Система охлаждения. Описание конструкции Заправка системы охлаждения жидкостью

5 лет назад

Добро пожаловать!
Охлаждающая жидкость – по своей сути она играет очень важную роль в системе охлаждения вашего двигателя, потому что если её не будет, то автомобиль длительное время и вовсе не сможет проработать без его остановки. А благодаря охлаждающей жидкости, двигатель у автомобиля постоянно охлаждается, тем самым жизнь двигателя вашего автомобиля продлевается.

Но со временем жидкость приходит в негодность, в связи с чем её необходимо будет заменить. Сегодня как раз таки мы и рассмотрим процесс замены охлаждающей жидкости, на автомобилях «Классического» семейства.

Примечание!
Для замены вам понадобятся следующие инструменты: Во-первых вам нужно будет взять с собой гаечный ключ «на 13», а так же нужно будет запастись пустой ёмкостью литров «на 10», и ещё рекомендуется взять с собой чистую тряпку!

Краткое содержание:

Вопрос?
А какую вы предпочитаете заливать охлаждающую жидкость в двигатель вашего автомобиля, и почему? (Ответ пишите в комментариях)

Когда нужно менять охлаждающую жидкость?
Она подлежит замене, при:

  • Прохождении автомобилем «60 тыс. км» или при прохождении 2-х лет со дня заливки. (В зависимости от того, что наступит раньше)
  • А так же жидкость следует заменить, если она поменяла свой собственный цвет на какой либо другой. (В большинстве случаев она меняет свой цвет на рыжеватый)

Как заменить охлаждающую жидкость на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Сливание:
1) Для начала загоните автомобиль на яму.

Примечание!
Машина должна стоять ровно, или же, перед должен быть выше зада, но не наоборот!

3) Следом переместите до упора вправо, рычаг который открывает подачу теплого воздуха в салон автомобиля, у «ВАЗ 2106» такой рычаг расположен сверху и на фото он обозначен буквой «А».

5) Затем отверните пробку наливной горловины радиатора, которая на расположенном фото ниже так же указана стрелкой.

6) Теперь отверните пробку сливного отверстия, которая находится на блоке цилиндров.

Примечание!
После того как вы отвернете пробку сливного отверстия, которая находится на блоке цилиндров, сразу же подставьте под это отверстие бутылку, и слейте в нее всю отработанную жидкость!

7) После чего отверните пробку сливного отверстия радиатора, и слейте всю отработанную жидкость из радиатора в бутылку.

8) Следом отстегните ремень который крепит расширительный бачок, и после чего приподнимите бачок вверх, вследствие чего из него и из шланга который к нему подсоединён сольётся остаток охлаждающей жидкость, который будет стекать через сливное отверстие радиатора.

Заливание:
1) Сперва установите бачок радиатора на место, а так же заверните пробку сливного отверстия блока цилиндров и пробку сливного отверстия радиатора.

2) Затем залейте новую охлаждающую жидкость, в радиатор.

3) Следом залейте новую жидкость, в расширительный бачок радиатора.

Примечание!
Новую охлаждающую жидкость в расширительный бачок заливайте, чуть выше отметки MIN на 3-4 см!

5) Теперь закрутите пробку радиатора и пробку расширительного бачка на место.

6) После чего заведите машину и дайте ей поработать около 4-5 мин на холостом ходу, после 4-5 минутной работы заглушите автомобиль и долейте охлаждающую жидкости в расширительный бачок и радиатор до необходимого уровня.

Важно!

  1. Заменять охлаждающую жидкость, нужно только на холодном двигателе!
  2. Жидкость очень токсична, поэтому заменять её только стоит на улице или же в хорошо проветриваемом помещении!
  3. После того как пройдет около трех дней после замены, проверьте уровень жидкости, по возможности доведите его до необходимой нормы!

Дополнительный видео-ролик:
Не понимаете где находятся расширительный бачок? А так же не понимаете где располагается пробка сливного отверстия на блоке цилиндров? Ответы на все эти вопросы смотрите на ролике, который находится чуть ниже:

Рис. 7. 1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости. 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы. 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя. 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя. 5. Перепускной шланг термостата. 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения. 7. Подводящий шланг радиатора. 8. Расширительный бачок. 9. Пробка бачка. 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку. 11. Пробка радиатора. 12. Выпускной (паровой) клапан пробки. 13. Впускной клапан пробки. 14. Верхний бачок радиатора. 15. Заливная горловина радиатора. 16. Трубка радиатора. 17. Охлаждающие пластины радиатора. 18. Кожух вентилятора. 19. Вентилятор. 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости. 21. Резиновая опора. 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости. 23. Обойма сальника. 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости. 25. Крышка насоса. 26. Ступица шкива вентилятора. 27. Валик насоса. 28. Стопорный винт. 29. Манжета сальника. 30. Корпус насоса. 31. Крыльчатка насоса. 32. Приемный патрубок насоса. 33. Нижний бачок радиатора 34. Отводящий шланг радиатора. 35. Ремень радиатора. 36. Насос охлаждающей жидкости. 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос. 38. Термостат. 39. Резиновая вставка. 40. входной патрубок (от радиатора). 41. Основной клапан. 42. Перепускной клапан. 43. Корпус термостата. 44. Патрубок перепускного шланга. 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос. 46. Крышка термостата. 47. Поршень рабочего элемента. I - Схема работы термостата. II - Температура жидкости меньше 80°С. III - Температура жидкости 80-94°С. IV - Температура жидкости больше 94°С.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.

При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.

В системе охлаждения используется специальная жидкость ТОСОЛ А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентрированного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,12-1,14 г/см 3). ТОСОЛ А-40 голубого цвета плотностью 1,078-1,085 г/см 3 , имеет температуру замерзания минус 40°С.

Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN".

Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. При повышении плотности жидкости и пониженном уровне доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.

При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необходимости эксплуатации автомобиля в холодное время года жидкость заменяется новой.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80-100°С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости или неисправности термостата), а также тяжелыми дорожными условиями.

Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.

К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран радиатора отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора.

Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 Н·м (2,2-2,7 кгс·м).

Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике 24, который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается.

На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29.

Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насоса.

Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости.

При нормальном натяжении клинового ремня привода насоса прогиб ремня под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм.

Вентилятор

Вентилятор 19 представляет четырехлопастную крыльчатку, изготовленную из пластмассы, которая крепится болтами к ступице 26 шкива привода насоса. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора.

Радиатор и расширительный бачок. Радиатор с верхним 14 и нижним 33 бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок 16 и лужеными охлаждающими пластинами 17 крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21.

Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя.

При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа открывается выпускной клапан 12, и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок.

Расширительный бачок закрыт пробкой, которая имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному.

С 1988 года на двигатели автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 стали устанавливать радиаторы с алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из двух рядов горизонтальных круглых алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Радиатор двухходовой с пластмассовыми бачками и патрубками для подсоединения шлангов. Один из бачков имеет перегородку. Радиатор разборный, сердцевина крепится к бачкам через уплотнительные резиновые прокладки. Для повышения эффективности охлаждения жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, а в часть трубок вставляются пластмассовые турбулизаторы в виде штопоров. Все это обеспечивает турбулентное движение воздуха и жидкости в трубках.

Термостат и работа системы охлаждения Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95°С.

Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые за-вальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.

Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.

Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его.

На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через, перепускной клапан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости повышается выше 94°С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая основной клапан 41 до полного открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения.

В пределах температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна находится в пределах 77-86°С, ход клапана не менее 6 мм.

Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75°С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1°С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95°С.

Все авто семейства «Классика» от АвтоВАЗ оснащались системой вентиляции и отопления салона. Во многом они были сходны по конструкции и просты, поскольку не использовали современных ныне кондиционеров. И хоть в летнее время в салоне «Классики» дождаться прохлады невозможно, зато система отопления замерзнуть зимой не даст.

Система отопления ВАЗ 2104, как и остальных моделей семейства, производилось от жидкостной системы охлаждения силовой установки. Чтобы было понятно, данная система включает два радиатора, в которых производится отвод тепла от проходящей через них охлаждающей жидкости.

Но один из радиаторов является основным, им производится регулировка температуры жидкости, поэтому тепло от него отводиться в окружающую среду, чтобы теплообмен производится эффективно. Устанавливается он впереди авто, под радиаторной решеткой

Второй радиатор – обеспечивает отопление салона. В нем тоже производится теплообмен с отдачей тепла воздуху, но этот воздух подается в салон, этим и обеспечивается его обогрев.

Но этот радиатор по размерам небольшой, поэтому для эффективного обогрева салона используется целая система, обеспечивающая принудительную подачу воздуха к радиатору, отвод уже разогретого воздуха в определенный зоны салона, при этом существует возможность перекрытия подачи разогретой жидкости в радиатор печки ВАЗ-2104. После перекрытия система может и дальше работать, обеспечивая подачу холодного воздуха в салон – та обеспечивается система вентиляции салона летом.

Конструкция системы отопления и вентиляции

Для наглядности предоставлена схема печки ВАЗ-2104

Итак, под позицией 1 находится резистор изменения скорости вращения вентилятора. Основа печки состоит из корпуса вентилятора 2 и направляющей вентилятора обдува 3 . С верхней частью корпуса они соединены скобами 4 . Верхняя часть корпуса является кожухом радиатора 5 . Сверху на нем установлен люк воздухопритока 6 .

Внутри верхней части размещен радиатор 8 , а для плотности его посадки используется поролоновая прокладка 7 . Этот радиатор соединен с системой охлаждения посредством металлических патрубков 9 . На входящем патрубке установлен кран 10 подачи жидкости в радиатор.

Вентилятор печки состоит из крыльчатки 11 и электродвигателя 12 . Крепится вентилятор в корпусе посредством скобы 13 , а чтобы исключить его вибрацию, он поджимается подушкой 14 .

На нижней части корпуса имеются заслонки подачи теплого воздуха на передние двери 15 , а также крышка подачи воздуха в зону ног 16 .

Но это только конструкция печки, для того чтобы, обогрев салона ВАЗ 2104 происходил должным образом, к ней прикреплены дополнительные механизмы.

На следующих картинках показаны остальные элементы системы

Конструкция системы отопления ВАЗ 2104

Система отопления вид сбоку

Под обозначениями 1 и 2 показаны левый и правый воздуховоды с левым 4 и правым 5 соплами. Позиция 3 указывает на воздуховод лобового стекла. Панель управления – 6 , с рукоятками управления краном 9 , управления крышкой притока 10 и управления отопления боковых и ветрового стекол 11 . Под позицией 12 находится рычаг воздухораспределительной крышки.

Далее идут элементы самой печки: 13 – корпус вентилятора с крыльчаткой 14 и электродвигателем 15 , заслонка ветрового стекла 16 , резистор управления скорости вентилятора 17 , направляющая корпуса вентилятора 21 , кран управления подачи жидкости 22 , корпус радиатора 23 , радиатор 25 с прокладкой 24 , элементы крепления крышки воздухопритока 26 .

Позиция 18 – тяга управления заслонкой бокового обогрева, 19 – заслонка обогрева боковых стекол, 27 – тяга отопителя, 28 – воздухозаборная решетка, 29 – капот авто, 30 – коробка воздухопритока, 31 – ветровое стекло.

Схема отопления

Схема воздухопотока системы отопления ВАЗ-2104

Холодный воздух подается внутрь системы отопления через воздухозаборную решетку 28 , установленной возле лобового стекла извне авто. Дальше отопление ВАЗ-2104 может осуществляться по трем направлениям, которые выбираются системой управления:

1 – обогрев ветрового стекла, обозначено это направление красным цветом. При этой схеме воздух поступает чрез люк 7 в коробку воздухопритока 30 для очистки от пыли и капель воды. Затем он движется через радиатор 25 , где отбирает тепло из охлаждающей жидкости, а также корпус вентилятора 13 , откуда попадает в воздуховод обогрева лобового стекла 3 .

2 – обогрев боковых стекол спереди, данное направление обозначено синим цветом. Здесь воздух тоже попадает через люк в коробку, далее в кожух радиатора 23 , а затем поступает в левый и правый воздуховоды 1 и 2 .

3 – обогрев ног, это направление имеет зеленое обозначение. Воздух в салон попадает, как и при других направлениях, но после кожуха радиатора он поступает воздуховод внутренней вентиляции 8 .

Управление системой

У ВАЗ-2104 отопление салона управляется рукоятками панели управления, каждая из которых обеспечивает закрытие и открытие того или иного элемента.

Так, верхняя рукоятка 9 обеспечивает открытие и закрытие крана радиатора 22 . Ею регулируется количество жидкости, которая будет попадать в радиатор.

Средней рукояткой 10 производится открытие и закрытие крышки люка 7 воздухопритока, чем регулируется количество подаваемого свежего воздуха извне авто.

Нижняя рукоятка 11 регулирует положение заслонки 16, которая распределяет поток воздуха по воздуховодам.

Есть одна особенность управления распределения воздушного потока. При положении заслонки 16 на обдув лобового стекла заслонки обогрева боковых стекол полностью перекрываются. И наоборот, при перекрытии подачи потока заслонкой на лобовое стекло, воздух направляется только на боковые стекла.

Такое явления обусловлено тем, что рычаг заслонки лобового стекла соединен с рычагом заслонок боковых воздуховодов. Поэтому для одновременного обогрева лобового и боковых стекол рукоятку управления заслонкой нужно ставить в средне положение.

Отопление ВАЗ-2104 производится 4 способами :

  • Обогрев лобового стекла (Средняя и нижняя рукоятки панели управления переведены вправо до упора);
  • Обогрев боковых стекол (средняя рукоятка переведена вправо, а нижняя – влево до упора);
  • Обогрев ног (верхняя рукоятка – вправо до упора, воздухораспределительная крышка корпуса отопителя опущена вниз);
  • Подача горячего воздуха извне через опущенные стекла (похоже на шутку, но так указано в технической документации к авто);

На данном авто предусмотрена и вытяжная вентиляция, для отвода воздуха из салона. К сожалению, схемы этой вентиляции именно для ВАЗ-2104 нет, но она идентична модели ВАЗ-2105, которая представлена ниже:

Итак, 1 – это система отопления авто, 2 – декоративная решетка, под ней спрятан резиновый клапан 3 , через который воздух может выйти наружу при закрытых стеклах. Этот же клапан предотвращает попадание пыли и влаги в салон.

Правильное управление системой отопления и вентиляции ВАЗ-2104

Правильность управления зависит от погоды на улице. Летом, когда жарко и подача горячей жидкости на радиатор не нужна :

  • Нижняя рукоятка панели управления системой переводится вправо до упора для открытия крышки воздухопритока и подачи свежего воздуха в салон;
  • Распределение воздушного потока выполняется средней ручкой;
  • Для обеспечения большего притока свежего воздуха можно включить вентилятор;

Когда на улице прохладно :

  • Верхнюю ручку перевести до упора вправо для обеспечения подачи горячей жидкости в радиатор печки;
  • Сопла боковых воздуховодов повернуть так, чтобы теплый воздух шел на боковые стекла в зону расположения боковых зеркал;
  • Для обогрева ног нужно опустить крышку корпуса отопителя вниз;

Если лобовое стекло покрылось изморозью и его нужно быстро разморозить :

  • Верхнюю ручку перевести вправо до упора для максимальной подачи жидкости в радиатор печки;
  • Среднюю рукоятку – до упора влево, чтобы перекрыть подачу воздуха извне авто;
  • Нижнюю ручку – вправо до упора, чтобы обеспечить подачу теплого воздуха только на лобовое стекло;

Видео — печка ВАЗ 2104

Температура газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания достигает 2500°С, и только часть выделенного тепла преобразуется в полезную работу. Оставшееся тепло отводится в окружающую среду посредством системы охлаждения, смазки, а также наружными поверхностями мотора.

Таким образом, ключевое назначение охлаждающей системы авто – поддержание оптимального температурного режима, который позволяет получить максимальную мощность, обеспечивает высокую экономичность и длительный срок службы ДВС. Если детали мотора не будут охлаждаться соответствующим образом, сразу же снизятся мощность и экономичность мотора, его детали будут подвержены большему износу, и может произойти поломка двигателя. Если же он будет охлаждаться слишком сильно, то также потеряет мощность, его экономичность ухудшится, а изнашивание механизмов возрастет.

Поэтому исправное состояние системы имеет большое значение. При возникновении каких-либо неполадок может понадобиться ремонт системы охлаждения ВАЗ 2104.

Неисправности и основные причины

Прежде всего, необходимо рассмотреть наиболее распространенные факторы, которые приводят к поломкам, что позволит в дальнейшем избежать ремонта.

  • нарушение правил эксплуатации (нарушение периодичности замена охлаждающей жидкости, использование низкокачественной продукции);
  • неквалифицированные работы по техобслуживанию и ремонту системы;
  • применения некачественных комплектующих.

Помимо этого, к неисправностям может привести износ элементов системы, поскольку любые механизмы и детали имеют свой предельный срок службы.

Что касается первых трех пунктов, если владелец будет соблюдать правила и рекомендации, то сможет продлить период эксплуатации своего автомобиля.

В охлаждающей системе могут возникнуть следующие неисправности:

  • перегрев или переохлаждение,
  • наружная или внутренняя утечка охлаждающей жидкости,
  • повышенные потери жидкости,
  • плохая циркуляция жидкости,
  • коррозия.

Если Вы проверяете уровень жидкости самостоятельно, необходимо проводить процедуру на холодном моторе, поскольку при нагревании ее объем возрастает, и уровень жидкости у прогретого двигателя может существенно подняться.

Лучше всего при обнаружении каких-либо неисправностей, обратиться в специализированный и проверенный автосервис. Мастера «Экспо Кар Сервис» являются настоящими профессионалами своего дела и работают с отечественными и китайскими автомобилями уже не первый год. Специалисты автосервиса проведут качественный ремонт неисправной системы охлаждения ВАЗ 2104, устранив все неполадки. В течение нескольких лет мы предоставляем клиентам профессиональное обслуживание и ремонт авто по доступным ценам. Мы регулярно проводим различные акции и предлагаем выгодные бонусы.

Детали системы охлаждения карбюраторного двигателя: 1

- радиатор отопителя; 2 - шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 - шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 - трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 - перепускной шланг; 6 - расширительный бачок; 7 - соединительный шланг расширительного бачка; 8 - шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 - пробка радиатора; 10 - электровентилятор радиатора; 11 - радиатор системы охлаждения; 12 - датчик включения электровентилятора; 13 - шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 - насос охлаждающей жидкости; 15 - шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 - термостат; 17 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 - шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 19 - кран отопителя; 20 - трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя

Система охлаждения поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Система охлаждения двигателя - жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

К системе охлаждения подключен радиатор отопителя салона автомобиля. Нагретая охлаждающая жидкость из головки блока цилиндров поступает по шлангу через открытый кран в радиатор отопителя, а затем (через трубку отвода жидкости) - в насос охлаждающей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости -центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса вращается в двухрядном закрытом подшипнике. Ha передний конец валика напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний - чугунная или пластмассовая крыльчатка.

Радиатор - вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.

Электровентилятор установлен за радиатором. Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и шаг. Электровентилятор карбюраторного двигателя включается от датчика, ввернутого в нижнюю часть правого бачка радиатора. Ha автомобилях ранних выпусков с постоянной принудительной вентиляцией датчик включения вентилятора и электровентилятор не устанавливались. Крыльчатка вентилятора крепилась к шкиву насоса охлаждающей жидкости и вращалась постоянно при работающем двигателе. Ha впрысковом двигателе электровентилятор управляется командами ЭБУ (через реле). Исходными данными для этих команд служит сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости, установленного в отводящем патрубке системы охлаждения.

Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С основной клапан термостата закрыт, а перепускной - открыт. Жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана должен составлять не менее 6 мм. При нагреве жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг). B интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода или корпуса дроссельной заслонки (на впрысковом двигателе).

Детали системы охлаждения впрыскового двигателя

: 1 - радиатор отопителя; 2 - шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 - шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 - шланг отвода охлаждающей жидкости от узла подогрева корпуса дроссельной заслонки; 5 - датчик (системы управления) температуры охлаждающей жидкости; 6 - шланг подвода охлаждающей жидкости к узлу подогрева корпуса дроссельной заслонки; 7 - расширительный бачок; 8 - шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 - соединительный шланг расширительного бачка; 10 - пробка радиатора; 11 - радиатор системы охлаждения; 12 - электровентилятор радиатора; 13 - шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 - насос охлаждающей жидкости; 15 - шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 - термостат; 17 - перепускной шланг; 18 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 19 - трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 20 - кран отопителя; 21 - трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя