Порядок замены колес на автомобиле. Схема перестановки (ротации) колес

Схема перестановки (ротации) колес

Перестановка шин имеет важнейшее значение, для длительного срока их службы, а так же уверенности в безопасном вождении автомобиля.

Причинами неравномерного износа могут быть как дисбаланс колес, так и отсутствие правильно выставленного схождения и развала колес. Это факторы, которые можно исправить, подъехав в технический центр. Но, есть и другие причины неравномерного износа колес. Так, например, при торможении истирание происходит как на колесах обеих осей, а вот при разгоне больше истирается ведущая ось. При управлении рулевым колесом, подвержена стиранию передняя ось, так же играют роль неравномерного износа такие факторы как вес автомобиля, накачка колес, температура и прочие.

Делать перестановку рекомендует каждый производитель по-разному. Bridgestone рекомендует через 5000 - 8000 км, Continental через 10000 - 12000 км, Dunlop рекомендует перестановку через каждые 6000 миль, а на полноприводных автомобилях через каждые 4000 миль, GoodYear через 8000 - 10000 миль, Michelin настоятельно рекомендует первую замену делать через 5000 и вторую по истечении 50% износа шин.

Мы рекомендуем приурочить ротацию колес к периодическому, обязательному техническому осмотру, либо, к сезонной смене летних шин на зимние и наоборот, в этом случае, чтобы не забыть места расположения снятых колес с автомобиля, рекомендуем пометить каждое колесо мелом.

Порядок перестановки шин на автомобиле можно увидеть на схемах ниже.


Перестановка 4 шин

Альтернативная схема перестановки колес подходящая для всех типов автомобилей (рекомендуется на полный привод)

Прямая перестановка
упрощенный и уже устаревший метод перестановки, применявшийся на начальном этапе развития шинной индустрии.

Перестановка для автомобилей, имеющих разноразмерные шины на передней и задней осях

Перестановка 5 шин
Если у Вас имеется пятое запасное колесо той же марки и модели, что и 4 остальных, тогда его также следует включить в ротацию. Включение пятого колеса в процесс перестановки, позволит более равномерно распределить износ протекторов, а также в случае прокола одного из колес, запасная шина будет с более изношенным, а, следовательно, более подходящим по глубине рисунком протектора к остальным шинам.

С уважением, администрация магазина Shina-onLine .

ОБМЕН ОПЫТОМ

В статье «Рубли и километры» («За рулем», 1987, № 10) вскользь было сказано, что ресурс покрышек можно повысить, если не пускать в работу согласно рекомендации инструкции по эксплуатации автомобиля запасное коле- со. Многие просят рассказать об этом подробнее.

Рекомендация переставлять колеса, чтобы шины изнашивались равномерно, появилась, пожалуй, одновременно с автомобильным колесом и с тех пор кочует из одной, заводской инструкции в другую. Она довольно проста: периодически менять колеса местами так, чтобы каждое, включая запаску, поработало на всех позициях - и спереди, и сзади, и слева, и справа. Правда, в последнее время в технической литературе стала появляться оговорка: перестановка нужна лишь при появлении неравномерного износа шин. Давайте же разберемся, в чем тут дело.

Одна покрышка может изнашиваться быстрее, чем другие, из-за неправильного положения на автомобиле, люфта в подшипниках ступицы или в шарнирах рулевого привода и т. п. Это относится к передним колесам, хотя у «запорожцев» бывают случаи ускоренного изнашивания покрышек только одного заднего колеса из-за деформации рычага. Две передние покрышки на автомобилях классической компоновки изнашиваются быстрее, чем задние, потому что во время движения не всегда занимают оптимальное положение относительно дороги и к тому же проходят больший путь, преодолевая повороты. У «запорожцев» картина иная: здесь быстрее изнашиваются задние покрышки, во-первых, из-за большей нагрузки, во вторых, вследствие более частого нарушения углов установки задних колес. У переднеприводных автомобилей шины передних колес изнашиваются быстрее, чем задних, поскольку у ведущего колеса в месте контакта шины с доро- гой происходит дополнительное проскальзывание в результате перехода резины из сжатого состояния в растянутое. Да и нагрузка на передние колеса у этих машин больше, чем на задние.

Итак, от неравномерного изнашивания покрышек избавиться не удается. Почему же тогда постепенно отходят от традиционной рекомендации периодически переставлять колеса? Основная причина в том, что на новом месте вначале повышается интенсивность износа покрышки по сравнению с той, что была до перестановки. Ведь каждая шина на своем месте как бы приработалась к дороге, а после перестановки увеличивается удельное давление на часть выступов протектора, то есть процесс приработки начинается заново. Плохо также, когда в результате перестановки изменяется направление вращения колеса - в этом случае ускоряется накопление усталостных явлений в нитях корда покрышки.-

Но если колеса вообще не переставлять, то к финишу шины придут неодновременно, а это тоже плохо, так как ресурс двух покрышек не будет полностью использован. Как же быть? Опираясь на свой опыт, предлагаю следующую, на мой взгляд, наиболее рациональную схему эксплуатации покрышек.

Автомобили классической компоновки.

На новом автомобиле (обозначим покрышки, как показано на рис. 1, а) целесообразно сразу измерить начальную глубину канавок протектора - обычно она составляет 9 мм. Эксплуатация покрышек допускается до глубины 1,5 - 1 мм, поэтому новая шина имеет «запас износа» 7,5-8 мм. Так вот, если шины переставить, как показано на рис. 1, б, в момент, когда износ передних будет на 1-1,5 мм больше, чем задних, то все четыре покрышки придут к финишу одновременно. Заметим, что износ передних в момент перестановки будет больше половины запаса износа новой. (При эксплуатации сначала «Москвича-408», а теперь ИЖ-21251 я переставлял шины после пробега около 30 тысяч километров.)

Когда покрышки износятся окончательно, в работу нужно пустить запаску и три новые покрышки, как показано на рис. 1, в. Если есть возможность, старые нужно отдать в наварку или обменять на восстановленные (на рис. 1 они затушеваны), а запасной комплект из пяти шин пристроить где-нибудь в помещении (балкон с его колебаниями температуры и влажности - не лучшее место для хранения).

Четвертая перестановка показана на рис. 1, г, а пятая - на рис. 1, д, Теперь новые покрышки целесообразно оставить на передних колесах до полного износа (рис. 1, е). Дело в том, что наваренные покрышки часто имеют большой дисбаланс, и колеса с ними даже не берут балансировать на СТО. А на задних колесах дисбаланс не столь страшен, так как усилие от него воспринимается широко разнесенными опорами полуоси.

Из последнего рисунка видно, что в запасе осталось три наварных колеса. Это - теоретически. Практически, наверняка, придется преждевременно расстаться с одной или несколькими покрышками из-за несчастных случаев (порезов, пробоев) или из-за внутренних дефектов (трещин, расслоения корда и т. п.).

Сказанное выше справедливо и для «запорожцев», только у этого автомобиля все будет «наоборот» - быстрее изнашиваются шины задних колес.

Переднеприводные автомобили (рис. 2). В принципе здесь применима та же схема перестановки колес. Но, учитывая, что задние покрышки здесь изнашиваются чуть ли не вдвое медленнее, чем передние, можно упростить дело и не переставлять колеса местами, если, разумеется, вовремя удастся получить новый комплект шин или приобрести хотя бы две новые (рис. 2, б).

Предложенные схемы в сравнении с классической схемой перестановки колес позволяют повысить ресурс каждой покрышки на 15-20%. Но их целесообразно применять, если вы не собираетесь менять тип покрышек, например, универсальные - на зимние, диагональные - на радиальные и т. д. При намечающейся замене подобного рода нужно применить классическую схему перестановки, чтобы не создать себе проблему запасного колеса, отличного от остальных. Ведь использование разнотипных шин на автомобиле сильно ухудшает его устойчивость и управляемость и потому не разрешается ГАИ.

8 февраля 2018

Опытному водителю не составит особого труда самостоятельно заменить колесо на автомобиле в случае необходимости. Операция действительно несложная и обычно занимает порядка 15–20 минут. Автолюбителям с небольшим стажем вождения стоит предварительно изучить инструкцию и запомнить несколько важных моментов, чтобы уметь выполнять замену быстро и безопасно.

Необходимые инструменты

Колеса машины приходится снимать в таких случаях:

  • после прокола и опустошения баллона;
  • когда необходимо поставить летнюю либо зимнюю резину в межсезонье;
  • перестановка скатов местами по определенной схеме для равномерного истирания протектора;
  • с целью плановой балансировки.

Прокол шины в пути характеризуется уводом автомобиля в сторону, креном кузова и посторонним хлопающим звуком. Заметив перечисленные признаки, немедленно припаркуйте авто, причем постарайтесь убрать его с проезжей части. Ехать на пустом баллоне нельзя – покрышка быстро придет в негодность.

Если в процессе балансировки снятием занимаются мастера шиномонтажа, то замена колеса на дороге или в гараже производится самостоятельно. В багажнике машине нужно возить аварийный комплект инструментов:

  • домкрат и баллонный ключ (обычно идет в комплекте автомобиля с завода);
  • насос либо автомобильный компрессор;
  • манометр;
  • противооткатные средства – специальные башмаки, обрезки досок либо клинья;
  • предупреждающий дорожный знак;
  • перчатки тканевые.

Многие автолюбители забывают поддерживать давление в запаске, пока не случится прокол. Поэтому насос и манометр понадобится для подкачки запасного колеса или пробитой шины, если баллон спускает медленно. Упоры тоже лучше иметь под рукой, чтобы не пришлось терять время на поиск подходящих камней. Перчатки уберегут ваши руки от случайных травм и загрязнения.

И последняя мелочь: поскольку многие водители фиксируют декоративные колпаки к ободьям пластиковыми хомутиками, желательно припасти кусачки или острый нож для их удаления.

Подготовительный этап

Прежде чем поменять колесо на машине, выполните ряд подготовительных действий:

  1. Максимально оттяните рычаг стояночного тормоза и подставьте башмаки с обеих сторон колеса, расположенного по диагонали от снимаемого. Постарайтесь плотно загнать упоры под шину (допускается подбить молотком).
  2. Поставьте предупреждающий знак на расстоянии 15 м от машины на краю дорожного полотна. В сумерках и темный период суток обязательно включите мигающие аварийные сигналы.
  3. Обработайте колесные болты аэрозольной смазкой (при наличии).
  4. Вытащите запаску из гнезда, проверьте давление манометром. При необходимости подкачайте шину.
  5. Надежно установите домкрат, чтобы его подошва упиралась в специальное гнездо на днище автомобиля.

Примечание. Если транспортное средство находится на обочине рядом с полосой встречного движения, знак ставится впереди машины.

При установке домкрата не поленитесь заглянуть под автомобиль и убедиться, что «пятка» попала в гнездо. Не допускается опирать домкрат на плоские фрагменты днища либо реактивные тяги – под весом авто последние легко изгибаются.

«Запаску» никогда не ставьте на протектор рядом с машиной и не прислоняйте к элементам кузова. Если она покатится, то в лучшем случае поцарапает лакокрасочное покрытие и «убежит» в кювет. Худший сценарий развития событий – попадание «запаски» в проезжающий мимо транспорт, тогда замена колеса на автомобиле закончится ДТП с повреждениями сторонних машин.

Инструкция по замене

Первым делом слегка приподнимите домкрат, чтобы он не выпал на следующем этапе – раскручивании гаек. Как нужно правильно менять колеса:

  1. Ослабьте баллонным ключом гайки или болты крепления в любом порядке. При необходимости удлините короткий «баллонник» рычагом из трубы либо другого ключа.
  2. Поднимайте автомобиль домкратом, пока колесо не зависнет над землей. В процессе подъема следите, чтобы ручное приспособление не перекашивалось и не скользило по поверхности – это явный признак скатывания машины.
  3. Окончательно выверните гайки и снимите колесо.
  4. Подкатите «запаску» и примерьте к шпилькам крепления. Поскольку проколотая шина стояла ниже, автомобиль нужно приподнять до уровня исправного колеса.
  5. Наденьте «запаску» на шпильки и наживите гайки либо прикрутите вручную болтами. Слегка приподнимайте колесо, чтобы фаски гаек четко вошли в углубления. Подтяните крепления ключом.
  6. Опустите домкрат. Когда протектор встанет на землю, окончательно затягивайте болты максимальным усилием рук.

Совет. Придерживайтесь указанного порядка операций. Ослабляйте резьбовые соединения, пока шина надежно упирается в землю, а потом поднимайте авто, иначе открутить болты не удастся.

Чтобы смена колес не закончилась падением машины с домкрата, не допускайте перекоса подъемного приспособления. Лучше лишний раз опустить автомобиль, плотнее забить противооткатные башмаки и поправить положение домкрата.

Схема затяжки зависит от количества колесных креплений . Четыре гайки затягиваются крест-накрест, пять и более – «звездой», то есть, через одну. Не зажимайте резьбовые соединения усилием ног, прыгая на баллонном ключе. Иначе при следующей замене открутить колесо станет гораздо сложнее. В худшем случае сорвете шпильку либо сломаете болт.

Если одно колесное крепление сломано, на оставшихся болтах можно добраться до гаража – медленно и осторожно.

Перестановка колес местами

Протекторы шин, установленных на ведомой и ведущей оси автомобиля, изнашиваются с разной интенсивностью. Нетрудно догадаться, что ведущие покрышки истираются значительно быстрее. Производители рекомендуют для равномерного износа менять колеса местами, а не покупать новые скаты парами.

Большинство автолюбителей пользуются простейшей схемой – каждые 10 тыс. км пробега переставляют задние колеса на переднюю ось, а передние устанавливают назад. Преимущества способа:

  • подходит для автомобилей с передним, задним и полным приводом;
  • позволяет переставлять шины с направленным рисунком без переворачивания на дисках;
  • актуален для машин с запасным колесом типа «докатка».

Недостаток схемы заключается в том, что из оборота исключена полноценная «запаска». Ее протектор остается высоким, отчего при установке в результате прокола почти новая резина подвергается повышенному истиранию из-за действия дифференциала. Чтобы все 5 покрышек изнашивались одинаково, пользуйтесь следующей схемой:

  • правая задняя шина ставится наперед с той же стороны, ее место занимает «запаска»;
  • правое переднее колесо переставляется назад по диагонали;
  • заднее левое колесо устанавливается на переднюю ось с левой стороны;
  • снятый передний скат становится запасным.

Примечание. Интервал перестановки – 10 тыс. км. Данный вариант не подходит для резины с направленным рисунком и автомобилей с «докаткой».

Чтобы самостоятельно переставлять колеса в гаражных условиях, необходимо обзавестись прочной подставкой – колодкой либо металлической опорой. Понадобится снимать по 2 ската одновременно, что реализовать с помощью единственного домкрата не получится. Оставшиеся колеса нужно хорошенько зафиксировать башмаками с обеих сторон, чтобы при подъеме машина не сдвинулась с места.

Алгоритм перестановки простой: поднимаете одну сторону, снимаете колесо и подставляете колодку. Затем перемещаетесь к другому скату. Поскольку в момент подъема опорное гнездо занято домкратом, подставку прилаживайте к одному из ребер жесткости днища, в крайнем случае – под нижний рычаг снимаемого колеса. Крепежные гайки обеих дисков лучше ослабить заранее, чтобы не прилагать больших усилий на весу.

Периодическая перемена мест установки шин автомобиля — процедура не просто полезная, но и необходимая. Ввиду конструктивных особенностей транспортного средства, разные оси и отдельные колеса нагружаются по-разному в различных условиях. При этом происходит неравномерное истирание поверхности протектора, что приводит к разнице в высоте профиля и потерям в управляемости.

Перестановка колес обеспечит равномерность износа комплекта покрышек, благодаря чему он прослужит дольше. По достижении же критической глубины протектора на всех колесах, четыре можно будет поменять одновременно. Благодаря этому удастся получить оптимальные эксплуатационные свойства и сбалансированность параметров.

Что касается грузовых покрышек, то здесь перестановки будут особенно уместны, ведь разница в нагрузке на разные оси грузовика более ощутима и отражается на степени изношенности протектора.

В сегодняшней статье рассмотрим основные правила смены позиций авторезины или колес на легковых и грузовых транспортных средствах.

Перестановка колес на легковом автомобиле

Покрышки рекомендуется менять местами через каждые 5-8 тысяч километров пробега, даже на том этапе, когда явных следов износа еще не видно. Схемы перестановки зависят от того, какие колеса являются ведущими, а также непосредственно от типа рисунка протектора автопокрышек.

На переднеприводных машинах при использовании моделей с ненаправленным рисунком ротацию можно осуществить по двум схемам:

  • перекрестной: переднее левое колесо меняется местами с задним правым, а переднее правое — с задним левым;
  • крестообразной в направлении передней оси: заднее левое колесо переходит на место переднего правого, а заднее правое — на место переднего левого, при этом переднее правое уходит назад на ту же правую позицию, а переднее левое — на заднее левое установочное место.

На заднеприводных авто шины с ненаправленным дизайном переставляют следующим образом:

  • по перекрестной схеме, описанной выше для переднеприводных транспортных средств;
  • по крестообразной схеме в направлении задней оси: переднее левое колесо займет место заднего правого, в свою очередь переднее правое перейдет на место заднего левого, а вот задние колеса просто перейдут вперед, не поменяв при этом сторон размещения.

Для полноприводных авто следует использовать перекрестную схему в случае применения ненаправленных колес.

Модели покрышек с направленным рисунком протектора следует переставлять только с передней на заднюю позицию по той же стороне авто.

При наличии запасного колеса с такими же параметрами, как и остальные колеса, его также необходимо включить в схему перестановок. При этом ставить его следует каждый раз на место заднего правого колеса, если иное не указано в инструкциях производителя. А то колесо, которое должно было стать на эту позицию по стандартной схеме перестановок, следует положить в багажник.

Таким образом можно обеспечить равномерный износ всех пяти колес.

Ротация колес грузовика

На грузовых автомобилях перестановку шин следует выполнять каждые 40-50 тысяч километров пробега или при выявлении значительного неравномерного износа протектора.

При планировании перестановок следует учитывать следующие факторы:

  • для какой позиции предназначена данная конкретная модель шин;
  • нагруженность каждой отдельной оси автомобиля;
  • замеры глубины протектора для каждой покрышки.

В стандартном трехосном прицепе наиболее нагруженной является третья ось, а вот вторая работает в самых щадящих условиях. Через определенные промежутки времени следует замерить остаточную глубину протектора и поменять местами наименее и наиболее изношенные покрышки одного функционального предназначения. Сдвоенные колеса также следует периодически менять местами между собой, особенно если разница в их остаточной глубине составляет более 3 мм.

При перестановке ненаправленных покрышек желательно поменять направление их вращения на противоположное.

Некоторые производители выпускают универсальные , которые могут быть установлены на любую ось. Такие шины сначала можно поставить на рулевую позицию, а после некоторого пробега переставить на колеса осей свободного качения.

Ротация колес поможет сэкономить на смене шин, ведь при равномерном износе срок службы одного комплекта существенно повышается. Кроме того, одинаковая высота протектора способствует стабильности поведения транспортного средства во время движения.

Колеса необходимо регулярно переставлять, следуя или инструкции в руководстве по эксплуатации автомобиля, или правилам, разработанным в шинной отрасли. Правильная перестановка колеса помогает сделать более равномерным продольный и поперечный износ шин, а также улучшить комфортность хода и снизить уровень шума. Минимальные отличия в продольном износе протектора шин, которые могут проявиться после периодической перестановки колес каждые 5 000 – 8 000 км, не влияют на устойчивость аквапланированию, и колеса можно переставлять дальше. В этом случае любые отличия в износе на самом деле означают, что перестановку следует осуществлять с меньшими интервалами.

Перестановка колес выгодна по нескольким причинам. Если выполнять ее по рекомендованным правилам, она может улучшить управляемость и тяговое усилие, а также снизить уровень неравномерного износа.

Существуют гарантии, которые действительны только при условии правильной перестановки колес. Эксперты рекомендуют переставлять колеса каждые 5 000 – 8 000 км, даже при отсутствии признаков износа. Часто перестановку можно осуществлять одновременно с заменой масла, когда автомобиль находится на подъемнике. Это удобный момент для того, чтобы проверить шины на наличие повреждений, удалить камни и другие посторонние предметы, определить равномерность износа при помощи измерения глубины протектора и, естественно, проверить уровень давления.

Шины на передней оси автомобиля по выполняемым задачам существенно отличаются от шин на задней оси. При этом шины на переднеприводном автомобиле работают в существенно других условиях, чем на заднеприводном. На каком бы колесе ни была установлена шина, в любом случае могут быть отличающиеся типы и скорость износа. Поэтому предпочтительнее всего, чтобы все четыре шины изнашивались одинаково, поскольку когда износ уменьшает глубину протектора, он позволяет всем четырем шинам быстрее реагировать на повороты руля, сохраняет характеристики управляемости и помогает повысить сцепление в поворотах.

Если все шины изнашиваются одинаково, можно купить новый комплект, а не приобретать шины парами. Если менять весь комплект, сохраняются первоначальные характеристики управляемости. Кром того, производители постоянно выпускают новые, усовершенствованные модели шин, и если поставить новый комплект, можно улучшить управляемость автомобиля, вместо того чтобы искать шины предыдущего поколения

Жители северных регионов могут осуществлять перестановку колес одновременно с сезонной сменой резины. Водители, которые в год в среднем проезжают 19 000 – 24 000 км, две из трех перестановок колес будут проводить во время смены шин до и после зимы. Все, что им остается сделать, это еще раз переставить колеса в июле.

Как именно нужно переставлять колеса? Существует три традиционных способа, подходящих для большинства автомобилей (оснащенных шинами и дисками одинакового размера). Второй способ может использоваться как альтернатива первому и третьему.

Схема перестановки колес:

Существует также два дополнительных способа. Четвертый способ подходит для автомобилей с одинаковыми размерами шин и дисков, а пятый для автомобилей, на передней и задней осях которых стоят разноразмерные шины.


Хотя многие автомобили оснащаются запаской, которая меньше стандартных колес, если запасное колесо по своим размерам не отличается от остальных, его необходимо использовать во время перестановки. Следуйте инструкциям производителя автомобиля, или, если они отсутствуют, всегда ставьте запаску на правое заднее колесо. Одну из других шин, согласно схеме, убирайте в багажник и используйте как запасную до следующей перестановки.


Регулярная перестановка колес позволят обеспечивать равномерный износ всех пяти шин в течение всего срока эксплуатации. Кроме того, правильная перестановка важна в том случае, когда из-за прокола приходится ставить запасное колесо и использовать его вместе с тремя частично изношенными шинами.