Путешествие на собственном автомобиле: несколько советов. Самостоятельные путешествия на автомобиле

Путешествие на собственном автомобиле – отдых не для всех, ведь кого-то укачивает, кто-то не любит долгой дороги, но если это не про вас и вы просто обожаете новые города и открытия, то эта статья для вас. Всего каких-то лет тридцать-сорок назад очень многие наши соотечественники с удовольствием выбирались в семейные путешествия на автомобиле по городам нашей страны, останавливаясь в каких-нибудь живописных местностях с палатками, теперь время изменилось, на смену палатке в поле пришли организованные кемпинги и отели, да и дороги, за редким исключением, стали получше. Если вы на автомобиле, стоит прислушаться к некоторым советам бывалых автомобилистов. Начнем с вопроса: какой маршрут выбрать? Если вы, новичек в автотуризме, то лучше не разрабатывать свой маршрут, а почитать рекомендации на сайтах, посвященных дородным путешествия, там вам предложат массу готовых маршрутов, отчетов о поездках, конкретных рекомендаций, по наличию парковок, кафе с приличным и недорогим питанием, интересных достопримечательностей. Конечно, вы можете чуть подкорректировать их вариант путешествия, внеся какие-то свои изменения, в этом-то и плюс автопутешествия – здесь вы «сам себе режиссер»: остановились, где надо, смотрите, что вам интересно, задерживаетесь в заинтересовавших местах, на сколько нужно.

Не любите ходить проторенными тропами? Придумайте свой маршрут, можно по старинке вооружиться атласами дорог, или же воспользоваться Интернетом и услугой разработки маршрута, на многих сайтах такая имеется: от вас нужно только вбить начальную и конечную точку, а также города, которые хотелось бы посетить. В результате компьютер выдаст вам графическую распечатку маршрута, укажет общее расстояние между населенными пунктами и точками вашего путешествия. Задержимся на пункте втором – местах привала. Понятно, что, если вы решили заночевать или просто совершить остановку в крупных и раскрученных туристических городах, то проблем не возникнет, правда летом бывает необходимо бронировать места в отелях заранее, но стоит чуть отъехать от исхоженных путей, и кончатся отели, кафе и обычные забегаловки, тогда придется ночевать в палатке, машине, проситься к каким-нибудь сельским жителям на постой.

Заядлые путешественники, глядя на продвинутых европейцев покупают кемперы и отправляются путешествовать исключительно в домике на колесах. Правда стоит такой фургончик дороговато, но в больших городах такое чудо можно взять в аренду, что будет дешевле затрат на путешествие на своем автомобиле, да и удобнее, в случае чего. Сэкономить на проживании можно, предварительно ознакомившись с сайтом городка, где вы планируете заночевать, многие люди сдают квартиры посуточно и по приемлемой цене. Если вы выбираетесь в путешествие ненадолго, а только на уикенд, то не стремитесь объять все, иначе дорога займет у вас все время, а на осмотр достопримечательностей и на отдых ничего не останется.

Традиционный маршрут для путешествия на автомобиле по России «Золотое кольцо», точнее фрагменты этого маршрута, так как для детального ознакомления с достопримечательностями городов в него входящих требуется не менее полумесяца. Если вы располагаете таким временем, то вполне можно съездить на Селигер, в низовья . Почему бы не посетить красивые старинные города России: Плес, Вологду, Тверь, Великий Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Кострому? Многие бывалые путешественники на автомобиле организовывают тематические поездки, к примеру, по русским монастырям, по усадьбам известных русских литераторов.

Если вы путешествуете на авто с детьми, то стоит включить в программу своего путешествия что-то интересное ребенку, например: город Мышкин, с Музеем мыши, Музеем валенок, либо город Тулу, с его чудесными пряниками, красивым Кремлем, зоопарком рептилий, Суздаль с красивыми деревянными домиками. Теперь, что касается технического оснащения автомобиля перед длинной дорогой. Важно проверить свою машину, на нормальный уровень жидкостей охлаждающей и тормозной, уровень масла. Перебрать аптечку, взять необходимый комплект инструментов, взять про запас несколько лампочек, предохранителей, взять насос, домкрат. Оцените состояние запасного колеса, отрегулируйте фары, прихватите с собой пару пятилитровых бутылок воды и …бутылку водки, как ни странно звучит, но во многих глухих уголках России, за нее вас и толкнут, и отремонтируют, и отбуксируют. Кроме того, возьмите необходимые в автопутешествии вещи: переносную газовую плиту, автохолодильник.

Всё больше автовладельцев отправляются путешествовать на собственных автомобилях – с семьёй, или с друзьями, на одной машине, или на нескольких. Считается, что развитие автотуризма в нашей стране связано с ростом цен на билеты в самолётах или поездах. Однако автомобильное топливо тоже дорожает, но и этот факт не мешает россиянам отваживаться на поездки на значительные расстояния Что это? Чистой воды авантюризм, или жажда увидеть неизведанное, руководствуясь одними лишь своими желаниями, временем, материальными возможностями. Конечно, учитывая качество большинства российских дорог – это, действительно, авантюризм. Но если выпускаются автомобили, имеющие высокую проходимость – значит, желания могут и должны исполняться. Нужно лишь, чтобы каждый путешественник был готов к тому, что его ожидает.

  1. Перед отъездом следует произвести некоторые расчёты. Один из них – приблизительная скорость. Для тех, кто недавно сел за руль, она составит примерно 50 км/час (обычно новички соблюдают все правила, и не гоняют даже там, где можно). У водителей со средним стажем средняя скорость повысится на 10 – 20 км/час, а у опытных водителей ещё на пару десятков километров она будет больше. Только экономия времени на скорости обычно приводит к повышению расходов на штрафы, и хорошо, если «письма счастья» поступят на домашний адрес через пару недель, а если на пути встретятся инспекторы-вымогатели? Тут никаких денег не напасёшься. Выясняется, за сколько часов или суток экипаж завершит путешествие, но это будет лишь ориентировочное время.
  2. Заранее нужно продумать места для отдыха и ночлега. Дешевле и надёжнее места в гостиницах заказывать загодя, с помощью интернета.
  3. Чтобы не тратить деньги, время и нервы в пути, машину нужно обязательно показать специалистам СТО, вне зависимости от года её выпуска и состояния. Специалисты должны осмотреть ходовую, прослушать работу двигателя. Если появятся малейшие сомнения – поездку лучше отложить. Сюрпризы никому, особенно, в дороге, не нужны.
  4. Перед поездкой заправить полный бак – мало. У путешественников обязательно должна быть запасная ёмкость с топливом. Когда стрелка уровня топлива в дороге будет стремиться к нулю, а впереди нет никаких населённых пунктов – запасная канистра вас выручит. К тому же, это будет топливо, к которому привык автомобиль-путешественник. Неизвестно, чем его могут «накормить» в дороге, в чужих городах.
  5. Вещей в поездке должно быть минимальное количество. Нужно учесть, что даже самый обтекаемый багажник на крыше «сожрёт» намного больше топлива. К тому же груз на крыше влияет на устойчивость авто на поворотах. Он может расшатать крышу, кузов и стойки.
  6. Инструменты для каждодневного использования могут не пригодиться, но держать их следует под рукой, или «под ногой», т.е. в доступном месте. В противном случае, багажник, заполненный вещами до отказа, придётся освобождать в самом неудобном для этого месте. После этого, как правило, вещи в багажнике уже не помещаются. Нужно помнить, что крупные тканевые вещи, такие как палатка и спальные мешки лучше расстилать на заднем сиденье. Они так намного меньше места занимают. Нужно максимально эффективно использовать и место под сиденьями.
  7. Готовясь к дальней дороге нужно запастись необходимыми лекарствами, особенно, обезболивающими, жаропонижающими и противошоковыми, элементарными препаратами от головной боли, расстройства желудка. Аптечку тоже не следует убирать далеко. Задняя полка – идеальное для неё место, но нужно, чтобы аптечка была закреплена.
  8. Надо предусмотреть лёгкую еду на перекус, чтобы после неё не хотелось спать. Напитки брать с собой следует только в пластиковой таре. Пытаться взбодриться с их помощью не рекомендуется. Если воителя клонит в сон, то его за рулём должны сменить, а если больше водителей с правом управления данной машиной нет, лучше сделать остановку для плотного ужина, и крепкого сна.
  9. Человек, сидящий рядом с водителем, должен быть «штурманом». Он обязан быть в курсе особенностей маршрута, уметь работать с картой и навигатором. В нужный момент поддерживать разговор, или, наоборот, не мешать ему управлять автомобилем. Если в путь отправляются несколько машин с семьями, то желательно, чтобы карты автомобильных дорог у них были одинаковые. А находясь в незнакомом городе не помешает купить свежие карты местности. Растерявшись, ориентироваться следует на машины с местными номерами – они, как правило, знают, где «пасутся» инспекторы, где можно обогнать или превысить скорость, а где можно нарваться на штраф, или даже лишение прав.
  10. В пути лучше чаще останавливаться, особенно, в жару. Дорога утомляет, солнце слепит. А после остановки не нужно пытаться восполнить упущенное время за счёт превышения скорости. Это может привести к трагическим последствиям.

О безопасности: в пути все пассажиры должны быть пристёгнуты, независимо от возраста и комплекции, а двери, возле которых сидят дети, ещё и заблокированы. Заранее следует договариваться с остальными членами группы машин об условных звуковых сигналах на время движения и на время стоянки Чтобы не вязаться в неприятную историю с местными хулиганами, расспрашивать следует людей преклонного возраста.

Это минимальный боевой комплект рекомендаций для тех, кто впервые отправляется в дальнее путешествие и пока не предполагает, с чем ему придётся столкнуться. Но предусмотреть всего невозможно, и потому каждый должен руководствоваться не только общепринятыми правилами, но и собственными предпочтениями, если они не противоречат ПДД.

Прочитали: 119

Отправляясь в путешествие, возьми в два раза меньше вещей и в два раза больше денег.

Народная мудрость.

Как это ни прискорбно звучит для настоящих автолюбителей, но прежде всего следует ответить на такой вопрос. Не быстрее (или удобнее) ли запланированный путь проделать на поезде или самолете? Ну а тем, кого муза дальних странствий зовет именно за руль, предназначены следующие рекомендации.

Прошли времена, когда, собираясь, например, из Москвы , автолюбитель брал с собой комплект свечей, ремень вентилятора, распределитель зажигания, полуось и, по совету бывалых, подвязывал к заднему бамперу коренной лист рессоры. Ныне список значительно короче, но все равно, учитывая качество нашего придорожного сервиса и расстояния между очагами цивилизации, кое-чем я бы все же посоветовал .

Что взять с собой:

  • Проверьте наличие документов всех участников пробега, а также документы на автомобиль, деньги, банковские карты.
  • Запасные очки с диоптриями (если нужны) и темные очки
  • Навигатор с закачанными картами на весь маршрут или карты в смартфоне, желательно работающие без доступа к Сети.
  • Зарядку для смартфона. Расход энергии в условиях редкой установки сотовых вышек возрастает.
  • . Устройство - как подстеленная соломка. Дай бог, не пригодится, но может спасти от финансовых потерь и даже тюрьмы. Ведь в N-ской губернии свидетели скорее найдутся у вашего оппонента, если он местный житель.
  • Проверьте аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
  • Лекарства. Помимо официальной аптечки следует взять запас индивидуальных лекарств, которые нужно принимать именно вам.
  • Предметы гигиены.
  • Средство для с ветрового стекла. Вещь крайне важная, ведь порой, влетев в облако насекомых, продолжать путь нельзя из-за полного отсутствия видимости.
  • Запас воды, не менее 5 л. И в радиатор, в крайнем случае, долить, и как омывайка летом сойдет, и руки помыть.
  • Запас омывайки - зимой. Лучше использовать проверенную незамерзайку, взятую с собой, чем перехватить банку на обочине, которая замерзнет при температуре ниже минус пяти.
  • Небольшой сухой паек в виде галет, питательных батончиков. , чай или кофе в термосе либо энергетические напитки.
  • Проверьте запаску, и буксирную проушину.
  • Жилет со светоотражающими полосками - требование новое и в дальней дороге полезное.
  • Неплохо иметь запас , буксирный трос, ветошь.
  • Лампы для фар и габаритных огней, без которых в темное время суток.
  • Проверьте наличие секретки от колес. Возьмите с собой хотя бы пару запасных колесных болтов или гаек.
  • Фонарик светодиодный со свежими батарейками.
  • Компрессор для шин.
  • Канистра с 5 литрами топлива.
  • Присадка для повышения октанового или цетанового числа топлива.
  • Подушка для пассажира и водителя.
  • Удобная легкая обувь.
  • Запаситесь приятной музыкой или захватывающей аудиокнигой, «медляк» не берите - заснете.

Манера поведения

  • Отдохните .
  • Из мегаполиса оптимально выезжать рано утром.
  • Периодически отдыхайте, «беспосадочный перелет» не должен быть дольше 4 часов.
  • Не пытайтесь бороться со сном. Отдохните, а лучше поспите. Лучше приехать на час позже, чем не доехать совсем.
  • Заправляйтесь на брендовых заправках, не доводя до пустого бака.
  • Все дела старайтесь совмещать с этими же заправками, чтобы не делать лишних остановок.
  • Соблюдайте ПДД: беседа с дольше и дороже, чем рискованный обгон.
  • Не зная местных особенностей, вы скорее попадете в лапы инспектора, да и они больше любят иногородних: те спешат, а значит, зачастую платят на месте.
  • Слишком частые остановки невыгодны: обогнали колонну грузовиков с большим трудом и остановились сделать фото, а та же колонна уже опять впереди.
  • Заранее планируйте ночлег, не дожидаясь глубокой ночи, когда доехать и 20 км до мотеля уже невероятно трудно.

Выводы

Конечно, путешествия на современном, мощном, скоростном и комфортабельном автомобиле с - не чета поездкам в прошлом веке. Дороги постепенно становятся лучше, но все же еще недотягивают до современного уровня. И качество дорожного покрытия, и периодически вылезающие колонны сельхозтехники, и неторопливые местные жители на допотопных Москвичах и Жигулях - все это удлиняет дорогу и делает ее менее безопасной. Добавляют стрессов расплодившиеся камеры, да и сотрудники ДПС не дремлют. Поэтому путешествие на автомобиле, как и прежде, остается серьезным мероприятием, к которому нужно подготовиться как следует.

Расскажите в комментариях об интересных случаях в путешествиях, когда правильная подготовка помогла или, наоборот, когда были проблемы из-за отсутствия самого элементарного снаряжения.

Каково путешествовать по России на машине? В этом отчете я поделюсь своим опытом самостоятельных автомобильных путешествий. Какой автомобиль выбрать? Что взять в поездку? Как подготовить машину? Что предпринять для безопасности путешествия? Мой личный опыт и советы заядлых автотуристов.

Я очень люблю путешествовать! И каждый раз я стараюсь привнести в это дело новизну: новый стиль, новый формат, новые маршруты.

  • Я уже путешествовал на велосипеде по пустыне Сахара, побережью Средиземного моря и Атлантического океана в .
  • Организовал одиночный трип .
  • Как следует покатался на арендованных байках на островах Пенанг и Борнео, по и .
  • Наездился и налетался на самолетах тоже будь здоров!

И вот настал момент попробовать что-то новое. Решил купить суперпроходимый и вместительный автомобиль - УАЗ "Патриот" , чтобы с ним открыть для себя новый стиль путешествий. Мой первый автомобиль, впервые за рулем. Потренировался три месяца, катаясь по ближайшим окрестностям, экипировал машину, купил все необходимое туристическое снаряжение - и вот в первый день осени 2016 года я сел за руль и отправился в дорогу длиной несколько тысяч километров, чтобы увидеть Кавказ.

На автомобиле я пока путешествовал только по России (читайте: ), и мои советы в первую очередь пригодятся тем, кто готовится к поездке внутри страны. Но также мои рекомендации по подготовке автомобиля, сбору вещей и вопросам безопасности будут полезны и тем, кто планирует самостоятельное путешествие на машине в Европу или иные места за границей. Большинство советов универсальные.

Почему для путешествий по России я выбрал УАЗ "Патриот"?

Я долго выбирал автомобиль, сравнивал все возможные параметры, плюсы и минусы каждого варианта. В итоге пришел к выводу, что оптимальным вариантом для меня с учетом моих потребностей будет именно "Патриот".

В чем плюсы автомобиля УАЗ "Патриот" для дальних путешествий по России?

  1. Проходимость . На этом автомобиле я проезжал по жуткой грязи, въезжал на очень крутые склоны, скакал по огромным булыжникам на бездорожье в горах, ездил по руслу горных рек. Автомобиль справился со всеми трудностями. Я любитель забраться в отдаленные и труднодоступные места, поэтому проходимость машины для меня очень важна.
  2. Вместительность . Сколько бы у вас не было экипировки, личных вещей, техники для съемки и работы, запасов провизии и воды – все это прекрасно уместится в багажнике и салоне автомобиля. Еще один бонус: в салоне при сложенных задних сидениях могут спать два человека (я сделал простую конструкцию из фанеры в виде фальш-пола, а сверху постелил ватный матрас – постель готова). Так что УАЗ "Патриот" - это практически дом на колесах.
  3. Чинится в любой деревне в самых отдаленных уголках страны . Если во время путешествий по России вдали от цивилизации (например, на Алтае или Кавказе) произойдет поломка автомобиля, то легко можно будет найти нужные детали на замену и умельца, который сможет все наладить (там ведь только на УАЗах и ездят). Если вы путешествуете по России на иномарке и в какой-нибудь глуши случится поломка, то вам придется не сладко.

Но, конечно же, есть и минусы :

  1. Большой расход бензина : около 13 л/100 км по трассе, на бездорожье может быть и все 40-50.
  2. Трясет, шумит, вибрирует . В дальних поездках на "Патриоте", когда проезжаешь около 1000 км в день, это выматывает. Но что поделать? Это российский автопром! Это УАЗ! Придется потерпеть.
  3. Свыше 120 км/ч не поедешь, как ни старайся . Точнее даже после 100-110 км/ч уже становится крайне некомфортно – двигатель ревет, машину колбасит.

Также УАЗ "Патриот" вполне подойдет для поездок в страны СНГ, а вот в путешествие по Европе лучше отправиться на другой машине - иначе придется волочить за собой прицеп деталей и запасных частей.

Подготовка к дальнему путешествию на машине

Сразу оговорюсь, я не даю советы по подготовке и экипировке автомобиля к масштабным и долгим поездкам в несусветную глушь, в тайгу, в горы, за сотни километров от ближайшего населенного пункта. Для таких экстремальных экспедиций потребуется подготовка совсем иного уровня, а также уверенные знания в механике, умение диагностировать и устранять поломки. Я таковыми навыками не обладаю и большинство людей, полагаю, тоже. Поэтому мои списки и советы предназначены исключительно для автотуристов, желающих съездить на своей машине на отдых, а не оправиться покорять девственные просторы тайги, тундры или малодоступные плато и горные перевалы.

На заметку . Чтобы путешествовать на автомобиле, не обязательно иметь личный транспорт или ехать на нем из самого дома. Машину можно взять напрокат в том месте, куда вы отправляетесь. Найти автомобиль нужной марки и класса по лучшей цене можно на удобном сервисе Skyscanner Car Hire , который сравнивает предложения всех самых популярных компаний по аренде авто. Особенно удобно, если планируете путешествие по Европе, Азии или Америке.

Что сделать перед отъездом?

Итак, что стоит сделать перед тем, как отправиться в самостоятельное автомобильное путешествие по России или за границу?

  1. Пройти техосмотр , заменить масло, фильтры, изношенные детали - в общем, все проверить и привести автомобиль в наилучшее состояние.
  2. Экипировать, оборудовать машину всем необходимым. Если собираетесь ездить по бездорожью, стоит поставить защиты топливных баков, защиту рулевой тяги и раздатки. Оборудовать спальное место, если планируются ночевки в машине. Организовать хранение вещей (их в большом путешествии набирается много - нужно все грамотно уложить).
  3. Продумать питание и сформировать запас еды и воды. Всегда лучше иметь что-то съестное как для перекуса в пути, так и запас на черный день (точнее - несколько дней).
  4. Продумать маршрут и места ночевок . Посчитайте, какое расстояние вы будете проезжать в день, и, исходя из этого, решите, где будете ночевать, чтобы не оказаться ночью в чистом поле. Это вопрос безопасности и спокойствия.
  5. Узнайте о работе сотовой связи и наличия доступа к интернету по маршруту поездки и в точке назначения.

Что взять в путешествие на машине?

Ниже перечислены все вещи, которые я беру с собой в дальние и длительные автопутешествия. Составьте на основе моего списка свой, включив в него те вещи, которые вам понадобятся в поездке. Распечатайте и используйте при сборах, чтобы ничего не забыть.

Обязательный набор автомобилиста . , огнетушитель, компрессор, домкрат, набор инструментов, запаска, трос, пусковые провода. У меня также имеются: лопата, сапоги резиновые, топор, пила, доски для домкрата, тряпки, воронки, омывайка, антифриз, тормозная жидкость, перчатки, канистра с запасом воды, веревки, резинки багажные с крюками, набор предохранителей, хомуты.

Электроника . Инвертор (преобразователь напряжения в 220 вольт). Очень важная вещь в путешествии! Дает возможность заряжать технику и подключать любые не слишком мощные электроприборы. Захватите и запасные предохранители к нему. Также очень пригодятся: навигатор, видеорегистратор, антирадар, телефоны с GPS, и картами (OSM, Яндекс, Google). Прочая электроника: ноутбук, фотоаппарат, плеер, usb-колонки (с ними удобно смотреть кино по вечерам, слушать музыку в номере гостиницы). Сим-карты разных (лучше всех) операторов.

Походный быт. Влажные салфетки, бумажные салфетки, дождевик, спальники, палатка, коврики туристические, простыня, подушки, наволочки, полотенца, плед, мешки для мусора, стулья походные раскладные, стол раскладной (подумайте, насколько он нужен, так как занимает много места), термосумка, туалетная бумага, мыло, шампунь, средства личной гигиены, спички, зажигалки, фонарик и батарейки, фумигаторы и спреи от насекомых, спирт или хлоргексидин для дезинфекции.

Приготовление и прием пищи . Газовая горелка и баллоны, котелки, сковорода, столовые приборы, кружки, термос, контейнеры, штопор, консервный нож, ножи, маленький походный чайник или кипятильник, гейзерная кофеварка или турка, доска разделочная, губки для мытья, моющее средство, мангал, шампура.

Питание . Каждый сам формирует свои запасы съестного, я перечислю лишь основное. Соль, сахар, чай, кофе, подсолнечное масло, орехи и мюсли для перекуса в пути. Чем можно питаться в путешествии? Подходящие продукты, на мой взгляд: крупы, макароны, консервы мясные, овощные и рыбные, кус-кус (очень рекомендую), хлебцы или сухари. Приличный запас питьевой воды - обязательно!

Наличные деньги разного достоинства, особенно мелкие (50, 100). Далеко от крупных городов не расплатишься картой, а банкомат не всегда найдешь (например, мы как-то в Марокко в крошечном совершенно нетуристическом поселке в пустыне Сахара оказались без налички в местной валюте, пришлось искать желающих обменяться). Путешествуя самостоятельно по России на автомобиле, всегда есть вероятность сломаться, и тогда нужно будет прибегнуть к чьей-то помощи - наличка пригодится.

Одежда . Отправляясь в дальнюю поездку на машине, продумайте этот вопрос как следует. Подбирайте одежду и обувь, исходя из маршрута и сезона. Если будете ночевать в палатке или машине, позаботьтесь о наличии теплой одежды (например, мы на Кавказе в сентябре-октябре сильно мерзли по ночам). Термобелье и одежда из флиса никогда не будут лишними. Подберите оптимальную обувь разного вида: что-то легкое (шлепки, сандалии), непромокаемое (сапоги, ботинки), повседневная обувь для города или природы. Могу порекомендовать трейловые (для бега по пересеченной местности) кроссовки Asics - это прекрасная обувь! В этих чудо-кроссовках мы в день проходили в горах свыше 20 км с набором высоты более километра, и в −20°С не мерзли, и в +30°С в них ноги не варятся, да и ехать за рулем по 15 часов в день в них удобно.

Прочее : книги, солнцезащитные очки, скотч, булавки, иглы и нитки для шитья, ватные диски, клей, зонт, гамак.

Безопасность в поездке

Советы по безопасности от опытных автопутешественников, которые стоит взять на заметку:

  1. Продумайте безопасность ночевки. Лучше спать в машине. Все ценные вещи тоже должны находиться внутри. Водительское сидение не складывайте и оставляйте свободным, чтобы иметь возможность быстро сесть за руль и уехать. Нос машины не должен упираться в препятствие (дерево, овраг, водоем и прочее).
  2. Держите под рукой средства самообороны . Например, перцовый баллончик. Опытные путешественники рекомендуют иметь под рукой мощный фонарь или прожектор (чтобы ослепить неприятеля). В лицо агрессора также можно выстрелить каким-нибудь бытовым спреем (например, WD-40, стеклоочистителем и т. п.).
  3. Информируйте своих близких о том, где вы находитесь, останавливаясь на ночлег, а также во время пути.
  4. Узнайте и выпишите телефонные номера эвакуаторов и сервисных центров для вашего автомобиля в тех регионах, через которые вы будете проезжать.
  5. Следите за количеством топлива . Заблаговременно заправляйте полный бак. В идеале - возить канистру с бензином.
  6. Полезно иметь спутниковый телефон .
  7. Несколько очков в пользу вашей безопасности даст наличие у вас документов прессы или хотя бы бейджиков. Хорошо, если у вас есть возможность оформить в интернете специальную страничку, которая будет рассказывать о вашем путешествии и создаст видимость того, что вы являетесь участником крупного тревел-проекта и вся страна знает о вас. Также можно украсить автомобиль наклейками о вашем участии в экспедиции. Эти меры дадут вам особый статус и сделают сотрудников правоохранительных органов более мягкими и справедливыми в общении с вами (вероятность наездов и грубости снизится).

Вопросы безопасности, которые всегда следует продумывать любому путешественнику (не только автомобилисту):

  • Деньги . Спрогнозируйте ВСЕ возможные финансовые трудности и найдите пути их решения. Стоит иметь несколько карт разных банков, хранить их в разных местах (то же касается и налички). Имейте резерв - сумму на непредвиденные расходы.
  • Документы . Отсканируйте или сфотографируте свои документы, сохраните их на флеш-карте и храните при себе.

Список вещей в дорогу и советы по безопасности и комфорту буду постепенно дополнять и корректировать по мере накопления нового опыта. Вашим советам и замечаниям буду рад! Делитесь опытом в комментариях - будем формировать заметку автопутешественника общими силами.

Путешествие на машине - это всегда свобода передвижения, практически неограниченный объем багажа и, самое главное, возможность поменять маршрут в любой момент. Неудивительно, что все больше людей выбирают этот способ перемещения в отпуске. Февральские праздники - это отличный повод посмотреть что-то новое и совершить свое первое небольшое автопутешествие. Юрист Валерия Белова провела зимние каникулы в поездке по Европе и написала о том, как подготовиться к путешествию на машине и чего в нем ждать.

Маршрут

Валерия Белова: Свое последнее автопутешествие я совершила этой зимой. Побывала в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Все эти страны мне хотелось сравнить между собой и посмотреть не только крупные города и столицы, но и провинцию.

В Белоруссии меня особенно поразили замки, расположенные на старой польской территории, а в Румынии - небольшие приграничные города, выстроенные в стиле барокко. В Словакии и Польше необычайно хороши горы (и козий сыр). А в Венгрии чудесные минеральные купальни и спа.

Подготовка к поездке

Время подготовки к путешествию зависит от дальности поездки, состояния автомобиля и того, насколько досконально вы хотите все продумать. Лично мне хватило недели. Я прошла ТО, докупила все для машины, помыла ее, заправила, приобрела страховку и запаслась едой. Потратила я на все примерно 15 тысяч рублей. Шенгенская виза у меня была получена заранее, и на это время и деньги не потребовались.

Стоит отметить, что в Белоруссию виза не требуется, да и период подготовки меньше. Так как она ближе и граница мягче.

Но вернемся к самой машине. Погранслужбы предъявляют к ней не так много требований, но их лучше всего соблюдать:

Исправность

Не стоит удивляться, если на границе захотят проверить работу фар и иных систем. Перед путешествием уточните техническое состояние автомобиля и устраните все выявленные недочеты (начать лучше всего с полной диагностики).

И не забудьте поставить правильные шины, ведь в большинстве европейских стран шипы запрещены и в зимнее время лучше ехать на так называемых липучках, но в Скандинавии, напротив, могут потребовать резину с шипами. Если ваш путь будет пролегать через горы, то на некоторых участках вам также могут потребоваться цепи на колеса.

Чистота

Не обязательно мыть машину непосредственно перед пересечением границы, но за день до начала поездки лучше все же это сделать (к тому же во время движения по европейским странам она практически не испачкается).

Исправность

На мелкие царапины, потертости или сколы внимания не обращают, но большие повреждения кузова, стекол или фар могут привлечь внимание пограничников и привести к дополнительным вопросам и сложностям на границе.

В машине стоит обязательно иметь такие вещи:

Аптечку (не забудьте проверить ее состав и срока годности медикаментов),

Знак аварийной остановки (треугольник) и светоотражающий жилет,

Буксировочный трос,

Провода вспомогательного запуска (для прикуривания),

Смазку WD-40 (мне кажется, что данное средство известно всем автолюбителям своей универсальностью и не требует дополнительных пояснений),

Щетку для чистки автомобиля,

Жидкость для омывания стекол.

Ведь кто знает, что и когда может пригодиться, да и к тому же часть из этих предметов обязательно должна быть в машине в соответствии с законами России и европейских государств.

Чего не стоит брать, так это антирадары: во многих европейских странах они запрещены (а в некоторых даже незаконны и их наличие влечет штрафы). Сильная тонировка также не всегда легальна, поэтому рекомендуем заранее уточнить требования стран, которые вы собираетесь посетить, или вовсе воздержаться от поездки на слишком тонированном автомобиле.

Что взять с собой

Еда. Какая дорога без вкусных перекусов? Советую взять много разной еды - и по чуть-чуть. Одно и то же быстро надоест, да и трудно угадать, чего именно захочется. Но однозначно не стоит брать сильно пахнущие и сильно пачкающиеся продукты, ведь путешествие долгое и хочется провести его с комфортом.

Особое внимание стоит уделить напиткам. Лучше всего взять несколько небольших бутылочек негазированной воды, а остальное - по желанию.

Карты. Мне удобнее использовать их электронные варианты, которые работают без доступа в интернет. Лично я использовала maps.me или City Maps 2Go. В обоих приложениях можно скачать карты, строить маршруты, а также найти кафе и достопримечательности. Но если вы привыкли к бумаге, то берите их. Главное, чтобы вам был удобно и понятно.

Музыка. Дорога длинная, и в автомобиле вы проведете достаточно много времени, поэтому лучше заранее запастись музыкой на любой вкус и настроение, иначе вы рискуете слушать местные европейские радиостанции и наслаждаться их подборками.

Еще стоит захватить плед и небольшую подушку, чтобы недолго подремать, пока ваш компаньон ведет машину.

Какие автодокументы необходимы

В поездке (помимо загранпаспорта и визы в европейских странах и российского паспорта, например, в Белоруссии) вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права.

Стоит отметить, что если у вас права старого образца, то на всякий случай стоит заранее получить международные (так как старые российские содержат информацию только на русском языке и зачастую они непонятны иностранным правоохранителям).

Кроме того, необходим международный страховой полис (Green Card). В далеком 2009 году Россия стала участником международной конвенции по оформлению Green Card («Зеленая карта»). Теперь при путешествии на автомобиле в другие страны нужно приобрести этот страховой полис, который по сути является международным аналогом ОСАГО.

Купить его можно практически в любой страховой компании. Для этого необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и заполнить заявление. А также оплатить стоимость страховки, которая зависит от срока действия, типа транспортного средства и страны назначения. Так, один месяц страховки легкового автомобиля для путешествия по всем странам - участницам международной конвенции обойдется в 4 180 рублей, а при поездке только в Азербайджан, Беларусь, Молдову или Украину достаточно 2 190 рублей.

Важно отметить, что количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено, нет ограничений по возрасту и стажу водителей.

Пересечение границы

При пересечении границы России и страны, входящей в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), пограничный контроль практически отсутствует, но иногда у вас все же могут проверить документы, поэтому их лучше всего совсем далеко не убирать.

По-другому обстоят дела на иных границах. Они представляют собой пропускные пункты с двух сторон и немного свободной территории посередине (ее размер часто варьируется в зависимости от местонахождения).

С каждой стороны вы проходите таможенный (чаще всего зрительный осмотр машины, открытие багажника) и паспортно-визовый контроль.

Минимальное время пересечения границы, на которой осуществляется проверка паспортов и виз, - примерно 45 минут, при условии, если на ней практически никого, кроме вас, не будет. Но лучше всего на это закладывать около трех-четырех часов.

Предугадать количество машин на границе достаточно сложно, однако сегодня практически все пропускные пункты оборудованы веб-камерами, трансляцию с которых можно посмотреть онлайн и получить примерное представление о загруженности.

Однако границы между странами Евросоюза можно пройти быстрее, так как документы обычно не проверяются и вы просто едете дальше.

Кстати, получить отметку на документах для Tax free можно и при пересечении границы на автомобиле. Но тут нет единой рекомендации по местонахождению специалиста таможенной службы, который проставит вам все штампы, необходимые при получении денег в банках - партнерах программ Tax free. Единственный совет - быть внимательнее и следить за всеми указателями, потому что сдать назад на границе вряд ли получится.

Особенности разных стран

При автопутешествии стоит помнить, что страны отличаются не только своей историей, архитектурой и культурой, но и стоимостью бензина, наличием или отсутствием платных дорог, правилами дорожного движения, а также особенностями вождения и дорожным покрытием. И к этому стоит быть готовыми. Вот какие особенности заметила я.

Беларусь

АИ-95 - 1,19 белорусского рубля (около 37 рублей)

Страна с хорошими дорогами и строгим скоростным режимом. Тут нет так называемых «+20», и радары считывают действительную скорость без погрешности. Несмотря на наличие платных дорог, россиянам (на легковых автомобилях) за них платить не нужно, поэтому можно спокойно путешествовать без лишних трат.

Стоимость бензина на всех заправках практически одинаковая, и можно не тратить время на поиск заправки подешевле.

Полиция в Белоруссии неподкупна, а пограничники достаточно строги, поэтому ехать стоит аккуратно - тогда все будет отлично.

Польша

АИ-95 - 4,70 злотого (около 69 рублей)

В целом в Польше хорошие дороги, но их качество и освещенность сильно отличается в разных воеводствах (местностях).

Лично меня поразила «поющая разметка» на автобанах. Так при попадании колеса на разметку благодаря трению издается звук, который при долгой дороге отлично бодрит и держит тебя в тонусе.

Интересно, что в деревнях можно часто встретить светоотражающую разметку, которая помогает вести машину в темноте.

Платные дороги в стране есть, но оплачиваются они по примеру российских аналогов (при подъезде к ним/выезде с них), поэтому особых трудностей возникнуть не должно.

Словакия

АИ-95 - 1,16 евро (примерно 71 рубль)

При въезде в Словакию стоит заранее приобрести электронную виньетку на специальном сайте . Фактически номер вашей машины вносится в электронную базу на определенный оплаченный срок, и вы можете без ограничений пользоваться всеми дорогами страны.

Словацкая полиция обожает проверять факт оплаты дорог, останавливая иностранные машины.

Румыния

АИ-95 - 4,80 лея (примерно 66 рублей)

Платные дороги есть и в Румынии. Принцип их действия аналогичен словацкому. Поэтому, как пояснили пограничники, оплачивать их лучше всего на заправках или на сайте . При въезде в страну можно увидеть огромное количество частных магазинчиков, которые предлагают аналогичные услуги, но не стоит к ним обращаться, так как они часто обманывают туристов, беря деньги и не внося данные о машине в систему.

Водят румыны эмоционально, поэтому не удивляйтесь, если водители соседних машин помигают вам фарами и попросят ехать побыстрее.

Литва

АИ-95 - 1,19 евро (примерно 72 рубля)

Во всех прибалтийских странах практически нет хайвеев, поэтому путешествовать быстро не получится. Средняя скорость движения - 70 км/ч, несмотря на то, что ограничение скорости в 50 км/ч существует только в населенных пунктах. Вне их можно ехать 90 км/ч, а на трассах (если вам повезет их встретить) - 110 км/ч.

Стоит отметить, что путешествовать на легковом автомобиле по Литве можно без дополнительных трат, так как плата за пользование дорогами взимается только с грузового транспорта.

Латвия

АИ-95 - 1,15 евро (примерно 70 рублей)

Плата за дороги с легковых автомобилей взимается только в курортной зоне Юрмала с 1 апреля по 30 сентября. В остальное время проезд свободный.

К сожалению, я столкнулась с коррумпированными сотрудниками полиции, которые при малейшем нарушении требуют оплатить «штраф».

Эстония

АИ-95 - 1,22 евро (примерно 74 рубля)

Еще одна страна без платных дорог и сборов с легкового автотранспорта.

К тому же здесь практически нет полицейских засад на дорогах. Однако не стоит расслабляться и лихачить. В стране установлено множество камер, фиксирующих все нарушения дорожного движения.