Sae 80w90 расшифровка трансмиссионного масла. Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Жидкость для коробки передач имеется в каждом автомобиле. От качества этого расходного материала зависит работа как КПП, так и транспортного средства в целом. Предлагаем вам узнать, что такое масло трансмиссионное 80w-90, какими характеристиками оно обладает и зачем используется. Также вы сможете ознакомиться с отзывами водителей, заливших такое масло в свою коробку передач.

[ Скрыть ]

Зачем используется трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло (далее — ТМ), особенно его качество, играет ключевую роль в исправной работе коробки передач любого автомобиля. Также вы должны знать о том, что при заливе жидкости, которая не соответствует характеристикам КПП, можно ухудшить работу коробки.

ТМ используется в коробке транспортного средства для смазки деталей агрегата во время работы автомобиля. В среднем температура ТМ во время работы машины колеблется в районе 150 градусов Цельсия, но в том месте, где функционируют шестерни, оно может превышать и 250 градусов. Поэтому важным предназначением трансмиссионной жидкости является отвод немалой доли тепла от шестерен коробки, что предотвращает их расплавление.

Стоит отметить, что при долгом сохранении высокой температуры в агрегате в ТМ может образовываться пена. А от вспенивания расходный материал просто теряет свои свойства и не в состоянии выполнять первоначальные функции. Чтобы не допустить вспенивания жидкости в агрегате, нужно заливать в КПП исключительно качественный расходный материал.

В любом транспортном средстве используется из-за имеющихся в нем добавок, которые позволяют веществу работать на полную. Как вы поняли, при потере своих свойств ТМ не может обеспечить правильную работу коробки передач, поскольку компоненты агрегата не могут работать в нормальном режиме. Если жидкость, потерявшая свои функции, работает достаточно долго, то компоненты коробки передач могут со временем расплавиться или рассыпаться. А это, в свою очередь, спровоцирует полную поломку КПП, и владельцу авто понадобится делать ее капитальный ремонт или купить новую коробку.


Так или иначе, но трансмиссионная жидкость играет очень важную роль в работе машины, поэтому ее состоянию и качеству необходимо уделять должное внимание.

Технические характеристики масла 80W-90

Маркировка ТМ 80w90 обозначает стандарт вязкости. Такие расходные материалы содержат в своей основе загущающие присадки. В зависимости от производителя, технические характеристики жидкостей разных марок могут различаться между собой, но по факту их различие не такое значительное для автомобилиста. Каждый изготовитель может добавлять свои присадки в основу, но по стандарту характеристики жидкостей примерно одинаковые. Рассмотрим их:

  • класс вязкости по международному стандарту SAE 80W-90;
  • показатель плотности при температуре жидкости 15 градусов в среднем составляет 0.9 кг/м3;
  • коэффициент кинематической вязкости при рабочей температуре жидкости 40 градусов может колебаться от 137 до 144 сСт, в зависимости от производителя;
  • коэффициент кинематической вязкости при рабочей температуре жидкости 40 градусов может составлять от 14 до 19 сСт, в зависимости от присадок в основе жидкости;
  • показатель вязкости может колебаться от 98 до 142;
  • температура застывания расходного материала в коробке передач может колебаться от -16 до -30 градусов, в зависимости от производителя;
  • температура воспламенения расходного материала в агрегате может колебаться от 179 до 230 градусов, также все зависит от изготовителя вещества.

Отзывы

Что думают другие автолюбители о с классом вязкости 80w90? Предлагаем вам ознакомиться с отзывами других автолюбителей об основных брендах трансмиссионных масел, собранных во Всемирной паутине. В частности, речь идет о следующих расходных материалах:

  • «Зик»;
  • «Лукойл»;
  • «Газпромнефть»;
  • «Кастрол»;
  • «Мобил».
Положительные Отрицательные
Мой выбор — «Зик». Никогда другим не пользовался, ну и не собираюсь. Все вполне устраивает. КПП работает в норме. Один раз чуть не попался на подделку, решил погнаться за низкой ценой. Но потом все взвесил, почитал, что написано на этикетке и понял, что китайское производство «Зик» — это не оригинал. Люди, никогда не связывайтесь с «Кастролом». Несмотря на хорошую рекламу и советы продавцов, масло отвратительное. Раз залил его и теперь жалею. Перестало нормально включаться вторая передача — нужно рычаг КПП по несколько раз дергать, иногда приходится разгоняться, чтобы с первой переключиться на третью. И что теперь мне делать? Опять менять? Короче, отзыв отрицательный.
Последний раз залил «Лукойл», так коробка вообще себя по-другому стала вести. Моей машине почти двадцать лет и постоянно при езде выскакивал рычаг КПП. После замены на «Лукойл» все как рукой сняло. Даже скорости стали легче включаться, хотя, может быть, мне только кажется. В любом случае «Лукойл» меня не разочаровал. Масло для коробки «Zic» — это худшее, что можно найти на автомобильном рынке. Лучше, наверное, даже китайские подделки. Раньше коробка вибрировала постоянно на пониженных оборотах. Думал, что при замене все пройдет. Где уж там! Только я залил «Zic», вибрации только усилились. Иногда мне кажется, что КПП просто вылетает! Никогда не связывайтесь!
Мне понравилось масло «Shell 80w90». Из коробки постоянно выскакивала первая скорость, до того, как переключался на вторую. Еще иногда она начинала дребезжать. Меня это напугало и я, по советам бывалых водил, решил залить «Shell 80w90». Дребезжание прекратилось, прошел уже почти 100 тысяч после замены. Но скорость все равно периодически выскакивает, но теперь гораздо реже. По всей видимости, какой-то дефект в самой КПП. А так, в целом, все устраивает. Один раз залил «Мобил», но когда прошел на нем 90 тысяч км, начались проблемы со включением задней передачи. Решил попробовать «Шелл». Эта была моя роковая ошибка. После замены прошел не больше 10 тысяч и коробка передач просто отказала. Не включались скорости, отбуксировал авто на СТО. Пришлось делать капремонт КПП. Так что идите подальше со своим «Шеллом».
Про масло «Мобил» я впервые услышал от своего дяди. Долго думал, заливать его или нет, а то срок замены был уже близко. Решил не жалеть денег, все-таки заливают один раз надолго, и купил ТМ Мобил для КПП

Как бы там ни было, но при замене трансмиссионной жидкости необходимо пользоваться рекомендациями автомобильного производителя. Также нужно прислушиваться к советам автомобилистов, владеющих такими же транспортными средствами, как у вас. Иногда чужой горький опыт поможет не стать на те же грабли.

Видео «Ошибки при выборе расходного материала»

В этом видео специалисты рассказывают об основных ошибках, которые допускают автовладельцы при покупке трансмиссионной жидкости.

Использование специальных смазывающих жидкостей для трансмиссии столь же необходимо, сколько для силового агрегата. Но, в отличие от двигателя, имеется существенная разница в классе вязкости и характеристиках между данными материалами. Одним из самых популярных образцов является масло 80W90, которое используется в большинстве своем в регионах со средними холодами зимой и сильной жарой летом.

Как расшифровывается 80W90?

Как и моторные смазки, классифицируются Сообществом автомобильных инженеров (англ. сокращ. – SAE) по классу вязкости. Однако для данных типов жидкостей используются разные системы, которые необходимо различать для правильного выбора подходящего материала. Расшифровку лучше проводить по частям.

Наименование «80W» означает, что масла данного класса вязкости застывают при температурах от 25 до 30 градусов ниже нулевой отметки. Если транспортное средство будет эксплуатироваться преимущественно в регионах с очень холодными зимами, лучше всего предпочесть жидкости, содержащие маркировку 75W, 70W и ниже. Что же касается числа «90», то оно указывает на допустимые пределы использования масла летом. Смазка не теряет своих характеристик при температурах от 35 до 40 градусов выше нуля.

В итоге, SAE 80W90 – это всесезонные универсальные жидкости для ведущих мостов и коробок передач. Они отлично работают в температурном диапазоне от -25 до 35 градусов, однако ряд производителей предлагает более широкие пределы использования этого расходного материала.

Характеристики

Трансмиссионное масло обладает такой чертой, как наличие присадок, которые повышают густоту жидкости. Это необходимо для стабильной работы смазки при неблагоприятных погодных условиях, а также при резком перепаде температур без потери ключевых свойств. Кроме того, они позволяют избежать испарения, которое в перспективе отрицательно сказывается на работе трансмиссии.

Механическая КПП состоит из множества трущихся деталей, которые постоянно контактируют друг с другом в силу переключения водителем скоростных режимов. Естественно, поверхности данных компонентов должны смазываться определенной жидкостью с целью защиты от преждевременного износа и компенсации воздействия сил трения. У масла трансмиссионного 80W90 характеристики такие, которые позволяют предупреждать появление неисправностей. Оно способно выдерживать серьезные нагрузки, которые усугубляются сильными морозами или жарой.

Немаловажной задачей рассматриваемой жидкости является обеспечение плавной и бесшумной работы коробки передач. Несмазанные детали затрудняют переключение рычага, что ведет к ухудшению состояния всей системы трансмиссии. Более того, это является причиной сильного скрежета и иных крайне неприятных звуков, свидетельствующих о проблемах в работе механизмов. Масло же призвано предотвратить эти проблемы.

Какие масла использовать?

Надежную защиту может обеспечить только качественное трансмиссионное масло, поэтому к выбору подходящей смазывающей жидкости нужно подходить очень обдуманно.

Если данные условия соблюсти невозможно, или они не привели к должному результату, стоит обратиться к наиболее популярным и качественным образцам смазок, предлагаемых другими производителями.

Отличные расходные материалы для трансмиссии распространяет компания Motul. Модель масла Gearbox прекрасно работает в экстремальных условиях и способна выдержать максимальные нагрузки в соответствующем температурном режиме. Отличный вариант – Mobilube HD. Смазка имеет чуть более высокий порог морозоустойчивости, чем предыдущий вариант, хотя по другим характеристикам ничуть не хуже.

Бюджетные варианты могут быть не менее качественными, хотя выдающимися свойствами они обладать тоже не будут. Среди них можно выделить ZIC Gearoil и Лукойл ТМ-4, которые работают в указанных погодных условиях достаточно надежно, при этом их стоимость на 20–40% ниже, чем у рассмотренных выше более дорогих вариантов.

Заключение

Хорошее трансмиссионное масло – залог бесперебойной работы коробки передач и ведущих мостов. Популярным среди автолюбителей вариантом являются смазки с классом вязкости 80W90, которые отличаются хорошей стойкостью к нагрузкам в сильные морозы. Важно с расстановкой подходить к выбору данного рода жидкостей, поскольку они заметно влияют на автомобиль.

Среди всех смазочных материалов для механических коробок передач и других узлов трансмиссии масло 80W90 по популярности занимает, пожалуй, лидирующее место. Это если принимать во внимание среднюю полосу России. Ниже разберём характеристики и область применения трансмиссионного масла с вязкостью 80W90.

Расшифровка трансмиссионного масла 80W90

Рассмотрим кратко основные характеристики, которыми обладают трансмиссионные масла с вязкостью 80W90. Стандарт SAE J300 говорит о следующем.

  1. Температура застывания до потери смазывающих и защитных свойств находится на уровне –26 °C . При промерзании ниже этой температуры динамическая вязкость масла станет выше принятого инженерами SAE допустимого предела в 150000 сСп. Это не означает, что смазка превратится в лёд. Но по консистенции она станет похожей на загустевший мёд. А такой смазочный материал не просто не сможет защищать нагруженные пары трения, но и сам по себе станет препятствием для нормальной работы узла.
  2. Кинематическая вязкость при 100 °C у масла этого класса не должна опускаться ниже 24 сСт . Странно звучит применительно к узлам трансмиссии: температура 100 °C. Если КПП или мост разогреваются до такой температуры, то, вероятнее всего, в узле трансмиссии есть какие-то проблемы, или допустимая нагрузка превышена. Однако здесь учитывается вязкость при 100 °C потому, что в пятнах контакта масляная плёнка испытывает огромные нагрузки и локально может разогреваться до более высоких температур. И если вязкость будет недостаточной, то плёнка легче разрушится и позволит металлу контактировать с металлом напрямую, что вызовет ускоренный износ деталей узла. Косвенно «летняя» часть индекса определяет максимально допустимую летнюю температуру, которая для рассматриваемого масла равняется +35 °C.

В целом вязкость – это главный показатель. Именно он определяет поведение того или иного трансмиссионного масла в разных температурных диапазонах.

Область применения и отечественные аналоги

Область применения трансмиссионного масла 80W90 ограничивается не только температурными рамками, но и другими свойствами, такими как: способность к формированию прочной плёнки, противостояние вспениваемости и окислению, срок службы, агрессия по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Более детально эти и другие свойства трансмиссионного масла описываются стандартом API.

Сегодня в России чаще других встречаются трансмиссионные масла 80W90 с классом GL-4 и GL-5 по API. Иногда можно встретить и смазки класса GL-3. Но сегодня они практически полностью сняты с производства.

Масло 80W90 GL-4. Используется в большинстве синхронизированных коробок передач и других узлах трансмиссии отечественных и зарубежных авто. Взаимозаменяемо с маслами класса GL-3, но содержит в своём составе более совершенный пакет присадок, в частности противозадирных. Обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами. Способно работать с гипоидными передачами, у которых контактная нагрузка не превышает 3000 МПа.

Трансмиссионное масло 80W90 класса GL-5 по API пришло на смену уже устаревшему для новых авто классу GL-4. Надёжно защищает гипоидные пары трения с большим смещением осей, в которых контактные нагрузки превышают 3000 МПа.

Однако это масло не всегда может использоваться в коробках передач, рассчитанных на стандарт GL-4. Всё дело в очень низком коэффициенте трения, который достигается за счёт усовершенствованного пакета присадок. Синхронизаторы простых механических КПП работают за счёт коэффициента трения. То есть синхронизатор прижимается к шестерне и выравнивает скорость вращения валов непосредственно перед вхождением зубчатых колёс в зацепелние. Благодаря этому передачи включатся легко.

При работе на масле GL-5 у синхронизированных коробок, не рассчитанных под этот стандарт, часто наблюдается тугое переключение передач и характерный хруст из-за проскальзывания синхронизаторов. Хотя автовладелец может наблюдать некоторое повышение мощности авто и снижение расхода топлива благодаря заметно более низкому коэффициенту трения. Также ускоренными темпами на коробках, не предназначенных на работу с маслом GL-5, выходят из строя синхронизаторы.

В другие узлы трансмиссии, где требуется просто смазывание передающих усилие механизмов, допускается заливать масло класса GL-5 вместо GL-4.

Цена масел 80W90 начинается от 140 рублей за 1 литр. Столько стоят простейшие отечественные смазки, например, марки «ОйлРайт». Средний ценник колеблется в районе 300-400 рублей. Стоимость топовых продуктов доходит до 1000 рублей за литр.

Отечественный вариант масла 80W90 по старой классификации называется , по новой – ТМ-4-18 (аналог 80W90 GL-4) или ТМ-5-18 (аналог 80W90 GL-5).

Что такое масло 80w90, каковы его показатели – это интересно множеству водителей. Всякий автолюбитель должен уметь определять, какое масло является оптимальным для его машины. Кроме моторной, существует смазка для трансмиссии. Одним из распространенных ее представителей считается универсальная полусинтетика 80w90.

В каждом авто имеется трансмиссия. Она представляет собою сочетание агрегатов, которые предназначены для передачи крутящего момента от мотора к колесам, изменения усилия тяги, быстроты и вектора передвижения. МКПП/АКПП обеспечивает передвижение автомобиля и управление им. В КПП постоянно происходит перегревание, ее детали изнашиваются, подвергаются коррозийному и иному воздействию. Для обеспечения бесперебойного функционирования каждого узла применяются трансмиссионные масла. От того, насколько они качественные и соответствуют определенному типу КПП, которая входит в трансмиссию, зависит корректное функционирование всего авто.

Задачи и характеристики

Масло трансмиссионное 80w90 позволяет поддерживать рабочее состояние авто, выполняет следующие задачи:

  • осуществление отвода тепла от соприкасающихся деталей;
  • предотвращение изнашивания соприкасающихся элементов посредством формирования промеж них прочной смазочной пленочки;
  • устранение последствий изнашивания;
  • уменьшение потерь из-за трения;
  • защита от коррозии;
  • уменьшение промежутков между трущимися частями, значительное снижение вибрации, шума и нагрузки на шестерни.

Своевременная замена масла в КПП продлит срок службы вашего авто

80w90 полусинтетическая смазка, располагающая такими главными свойствами:

  • противостояние коррозии;
  • устойчивость к пенообразованию;
  • противостояние изнашиванию и задирам;
  • сочетаемость с уплотняющими элементами из резины;
  • стойкость к термоокислению;
  • низкая токсичность;
  • хорошие температурно-вязкостные характеристики.

Данное масло имеет в составе присадочные вещества, которые способствуют загущению.

Температурно-вязкостные характеристики

В мировой спецификации масел по вязкости, называемой SAE и разработанной Обществом Инженеров США, существует стандарт SAE J306. В нем содержатся требования, которые относятся к вязкости смазок для трансмиссии (как при низких, так и при высоких температурах). Автомасла для трансмиссии различаются с моторными. Ввиду этого они маркируются по-своему. Моторные масла могут содержать в маркировке SAE числа от 0 до 60, смазки для трансмиссии – от 70 до 250. Высококачественное масло должно отлично смазывать детали, ведь от этого зависит, какой будет защита от трения и различных повреждений. Густое масло лучше, чем жидкое, смазывает запчасти, потому как от вязкости зависит надежность масляной пленочки.

Жидкое автомасло хорошо справляется с холодными условиями, не отбирает время на прогревание автомобиля. Однако оно хуже смазывает детали, чем вязкая смазка. Кроме того, жидкая масляная жидкость имеет более высокую проникающую способность, быстро обнаруживает микроскопические трещинки и утекает из КПП. Разумеется, в сегодняшних автомобилях для недопущения этого применяют качественные герметики, заливающиеся в коробку еще при изготовлении авто. Однако даже при их применении происходят утечки. Для сбалансирования данных параметров используют особые пакеты присадочных веществ. Зависимо от добавок, смазки для трансмиссии делятся на загущенные и незагущенные.

Также при выборе любого нефтепродукта, будь то синтетическое или минеральное масло, нужно учитывать температуру, при которой планируется эксплуатация транспорта. Автомасла подразделяются на смазки для:

  • зимы. Маркируются буквой «w» и числом, например, 80w;
  • лета. В маркировке есть только цифра, к примеру, 90;
  • любого сезона. Имеют маркировку типа «SAE 80w90».

Множеству людей известно, что универсальное автомасло располагает двойной маркировкой, однако не все понимают, как она расшифровывается.

Расшифровка 80w90

Расшифровка универсального масла 80w90 следующая:

  • 80 – минимальный температурный предел составляет минус двадцать шесть градусов;
  • 90 – максимальный температурный предел равняется плюс тридцати пяти градусам.


Стоит отметить, что всесезонное – не совсем правильное название. К примеру, самые жидкие автомасла (75w80 и 75w90) можно использовать при температуре от минус сорока до плюс тридцати пяти градусов. Наиболее устойчивое к жаре – 85w90 – возможно лить при температуре от минус двенадцати до плюс сорока.

Для водителей, живущих в регионах с умеренным климатом, 80w90 и правда будет считаться всесезонной. Однако людям, которые живут на Крайнем Севере, желательно обратить внимание на более жидкие масляные жидкости, допустим, 75w90.

Технические показатели

Ввиду различных изготовителей и марок все смазки отличаются по собственным техническим показателям. Любой производитель может применять свои присадочные вещества, разрабатывая нефтепродукт. Средние показатели 80w90 таковы:

  • класс вязкости – 80w90;
  • плотность при пятнадцати градусах – 0,9 кг/м 3 ;
  • кинематическая вязкость – сто сорок сантистоксов;
  • вязкостный индекс – около 120;
  • температура замерзания – от минус шестнадцати до минус тридцати;
  • температура вспышки – 179-230 градусов.

Смазка 80w90 считается достаточно популярной сегодня, отлично справляется с нагрузкой и холодными условиями. Данные о том, автомасла какой вязкости рекомендованы к использованию в определенных автомобилях, прописаны в эксплуатационном руководстве. Также все нужные сведения есть на любой емкости с масляной жидкостью. Водитель должен не забывать, что, если следовать рекомендациям автоизготовителя и не нарушать температурные границы, можно значительно продлить срок эксплуатации авто.

Главное – учитывать климатические условия региона, в котором вы проживаете. Водителю, живущему, например, в Иркутске, требуется смазка, совершенно отличная от той, что необходима краснодарскому автолюбителю, так как данные города значительно различаются по собственным температурным условиям.

75w90

75w90 GL 5 LS предназначается для высоконагруженных трансмиссий, которые работают в сложных условиях. Масло GL LS 75w90, как и GL 4, делается из минералки, в которую добавили синтетические присадочные вещества. Однако от GL 4 оно несколько отличается сферой использования. Масла API GL 4 подходят для конических и гипоидных КПП, работающих в обычных условиях. GL-5, в отличие от GL 4, нельзя использовать в конических коробках передач, однако они справляются с более жесткими условиями. В общем, если вам нужна смазка, способная выдержать тяжелые эксплуатационные условия, приобретайте GL 4.

Описание свойств 75w90 GL-5:

  • хорошо противостоит задирам;
  • можно заливать до минус сорока градусов;
  • термостабильно;
  • противостоит изнашиванию и коррозии;
  • сочетается с материалами сальников и уплотняющих элементов.

Данное трансмиссионное масло получило положительные отзывы большого количества российских автовладельцев. Сочетание минеральной основной жидкости и синтетических добавок обеспечивает оптимальное соотношение цены и качества.

Счастливые владельцы приобретённых автомобилей, поездив на них пару лет, сталкиваются с проблемой замены масла в коробке передач. КПП – это одно из важнейших звеньев трансмиссии автомобиля. Для обслуживания коробок передач отечественных и зарубежных марок автомобилей крупнейший производитель автомобильных масел, компания Лукойл, выпускает трансмиссионные жидкости. В ассортименте есть полусинтетические ТМ-4 и ТМ-5 SAE 75W-90, а также минеральные ТМ-4 и ТМ-5 80W90. Все они соответствуют международным стандартам GL-4 и GL-5.

Немного теории

Трансмиссия – это механизмы, призванные передавать крутящий момент от двигателя на колёса авто. Кроме того, с её помощью можно менять направление перемещения, тяговое усилие и скорость. В состав трансмиссии входят коробки переменных передач (КПП), мосты, дифференциалы и раздаточные коробки. Коробка передач – важнейший элемент, обеспечивающий движение автомобиля с разной скоростью. Для обеспечения её нормальной работы служит трансмиссионное масло (ТМ). От его качества зависит нормальная работа КПП. ТМ смазывает все трущиеся поверхности деталей коробки передач.

Температура внутри КПП во время движения довольно высокая – смазка нагревается до 140-160°С. В районе работающих шестерен температура может достигать уровня выше 200°С. Поэтому отвод тепла – важнейшая функция трансмиссионного масла. Если бы жидкость не могла этого делать – шестерни попросту расплавились бы.

Во время движения при длительных высокотемпературных режимах ТМ имеет свойство вспениваться. Если это происходит, рабочая жидкость теряет все свои необходимые качества и больше не может нормально смазывать соприкасающиеся поверхности. Поэтому производители всеми способами стараются избежать этого процесса, вводя всевозможные добавки, предотвращающие вспенивание. Это ещё одна причина, по которой в коробке передач должно присутствовать только трансмиссионное масло, имеющее качественные характеристики.

Исходя из вышесказанного, ТМ играет в работе коробки передач важнейшую роль. Если будет залита некачественная жидкость, это приведёт к поломке КПП – шестерни расплавятся или рассыплются.

Для нормальной работы КПП качественное трансмиссионное масло должно иметь следующие свойства:

Отличие ТМ-4 от ТМ-5

Отечественный производитель Лукойл предлагает трансмиссионное масло ТМ-4 80W90 стандарта GL-4, а также ТМ-5 80W90, соответствующее стандарту GL-5, на минеральной основе. Среди многих водителей бытует мнение, что Лукойл ТМ-5 представляет собой более качественный продукт, поскольку имеет улучшенные характеристики. На самом деле эти масла имеют несколько разное назначение. Одно из них соответствует международному стандарту GL-4, другое – GL-5. В чём же между ними разница?

Расшифровка говорит о том, что масло производства Лукойл (ТМ-4 80W90 и ТМ-5 80W90) имеет одинаковые температурно-вязкостные характеристики согласно стандарту SAE – 80W90. Основной состав тоже одинаковый – это минеральная основа. Устойчивость к вспениванию и термоокислительная стабильность у обоих тоже идентична. Различие – только в присадках, соответствующих этим стандартам.

Оба масла Лукойл 80W-90 имеют так называемые противозадирные присадки. Задир представляет собой дефект металлической поверхности шестерни, возникающий в результате её повреждения. Это происходит при трении с поверхностью другой шестерни. Процесс приводит к быстрому и преждевременному износу деталей. Особенно распространён в высоконагруженных узлах и механизмах.

Противозадирные присадки в 80W-90 осуществляют модификацию повреждённых металлических поверхностей. В повреждённых местах образуется тонкая плёнка, которая дальше работает как продукт износа. В итоге износ деталей уменьшается, несмотря на то что они химически «разъедаются». Эти присадки содержат в себе сернистые соединения и фосфор.

Разница в том, что ТМ-4 80W-90, согласно API GL-4, содержит в себе 4% противозадирных присадок, а ТМ-5 80W-90 – 6,5%. На первый взгляд кажется, что это хорошо и Лукойл ТМ-5 лучше. На самом деле это масло нельзя использовать для коробок передач отечественных автомобилей ВАЗ, так как после этого можно попрощаться с синхронизаторами коробки передач. Там подойдёт только стандарт GL-4. Противозадирные присадки агрессивно ведут себя по отношению к материалам, из которых изготавливают синхронизаторы КПП. На коробки других моделей, например французских, ТМ-5 80W-90 вполне может подойти.

Температурно-вязкостные качества

Эти характеристики классифицируются по международной спецификации SAE J306. Он определяет требования, касающиеся вязкостных свойств масел, которые работают в трансмиссии. Следует помнить – чем выше вязкость, тем лучше масло смазывает детали механизмов. Образуется более прочная масляная плёнка. Но при этом смазка с более низким уровнем вязкости лучше ведёт себя при низких температурах. Правда, здесь есть и отрицательная сторона – малая вязкость и хорошая проникающая способность увеличивают вероятность протекания масла из коробки передач.

Например, расшифровка 80W-90 говорит о том, что такие смазки могут нормально работать до температур -25, максимум -30°С. В то же время 75W-90 имеют более низкий температурный уровень – до -40°С. Таким образом, минеральные масла Лукойл ТМ-4 и ТМ-5 80W-90 имеют приемлемую для работы вязкость в диапазоне температур от -25°С до +35°С. Это обуславливает их применение в умеренных климатических зонах.