Чистка форсунок инжекторной системы питания – операция не из самых легких, поэтому далеко не решаются ее делать самостоятельно, предпочитая довериться услугам сервисных центров и СТО. Одни просто не хотят заморачиваться, аргументируя все отсутствием времени, другие просто не уверены, что смогут все правильно сделать. Для тех же, кто хочет сам обслуживать своё авто, не тратясь на услуги СТО (которые далеко не всегда делаются качественно), рассмотрим технологию чистки инжектора в гаражных условиях.
Автопроизводители обычно в технической документации указывают, через сколько км пробега нужно чистить инжектор. Но здесь стоит отметить, что они не учитывают особенности эксплуатации авто, а точнее то, что топливо, которое продается у нас на заправках не всегда высокого качества. А такой бензин в первую очередь сказывается на скорости засорения форсунок.
Опытными же механиками установлено, что в наших условиях чистить форсунки инжектора нужно примерно каждые 10 тыс. км пробега. Но цифра эта – условная, поскольку все зависит от качества заливаемого топлива. Одним такая операция может не требоваться и через 15 тыс. км, а другие вынуждены делать чистку уже через 5 тыс. км. Поэтому автовладельцу лучше ориентироваться самому авто, поведение которого само подскажет, что с системой питания есть проблемы.
Основными признаками засорения форсунок инжектора являются:
Если все это имеется, а бортовой компьютер не показывает никаких ошибок, вероятнее всего, что форсунки засорились и требуют очистки.
Чтобы понять, почему загрязнение инжектора влияет на работу силовой установки, рассмотрим коротко принцип ее работы. В задачу форсунок входит своевременная подача топлива в мелкодисперсном состоянии во впускной коллектор или непосредственно в цилиндр для того, чтобы оно смешалось с воздухом перед сгоранием.
Для того, чтобы это обеспечить в конструкции форсунки используется запорный клапан с иглой. Когда топливо не подается, игла перекрывает распылитель (отверстия малого сечения). Также в состав входит соленоид и сердечник. Последний связан с клапаном. При подаче напряжения на соленоид возникающее электромагнитное поле воздействует на сердечник, что обеспечивает его перемещение (втягивание). При этом он тянет за собой клапан с иглой, в результате топливо, находящееся под давлением проходит по каналам на распылитель, откуда оно уже впрыскивается в коллектор.
Для обеспечения качественного смесеобразования, бензин должен впрыскиваться в мелкодисперсном состоянии (в виде тумана). Только при таких условиях обеспечивается качественное сгорание смеси. Хорошее распыление обеспечивают отверстия в распылителе, но они имеют очень малые сечения. Грязь же, попадая в форсунку вместе с бензином, закупоривает эти отверстия, что сразу сказывается на качестве распыления. Из-за этого топливо уже поступает не в виде тумана, а струи, поэтому оно значительно хуже смешивается с воздухом. В результате бензин не полностью сгорает и часть его просто вылетает в трубу. Отсюда и падением мощности, и повышение расхода бензина, и перебои в работе мотора.
Для удаления грязи и отложений из форсунок инжекторной системы питания применяются два метода – ультразвуковой и жидкостный.
Первый метод основан на явлении кавитации, при котором воздействующий на жидкость ультразвук приводит к образованию микровзывов. Суть такой чистки сводится к тому, что форсунки помещаются в ванночки с чистящей жидкостью, а затем обеспечивается воздействие ультразвука. Этот метод очистки является очень эффективным, но оборудование для его проведения – дорогостоящее, поэтому он больше подходит для СТО.
Жидкостной же способ наличия специальных приборов не требует, и его вполне можно провести в гаражных условиях, то есть промыть форсунки своими руками. Суть метода очень проста – все загрязнения удаляются за счет промывки чистящей жидкостью, которая подается под давлением.
Для того, чтобы почистить форсунки инжектора самостоятельно, потребуется:
Как видно, потребуется немного, именно поэтому этот метод и является приемлемым для гаражных условий.
Очистка форсунок проводится только с элементами, снятыми с авто. И делаем это так:
Сняв форсунки, можно приступать к чистке. Но для этого нужно все правильно подготовить. Для чистки необходимо, чтобы форсунка с баллончиком чистящего средства имела герметичное соединение. И для этого понадобиться подготовленная трубка и хомуты.
Большинство владельцев автомобилей с инжекторными двигателями начинают волноваться, если машина ведет себя подозрительно. Первые тревожные звоночки - мотор странно потряхивает на холостом ходу. Слышны хлопки, стрелка тахометра может произвольно дергаться вверх и вниз. Затем чувствуется, что при движении автомобиль уже не так резво ускоряется, а горючее из бака словно улетучивается. Многие продолжают ездить и мириться с неудовлетворительным состоянием машины. Хуже, когда двигатель трясет так, что вибрации идут по кузову автомобиля. Такую неисправность трудно не заметить. Но опытные автомобилисты знают - промывка инжектора быстро устранила бы проблемы и привела мотор в здоровое состояние.
Причина нарушений в работе мотора - загрязнение системы подачи топлива. Пыль, песок, воду, которые попадают в бак, легко задерживает топливный фильтр. Но после его замены ситуация может не измениться. Тогда уверенно диагностируем загрязнение инжекторов и впускного коллектора.
Как появляются загрязнения. Сперва на детали мотора оседают смолы, это не сгоревшее горючее и его примеси. Затем осадок окисляется и становится твердым слоем на деталях. Если отказаться от очистки впрыска, то проблемы в работе мотора будут только прирастать: появится высокий износ механизмов, усиленное образование кокса и нагара, катализатор будет испытывать чрезмерную нагрузку, выйдет из строя и т.д.
Даже тонкий лаковый слой в 0,005 мм снижает эффективность инжекторов на 20% и более. Изменяется характер факела распыла: его форма и размер. Распылители теряют герметичность, от чего управление впрыском начинает работать со сбоями. От этого мы наблюдаем провалы на холостых оборотах и повышенный расход топлива.
Качество горючего, экстремальные погодные условия, длительные простои в пробках делают процесс образования загрязнений молниеносным.
Следует знать, есть и другие возможные неполадки: топливный фильтр, насос, сетка топливозаборника. Эти загрязненные детали мешают нормальной работе двигателя. Профилактику необходимо проводить каждые 20-30 тысяч км.
Очистить двигатель можно самостоятельно. Для этого понадобится специальное оборудование и жидкость для промывки форсунок инжектора. Выбрать подходящее средство несложно. Сегодня на рынке популярны средства российского производителя LAVR и европейские средства. Перед тем, как выбрать препарат, посмотрите видео, чем отличаются составы.
Средства для промывки форсунок качественно удаляют отложения в системе. Чтобы провести процедуру необходима специальная пневматическая станция. Такое оборудование можно свободно купить на территории России. Сегодня существуют пневматические станции отечественного и китайского производства. Если нет потребности постоянно применять такое оборудование, промывку инжектора можно провести в автосервисах, которые предлагают услугу. Цена на нее составит от 1500 до 4000 рублей в зависимости от автомобиля и региона проживания.
Можно попытаться собрать станцию самостоятельно. При этом вы должны знать, что промывка самодельными станциями опасна. Промывочные жидкости воспламеняются легче топлива. Поэтому избегайте утечки жидкости. Попав на выпускной коллектор прогретого двигателя жидкость мгновенно воспламенится. Такая процедура может стоить вам не только автомобиля, но жизни и здоровья.
Необходимый набор для промывки инжектора:
Когда станция подключена, система выглядит как больничная капельница. Промывка форсунок не требует большого опыта. Главное четко следовать инструкции по подключению и промывке. Вот список действий как смонтировать станцию для работы.
Монтаж промывочной станции
Менять масло и свечи зажигания после использования жидкости для промывки инжектора LAVR не обязательно. Поэтому сразу запустите двигатель и сделать тестовый заезд. На первых же километрах пути почувствуются улучшения работы мотора.
LAVR предлагает две промывки для бензиновых моторов и одну для дизельных.
Чтобы не ждать появления симптомов неисправности двигателя, планируйте профилактику каждые 20-30 000 км пробега. Рекомендуем делать промывку перед зимним сезоном - для уверенного запуска в морозы, или весной - для подъема мощности и динамики.
Промывка форсунок двигателя своими руками - не такая простая задача на первый взгляд. Топливная система, во время включенного автомобильного двигателя, постоянно подвергается вредным воздействиям и загрязняется различными частицами, плюс, на ней накапливаются различные отложения. Основа этих отложений - химические соединения и частицы, (например, сера), находящиеся в автомобильном топливе. Самыми уязвимыми считаются форсунки системы впрыска. Во время использования низкокачественного топлива, ситуация многократно ухудшается, и форсунки приходится менять или чистить.
Все это определяется с помощью прохождения проверки и диагностики автомобиля.
В том случае, если на проверке было выявлено, что главной причиной поломки являются форсунки, их необходимо заменить или промыть. Промывка подобных систем может происходить как без снятия двигателя, так и с полным разбором, т.е проводится процедура демонтажа двигателя. На самом деле, мыть форсунки без демонтажа двигателя значительно более неудобно, чем наоборот, но иногда этот способ является единственно подходящим.
В процессе демонтажа форсунок, бывает, проводят и замену уплотнителей совместно с рампой. Это довольно трудная и длительная процедура.
Часто, мы удивляемся, когда работник автосервиса заявляет, что нашему автомобилю «как воздух» требуется промывка форсунок. Многие водители воспринимают эти слова, как стремление «выкачать» лишние деньги, поскольку в руководстве пользователя указана периодичность, когда следует производить чистку инжектора. Действительно, производитель указал пробег, по завершению которого необходимо, (правда, не обязательно) прочищать инжектор. Но производитель учел не все детали. Данный расчет осуществляется, в основном, на стандартах европейского топлива, а мы заливаем в свои автомобили непонятно что. И от этого страдает вся система впрыска в нашей машине, если быть более точным – форсунки в инжекторе.
Прочищение форсунок может быть осуществлено различными способами, и каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Самым простым является добавление в бензобак автомобиля моющей присадки. Подобные присадки производятся практически всеми производителями автокосметики. Для промывки всей системы, лучше всего использовать жидкость для промывки форсунок. Одного флакона данной жидкости объемом от полулитра хватит на 50 –70 литров топлива.
"Мытью" данным способом подвергают все части в топливной системе автомобиля. Сюда же включается и топливный бак, механизм для регулировки давления, топливный насос и естественно форсунки.
Важно учитывать, что подобный способ достаточно рискован, поскольку, все отложения и грязь, которые были отмыты из топливного бака и бензопровода, могут еще сильнее испортить клапан регулятора давления. По причине этого, промывка форсунок с помощью присадок может быть целесообразной только в качестве профилактики.
Еще одним надежным способом для промывки форсунок является промывка с использованием специальных установок подачи сольвента. Промывание происходит при включении двигателя и его работе на моющем сольвенте. Такой способ является достаточно эффективным и результат промывки оценивается как положительный в большей части случаев.
Во время промывки форсунок сольвентами могут сломаться свечи зажигания. Следовательно, промывку необходимо совместить с заменой свечей.
Кроме всего прочего, форсунку можно промывать еще и с использованием высокоэффективных жидкостей, которые проходят через форсунку. Данный метод проводится с использованием специальных установок, которые имитируют действие форсунки с заменой топлива на специальный сольвент. Также, эффективным способом промывки форсунки является ультразвуковая ванна. Этот способ можно смело назвать самым стабильным.
Следует помнить, что во время использования хорошего европейского топлива, необходимость в чистке форсунок не появляется, но производители машин все-таки рекомендуют постоянно менять эти детали после того, как автомобиль проедет более ста тысяч километров. Если вы пользуетесь российским бензином,- в этом случае, потребность в чистке форсунок может появиться через 15-30 тыс. километров, но станции технического обслуживания рекомендуют производить чистку через 20-40 тысяч километров пробега.
В идеале, устройство форсунки дает возможность совсем не прочищать инжектор, если машина эксплуатируется на бензине высоких стандартов. Но, как уже было сказано ранее, реалии нашего существования таковы, что прочищение форсунок в инжекторе приходится производить гораздо раньше. Важно понимать, что чаще всего форсунки забиваются зимой, когда снижается испаряемость топлива. В машине появляются первые проблемы.
Не стоит останавливаться на народных способах чистки форсунок. Правда, на данный счет существуют различные мнения. Некоторые не могут нарадоваться инжектору с используемыми присадками. Некоторые рассказывают о том, что доливают в бак какое-то количество керосина и проблем не знают. Настоящая же терапия заключается в использовании перечисленных выше присадок для топлива. Периодичность их использования составляет около трех тысяч километров пробега.
В простонародье этот прием называется «клизма». Для качественной промывки инжектора нам понадобятся:
Смешать промывочную жидкость и бензин. Поднять капот и найти шланг, который идет от «вакуумника» к впускному коллектору. Снять переходник,- он имеет вид резиновой трубочки.
Набрать в спринцовку смесь бензина и промывочной жидкости, залить в трубку под давлением. Подождать в течении 10-15 минут. За это время все, на что попала жидкость, будет окисать.
Теперь подключаем помощника. Он заводит автомобиль, что довольно не просто, так как отсоединена трубка. Двигатель не держит обороты, глохнет, приходится давить постоянно на газ, поддерживая уровень 2500-2800 Rpm.
На следующем этапе снова впрыскиваем смесь бензина с промывочной жидкостью. Дело непростое из-за давления внутри трубки, затягивающего внутрь спринцовку. В это время глушитель издает различные звуки: от хлопков до жуткого рыка. Могут быть клубы дыма белого цвета или вываливаться черный нагар.
Не нужно вливать сразу много промывочной смеси. Лучше не жалеть времени и дозировать.
После вливания всей смеси глушим двигатель. Когда он остынет, нужно открутить свечи и заменить их на новые. Таким методом промывается не вся система, но это лучшая альтернатива поездке в сервис.
STP SUPER CONCENTRATED FUEL INJECTOR CLEANER
ДОЗИРОВКА: весь флакон - 364 мл.
Особенности применения: заливают перед заправкой, чтобы равномерно распределить присадку в топливе и достичь максимальной эффективности.
Результат теста: жидкость показала очень высокие моющие способности. Легко растворила отложения и до взвешенного состояния, но использовать ее рекомендуется только при уверенности, что в бензобак абсолютно чист, иначе грязь может засорить приемную сетку в бензонасосе и вывести его из строя.
Препарат отмыл более 80% загрязнений. При последующей промывке спецраствором были удалены оставшиеся отложения. Эта агрессивная промывка может быть рекомендована к использованию при небольшом пробеге. Это оптимальный вариант как промыть инжектор самому с препаратом подобного типа.
ДОЗИРОВКА: 355 мл.
Особенности применения: препарат очень дешево стоит, поскольку он отечественного производства.
Результат теста: отмыто более 60% загрязнений, причем поддались и тяжелые отложения. При последующей промывке не выявлено наличия несмываемых отложений.
Несмотря на низкую стоимость, показаны прекрасные результаты, и ограничения на его применение заключаются только в чистоте бака.
Промывка форсунок специальной жидкостью:
YouTube-канал «Михаил Нестеров»
Внутри корпуса топливной форсунки находится электромагнитный игольчатый клапан. В закрытом состоянии он удерживается возвратной пружиной. При подаче импульсов от электронного блока управления (ЭБУ) на обмотку возбуждения клапан открывается. В этот момент топливо распыляется и, смешиваясь с воздухом, сжигается в камере сгорания.
От качества распыления бензина зависит правильность пропорций топливовоздушной смеси и её воспламенение. При нормальной работе форсунок топливо дробится на мельчайшие частицы, легко смешивается с воздухом и горит.
Примеси в топливе, короткие поездки и сложные условия эксплуатации приводят к тому, что на игле и внутренних поверхностях форсунки образовываются углеродистые отложения. Этот налёт забивает каналы. Электромагнитный клапан открывается на длительное время и в камеру сгорания попадает , чем нужно.
YouTube-канал «Авто-тема»
Всё это приводит к переобогащению топливной смеси, ухудшению воспламенения и пропускам зажигания. Несгоревший бензин попадает в выхлопную систему и догорает уже внутри катализатора, который забивается и оплавляется при высоких температурах. Вместе с этим снижается мощность двигателя, появляется детонация, а также растёт расход топлива и токсичность выхлопа.
Производители авто рекомендуют делать очистку каждые 30 тысяч километров. О неполадках в работе форсунок подскажут соответствующие ошибки на бортовом компьютере. То же самое покажет диагностика топливной аппаратуры в автосервисе.
Но с большой вероятностью промывка нужна вне зависимости от пробега, если хотя бы три симптома из списка проявляются в вашей машине:
Самый простой и относительно мягкий метод очистки с помощью специальных присадок. Больше подходит для профилактики образования отложений внутри всех элементов топливной системы - от бензобака и до форсунок.
Недостаток таких присадок в том, что на авто с большим пробегом они поднимают всю грязь из бензобака и трубопроводов. В итоге забиваются фильтры и сами форсунки, что приводит к ещё более плачевным последствиям.
Этот метод очистки сложнее, но и эффективнее. Он не только отмывает форсунки, но и дополнительно раскоксовывает поршневые кольца, а также повышает компрессию. Промывка осуществляется на запущенном двигателе, который работает на моющем препарате вместо бензина.
Главный минус - качество промывки нельзя проконтролировать. Из других недостатков можно выделить попадание агрессивных веществ в выпускной тракт и потенциальный вред катализатору. После использования некоторых средств требуется замена свечей зажигания.
Самый сложный метод, который предполагает снятие топливной рампы и форсунок. В то же время наиболее эффективный и точечный - никакого вреда для других элементом системы нет. Для промывки имитируется работа форсунки, а вместо бензина используется средство очистки карбюраторов.
Из минусов этого способа только сложность демонтажа рампы и форсунок, а также необходимость замены микрофильтров и уплотнительных колец.
Инжекторная система питания двигателей экономичней карбюраторной системы. Она обладает рядом неоспоримых преимуществ по расходу топлива, мощности и динамике двигателя. Но она существенно сложнее в обслуживании, очень критична к качеству применяемого топлива и требует высокой квалификации механиков по обслуживанию, что в свою очередь повышает стоимость обслуживания и ремонта. Высокая цена всех узлов и плохая их ремонтоспособность, еще больше поднимает планку расходов по обслуживанию автомобиля.
Системой впрыска топлива и системой зажигания автомобиля управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который с помощью соответствующих датчиков непрерывно контролирует нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах. Топливо во впускной коллектор двигателя подается с помощью форсунок.
Стороной подачи топлива форсунки вставлены и зафиксированы пружинными фиксаторами в топливной рампе – пустотелой трубчатой детали с отверстиями для установки форсунок и компенсатора пульсаций давления топлива, служащей для подачи топлива к форсункам и закрепленной на впускном коллекторе. Давление топлива в рампе создается погружным топливным электрическим насосом роторного типа.
химический способ – самый простой, но менее эффективный - заливка жидкости для промывки форсунок в топливный бак. Бак и топливопровод должны быть чистые иначе жидкость растворяет твердые отложения до взвешенного состояния и всю грязь насос сгонит в топливную рампу и форсунки. На СТО подают низкооктановое средство очистки непосредственно в топливную рампу под давлением и заводят двигатель. Но после такой чистки в сложное состояние попадает катализатор отработанных газов. Кроме того, после чистки придется заменить масло, а также масляный фильтр, так как низкооктановое средство очистки попадает и туда;
ультразвуковой способ – проводится только на СТО, так как необходимо специальное оборудование. Этим способом нельзя чистить форсунки с керамическим распылителем, по причине того, что в ультразвуковой ванне есть риск растрескивание керамики в местах микротрещин, которые при значительных пробегах, присутствуют на данной детали. В обычных форсунках при значительном пробеге от ультразвука может разрушиться пересохшая изоляция провода катушки соленоида, что приводит к междувитковому замыканию и выходу форсунки из строя;
чистка форсунок при помощи сольвентов – проводится на специальных стендах, принцип работы которых основан на том, что чистый сольвент подается непосредственно через топливную рампу на форсунку, а отработанный пропускается, через специальные фильтры, очищающие его. Устройство представляет собой закольцованную систему, которая имеет несколько режимов работы форсунок и возможность замера и сравнения производительности форсунок.
Торцы бензостойкого шланга ровно обрезаются острым ножом. На шланг размещаются хомуты. Внутрь шланга вставляется капроновая шайба подходящего диаметра. По внутреннему диаметру шланга подбирается или изготавливается резиновая пробка длиной 25мм. Внутри пробки сверлится отверстие диаметром 2 мм, куда будет вставляться трубочка от баллончика очистителя.