Проезд левых поворотов. Сложный маневр – поворот налево на перекрестке со светофором

Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.

Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.

В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:

Как правильно выполнить разворот на перекрестке на экзамене

Для того чтобы успешно сдать экзамен на получение прав, достаточно учесть несколько нюансов и соблюдать выученные правила. Основные из них, касающихся поворотов:


Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

Регулируемых

На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

  • соблюдение направления движения по разметке;
  • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.
Поворот на регулируемом перекрестке

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
  • если справа ТС нет, движение можно начинать.

Поворот на равнозначном перекрестке

Т-образных

Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

  • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
  • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
  • при движении включение указателей поворота обязательно;
  • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.
Поворот на Т-образном перекрестке

С трамвайными путями

В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.

Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.


Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.

С разделительной полосой

На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

  1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
  2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

Поворот на дороге с разделительной полосой

Но нужно учесть:

  • совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса;
  • если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав;
  • когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное.

Со светофором

Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

  • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
  • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
  • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

Разворот на перекрестке со светофором

Читайте также

Следует ли сдавать назад, при пересечении стоп-линии на желтый свет под камерой – как не получить штраф?
Линия остановки автотранспортного средства перед перекрестком – это разметка на дороге, перед которой необходимо…

За что можно лишиться прав при неправильном развороте

Водителя не всегда лишают прав при нарушении правил разворота на перекрестке. В некоторых случаях наказанием также может служить штраф:



Такое нарушение считается законодательством серьезным, и наказание за него соответствующее, так как автомобиль оказывается на встречной полосе движения.

Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме

Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.

Поворот налево и разворот на перекрёстке

Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения . Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.

На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.

Разворот на перекрёстке

Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами , нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.

Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.

Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.

Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.


При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.

Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.

На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.

Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.


ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю .

На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.

При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.

Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.

На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.


Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.

Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.

ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.

Выполнение поворота на перекрестке: практическая методика обучения

В прошлой статье были рассмотрены вопросы правильного и безопасного выполнения правого поворота. Теперь пришло время познакомиться с подготовкой и выполнением более сложного левого поворота . Методика, рассмотренная ниже, относится не только к нерегулируемым, но и к регулируемым перекресткам.

Продолжаем публикацию авторских материалов Сергея Федоровича Зеленина , посвященных актуальным методическим вопросам обучения безопасному вождению в рамках программы подготовки водителей в автошколах. С. Ф. Зеленин – один из ведущих и авторитетных профильных специалистов страны, почти четверть века посвятивший разработке и практическому применению прогрессивных методик обучения будущих водителей.

Поворот налево также как и в прошлый раз раскладываем на три отдельных этапа:

I – Подготовка к повороту

II – Собственно поворот

III – Выход из поворота

Поворот налево сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.

Первый этап.

Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения . И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.

Когда дорога имеет обозначенные разметкой полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к «осевой» линии, и это будет крайним левым положением (рис. 1).

А если дорожной разметки нет?

В таком случае надо «пошире открыть глаза», мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 2). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.

Второй этап.

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 3).

Приближаясь к центру перекрестка, надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от... направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 4). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 3.

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

На сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 5 и 6). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

На рисунке 5 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 6).

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Третий этап.

И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.

Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 7 и 8).

Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 9).

Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).

Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям.

К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: «При повороте налево водитель срезал угол» (рис. 10).

Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, «срезая» большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.

Если сегодня другие водители успели увидеть такого «шустрика» и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он «воспитает» нарушителя (рис. 10).

Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.

То, что изображено на рисунке 11, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!

Происходят такие «чудеса» тогда, когда «новичок» в движении пытается «выждать» встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает «ползти» дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие «кренделя», что не каждый профессионал сможет их повторить.

Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения. Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.

Статья подготовлена редакцией «Учебная литература» издательства «Мир Автокниг».

В материале использованы фрагменты книги С.Ф. Зеленина «Безопасность дорожного движения в экзаменационных билетах и в жизни» издательства «Мир Автокниг» .

Есть правила, которые водитель не использует каждый день, например, езда задним ходом, а есть основные, которые используются всегда. Это: правила поворотов, обгона, и т.д. Сегодня рассмотрим, как поворачивать налево по правилам дорожного движения. Очевидно, что заблаговременно до совершения маневра поворота требуется включить указатель поворота.

  1. Поворот на перекрестке со светофором.
  2. Повороты на не регулируемых перекрестках.
  3. Если много полос, как повернуть налево.
  4. Видео.

В зависимости от сложности перекрестка, пересечение потоков автомобилей происходит по-разному. На регулируемых перекрестках, кому и куда можно ехать говорит или светофор, или регулировщик ГИБДД.

Перекресток считается нерегулируемым в случае, если:

  • светофор не работает;
  • на светофоре постоянно включен желтый сигнал, что говорит о том, ехать надо по дорожным знакам;
  • светофор отсутствует и нет регулировщика.

Поворот налево на перекрестке со светофором

Основная часть правил в том, чтобы знать, кому и когда требуется уступать, а где сам имеешь преимущество.

Во время совершения поворота налево при зеленом сигнале светофора водитель уступает по правилам ПДД:

  1. Встречным транспортным средства и поворачивающим направо (пункт 13.4 ПДД).
  2. Если водитель начинает ехать по зеленому свету дополнительной секции светофора, то есть по стрелке. При движении по стрелке, водитель уступает всем участникам дорожного движения, так же как и водители трамваев. А, если дополнительная секция отключена, то надо ждать основного зеленого света светофора.
  3. Если всем транспортным средствам разрешается движение, то трамваи имеют преимущество, ему обязаны уступить по пункту №6 ПДД. Рельсовое ТС получает преимущество, то есть сначала проезжает оно, затем можно ехать по трамвайным путям.
  4. Вы стоите на перекрестке и ждете зеленого сигнала. Зеленый включился, но ехать нельзя, если на перекрестке еще не разъехались автомобили и не разошлись пешеходы по зебрам (пункт 13.8). В 2018 году поэтому приняли разметку, так называемая, вафельница, которая запрещает выезжать на перекресток, если на перекрестке стоят машины.

Водитель начинает движение на зеленый свет светофора, который перед перекресток. Сигналы светофора после перекрестка его не касаются. Но, водитель должен увидеть стоп-линии, если они есть. Если стоп-линии есть, то водитель едет по всем светофорам, которые есть на его траектории движения.

На перекрестках со стоп-линиями нельзя поворачивать без остановки. Ехать надо прерывисто и только по зеленым сигналам светофора (13.7). Когда загорелся зеленый, надо выехать на перекресток, пропустить встречные ТС и завершить поворот. На стоп-линиях останавливаться не надо, потому что говорит зеленый свет.

Повороты на не регулируемых перекрестках

Если едете по данному виду перекрестку, то вы должны уступить:

  • всем транспортным средствам, движущимся по главной дороге (если вы находитесь на второстепенной);
  • трамваю (если находитесь с ним на равнозначных дорогах);
  • если есть препятствия справа (на равнозначных дорогах). У рельсового транспорта приоритет. Они друг другу тоже так уступают на равнозначных путях;
  • если вы планируете повернуть налево или развернуться, то вы должны уступить всем, кто движется по встречке или поворачивает направо;
  • велосипедистам и пешеходам.

Нахождение на главной дороге не означает постоянное преимущество. Внимательно смотрите на знаки, где кончается главная дорога. На равнозначном перекрестке уступать следует тем, кто справа.

Если знака главной дороги нет, то водитель едет как на второстепенной.

Если много полос, как повернуть налево

Если перекресток имеет больше двух полос движения в одну сторону, то он считается сложным. Полоса может обозначаться разметкой, а может и нет.

Для совершения поворота налево на сложном перекрестке, надо перестроиться на крайний левый ряд (если нет знаков, которые разрешают поворачивать и с других полос), уступая тем, кто по ней едет. При движении по кольцу, то же самое, уступать тем, кто уже едет по круговому движению.

0