Рис.1
Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21011,ВАЗ-21013
Рис.2
Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2101,ВАЗ-2102
Рис.1,2:
1
. Фары; 2
. Подфарники; 3
. Боковые указатели поворота; 4
. Аккумуляторная батарея; 5
. Реле контрольной лампы заряда aккумуляторной батареи; 6
. Генератор; 7
. Стартер; 8
. Подкапотная лампа; 9
. Свечи зажигания; 10
. Датчик контрольной лампы давления масла; 11
. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12
. Звуковые игналы; 13
. Распределитель зажигания; 14
. Электродвигатель теклоочистителя; 15
. Датчик контрольной лампы уровня тормозной сидкости; 16
. Катушка зажигания; 17
. Регулятор напряжения; 18
. Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 19
. Электродвигатель отопителя; 20
. Лампа освещения вещевого ящика; 21
. Добавочный резистор электродвигателя отопителя; 22
. Штепсельная розетка для переносной лампы;23
. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 24
. Выключатель сигнала торможения; 25
. Реле-прерыватель укзателей поворота; 26
. Выключатель света заднего хода; 27
. Блок предохранителей; 28
. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29
. Реле стклоочистителя; 30
. Переключатель электродвигателя отопителя; 31
. Прикуриватель; 32
. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 33
. Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 34
. Плафоны; 35
. Выключатель зажигания; 36
. Комбинация приборов; 37
. Указатель температуры охлаждающей жидкости; 38
. Контрольная.лампа дальнего света фар; 39
. Контрольная лампа наружного освещения; 40
. Контрольная лампа указателей поворота; 41
. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 42
. Контрольная лампа давления масла; 43
. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 44
. Указатель уровня топлива; 45
. Контрольная лампа резерва топлива; 46
. Лампа освещения комбинации приборов; 47
. Выключатель звукового сигнала; 48
. Переключатель света фар; 49
. Преключатель указателей поворота; 50
. Выключатель наружного освещения; 51
. Выключатель освещения приборов; 52
. Переключатель стеклоочистителя; 53
. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 54
. Лампа освещения багажника; 55
. Задние фонари; 56
. Фонарь освещения номерного знака; 57
. Фонарь света заднего хода; 58
. Штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102; 59
. Плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102.
СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
На всех автомобилях "Жигули" применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т.е. ко всем потребителям электроэнергии подходит только один провод. Вторым проводом, соединяющим по требителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля или "масса". Такая схема позволяет значительно уменьшить количество проводов и упростить их монтаж. С массой соединяются отрицательные выводы источников электроэнергии и потребителей. При таком соединении уменьшается разъедание металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.
Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератори аккуму ляторная батарея, включенные параллельно. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий мо жет колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.
Все электрооборудование автомобилей можно условно разделить на следующие основные системы:
1) система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения;
2) система пуска двигателя, куда тоже можно отнести аккумуляторную батарею, затем стартер и соответствующие контакты выключателя зажигания;
3) система зажигания, состоящая из катушки зажигания, распределителя и свечей зажигания, проводов высокого напряжения и соответствующих контактов выключателя зажигания;
4) система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
5) контрольные приборы с датчиками;
6) дополнительное электрооборудование, куда входят стеклоочиститель и, омыватель ветрового стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковые сигналы.
Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключа тели и реле.Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в таблице 1.
Цепи питания тех узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся звуковые сигналы 12 (см. рис. 24), прикуриватель 31, нити ламп сигнала торможения в задних фонарях 55, штепсельная ро зетка 22 для переносной лампы и плафоны 34 освещения салона.
При эксплуатации автомобиля возможны случайные короткие замыкания как в проводах, так и самих узлах электрооборудования. Они вызывают резкое увеличение силы тока в короткозамкнутом участке цепи и, если не при нять защитных мер, могут привести к быстрому разряду аккумуляторной батареи, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и к загоранию обивки салона автомобиля.
Цепи питания большинства узлов электрооборудования защищены деся тью плавкими предохранителями, установленными в пластмассовом блоке 27. Он расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки Предохранитель представляет собой тонкую пластинку из легкоплавкого ме талла, закрепленную на пластмассовой основе. Девять предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальную силу тока 8 А, а один (зеленого цвета) - на 16 А. К этому предохранителю подсоединены указан ные выше цепи питания тех узлов электрооборудования, которые подключены непосредственно к источникам питания, минуя выключатель зажигания.
Для удобства работы с электропроводкой автомобиля при поисках неисправностей или замене проводов провода, присоединяемые к разным предохранителям, имеют определенный цвет.
Таблица 1
Положение ключа |
Контакты под напряжением |
Включено |
Выключено |
||
Зажигание |
||
Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель. |
||
Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализации поворота. |
||
Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель. |
||
№ предохранителя |
Защищаемые цепи |
Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Нити ламп сигнала торможения в задних фонарях. |
|
Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Омыватель ветрового стекла*. |
|
евая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света. |
|
Правая фара (дальний свет) |
|
Левая фара (ближний свет) |
|
Правая фара (ближний свет) |
|
Левый подфарник (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Фонарь освещения номерного знака". Лампа освещения комбинации приборов. |
|
Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный сеет). Лампа освещения прикуривателя. Подкапотная лампа. |
|
Контрольная лампа давления масла. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения ручного тормоза и уровня тормозной жидкости. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика. |
|
Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора. |
Таблица 3
Цвет изоляции |
Сечение, мм 2 |
|
Штекер "15" выключателя зажигания -штекер "10" блока предохранителей | Голубой с черной полоской |
|
Зажим "30" генератора - штекер "30/1" выключателя зажигания | Коричневый |
|
Зажим "30" генератора - штекер "А" блока предохранителей | ||
Штекер "50" стартера - штекер "50" выключателя зажигания | ||
Штекер "15" регулятора напряжения -штекер "L" блока предохранителей | Оранжевый |
|
Штекер "А" блока предохранителей -штекер "30" выключателя зажигания | ||
Штекер "4" блока предохранителей -штекер "87" реле включения дальнего света фар* | ||
Штекер "6" блока предохранителей -штекер "87" реле включения ближнего света фар* | Голубой с черной полоской |
|
Соединительная колодка - штекеры "30/51" - реле включения ближнего и дальнего света фар* | Коричневый |
|
Штекер "67" генератора - штекер "67" регулятора напряжения | ||
Выключатель сигнала торможения -штепсельная розетка для переносной лампы | ||
Штекер "4" блока предохранителей - переключатель света фар | ||
Штекер "6" блока предохранителей - переключатель света фар | Серый с красной полоской |
|
Штекер "2" блока предохранителей -шитекер "Н" выключателя наружного осзещения | ||
Штекер "1" блока предохранителей - вы-ключатель сигнала торможения | ||
Штепсельная розетка для переносной пампы прикуриватель | ||
Штекер "INT" выключателя зажигания штекер "Н" выключателя наружного ос вещения | ||
Штекер "V" выключателя наружного ос вещения - переключатель света фар | ||
Штекер "1" блока предохранителей - ле вый звуковой сигнал |
Всего имеется пять пучков проводов: передний пучок, задний правый и левый пучки подфарников и боковых указателей пово рота и пучок проводов аккумуляторной батареи.
Основной пучок проводов - передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в отсеке двигателя, а третья - в салоне под панелью приборов. Из салона в отсек двигателя пучок проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из негo разветвляется. Правая ветвь пучка проложена на щите передка и правом брызговике кузова, а левая - на левом брызговике. На щите передка и брызговиках провода крепятся стальными ско бами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками. Крепление пучка должно быть таким, чтобы он был не слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перети ранию проводов при тряске и замыканию их с “массой.”
В салоне автомобиля передний пучок проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления, идущие к Блоку пре-дохранителей, блоку переключателей, к комбинации приборов, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования. Наконечник трех проводов (одного белою и двух черно-белых), идущих из пучка на "массу", закреплен на болту крепления рe ле-прерывателя указателей поворота.
С задним пучком проводов передний пучок соединен тремя штепсельными разъемами: одноштекерным (для провода к фо нарю света заднего хода), двухштекерным (для проводов к дат чику указателя уровня и резерва топлива) и шестиштекерным (для проводов к приборам освещения и световой сигнализации).
Задний пучок проходит назад по левой стороне пола кузова и; имеет ответвления к плафонам 34 освещения салона и к лампе 54 освещения багажника. Ответвление к правому плафону про ходит за задней поперечной балкой пола кузова. Провода пучка крепятся к полу кузова липкой лентой и пластмассовыми хому тиками.
Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны с "массой", крепятся к стойкам дверей самонарезающими винта ми. Наконечники провода, соединяющего с массой датчик 53 указателя уровня топлива, крепятся под винтами крепления датчика и правого заднего фонаря.
В течение десяти лет выпуска автомобилей ВАЗ-2101 в их схему вносились изменения, направленные «а улучшение каче ства автомобилей и экономию проводов. Поэтому схема авто мобилей ВАЗ-2101 последних лет выпуска несколько отличает ся от первоначальной. Например, с 1977 г, стал устанавливать ся фонарь 57 света заднего хода с выключателем 26 на коробке передач бачок с датчиком 15 уровня тормозной жидкости. К су щественным изменениям можно отнести введение с 1980 г. ножного омывателя ветрового стекла со встроенным выключа телем стеклоочистителя. В связи с этим изменилась схема включения электродвигателя стеклоочистителя.
Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102
Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013.
Электрическая схема на любом транспортном средстве позволяет соединить воедино все . Если в работе оборудования наблюдаются проблемы, первое, что должен проверить автовладелец — это проводку. В этой статье приведена основная информация об электроцепи ВАЗ 2101 — подробная электросхема, а также неисправности системы приведены ниже.
[ Скрыть ]
Для начала рассмотрим основные элементы электросхемы и их описание для ВАЗ 21011 или ВАЗ 21013.
Важные компоненты системы электропроводки:
Это только основные элементы электросхемы, общая же схема на ВАЗ включает в себя множество систем:
Если в работе электрической схемы имеются сбои, машина может вести себя по-разному:
Если машина вовсе не заводится, то действовать нужно следующим образом:
Чтобы схема проводки ВАЗ 2101 всегда работала без сбоев, необходимо руководствоваться определенными мерами профилактики:
Став символом новой эпохи в автомобилестроении, ВАЗ 2101 с годами превратился в культовый автомобиль отечественного автопрома. Некоторые модели можно встретить до сих пор на дорогах страны, а все благодаря тщательному уходу владельцев за их техническим состоянием.
Понятно, что время никого не щадит, и многие элементы автомобиля требуют замены. В частности, проводка ваз 2101 была изначально рассчитана на 15 лет эксплуатации.
Сегодня в продаже можно встретить множество вариантов готовых комплектов проводки на классику, но:
Первенец Волжского автозавода ВАЗ 2101 впервые появился на отечественных дорогах в 1970 году. Тогда с апреля про декабрь собрали более 21 000 автомобилей, а в 1974 году годовой выпуск составил более 370 тысяч автомобилей.
Автопроизводитель постоянно совершенствовал модель, и в результате на свет появился ВАЗ 21011, на который:
Справочно: схема электропроводки ваз 21011 отличалась от «донорской» из-за изменения панели приборов и добавления в задней части кузова фонаря заднего хода.
Кроме упомянутой модификации ВАЗ 21011 автопроизводитель выпустил модель ВАЗ 21013, а основным отличием был:
На автомобилях семейства ВАЗ применялась однопроводная система электропитания. Ее особенностью было то, что роль второго провода «-» отводилась кузову автомобиля. Поэтому минусовые выводы всех приборов и исполнительных механизмов должны были иметь качественный контакт с металлическим кузовом.
Электропроводка ваз 2101 была защищена плавкими предохранителями, объединенными в цепи по силе тока:
Справочно: у моделей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 на второй предохранитель выводился и мотор омывателя. Соответственно и электропроводка ваз 21011 отличалась дополнительным проводом в подкапотном пространстве. На классике он приводился в действие резиновой грушей, а кнопка управления располагалась на панели приборов.
Справочно: На моделях ВАЗ 21011 и 21013 устанавливалась крышка расширительного бачка тормозной жидкости с поплавком. Схема электропроводки ваз 21013 предусматривала цепь с прерывателем и контрольной лампой. И при уменьшении уровня жидкости до критической отметки, на панели приборов зажигалась контрольная лампа.
Внутреннее убранство автомобилей ВАЗ 2101 и их модификаций ВАЗ 21011 и 21013 постоянно совершенствовалось. Так, например, сидения имели иную конфигурацию, позволяя владельцу образовать спальное место, чем выгодно отличались от итальянского варианта. А в панели приборов появился отечественный радиоприемник А-370.
Это привело к тому, что цена автомобиля выросла на 100 рублей. Но это не останавливало покупателей, т.к. сулило новый комфорт за рулем.
Благодаря этому схема проводки ваз 21011 обзавелась новыми электрическими цепями:
На моделях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 стали устанавливать электромотор омывателя ветрового стекла.
Это отразилось на функциональности панели приборов;
Справочно: спустя годы замена проводки ваз 2101 вызывала недоумение у владельцев. Поскольку, в комплекте проводов был «лишний» провод с разъемом. На самом деле этот провод подавал питание через подрулевой переключатель на мотор омывателя.
Обширная территория Советского Союза тормозила техническое и социальное развитие страны. В открытой продаже отсутствовало необходимое количество легковых автомобилей для всех, кто мечтал о личном транспорте. Для удовлетворения спроса руководство страны приняло оригинальное решение: в качестве прообраза отечественного транспортного средства выбрана модель Fiat 124, как лучшего автомобиля 1967 года. Первая версия легковой машины именовалась ВАЗ 2101. Конструкция модели, основанная на дизайне итальянских инженеров Fiat, уже на стадии производства удостоилась международной премии «Золотой Меркурий» за вклад в развитие общества.
Компактный седан ВАЗ 2101 отличается от итальянского собрата доработанной конструкцией под условия жёстких гравийных дорог. Для надёжной эксплуатации «копейки» инженеры подвергли преобразованиям трансмиссию, ходовую часть, тормозные барабаны и усилили корзину сцепления. Электрическое оборудование первой модели Волжского автомобильного завода сохранили от оригинала, так как оно соответствовало требованиям и техническим условиям эксплуатации.
Инженеры первых «Жигулей» использовали стандартную однопроводную схему подключения потребителей электрической энергии. Ко всем приборам, датчикам и лампам подходит «плюсовой» провод с рабочим напряжением 12 В. Второй «минусовой» провод от аккумулятора и генератора соединяет потребителей тока через металлический кузов автомобиля.
Основные элементы:
Из этого перечня выделяют широкий комплекс основных источников и потребителей тока:
Номера позиций элементов электрической цепи на общей схеме ВАЗ 2101:
Работа электрических систем зависит от контакта источников и потребителей тока между собой. Плотный контакт обеспечивают быстроразъёмные штекеры на концах проводов. Максимальное прилегание контактных групп исключает проникновение воды и влаги. Ответственные точки присоединения проводов к аккумуляторной батарее, кузову, генератору и стартеру зажимаются гайками. Надёжное соединение исключает окисление контактов.
В общей цепи электрических элементов аккумулятор и генератор - это основные источники напряжения в автомобиле. Без аккумулятора не заведётся двигатель, без генератора перестанут работать все источники освещения и электрические приборы.
Работа всех систем начинается с аккумуляторной батареи. При повороте ключа мощный поток энергии протекает по проводам от аккумулятора до тягового реле стартера и по кузову, используемому в качестве «массы» электрической схемы.
При включении стартер потребляет значительную силу тока. Не следует длительно удерживать ключ в положении «стартер». Это исключит разряд аккумулятора.
После запуска двигателя ток от генератора питает прочих потребителей. Напряжение тока, выдаваемого генератором, зависит от числа оборотов коленвала, сила тока - от количества включённых потребителей. Для поддержания требуемых параметров тока установлен регулятор напряжения.
Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения генератора:
При неисправности стартера запуск двигателя невозможен. Обойти это повреждение в системе ВАЗ 2101 можно, если придать достаточное вращательное ускорение коленвалу путём ручного проворачивания, скатившись с пригорка или разогнавшись при помощи другой машины.
Ранние модели включали кривошип (в народе «кривой стартер»), позволяющий завести двигатель путём ручного вращения коленвала, если батарея разрядилась.
Кстати, автора этого текста не один раз выручал «кривой стартер» в зимний период. Летом мощности аккумулятора с лихвой хватает для проворачивания коленвала. Зимой же, когда на улице температура -30 0 С, прежде чем заводить автомобиль, я рукояткой прокручивал двигатель. А если вывесить колесо и включить передачу, то можно провернуть коробку передач и разогнать застывшее трансмиссионное масло. После недельной стоянки на морозе автомобиль с небольшим натягом запускался самостоятельно без посторонней помощи.
Следующие по значимости электрические приборы - это катушка зажигания и распределитель с роторным прерывателем контактов. Эти устройства содержат наиболее нагруженные контакты в устройстве ВАЗ 2101. При неплотном соприкосновении контактов высоковольтных проводов в катушке зажигания и распределителе происходит рост сопротивления и обгорание контактов. Провода передают импульсы высокого напряжения, поэтому снаружи они изолированы пластиковой изоляцией.
Большая часть электрических приборов в устройстве ВАЗ 2101 включается поворотом ключа в замке зажигания. Функция выключателя зажигания заключается во включении и отключении конкретных электрических цепей и запуске двигателя. Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:
Для оперативного управления ВАЗ 2101 снабжён контрольно-измерительными приборами. Их надёжная работа обеспечивает водителя информацией о состоянии автомобиля.
Комбинация панели приборов содержит отдельные индикаторы с широкими стрелками, на шкалах присутствуют цветовые зоны для выделения пограничных режимов. Показания индикаторов выдерживают вибрацию, сохраняя стабильное положение. Внутреннее устройство приборов малочувствительно к изменениям напряжения.
Классическая система карбюраторного питания имела широкое распространение в автомобильных кругах российского производства. Простота устройства карбюраторных систем и минимальное количество датчиков обеспечивали доступные настройки разных режимов работы двигателя для любого автолюбителя. Например, карбюратор модели «Солекс» вполне удовлетворял требованиям автовладельцев при разгоне и стабильном движении. Отсутствие технических разработок и дорогие зарубежные детали для систем впрыска топлива долгое время не позволяли специалистам завода осуществить переход на инжекторную подачу топлива. Поэтому ВАЗ 2101 в условиях завода с инжектором не выпускался.
Но, прогресс и тем более зарубежные покупатели требовали наличия «инжектора». Электронная система исключала недостатки механического управления зажиганием и карбюраторной подачи топлива. Много позже, модели с электронным зажиганием и одноточечной системой впрыска от General Motors выпускались на экспорт в комплектации с двигателем 1,7 л.
Электронный блок управления собирает информацию от датчиков и контролирует работу исполнительных механизмов для оптимальной работы мотора при заданном уровне параметров
Номера позиций элементов электрической цепи на схеме с моновпрыском:
Автолюбителям, желающим самостоятельно оборудовать транспортное средство ВАЗ 2101 инжекторной системой подачи топлива, следует понимать сложность процесса работы и необходимость материальных затрат. Для ускорения процесса замены карбюратора на инжектор стоит приобрести полный комплект впрыска топлива для классических автомобилей ВАЗ со всей проводкой, контроллером, адсорбером и иными деталями. Чтобы не мудрить с заменой деталей лучше приобрести комплект головки блока цилиндров от ВАЗ 21214 в сборе.
Электрическая схема культового автомобиля отличается простым размещением и надёжной эксплуатацией. Провода подключаются к соответствующим датчикам, приборам и узлам. Плотность соединения обеспечивают удобные быстроразъёмные штекерные соединения.
Всю систему электрической проводки можно разделить на шесть пучков проводов:
К подкапотной проводке можно отнести передний пучок проводов, провода для указателей поворота и аккумулятора. В моторном отсеке расположены основные датчики и приборы:
В качестве питающего органа для этих приборов служат самые толстые провода, соединяющие кузов автомобиля с аккумуляторной батареей и двигателем. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при запуске двигателя. Для предохранения электрических соединений от воды и грязи провода снабжены резиновыми наконечниками. Для исключения разброса и перепутывания все провода собраны в жгуты и разделены на отдельные пучки, которые проще заменить при необходимости.
Жгут обмотан липкой лентой и закреплён на корпусе, что исключает свободное свисание и захватывание отдельных проводов подвижными частями силового агрегата. В месте расположения конкретного прибора или датчика жгут разделяется на самостоятельные нити. Жгуты обеспечивают определённый порядок подключения приборов, который отражён в электрической схеме.
Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения фар ВАЗ 2101:
Защёлки на пластиковых колодках штепсельных разъёмов обеспечивают надёжное соединение, предотвращая случайную потерю контакта от вибрации.
Передний жгут проводов, расположенный в моторном отсеке, является основным в системе электрического обеспечения. В салон автомобиля передний пучок проходит через технологическое отверстие с уплотнителем под панелью приборов. Электрическая система передней части соединяется с проводами панели приборов, блоком предохранителей, переключателями и зажиганием. В этой части салона основные электрические цепи защищены предохранителями.
Блок предохранителей расположен слева от руля. За блоком на кронштейне закреплены вспомогательные реле. От исправного функционирования электрических приборов и реле зависит надёжная работа ВАЗ 2101. Плавкие предохранители защищают электрические цепи ВАЗ 2101 от короткого замыкания.
Перечень электрических узлов, защищаемых предохранителями:
Коммутация приборов в салоне выполнена низковольтными проводами с эластичной масло- и бензостойкой изоляцией. Для облегчения поиска неисправностей изоляция проводов выполнена в разной цветовой гамме. Для большего различия на поверхность изоляции наносят спиральные и продольные полоски, чтобы исключить в жгутах наличие двух проводов одинаковой расцветки .
На рулевой колонке расположены контакты переключателей указателя поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала. В условиях сборочного цеха контакты этих переключателей смазаны специальной токопроводящей смазкой, удалять которую при ремонте запрещается. Смазка уменьшает трение и предотвращает окисление контактов и вероятное искрение.
Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения указателей поворота:
Прерывистый сигнал поворотников определяется реле-прерывателем. Соединение с «массой» обеспечивают провода чёрного цвета, соединения с «плюсом» - розовые или оранжевые провода. В салоне автомобиля провода соединяют:
По левой стороне салоне под ковриками проходит задний жгут проводов. От него отходит нить к выключателю плафона в стойке двери и выключателю лампы стояночного тормоза. Ответвление к правому плафону проходит за задней балкой по полу кузова, там же расположены провода, соединяющие датчик указателя уровня и резерва топлива. Провода в пучке закреплены липкой лентой к полу.
При многочисленных проблемах в электрической системе автомобиля, следует задуматься о полной замене проводки, а не отдельных участков. При прокладывании новых проводов не рекомендуется объединять в один жгут провода низкого напряжения с высоковольтными. Надёжное крепление к корпусу исключит пережатие проводов и повреждение изоляции. Соответствующие штепсельные колодки обеспечат плотный контакт, что исключит возникновение пробоя и окисления.
Замену проводки самостоятельно по силам осуществить автолюбителю, имеющим поверхностные знания об электрике.
От степени значимости причины зависит объём работы:
Для замены части электрической проводки в салоне необходимо подготовить:
До начала работ следует зарисовать расположение проводов и распиновку колодок.
Замену проводки следует проводить в соответствии с правилами безопасности и электрической схемой:
При замене проводки на панели приборов следует руководствоваться схемой подключения.
Номера позиций элементов электрической цепи на схеме контрольных приборов:
Чтобы избежать значительной путаницы в проводах и нудного выявления повреждений, стоит задуматься о приобретении комплекта жгута проводов для данной модели со всеми колодками, штекерами и коннекторами.
Статистический анализ выявленных неисправностей утверждает, что 40% отказов карбюраторных двигателей приходится на комплексную работу системы зажигания.
Отказ электрооборудования определяется визуально, наличием напряжения на соответствующих контактах: ток либо есть, либо его нет. Неполадки невозможно определить заранее: по стуку, скрипу или увеличенному зазору. В случае неисправности вероятно возникновение короткого замыкания в проводке и узлах электрооборудования. Появление возможной неисправности можно выявить по нагретым проводам и оплавленной изоляции.
Аккумулятор является потенциальным источником пожарной опасности. Расположение батареи 6 СТ-55 П в подкапотном пространстве ВАЗ 2101 соседствует с выхлопным коллектором, поэтому возможен нагрев банки аккумулятора с клеммой «+», что приведёт к «кипению» электролита. Установка асбестовой защиты между аккумулятором и выпускным коллектором исключит выкипание электролита.
Автолюбителю стоит понимать, что работа потребителей электричества зависит от надёжного крепления генератора и стартера к корпусу двигателя. Отсутствие одного болта или недостаточный момент затягивания гайки приведёт к деформации валов, заеданию и поломке щёток.
Неполадки в работе генератора выражаются в недостаточной мощности электрического тока. При этом падает напряжение и загорается контрольная лампа. Повреждение генератора влечёт за собой разряд аккумулятора. Обгорание коллектора и износ щёток исправляются водителем самостоятельно путём замены щёток и зачисткой коллектора шлифовальной шкуркой. Замыкание обмоток статора ремонту не подлежит.
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения |
Не горит лампа контрольного заряда |
|
|
Периодически загорается лампа |
|
|
Недостаточный заряд аккумулятора |
|
|
Повышенный шум при работе генератора |
|
|
Когда на работающем двигателе горит лампа контрольного заряда аккумулятора следует произвести элементарные манипуляции на проверку генератора:
При необходимости движения на ВАЗ 2101 без генератора надо вынуть предохранитель № 10 и отсоединить чёрный провод реле контрольной лампы заряда аккумулятора на штекере «30/51». Система зажигания будет работать при падении напряжения до 7 В. При этом не стоит пользоваться освещением, тормозом и указателями поворота. При включении стоп-сигналов заглохнет двигатель.
При неисправном генераторе нормально заряженный аккумулятор позволяет проехать до 200 км.
«Минус» аккумулятора подключается к кузову, а «плюс» – к контакту «30» генератора. Ошибочное обратное подключение вызовет повышенный ток и повредит генератор
На первые модели ВАЗ 2101 устанавливался электромагнитный регулятор напряжения РР-380. В настоящее время эта модификация регулятора снята с производства, в случае замены устанавливаются современные аналоги. Регулятор не подлежит регулировке при эксплуатации. Для проверки его функционирования следует использовать вольтметр. Простая процедура предоставит информацию о его соответствии заявленным характеристикам корректировки напряжения в бортовой системе:
Стартер обеспечивает начальное вращение коленвала. Простота его устройства не отрицает факт значимости в работе общей системы автомобиля. Изделие подвержено загрязнениям и износу деталей. Большая тяговая сила отражается на состоянии крепёжных соединений и контактных групп.
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения |
Стартер не работает |
|
|
Стартер слабо вращает двигатель |
|
|
Стартер работает, коленвал не вращается |
|
|
При включении слышны щелчки |
|
|
Перед снятием стартера для замены или ремонта следует убедиться в отсутствии второстепенных причин, указанных в таблице: разряд аккумулятора, окисление клемм и контактов, обрыв проводов.
Один раз я использовал стартер как движущую силу автомобиля. «Копейка» заглохла посередине дороги. Сломался бензонасос. Чтобы не мешать другим участникам движения решил сдвинуть автомобиль на несколько метров к обочине. Выходить, чтобы толкнуть, побоялся. Поэтому включил вторую передачу и, не нажимая сцепления, повернул ключ на стартер, используя его как электродвигатель. Дёргаясь, машина тронулась. Так, потихоньку съехал на обочину. Производитель не рекомендует использовать стартер для передвижения, но ситуация заставляет.
При обгорании боковых электродов в крышке распределителя зажигания следует произвести их зачистку и припаять пластины для обеспечения оптимального зазора между электродом и контактом ротора. В случае появления трещины на корпусе распределителя от центрального электрода к боковым стоит залить трещину эпоксидным клеем.
Неисправность контрольных ламп в щитке приборов и ламп освещения проявляется не только при перегорании нити накаливания, но и при отсутствии надёжного соединения с «массой». Холодные нити ламп обладают пониженным сопротивлением. В момент включения по нити проходит большой электрический заряд, моментально её разогревая. Любая встряска может привести к обрыву нити из-за пониженной механической прочности. Поэтому фары рекомендуется включать в неподвижном состоянии.
Обгорание контактов происходит по двум причинам:
При работе с электрооборудованием автомобиля следует отсоединять провод с минусовой клеммы аккумулятора.
На момент производства автомобиль ВАЗ 2101 соответствовал принципам комфорта, надёжности, технологичности. Серьёзное внимание при разработке конструкции способствовало снижению затрат при обслуживании в процессе эксплуатации. С точки зрения водителя, модель обладает достойной экономичностью и динамикой. Компактное расположение деталей и наличие приборов контроля облегчают управление и обслуживание. Внедрение новых технологий в электрическую схему автомобиля ВАЗ 2101 представлено сложным комплексом проводов и электрических приборов, работа которых взаимосвязана. Выход из строя одного из приборов и нарушение контакта повлечёт за собой неисправность всей системы.
Электрооборудование ВАЗ 2101, 2102 выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода.
За время выпуска автомобилей ВАЗ-2101 в их схему вносились небольшие изменения. Так, в 1977 г. добавился фонарь 57 света заднего хода с выключателем 26 на коробке передач, бачок с датчиком 15 уровня тормозной жидкости. С 1980 г. стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла со встроенным выключателем стеклоочистителя, и поэтому изменилась схема включения стеклоочистителя.
Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп-сигнала, плафонов освещения салона и штепсельной розетки для переносной лампы.
Электрооборудование автомобиля защищено плавкими предохранителями (см. рис. Плавкие предохранители), установленными под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя не защищены предохранителями.
Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, необходимо выяснить причину его сгорания и устранить ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть цепи, которые защищает данный предохранитель (см. табл. Цепи, защищаемые плавкими предохранителями).
Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару.
№ предохранителя (см. рис. Плавкие предохранители) |
Защищаемые цепи |
1 (16 А) | Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Лампы стоп-сигнала в задних фонарях |
2 (8 А) | Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Элек-тродвигатель омывателя ветрового стекла (на ВАЗ-21011) |
3 (8 А) | Левая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света |
4 (8 А) | Правая фара (дальний свет) |
5 (8 А) | Левая фара (ближний свет) |
6 (8 А) | Правая фара (ближний свет) |
7 (8 А) | Левый подфарник (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Фонарь освещения номерного знака*. Лампа освещения комбинации приборов |
8 (8 А) | Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Подкапотная лампа. Лампа освещения прикуривателя |
9 (8 А) | Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа давления масла. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика |
10 (8 А) | Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора |
* На автомобилях выпуска 70-х годов одна лампа фонаря освещения номерного знака была защищена предохранителем 7, а другая – предохранителем 8.