Многих автолюбителей интересует корректировка пробега в меньшую сторону, или иными словами скрутка пробега, либо смотка пробега. И это не удивительно, ведь причин для того, чтобы скрутить спидометр хватает. Многие годы скрутка показаний спидометра без демонтажа приборной панели была чем-то нереальным. Однако времена изменились!
Адаптер для корректировки пробега подключается к разъему для диагностики OBDII прямо в салоне авто, не снимая щиток приборов. Разъем OBDII встречается в таких марках: Seat, Audi, Skoda, Kia, Volkswagen, Huindai, Ford, Chevrolet, Mercedes-Benz, Fiat, Opel, Volvo и т.д.
Адаптер для коррекции одометров подключается напрямую и не требует механической разборки панели приборов, что очень важно, если вы не имеете навыков автослесаря и не хотите причинить вред своему автомобилю неопытной работой, ведь во время снятия приборной панели на ней могут появится царапины, которые выдадут ваше вмешательство, или, что еще хуже, могут возникнуть неполадки в самой электронной системе в будущем.
Следует сказать, что не все автомобили имеют одинаковое устройство, поэтому возможны разные варианты коррекции спидометра:
"Адаптер OBD2 " – это уникальное приспособление, которое скручивает пробег автомобиля через разъем для диагностики!
Если автомобиль поддается коррекции пробега через разъем, наш адаптер легко справится с ним!
Данный прибор работает практически со всеми автомобилями. Для того чтобы прибор работал без перебоев, требуется: доступ в интернет (скорость должна быть не менее 5мб/сек). Данный прибор подключается к ноутбуку (работает от USB) и устанавливается специальная программа. После этого Вы подключаетесь к машине через диагностический разъем OBD2, выбираете нужную марку машину и скручиваете пробег.
Нужно смотать пробег? Требуется коррекция спидометра? Все это можно сделать своими руками, если у вас есть Адаптер OBD2. Он откорректирует километраж через диагностический разъем OBDII.
STool - это небольшое приложение, при помощи которого можно вручную изменить параметры одометра. Важнейшее преимущество программы заключается в том, что она является универсальной - то есть подходит для самых разных моделей автомобилей. Сразу отметим, что для работы приложения требуются дополнительные адаптеры или кабеля. В частности, она совместима с донглами ELM327 и M-BUS. Кроме того, в новой версии программы, была добавлена поддержка ELS27.
Итак, используя данный инструмент, можно выполнять чтение и запись данных EEPROM. Также он подходит для прошивки некоторых ЭБУ, но все же основное назначение программы заключается именно в работе с одометром. Для того, чтобы изменить значения VDO, достаточно указать старый пробег, после чего определиться с новыми показателями. Далее останется лишь нажать на клавишу "записать" и дождаться, пока донгл выполнит все необходимые операции. Все действия программы фиксируются в "логе", панель с которым занимает большую часть рабочего окна. Ну и последняя важная функция STool заключается в сборе основной технической информации о приборной панели транспортного средства.
Вообще доступный функционал STool сильно разнится в зависимости от автомобиля. Программа (и донглы соответственном) может работать с разными моделями ВАЗ, Ford, KIA, Hyundai, Toyota, Lexus, Peugeot, SsangYong, Ford, Mazda и Renault. С подробным списком можно ознакомиться лишь на официальном сайте разработчика, там же можно приобрести необходимые адаптеры.
Все пользователям платной версии STool (а есть и такая) доступна техническая поддержка, реализованная в виде форума, на котором любой желающий может задать вопрос разработчику. Также стоит отметить, что сама по себе утилита комплектуется подробной документацией на русском языке.
Архив. Материал обзорный.
Оставим в покое этическую сторону корректировки показаний одометра, одометры скручивали или накручивали с тех самых пор, как они были изобретены. Так же не будем рассматривать механический одометр, смотать который под силу даже самому ленивому и обратим свой взор на электронные одометры ВАЗ с индикацией пробега на жидкокристаллическом индикаторе.
В настоящее время на переднеприводных автомобилях ВАЗ применяются три типа приборных панелей с электронным одометром: панель типа VDO , Курского НПО «Счетмаш» и панель нового образца Владимирского завода «Автоприбор», с одним узким дисплеем и маркировкой – буквы АП в овале . В упрощенном виде одометр во всех этих системах представляет собой счетчик импульсов, поступающих с датчика скорости автомобиля, делитель и накопитель информации во флэш – памяти панели. Для изменения показаний одометра необходимо корректировать дамп, хранящийся во флэше. Здесь существует несколько путей, рассмотрим каждый из них.
В условиях профессионального автосервиса, естественно применение недорогой полнофункциональной коммерческой программы Combiset
от US. Она стабильно работает с большинством приборных панелей ВАЗ и окупается за 2
–3
раза.
Если Вас интересуют некоммерческие бесплатные варианты – читайте ниже.
Панели а/м Калина
На автомобили «Калина» устанавливаются специально разработанные для этого автомобиля панели VDO, выполненные на процессоре NEC. Для коррекции этих панелей необходимо их разбирать (во всяком случае, пока) и выпаивать еепром для модификации содержимого с помощью внешнего программатора.
В настоящее время данные панели стали устанавливать в семейство 2110 (см. фото ) и появились, кроме VDO, аналогичные варианты производства Счетмаш и Автоприбор.
Панели VDO и Счетмаш поддаются корректировке «врукопашную», там несложный алгоритм хранения пробега.
Панель АП, корректируется программой «Combiset 1 .6 » со специальным адаптером.
Панель VDO (Одно и двух – дисплейные)
Панель VDO . Первый путь самый дешевый, но самый сложный. Требуется разборка панели, резка дорожек, пайка и прочие хитрости. Программирование идет по LPT порту компьютера. Программку считывания – записи и пример расчета дампа можно совершенно бесплатно скачать .
Nik прислал небольшую полезную утилитку собственного изготовления для тех, кто пользуется этим методом. Для работы программы необходим дамп, считанный из EEPROM панели. Формат команды: vdo
Если дамп полностью утрачен, скачивайте полный дамп для 2 ‐х окошечной VDO, присланный Евгением Кузнецовым, слитый с панели для 2115 . А здесь можно скачать дамп одноокошечной панели, присланный Nail.
Программа «Combiset» выставляет любой пробег на данных панелях.
Последняя в настоящее время разработка в области исследовании протокола обмена данных панели VDO, устанавливаемой на автомобили отечественного производства – отличная программа VDO Research . Автор – Эдуард Горбатко , Краснодар.
Программа при использовании несложного адаптера (схема прилагается) позволяет считывать и записывать данные в панель (как весь дамп, так и только данные пробега), имеет встроенный калькулятор пробега и довольно «продвинутый» отладчик.
Программа является freeware (бесплатной). СКАЧАТЬ
Панель Владимирского завода «Автоприбор» (АП) с однострочным дисплеем.
Панель, с маркировкой АП в овале имеет несколько простецкий вид, но очень (скоре – чрезмерно) серьезные внутренности, собрана на 4 PIC«aх, один из которых PIC12 СЕ519 используется в одометре. Этот PIC представляет собой однократно программируемый микроконтроллер с 1024 *12 бит для управляющей программы и 16 байт EEPROM, недоступный извне, для хранения временных параметров. Предположительно там и находятся данные о пробеге. Приветствуются идеи по методам «борьбы» с показаниями одометра на этой панели. Пока же единственно общедоступный способ борьбы – накручивание с помощью внешнего генератора, благо панель (в отличие от VDO, которая останавливается после 360 км/ч.) позволяет устанавливать большую скорость. Максимально возможная скорость – около 8500 км/ч. Uncle Sam разработал методику борьбы с этой панелью. Необходимо будет собрать несложную схему для подключения к панели. Официальные пользователи COMBISET получат методику бесплатно, обращайтесь к автору .
Нельзя не предупредить о том, что некоторые экземпляры PIC не выдерживают такого количества циклов перезаписи (хотя должны) и просто останавливаются во время процедуры «намотки». Сообщений о таких случаях в последнее время накопилось уже немало.
Есть и другой, более прогрессивный и более дорогой способ борьбы с этими панелями – перепайка PIC«а. В этом случае, устанавливая новый чип PIC12 CE519 или PIC12 F629 со специальной программой, у нас появляется возможность установить на панели ЛЮБОЙ пробег с помощью кнопки сброса суточного пробега. Процедура эта многократная, т.е запаяв чип, можно корректировать пробег неограниченное количество раз.
В настоящее время данный PIC12 CE519 снят с производства, найти их довольно проблематично, поэтому появление их в продаже стало редкостью. Именно по этой причине была разработана «альтернативная» коммерческая прошивка на другом PIC‐контроллере PIC12 F629 . Этот вариант не требует никаких переделок панели, кроме замены PICа. Нужно всего лишь выпаять стврый ПИК, запаять новый, с измененной прошивкой и у вас появится возможность устанавливать на этих панелях произвольный пробег без риска остановки панели.
Цена 2000 рублей за комплект из 10 шт. Заказать можно .
Просьба не писать с предложениями продать саму прошивку или выслать одну микросхему.
Панели Владимирского завода «Автоприбор» (АП) с двустрочным дисплеем.
Комбинация панелей АП с двустрочным дисплеем выпускается в двух модификациях – с горящими незначащими нулями перед пробегом и без них (более новая). Панель с нулями корректируется программой Combiset, панель БЕЗ НУЛЕЙ поддерживается только версией 1 .6 при наличии специального адаптера.
Для «борьбы» с показаниями этих панелей российскими умельцами придуман «хардварный» способ – установка дополнительного процессора (пика) устанавливаемого на весу . В настоящее время известно, как минимум, 2 разработки на PIC12 F629 и одна на AT90 S2313 . Второй вариант несколько сложнее , используются навесные элементы: кварц, 3 конденсатора и 3 резистора.
В любом случае это прекрасная альтернатива тупой и длительной намотке. В зависимости от подготовки специалиста доработка занимает 3 –10 минут.
Курская панель «Счетмаш» (Одно и двух дисплейные)
Для любителей сматывать электронные одометры совершенно бесплатная программа kurskset ©UncleSam для изменения показаний одометра курских комбинаций. Процедура производится без разборки панели.
Схема подключения панели к LPT‐порту приведена на рисунке. Всю начинку адаптера удобно собрать прямо в корпусе 25 ‐пинового разъема LPT. Для запитывания панели необходим источник постоянного тока напряжением 12 Вольт. Место подключения контактов к панели – на фото в белом квадрате. Используются правый и левый верхние контакты.
Порядок работы:
1
. Отвернуть заднюю пластмассовую крышку комбинации приборов
2
. Припаять провода к контактным площадкам или любым другим способом обеспечить надежный контакт на время работы.
3
. Подключить разъем питания к белой колодке.
4
. Подать питание. На комбинации должно высветиться текущее значение километража
5
. Подключить адаптер к LPT – порту компьютера.
6
. Запустить программу (kurskset 1
– LPT1
; kurskset 2
– LPT2
)
F6
– считывание показаний одометра
F7
– ввод новых значений.
После ввода показаний нажать ENTER. Alt+X – выход из программы.
7
. Отключить питание. При последующих включениях высветится уже новое показание одометра.
8
. Вернуть все на место.
Для любителей «рукопашного боя»: Пробег хранится по адресам 00 h – 02 h, в ячейках с младшими адресами находятся младшие значащие цифры, например для пробега 13164 км. будем иметь 64 h, 31 h, 01 h. В ячейке 07 h находится контрольная сумма предыдущих семи ячеек. Рассчитывается как простое суммирование ячеек от 00 h до 06 h, с последующим усечением результата до байта. В ячейках 08 h – 0 Fh находится дублирующая информация, которая полностью повторяет информацию из ячеек 00 h – 07 h.
У многих возникли трудности по использовании при использовании данной программой. Рекомендации автора: использование «голого» DOS, адрес в Setup‐е 378 h. Но панель категорически отказывается связываться с компьютером. Однако Анатолий Уланов (aka Ant, Казань) решил для себя эту проблему и корректировал уже не одну панель. Вот его технология «…Сначала подключаешься как в описании, те даешь питание и провода цепляешь на левый верхний контакт и правый. Жмешь F7 , вводишь новые показания одометра, затем левый провод перекидываешь на левый нижний контакт и сразу жмешь F6 . Панель начинает тарахтеть своими моторчиками. Тут же отключаешь питание от панели. Опять даешь питание – на одометре должны быть уже другие показания. Видимо, когда цепляешься к левому нижнему контакту и производишь считывание, то происходит перезапуск и панель запоминает новые показания. Проверено несколько раз…»
Замечу от себя, что при отключенном питании у меня панель программируется без проблем.
Способом подключения адаптера KURSKSET к двухокошечной панели производства «Счетмаш», г. Курск, любезно поделился с US, а он, соответственно, с нами, Дамир Габдрахманов. Контакты подключения находятся слева от кварцевого резонатора. Панель можно не запитывать от внешнего источника питания +12 V, для этого необходимо подвести к шине питания на панели провод от 1 ‐го контакта на разъеме LPT. Обший провод также, как и ранее, должен быть подключен к 1 ‐му контакту белой колодки приборной панели. Для устойчивой работы необходимо применять транзисторы с коэффициентом усиления не менее 800 . По утверждению автора, все работает нормально.
Выражаю признательность Дамиру Габдрахманову и UncleSam за предоставленную информацию.
Общеизвестный «глюк» Курских панелей – из‐за помех по питанию, например, при прокрутке стартером или неисправности генератора – сброс на показаний на 141141 . После корректировки работает такая панель нормально – до следующего пересброса…
Панель «Счетмаш» несколько другой модификации можно «победить» несколько иначе. Методикой поделился Игорь Быков (aka Garry Bull). Методика довольно варварская и имеет смысл только при некоммерческом использовании.
Нужно перерезать дорожки, идущие от EEPROM к процессору. Желтыми стрелками на фото обозначены места разрезов дорожек.
Далее (посредством описанного выше адаптера «LPT – панель» на КТ3102 ) подсоединиться к контактам 24 LC2 B. При этом, если рассматривать схему адаптера в сторону панели, то провод, идущий от коллектора КТ3102 необходимо подпаивать к контактной площадке, обозначенной на верхнем фото красной стрелкой с цифрой «1 » (соответствует 5 ‐й ноге 24 LC2 B), а провод, идущий от 4 ‐го контакта LPT – к контактной площадке, обозначенной красной стрелкой с цифрой «2 » (соответствует 6 ‐й ноге 24 LC2 B). Далее подцепляем сей девайс к LPT, подаем питание на панель, включаем копм и запускаем «kurskset» от UncleSam.
По F7 записываем новые показания, потом проверяем запись по F6 . При этом на самом одометре должны быть нули. Далее выключаем питание панели, выключаем компьютер, отсоединяем адаптер с обоих сторон, восстанавливаем дорожки. После включения панели на одометре должны быть уже новые показания.
Не забывайте, нужно, чтобы компьютер работал в «чистом» DOS’е.
В начале 2007 г. появилась еще одна модификация панели «Счетмаш» 2115 –3801010 -03 . Панель с точки зрения «покрутить» простая – память 24 LC0 . Пробег хранится по адресам 00 –02 в ячейках с младшими адресами находятся младшие значащие цифры, например для пробега 10028 км. будем иметь 28 00 01 . По адресам 03 и 04 две контрольные суммы; по адресу 03 контрольная сумма ячейки с адресом 02 (FF‐adr2 ), по адресу 04 контрольная сумма ячеек с адресами 00 и 01 (FF-(adr0 +adr1 )). Например, пробег 10028 км будет выглядеть как 28 00 01 FE D7 .