Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Диагностика технического состояния автомобилей. Оборудование для их технического обслуживания. План-график проведения ТО-1 и ТО-2 подвижного состава АТП. Проверка и регулирование тепловых зазоров в газораспределительном механизме легкового автомобиля.
курсовая работа , добавлен 14.11.2009
Техническая характеристика типажа подвижного состава. Корректировка пробега до контрольного ремонта. Производственная программа и технологические процессы техосмотра. Технологическая карта по диагностированию агрегатов трансмиссии. Определение объёма ТО.
курсовая работа , добавлен 11.07.2012
Технические характеристики автомобиля КамАЗ 53212. Перечень регламентных работ, технологическая карта технического обслуживания. Карта-схема расстановки исполнителей на посту технического обслуживания. Табель основного и дополнительного оборудования.
курсовая работа , добавлен 15.04.2010
Принципы организации производства, периодичность технического обслуживания на автотранспортных предприятиях. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей. Технологическая карта технического обслуживания автомобиля ГАЗ-53.
курсовая работа , добавлен 17.05.2010
Технические требования к рулевому управлению автомобиля КамАЗ. Перечень его неисправностей и методы проверки. Содержание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Технологическая карта и сетевой график работ по ТО.
курсовая работа , добавлен 29.01.2011
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей: составляющие, назначение, требования, нормативно-технологическая документация. Составление операционно-технологической карты ТО-2 автомобиля КамАЗ-5311. Расчёт трудоёмкости работ для данного АТП.
курсовая работа , добавлен 23.08.2011
Расчет годового пробега парка, производственной программы по техническому обслуживанию; трудоемкости работ, текущего ремонта, численности рабочих. Организация выполнения работ по техническому обслуживанию подвижного состава на объекте проектирования.
Основные сведения, элементы технологической карты (ТК):
1. Перечень работ
2. Технические требования
3. Инструмент, оборудование
4. Эксплуатационные материалы (марка, объем)
5. Норма времени (чел-мин.)
6. Схема, рисунок или фотография
7. Точки контроля
Технологическая карта (Таблица 1).
Вид обследования:
Ежедневное обслуживание автомобиля с кузовом седан: марки NISSAN PRIMERA
Исполнитель: владелец автомобиля.
Таблица 1. Технологическая карта ежедневного обслуживания автомобиля
Наименование процедуры (операции) |
Технические требования, указания, примечания (диагностические признаки) |
Инструмент, оборудование, приспособление |
Эксплуата-ционные материалы (марка, объем) |
Норма времени (чел.мин.) |
Схема, рисунок или фотография |
Точки контроля |
|
Ежедневный внешний осмотр кузова автомобиля |
Проверка наличия сколов, царапин |
||||||
Проверка исправного состояния всех дверей |
Убедиться в том, что защелки дверей исправно выполняют свою функцию |
путем открывания / закрывания |
|||||
Проверка надежности открывания закрывания капота моторного отсека |
Убедиться, что все защелки запираются надежно. Убедиться, что вторая защелка не дает закрыться капоту при опускании первичной защелки |
путем открывания / закрывания |
|||||
Визуальный осмотр моторного отсека |
Проверка следов утечек масла, тормозной и охлаждающей жидкостей |
визуально |
|||||
Проверка жидкости омывателя ветрового стекла |
Проверить, достаточно ли жидкости в бачке омывателя |
визуально |
|||||
Проверка уровня охлаждающей жидкости двигателя |
На холодном двигателе проконтролировать уровень охлаждающей жидкости |
визуально |
уровень охлаждающей жидкости должен находиться у отметки max |
||||
Проверка уровня масла в двигателе |
Достать щуп из двигателя, протереть сухой тряпочкой и снова вставить полностью в то же место. Теперь достав его посмотреть уровень масла |
Контрольный маслянный щуп, ветошь |
Уровень должен находиться между отметками max и min. |
||||
Проверка уровня жидкости в бачке гидро-усилителя |
Открутить крышку бачка, посмотреть уровень жидкости |
визуально |
Уровень должен находиться между отметками max и min |
||||
Проверить состояние трубопроводов |
Обратить внимание на затяжку гаек штуцеров, признаки течи и наличие трещин |
визуально |
|||||
Проверка уровня тормозной жидкости и рабочей жидкости гидропривода сцепления |
Убедиться в том, что уровень тормозной жидкости находится между метками min и max, которые нанесены на стенке бочка главного тормозного цилиндра и бачка гидропривода сцепления |
визуально |
уровень тормозной жидкости должен находиться у отметки max |
||||
Проверка аккумуляторной батареи |
Проверить уровень электролита в каждой секции аккумулятора |
визуально |
уровень электролита должен находиться между метками min и max |
||||
Ежедневный внешний осмотр багажного отделения автомобиля |
|||||||
Проверка исправного состояния всех дверей, включая крышку багажника |
Убедиться в том, что защелки крышки багажника исправно выполняют свою функцию |
путем открывания/закрывания |
|||||
Проверка наличия запасного колеса, домкрата, баллонного ключа, насоса |
визуально |
||||||
Проверка наличия сумки автомобилиста |
визуально |
||||||
Ежедневный осмотр шин автомобиля |
визуально |
||||||
Проверка наличия порезов, повреждений, чрезмерного износа |
Тщательно проверить нет ли повреждений, признаков сильного износа |
визуально |
|||||
Проверка давления воздуха в шинах |
Визуально или при помощи манометра |
манометр МД-214 ГОСТ 9921 |
2,0-2,3 кг/см2 |
||||
Ежедневный осмотр приборов освещения |
|||||||
Проверка передних фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, указателей поворота |
Проверить надежность крепления и исправность всех приборов освещения |
визуально |
|||||
Ежедневный осмотр щеток очистителя ветрового стекла |
|||||||
Проверка щеток стеклоочистителя |
Проверить качество очистки стекла, осмотреть щетки, обратить внимание на наличие трещин и следов износа резиновых элементов |
визуально |
Итого ежедневное обслуживание - 20чел-мин.
Современное развитие производства предъявляет повышенные требования к обслуживанию инфраструктуры промышленных предприятий. В их числе – обеспечение непрерывного производственного процесса, введение конструктивных и технологических усовершенствований готовой продукции, сокращение сроков изготовления изделий и проведения ремонтных работ, повышение эффективности расходования основных и оборотных средств предприятия. Систематический анализ производственных компаний выявляет две противоположные тенденции: на предприятиях внедряются все новые разновидности работ и при этом все больше снижается квалификация персонала.
В результате разрядность выполняемых задач зачастую превышает разрядность рабочих. Это напрямую ведет к снижению производительности, ухудшению качества работы и возникновению нештатных ситуаций, которые могут повлечь за собой не только выход оборудования из строя, но и несчастные случаи на производстве. И если падение производительности и качества чревато материальными убытками, то ухудшение уровня безопасности ставит под угрозу деятельность предприятия в целом.
Чтобы обеспечить соответствие повышенным требованиям к обслуживанию инфраструктуры, предприятия создают в своем контуре специализированные подразделения, а также привлекают профильные организации для выполнения определенных видов работ. Но, как показывает практика, для повышения производительности и уровня безопасности при производстве работ недостаточно простого изменения штатной структуры или привлечения подрядчиков. Решение этих задач требует применения ряда специальных эффективных инструментов, одним из которых являются технологические карты, определяющие порядок выполнения стандартизированных операций технологического процесса.
Что содержит технологическая карта
Технологическая карта – это унифицированный документ, предназначенный для работников предприятия, занятых на ремонте или обслуживании производственного оборудования. Карта содержит список необходимого оборудования, инструментов и комплектов средств индивидуальной защиты, перечень инструкций по охране труда. В ней указаны последовательность, периодичность и правила выполнения операций, разновидности и количество расходных материалов, нормы времени, материальные затраты, а также нормативные документы, используемые при оценке качества работы.
Технологические карты разрабатываются с целью систематизировать и повысить безопасность производственного процесса за счет упорядочивания действий персонала в процессах ремонта или технологического обслуживания оборудования. Их внедрение также способствует решению задач по определению и оптимизации материально-технических затрат на единицу продукции или услуги.
Преимущества внедрения технологических карт
Разработка технологических карт позволяет компании получить полный объем информации, необходимый для качественной и безопасной организации производственного процесса, восполнения дефицита знаний о новшествах в области оборудования, технологии его ремонта и обслуживания.
Как показывает практика, применение технологических карт способствует снижению темпов износа оборудования на 15-20%, при этом затраты на ремонт сокращаются на 13-14%, а трудоемкость работ – на 16%. Соблюдение изложенных в документах инструкций обеспечивает безотказную работу оборудования на протяжении всего периода между плановыми ремонтами и ощутимо сокращает риски возникновения нештатных ситуаций и внеплановых остановок производственного процесса.
Кроме того, проведенные при подготовке изыскания позволяют в дальнейшем распланировать сроки выполнения и расходы на периодические ремонтные и профилактические работы, повысить эффективность производства и сократить сроки проведения плановых ремонтных мероприятий.
Наличие технологической карты значительно упрощает составление производственных графиков, подготовки планово-экономической документации, обучения персонала и систематизации работы службы снабжения.
Внедрение технологических карт способствует планомерному снижению расходов на ремонт и обслуживание оборудования, обеспечивая значительно меньшие затраты средств и ресурсов в сравнении с расходами на техническое перевооружение и реорганизацию производственной структуры.
Задача для профессионалов
Приступая к разработке технологических карт, необходимо сначала подробно ознакомиться с задачами предприятия и его возможностями в части оборудования, инструмента, персонала и материально-технического снабжения. Нередко предприятия, стремясь минимизировать затраты, предпочитают доверить эту работу штатным техническим работникам. При этом они забывают о важности профессионального подхода и знакомства с новшествами в сфере отраслевых стандартов качества и безопасности, которые способна гарантировать только специализированная организация.
Зачастую выгодно поручить разработку технологических карт внешним организациям. имеющим высокий уровень компетенции в этой области. В частности, может оказать услуги по разработке технологических карт для предприятий любой отрасли промышленности. Подготовка и передача документации заказчику может быть выполнена как в стандартном бумажном виде, так и с применением специализированных программных средств.
Привлечение наших специалистов имеет ряд преимуществ в сравнении с самостоятельной разработкой:
Дополнительным преимуществом сотрудничества с нашей компанией является наш богатый практический опыт в области обслуживания инфраструктуры промышленных предприятий, внедрения инновационных технологий и модернизации технологических процессов.
На протяжении нескольких лет, мы развиваем свои компетенции в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями машиностроительной, химической, нефтехимической и металлургической промышленности. Опыт работы компании позволяет говорить о реальном снижении трудозатрат при использовании технологических карт.
Перечень работ при выполнении технического обслуживания:
Силовой агрегат: тарированная затяжка гаек крепления головки, поддона, опор шеек, устранение стуков в двигателе, регулировка и восстановление герметичности клапанов, проверка натяжения ремня генератора-вентилятора, проверка герметичности и уровня заправки системы охлаждения, техническое состояние помпы, промывка и регулировка карбюратора, проверка работы бензонасоса, проверка уровня топлива в карбюраторе, проверка системы зажигания - состояние высоковольтных проводов, состояние трамблера, состояние свечей, работа сцепления - надежность работы, состояние деталей сцепления, замена масла производится при определенном пробеге.
Система торможения: герметичность системы, выработка колодок и дисков, уровень тормозной жидкости.
Коробка передач: проверить уровень и качество масла, замена масла производится при определенном пробеге, проверка на посторонние шумы, плавность включения скоростей, надежность фиксации скоростей, состояние подшипников, состояние дифференциала - состояние шестерен, сателитов, подшипников, состояние карданной передачи: определение технического состояние по люфтам в соединении, внешнее состояние узла.
Несущая система: проверка работы амортизаторов, пружин, тяг, состояние шаровых опор и демпферов, проверка развала и схождение колес, проверка износа колес, состояние подшипников колес, балансировка колес.
Система управления: проверка люфтов рулевого колеса, люфт колес, замена масла в редукторе.
Система электропитания: проверка состояния генератора, состояние коллектора, щеток, выпрямителя, состояние контактов, выдаваемое напряжение и ток, заменить смазку подшипников, состояние стартера, состояние щеток и коллектора, развиваемый момент, состояние контактов, проверка состояния аккумулятора, уровень и плотность электролита, состояние клемм, проверка и правильность показаний контрольно-измерительных приборов, проверка систем освещения и сигнализации.
Кузов: произвести смазку узлов навески, надежность работы и фиксации замков, состояние кузова, произвести переконсервацию кузова.
Произвести смазку в соответствии с картой смазки узлов.
Периодическое техническое обслуживание и текущей ремонт обеспечивает поддержание безотказной и надежной работы автомобилей. Техническое обслуживание делится на три периода:
ежедневные, ТО-1, ТО-2. Техническое обслуживание позволяет поддерживать работоспособность механизмов автомобиля между ремонтами. Текущий ремонт является составной частью технического обслуживания. Он предназначен для восстановления работоспособности агрегата.
Для выполнения технического обслуживания и текущего ремонта применяется комплект приспособлений и контрольно - измерительных приборов. Данный комплект в наличии.
При поступлении автомобиля в автомастерскую для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта необходимо выполнить перечень обязательных работ:
Надежность и долговечность работы узлов и агрегатов зависит от качества смазочных материалов и выдерживания сроков их замены, определяемых заводом изготовителем автомобиля и комплектующих агрегатов.
Виды выполняемых работ и их периодичность рассмотрим на примере автомобиля Газель
Таблица 4. Периодическое техническое обслуживание авто Газель (ТО-1, ТО-2, СО)
Периодичность |
Технические требования |
Инструмент и материалы |
|||
Двигатель |
|||||
Проверить: |
|||||
Состояние и герметичность систем охлаждения, питания, смазки |
Подтекание охлаждающей жидкости, топлива, масла не допускается |
Визуально |
|||
Угол опережения зажигания ЗМЗ-4025, -4026, УМЗ-4215. |
При необходимости отрегулировать |
Страбоскоп |
|||
Проверить крепление: |
|||||
Головки блока цилиндров (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
|||||
Масляного картера |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Фильтра-отстойника (УМЗ-4215), фильтра тонкой очистки топлива (УМЗ-4215) |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Радиатора и водяного насоса, корпуса термостата, шкива водяного насоса и натяжного ролика** |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Генератора и стартера |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 17 мм, 19 мм |
|||
Приводов воздушной и дроссельных заслонок карбюратора |
Ослабленное крепление подтянуть |
Ключ 10 мм, отвертка |
|||
Отрегулировать: |
|||||
Натяжение ремня (ремней** 4215, ЗМЗ-4025, 4026) привода агрегатов |
Линейка с динамометром, ключи 12, 13 мм |
||||
Минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) и углеводорода (СН) |
Тахометр, отвертка, газоанализатор |
||||
Зазор между электродами свечей |
Зазор должен быть 0,8-0,95 мм (ЗМЗ-4025, 4026); 0,7-0,85 мм (ЗМЗ-4061, 4063, УМЗ-4215) |
Щуп, свечной ключ |
|||
Зазор между клапанами и коромыслами (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
Ключ 13 мм, отвертка, щуп |
||||
Очистить: |
|||||
Корпус воздушного фильтра карбюратора и продуть фильтрующий элемент |
Продуть изнутри гофр, а затем снаружи |
Источник сжатого воздуха |
|||
Корпус воздушного фильтра карбюратора и заменить фильтрующий элемент |
|||||
Корпус топливного фильтра-отстойника и его фильтрующий элемент (осенью) |
После установки корпуса на место убедиться в отсутствии подтекания топлива |
Ключи 10, 12 мм, плоскогубцы, |
|||
Стакан-отстойник фильтра тонкой очистки топлива (для двигателей УМЗ-4215) и промыть сетчатый фильтрующий элемент. Заменить бумажный фильтрующий элемент*** |
После установки стакана на место убедиться в отсутствии подтекания топлива |
Неэтилированный бензин, ветошь |
|||
Высоковольтные провода и помехо-подавительные наконечники свечей зажигания |
Неэтилированный бензин, ветошь |
||||
Наружные поверхности приборов зажигания, крышку и бегунок датчика-распределителя зажигания (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
Неэтилированный бензин, ветошь |
||||
Слить отстой из топливного бака (осенью) |
Емкость для бензина, ключ 24 мм |
||||
Слить отстой из корпуса топливного фильтра-отстойника |
|||||
Заменить: |
|||||
Свечи зажигания |
Ключ свечной |
||||
Фильтр тонкой очистки топлива (для двигателей ЗМЗ-402, 406) |
Подтекания топлива не допускается |
||||
Трансмиссия |
|||||
Проверить: |
|||||
Состояние и герметичность гидропривода сцепления, коробки передач и заднего моста |
Подтекания жидкости и масла не допускается |
Визуально |
|||
Затяжку гайки фланца ведущей шестерни заднего моста |
Ключи 14, 17, 27 мм, |
||||
Крепление редуктора заднего моста |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 14 мм |
|||
Крепление главного и рабочего цилиндров сцепления, оси толкателя главного цилиндра сцепления |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключи 13, 17 мм |
|||
Картера сцепления к блоку цилиндров |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 14 мм |
|||
Крепление коробки передач и ее картеров |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключи 12, 19 мм |
|||
Очистить: |
|||||
Сапуны коробки передач и заднего моста |
Организационная структура
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Структура предприятия, численность работников определяется штатным.расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия. Работники. назначаются на должность, и освобождается от нее приказом руководителя предприятия. Структура. штата предприятия представляет собой совокупность линейных и функциональных органов предприятия, а также.систему их связей, взаимозависимостей и взаимодействия. На.структуру штата предприятия влияют: численность сотрудников, подчинённых одному руководителю, объём товарооборота, специализация, количество подведомственных торговых единиц. Организационная структура. ООО «Пицца тревизо» показана на рисунке
Технологическая карта - это форма технологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в установленной последовательности операции, профессии и квалификация исполнителей, технологическое оборудование и оснастка, технические условия (ТУ) и указания и норма времени или трудоемкости.
Карты делятся на операционно-технологические, постовые, рабочего места, маршрутные. Могут также разрабатываться карты-схемы расстановки и перемещения исполнителей на постах ТО.
Операционно-технологические карты (форма 1) - являются документацией общего уровня и служат для разработки карт постовых и на рабочее место. Они содержат перечни операций по агрегатам и системам с указанием оборудования и инструмента, ТУ и трудоемкости.
Постовые карты (форма 2) составляются на работы, выполняемые только на данном посту (наименование операций, количество исполнителей, их специальность, место выполнения, трудоемкость).
Карта рабочего места (форма 2) содержат операции, выполняемые одним рабочим в строгой технологической последовательности. В них указываются также инструмент и оборудование, ТУ и указания, трудоемкость операций.
Маршрутная карта (форма 2) отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений текущего ремонта.
Операционно-технологическая карта автомобиля (агрегата) .
Технологическая карта № . .
Трудоемкость чел.ч
Форма 2
Постовая технологическая карта автомобиля (прицепа) .
Количество специализированных постов в зоне на поточной л и нии.
Общее кличество исполнителей чел. Общая трудоемкость чел.ч
Пост № .
Трудоемость работ чел.ч. Количество исполнителей на посту чел.
(наименование агрегата, системы или вида работ)
Трудоемкость чел.ч
Исходными данными для разработки технологической карты являются:
Нормирование трудоемкости операций технологического процесса
На каждую операцию ТП ТО и ТР должна быть установлена норма трудоемкости. Такая норма необходима для расчета числа исполнителей и оплаты их труда и для проектирования техпроцесса (равномерного распределения объемов работ по исполнителям, составления оптимальной последовательности выполнения операций и др.).
Общая норма времени на выполнение операций складывается из оперативного, подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и перерывов на отдых и личные надобности.
Оперативным называется время, затрачиваемое непосредственно на выполнение данной операции. Оно определяется одним из методов, рассмотренных ниже.
Остальная часть нормы времени устанавливается в виде надбавок в процентах к оперативному времени.
Таким образом, норма времени на операцию ТО, Д, ТР в мин или ч:
где То - оперативное время, мин (ч); А, В, С - соответственно, доля времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, на отдых и личные надобности, %. А + В + С = 12,5.
Трудоемкость операций в чел.-ч или чел.-мин находится по формуле:
Тн=Тв *Р *Кп (2)
где Р- число рабочих, выполняющих операцию, чел.; Кп - коэффициент повторяемости операции, который характеризует частоту выполнения операции при ТО (Д, ТР).
Например, контрольно-диагностические операции выполняются без пропусков (в обязательном порядке при каждом обслуживании Кп=1). Регулировочные и крепежные операции могут иметь Кп < 1, т.к. после проверки, если регулировочный параметр в норме или подтяжка крепежного соединения не требуется, они могут быть пропущены. Коэффициент повторяемости зависит от надежности конструкции автомобиля и качества выполнения предыдущего ТО или ТР, изменяется для различных операций, примерно в пределах Кп = (0,2-1), и определяется путем обработки соответствующих статистических данных или по данным типовых технологий ТО и ТР.
Трудоемкость операций ТО и ТР может быть установлена одним из трех способов:
Наиболее простым и желательным является первый способ.
Типовые нормы трудоемкости принимаются по
Типовые нормы времени (трудоемкости) относятся к определенным условиям выполнения операций. При отличии реальных условий выполнения операций (другое оборудование, уровень механизации) от средних, оговоренных для типовых норм, их следует скорректировать на условия проектируемого процесса. Так, например, при поточном методе организации обслуживания нормативная трудоемкость может быть снижена на 15 - 25 % от типовой нормы. Если условия выполнения операции резко отличаются от типовых (новое оборудование, новая конструкция автомобиля), то норматив трудоемкости устанавливается другими способами.
Метод хронометражных наблюдений
Метод хронометражных наблюдений дает наиболее точные результаты, но он очень трудоемок и требует длительного времени на установление трудоемкости операций из-за большого числа наблюдений и сложности обработки полученных данных. Рассмотрим кратко основные положения методики хронометражных наблюдений.
Для хронометража специальным образом отбираются исполнители работ ТО и ТР (стаж работы, квалификация, возраст и др.).
Хронометраж проводится в определенные часы рабочей смены (через час после начала работы, прекращается за час до обеда или окончания рабочего дня).
Число хронометражных наблюдений должно быть достаточным для достоверного определения среднего ТО. Минимальное их количество определяется по таблице 2 в зависимости от продолжительности операции и способа выполнения работ.
Таблица 2 - Необходимое число замеров при хронометраже
Данные хронометража располагаются в вариационный ряд (от min к max). Стабильность и устойчивость результатов наблюдений проверяется путем сравнения фактического значения коэффициента устойчивости хроноряда с его нормативным (табличным) значением (таблица 3).
Таблица 3 - Нормативное значение коэффициентов устойчивости хронометражного ряда
Коэффициент устойчивости хроноряда находится по формуле:
где t max, t min - максимальные и минимальные значения из состава хроноряда. Устойчивым считается хроноряд, у которого фактический "коэффициент устойчивости меньше или равен нормативному: К Кн.
Если это соотношение не соблюдается, то наблюдения следует повторить. В виде исключения из-за больших затрат на проведение хронометража допускается исправление хроноряда путем отбрасывания крайних его значений (t max, t min).
Оперативное время в мин на выполнение операции находится как среднее значение членов хроноряда:
где ti - значение членов хроноряда, мин; n - число членов хроноряда.
Хронометраж и установление нормы можно провести только после внедрения и отладки нового ТП, т.е. нельзя спроектировать норму времени (трудоемкости) операций на более ранних стадиях разработки ТП.
Микроэлементный метод проектирования нормативной трудоемкости операций
Для определения трудоемкости операций ТП в настоящее время достаточно широко применяют системы микроэлементов.
Сущность этого метода сводится к тому, что самые сложные операции в конечном счете могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся простейших элементов, например: переместить, установить, закрепить, соединить и т. д. (таблица 4).
Если разбить нормируемую операцию на ряд таких микроэлементов и просуммировать имеющееся в базе данных время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выполнение всей операции.
Основным достоинством данного метода является возможность проектирования норм трудоемкости «за столом» на этапе разработки ТП, что значительно сокращает время и затраты по сравнению с методом хронометражных наблюдений. Конечно, это возможно при большом опыте и квалификации инженеров - технологов (знание конструкции данной марки автомобиля, работы и возможностей применяемого технологического оборудования, приспособлений и инструмента и т.д.).
Значения времени на выполнение микроэлементов операции являются «чистыми», т.е. при удобном их выполнении и свободном доступе к точке обслуживания. В реальных же условиях удобство выполнения работы (рабочие позы, таблица 4) и доступ к точке обслуживания (таблица 5) для каждой марки автомобиля и операции будут различными, поэтому в оперативное время на выполнение операции должны быть внесены поправки соответствующими коэффициентами.
Таким образом, общее уравнение нормирования трудоемкости обслуживания автомобиля в чел.-мин или чел.-ч при данном методе выглядит так:
Тн = (t1 + t2 + ... + tn) *К1 *К2 *(1+(А + В + С)/100) *Р *Кп (5)
где t1 - время на выполнение микроэлементов, из которых состоит операция; n - количество микроэлементов в операции, в т.ч. и с учетом их повторения; К1, К 2 - соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа при работе (табл. 5 и 6); Р - число исполнителей операции; Кп - коэффициент повторяемости операции при ТО и ТР; А, В, С - надбавки в % от оперативного времени.
Под микроэлементами понимаются элементы операций, состоящие из трудовых движений рабочего. Установлено, что любая физическая работа включает: движение рук, ног, наклон и поворот корпуса человека, переходы, т.е. неизменную серию (набор) повторяющихся движений.
Одной из систем микроэлементных нормативов является система «стандартов» профессора В.И. Иоффе. В этой системе любой элемент ручной работы состоит из сочетания двух микроэлементов: взять и переместить (совместить, сдвинуть, установить, снять).
Принципиально важной является степень дробления операций на микроэлементы. Расчленение операций до элементарных движений позволяет получить универсальную базу микроэлементов, пригодную для проектирования нормативов трудоемкости любых ТП. Однако при этом точность определения времени на выполнение микроэлементов (сотые и тысячные доли минуты) падает; усложняется процесс синтеза операции из элементов. Возможны большие ошибки.
С учетом этого положения на данном этапе на основании сбора и обобщения информации по литературным источникам и нормативно-технической документации и др. была разработана база в количестве 44 микроэлементов (таблица 4).
С укрупнением же микроэлементов уменьшается их универсальность, так как снижается вероятность повторения в большом числе различных операций и процессов. Зато упрощается процесс проектирования операций, в которых они встречаются. Поэтому, на наш взгляд, база микроэлементов для ТП ТО и ТР автомобилей должна состоять из двух частей. Первая часть должна содержать элементарные движения, встречающиеся в операциях любых трудовых процессов. Вторая часть - более крупные элементы операций специализированных работ ТО и ТР (крепежных, сварочных и др.).
Представленная в таблице 4 база микроэлементов не является достаточной, она требует доработки и расширения. С ее помощью можно проектировать, в основном, нормативы трудоемкости контрольно-диагностических и регулировочных операций ТО и Д автомобилей, однако она позволяет продемонстрировать возможность рассматриваемого метода.
Таблица 4 - База данных по микроэлементам операций ТО автомобилей
Наименование микроэлемента |
Время,мин |
|
Переход на 1 шаг |
||
Переход на 2 шага. |
||
Переход на 3 шага |
||
Переход на 4 шага |
||
Протянуть (убрать, согнуть) руку |
||
Взять (положить) инструмент, прибор, деталь (взять за ручку, защелку) |
||
Поворот корпуса на 90° |
||
Поворот корпуса на 180° |
||
Наклон корпуса (выпрямиться) |
||
Наклон корпуса ниже пояса |
||
Доставить (отвести) инструмент, прибор, деталь "," |
||
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали простая |
||
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля |
||
Повернуть инструмент |
||
Повернуть ручку, открыть защелку |
||
Прижать защелку |
||
Установить (снять) ногу (руку) на педаль |
||
Нажать (отпустить) педаль рукой |
||
Нажать (отпустить) педаль ногой |
||
Спуститься в осмотровую канаву |
||
Подняться из осмотровой канавы |
||
Встать на бампер |
||
Спуститься с бампера |
||
Открыть (закрыть) капот (при открытой защелке) |
||
Открыть (закрыть) дверь кабины (при повернутой ручке) |
||
Откинуть кабину |
||
Установить откидную кабину на место |
||
Обдуть обслуживаемый элемент сжатым воздухом из шланга |
||
Движения пальцев кисти руки |
||
Навернуть (наживить) гайку М8 - М24 |
||
Подтянуть гайку (болт) М20 -- Ml 6 |
||
Подтянуть гайку (болт) М20 -- М35 |
||
Посмотреть (бросить взгляд) на предмет или знак, находящийся в поле зрения |
||
Отсчет по шкале, см |
||
Отсчет по шкале, мм |
||
Посмотреть на деление пристально |
||
Одно действие в уме с однозначными числами |
||
Одно действие в уме с двухзначными числами |
||
Установка прибора на ноль |
||
Создание преднатяга индикаторной головки |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 M16 на длине до 20 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 -M16 на длине до 35 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 -М32 на длине до 25 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 -М32 на длине до 35мм |
Трудоемкость и сложность работ во многом определяются особенностями объекта труда. Автомобиль является сложным объектом труда при его обслуживании.
Места технологических воздействий (иногда называются точками обслуживания) располагаются сбоку, снизу и сверху автомобиля. Поэтому при обслуживании автомобиля прежде всего необходимо обеспечить исполнителям доступ к точкам обслуживания. Для сокращения времени обслуживания лучше обеспечивать одновременный доступ нескольким исполнителям со всех сторон.
Кроме того, необходимо обеспечить исполнителю наименьшую утомляемость и наибольшую безопасность при работе. Исследованиями установлено, что утомляемость, а следовательно и производительность труда рабочего, существенно зависит от занимаемой им рабочей позы. В таблице 5 приведены данные по изменению производительности труда в зависимости от рабочей позы.
Условия выполнения операций непосредственно в зоне расположения точек обслуживания характеризуются их доступностью, что также значительно влияет на трудоемкость работ. Влияние доступа к местам технологических воздействии при ТО и ТР автомобиля представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Влияние удобства работы на трудоемкость операций ТО и ТР
Таблица 6 - Влияние доступа к точкам обслуживания на трудоемкость операции ТО
Специализированный пост СПП-1 по замене силовых агрегатов и двигателей
Специализированный пост СПП-2 по замене узлов подвески и ходовой части
Специализированный пост СПП-3 ТР тормозных систем автомобилей
Специализированный пост СПП-4 ТР малой трудоемкости
Специализированный пост СПП-5 ТР электрических систем автомобилей
Специализированный пост СПП-6 ТР приборов систем питания двигателей
Специализированный пост по замене рам СПП-7
|
от опрокидывания;
|
Специальный пост СП-1 по замене двигателей
Специальный пост СП-2, СП-3 по замене узлов задней подвески автомобилей
Специальный пост СП-4, СП-5 по замене сцеплений и КП
Специальный пост СП-6 по замене задних мостов и редукторов автомобилей ГАЗ, ЗИЛ
Специальный пост СП-7 по замене редукторов автомобилей КамАЗ
Специальный пост СП-8 по замене задних и средних мостов автомобилей КамАЗ
Специальный пост CП-9 по замене передних осей и балок
Специальный пост СП-10 по замене узлов рулевых управлений
Специальный пост СП -11 ТР тормозных систем с гидроприводом
Специальный пост СП-12 ТР тормозных систем автомобилей КамАЗ
Специальный пост СП-13 по замене кабин и платформы автомобилей КамАЗ
Специальный пост по замене ЦПГ двигателей СП-14
Специальный пост СП-15 ТР и регулировки приборов системы зажигания
Специальный пост СП-16 ТР приборов системы питания
карбюраторных двигателей
на автомобиле;
Специальный пост СП-17 ТР приборов системы питания дизельных двигателей
Специальный пост СП-18 по замене рам автомобилей КамАЗ
ших масел; 8. Устройство для слива охлаждаю- щей жидкости; 9. Устройство для отсоса отработав- ших газов;
|
Пневмогайковерт на подвеске
от опрокидывания; 26. Шкаф для инструмента и приборов; |
Специальный пост СП-19 по замене рам автомобилей ГАЗ, ЗИЛ
ших газов 17. Устройство для слива охлаждаю- щей жидкости; |
18. Устройство для слива отработав- ших масел;
от опрокидывания;
|
Моторный цех
Отделение по обкатке и испытанию двигателей
Агрегатный цех
|
|
Карбюраторный цех
|
|
Цех топливной аппаратуры (дизелей)
Электротехнический цех
|
|
Аккумуляторный участок
|
|
Медницкий цех
|
19. Ящик с песком; |
Шиномонтажный цех
Вулканизационный цех
Малярный цех
|
|
Обойный цех
Кузнечно-рессорный цех
Сварочно-жестяницкий цех