Поездка в европу на собственном автомобиле. Путешествие на автомобиле по европе Как проехать по европе на своем автомобиле

Отчет о поездке на автомобиле через Европу к Адриатическому морю в Черногорию. Беларусь, Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина.

Предисловие

Провести отпуск у моря — главная мечта каждого жителя душного мегаполиса. А вот отправиться в большое путешествие на машине кажется вдвойне волнительнее и тем интереснее. Но с чего начать? Мы, вдохновившись отзывами и историями автопутешественников, начали с составления подробного маршрута, затем запланировали остановки и места для ночлега, после этого примерно подсчитали время на дорогу и осмотр достопримечательностей и утвердили бюджет. Заключительным этапом стала подготовка документов.

Прекрасный закат

Планирование путешествия

  • Цель поездки: посетить Прагу, искупаться в горных озерах Австрии, доехать до моря.
  • Время поездки: июль 2017.
  • Полный маршрут: Москва - Беларусь - Польша - Прага (Чехия) - Ферлах (Австрия) - Словения - Хорватия - Босния и Герцеговина - Хорватия - Черногория.
  • Документы: водительское удостоверение международного образца, СТС, грин-карта, загранпаспорт с шенгенской визой.

Затраты (в одну сторону):

  • бензин: около 18 000 руб;
  • платные дороги: 5000 руб;
  • отели: 27 000 руб, но жилье в Черногории было бесплатным.

Пересечение границ: Москва - Беларусь - Польша

День первый. Протяженность: 1114 км, время в пути по навигатору: 12 ч. 30 мин.

Чтобы избежать столичных пробок, наш путь начинается в 6:00 утра. Главная задача — проехать МКАД и выехать пораньше на Минское шоссе. по-прежнему является самой короткой и самой удобной дорогой в Европу.

Будьте внимательны и не попадитесь на уловки навигатора — платный дублер Минского шоссе возле Одинцово в такое ранее время можно проехать и по бесплатному участку.

После выезда за пределы Московской области стало легче: меньше машин, меньше населенных пунктов, две полосы в каждую сторону, возможность без проблем обгонять грузовики. Официальное ограничение скорости на этом участке в населённых пунктах — 60 км/ч, вне — 90 км/ч. Как известно, все едут +19 км/ч к установленному лимиту без штрафа.

Здесь много камер, поэтому не забывайте следить за знаками. Примерно через 5 часов (500 км) мы уже были на границе с Беларусью. Здесь же заправились до полного бака, потому что чем дальше от России, тем выше цены на бензин. Границу проехали свободно, без досмотра, пограничники стоят на посту, но проверяют выборочно.

В Беларуси начинается участок платной трассы — европейский маршрут E30. О том, что трасса платная, мы узнали уже на месте. После поиска информации в интернете, оказалось, что для легковых автомобилей стран таможенного союза (в том числе России) действует освобождение от платы. Повезло, едем дальше!

Подробнее с системой платных дорог BelToll и остальными тарифами можно ознакомиться на сайте beltoll.by

По отзывам в интернете мы ожидали, что уже в Беларуси должно было наконец-то начаться идеальное европейское покрытие. Но не тут-то было — здесь достаточно много трещин и выбоин, хотя в целом скоростной режим достаточно приятный — до 120 км/ч. Правла, часто встречаются резкие ограничения скорости до 70 км/ч.

Беларусь - Польша

В первый день мы решили не делать остановку в Беларуси, и, проехав Брест, сразу отправились на ближайший пропускной пункт "Тересполь". С 2016 года здесь ввели систему для регистрации в электронной очереди (платно), но также осталась возможность общей очереди (бесплатно).

Мы всегда выбираем второй вариант, потому что зона ожидания по нашему опыту всегда свободна, а на пункте пропуска все стоят в одной очереди без исключений. Здесь проверяют паспорта и документы на машину, досматривают багажник, при необходимости просят заполнить декларацию. Делать это не обязательно, но желательно, если вы везете дорогую технику, спортивное снаряжение, велосипеды.

Выбрать пропускной пункт и посмотреть загруженность можно на сайте gpk.gov.by

Польские пограничники проверяют более тщательно, поэтому в очереди здесь мы провели больше времени. Проверяли документы, очень детально расспрашивали о цели поездки, задавали общие вопросы, например, "Сколько лет женаты?", досматривали багажник и выборочно вещи. Итого на прохождения границы у нас ушло около 3-х часов. Все самое сложное позади, пора перевести время на часах (летом на час назад) и отправиться в отель.

Через границу запрещено провозить мясную и молочную продукцию в любом виде. Несъеденые бутерброды были сурово изъяты и выброшены в специальный контейнер.

Очередь на прохождение границы в Польшу

Мы выбрали уже проверенный несколькими поездками отель Hotel & Spa Dwor Droblin Польше. Цена: 40 евро/ночь, бронировали его заранее на Booking.com. Номеров очень мало, и в летний сезон гостиница часто бывает заполнена. Очень красивый интерьер в стиле загородной усадьбы, приветливый персонал и вкусный завтрак — рейтинг не обманывает!

Общий вид отеля Dwor Droblin

Ресторан отеля

Польский завтрак (горячие блюда не попали в кадр)

Монотонная дорога: Польша - Прага

День второй. Протяженность: 845 км, время в пути: 9 ч. 20 мин.

На следующее утро совсем не хотелось уезжать, но впереди нас ждали еще сотни километров и красавица Прага. : Варшава - Лодзь - Вроцлав - Педрага.

Если поехать через Краков и Брно, можно наткнуться на постоянные ремонты дорог, а время в пути увеличится на 4-5 часов.

В целом, дорога по Польше была монотонной и скучной, на второй день постоянно шел дождь. Скоростные ограничения на трассе — 120 км/ч, но опытные путешественники пишут, что правила постоянно меняются, поэтому обращайте внимание на знаки.

Примерно через 9 часов за окном промелькнула табличка, информирующая о пересечении границы Чешской республики. Пропускных пунктов и проверки документов здесь нет.

Стоимость топлива в Чехии (в кронах)

Важно знать, что большинство автомагистралей в Чехии платные, хотя нигде нет шлагбаума — обозначается только знаками. Мы остановились на ближайшей заправке, чтобы купить виньетку — наклейку на лобовое стекло, подтверждающая оплату дорог на выбранный срок (10 дней, 1 месяц и 1 год). Минимальная виньетка на 10 дней стоит 310 чешских крон (около 12 евро).

Обязательно впишите госномер на две половины виньетки. Одну часть нужно приклеить на лобовое стекло в соответствии с инструкцией, другую — сохранить себе.

Чешская виньетка и инструкция

День 3-5. Золотая Прага

По плану мы провели в Праге несколько дней: осмотрели основные достопримечательности, попробовали знаменитое пиво и чешские сосиски, а еще узнали, что пиво здесь действительно дешевле воды.

Вид на Карлов мост, лебедей можно кормить

Вальдштейнский сад в самом центре Праги

Павлины в саду почти ручные

Захватывающий вид с Пражского Града

Отель в Праге - Iris Hotel Eden. Средняя цена: 60 евро/ночь, но часто бывают хорошие скидки. Выгодное предложение по цене, большие номера и наличие бесплатной парковки — большой плюс для европейской столицы. Из минусов — не самое удачное соседство с футбольным стадионом и не самый красивый район (Прага 10). Возможно, в следующий раз, будем искать что-то другое.

Австрийские горы и озера, Прага - Австрия

День 6-7. Протяженность: 500 км, время в пути: 7 часов.

Нагулявшись по достопримечательностям Праги, мы и отправились в Австрию, в Ферлах. На австрийских дорогах также действует система виньеток для оплаты проезда (8,9 евро на 10 дней). Наклейку можно купить либо в приграничных районах на территории Чехии, либо на любой ближайшей заправке.

Превосходные австрийские автомагистрали можно сравнить с немецкими автобанами. Главное отличие — ограниченный скоростной режим до 130 км/ч. В остальном — идеальная разметка, хорошее дорожное покрытие и вежливые водители. А еще потрясающие пейзажи за окном. Из всей поездки этот участок оказался самым живописным.

Идеальная австрийская дорога

Кроме покупки виньетки нас ждал не самый приятный сюрприз. Проезд по некоторым тоннелям в Австрии, как оказалось, оплачивается дополнительно. Еще минус 11,5 евро из нашего кошелька.

Пункт оплаты проезда в тоннеле

Современный европейский тоннель

Отель в Австрии: BergPension Lausegger . Средняя цена: 55 евро/ночь. Как правило, в горных регионах многие отели закрываются на летний сезон, но нам повезло найти семейный отель, который предлагал еще и неплохую скидку.

Дорога от автомагистрали до отеля оказалась сложной и извилистой, настоящий горный серпантин. Но то, что мы увидели, превзошло все ожидания, а теплый прием хозяев отеля приятно удивил. В Ферлахе мы провели две ночи и один день, познакомились с пешими маршрутами и насладились тишиной.

Вид на австрийские горы

Горное озеро с кристально чистой водой

Рассвет из окна отеля BergPension Lausegger

Один из домиков

В горах может неожиданно смениться погода

Мокрые извилистые дороги особенно опасны

Через 5 минут после дождя начинает светить солнце и происходит сильное испарение

Австрия - Словения - Хорватия - Черногория

День восьмой. Протяженность: 850 км, время в пути: 10 часов.

Новый день и новый путь. Прощаемся с уже полюбившимся нам отелем и через 20 минут мы уже в Словении. Едем в Дубровники.

Впереди Словения

Словения встретила нас знакомыми панельными домами и необходимостью покупки очередной виньетки (7 дней — 7,5 евро). Жалко было платить за такой короткий участок дороги, но гористая местность и однополосная бесплатная дорога заставили нас передумать.

Так выглядит окраина Словении

Несмотря на то, что Хорватия является членом ЕС, за Словенией появился первый пограничный пункт и проверка паспортов. Дальше — платная дорога Хорватии (E71), но уже без наклеек, а с привычным шлагбаумом. Есть второй вариант — по серпантину вдоль моря и бесплатно (E65). Соотнеся повышенные расходы топлива по серпантину и стоимость платной дороги, мы выбрали первый вариант. В итоге, вся дорога обошлась в 31,16 евро.

В Хорватии пейзаж меняется

Магистраль оказалась очень качественной, многополосной, без серпантина и со множеством мест для отдыха. Единственный минус — на заправках вдоль платной трассы бензин стоит дороже.

После достаточно долгого пути впереди показалась большая вереница машин и маленький прибрежный коридор Боснии и Герцеговины (9 км), который делит Хорватию на две части. Очередь прошла быстро, все стандартно — документы, печать в паспорт, грин-карта. Европейцы проезжали, просто показав паспорт в окно.

За Боснией и Герцеговиной снова начиналась Хорватия, еврозона и прекрасный Дубровник. Здесь мы сделали небольшую остановку, заехали в местный Lidl, насладились видом на море и жарой в 40 градусов. Цены оказались невысокими, поэтому был неплохой вариант пополнить запасы еды в дорогу. В Хорватии своя валюта — куны. Чтобы не тратить время по поиск обменников, мы платили картой.

Казалось, до цели еще немного, но как же ошибался наш навигатор. Недобрым знаком послужил мотоциклист, который внезапно развернулся и поехал обратно, увидев впереди большое количество машин.

Тогда мы еще не знали, что придется провести 6 часов в мучительном ожидании. А затем еще дважды пройти контроль: сначала на выезд из Хорватии, затем на въезд в Черногорию.

Не ркомендуем планировать пересечение границы на субботу, особенно летом, в самый разгар сезона.

Черногорские таможенники оказались очень веселыми и дружелюбными, неплохо говорят по-русски. Несмотря на это, ощущалась дикая усталость, но еще предстояла дорога в несколько часов до Будвы.

Не стоит ехать в объезд Которского залива. Непонятно зачем, мы потратили на объезд лишний час, хотя паромная переправа могла бы нам сэкономить время и силы.

Примерно в час ночи мы были на месте, проведя в дороге больше 17 часов вместо обещанных навигатором 10. Черногория встретила нас яркими вывесками и большим количеством туристов на улицах. Ура, мы добрались, мы на море!

Итоги

Три тысячи километров пути, больше 45 часов за рулем, недельный отдых в Черногории, и мы готовы к новому путешествию!

Мы составили краткое руководство для тех, кому предстоит первая поездка на личном авто в Европу.

Свобода, комфорт, уверенность - вот три слова, которыми можно охарактеризовать автопутешествие. Если, конечно, вы заранее узнали обо всех возможных неожиданностях, которые подстерегают водителей по ту сторону границы!

1 /1


Что учесть при планировании поездки на личном авто в Европу?

  1. Составляя маршрут, убедитесь, что ваша машина подходит для его воплощения в жизнь. Например, владельцам внедорожников может быть сложно отыскать парковочное место и передвигаться по узким улочкам европейских городов. А малолитражки, незаменимые в мегаполисах, иногда подводят на сложных горных дорогах.
  2. Здраво оценивайте свои силы, особенно, если второго водителя в компании нет. Не устраивайте марш-броски (500-700 километров в сутки - максимум, оптимально - порядка 300), заранее запланируйте остановки и продумайте места для ночлега: забронируйте номер в отеле или разузнайте, где можно поставить палатку.
  3. Если едете на нескольких машинах, позаботьтесь о том, чтобы между водителями постоянно была связь. Опытные путешественники утверждают, что оптимальный вариант - рации (только не забывайте их заряжать), т.к. общаться по телефону в Европе достаточно дорого. Договоритесь о том, в каких промежуточных точках будете встречаться, если кто-то задержится в пути.
  4. Пройдите техосмотр и укомплектуйте машину всем необходимым: запаской, знаками аварийной остановки, аптечкой и автокреслом для ребёнка.
  5. Убедитесь в том, что ваш автомобиль соответствует норме «Евро-4». Это европейский экологический стандарт, который регулирует содержание в выхлопных газах вредных веществ в автомобиле или другом транспортном средстве.
  6. Если у вас автомобиль на именных номерах, пересекать границу вы можете только с обычными государственными номерными знаками.
  7. Если вы намерены выезжать за границу на кредитном авто, вам нужно получить для этого разрешение банка.
  8. Выезжать за границу на автомобиле может его владелец. Въезд за границу на чужой машине осуществляется на основании заявления владельца транспортного средства или документов, подтверждающих право пользования или распоряжения транспортными средствами. Если автомобиль служебный, а вы отправляетесь в заграничную командировку, тогда в обязательном порядке запаситесь кроме стандартного набора документов актуальным путевым листом, приказом на командировку на служебном авто и командировочное удостоверение.

Водительское удостоверение и страховка

Водительские удостоверения, выданные в Украине, действительны во всех странах Венской конвенции (а это большинство европейских государств). Только будьте внимательны: раньше в Украине выдавали права без срока действия, которые сейчас не являются водительским удостоверением в странах Европы. В таком случае, вам просто нужно будет заменить ваши права на права нового образца.

Для перемещения на авто по территории , и других стран, которые подписали только Женевскую конвенцию, формально необходимо международное водительское удостоверение (МВУ) в дополнение к национальному. На практике его редко проверяют, но лучше оформить, чтобы избежать неприятностей.

Обязательно купите страховой полис на машину («зелёную карту»). Он действует на территории всех стран Европы и пригодится в случае ДТП для компенсации ущерба пострадавшей стороне. Приобрести страховку можно в большинстве ведущих компаний Украины, её стоимость на 15 дней составляет около €25.

1 /1

Платные дороги

Составляя маршрут поездки, сверьтесь с картой платных магистралей интересующих вас стран. В Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Испании, Польше, Португалии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Франции, Чехии и Швейцарии платить придётся за использование ряда автобанов. В Бельгии, Дании, Латвии, Литве, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Эстонии плата взимается только за проезд по определённым участкам дорог, мостам и тоннелям.

В Румынии наличие виньетки (Roviniete) требуется вне зависимости от типа дорог, её стоимость - около €3 на неделю. Проезд по некоторым мостам, например, Giurgiu-Rousse на границе с Болгарией, оплачивается дополнительно.

Те, кто не торопится и хочет в пути наслаждаться пейзажами, а не номерными знаками едущих впереди машин, стараются избегать автобанов и выбирают бесплатные дороги. Если вы решили последовать их примеру, учтите, что придётся строго придерживаться маршрута. Знак, предупреждающий о том, что впереди платный участок, зачастую видно уже тогда, когда свернуть с пути не получится.

Для проезда по платным дорогам Австрии, Германии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии нужна так называемая виньетка. Чаще всего она представляет собой наклейку, которая крепится на лобовое стекло с внутренней стороны. В некоторых случаях на ней нужно указать номер автомобиля. Приобрести виньетку можно в пунктах пересечения границы (круглосуточно) или на АЗС. Стоимость зависит от страны (в среднем €10-15 за неделю), а вот штраф за отсутствие или некорректное использование (например, если вы не приклеили её в соответствии с инструкцией, а положили на приборную панель) намного больше - от €100.

В Венгрии и Румынии действуют «электронные виньетки» - информация об оплате вносится в базу, а вы получаете чек. В этом случае ничего крепить на стекло не придётся.

1 /1

Контролируют оплату сотрудники транспортной инспекции и установленные вдоль дорог камеры видеонаблюдения.

В Польше система отличается. Перед въездом на платную магистраль нужно получить талон и сохранять его до конца поездки. Покидая этот участок дороги, вы заплатите сумму, которая зависит от типа транспортного средства и пройденного расстояния.

Штрафы за нарушение ПДД

Предположим, вы путешествуете по Чехии и решили попробовать знаменитое пиво, а потом сесть за руль. Если вас остановят, то оштрафуют на €100-750. В этой стране нулевая толерантность к алкоголю - в крови водителя его быть не должно. В Венгрии, Румынии и Словакии ситуация аналогичная. В Норвегии, Польше, Швеции и Эстонии допускается 0.2 промилле, в Литве - 0.4, в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Нидерландах, Португалии, Словении, Финляндии, Хорватии, Франции, Швейцарии и на Кипре - 0.5. Самыми лояльными в этом плане являются Лихтенштейн и Мальта с показателем 0.8 промилле. К водителям, стаж которых меньше двух лет, часто применяются более жёсткие требования.

Ещё одно распространённое правонарушение - превышение скорости. На автобанах большинства стран разрешено разгоняться до 120-130 км/ч, в населённых пунктах допустимая скорость 50 км/ч, за их пределами - 80-100 км/ч. Важно помнить, что иногда ограничивается не только предельная, но и минимальная скорость - на некоторых магистралях двигаться медленнее 60-70 км/ч запрещено. Суммы штрафов колеблются в широких пределах: в Чехии это €40-400, в Польше - €10-120, в Норвегии - от €80.

Помните, что расстаться с круглой суммой в большинстве стран Европы придётся и тем, кто разговаривает по телефону за рулём или не пристёгивается (это касается и пассажиров), а также тем, кто перевозит ребенка без специального автокресла.

Также стоит обратить внимание на такие нюансы:

  • тип движения. В большинстве стран Европы оно правостороннее, но на Мальте, к примеру, вам придётся перестроиться и привыкнуть к езде по левой полосе;
  • наличие на маршруте опасных участков вроде горных «серпантинов»;
  • требования к перевозке детей в автомобилях. После Украины, где на отсутствие кресел смотрят сквозь пальцы, европейские правила могут показаться чрезмерно строгими, но продиктованы они исключительно соображениями безопасности;
  • требования к наличию в машине знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, аптечки и огнетушителя. Как правило, они распространяются только на резидентов, но запастись спецсредствами не помешает - кто знает, какая ситуация может возникнуть на дороге.

Парковки

Водители-иностранцы часто попадаются на незнании правил парковки и вынуждены платить штраф. Чтобы этого не произошло, рекомендуем узнать обо всех вариантах и отыскать подходящие стоянки заранее.

На момент принятия решения о грандиозном туре у нас имелся небольшой опыт поездок по российским городам. Начинали мы с Суздаля, потом расширили географию, доехали до Ростова Великого, Углича, Ярославля. Гордостью нашей и вершиной был Петербург (с Великом Новгородом в придачу). Наверное, так бы и шло дальше, мы поговаривали о Пскове и Прибалтике, но тут вмешался случай…
В общем, сидела я как-то в Интернете, с увлечением читала разные отчеты о путешествиях в Европу на машине, и набрела на один любопытнейший. Ребята, молодожены, съездили своим ходом в Италию, и очень живо всё описали, приложив немыслимой красоты фотки. Вот они-то и решили всё! Я показала их мужу и капкан захлопнулся! Первая же фраза была «Так поехали!» Правда, Италию пришлось отмести сразу, она для уже продвинутых путешественников. А мы, как чайники, отважились лишь на самый краешек Европы – Польшу, Чехию и Австрию. С однодневным выездом в Германию (Дрезден).

С момента первой фразы до дня выезда прошло долгих 10 месяцев, во время которых я тщательным образом собирала информацию, читая тонны отзывов на разных ресурсах. Самые интересные зачитывала Вадику, и мы замечательно проводили время, обсуждая, смеясь, и представляя наш будущий вояж.
А ещё целых 10 месяцев я вспоминала школьный английский, взяв Вадика в соученики. Он сопротивлялся, конечно, но как говорится – куда денешься с подводной лодки? :)
Наконец, в мае мы впервые самостоятельно подготовили и подали документы в чешский визовый центр. И без проблем получили визы на руки. Ура! С этого момента мне уже ни о чем не думалось, плохо спалось и хотелось одного – немедленно ехать!

Маршрут путешествия по Европе на машине по дням

Наш евротур выглядел так:

19 июня – Москва-Брест 1067 км, ночёвка в Бресте.
20 июня – Переход границы в Домачево, путь до Кракова 415 км, ночёвка в Кракове.
21 июня – Краков - Прага 536 км.
22 июня – Прага.
23 июня – Выезд в Карловы Вары 126 км.
24 июня – Прага.
25 июня – Выезд в Германию, Дрезден 148 км.
26 июня – Прага.
27 июня – Переезд Прага – Ческий Крумлов 175 км.
28 июня – Ческий Крумлов.
29 июня – Выезд в Зальцбург, с проездом мимо 3-х австрийских озёр, возвращение в Крумлов, за день получилось около 400 км.
30 июня – Переезд Ческий Крумлов – Вена 208 км.
1 июля – Вена
2 июля - Вена – Краков 468 км, ночевка в Кракове.
3 июля – Краков – Словатыче 415 км, переход границы в Домачево. Ночевка в Бресте.
4 июля – Брест – Москва 1067 км.

Карта. Города, где жили и которые посещали :

Гостиницы

Отели бронировали через Букинг (кроме белорусской). Советовать не советовать наши отели - трудно сказать. У каждого свои предпочтения и требования к жилью. Но напишу названия и мнение в двух словах.
В Бресте выбор не велик, поэтому остановились на том, что показалось самым приемлемым. Гостиница «Энергия», 2-комнатный Твин 3.450р. Дороговато, но в целом нам понравилось. Собственная большая охраняемая стоянка, шаговая доступность до местного Арбата, где много кафешек и мест для отдыха.
В Кракове ночевали в апартаментах Kubik-Studio . Это частная квартира на первом этаже старинного дома с высокими потолками. Настолько высокими, что кровать двухъярусная, на неё надо взбираться по лестнице, а потом следить, чтобы не набить шишек, стучась головой об потолок. Цена за ночь 3.347 р. До центра совсем рядом, парковка около дома. Нормально в общем, но без восторгов.
А вот апартаменты Happy Prague Apartments в Праге нас порадовали. Дом XIV века, но внутри все комфортно. Расположение прекрасное – до Карлова моста 5 минут. Хозяин общительный, говорит немного по-русски, сыплет комплиментами (даром, что итальянец). Машину ставили во внутренний дворик, заплатили за 6 ночей 31.199 руб.


Отель Garni Villa Beatika в Чески-Крумлове приятно удивил. Это 3-х этажная небольшая вилла, где каждый номер именной и оформлен в стилистике своего владельца – мировой звезды. Нам достался № 9 Джон Леннон, а соседом оказался Фредди Меркури. Но больше всего поразил вид с балкона. Он просто невероятный! В общем нам очень повезло, и когда мы уезжали, сказали, что их отель достоин твёрдой 10-ки. Заплатили за 3 ночи 10.746 руб.


Ну, и гостиничный апогей – отель Am Parkring в Вене . Выбирал его Вадик, поставив себе задачу найти что-то особенное, и ему это удалось! Отель единственный имеет вид на собор св. Стефана, и когда стоишь на балконе, захватывает дух от панорамы города, он буквально у ног! А так как красота редко бывает дешевой, нам пришлось раскошелиться на люкс, и за 2 ночи отдать 27.617 руб. Но скажу честно – оно того стоило!


Дороги

Они везде от хороших до очень хороших, плохие не встречались. Но скоростной режим лучше соблюдать, и мы старались, как могли. Пока никакие уведомления не приходили (тьфу, тьфу, тьфу). По Польше ехать нуднее всего. Населенные пункты идут один за другим, и пока выберешься на скоростную трассу, измотаешь небольшой клубок нервов… За всё время поездки нас никто не останавливал, засад не встретили, даже в Белоруссии…
Платные дороги есть в Польше, устроены они как наши – подъезжаешь с шлагбауму, оплачиваешь, едешь дальше. А в Чехии и Австрии надо покупать виньетку, желательно не позднее первой заправки после пересечения границы. Они бывают на разное количество дней, и клеятся в разные углы лобового стекла.
Много копий в Интернете ломается по поводу того - нужны международные права или нет. Мы после обдумывания пришли к выводу, что лучше бы их иметь. Дело в том, что если ездить по правилам и не иметь проблем – достаточно национальных прав. Но если, не дай Бог, возникнет дорожная неприятность – права международного образца понадобятся непременно. Надо иметь это ввиду!
Пользовались навигатором Sygic . Работал без сбоев, привозил в точно заданное место, поэтому у нас не было повода ругать его за бестолковость. Для пеших маршрутов всегда брали с собой планшет с картами Maps.me .Перед путешествием скачали карты нужных стран и бродили по городам без опаски. Правда, по собственной вине несколько раз уходили не туда, но быстро возвращались…

Оплачивали покупки картами и наличными. В Москве загодя поменяли немного каждой из валют, и не пожалели. Когда ты ещё слабо ориентируешься в городе, то есть возможность без задержек оплатить парковку, купить воды, заплатить за туалет и т.д.

Ну, а теперь непосредственно поездка.

Программа путешествия по Европе на авто по дням

Выехали из Москвы в 7 утра, и бодренько, на подъеме, за 12 часов проехали 1067 километров. По пути отдыхали и перекусывали на заправках. Соответственно в 7 вечера были в Бресте , и успели ещё поужинать и посмотреть их главную улицу.
Утром, уже готовые к бою, мчались на границу, в Домачево (это 40 километров от Бреста). Прошли и белорусов, и поляков за 1.5 часа, что считается очень неплохо. И счастливые поколесили по Евросоюзу! Даже медленное движение вначале не раздражало, можно было рассматривать жизнь польских городков в деталях. Потом началась трасса, и мы домчали до Кракова. На дорогу ушло 7 часов.

Краков нам очень понравился, всё-таки бывшая столица! Основные достопримечательности – Рыночная площадь, Мариацкий костёл, Площадь Матейки, Барбакан, Флорианская башня, башня Ратуши (куда можно подняться) и, конечно, замок Вавель. Там внутри Кафедральный собор, памятники Костюшко и папе Иоанну - Павлу II.



Вид на Мариацкий костел


В Мариацком костёле мы застали свадьбу.


Флорианская башня

Следующее утро – переезд в Прагу . Километров предстояло ехать больше, но т.к. деревенек уже не было, проехали за 6.5 часов. И тут же приступили к исследованию города. Он, конечно, уникальный! Основные достопримечательности - Староместская площадь, Вацлавская площадь, Карлов мост, Пражский град, Храм Лоретты, Градчаны и пр.












Невероятное эстетическое удовольствие смотреть вокруг, можно снимать каждый дом! И мы гуляли, гуляли, гуляли. Поднялись на все башни, на Ратушу, на собор св. Вита, к Панавскому павильону, откуда открывается вид на мосты Праги. Пробовали национальную кухню - суп в хлебе, вепрево колено. Слушали органный концерт в костёле, катались на кораблике, кормили лебедей. В общем, пребывали в детско-восторженном и радостном состоянии!









Витражи в соборе св.Вита




Ночной Пражский град

Погода вот только была прохладной, и временами шли дожди. Но мы помнили лозунг туристов и от планов не отступались. Выехали на день сначала в Карловы Вары, а затем и в Дрезден.

Карловы Вары нас покорили! Город под стать Праге, красивый, уникальный, с огромной историей. Опять гуляли, не могли нагуляться. На рынке купили фруктов, и огромным аппетитом их потом уплели. Много русских, речь звучит отовсюду, они там лечатся, ходят с кружечками в руках. Основные достопримечательности - это колоннады - Рыночная, Мельничная, Садовая. Храм Марии Магдалены, открытый бассейн Термал с постоянной температурой в 30 гр, сады Дворжака и, конечно, Бехеровка (музей и магазин).








Дрезден после таких красот показался сдержанным, его эстетика совсем другая. Но мы не пожалели, что съездили туда. Тем более путь занял чуть больше 2-х часов. Посмотрели Центр – Альштадт, Театральную площадь, оперный театр, церковь Фрауэнкирхе, замок резиденции, Цвингер – дворцовый комплекс. Правда в картинную галерею не пошли, и Сикстинскую Мадонну не увидели. Ничего, в следующий раз.









Фрауэнкирхе



После Праги был переезд в Крумлов , в ещё одну чешскую жемчужину. Вот уж точно городок – шкатулка. Достопримечательности – Замок, Плащевой мост, Центральная площадь, Ратуша, Чумная колонна и пр. Опять подъем на все вершины и потрясающие виды!
















Из Крумлова выезжали в Зальцбург . Моя особенная мечта! Из-за Моцарта конечно. Я никак не могла оторвать глаз от дома, где он родился, и где его семья прожила 27 лет. Хотелось запомнить, вобрать! И от другого дома, куда семья переехала, и Вольфганг прожил там 7 лет. В городе вообще всё связано с ним – Кафедральный Собор, где его крестили, Старая Резиденция князей, где 6-ти летний Моцарт играл в Зале Советов. Поэтому мы ходили, а я постоянно спрашивала Вадика «А это видел Моцарт, как ты думаешь, а это? Сюда он наверняка ходил, а сюда?». :)










Ещё в Зальцбурге можно подняться на гору Фестунберг, посетить крепость Хоэнзальцбург. Что мы и сделали. Причём подъем начали молодо и резво, а закончили еле плетясь, вспомнив все свои диагнозы. Спустились уже на фуникулёре… Можно посмотреть очень красивый парк «Мирабель», территорию аббатства св. Петра, пройтись по главной улице Гетрайдегассе. И это далеко не всё.











Река Зальцах

Из Зальцбурга в Крумлов решили ехать через озёра. Получался небольшой крюк, но не увидеть такую красоту было просто преступлением! Когда ехали, был уже вечер, мы торопились, боялись, что солнце сядет, и виды будут не так хороши. Но мы успели! Виды были сногсшибательные, они до сих пор стоят в глазах!







Первое озеро – Фушльзе, второе – Вольфгангзе, и третье – Траунзе. На последнем стоит небольшой городок Гмунден с его замком Орт. В Гмундене жил Шуберт, написавший «Аве Марию», глядя на этот самый замок. Мы не удержались, с выражением спели шедевр (благо никого не было рядом), а Вадик сказал, что тоже написал бы «Аве Марию», живя здесь! :)






Ну, и последний пункт программы – Вена . Шикарная, имперская, белая. Мы её полюбили, хотя далеко не всем она нравится. Там огромный список достопримечательностей, обязательных к осмотру. Дворец и парк Бельведер, императорский дворец Хофбург, Оперный театр, Парламент, Собор св. Стефана, церковь Карлскирхе, целый музейный квартал и многое другое. У нас было всего два дня в городе, поэтому мы не пытались объять необъятное, но многое всё же увидели. Остальное в следующие разы.























После Вены дорога снова лежала в Польшу. Добираться до Кракова пришлось около 7 часов, но мы уже были привычные. А под музыку и постоянные разговоры время пролетает незаметно. Краков встретил нас теплом и солнышком, что не могло не радовать. Дошли, наконец, до Вавеля, забрались на нашу 9-ю вершину, и довольные, завершили европейскую программу – минимум.










Какой итог. Везде было просто удивительно хорошо! Никакого негатива вокруг, только доброжелательность и позитив. Много туристов, да. Но мы выбрали популярные места, с этим приходилось считаться…

А дальше - ехали по Польше, переходили границу в Домачево. Перешли за 1 час. Потому что не имели чеков такс-фри, и встали в зелёный коридор. В красном же пришлось бы стоять часа 3, если не больше. Вечером в Бресте успели попасть в . Я была там в школьные годы и очень хотела побывать ещё. Спасибо Вадику, он уже рубился от усталости, но поддержал меня, и мы натоптали ногами ещё километров 10.
Утром был путь домой. Самые последние километры дались непросто, но, как известно, всё заканчивается. И как сказала моя мама, когда я ей позвонила со словами «Мы дома!» - «Слава Богу!».
Всего проехали 5.300 км за 16 дней.

Завершая свой длинный рассказ, хочу сказать, что эта поездка была прекрасна! Она держит нас эмоционально до сих пор. Мы были счастливы все эти дни без перерыва, наши глаза впитали столько красоты, а души столько радости, что хочется делиться ими со всеми! Вадик на работе взбаламутил народ своими рассказами, и теперь все тоже срочно засобирались в путешествие на машине в Европу ! Это ли не награда!?

Оценка финансовой возможности организации самостоятельной поездки за границу

Сколько нужно денег для поездки в Европу? Это крайне размытый вопрос, и ответ на него невозможно дать, по крайней мере, не уточнив ряд параметров поездки.

Для какой продолжительности поездки (5-7 дней, или месяц)?
По каким странам (есть страны «подешевле», а есть «подороже»)?
Каким составом (одно дело путешествовать одному, другое — с тремя детьми)?
Каким видом транспорта (билеты на самолет и на автобус очень разные в цене)?
Где планируется жить (кемпинги, хостелы, пятизвездочные отели)?
Где питаться (рестораны, кафе или сами будете готовить)?

Как правило, первый вопрос — это деньги: сколько нужно денег на поездку для поездки в Европу? Хватит ли тех средств, что имеются в наличии, или надо еще подкопить? (вопрос тонкий — запросы у всех разные).

Второй вопрос (чуть менее важный) — это время. Сколько времени занимает подготовка к поездке? Когда, (за какой срок) нужно начинать подготовку к поездке?

Третий вопрос — это проблема, которая называется: «я не знаю английского (другого иностранного) языка, что делать?». Это не проблема. Готовьтесь и поезжайте спокойно, вы справитесь.

Эта заметка посвящена первому вопросу: сколько нужно денег для самостоятельной поездки в Европу на автомобиле (и как это прикинуть).

Здесь просто приведена статистическая информация, а также некоторые общие данные о порядке цен в Европе на некоторые виды расходов, которые были вычислены опытным путем при подготовке и выполнении поездок.

Информации приведенной ниже, достаточно для выполнения самой грубой прикидки (без погружения в детали) о том, в какую сумму в среднем обходится путешествие по Европе на авто.

То есть, ознакомившись с данной заметкой, вы сможете быстро получить ответ на банальный вопрос: а стоит ли мне вообще браться за подготовку к поездке в Европу, или нет? — с точки зрения финансовой состоятельности.

Сколько нужно денег для самостоятельной поездки в Европу

Ниже приведена статистическая информация по стоимости выполненных поездок в Европу, в период 2013-2018 годов. о которых идет речь ниже, можно увидеть, кликнув по ссылке (карта откроется в новом окне).

Но прежде чем перейти к статистике, упомяну о том, что страны в Европе очень разные. Есть побогаче (в них всё подороже, и поездка по ним обойдется в бо льшую сумму), а есть страны победнее, путешествовать по которым выходит значительно дешевле.

«Дешевые» и «дорогие» страны Европы

Ниже будут часто упоминаться понятия «восточная Европа», «западная Европа», «Балканские страны». Под этими понятиями подразумеваются следующие страны:

  • Западная Европа — Германия, Австрия, Италия и все страны которые находятся западнее них. Также к странам западной Европы (по уровню дороговизны путешествия по ним) можно отнести и скандинавские страны (отмечены желтым цветом на карте).
  • Восточная Европа — страны Прибалтики, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Эти страны чуть подешевле по стоимости поездки в них.
  • Балканские страны — страны находящиеся на Балканском полуострове: страны бывшей Югославии, Болгария, Румыния, Албания, Греция. К этим же странам (по уровню расходов на поездку) можно отнести и Турцию. Эти страны самые дешевые для поездки (кроме, пожалуй, Греции, там все несколько подороже).

Для наглядности, вот карта Европы:

Страны выделенные красным (западная Европа) и желтым цветом (скандинавские страны) на рисунке выше — самые дорогие для поездок по ним.

Испания и Португалия — чуть дешевле западной Европы, но подороже восточной, поэтому они выделены немного другим цветом.

Страны выделенные зеленым цветом, а также Турция — не самые дорогие страны для поездки. Балканские страны дешевле, чем страны восточной Европы (за исключением Хорватии и Словении, цены в которых примерно соответствуют ценам в странах восточной Европы).

Это вам информация для общей ориентировки. Если хотите знать точнее, то смотрите ниже по катом конкретную информацию о стоимости жизни в каждой стране:

ДЕТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ДОРОГОВИЗНЕ СТРАН ЕВРОПЫ (по индексу стоимости проживания)

Ниже приведена информация о том, какие страны Европы самые дорогие для жизни, а следовательно, и для поездок, путешествий по ним.

На рисунке ниже приведена информация об «индексе стоимости жизни» в странах Европы, который взвешивает средние расходы на основные категории затрат – питание, жильё, транспорт, связь, одежда и прочие.

Значения на рисунке ниже, нормализованы по Германии, которая взята за 100%, данные приведены на конец 2016 года, но сильно быстро они не изменяются:

То есть, если мы видим на рисунке выше, что во Франции индекс равен 113, то это значит, что в среднем , жизнь во Франции (или поездка по ней), обойдется на 13% дороже, чем по Германии, а если в Польше индекс равен 58, то это значит, что поездка по ней (и жизнь в ней), в среднем обойдется на 42% дешевле, чем такая же поездка по Германии.

Относительно России (стоимость жизни в РФ принята за 100%), индекс стоимости жизни (ИСЖ) пересчитан в таблице ниже, данные на 2019 год :

Страна ИСЖ
1 Швейцария 318
2 Норвегия 271
3 Исландия 252
4 Люксембург 219
5 Дания 217
6 Ирландия 198
7 Нидерланды 195
8 Франция 193
9 Бельгия 190
10 Финляндия 187
11 Австрия 187
12 Швеция 182
13 Италия 179
14 Германия 173
15 Великобритания 169
16 Греция 147
17 Испания 142
18 Словения 140
19 Эстония 132
20 Португалия 132
21 Хорватия 130
22 Латвия 128
23 Чехия 118
24 Литва 118
25 Словакия 116
26 Венгрия 108
27 Польша 102
28 Черногория 102
29 РОССИЯ 100%
30 Болгария 97
31 Албания 95
32 Сербия 94
33 Босния и Герцеговина 94
34 Румыния 93
35 Беларусь 86
36 Молдавия 85
37 Македония 84
38 Украина 80

Принцип тот же, что и на рисунке выше. Если общий ИСЖ в стране выше, чем в России, то поездка по ней (жизнь в ней), обойдется дороже, на соответствующий процент.

То есть, если в Швейцарии ИСЖ равен 318, то это значит, что средняя стоимость жизни там составляет 318% от российского уровня. Жить (и путешествовать) там дороже в 3,18 раза, чем в России.

Но цена меняется и со временем (таблички со средними ценами по ссылкам выше обновляется примерно раз в две недели), поэтому здесь приведу только схему дающую общее представление, в каких странах Европы топливо подороже, а в каких подешевле:

Шкала в нижнем левом углу рисунка «Дешевле-Дороже» — соответствует примерно одному евро. Чем краснее страна на карте выше, тем дороже в ней топливо.

Т.е. если у нас в России бензин стоит примерно 0,6 евро за литр, то в «красных» странах, он стоит на 1 евро дороже, а в «желтых» — на 0,5 евро дороже. (Эта зависимость более-менее сохраняется независимо от цены на бензин).

Для общей оценки ситуации с ценами на топливо в странах Европы, такая карта вполне подойдет.

В принципе, расходы на топливо для путешествия вы можете (очень грубо, буквально для самой общей прикидки) определить по формуле:

Цена топлива (в евро) = 0,012×(S-500)×Q

где: S — это общая длина маршрута в километрах, который вы планируете проделать по Европе; Q — средний расход топлива вашего автомобиля (в литрах на сто километров); 0,012 — коэффициент, учитывающий среднюю цену топлива в Европе.

Это, конечно, «средняя температура по больнице», но для грубой прикидки (общей оценке расходов на топливо), эта формула вполне подойдет.


Прочие условия поездки: Едете вдвоем. Срок поездки — 15 дней. Общая длина маршрута (по Европе) — 2090 км. Средний расход топлива автомобилем — 7,0 литров на 100 км.

Вопрос: Сколько нужно иметь в распоряжении денег, чтобы замахнуться на такую экскурсию?

Расчет (оценка расходов):
На жилье (примерно): 40×15 = 600 евро;
На еду (примерно): 20×15 = 300 евро;
На топливо (примерно): 0,012×(2090-500)×7 ≈130 евро.
Итого: 600+300+130 = 1030 евро траты на поездку в Европу (минимальные).

Округлим «на всё про всё»: итого — 1100 евро.

Много это? Ну, смотрите сами…

Конечно, сюда необходимо прибавить затраты на поездку от дома до Бреста (и обратно), затраты на оформление документов (паспорта, визы, страховки — на двоих примите примерно 200 евро для расчета), кроме того, нужно иметь и некий «аварийный» запас средств (еще около 500 евро).

Также добавьте сюда расходы на запланированный шоппинг, развлечения и тому подобные вещи (это уже по своему усмотрению).

И получите сумму (примерную) на предполагаемую поездку.

Есть у вас в распоряжении такие средства — планируйте поездку смело. Нет, а поехать в такое турне хочется? Копите. Во всяком случае, вы будете примерно знать, к чему стремиться (определите себе Цель).

Отмечу еще раз, что выше приведен оценочный, самый грубый вариант расчета затрат на поездку. Он пригоден лишь для самой общей оценки ситуации и ответа на вопрос: «хватит ли вообще средств».

Более точный расчет (оценка) стоимости поездки в Европу на этапе планирования поездки описан в отдельной заметке (по ссылке ниже).

На этом заметку, посвященную общей оценке финансовых возможностей того, в какую цену обойдется самостоятельная поездка в Европу на автомобиле, я закончу.

Отчет о путешествии на машине по Европе в 2017 году. Поездка Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция и Испания (Каталония).

Предисловие

Каждый год в сентябре я уезжаю на месяц отдыхать. Раньше машины не было, и приходилось путешествовать с кем-то за компанию. В этом году был приобретен Volvo V70 (2005 года), и мне подвернулась интересная задача — отвезти знакомого из России в солнечную Андалусию (Andalucia, Испания). Еще у одного знакомого был отпуск, ему хотелось куда-нибудь к морю, так как в наших краях лето прошло мимо. Поэтому я решил рискнуть и проверить автомобиль в деле.

Подготовка к автопутешествию по Европе

Для построения маршрута и вообще навигации пользовались несколькими сервисами:

  1. сайт — для получения общей информации, расчета расстояния и топлива.
  2. Via Michelin и его приложение для Android — лучший вариант для поездкок по Европе.
  3. Google Maps.
  4. Waze.

По итогу чаще использовался Waze — он всегда был включен на смартфоне штурмана для отслеживания скоростных радаров и полиции, которые встречались на пути. Также пользовались картами Google — для поиска попутных заправок, стоянок, закусочных и отзывов к ним.

Via Michelin помог с планированием расходов. На сайте мы ввели данные автомобиля (модель, тип двигателя, топливо, пробег) и выбрали один из предлагаемых маршрутов от Таллина до Малаги. По расчету сервиса нас ждали 47 часов за рулем и маршрут протяженностью более 4000 км (). Ожидаемые расходы на платные трассы и дизельное топливо составили 527 евро (около 36 000 рублей). Вариант "поехать по бесплатной дороге" не рассматривали, потому что хотелось достичь конечной точки максимально быстро, что позволило бы в итоге сэкономить время (отпуск все-таки) и деньги на ночлегах и еде.

Так как тщательно подготовится к путешествию у нас не было времени (спонтанность — наше кредо), мы создали общий чат в одном из мессенджеров, в который отправили подробный список того, что необходимо сделать и взять в поездку. Там числились необходимые карты, канистра воды и многое другое.

В итоге, в канал скидывалась полезная информация (необходимые телефоны, адреса) и даже советы товарищей. Так как в дороге не всегда стабильное соединение с интернетом, этот канал стал существенной поддержкой в пути. Удобно, когда к информации имеют одновременный доступ все заинтересованные лица.

Таллин - Сувалки

Первые сутки.

Утром первого дня у нас было свободное время до обеда, так как один из попутчиков заканчивал свой последний перед отпуском рабочий день. Светило солнце, было тепло и мы отправились на прогулку по старому городу.

Конечно, мы не могли не подняться на смотровую площадку Кохтуотса, с которой открывается отличный вид на старый город и виден шпиль церкви Святого Олафа. Когда-то это было самое высокое сооружение в мире, а сейчас только в центре Таллина.

Улочки старого города

Мы успели прогуляться и вокруг старого города, когда наш приятель к нам присоединился и мы отправились в путь.

Обычно мы заправляемся на АЗС Olerex или Statoil, который в этом году стал называться Circle K. По пути мы залили полный бак на Olerex, это обошлось примерно в 80 евро (около 5 500 рублей). Средняя цена на дизель в Эстонии составляет 1,16 евро/л.

Перед Ригой мы съехали к заливу в районе Салацгрива, чтобы размяться и вдохнуть морского воздуха — впереди долгая дорога к теплым средиземноморским волнам.

Дороги в Латвии не сильно отличаются от Эстонских, но местами, например, перед Ригой, многие водители двигались почти по обочине.

Дороги и обочины Латвии

Первая ночевка нас ждала в Польше у границы, в маленьком отельчике, который мы забронировали по телефону. Отель Jasionowy Gai нам посоветовали друзья.

Мы планировали переночевать там и, не дожидаясь завтрака, уехать, поэтому в Литве заехали в супермаркет Rimi за едой. В машине у нас был походный холодильник на 12В, но в Рими очень удачный отдел готовый еды.

В ночи мы добрались до местечка Сувалки. В отеле нас встретил хозяин Анджей и три его очаровательных собаки. Номер за 35 евро был очень уютным: отдельный вход со двора, обогреватель, кухня, 4 кровати, душевая. В душевой для гостей были подготовлены индивидуальные наборы для душа.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что кухня подошла бы для более длительной остановки. Здесь был чайник, холодильник, плита, столовые приборы, кастрюльки, сковорода, чашки, наборы чая и кофе, соль, сахар и даже тостер. Это место оставило приятное впечатление.

Отдохнувшие и довольные мы отправились в дальнейший путь.

В городе заехали на почту и купили местную SIM-карту для мобильного интернета (документов не требуется). Мы выбрали стартовый пакет одного из местных операторов за 5 злотых (это около 80 рублей) — 5 ГБ мобильного интернета.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 80 евро (5500 рублей) за 70 литров.

Сувалки - Берлин - Кассель

Вторые сутки.

Польские дороги

Раньше, лет 5 назад, дорога от Литвы до Варшавы была ужасной. Здесь не первый год ведутся ремонтные работы, и есть надежда на лучшее. Сегодня этот участок представляет собой дорогу по одной полосе на каждую сторону без обочин.

Начиная с Варшавы, дороги просторные и с хорошим покрытием, можно ехать смело, но даже на хороших дорогах случаются аварии.

После Варшавы через Лодзь и Познань мы держали путь на Берлин — по прошлому опыту именно в этом направлении были отличные дороги.

Здесь бы вжать газу, да вот беда, что-то случилось с машиной — появилась вибрация, которая на определенных скоростях усиливалась. Ехать быстро было страшно, медленно ехать было еще страшнее, так как стоял сильный гул и вся машина чуть ли не ходуном ходила. Появились мысли заехать на сход-развал, но автосервисы как на зло не встречались нам по пути.

Уже темнело, мы не успевали найти работающий сервис, но верили в лучшее, так как "мы же только вчера у своих механиков все проверили". Что ж, позвонили механикам и описали проблему. Они сказали, что все должно быть все хорошо. Что ж, была ни была, едем на Берлин!

Погуглили варианты ночлега в Берлине (спасибо польской симке) и нашли место в центре города, которое называлос ("Изи Лоджез") или Scube Park Columbia ("Скубе Парк Колумбиа"). Это было чуть ли не единственное место за 54 евро, доступное для бронирования в ту ночь, да еще и в центре города.

Перед границей с Германией мы хотели заправиться, но сильно удивились ценнику на дизель — стоимость топливао составляла почти 1,30 евро/л. Погуглилили цены на дизель в Европе и поняли — последняя перед границей польская заправка просто нагло пользовалась своим положением, так как средний чек на литр дизеля в Польше составляет 1 евро. Топлива нам должно было хватить до Берлина, поэтому мы проехали последнюю польскую заправочную станцию.

Кстати, по поводу центов. В Польше нам часто озвучивали цены в кронах или злотых. У одного из нас была российская карточка Сбербанка, он ей расплачивался, но выбирал платеж в долларах, потому что карточка MasterCard. Позже мы узнали, что было бы выгоднее выбирать платеж в кронах.

Когда мы добрались до Easy Lodges, нас ждал неприятный сюрприз. Мы оказались на открытой территории, похожей на парк с деревянными боксами в форме кубиков, у которых все стены глухие, кроме стеклянного фасада с дверью. Сквозь стекло мы смогли разглядеть убранство некоторых номеров. В основном это 2 или 3 кровати в два яруса, столик, шторка и торшер. И все. Так как мы прибыли в темное время суток, фотографии не могли бы передать весь местный колорит — территория не освещалась. Но фото этих лоджез можно найти в интернете, мы потом их увидели, когда оставляли свой недовольный отзыв. Туалет, душ? Это все находилось где-то у входа на территорию, недалеко от ресепшн, на котором никого из сотрудников не оказалось, но висела записка с пожеланиями приятного отдыха и списком фамилий тех, кого ждали в период "позднего чекина". Наша фамилия там тоже была, а напротив был указан номер лоджии.

Поздний чекин от Easy Lodges

Нашли свою фамилию и пошли искать номер. Надо заметить, что без фонаря найти его мы бы не смогли. Когда мы отыскали его, расстроились еще больше — ключей не было, номер закрыт, про нас похоже видимо забыли. Любопытства ради мы заглянули в номера из списка — всех ждали ключи на кровати или столе. По телефону больше никто не отвечал, а у ресепшн толпились вновь прибывшие озадаченные туристы. Что же делать? Несколько минут на раздумья и решение: едем дальше и ищем ночлег.

Отели в Берлине готовы были открыть свои двери минимум за 115 евро за ночь, не считая стоимости парковки. Парковку на стоянке одного из отеля нам предложили за 25 евро за ночь. Покружив еще немного по городу, мы заехали на заправку, залили бак и поехали вперед по нашему маршруту к Испании.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: $77 (4110 рублей) за 56 литров.
  • Платные дороги (польские): 47,90 злотых (762 рубля).

Берлин - Лион - Ллорет де Мар

Третьи сутки.

Германия, где-то за Касселем

После заправки в Берлине на территории Германии мы сделали еще пару остановок на заправках в районе Касселя (Kassel, Hessen) и Баден-Вюртемберга (Baden-Württemberg). Всю дорогу лил дождь, машина грохотала, это отбивало желание останавливаться где-то еще. Но даже при пасмурной погоде леса и горы манили нас, а значит, мы обязательно вернемся, чтобы прогуляться по парку Вильгельмсхёе (Wilhelmshöhe) и лесам Шварцвальда (Schwarzwald).

В целом, впечатления о дороге на территории Германии положительные. Ночная дорога была утомительна: на трассе велись работы, всю правую полосу занимали бесконечные ряды грузовиков, которые ехали со скоростью не более 80 км/ч. Всю ночь лил дождь, поэтому и мы ехали почти на ощупь со скоростью грузовиков.

В районе 11 утра мы остановились перекусить и размяться. Мы оказались на заправке Tank&Rast в районе Фрайбурга.

Немецкие заправки отличаются от остальных тем, что за поход в туалет принято платить 70 центов. И неважно, залил ты топливо или нет. Платить обязаны все, кроме детей и инвалидов.

Туалеты за 70 центов

На входе в туалет стоят турникеты. Оплатить можно наличными или картой. Для детей и инвалидов предусмотрен бесплатный проход. Тем, кто оплатил проход, выдается ваучер на скидку в 50 центов, которым можно воспользоваться тут же на заправке.

К слову, один братвурст (поджаренная сосиска) с картошкой стоит 6,99 евро (по нынешнему курсу чуть меньше 500 рублей). Стоимость дизельного топлива: 1,229 евро/л.

Магниты по 10 евро

Бесплатные туалеты можно найти на специальных площадках для отдыха, которые довольно часто встречаются вдоль дороги. На них можно остановиться и вздремнуть.

Дорога на Францию

Пересечение границ между странами в Евросоюзе происходит незаметно: едешь по трассе под 120 км/ч (или быстрее), и только указатели позволяют понять, что ты уже не в Германии, а во Франции. Мы ехали почти без остановок через Бургундию и Рону, ближе к югу. Пейзаж заметно изменился, густые леса сменили поля и замки, бесконечные дожди уступили солнцу.

Французские поля

После дождя

Трасса А9

Ближе к югу

Франция вблизи Ним

В районе Aire d"ambrussum мы остановились заправиться и подкрепиться. Заправки BP оказались самыми "прожорливыми", стоимость дизельного топлива составляла 1,389 евро/л.

Шоколадки по 1,35 евро за штуку

К 2 часам ночи мы добрались в Ллорет де Мар. Именно добрались, так как машина безотлагательно требовала посещение сервиса.

В Лорет де Мар мы уже бывали, поэтому заранее забронировали знакомый по первым посещениям Испании отель "Роял Ин". Его сотрудники очень приветливые и говорят по-русски. Отель находится в центре города, рядом с пляжем. Адекватная цена в 50 евро за ночь в чистом и уютном номере, состоящим из двух изолированных комнат, — что еще нужно для счастья? Раньше, правда, мы могли сделать предбронь по телефону, в этом году нас настоятельно просили произвести бронирование через интернет.

Итак, мы припарковались на городской парковке недалеко от Hollywood disco и отправились в отель.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 177 евро (12 000 рублей) за 140 литров.
  • Платные дороги (563 км во Франции): 62 евро (4 215 рублей).

Четвертые сутки.

Утром на ресепшн первым делом мы узнали адрес и контакты автосервиса. Он оказался в пешей доступности от стоянки на пересечении улиц Vila de Blanes и Avenida del Rieral. Местный механик дал понять, что придется ждать не меньше недели. Мы поникли — такого поворота событий никто не ожидал.

Не зная, что делать, мы отправились в местную сеть супермаркетов — Mercadona — чтобы купить местного свежевыжатого апельсинового сока. В каждой "Меркадоне" во фруктовом отделе стоит аппарат для приготовления сока. Вы берете с аппарата пластиковую бутылку, ставите ее на подставку, рядом с которой есть рычаг, удерживаете его в положении вниз, и аппарат выжимает сок. Что-то завораживающее в этом процессе есть.

Зарядившись витамином С, пошли в кофейню Garnier, в которой взяли по кофе с сэндвичем и стали обдумывать план спасения нас и Вольво. Вдруг вспомнили, что рядом с парковкой был еще один автосервис. Направились к нему.

Итак, суббота, полчаса до сиесты, мы в сервисе Euromaster.

Сервис Euromaster

Машину быстро осмотрели и обнадежили, что замена ШРУСа займет час. Единственная сложность — найти до конца дня тот самый ШРУС, который подойдет нам.

Вскрытие показало

Расплескалось масло из лопнувшего пыльника

Договорились встретиться с мастерами после сиесты.

После сиесты ситуация не изменилась — в сиесту же никто не работает, поэтому времени до конца рабочего дня оставалось катастрофически мало. Надо было найти этот ШРУС, иначе мы рисковали застрять в Ллорете до понедельника или вторника. Мы остались в сервисе и активно стали принимать участие в поисках: просили ребят из мастерской показать нам картинку детали и по VIN-номеру дать точное описание того, что нужно найти.

В сервисе нам на счастье нашелся русскоговорящий механик, который помог с объяснением. Мы стали обзванивать всех знакомых, которые связаны с автосервисами и проживали в Каталонии. Наконец пришли хорошие новости, ШРУС найден, его привезут в мастерскую утром, так что до обеда мы уже сможем уехать из Ллорета. Чтобы вы понимали, воскресенье для испанцев — это святое! Очень редко кто-то работает в воскресенье, как правило, местные уезжают куда-нибудь на природу или просто отдыхают с семьей дома. Так что нам несказанно повезло.

А вот с отелем не повезло. "Роял Ин" мы не успели забронировать, пришлось искать альтернативу. С помощью Booking.com, ориентируясь на отзывы и бюджет в 50-60 евро в сутки, мы нашли апарт-отель AR Niu Dor . На ресепшн нас встретили две девушки: одна испанка, другая русская (русскоговорящие в Лорете попадались нам в каждом заведении). Они попросили оставить залог в 120 евро и по 2 евро с человека за комплект белья и полотенца. Дали на подпись бумагу, в которой нас обязывали не ломать мебель, не оставлять окурки (хотя мы просили номер для некурящих), не кричать после 23 часов, вынести после себя мусор и так далее.

В ответ на такое гостеприимство мы попросили проверить наш номер, за который нас просили оставить залог и подписать бумагу. Сотрудница отеля, неловко улыбаясь, показала нам более чем скромный номер, мебель в котором была немного расшатана. Как раскладывался диван, она не знала.

Изучаем диван

Вообще, мы не привередливые, и нам хотелось просто переночевать, но атмосфера отеля была угнетающей. Как бы то ни было, до следующего утра мы были предоставлены сами себе. Поэтому оставили наше убежище и пошли любоваться видами Ллорета.

На улицах играют в мяч

Центр Ллорета

Растения разрисовывают городские стены

Улицы Ллорета

Балконы Каталонии

Море было по ощущениям градусов 20, не больше. Мы проголодались и наведались в пиццерию.

Здесь готовят итальянскую пиццу в печи

Вернулись мы с прогулки к 22 часам, чтобы выспаться. Но отель оказался прибежищем молодежи, которая спешила получить максимум впечатлений от алкоголя. У нас под окнами в соседних номерах сверху и снизу всю ночь играла музыка. К 8 утра этот шум сменил гул мопедов и машин под окнами. До 10 утра мы должны были покинуть номер.

Это место никак не соответствовало оценкам на Booking. На прощание на наши комментарии и отзыв получили ответ от сотрудницы-испанки: "Это не отель, а апартаменты". Что ж, не будем зацикливаться, едем дальше.

Hola, Андалусия!

Пятые сутки.

Мы отправились в Меркадону за соком и присели в кафе рядом с сервисом в ожидании машины. Уже в 11:30 мы поблагодарили местных механиков за ремонт и продолжили путь на юг — от цели нас отделяли последние 800 км, а машинка радовала отсутствием вибрации и скрежета.

Перед Валенсией мы завернули к пляжу рядом с Меркадоной, по традиции взяли апельсиновый фреш, который был заметно слаще, чем в Ллорете. На берегу перекусили, искупались в море, вода была очень приятная, градуса 24, пляжи чистые и людей немного.

Освежившись, мы помчали по испанской автостраде к финишу. Дороги в Испании отличные (имею ввиду скоростные трассы), платить приходится за отсутствие светофоров, несколько полос и скорость в среднем 180-220 км/ч.

Дорога на юг

Перед Малагой был последний платный участок дороги, но мы попали под акцию, и после полуночи она была бесплатной — чудесный бонус для позднего прибытия.

Итоги дня в деньгах:

  • Топливо: 120 евро (8 150 рублей) за 100 литров.
  • Платные дороги: 41 евро (2800 рублей).

Заключение

Дорога на юг, если не считать длительной остановки в Ллорете, заняла бы у нас 4 суток. Для осенней вылазки такой марафон оправдан — на юге погода приятнее, а центральную Европу мы еще обязательно посетим весной, и это будет более спланированное путешествие.

В этот раз дорога с учетом ремонта машины обошлась нам в примерно в 1000 евро. Пообщавшись с местными механиками, мы узнали, что Volvo или Honda не очень популярны в Испании, поэтому детали на них найти сложно, и они могут обойтись в кругленькую сумму (мы за замену ШРУСа были вынуждены отдать 415 евро).

Если забыть про потери, то мы точно не пожалели, что приехали на Коста дель Соль. В сентябре солнце приятно греет, не обжигая, вода приятная, людей мало. Можно проводить время "тюленьчиками" на пляже или изучить окрестности. Если вы выберетесь в столь дальнее автопутешествие, запланируйте его на более длительный срок, хотя бы на месяц.

Вид на порт Малаги с крепости Алькасаба

Горы

Замок Фуенхиролы со стороны пляжа и "лодочки" для барбекю

По выходным на пляж приезжают местные и готовят сосиcки-гриль, рыбу, мясо, пьют пиво, сангрию, веселятся, болтают, слушают музыку, некоторые поют и танцуют — в общем, отдыхают.

Местные пляжи бесплатны и оборудованы душами и туалетами. За деньги только топчаны и зонтики — в районе 6-7 евро на весь день.

Михас

Марбейя, аллея Сальвадора Дали

Севилья

Тарифа

И

Улицы Испании

Пора прощаться...

До новых встреч!