Тем более, что машина, о которой идет речь – легенда, – ГАЗ-69. Где она только не ездила? На фото ГАЗ-69 видно, что этот автомобиль не просто легенда а еще и серьезный внедорожник.
За период производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, которое длилось около 2-х десятилетий, было выпущено более 600 000 экземпляров. ГАЗ-69 отправляли на экспорт в 56 стран мира в различных климатических модификациях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ). Кроме этого, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынию, а в 1962 года — в Северную Корею.
Автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А встречаются и сегодня, некоторые даже в хорошем состоянии. Машины частенько доделывают для участия в кроссах и других внедорожных соревнований.
Вообще этот аппарат ездить может везде и по сегодня – в России, Украине, Беларуси и даже в Африке и на Востоке, везде, где процветает бездорожье и есть большие дистанции, а также опытные механики и любой бензин.
На фото ГАЗ-69 видно, что конструкция очень проста – в этом и есть фишка. Конструкция настолько проста, что это авто можно отремонтировать почти в каждом гараже. Все просто: рама, два моста, рессоры, живучий мотор, понижающая передача на «раздатке» – вот почему ГАЗ-69 может проехать по непроходимому бездорожью. Большинство деталей опробованы на других автомобилях, выпущенных на Горьковском автозаводе, так что ГАЗ-69 живуч, как никто другой, даже не такой живучий.
Министерство обороны СССР выступило в роли заказчика этого авто, поэтому кузов ГАЗ-69 выпускался лишь в полевом варианте – с брезентовой крышей. Выпускались 2 варианта: четырехдверный ГАЗ-69 А, также его звали «командирский» и двухдверный ГАЗ-69, он считается грузопассажирским с передними креслами и двумя задними лавками.
Чтобы защитить металл кузова снизу от коррозии, на него наносили слой битумной мастики. Для верха – предназначалась грунтовка и краска двух цветов: песочно-желтого и хаки. Обычно ржавеет кузов с кромок крыльев, лонжеронов и передней части пола. Но хорошо сохранившиеся экземпляры можно найти если захотеть, ведь эти машины не ездили по улицам городов, посыпанных солью.
Конечно же, запчасти для кузова в магазинах не продаются, но их можно найти через сайты любителей этой модели. Раму, во время покупки нужно также внимательно осматривать, потому что она также может страдать от коррозии. Ее заменили на многих газах рамой от УАЗ-469.
Двигатель на ГАЗ-69
Двигатель ГАЗ-69 такой же как и М20 «Победа». Объем 2,12; мощность — 55 л. с. (при 3600 об/мин). Вообще этот мотор обладает хорошей тягой (127 Нм при 2000 об/мин), за это его любят пираты бездорожья. Правда максимальная скорость у этого авто – 90 км/ч.
Именно отличные внедорожные возможности показывают фото ГАЗ-69 и впечатляют, именно такие внедорожные возможности сделали это авто популярным в странах СНГ. У тогдашних фермеров, строителей и революционеров 60-х готов ГАЗ-69 котировался наравне с Land Rover (тогда он был недорогой) и Jeep серии CJ. Но плата за отличную проходимость и живучесть – необходимость обслуживания и частенькой возни. Но в те годы возня во время ремонта – это дело обычное.
Передние ступицы подключаются с помощью рычага раздаточной коробки, это можно сделать на любой скорости, даже без выжима сцепления. А вот понижающую передачу включать рекомендуется только после остановки, а обратный переход на высшую передачу лучше делать на ходу. Что еще интересно, что межосевого дифференциала здесь нет, а ездить по нормальной дороге в советские времена не рекомендовалось, чтобы сэкономить бензин.
Сцепление вообще неприхотливое, здесь механический привод его выключения, сцеплению раз на тысячу км. нужна смазка для рычагов и выжимного подшипника.
Ведущие мосты надо обслуживать каждые 6 тыс. км. Вообще, «родные» мосты на сегодняшний день – это редкость и вместо «родных» ставят 469-е или или волговские.
Подвеска этого советского джипа выдерживает любое бездорожье, а про дороги вообще говорить нечего. Так вот эта подвеска на продольных рессорах с амортизаторами, которые двухстороннего действия. Такая подвеска отлично подойдет для буксировки прицепа 850-килограммового или батальонной пушки. Но с такой нагрузкой ездить можно будет со скоростью 40 км/ч.
Задние рессоры ГАЗ-69 из-за большой толщины более жесткие и они из 11 листов, а амортизаторы стоят рычажного типа, каждые 6 тыс. км в них необходимо доливать жидкость, а на новый сезон их надо демонтировать и полностью промывать. Сейчас такие узлы уже не встретишь и вместо них лучше установить телескопические амортизаторы, они более неприхотливые.
Советский Союз никогда не славился высоким качеством дорог, да и проложены он были далеко не везде. Поэтому очень актуальными для отечественных реалий были внедорожники, над одним из которых в 1946 году начал работать сотрудник ГАЗа Григорий Вассерман. Служащие завода прозвали свое детище «тружеником», но официально оно носило имя ГАЗ-69.
Первый опытный образец «шестьдесят девятого» появился уже в 1947 году, а спустя год было собрано еще три таких автомобиля. Такое быстрое развитие проекта было обусловлено тем, что внедорожник собирался из запчастей и узлов, которые уже применялись на серийных автомобилях. Двигатель объемом 2,1 литра, например, был позаимствован у « » и после небольшого усовершенстования стал выдавать 52–55 л. с. Важным новшеством стало устройство предпускового подогрева, без которого завести ГАЗ-69 зимой было бы практически невозможно. Для комфортной эксплуатации в минусовые температуры, кстати, был установлен обдув лобового стекла теплым воздухом, чтобы оно не замерзало, и отопитель салона. Трансмиссия была также позаимствована у «Победы», но имела другие передаточные числа, что положительно отразилось на проходимости новинки.
В сентябре 1951 года прошли первые государственные испытания автомобиля, а также появился на свет первый образец ГАЗ-69А. Обычный ГАЗ-69 имел две двери, два сиденья спереди и три скамьи в задней части кузова, на которых могли уместиться шесть человек, и предназначался прежде всего для нужд армии, в то время как ГАЗ-69А был рассчитан на пять человек и позиционировал себя как автомобиль для народного хозяйства. Кроме того, на простом «шестьдесят девятом» имелось два топливных бака объемами 47 и 28 литров, а на его пятиместном собрате с приставкой «А» - один 60-литровый. Главным преимуществом восьмиместной версии была вместимость - лавки в заднем отсеке можно было сложить, борт откинуть, и тогда в кузов с легкостью помещались крупногабаритные грузы или носилки для раненных. В армии ГАЗ-69 чаще всего использовался как командирская машина или тягач для перевозки боеприпасов и небольших артиллерийских орудий массой до 850 кг. Реже на внедорожник устанавливали радиостанции и химическое оборудование.
Главным козырем модели ГАЗ-69 в обоих вариантах кузова была потрясающая проходимость. Солидный просвет в 210 мм, полный привод и малые свесы позволяли внедорожнику играючи штурмовать 30-градусные подъемы и преодолевать водные преграды глубиной до 70 см. Подвеска, кстати, и спереди и сзади была рессорной, и из-за нее ГАЗ-69 подскакивал на каждой кочке, за что и был прозван «козликом».
Практически одновременно в 1953 году стартовало серийное производство ГАЗ-69 на Горьковском и Ульяновском автомобильных заводах. Одни из первых «шестьдесят девятых» даже успели поучаствовать 7 ноября того же года в параде на Красной Площади. Поначалу УАЗ собирал внедорожник из уже готовых деталей, и только спустя три года, когда на ГАЗе «труженика» сняли с производства, освоил полностью самостоятельную постройку. На мировой авторынок ГАЗ-69 попал в 1956 году. Поставки велись в полсотни стран, а особой популярностью из-за небольшой цены и максимальной неприхотливости «козлик» пользовался в странах Африки, Азии и Латинской Америки.
Производился ГАЗ-69 до 1973 года, и за двадцать лет на обоих заводах в обеих вариациях было суммарно собрано почти 635 тысяч экземпляров.
Полноприводный автомобиль ГАЗ 69 был одной из немногих легковых моделей с формулой 4х4, которые производил . Серийное производство «козлика» началось в 1953 году, и выпуск модели продолжался почти двадцать лет. После горьковчане автомобиля подобного плана уже так больше и не создали, а машина получилась на редкость удачной. Впрочем, горьковчанами модель ГАЗ 69 собиралась недолго – производство модели было полностью перенесено на Ульяновский автозавод в 1956 году.
Так выглядит классический ГАЗ 69а
В дальнейшем ульяновцы и занялись разработкой легких внедорожников, занимаются они выпуском таких автомобилей до сих пор. Кстати, нередко «козлик» именуют УАЗ 69, и сразу после прекращения производства 69-ого начался выпуск другой не менее популярной модели УАЗ 469, но создателем уже был Ульяновский автомобильный завод. В общей сложности создано более 600 тыс. легковых внедорожников ГАЗ 69, включая различные модификации.
За основу легкового внедорожника ГАЗовцы взяли автомобиль ГАЗ 67, который хорошо себя зарекомендовал в военные и первые послевоенные годы.
Внешний вид автомобиля ГАЗ 67
Выпуск полноприводного ГАЗ был освоен в двух версиях:
Читайте также
Автомобили ГАЗ М1
5-местный ГАЗик (модель ГАЗ 69А) имел народное название «командирский» или «председательский», в зависимости от того, где он применялся – в армии или колхозе.
Пример командирского ГАЗика 69А
Во второй половине XX века ГАЗ 69А часто использовался в качестве разъездной машины военной автоинспекции (ВАИ). В гражданском исполнении немало было автомобилей, которые нашли свое применение в ГУВД. Для милиции специально разработали модели с жестким верхом. На милицейских машинах салон разделялся на две части – впереди сидели водитель и патрульный милиционер, сзади кузов предназначался для правонорушителей.
В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.
В салоне нет никаких излишеств, на передней панели только самые необходимые приборы – спидометр, датчик температуры, амперметр и указатель уровня топлива в баке.
Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.
Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.
Читайте также
Автомобили ГАЗ-14 Чайка
Хорошей проходимости авто в немалой степени способствуют высокая посадка, минимальные свесы крыльев и бамперов, небольшой собственный вес автомашины. Несмотря на то, что ГАЗ 69А не оснащен гидроусилителем руля, рулевое колесо вращается легко, без особых усилий.
Под капотом легкового внедорожника разместился 2-литровый двигатель с нижним расположением клапанов. Его мощность составила 55 л. с., модель мотора – ГАЗ 20 . ДВС ГАЗ 20 разработан на базе 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, который применялся на легендарном грузовике ГАЗ 51. Мотор ГАЗ 20 имеет 4 цилиндра большего диаметра и работает на низкооктановом бензине А-66.
Чертеж устройства двигателя газ 20
Полный привод колес на ГАЗ 69 не постоянный, включение переднего моста осуществляется при помощи раздаточной коробки.
В тормозной системе ГАЗ 69 усилитель тормозов не предусмотрен, и тормоза довольно жесткие. Внедорожник имеет рамную конструкцию, оба моста и силовой агрегат крепятся на раме. Оба моста ведущие, межосевого дифференциала в них нет. Рама прямоугольной замкнутой формы, имеет шесть поперечных усилений. На переднем мосту устанавливаются шариковые ШРУСы Bendix-Weiss.
Характеристики автомобиля ГАЗ 69 А:
производство ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел после 1956 года. Со временем производство «шестьдесят девятых» было полностью передано на завод в Ульяновск.
Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1971 году. Автомобиль ГАЗ-69 завод выпускает двух моделей: восьмиместный - модель ГАЗ-69 и пятиместный - модель ГАЗ-69А. Конструкции обеих моделей одинаковы, за исключением кузова и бензиновых баков. Модификации автомобиля ГАЗ-69:
#i Автомобиль М-72 выпускался Горьковским заводом с середины 1955 года на шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сходила с конвейера до 1958 года. #i Автомобиль амфибия ГАЗ-46.
Кузов ГАЗ-69 - цельнометаллический, открытый, восьмиместный, двухдверный, с задним откидным бортом и съемным тканевым тентом. Кузов ГАЗ-69А - цельнометаллический, открытый, пятиместный, четырехдверный, с багажником в задней части и опускающимся тканевым тентом. Грузоподъемность ГАЗ-69 - 8 чел. или 2 чел. на передних сидениях и 500 кг груза Грузоподъемность ГАЗ-69А - 5 чел. и 50 кг груза в багажнике Допустимая масса прицепа, кг - 850 Собственная масса ГАЗ-69, кг - 1525
#i В том числе на переднюю ось - 860 #i В том числе на заднюю ось - 665
Собственная масса ГАЗ-69А, кг - 1535
#i В том числе на переднюю ось - 820 #i В том числе на заднюю ось - 715
Полная масса ГАЗ-69, кг - 2175
#i В том числе на переднюю ось - 940 #i В том числе на заднюю ось - 1235
Полная масса ГАЗ-69А, кг - 1960
#i В том числе на переднюю ось - 925 #i В том числе на заднюю ось - 1035
Дорожные просветы под осью, мм:
#i передней - 210 #i задней - 210
Радиус поворота, м:
#i по оси следа внешнего переднего колеса - 6 #i наружный габаритный - 6,5
Максимальная скорость, км/ч - 90 Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч, л/100 км - 14 Двигатель М-20М, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый, расположение цилиндров Вертикальное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 88X100 Рабочий объем, л - 2.43 Степень сжатия - 6.5 - 6.7 Максимальная мощность, л. с. - 65 при 3800 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м 15,2 при 2000 об/мин Карбюратор - Вертикальный, балансированный, с падающим потоком. Имеет экономайзер и ускорительный насос. Напряжение электрооборудования - 12B Аккумуляторная батарея - 6СТ-54 Прерыватель-распределитель - Р-23 Катушка зажигания - Б1 Свечи зажигания - М12У Генератор - Г20 Реле-регулятор - РР24Г Стартер - СТ20 Фары - ФГ2-А2 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач - Двухходовая, с 3 передачами вперед и одной назад Главная передача одинарная гипоидная Передаточные числа:
#i коробки передач - I-3,115; II-1,772; III-1.00; З.Х.-3.738 #i раздаточной коробки I-1,15; II-2,78; #i главной передачи - 5,125
Рулевой механизм глобоидальный червяк с двойным роликом. Передаточное число - 18,2 Подвеска:
#i Рессорная, на 4 продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с 4 гидравлическими поршневыми амортизаторами двухстороннего действия.
Тормоза:
#i рабочий Колодочные на все 4 колеса; привод гидравлический от педали. #i стояночный колодочный с барабаном. Привод механический, тросовый от рычага.
Число колес - 4+1 Размер шин - 6,50 - 16 Давление воздуха в шинах:
#i передних колес, кгс/см2 - 2 #i задних колес, кгс/см2 - 2.2
#i ГАЗ-69 Основной топливный бак - 48 л., дополнительный бак - 27 л. #i ГАЗ-69А (один) топливный бак - 60 л.
1 - рулевое колесо, 2 - защелка рамы ветрового окна, 3 - кнопка сигнала, 4 - рукоятка жалюзи радиатора, 5 - щиток приборов, 6 - рычаг люка вентиляции, 7 - кнопка предохранителя освещения, 8 - зеркало, 9 - выключатель освещения приборов, 10 - включатель стеклоочистителя, 11 - противосолнечный щиток, 12 - выключатель фонаря освещения, 13 - направляющие обдува ветрового окна, 14 - фонарь освещения, 15 - кулиса ветрового окна, 16 - отопитель, 17 - рычаг тормоза, 18 - рычаг переключения передач, 19 - педаль стартера, 20 - рычаг раздаточной коробки, 21 - рычаг выключения переднего моста, 22 - педаль акселератора, 23 - трехходовой кран топливного бака (на автомобиле ГАЗ-69А не ставился), 24 - педаль тормоза, 25 - педаль сцепления, 26 - кнопка ножного переключателя света, 27 - включатель поворотной фары, 28 - блок плавких предохранителей, 29 - штепсельная розетка, 30 - центральный переключатель света, 31 - указатель уровня бензина, 32 - контрольная лампа температуры воды, 33 - манометр, 34 - лампа освещения приборов, 35 - спидометр, 36 - термометр, 37 - индикатор дальнего света, 38 - амперметр, 39 - замок зажигания, 40 - включатель освещения приборов, 41 - кнопка подсоса, 42 - кнопка ручного управления дросселем, 43 - включатель вентилятора обдува ветрового стекла.
ГАЗ-69 (ГАЗ-69А) («Козлик», «Газик») - советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1951 по 1972 год.Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск - на бывший УльЗиС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х - полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские «джипы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе назывался «козликом». ГАЗ-69А
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл после 1956 года.
На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова «Победы» Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель». На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колёсной формулой 4?2 для обслуживания почтовых учреждений.