Проблемы с «Независимостью»: один из крупнейших российских автодилеров не отдает машины покупателям. Как разоряются автодилеры Компания независимость закрывает салоны

ГК «Независимость» больше не продает новые автомобили, все салоны закрыты в Москве и в регионах, сообщил «Ведомостям» представитель компании. До последнего времени группа оставалась полноценным дилером Mitsubishi, Ford, Audi, Volkswagen и Peugeot.

Mitsubishi, по словам представителя марки в России, последний дилерский контракт с «Независимостью» расторгла в середине ноября – по автоцентру в Екатеринбурге. Дилерские договоры Ford с центрами «Независимость» в Екатеринбурге и Уфе прекращают действовать с 1 декабря 2017 г. по обоюдному соглашению сторон, заявила представитель Ford Sollers . До этого срока дилерские центры заключают договоры купли-продажи автомобилей Ford со своих складов и выполняют сервисные обязательства, добавила представитель автопроизводителя.

Peugeot продолжает сотрудничество с группой «Независимость» в Екатеринбурге, сообщил представитель «Пежо Ситроен Рус», однако контракт истекает в конце 2017 г. «Вопрос о продолжении сотрудничества находится на стадии рассмотрения», - добавил он. Представитель VW Group заявила, что статус ГК «Независимость» как дилера VW и Audi в настоящий момент не изменился; от дальнейших комментариев она воздержалась. При этом на официальных сайтах VW и Audi информация о «Независимости» как официальном дилере марок отсутствует.

Ранее один из основных кредиторов «Независимости» – Газпромбанк – банкротства автодилера. Соответствующие иски поданы 24 ноября к шести компаниям группы в арбитражные суды Москвы и Свердловской области, свидетельствуют данные в картотеке арбитражных дел. Общая сумма требований по искам, поданным в Свердловской области, превышает 2,2 млрд руб., по искам, направленным в Арбитражный суд Москвы, такая информация не уточняется. «Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность компании, однако, наблюдая за тем, что она находится под серьезным давлением различных кредиторов, счел целесообразным также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», - лишь отметил представитель Газпромбанка.

Общий долг ГК «Независимость», по собственным данным, перед банками – около 6 млрд руб. Другой крупный кредитор группы – Сбербанк , его представитель пока комментариев не предоставил.

Финансовые трудности у автодилера начались несколько лет назад из-за падения российского авторынка, объясняла ранее компания: в 2012–2016 гг. он сократился в два раза до 1,43 млн машин, согласно Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным отраслевого издания «Автобизнесревю», с 2012 г. выручка ГК «Независимость» сократилась в два раза до 28,6 млрд руб. в 2016 г., продажи автомобилей – в 4,6 раза до 9100 штук. За последние менее чем два месяца «Независимость» лишилась дилерства марок BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, а также прекратила продажи новых автомобилей Mazda (ее представитель не ответил на запрос).

«Ситуация объективно сложная несмотря на значительную финансовую поддержку, оказанную акционерами в начале года», - констатирует представитель «Независимости». По его словам, несмотря на «большую совместную работу [менеджмента, банков и других кредиторов] по поиску вариантов реструктуризации задолженности группы», в текущих условиях провести такую реструктуризацию не представляется возможным. Поэтому в обозримом будущем будут инициированы процессы банкротства компаний ГК «Независимость», отметил ее представитель. То, что нормализация ситуации не произошла, подтвердил и представитель финансового инвестора группы (49%) – компании А1. Получить комментарий контролирующего владельца «Независимости» и ее основателя Романа Чайковского не удалось.

В ходе процедуры банкротства арбитражные управляющие будут проводить предусмотренные законом мероприятия, направленные на формирование реестров кредиторов, инвентаризацию и реализацию имеющихся активов с целью последующего урегулирования требований кредиторов в максимально возможном объеме, отметил представитель «Независимости». В случае сверхстремительного банкротства компании для ее ликвидации требуется не менее восьми месяцев, в случае с ГК «Независимость» банкротство может затянуться до двух лет, поскольку группа объединяет большое число юридических лиц, полагает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. При этом он указывает, что, как правило, кредиторы могут рассчитывать в самом лучшем случае на возврат 30% номинальной стоимости долга.

Бизнесмен Олег Становов собирался купить в дилерском центре «Независимость» на Белой Даче BMW 3GT стоимостью около 2,6 млн руб. В начале августа он внес первый взнос. А когда через несколько дней во время визита в центр Становову показали его автомобиль, полностью оплатил покупку. По договору «Независимость» должна была отдать машину в течение 20 дней, хотя сотрудники салона обещали сделать все быстрее – в течение 10–12 дней, вспоминает Становов. Но новый автомобиль он не получил ни через 12 дней, ни через 20.

Зато спустя две с половиной недели после оплаты автомобиля Становову позвонили из «BMW Group Россия» и попросили передать компании все договоры с дилером, вспоминает он. Становов в итоге отделался легким испугом. Благодаря вмешательству производителя он получил-таки свою машину, хоть и с опозданием более чем на месяц – 3 октября.

Судьба «Независимости» сложилась намного хуже. Осенью контракты с ней разорвали все автопроизводители и бренды – BMW, Volvo, Jaguar Land Rover, Mazda, Ford, Audi, Mitsubishi, Peugeot и Volkswagen. В конце ноября дилер закрыл все салоны, а один из его кредиторов – Газпромбанк подал иски о банкротстве шести компаний группы «Независимость». Призрачный шанс на спасение остается, но все уже зашло слишком далеко, констатирует сотрудник другого банка – кредитора «Независимости».

Машин нет

«Я перекрыл своей машиной главный вход», «в этом автосалоне я ничего покупать не буду никогда и рекомендовать его кому-то тоже», «совершил большую ошибку, что заплатил за авто сразу же», «ждать машину один месяц и более – это ад»... Такие сообщения на форуме BMW писали клиенты «Независимости» в конце лета – начале осени.

Как оказалось, компания задерживала выдачу машин месяцами, ничего не объясняя клиентам. Представитель «Независимости» не объяснил и «Ведомостям» причину этого.

Двенадцатого сентября BMW заблокировала «Независимости» доступ к системе заказа новых автомобилей, а с 1 октября разорвала контракт. Задержка выдачи автомобилей «Независимостью» нарушала условия договора о статусе официального дилера с импортером, объяснила BMW.

Расторжение контракта с BMW стало репутационным ударом для группы, признает представитель «Независимости». Вслед за BMW посыпались отношения и с другими импортерами.

В октябре контракты с дилером расторгли Volvo и Jaguar Land Rover. Представитель Volvo объяснял разрыв «репутационными и другими потерями», а Jaguar Land Rover– тем, что «взгляды на развитие бизнеса» импортера и «Независимости» перестали совпадать. В ноябре контракты расторгли Mazda, Ford, Audi, Mitsubishi, Peugeot и Volkswagen.

Покупателям BMW «Независимость» не выдала 47 полностью оплаченных автомобилей, говорит представитель автопроизводителя. «BMW Group Россия» пришлось выдавать их за свой счет. Еще пара десятков человек вносила символическую предоплату за автомобили (от 10 000 до 50 000 руб., менее 1% стоимости). Их случаи решаются индивидуально, говорит представитель «BMW Group Россия».

«Независимость» не выдала чуть больше 30 полностью оплаченных автомобилей Volvo, говорит представитель автоконцерна: импортер рекомендовал клиентам решать самим проблему с автодилером.

Представитель «Фольксваген груп рус» признает, что дилер не выдавал полностью оплаченные автомобили и не возвращал клиентам первоначальные платежи. Статистику он приводить отказался. Но сказал, что компания за свой счет передала покупателям автомобили. Также найдено решение для клиентов, внесших предоплату за новые автомобили в размере меньше их стоимости. Детали представитель «Фольксваген груп рус» раскрывать не стал.

Среди покупателей Jaguar Land Rover, Ford, Peugeot и Mitsubishi не было проблем с получением автомобилей, заявили представители этих компаний. Их коллега из «Мазда мотор рус» не предоставил комментарии.

Долг «Независимости», по данным компании, перед банками превышает 6 млрд руб. «Менеджмент группы вместе с ключевыми кредиторами провели совместную работу по поиску вариантов реструктуризации задолженности, – говорит представитель «Независимости». – К сожалению, в текущих условиях провести ее не представляется возможным». Компания, по его словам, ожидает, что будут инициированы новые процессы банкротства компаний группы.

«Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность группы «Независимость», – говорит представитель банка. Но некоторые кредиторы еще в октябре начали предъявлять первые требования о признании дилера банкротом. В этой ситуации банк «счел, что оздоровление невозможно и целесообразно также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», сказал представитель Газпромбанка. Для возврата задолженности кредиторы будут рассматривать возможность привлечения к ответственности за банкротство конечных бенефициаров группы «Независимость» и ее топ-менеджеров, обещает близкий к одному из банков – кредиторов дилера человек.

Надежда на рост

«Независимость» была основана в 1992 г. Романом Чайковским, а в 2008 г. ее акционером стало инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров А1 (49,95%). На тот момент группа, по данным «Автобизнесревю», входила в десятку крупнейших дилерских холдингов России. А1 – «не стратегический инвестор» и из бизнеса уйдет, когда сможет продать долю в «Независимости» по справедливой стоимости, рассказывал ранее в интервью «Ведомостям» теперь уже бывший президент А1 Михаил Хабаров. Но этот момент так и не наступил.

Поставщик подвел

Бывает, что проблемы у дилера начинаются из-за автопроизводителей. Так случилось с «Дженсером». В марте 2015 г. General Motors (GM) объявила о фактическом уходе из России и прекращении продаж в стране с начала 2016 г. автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet.
У «Дженсера» же пятая часть продаж приходилась именно на машины GM. С уходом GM пришлось закрыть пять дилерских центров и перепрофилировать их. На это требовались деньги. Долг «Дженсера» перед кредиторами – около 12 млрд руб., рассказывали два человека, осведомленных о состоянии дел в компании, и подтверждал источник в одном из банков-кредиторов.
В сентябре 2017 г. Сбербанк сообщил о реструктуризации долгов «Дженсера». Суть ее в том, что пеня и штраф снизились или списались, а сумма задолженности разбилась на части и выплачивается по графику, составленному банком. В сделке участвовали ВТБ, Связь-банк, банк «Союз», Московский кредитный банк, банк «Российский капитал». Это подтвердил директор по развитию «Дженсера» Андрей Блохин.
При этом Сбербанк по итогам реструктуризации получил долю в компании в качестве залога до исполнения обязательств по кредиту, указывают четыре собеседника «Ведомостей». Это около 10%, уточняли двое из них. Представители «Дженсера» и Сбербанка не комментировали эту информацию.

А1 была финансовым инвестором «Независимости» и не занималась ее операционной деятельностью, говорит ее представитель. В конце прошлого года менеджмент дилера сообщил о сложной финансовой ситуации и запросил поддержку, которая была предоставлена, добавил он. Акционеры участвовали в докапитализации ГК «Независимость» на сумму 1 млрд руб. Помимо этого весной 2017 г. была проведена смена менеджмента с целью реструктуризации долговой нагрузки компании и оптимизации финансовой деятельности. «К сожалению, как мы видим, нормализация ситуации не произошла», – сетует представитель А1.

Сама «Независимость» объясняет крах неверной стратегией развития бизнеса. Кризис 2008 г. она прошла успешно, сделав ставку на премиальный сегмент, вспоминает представитель компании: тогда рынок быстро восстановился. В 2014 г. «Независимость» выбрала аналогичную стратегию, рассчитывая на быстрое восстановление рынка. Но кризис оказался совершенно другим, признает он: упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей. Зато высокая долговая нагрузка, переходящая из прошлых периодов активного роста и наращивания инфраструктуры, никуда не делась. Это привело к тому, что за несколько лет был накоплен серьезный убыток, говорит представитель А1. А постоянное давление со стороны производителей по выполнению плана продаж привело к тому, что новые автомобили продавались чуть ли не по себестоимости. Согласно данным «Автобизнесревю», с 2012 г. выручка компании упала в 2 раза, а продажи автомобилей – в 4,6 раза.

Еще до кризиса 2014 г. «Независимостью» управляли неэффективно, возражает бывший сотрудник компании: менеджмент сидел на многомиллионных годовых зарплатах, у каждого было по несколько заместителей, многие с личными водителями. В компании было очень много необоснованных трат.

Не добавила стабильности и большая доля дилерских центров в регионах, считает близкий к компании человек. По данным «Автобизнесревю», в 2015 г. из 24 дилерских центров «Независимости» восемь было расположено в регионах. А в 2017 г. – шесть из оставшихся 13. К тому же многие здания под дилерские центры «Независимости» арендовались, а после кризиса компания не занималась пересмотром арендных ставок и перезаключением договоров, продолжает собеседник «Ведомостей». Например, дилерский центр на Белой Даче занимал около 7000 кв. м. Такие гигантские площади можно было позволить себе разве что на растущем рынке, аренда могла обходиться в $2 млн в год, а это большие деньги. «Из 10 дилерских центров в аренде было четыре, аренда осуществлялась на коммерческих условиях и регулярно пересматривалась», – возражает представитель «Независимости».

Продажи упали, а кредиты остались

Проблема дилеров в том, что сначала люди перестали покупать машины за свои, потом перестали покупать их в кредит, а потом перестали ремонтироваться в официальных центрах и ушли в гаражи, говорит сотрудник банка – кредитора «Независимости».

За минувшее десятилетие дилеры пережили два кризиса. Сначала продажи рухнули после 2008 г. Но уже спустя три года падение было отыграно, а в 2012 г. в России было продано рекордное количество автомобилей.

А затем четыре года подряд продажи падали, а рынок новых легковых и легких коммерческих машин сократился вдвое – по данным Ассоциации европейского бизнеса, с почти 3 млн шт. в 2012 г. до 1,43 млн в 2016 г.

Банкротства дилеров в таких условиях неизбежны. Но темпы сокращения дилерских сетей не соответствовали масштабу падения продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», с 2012 по 2016 г. количество дилерских центров сократилось на 16% – с 4068 до 3413.

Регионы страдают сильнее

В апреле 2017 г. Сбербанк планировал также провести еще одну сделку – с компанией «Модус». Это один из крупных региональных дилеров, владеющий 43 дилерскими центрами в девяти городах на юге России. Компания успешно прошла кризис 2008 г. и активно развивалась, рассказывает президент и основной владелец «Модуса» Алексей Лещенко. Под развитие были привлечены значительные займы, но произошел обвал спроса, вспоминает Лещенко: банки-кредиторы стали требовать погашения долгов. Называть задолженность «Модуса» он отказался. Также повлияла региональная специфика: здесь клиенты предпочитают покупать дешевые автомобили, которые не окупают всех затрат дилера.
Весной структура Сбербанка – ООО «СБК Геофизика» – подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о покупке 51% акций автохолдинга. Это было одним из вариантов реструктуризации долга компании и получения дополнительного финансирования. Однако передача контроля кредитной организации не устроила ряд автопроизводителей, с которыми у «Модуса» есть соглашения, говорит Лещенко: импортеры видят риски даже во временной смене собственника. Сейчас компания согласовывает другие варианты реструктуризации. «Модус» уже реструктурировал кредит в Промсвязьбанке и получил дополнительное финансирование, уточняет Лещенко. Пресс-служба Промсвязьбанка это не прокомментировала.

Автодилерский бизнес – традиционно высокозакредитованная отрасль, объясняют два топ-менеджера дилерских компаний: успешно и быстро развивать бизнес получается только за счет привлеченных средств. Дилеры привлекают кредиты на развитие дилерской сети, строительство центров, к которым у производителей могут быть особые требования, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Традиционно рентабельность дилерского бизнеса и так невысокая, указывает Беспалов: в хорошие годы составляет примерно 3–6%. «На новых автомобилях дилеры практически ничего не зарабатывают: основные доходы – от сервиса и продажи запчастей», – замечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата». Попытки же диверсифицировать выручку к особым успехам не привели. Продажи новых автомобилей по-прежнему приносят львиную долю доходов дилерам. Надежды получать сопоставимые деньги от сервиса и торговли подержанными автомобилями не оправдались.

Не все зависит от дилера

Автодилерский бизнес отличается от остального тем, что это не бизнес на двоих – продавца и клиента. Здесь всегда есть третья сторона – автопроизводитель – импортер машин, говорит президент крупного дилера. Он вправе диктовать условия работы, регулировать отгрузки автомобилей, заставлять переделывать дизайн автосалонов на более дорогостоящие. В противном случае штрафы, лишение бонусов, работа только по предоплате вместо передачи автомобилей в рассрочку и даже разрыв контрактов.

Импортер также может и заблокировать сделку между банком-кредитором и автодилером, признает собеседник «Ведомостей». «Любая сделка автодилера, которая предусматривает изменение структуры акционеров, должна быть полностью согласована со всеми производителями, с которыми есть контракт», – подтверждает топ-менеджер другого дилера. Например, Nissan может расторгнуть соглашение, «если произойдет смена юридических и/или физических лиц, владеющих напрямую или опосредованно 10% и более акций в уставном капитале или долей в уставном капитале», говорится в дилерском договоре компании. «Ведомости» ознакомились с документом, наличие такого пункта подтвердили представители двух дилеров Nissan. Аналогичные требования есть и у других автопроизводителей, уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Компания ведет переговоры с банками

Москва. 14 сентября. сайт - Российское представительство немецкого автоконцерна BMW - "BMW Group Россия" - заявляет, что автодилер "Независимость" "столкнулся с рядом комплексных проблем, которые привели к невыполнению дилером договоренностей и последующей остановке его работы".

Как говорится в сообщении автопроизводителя, из-за этого были нарушены сроки передачи купленных автомобилей клиентам. В текущий момент ведутся переговоры с дилером по выходу из сложившейся ситуации, предусматривающие различные сценарии, "вплоть до самых кардинальных".

При этом в BMW просят всех покупателей, столкнувшихся с нарушением сроков передачи автомобиля, связаться со службой клиентской поддержки компании, либо представители BMW Group Россия свяжутся с клиентами сами по итогам выяснения всех деталей.

"В настоящее время параллельно со сбором информации в целях обеспечения безопасности транспортных средств, находящихся в собственности "BMW Group Россия", производится вывоз автомобилей из ДЦ "Независимость". Только их нахождение на иных охраняемых парковочных местах сможет обеспечить новым владельцам уверенность в наиболее быстром получении своего автомобиля в целости и сохранности. Интересы клиентов имеют первостепенное значение для "BMW Group Россия", и компания прикладывает все усилия для того, чтобы они были максимально соблюдены", - подчеркивается в сообщении.

Накануне газета "Ведомости" со ссылкой на представителя "Независимости" написала , что группа приостановила торговлю автомобилями BMW. По ее данным, деятельность двух дилерских центров в Москве заблокирована импортером. BMW отключил "Независимость" от системы заказа автомобилей, подтвердил представитель "BMW Group Россия" - по его словам, некоторые клиенты дилера жаловались импортеру на невозможность получить уже оплаченные автомобили - "Независимость" не выкупила ПТС у импортера.

Представитель "Независимости" подтвердил, что на текущий момент дилерские центры "BMW - Независимость" действительно закрыты, "но это не значит, что мы приостанавливаем диалог с представительством импортера". "Мы по-прежнему намерены полностью выполнить все обязательства перед своими клиентами. Клиент, конечно, не должен страдать от сложившейся ситуации между дилером и импортером. Мы продолжаем вести конструктивный диалог с представительством BMW в интересах наших клиентов. Делаем все возможное, чтобы обеспечить клиентов автомобилями в ближайшее время", - сказали в компании.

Проблемы с финансированием

При этом, по словам источников "Интерфакса" в автодилерской отрасли, компания испытывает проблемы с финансированием, уже закрылся ряд дилерских центров, в том числе Land Rover, Volvo и Volkswagen в Москве, а также центры в Уфе и Екатеринбурге.

"По другим центрам этих брендов решения либо уже приняты, либо находятся в стадии принятия", - сказал собеседник агентства, добавив, что дилерские предприятия будут закрыты в октябре. В самой "Независимости" это не подтверждают. "Акционеры компании приняли решение сосредоточить продажи Audi в двух автоцентрах в Москве. В данный момент мы завершаем второй этап оптимизации. Это связано в первую очередь с тем, что ГК "Независимость" концентрирует свои усилия на увеличении прибыльности бизнеса", - отметил представитель компании, отметив, что "необходимость смены локаций связана также со спецификой автомобильного рынка". "В сложных для дилеров экономических условиях мы предпочитаем отказаться от невыгодных локаций в пользу новых, потенциально более комфортных для ведения бизнеса мест", - добавил он, отметив также, что компания "формирует дилерские центры кластерного типа, где будет представлено по несколько брендов автомобилей". "Согласно новой стратегии группы, некоторые бренды будут представлены только в российских регионах", - сказал он, не приведя других подробностей.

Вместе с тем, еще один источник "Интерфакса" заявил, что акционер "Независимости" - инвестиционная компания А1, отказалась финансировать автодилера и не будет препятствовать банкротству компании, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс. "Среди возможных вариантов развития событий есть продажа компании, однако, скорее всего, это будет делаться по частям - претендентов на весь бизнес целиком нет", - сказал собеседник "Интерфакса".

В свою очередь, представитель А1 отметил, что "ситуация в отрасли хоть и выправляется, но последствия трехлетнего кризиса еще чувствуются". "Ведется работа по реструктуризации текущей задолженности ГК "Независимость". Автодилер работает в партнерстве с банками-кредиторами для реализации оперативных и стратегических инициатив, направленных на стабилизацию финансового положения группы. Компании группы имеют позитивный опыт преодоления подобных ситуаций", - сказал он.

При этом сумму реструктурируемой задолженности, а также названия банков в компании не называют.

Согласно информации о залогах в системе " ", среди банков-кредиторов юрлиц, владельцем которых является кипрская Independence Holdings Limited, есть Альфа-банк, Промсвязьбанк, банк "Международный финансовый клуб".

В июне 2015 г. сообщалось, что ГК "Независимость" реструктурировала задолженность перед Газпромбанком (ГПБ) на 2,6 млрд руб. По данным "Коммерсанта", кредит "Независимости" в ГБП тогда был продлен как минимум до 2019 г.

В феврале 2017 г. сообщалось, что акционеры ГК "Независимость" приняли решение о дополнительном финансировании компании и назначении нового генерального директора. "Данное решение позволит обеспечить необходимый запас ликвидности для реализации планов дальнейшего развития и повышения качества обслуживания клиентов", - говорилось в сообщении дилера. Объем дополнительных инвестиций при этом не раскрывался.

Кроме этого, с 1 февраля 2017 г. поменялся гендиректор компании - Елену Журавлеву сменил Никита Щеголь, на протяжении четырех лет возглавлявший сеть кинотеатров "Формула кино". "Приоритетными задачами для нового гендиректора ГК "Независимость" станут повышение операционной эффективности, улучшение рыночных позиций, а также вывод клиентского обслуживания на новый уровень", - заявил тогда председатель совета "Независимости" Роман Чайковский.

ГК "Независимость" основана в 1992 г. Дилерский портфель компании включает марки Audi, Volkswagen, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Mazda, Peugeot, Mitsubishi, Kia. Дилерская сеть объединяла 17 автосалонов в Москве, три в Екатеринбурге и два - в Уфе. Основными акционерами являются А1 (владеет 49,95% компании), остальное - у основателя группы Романа Чайковского.

Автодилер «Независимость» прекратил продажи автомобилей в своих столичных салонах. У группы, в отношении которой подан иск о банкротстве, осталось несколько центров в регионах.

Автодилерская группа «Независимость» закрыла последние точки продаж автомобилей в Москве. Об этом РБК рассказал источник, близкий к группе, и подтвердил партнер компании. Представитель «Независимости» подтвердил РБК закрытие всех московских салонов группы​.

Сайт автодилера и телефоны автосалонов не работают. Согласно официальным сайтам Audi и Volkswagen (две последние марки, с которыми у «Независимости» действовали дилерские договоры), компания больше не является их официальным дилером. Представитель Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Audi и др.) сказал, что «изменений в статусе» «Независимости» не произошло: компания остается дилером ее марок.

Сейчас у группы продолжают работать несколько автоцентров в регионах — Ford в Екатеринбурге и Уфе, Peugeot — в Екатеринбурге. Представитель Ford Sollers сообщила РБК, что автосалоны группы в этих городах продолжают продавать машины, но с 1 декабря договор с «Независимостью» будет расторгнут. Представитель Peugeot сказала, что контракт с дилером действителен до конца 2017 года.

Проблемы «Независимости» обострились в начале 2017 года. Компания сменила управляющего и начала оптимизацию бизнес-процессов. Общая задолженность группы составляет около 6 млрд руб. Ее основными кредиторами являются Газпромбанк и Сбербанк. 24 ноября Газпромбанк подал иски о банкротстве к ряду структур «Независимости».

На начало 2017 года у группы было восемь дилерских центров в собственности и четыре в аренде в Москве и регионах. В июле автодилер закрыл ряд автосалонов в Москве (Volvo, Land Rover/Jaguar и Volkswagen) и Екатеринбурге (Volvo, Mitsubishi и Kia). В конце сентября «Независимость» лишилась контракта с BMW. Тогда представитель дилера заявлял РБК, что группа рассматривала возможность расторжения соглашения в связи с убыточностью продаж этой марки. По его словам, в 2017 году «Независимость» потеряла на продажах машин этой марки около 300 млн руб. из-за низкой маржинальности. Позже «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что автодилерская группа «Авилон» может занять дилерский центр «Белая дача», который «Независимость» арендовала под продажу автомобилей BMW. В октябре дилерские контракты с «Независимостью» также расторгли Volvo, Jaguar/Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В результате у дилера оставались только Audi, Ford, Volkswagen и Peugeot.

Председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович сообщил РБК, что сейчас «Авилон» находится в процессе завершения сделки по покупке автоцентра BMW. По его словам, интерес к другим автосалонам «Независимости» могут проявить дилеры, специализирующиеся на продаже конкретных брендов. «Автоцентры очень тяжело перепрофилировать под другую деятельность, а сетка в Москве очень устоявшаяся с точки зрения локации. Если банки вдруг будут продавать центры Land Rover, то интерес будет скорее у дилеров этого бренда. Работать там можно будет только с теми брендами, с которыми работала «Независимость», — заключил он.

«Независимость» закрыла все свои автосалоны: в понедельник стало известно, что компания перестала быть официальным представителем брендов Audi и Volkswagen. Они были последними, кто сотрудничал с дилером. До этого несколько других импортеров разорвали контракты с «Независимостью». В компании сообщили, что решили прекратить деятельность, потому что так и не смогли договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Дилер проработал на рынке 25 лет, у него были салоны в Москве, Екатеринбурге и Уфе.


О серьезных финансовых трудностях «Независимости» стало известно в начале года, ее долги оценивали в 6 млрд руб. В сентябре несколько десятков клиентов дилера пожаловались на то, что не могут получить оплаченные машины BMW. Немецкий производитель запретил компании продавать свои автомобили, а обманутым клиентам выдал машины за свой счет. В октябре аналогичная ситуация произошла с клиентами Volvo, и бренд лишил «Независимость» статуса дилера. Позже контракты с компанией разорвали Jaguar Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В Ford и Peugeot планируют расторгнуть договоры до конца года.

Последние месяцы «Независимость» вела переговоры со своими основными кредиторами - Сбербанком и Газпромбанком. Обсуждался план, при котором банки могли стать акционерами компании. Но в понедельник стало известно, что Газпромбанк подал иски о банкротстве структур «Независимости» более чем на 2 млрд руб.

Как закрытие «Независимости» отразится на ее клиентах и рынке в целом? Дилер отказался раскрывать, сколько клиентов уже оплатили машины и до сих пор не получили их. По словам административного директора компании Сергея Чадина, это незначительное число. Он выразил надежду на то, что все автопроизводители пойдут дилеру навстречу и выдадут клиентам автомобили за свой счет: «По части клиентов было принято решение о нахождении денежных средств, расторжении контрактов, с остальными идет работа. В частности, по Audi это было благоприятное решение, импортер нас поддержал. Мы очень ждем Mazda, они согласовывают позицию со штаб-квартирой в Японии. С Volvo менее благоприятно работаем, еще ведутся переговоры. По Volkswagen должны решить этот вопрос с помощью импортеров».

Москвичи почти не почувствуют ухода с рынка «Независимости». Машины брендов, которые были представлены у дилера, по-прежнему можно будет приобрести, отметил генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Большая часть бизнеса «Независимости» все-таки сконцентрирована вокруг московского региона. Здесь достаточно много дилерских центров у каждого из производителей автомобилей. Да, в плане послепродажного обслуживания в определенном регионе или районе города будет хуже представленность, придется ездить в соседние районы. Но, тем не менее, с точки зрения представленности автомобилей различных зарубежных производителей, в том числе тех, которые входят в портфель «Независимости», никакого значимого ущерба для покупателей автомобилей не будет».

К салонам «Независимости» уже начали присматриваться конкуренты. Так, например, центром «Белая дача», который продавал BMW, уже заинтересовался «Авилон», пишет «Коммерсантъ».