструментов тридцатилетней давности – SH-101, SH-1/2/5/7/09.

В 2011 году в результате очередной маркетинговой реинкарнации миру был представлен Jupiter-80, а в 2012 году – его урезанное продолжение, Jupiter-50. Как и в случае с предыдущими инструментами, «новички», будучи обычными рабочими станциями, не имеют ничего общего с Юпитерами 80-х годов. Даже несмотря на то, что производитель попытался максимально приблизить их внешний вид к оригиналу.

Ну что ж, за всю историю Роланд наделал много инструментов. Еще вовсю можно наживаться на названиях с использованием маркировки TR, TB, RS, SDD, MKS и так далее.

Как Вы уже поняли, делать выводы о фирме по современным приборам – не стоит. Это действительно замечательный, очень достойный и хороший бренд. Просто надо уметь видеть разницу между инструментами, рожденными изобретателями, и инструментами, созданными бизнесменами ради наживы.

Что лучше?

В 80-е годы Япония дала музыкантам настоящие инструменты. И это не какая-то там жалостливая ностальгическая проповедь, это реальность. Yamaha, Korg и Roland дали понять всему миру, что они не просто достойные конкуренты , мнение которых можно учитывать. Они равноправные участники процесса раздела мира , хоть и не в воинственном понимании. И, вне зависимости от чьего-либо желания, с их авторитетом придется считаться всем.

Три небольших цифровых инструмента, Yamaha DX7, Roland D-50 и Korg M1 – поставили на колени весь мир производителей синтезаторов. Один за другим, лопаются сильнейшие бренды Америки, и все из-за прорыва, который осуществила могучая «японская троица».

В 1981 году исчезает с лица земли один из величайших производителей синтезаторов, американская компания Arp .

В 1985 банкротится Oberheim .

В 1986 Роджер Линн закрывает свою компанию Linn Electronics и уходит работать в японскую компанию Akai, в рамках которой создает несколько замечательных приборов.

В 1986 Роберт Мог, некогда подаривший нам первый коммерческий синтезатор Minimoog, объявляет о банкротстве компании Moog .

В 1987 году не выдержавший конкуренции Дейв Смит продает компании Ямаха свое детище Sequential Cirquits , создавшую, в числе прочего, великий Prophet-5.

В 1990 году изобретатель Рэй Курцвейл, изобретатель одного из первых семплеров в мире, Kurzweil 250 , продает свою компанию корейцам Young Chang.

На этом, конечно, история американских синтезаторов не закончилась, но как Великая синтезаторная держава США перестали существовать, уступив все лавры японцам. Сегодня в Америке существует немалое количество фирм, производящих качественные и дорогие инструменты бутикового класса. Таких как Studio Electronics , Buchla и так далее. В отличие от современных японских разноцветных рабочих станций с огромными цветастыми дисплеями, из рук американских производителей выходят очень приличные синтезаторы.

На склоне лет, незадолго до своей кончины, Роберт Мог возродил компанию Moog и выпустил ряд хороших инструментов. И хотя они все же уступают по качеству его же старым детищам, тем не менее – это достойные внимания приборы.

Tom Oberheim также не так давно реинкарнировал свою фирму, добавив в название к своей фамилии еще и имя.

Также вернулись к производству Roger Linn и Dave Smith, каждый в своей ипостаси – первый с новыми моделями своих старых драм-машин, второй – с возрождением линии синтезаторов Prophet и некоторыми другими новыми моделями на старую тематику. В основном, кстати, аналоговыми.

Итак, что же лучше, Korg, Roland или Yamaha ? Ответ – все они – просто прекрасны. Прекрасны как часть истории синтезаторов, как компании, подарившие музыкантам десятки, или даже сотни удивительных инструментов. Если Вы увлечены электроникой, синтезаторами – не нужно отдавать свои предпочтения только одному бренду. Оглянитесь вокруг! Причем не только на японцев! Столько недорогих и качественных инструментов продается в объявлениях, на форумах, на аукционах! , получайте новые возможности, создавайте музыку на этих великолепных инструментах.

И не забывайте подписываться на этот блог , чтобы первыми узнавать о появлении новых статей. Как и раньше, всех приглашаю