Секвентальная коробка передач. Кулачковая коробка передач – есть ли смысл ее ставить? Кулачковая коробка передач что

Представленный в конце июня 2015 года в Гудвуде, вы могли обратить внимание на наличие секвентальной коробки переключения передач, которая уже давно стала неотъемлемым атрибутом спорт- и суперкаров. Поскольку некоторые каракумники заинтересовались устройством и особенностями данного типа КПП, я расскажу вам о ней. Секвентальная КПП отличается возможностью только последовательного переключения между передачами. Иными словами, водитель может перейти только на одну передачу выше либо ниже используемой, не перескакивая через остальные, как это можно сделать в классической механической КПП с поисковым принципом переключения. Предлагаю более подробно ознакомится с этим типом коробок переключения и развеять пару заблуждений, связанных с секвентальными КПП.

Принцип работы секвентальной КПП


Как мы уже выяснили, передачи этого типа трансмиссии переключаются только поочерёдно, в строго заданной последовательности. И поскольку секвентальная КПП построена на базе механической, мы будем делать отсылки по принципу работы именно к МКПП.


Во-первых , для секвентальной КПП характерно отсутствие педали сцепления, что в первую очередь обрадует не умудренных опытом водителей. Это сильно облегчает управление автомобилем, ведь постоянные танцы левой ногой на педали сцепления, прямо скажем - дело на любителя. Сцеплением управляет не водитель, а электронный блок, который получает сигнал от сенсоров, считывающих нажатие на педаль газа и непосредственно включение конкретной передачи. Как говорится, дело техники. Когда коробка получает команду от электронного блока, с помощью специальных датчиков в прогрессивный блок передаётся новый сигнал об используемой скорости автомобиля. Прогрессивный блок является последней инстанцией, где корректируется скоростной режим на основе различных показателей: начиная от оборотов двигателя и заканчивая работой кондиционера.
Видео, демонстрирующее работу секвентальной коробки передач. Как стремительно переключаются скорости!


Во-вторых , в секвентальной КПП используются прямозубые шестерни. Они выдают больший коэффициент полезного действия, если сравнивать с косозубыми из МКПП. Это вызвано тем, что косозубые шестерни имеют больше потерь на трение. Но и крутящий момент прямозубые шестерни способны передавать меньший, поэтому в секвентальных КПП часто используют шестерни бОльшего размера для компенсации этого недостатка.

И наконец, третьей отличительной чертой секвентальной трансмиссии является наличие гидравлических сервоприводов, с помощью которых происходит переключение между передачами. В настоящее время гидравлические сервоприводы часто ассоциируют с роботизированной КПП, но это не так. В последней используются электрические.
Об одном из вариантов исполнения секвентальной коробки рассказывает в своём видео Евгений Травников:

Преимущества и недостатки секвентальной КПП


Теперь, когда мы имеем представление о принципе работы упомянутой трансмиссии, давайте разберёмся, чего же стоит от неё ожидать.

Преимущества:
1. Высокая скорость и удобство переключения между передачами. Благодаря наличию электронного блока управления и гидравлического механизма, временные затраты на переключение сокращаются до 150 миллисекунд, что играет весомую роль в профессиональном автоспорте. Более шустрым переключением передач не могут похвастаться ни одна из классических трансмиссий, причём как механических, так и автоматических. Кроме того, с секвентальной КПП вы не будете судорожно пытаться попасть в нужную скорость, мчась из всех лошадиных сил по кольцу, когда удержать автомобиль на правильной траектории мешает высокая нагрузка и тряска с вибрацией.

2. Нет потери скорости при переключении.

3. Экономичный расход топлива.
Последние два пункта являются скорее последствием первого, однако мы не можем не учесть этого, отдавая должное секвентальной КПП.

4. Возможность переключения подрулевыми лепестками. Да, эта технология, так полюбившаяся настоящим гонщикам, открылась благодаря секвентальному механизму переключения.
Кстати, геймерам этот механизм тоже полюбился. Некоторые даже сами берутся разрабатывать такие коробки =)

Пятым преимуществом можно было бы назвать выбор между двумя режимами –автоматическим и ручным переключением передач (так называемый спорт-режим). Но эта особенность характерна для автоматических КПП. А так как секвентальная трансмиссия может существовать самостоятельно, оставим это преимущество отдельным видам автоматических КПП.

Недостатки:
Здесь речь идёт не только о тех нагрузках, которые испытывает коробка болидов Формулы 1 на гоночной трассе, но и о нагрузках, которые может испытывать гидравлический механизм при неправильном переключении на гражданских автомобилях. Как бы ни было просто переключать передачи на секвентальной КПП, делать это нужно своевременно. Агрегаты этой трансмиссии довольно чувствительны и быстро изнашиваются из-за особенностей конструкции. Ведь чем сложнее механизм, тем больше вероятность его поломки.

2. Дороговизна в обслуживании. Собственно, здесь тоже можно сослаться на конструктивные особенности секвентальной КПП, и без лишних комментариев.

Заблуждения и мифы, связанные с секвентальной КПП


1. Секвентальная КПП и роботизированная КПП – одно и то же.
Отнюдь, это не так. Несмотря на схожий принцип работы, в роботизированной КПП как минимум используются электрические сервоприводы для переключения между передачами. А в секвентальной КПП – гидравлические.

2. Секвентальная и автоматическая КПП неразлучны.
Ещё одно заблуждение, вызванное широким распространением автоматических КПП в паре со «спорт-режимом». Однако стоит вспомнить о КПП, используемых в автоспорте, и всё встаёт на свои места. Секвентальная КПП может существовать отдельно от автоматической трансмиссии.

3. Секвентальный механизм устанавливается только на болиды и другие спорткары, вместе с кулачковой коробкой.
Несомненно, дуэт этих двух технологий даёт огромное преимущество на трассе, но уже не один десяток лет секвентальная КПП используется на серийных авто, предназначенных для общественных дорог.

Применение секвентальной КПП

В настоящее время секвентальный механизм широко используется и даже успел стать классикой для некоторых мотоциклов и автомобилей. Например, этот тип трансмиссии характерен для старенького мотоцикла . Но более популярным применением этой технологии прославились модели КПП SMG, устанавливаемые на автомобили BMW с 1996 года.

SMG 1 и SMG 2 длительное время устанавливались на BMW 3 серии.
Минутка ностальгии или как это было:

1-Световой индикатор переключения на повышенную передачу ; 2-Индикатор включения передачи и программы ;

3-Рычаг управления ; 4-; 5-Переключатель программ движения (в центральной консоли) .

Основные компоненты первого поколения SMG изображены на рисунке:

1 ЭБУ системы SMG ; 2 ЭБУ системы ABS ; 3 Индикатор включенной передачи и программы (в тахометре) ; 4 ЭБУ индикатора включенной передачи и программы
5 Переключатель программы движения (в центральной консоли) ; 6 Индикатор положения рычага управления (в центральной консоли) ; 7 Шестиступенчатая коробка передач SMG с исполнительным узлом ; 8 Кронштейн механизма переключения передач SMG ; 9 Приводной насос ; 10 Исполнительный цилиндр гидропривода сцепления ; 11 Сцепление ; 12 Гидравлический блок ; 13 Бачок главного цилиндра ; 14 ЭБУ системы DME *
Сейчас SMG выпускается уже в третьем поколении и с 2005 года устанавливается на BMW E60 M5.

Такое мудреное и труднопроизносимое слово для простого русского человека, как секвентальный, образовано от английского sequence, что в переводе значит: последовательность. И английское название sequential manual gearbox по-русски звучит как секвентальная коробка передач. Это устройство на автомобилях определенного класса, допускающее только последовательные переключения скоростей с первой на повышенную и наоборот, без перескакиваний.

Коробчатая коробка передач представляет собой вариацию планетарной коробки передач. У них есть дополнительное преимущество - не использовать зубья шестерни для привода валов; вместо этого они используют внутреннее устройство смещения кулачков для приведения в движение роликов, которые поворачивают циклоидальное колесо внутри коробки передач. Катки способны выдерживать 500% -ную перегрузку без разрыва коробки передач. Еще одно преимущество циклод-привода для пользователей заключается в том, что многие модели смазываются маслом и не используют масло.

Традиционная коробка

На традиционных КПП, устанавливаемых на большинстве отечественных автомобилей , нейтральное положение рычага включения скоростей установлено посредине. Для того чтобы тронуться с места, мы выжимаем сцепление и включаем первую передачу. В дальнейшем с набором скорости рекомендуется их последовательное переключение.

Эти редукторы гораздо реже отказываются в неожиданных ситуациях перегрузки. При использовании смазки для смазки вместо смазки масла уменьшается вероятность потери смазки через уплотнения вала. Уменьшенная вероятность потери смазки особенно важна для вертикально смонтированных редукторов, как и для мешалок.

На рисунке выше центральный серый цветный вал - входной вал. Тот же самый вал показан на рисунке ниже. Он выполнен с эксцентриковым кулачком на конце вала. Кулачок находится внутри центра циклоидного диска. Когда он вращается, кулачок перемещает циклоидный диск по круговой орбите. Внешние фиксированные штифты и ролики удерживают диск и заставляют его катиться внутри кольца фиксированных штифтов. Когда дисковые рулоны перемещают внутренний набор штифтов и роликов, прикрепленных к выходному валу.

Однако ничто не мешает нам начать движение сразу на второй скорости, если состояние дороги нормальное и двигатель рассчитан на такое действие. Пытаясь запустить двигатель с севшим аккумулятором, мы, толкая автомобиль, для облегчения можем включить сразу и третью, и даже четвертую. Ничто этому не препятствует. Снижая скорость для совершения маневра, мы, притормозив, с четвертой передачи переходим сразу на вторую или на первую. Перепутав, можно и на ходу включить не ту скорость, что для авто далеко не безобидно.

Один поворот кулачка перемещает циклоидный диск поверх одного внешнего штифта. Когда диск вращается, внутренние штифты вынуждаются вместе с ним со скоростью диска. Это означает, что происходит снижение передачи, а выход вращается при более низких оборотах, чем входной вал.

Характер конструкции делает их размер намного меньшим, чем обычный зубчатый редуктор для такого же коэффициента передачи. Это означает, что вам нужно меньше места для их монтирования. Они весят меньше и легче укомплектованы персоналом по монтажу и ремонту. Меньшие внутренние элементы и скользящее действие вращающихся компонентов делают редуктор более тихим, чем обычные редукторы.

Коробка-автомат

Чтобы упростить управление автомобилем, была изобретена автоматическая коробка передач, которая освободила водителя от необходимости выбирать режим движения на том или ином участке пути. Автомат сам переключается, водитель же, работая одной ногой, или прибавляет скорость, или притормаживает. Управление автомобилем с АКПП требует меньшей квалификации, и не зря разрешение на эксплуатацию подобного транспортного средства выделено теперь в отдельную категорию.

Они идеальны там, где ожидаются ударные нагрузки, потому что все детали находятся в сжатии, а не в растяжении, как в случае с традиционными зубьями редуктора. Их надежность и долговечность являются выдающимися! Отказ от ответственности: поскольку авторы, издатели и реселлеры не знают контекста, в котором должна использоваться информация, представленная в этой статье, они не несут ответственности за последствия использования информации, содержащейся или подразумеваемой в каких-либо статьях.

Если у вас есть рекомендации по техническому обслуживанию по техническому обслуживанию оборудования, в частности устранение дефектов и предотвращение отказа оборудования и оборудования, или были сделаны успешные улучшения надежности оборудования, пожалуйста, не стесняйтесь присылать мне свои статьи для публикации на этом веб-сайте.

Но и работа над совершенствованием механической трансмиссии не останавливалась. В результате появилась секвентальная трансмиссия, которая также не предусматривает наличие педали сцепления, но работающая на иных принципах. И главная её особенность – строго последовательное переключение скоростей.

Получите максимальную надежность своей компании на мировом уровне

Вы можете связаться со мной по электронной почте. Теперь дайте вашей компании надежную систему для обеспечения надежности эксплуатационных активов мирового класса, минимальных затрат на обслуживание и максимальной операционной прибыли. Большинство этих блоков могут быть легко заменены с учетом правильных интерфейсных частей. Основные вариации в заднем корпусе, задней муфте и третьем валу управления соответствуют друг другу, а также некоторые изменения внешней конфигурации колокольчика.

Принцип секвентальности

Последовательное переключение передач можно отметить, например, на мотоциклах, где они включаются ногой. Нейтральное положение там располагается чаще всего между первой и второй передачей. Та же механика применяется на тракторах, на больших грузовиках . Наибольшее же распространение последовательное включение получило в коробках спортивных автомобилей , где дорога каждая миллисекунда и недопустимо снижение скорости при переключении. Использование гидравлики позволяет ещё больше ускорить этот процесс и сократить его до минимума.

Низкое начальное положение, 1-дюймовый 10-шлицевый входной вал, 1-дюймовый 10-шлицевый выходной вал, внешнее заднее уплотнение. На правой стороне основного корпуса на нижней стороне расположены два резьбовых отверстия, которые закрыты резьбовыми заглушками. В других применениях в этих отверстиях могут храниться жирные колпачки, которые несут поперечные валы для механизма боковой перемотки.

Также обратите внимание на небольшое усиливающее ребро, добавленное на нижней части заднего корпуса в задней точке крепления. Внутренне главный вал немного больше в корме основного корпуса, используя другую «прокладку», приводное устройство спидометра и стопорную гайку. Это незначительное изменение не часто отражается в текущих каталогах деталей. Для взаимозаменяемости задний корпус может быть заменен только с соответствующим изменением главного вала.

В основе секвентального механизма лежит обычная механическая коробка передач, несколько усложненная в процессе модернизации. Главной особенностью является то, что с её помощью можно осуществлять переключение с пониженной на повышенную передачу без снижения скорости движения автомобиля, что неизменно происходит при работе традиционной КПП.

Чтобы использовать положение старшего стартера в более ранних автомобилях , вам необходимо установить более позднюю секцию переднего туннеля и панель перегородки каркаса. Здесь есть дополнительные укрепляющие ребра на внешней стороне колокольчика, чтобы уменьшить вибрацию и шум, а также более толстый передний фланец на колошнике для крепежных болтов. Также имеется уплотнение резинового вала на крышке корпуса коробки передач, которое является взаимозаменяемым и часто модифицируется с более ранними блоками.

В отличие от косозубых шестерен на традиционной коробке обычного автомобиля , в кулачковой шестерни прямозубые и длинные. Это роднит её с трансмиссией секвентальной коробки. И именно эта особенность позволяет и той, и другой системе переключаться, не снижая скорости. При этом устройство самой коробки проще – здесь нет синхронизаторов, а вместо множества мелких зубьев на шестерне и муфте торцевые выступы. Те самые кулачки, которые и входят напрямую в зацепление с зазором.

Также некоторые признаки того, что крышка переднего уплотнения могла быть выпущена на заводе раньше. Низкое положение положило стартер очень близко к нижнему фланцу на блоке двигателя. Высокое положение положило стартер очень близко к корпусу распределителя.

Пожалуйста, обратитесь к техническому оборудованию карданного вала для вариаций трех различных карданных валов , используемых для размещения этих различных редукторов. Сочетая способ движения между более удобной ручной системой и более управляемым автоматическим, просто поднимая или опуская рычаг, или, в более современных моделях , нажмите кулачки.


Особенности

На автомобилях с секвентальной коробкой рычаг переключения располагается на руле. Как вариант, на рулевом колесе могут устанавливаться кнопки. Нужная кнопка маркирована литерой «S». Предусмотрено как автоматическое, так и ручное переключение . При этом коробка может работать в трех режимах:

Популярно также распространено упоминание о них как полуавтоматических коробках передач. Это механическая коробка передач с гидравлическим роботизированным командованием, в котором есть рычаги или рычаги, которые работают в режиме контрафазы: справа на подъем, левый, чтобы уменьшить, и использование сцепления по требованию, что делает возможными изменения в 0"1 секунд.

Утешение гражданского гонщика

Последовательная механическая коробка передач также относится к мотоциклам, где изменение производится с помощью кулачков, и сцепление обычно идет на левой ручке. В автомобилях мы обычно находим их на рулевом колесе, когда они электрогидравлические, хотя в некоторых случаях мы можем найти их чисто ручными или гидравлическими без дальнейших церемоний.

  • Стандартном механическом.
  • Механическом спортивном.
  • С без участия водителя.

Достоинствами этого автомобиля будущего являются следующие моменты:

  1. У авто с секвентальной КПП , как и с АКПП, нет педали сцепления – это хорошо для начинающих водителей.
  2. Эта коробка предусматривает выбор между автоматическим и ручным переключением.
  3. Высокая скорость переключения передач, что отражается на экономичности двигателя.

Недостатком пока является низкая устойчивость к износу механизма коробки.

Этот тип коробок, кроме того, не предназначен для экономии топлива в любом из его вариантов, поскольку наиболее важным является быстрое получение требуемой мощности в каждый момент. Испания не является страной с традицией автоматических изменений, что происходит в Соединенных Штатах, где большинство транспортных средств оснащены этим типом передачи. Несмотря на то, что в других европейских странах не так много энтузиазма, Испания остается в очереди в спросе на этот тип передач.

Конструкция кулачковой КПП

Более высокая цена, чем тот же автомобиль, оснащенный механической коробкой передач, более дорогие срывы и более высокий расход топлива, стали самыми важными тормозами для успеха автоматических изменений в Испании и Европе, особенно среди самых фанатичных водителей. Но происходит изменение тенденции, и понемногу этот тип передачи начинает набирать последователей. Причина заключается в эволюции автоматических изменений, которые даже превышают ручную скорость и потребление. Кроме того, они могут предлагать спортивное вождение, подобное ручной коробке передач, когда они включают в себя возможность последовательного изменения с лопастями на рулевом колесе.

Трансмиссии которые применяются в ралли я бы разделил нанесколько видов.

1. Полный сток.

Заводская синхронизированная МКПП. Без всяких изменений. В автоспорте и в ралли почти не применяется так какстандартная кпп рассчитана на эксплуатацию город-трасса, и для ралли является слишком длинной и машина с ней медленней чем могла бы быть.

Теперь электроника автомобиля уступила место новому поколению автоматических изменений, более плавных, быстрых, более эффективных в потреблении и предлагаемых в качестве опции даже в обычных транспортных средствах среднего и малого размера. Кроме того, многие «премиальные» модели продаются только с автоматической коробкой передач.

Автоматические изменения с помощью гидротрансформатора - это те, которые доминировали на рынке в последнее десятилетие и сегодня по-прежнему поддерживаются его простой структурой и сопротивлением. Это действительно механическая коробка передач, но с внутренней системой сцепления, которая препятствует тому, чтобы водитель мог наступить на него. В целом, он реагирует очень похоже на ручной, но с несколько более медленными и менее точными изменениями.

2. Тюнинговый сток.


принцип работы синхронизатора


Когда Главная пара и передаточные числа кпп изменены, чаще всего установлен дифференциал повышенного трения (червячный или дисковый) сильно улучшающий динамические возможности автомобиля на скользких покрытиях.

Среди его преимуществ - удобство в использовании, эффективность в потреблении и эффективное использование моторного тормоза. Это помогает поддерживать двигатель в режиме максимальной мощности для достижения максимального ускорения и постоянного потребления. Против цены такого типа изменений и более высокой стоимости ремонта, чем руководство в случае отказа.

Изменения в десятых долях секунды и с коэффициентами ускорения и потребления лучше, чем их эквивалент в ручном режиме , являются ключами, привлекающими многие драйверы. Его плавность работы также играет в пользу более низких затрат на техническое обслуживание . Напротив, мы нашли его цену, всегда дороже, чем автомобиль с механической коробкой передач.

червячный дифференциал повышенного трения


Дисковый дифференциал повышенного трения


Кпп по прежнему, на основе синхронизаторов и косозубая. Часто применяется для тюнинга городских автомобилей. Т.К. В сравнениисо стоком сильно улучшает динамику автомобиля. Так выглядит раллийная езда наподобной кпп. Это мой онборд с кубка России по ралли – Ралли золотые купола2013г

Причины покупки или отсутствия транспортного средства с автоматической коробкой передач

Чтобы обобщить самые большие преимущества автоматического изменения по сравнению с ручным, мы находим его в комфорте, который он предлагает, самым безопасным и внимательным движением к трафику, не имея необходимости знать о педали и рычаге и механической безопасности, которую он приносит в двигатель гладкость в передачах. В результате получается более динамичное и спортивное вождение, и это ценят водители, которые более схожи с традиционными изменениями.

3. Кулачковая КПП.


Свое название берет от кулачковых муфт, которые заменяют собой синхронизаторы и позволяют включать быстро и без выжима сцепления производить ударные включения, как вверх так и вниз, передача надежно включится.


Шестерни в этой кпп прямозубые. Применяется вместе с дисковым дbфферинциалом повышенного трения. Эта кпп уже не применяетсядля городского тюнинга т.к. имеет уменьшенный ресурс и высокую стоимость. Таквыглядит езда с кулачковой КПП переключения быстрые и без сцепления.

4. Секвентальная кпп.

Отличие от просто кулачковой кпп состоит в том, что вместо привычной схемы включения эта кпп имеет ход рычага только вперед (передача вниз) и назад (передача вверх). На самом делеотличие в механизме и принципе переключения а муфты и прямозубые шестерни такиеже как в обычной кулачковой кпп. На данный момент в ралли это вершина всеостальное запрещено. Такие кпп применяются на всех современных и быстрыхраллийных автомобилях в том числе на автомобилях чемпионата мира по ралли WRC. Вот к примеру каквыглядит езда с секвентальной кпп

Но вернемся к моему автомобилю.

Когда я купил логан там стояла коробка JH3 в ее корпусе был симбиоз укороченной Главной Пары и короткого ряда. Это позволяло машине со слабым мотором бытьнамного быстрее стандартного логана. После окончания езды в монокубке рено, гдеизменения в КПП были запрещены техническими требованиями , я принял решение ещеулучшить динамику автомобиля путем установки короткой главной передачи.

Передачу 4,9 (моя бывшая 4,5, заводская 4,3) удалось найти в Европе,

в таблице видно как меняется скорость на передаче, но к сожалению достаточно тяжело показать как улучшается динамика автомобиля


правда к сожалению она оказалась не дешевая, параллельно усилили корпус кпп чтобы можно было передавать возросший момент от ДВС.

Это в итоге и сыграло злую шутку. Из-за некачественно произведенной работы сторонних специалистов кпп 2 раза сломалась, а потом и совсем развалилась.



Причина была в усилительной пластине, которая была призвана держать посадочные места валов от смещения. После этого я решил перейти на следующий уровень. Была куплена новая кулачковая КПП прибалтийской компании samsonas.

Этим переходом я одновременно улучшил динамику автомобиля, повысил надежность, улучшил управляемость. Дело в том, что в моей предыдущей КПП не былодифференциала повышенного трения так называемой «блокировки». А в этой кпп онадисковая что позволяет не проигрывать на разгоне и улучшает выходы из поворотов.

Разнообразие коробок переключения передач, устанавливаемых на современные автомобили, некоторых автолюбителей приводит в определенное замешательство, особенно тогда, когда приходится остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии. Именно поэтому, в данной статье мы ответим на вопрос: «Что такое секвентальная коробка передач, принцип работы и основные ее отличия?».

Конструктивное исполнение

Основой конструкции такой КПП служит секвентальный механизм (см. фото 1), позволяющий переключать передачи исключительно по возрастанию (убыванию).

Рычаг секвентальной КПП способен перемещаться только вперед или назад, а номер включенной передачи индицируется на дисплее. Специальный вал, обладающий бороздами волнообразной формы, осуществляет управление вилками переключения, и происходит это следующим образом. При толчке рычаг, вал проворачивается на градус определенной величины и приводит в движение вилки переключения, а их расположение, и, следовательно, включение той или иной передачи, обуславливается фигурной формой борозд.

В качестве привода секвентальной коробки передач, как правило, используют пневматические или электрические механизмы, а органы управления (кнопки, переключатели) располагают на рулевом колесе или под ним.

Итак, мы рассмотрели конструктивное исполнение данной КПП, точнее, его основной элемент – секвентальный механизм. Далее – принцип функционирования.

Принцип действия КПП данного типа практически аналогичен принципу функционирования знакомой большинству автолюбителей механической трансмиссии. Тем не менее, отличия существуют, и мы их рассмотрим:

    Использование в конструкции коробки прямозубых шестерен (вместо косозубых в механике).

    Наличие электронного блока управления, выполняющего функции отсутствующей педали сцепления.

    Использование механизма переключения гидравлического типа для переключения передач, что существенно сокращает время данной операции (до 150 миллисекунд).

Именно последняя особенность секвентальных коробок передач предопределила область применения данных механизмов. Ими оснащаются гоночные болиды – участники соревнований класса «Формула-1» и ей подобных. Основной причиной, определившей такую область использования секвентальных КПП, стала их способность минимизировать время включения нужной передачи в режиме сильной вибрации, сопутствующей высоким скоростям. Тем не менее, некоторые автопроизводители успешно используют подобные механизмы для оснащения обычных автомобилей.

Разумеется, секвентальные коробки передач, принцип работы которых мы рассмотрели выше, обладают не только определенными достоинствами, но и некоторыми недостатками.

Плюсы и минусы секвентальных КПП

Функционирование любого механизма под нагрузкой предопределяет наличие у него некоторых (и не только положительных) эксплуатационных особенностей. К числу неоспоримых достоинств секвентальных коробок относят:

    Экономичность, обеспеченная минимальным временем переключения.

    Простота управления автомобилем (особенно для новичков), обусловленная отсутствием педали сцепления.

    Возможность выбора режима переключения передач: автоматический или механический.

    Наличие «подрулевых лепестков», позволяющих выполнять переключение, не отрываясь от управления автомобилем (оставляя руки на рулевом колесе).

Минусами КПП данного типа, обусловленные особенностями конструктивного исполнения, специалисты считают:

    Низкая степень эксплуатационной надежности гидравлического механизма, вызванная неустойчивостью агрегата к износу.

    Высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ.

Обычно, когда речь заходит о коробке передач гоночной машины говорят такую фразу: если в парной гонке на ускорение друг против друга выйдут обычный автомобиль и гоночный с двигателями одинаковой мощности, победителем, несомненно, станет последний.

Ключ к победе - кулачковая коробка передач.

Главное достоинство кулачковой коробки - в скорости переключения передач. Если разгоняться на обычном автомобиле, переключая передачи вверх максимально быстро, почти ударом, то смена каждой передачи займет около 0,6 с. Примерно столько уходит на высокоскоростное выключение/включение сцепления. Пилот гоночного автомобиля может сменить передачу втрое быстрее - и сделает это, не выжимая сцепления, и на каждом переключении будет выигрывать более 0,4 с! Это произойдет за счет того, что при каждом переключении у обычного автомобиля падают обороты двигателя и, соответственно, снижается интенсивность разгона. Чтобы выяснить, как устроена высокоскоростная гоночная коробка передач, мы отправились в Удельное, на подмосковную базу команды «Красные крылья», выступающей в ралли и кольцевых гонках.

Особенности гоночной механики

Денис Комаров, технический директор гоночной команды, готовит кулачковую коробку передач к фотосъемке. Он бережно протирает ветошью одну из шестеренок агрегата - огромное прямозубое колесо. Если бы такая шестерня лежала в мастерской сама по себе, можно было бы подумать, что она из коробки большого старого грузовика. Между тем она принадлежит компактному хетчбэку Citroёn С2.

Большой диаметр колеса объясняется двумя факторами. Во‑первых, коробка раллийной машины передает от двигателя на колеса солидный крутящий момент. А во-вторых, колесо прямозубое. Достоинство привычных косозубых шестерен, которые применяются в коробках «гражданских» автомобилей, заключается в том, что за счет более длинного зуба и, соответственно, большей поверхности распределения нагрузок они могут передавать тот же крутящий момент при меньших размерах. Кроме того, они работают заметно тише. Но прямозубые колеса применяются в гоночных машинах не случайно: они не создают осевых нагрузок на валах и повышают КПД коробки.

Удивительно, но гоночная коробка передач не сложнее, а даже проще обычной гражданской. Здесь нет никаких синхронизаторов, а вместо большого количества мелких зубцов, которые входят в зацепление при включении передачи на обычной коробке, применяются крупные кулачки - торцевые выступы на шестерне и муфте (обычно их 5−7 штук на колесо). Чтобы передачи включались как можно скорее, кулачки входят в зацепление с большим зазором по ширине. Поэтому при включении передач на раллийной машине можно слышать характерное металлическое клацанье - это кулачки шестерни и муфты столкнулись друг с другом.

Кулачковая коробка устроена так же, как обычная серийная, - только вместо косозубых шестерен прямозубые, вместо зубчатых муфт кулачковые и никаких синхронизаторов

Кулачковая коробка требует от пилота большой ловкости - особенно при переключении вниз: для синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии необходимо филигранно работать педалью акселератора и прекрасно чувствовать автомобиль. При бережной езде пилот при переходе вниз пользуется сцеплением, в ходе гонки - особенно на машинах с секвентальной кулачковой коробкой - педаль сцепления ему практически не нужна. В том числе поэтому раллисты иначе, чем гражданские водители, выжимают педали. Правая нога у них обычно лежит на педали газа, а левая заведует сцеплением и тормозами. Четко работать акселератором очень важно, ведь без правильно выполненной перегазовки переход на понижающую передачу либо вообще не произойдет, либо будет сопровождаться жестким ударом.

Именно поэтому пилоты раллийных машин ехидно улыбаются, когда я интересуюсь, насколько популярна кулачковая коробка среди любителей тюнинга. Конечно, находятся фанаты уличных гонок, которые заменяют серийные коробки кулачковыми. Такая замена улучшает динамику разгона, но требует от водителя постоянной концентрации внимания при переключении вниз, а также наполняет салон шумом от работы прямозубых шестерен. Кулачковая коробка воет примерно так же громко, как гражданская косозубая, когда в ее картере нет масла. Добавим сюда высокую стоимость кулачковых коробок (до €20 000 за агрегат) и невысокий срок службы - и придем к выводу, что установка кулачковой коробки на обычный автомобиль совершенно не оправданна. Конечно, срок службы автомобиля зависит и от субъективных факторов. В жестких гоночных условиях синхронизаторы долго не живут. Так что если за рулем гражданского автомобиля окажется маньяк, кулачковая коробка, вполне возможно, будет служить ему дольше привычной. Тем не менее со временем гоночный агрегат начнет издавать характерный стук, говорящий о том, что скруглившиеся кулачки не обеспечивают надежного зацепления. Такая коробка нуждается в замене износившихся пар. Денис рассказывает, что кулачковую коробку для проверки разбирают после каждой гонки, а некоторые пары в коробке приходится менять через каждые 2−3 этапа гонок. И это нормально!

Вперед-назад: хорошо и плохо

Есть и еще одна причина, почему кулачковые коробки не подходят для обычных дорог. Хотя эти агрегаты нередко оборудуют обычным поисковым механизмом переключения, самые быстрые и популярные у гонщиков коробки - секвентальные. В раллийных машинах пилота сильно трясет, поэтому водить рычаг переключения вперед-назад куда удобнее, чем выбирать передачи, как в обычном автомобиле. К тому же такая кинематика рычага позволяет сэкономить несколько миллисекунд на каждом переключении.

Трансмиссии которые применяются в ралли я бы разделил нанесколько видов.

1. Полный сток.

Заводская синхронизированная МКПП. Без всяких изменений. В автоспорте и в ралли почти не применяется так какстандартная кпп рассчитана на эксплуатацию город-трасса, и для ралли является слишком длинной и машина с ней медленней чем могла бы быть.

2. Тюнинговый сток.

принцип работы синхронизатора

Когда Главная пара и передаточные числа кпп изменены, чаще всего установлен дифференциал повышенного трения (червячный или дисковый) сильно улучшающий динамические возможности автомобиля на скользких покрытиях.

червячный дифференциал повышенного трения

Дисковый дифференциал повышенного трения

Кпп по прежнему, на основе синхронизаторов и косозубая. Часто применяется для тюнинга городских автомобилей. Т.К. В сравнениисо стоком сильно улучшает динамику автомобиля. Так выглядит раллийная езда наподобной кпп. Это мой онборд с кубка России по ралли – Ралли золотые купола2013г

3. Кулачковая КПП.

Свое название берет от кулачковых муфт, которые заменяют собой синхронизаторы и позволяют включать быстро и без выжима сцепления производить ударные включения, как вверх так и вниз, передача надежно включится.

Шестерни в этой кпп прямозубые. Применяется вместе с дисковым дbфферинциалом повышенного трения. Эта кпп уже не применяетсядля городского тюнинга т.к. имеет уменьшенный ресурс и высокую стоимость. Таквыглядит езда с кулачковой КПП переключения быстрые и без сцепления.

4. Секвентальная кпп.

Отличие от просто кулачковой кпп состоит в том, что вместо привычной схемы включения эта кпп имеет ход рычага только вперед (передача вниз) и назад (передача вверх). На самом делеотличие в механизме и принципе переключения а муфты и прямозубые шестерни такиеже как в обычной кулачковой кпп. На данный момент в ралли это вершина всеостальное запрещено. Такие кпп применяются на всех современных и быстрыхраллийных автомобилях в том числе на автомобилях чемпионата мира по ралли WRC. Вот к примеру каквыглядит езда с секвентальной кпп

Но вернемся к моему автомобилю.

Когда я купил логан там стояла коробка JH3 в ее корпусе был симбиоз укороченной Главной Пары и короткого ряда. Это позволяло машине со слабым мотором бытьнамного быстрее стандартного логана. После окончания езды в монокубке рено, гдеизменения в КПП были запрещены техническими требованиями, я принял решение ещеулучшить динамику автомобиля путем установки короткой главной передачи.

Передачу 4,9 (моя бывшая 4,5, заводская 4,3) удалось найти в Европе,

в таблице видно как меняется скорость на передаче, но к сожалению достаточно тяжело показать как улучшается динамика автомобиля

правда к сожалению она оказалась не дешевая, параллельно усилили корпус кпп чтобы можно было передавать возросший момент от ДВС.

Это в итоге и сыграло злую шутку. Из-за некачественно произведенной работы сторонних специалистов кпп 2 раза сломалась, а потом и совсем развалилась.

Причина была в усилительной пластине, которая была призвана держать посадочные места валов от смещения. После этого я решил перейти на следующий уровень. Была куплена новая кулачковая КПП прибалтийской компании samsonas.

Этим переходом я одновременно улучшил динамику автомобиля, повысил надежность, улучшил управляемость. Дело в том, что в моей предыдущей КПП не былодифференциала повышенного трения так называемой «блокировки». А в этой кпп онадисковая что позволяет не проигрывать на разгоне и улучшает выходы из поворотов.