Основной командирский автомобиль вооруженных сил – так можно охарактеризовать внедорожник УАЗ 469. И действительно, придя на смену ГАЗ-69 в 1972 году, он на долгие годы закрепил за собой эту почетную обязанность, своей выносливостью и безотказностью доказывая правильность конструкции и основных узлов.
Традиционно УАЗ 469 выпускался в двух вариантах:
Справочно: вне зависимости от варианта исполнения, автомобиль УАЗ 469 может буксировать прицеп полной массой 850 кг.
Согласно старой системы классификации автотранспорта, действовавшей с 1945 года, УАЗ 469 выпускался под данным именем, используя буквенно-цифровое название:
Справочно: согласно отраслевой нормали 1945 года за каждым автозаводом закреплялась определенная нумерация. Для МЗМА, выпускавшего Москвич 408 и 412 – это номера с 400 до 449, для Ульяновского автозавода – это номера с 450 по 484 и т.п.
Хотя на момент выпуска автомобиля УАЗ 469 (1972г) была принята новая отраслевая система классификации (отраслевая нормаль ОН 025270-66), автозавод продолжал использовать название по старому нормативу.
Однако, в 1985 году автопроизводителя заставили изменить название, согласно действующих требований:
Справочно: отраслевая нормаль ОН 025270-66 предписывает определять тип автомобилей по рабочему объему двигателей, длине и массе. Первая цифра указывает класс автомобиля, вторая – тип (грузовой или легковой), третья и четвертая – заводской индекс модели.
Все дальнейшие модификации и новые модели автозавод именовал согласно действующих нормативов. В частности, появившийся в 2005 году УАЗ Патриот, согласно отраслевой классификации, получил «правильное» обозначение – УАЗ-3163. Для большей идентификации заводская инструкция содержала оба названия.
Основным силовым агрегатом УАЗ 469 долгие годы являлся рядный 4-х цилиндровый УМЗ-451МИ карбюраторного типа. Объем двигателя составлял 2445 куб. см, мощность – 75 л.с.
С данным двигателем производства Уфимского моторного завода УАЗ 469 продержался на заводском конвейере вплоть до 1985 года.
Отличался простой однопроводной 12-ти вольтовой схемой зажигания, которая состояла из (согласно нумерации):
Справочно: на приведенной черно-белой схеме системы зажигания буквами обозначена проводка на УАЗ 469 по цвету проводов. К – красный, О – оранжевый, Г – голубой; Ф – фиолетовый и Ч – черный (по заглавным буквам названий).
Новые модификации легендарного внедорожника получили более современные моторы и измененную электрическую схему .
В частности, схема проводки УАЗ Патриот включает в себя:
Автомобиль УАЗ 469 зарекомендовал себя достаточно надежным внедорожным транспортным средством многоцелевого использования. Гражданское население активно задействует его в своих целях еще и благодаря тому, что его можно обслуживать своими руками, используя заводскую документацию и советы мастеров.
Многие владельцы УАЗов знают о капризах классического зажигания, которое иногда преподносит неприятные моменты. И нередко народные умельцы находят способы модернизации проблемного узла или целой системы. И об одном таком способе улучшения системы запуска своими руками и пойдет речь в данной публикации.
Контактная схема зажигания
сама по себе неплоха, ведь ею пользуется человечество с появлением первого автомобиля. Но до возможностей бесконтактного зажигания ей, конечно же, далеко. Поэтому, многие владельцы УАЗов, стремясь улучшить работу силового агрегата, перенастраивают ее.
И не только УАЗов, но и других отечественных авто, к примеру, переделкам подвергается и , и ряд других марок и моделей.
Что немаловажно, подкапотная и салонная электропроводка УАЗ 31514 остается практически без изменений, а сама переделка характеризуется установкой новых элементов под капотом.
В результате:
Основное отличие двух систем – в моменте искрообразования:
Обратите внимание! Более мощное искрообразование способствует самоочищению свечи, т.к. топливо сгорает интенсивно, не оставляя отложений.
По сути, купить нужно немного, а если у вас исправный трамблер и катушка, то перечень покупок и вовсе будет минимальным.
Итак, нужно купить:
Совет: Если же вашему УАЗу уже очень много лет, то мы рекомендуем к уже обозначенному перечню купить еще новый трамблер, катушку, а также вам потребуется проводка УАЗ 31514 с разъемами под коммутатор.
Для перенастройки и эксплуатации вам потребуется и новая схема проводки УАЗ 31514,которая приведена ниже на фото, и которую вы можете распечатать для удобства.
Вы также можете сделать систему зажигания более мощной, модернизировав ее с помощью сразу двух комплектов:
При таком подходе каждая подсистема будет отвечать за искрообразование сразу 2-х цилиндров:
Чаще всего столь серьезной переделке подвергают автомобили УАЗ, которые принимают участие в соревнованиях, либо используют профессиональные рыбаки и охотники. На представленном ниже видео рассказывается о работе двигателя с подобной системой.
Совет: если вы эксплуатируете свой УАЗ 31514 в повседневной жизни, не связанной с экстримом, то достаточно ограничится переделкой с одним комплектом – так проще ее обслуживать. Ведь на отечественных вездеходах используется .
Собственно, сама работа сводится к переделке трамблера, у которого уже не будет высоковольтной части – формировать высоковольтные импульсы за него будет электронный коммутатор . На представленных ниже фото показано расположение двух датчиков сразу.
Обратите внимание на форму контактной пластины:
И тот и другой вариант – рабочие, все зависит от конструкции трамблера. В дальнейшем вам предстоит лишь отрегулировать зажигание. Инструкция проста — вы должны помнить, что начало искрообразования начинается, когда край пластины оказывается по центру датчика Холла.
Порядок следующий:
Если все сделано правильно – система зажигания будет работать стабильно и без проблем. И ваш автомобиль улучшит свои рабочие параметры. Цена вопроса – копеешная, поскольку всю работу вы выполните самостоятельно. Удачи на дорогах общего пользования и на бездорожье!
Электросхема УАЗ-469 объединяет в себе все устройства и приборы, использующиеся в автомобиле. При появлении неисправностей в работе системы полноценная эксплуатация авто может вызвать трудности у автовладельца, поэтому все поломки необходимо оперативно устранять. Подробнее о неисправностях, а также профилактики проводки вы можете узнать из этого материала.
[ Скрыть ]
Выше приведена форма схемы электрической проводки.
Вне зависимости от того, какой вы используете УАЗ — старого или нового образца — основные компоненты электросети следующие:
Что касается поломок в работе электропроводки продукта ульяновского автомобильного завода, то они такие:
Какие меры профилактики позволят уберечь электросеть авто от неисправностей:
В современных моделях УАЗ – Патриот и Хантер очень часто бывают случаи возгорания электропроводки! Будьте бдительны, регулярно проверяйте электрооборудование автомобиля, устанавливайте только штатные предохранители (наши не Китайские!). Проверяйте чтобы в ЭБУ не попала вода.
Векторные схемы электрооборудования 316Х: (схемы прислал Гудков Виктор)
Схемы электрооборудования для автомобилей , , , (ошибка - три диода в генераторе, те, что на общий (на землю?), надо перевернуть - ) (Внимание! - очень большой размер, порядка 1.7 Мб каждая схема , прислал Максим Смирнов):
Схемы электрооборудования для автомобилей (размер немного меньше
415К),
Схема системы
управления двигателями (242K) УМЗ-4213, УМЗ-420, ЗМЗ-409
Схема электрооборудования на 31512, выпускавшихся до 1994 г. (с сайта "За рулем") для монитора с разрешением: 640*480 (60 Кбайт), 800*600 (88 Кбайт), 1024*768 и более (120 Кбайт).
1 - передний фонарь; 2 - фара; 3 - соединительная панель; 4 -
звуковой сигнал; 5 - боковой повторитель указателей поворота; 6 - прерыватель
указателей поворота; 7 - генератор; 8 - фонарь освещения подкапотного
пространства; 9 - электродвигатель отопителя; 10 - выключатель отопителя; 11 -
добавочное сопротивление; 12 - дополнительное реле стартера; 13 - свечи
зажигания; 14 - катушка зажигания; 15 - аккумуляторная батарея; 16 -
транзисторный коммутатор; 17 - датчик- распределитель; 18 - стартер; 19 -
выключатель "массы"; 20 - аварийный вибратор (подключается при выходе из строя
коммутатора); 21 - датчик указателя давления масла; 22 - регулятор напряжения;
23 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в блоке цилиндров; 24 -
штепсельная розетка; 25 - электродвигатель омывателя стекла; 26 -
электродвигатель стеклоочистителя; 27 - блок плавких предохранителей; 28 -
датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 29 - датчик контрольной
лампы аварийного давления масла; 30 - выключатель контрольной лампы аварийного
состояния гидропривода тормозов; 31 - выключатель контрольной лампы стояночного
тормоза; 32 - выключатель сигнала торможения; 33 - ножной переключатель света;
34 - микровыключатель; 35 - электронный блок управления системой холостого хода
карбюратора; 36 - электромагнитный клапан; 37 - кнопка звукового сигнала; 38 -
контрольная лампа аварийного состояния гидропривода тормозов; 39 - контрольная
лампа указателей поворота; 40 - контрольная лампа стояночного тормоза; 41 -
переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя; 42 - спидометр; 43 -
контрольная лампа дальнего света фар; 44 - амперметр; 45 - указатель давления
масла; 46 - контрольная лампа аварийного давления масла; 47 - контрольная лампа
перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе; 48 - указатель температуры
охлаждающей жидкости; 49 - указатель уровня топлива; 50 - выключатель аварийной
сигнализации; 51 - центральный переключатель света; 52 - фонарь освещения
кабины; 53 - переключатель указателей поворота; 54 - выключатель фонаря
освещения кабины; 55 - датчики указателя уровня топлива в баках; 56 - тепловой
предохранитель; 57 - переключатель датчиков топливных баков; 58 - выключатель
зажигания; 59 - выключатель фонаря заднего хода; 60 - задний фонарь; 61 - фонарь
освещения номерного знака; 62 - фонарь заднего хода; 63 - штепсельная розетка
прицепа.
Лампы | Тип лампы | Мощность, Вт |
---|---|---|
Фар: дальнего и ближнего света | А12-45х40 | 45х40 |
Поворотных фар (3962* / 3151*) | А12-50х40 / А12-45х40 | 50х40 / 45х40 |
Передних фонарей | ||
- габаритного света | А12-5 | 5 |
- указателей поворота | А12-21-3 | 25 |
Задних фонарей | ||
- габаритного света | А12-5 | 5 |
- указателей поворота | А12-21-3 | 25 |
- сигнала торможения | А12-21-3 | 25 |
Повторителей указателей поворота (на всех а/м, кроме 3303*) | А12-5 | 5 |
Фонаря света заднего хода | А12-21-3 | 25 |
Фонаря освещения номерного знака | А12-5 | 5 |
Фонаря освещения спецзнака (3962*) | А12-21-3 | 25 |
Фонаря освещения под капотом (315*) | А12-21-3 | 25 |
Фонаря освещения кабины | А12-1 | 2,1 |
Переносной лампы | А12-21-3 | 25 |
Освещения приборов Контроля включения дальнего света фар Контроля аварийного давления масла Контроля аварийного перегрева охлаждающей жидкости Контроля включения указателей поворота Сигнализатора аварийного состояния тормозов Сигнализатора включения стояночного тормоза |
А12-1 | 2,1 |
Контроля включения аварийной сигнализации | А12-1,1 (А12-0,2?) | 1,1 (0,8?) |
Тахометр (от шестерки) идеально смотрится рядом (правее) спидометра.
Подключение штатное - там на корпусе таха все написано. Один - на катушку
(низковольтный конец любой). Один - +12В. Один - масса. Один - подсветка таха.
По приколу можно подключить лампочку стояночного тормоза. Останутся лампочки
отказа генератора, но это без реле не подключить. И лампочка открытой (закрытой)
воздушной заслонки карба. Последние три у меня не подсоеденены, не охота пока
возиться. Дырку высверливал сверлом 2,5 мм по окружности меньше диаметра
окружности таха на 3 мм, затем доводил круглым напильником. Отверстия необходимо
для начала накернить. Сильно дрелью не жать! Иначе на последних дырках
завернется панель.
(от УАЗ-Hunter на обычный УАЗ)
Электронный спидометр АР 20.3802
(двухстрочный дисплей:
верхняя строка – общий пробег (6 разрядов, незначащие
нули высвечиваются), нижняя – сбрасываемый счетчик суточного пути), датчик
скорости АР 68.3843 (шестиимпульсный, непроходной, резьба М22, Козмодемьяновский
разъем).
Трудность при установке была одна – полное отсутствие информации как о спидометре, так и о схеме электрооборудования Хантера. Поиски результатов не дали. Родной жгут с разъемами найти также не удалось. Пришлось использовать метод научного тыка. С датчиком все понятно: красный – питание (+12 В) (после замка зажигания), синий – сигнал, черный – земля. (Разъем попросту отрезал). У спидометра разъем имеет такой вид (нумерация контактов условная):
Было установлено назначение выводов:
1. Земля.
2. Питание (+12 В).
(После замка зажигания). (При подаче напряжения включается жидкокристаллическое
цифровое табло. При снятии напряжения показания пройденного пути
сохраняются).
3. Сигнал с датчика. (К синему проводу датчика).
4. Ночная
подсветка (к освещению приборов).
5. Выход 12 вольт на питание датчика
скорости.
6. Индикатор дальнего света (загорается символ в центре
шкалы).
7. Ничего не происходит. (Вероятно, не задействован).
Из-за
отсутствия ответной части разъема подключил одиночными проводами с припаянными
наконечниками («мамами») от аудиоаппаратуры. Все работает. Не шумит. Стрелка не
прыгает. Погрешность минимальная. А ночью – вообще красотища .
октябрь 2005 г.
Номин. сечение, мм2 | Сила тока в одиночном проводе, А при длительной нагрузке и при температуре окружающей среды, о С | |||
---|---|---|---|---|
20 | 30 | 50 | 80 | |
0,5 | 17,5 | 16,5 | 14,0 | 9,5 |
0,75 | 22,5 | 21,5 | 17,5 | 12,5 |
1,0 | 26,5 | 25,0 | 21,5 | 15,0 |
1,5 | 33,5 | 32,0 | 27,0 | 19,0 |
2,5 | 45,5 | 43,5 | 37,5 | 26,0 |
4,0 | 61,5 | 58,5 | 50,0 | 35,5 |
6,0 | 80,5 | 77,0 | 66,0 | 47,0 |
16,0 | 149,5 | 142,5 | 122,0 | 88,5 |
Примечание: при прокладке проводов сечением 0,5 - 4,0 мм2 в жгутах, в
поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила
допустимого тока в проводе составляет 0,55 от силы тока в одиночном проводе
согласно таблице, а при наличии 8-19 проводов - 0,38 от силы тока в одиночном
проводе.
Причины:
Первая:
Натяг ремня.
Вторая:
Диодный мост
(подкова) частично сгорел. Это замена
Третья:
То что было у меня.
Ублюдочно тонкий проводок от генератора должен пропускать все 65а. зарядного
тока, а мой обуглился и наполовину подгорел около крепления к генератору. Это и
было причиной. Менять его целиком надо обязательно.
Подсветка багажного отсека
Сделал подсветку багажника по такой схеме. Размещение конечника и
переключателя видно на фото
1 , фонарей - на фото
2 . Если не стоит охранка, то развязывающие диоды не нужны. Можно и без
конечника, тогда включать можно только вручную (cейчас три положения: выключено,
включено вручную, включено автоматически при открывании багажника).