Подставки, опоры. Требования к подставкам (козелкам), используемых при ремонте автомобилей При выборе страховочных приспособлений необходимо обратить внимание на основные технические характеристики

"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2012, N 9

Вопрос: В нашей агрофирме и на многих других сельхозпредприятиях при ремонте автомобилей и другой техники широко используются подставки (козелки) для обеспечения безопасности проводимых ремонтных работ. Какими нормативными документами определены требования к ним: как должны изготавливаться и как проводятся испытания?

В. Харламов, ст. инженер по охране труда, Ростовская область

Ответ: Государственных нормативных правовых актов, согласно которым должны изготавливаться металлические подставки (козелки), пока не существует. Как вариант можно предложить следующий порядок организации работы.

Главным инженером (главным механиком) подается заявка в конструкторско-технологическую организацию (отдел) на разработку технической документации металлической подставки (козелка), в которой указываются:

Грузоподъемность;

Минимальная и максимальная высота подхвата;

Назначение (где и на каких работах будет применяться).

Конструкторско-технологическая организация (отдел) сторонней организации, имеющей аккредитацию в этой сфере деятельности, производит расчеты по статической нагрузке, надежности и устойчивости металлической подставки (козелка). На основании этих данных разрабатываются чертежи и составляется спецификация материалов. Далее чертежи и спецификация передаются в ремонтно-механическую мастерскую (механический участок) агрофирмы (опять же, если таковые имеются).

Также возможно приобретение металлических подставок (козелков) в торговой сети. Продавец обязан представить следующие документы:

Руководство по эксплуатации, в котором указываются нормы браковки, периодичность и методика испытаний;

Гарантийный талон.

После испытаний визуально определяется пригодность металлических подставок (козелков) для последующей эксплуатации: не должно быть отслоений краски, трещин, заломов, перегибов; целостность сварного шва должна быть сохранена.

Методика проведения испытаний металлических подставок (козелков) разрабатывается и утверждается в организации-изготовителе. Нормы испытаний приведены в п. 7.5.30 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РМ-027-2003 (утв. Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28): "Конструкция металлических козелков, изготавливаемых в организации, должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка. После изготовления козелки должны подвергаться статическому испытанию в течение 10 мин. при перегрузке 25% с последующим ежегодным осмотром".

Дата и результаты испытаний заносятся в журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений с указанием даты следующего испытания, а также сведений о проведенных ремонте или замене ответственных деталей. На каждой металлической подставе (козелке) крепится бирка или наносится надпись с указанием инвентарного номера, грузоподъемности и срока испытания.

В. И.Орлов

Замгендиректора АСОТ

Подписано в печать

Подставки и опоры, представленные в нашем интернет-каталоге, - это страховочное оборудование, необходимое в любом автосервисе, шиномонтажной мастерской, для гаражных работ.

Подставки и опоры используются, чтобы исключить перемещение транспорта и обезопасить рабочих во время выполнения ремонтных работ. Стопорный башмак препятствует движению автомобиля по наклонной плоскости.

Ассортимент страховочного оборудования

  • Автомобильные башмаки. Приспособления подставляются под колеса автомобиля и не дают ему перемещаться даже на наклонной поверхности.
  • Страховочные подставки. Подставки помогают обезопасить работника во время проведения ремонтных работ под машиной, когда нет возможности использовать яму, эстакаду или автоподъемник.
  • Тележки под колеса. Тележка позволяет перемещать автомобиль в пределах помещения автосервиса, где нет возможности использовать собственный ход автомобиля.

Как правильно выбрать страховочное оборудование

При выборе страховочных приспособлений необходимо обратить внимание на основные технические характеристики:

  • Грузоподъемность подобного оборудования должна соответствовать весу авто: лучше, чтобы она составляла как минимум 70 % от него. Благодаря такому запасу можно быть уверенным — при эксплуатации подставка или тележка будет надежна.
  • Минимальная рабочая высота — при покупке подставки под домкрат эта характеристика должна соотноситься с клиренсом машины. Рабочая высота может быть немного выше его, так как используется устройство исключительно с авто, приподнятым над землей домкратом.
  • Максимальная рабочая высота — этот показатель важен, в свою очередь, для машин с высоким клиренсом. Для них стоит выбирать модели с максимальной рабочей высотой от 400 мм.

Вопрос от В. Харламова:
В нашей агрофирме и на многих других сельхозпредприятиях при ремонте автомобилей и другой техники широко используются подставки (козелки) для обеспечения безопасности проводимых ремонтных работ.
Какими нормативными документами определены требования к ним: как должны изготавливаться и как проводятся испытания?

Ответ:
Государственных нормативных правовых актов, согласно которым должны изготавливаться металлические подставки (козелки), пока не существует. Как вариант можно предложить следующий порядок организации работы.
Главным инженером (главным механиком) подается заявка в конструкторско-технологическую организацию (отдел) на разработку технической документации металлической подставки (козелка), в которой указываются:
- грузоподъемность;
- минимальная и максимальная высота подхвата;
- назначение (где и на каких работах будет применяться).
Конструкторско-технологическая организация (отдел) сторонней организации, имеющей аккредитацию в этой сфере деятельности, производит расчеты по статической нагрузке, надежности и устойчивости металлической подставки (козелка). На основании этих данных разрабатываются чертежи и составляется спецификация материалов. Далее чертежи и спецификация передаются в ремонтно-механическую мастерскую (механический участок) агрофирмы (опять же, если таковые имеются).
Также возможно приобретение металлических подставок (козелков) в торговой сети. Продавец обязан представить следующие документы:
- руководство по эксплуатации, в котором указываются нормы браковки, периодичность и методика испытаний;
- гарантийный талон.
После испытаний визуально определяется пригодность металлических подставок (козелков) для последующей эксплуатации: не должно быть отслоений краски, трещин, заломов, перегибов; целостность сварного шва должна быть сохранена.
Методика проведения испытаний металлических подставок (козелков) разрабатывается и утверждается в организации-изготовителе. Нормы испытаний приведены в п. 7.5.30 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РМ-027-2003 (утв. Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28): «Конструкция металлических козелков, изготавливаемых в организации, должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка. После изготовления козелки должны подвергаться статическому испытанию в течение 10 мин. при перегрузке 25% с последующим ежегодным осмотром».
Дата и результаты испытаний заносятся в журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений с указанием даты следующего испытания, а также сведений о проведенных ремонте или замене ответственных деталей. На каждой металлической подставе (козелке) крепится бирка или наносится надпись с указанием инвентарного номера, грузоподъемности и срока испытания.

Ответ подготовил:
В.И. Орлов, заместитель гендиректора АСОТ

Страница 7

При вывешивании части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, талями):

а) установить под не поднимаемые колеса упоры (башмаки) не менее 2-х штук с обеих сторон колеса;

б) вывесить с помощью домкрата, тали;

в) установить под вывешенную часть автомобиля козелок;

г) опустить автомобиль на козелок.

Запрещается:

а) оставлять вывешенный автомобиль без козелков;

б) подкладывать вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

в) использовать козелки с несоответствующей массой рабочего груза.

Работая с домкратом, установить плунжер строго вертикально, не допуская перекосов. На мягком грунте под подошву домкрата подложить доску (брус) толщиной не менее 50 мм или стальной лист. Гидравлический домкрат должен иметь плотные соединения, исключающие подтекание масла.

На козелке указывают:

а) массу рабочего груза;

б) дату испытания (1 раз в год);

в) инвентарный номер.

На корпусе домкрата указывают:

а) инвентарный номер;

б) грузоподъемность;

в) дату испытания (1 раз в 6 месяцев).

Осмотровые канавы должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки.

Переходить через осмотровую канаву по переходному мостику шириной не менее 0,8 м.

Помещения для ТО должны оснащаться упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса и козелками.

Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «не трогать под автомобилем работают люди, а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.

Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы; затормозить автомобиль и включить нейтральную передачу, подложить надежные подкладки под колеса (башмаки), ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

Не работать и не находиться под автомобилем:

а) если автомобиль стоит на домкрате без страхующих специальных подставок (козелков);

б) висящим на тросе грузоподъемного механизма.

Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться между колесами вдоль машины.

При работе лежа под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.

Если руки и спецодежда смочены бензином, не подходить к отрытому огню, не курить и не зажигать спички.

Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых (массой более 30 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными приспособлениями.

Не производить ремонт или исправление отдельных частей автомобиля, находящихся в движении, а также не находиться под автомобилем при работающем двигателе.

При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.

Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать свои действия с товарищами по работе.

При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.

При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.

Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

Работая молотком и кувалдой, принять все меры, чтобы не травмировать себя и находящихся рядом людей.

Разработка графического плана перехода
1. Графический план - графическое изображение пути судна на карте с необходимыми пояснениями, касающимися режима плавания. 2. Выбор пути судна выполняется на основании анализа условий плавания с учетом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований, удаления от мест – убежищ и...

Технологическая карта ежедневного обслуживания автомобиля
Основные сведения, элементы технологической карты (ТК): 1. Перечень работ 2. Технические требования 3. Инструмент, оборудование 4. Эксплуатационные материалы (марка, объем) 5. Норма времени (чел-мин.) 6. Схема, рисунок или фотография 7. Точки контроля Технологическая карта (Таблица 1). Ви...

Выбор пути на морских участках
Выбор пути выполняется на основании анализа всех условий плавания с учётом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований. Выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям (территориальные воды иных государств, запретные и опасные районы и пр.), обеспечивать навигаци...