Почему не работает сцепление. Пропало сцепление: возможные причины и способы устранения Что не может работать без ведомого диска

Что бы водитель ясно себе представлял, в какую ситуацию он попал, сначала немного теории. Неисправность сцепления может возникнуть из-за деформации ведомого диска; замасливания, износ или повреждение накладок диска. Отказ работы сцепления вызовет поломка демпферных пружин, неисправность подшипника или нажимного диска. В автомобилях с тросовым приводом сцепления возможен порыв троса.

Если вы заметили, что сцепление полностью не включается или, наоборот, не выключается, работает рывками, сильно шумит, лучше заняться его ремонтом самим или поручить это специалистам автосервиса. В некоторых случаях требуется просто отрегулировать привод сцепления или долить тормозной жидкости, в случае гидравлического привода. Возможно, после доливки потребуется прокачка.

Как ремонт, так и регулировку нужно делать вовремя, чтобы не пришлось применять на практике наши советы.

Не будем подробно рассматривать устройство и ремонт этого сложного узла автомобиля. В жизни водителя бывает всякое. Неисправность возникла как всегда не вовремя и не на том месте и как-то нужно добираться до гаража или до ближайшего автосервиса.

Если сцепление отказало на ходу, да ещё на большой скорости, нужно, прежде всего, остановиться, чтобы не совершить аварию. В экстренных случаях отпустите педаль газа, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и нажмите на тормоз. Может получиться так, что не получиться переключить скорость в нейтраль, тогда добавьте немного газу и повторите попытку переключиться на нейтраль. Если не получилось и на этот раз, тогда всё равно придётся тормозить. Другого выхода нет. Если есть возможность, при отпущенной педали газа постарайтесь снизить скорость насколько это возможно. Если не удалось переключить скорость на нейтраль, то при торможении двигатель заглохнет, если затормозили на нейтрале, заглушите двигатель. Постарайтесь определить причину отказа работы сцепления. Если всё «на виду» и просто устраняется – вопросов нет. Но основная часть всех отказов это как раз та, что устранению на месте не подлежит и встаёт вопрос, как добраться до гаража или ближайшего автосервиса.
При выключенном зажигании включите первую передачу. Заводите двигатель. Машина заведётся и поедет. В начале движения будет несколько рывков. В такой ситуации это нормально. Если дорога свободная, можно переключиться на вторую передачу. Для этого плавно увеличивайте обороты двигателя на первой передаче. 2-2.5 тысячи оборотов будет достаточно для переключения. Отпустите педаль газа, включите нейтраль, подожмите рычаг переключения передач ко второй скорости. После уравнивания угловых скоростей шестерён коробки передач, вторая скорость включиться. Точно так же можно включить третью скорость. Всё. Выше чем на третьей скорости с неисправным сцеплением ехать нельзя.

При необходимости переключиться с третьей скорости на вторую, не останавливая двигатель, делаем так. Отпускаем педаль газа, выводим рычаг переключения передач на нейтраль. Когда третья скорость выключиться, на нейтрале слегка давим на газ, увеличивая число оборотов до 2-2,5 тысяч, отпускаем педаль газа, подводим рычаг переключения передач ко второй скорости. После уравнивания угловых скоростей шестерён коробки передач, вторая скорость включиться. Аналогично делаем при переключении со второй на первую передачу.

Некоторые замечания. На ровной асфальтированной дороге запускать двигатель можно сразу на второй передаче. Не пугайтесь, машина в начале движения будет сильно дёргаться.
Не забывайте при запуске двигателя вовремя отключить стартер.
Если запускаете не прогретый двигатель, не торопитесь включить повышенную передачу. Двигатель может заглохнуть. Дайте двигателю прогреться на первой передаче.

Каких проблем можно ожидать от сцепления и как их распознать?

О механизме сцепления

Прежде чем говорить о неисправностях, рассмотрим немного подробнее сам механизм. , которые обеспечивают передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач, а также позволяют «отключать» эту передачу. Иными словами, на автомобилях с механической коробкой передач (МКПП) сцепление обязательно есть. Роботизированная коробка передач (РКПП) также оборудована сцеплением, так как по принципу своей работы РКПП ничем не отличается от МКПП, разница только в том, что сцеплением управляет не водитель, а электроника.

Конструкция автоматических коробок передач (вариаторных или гидромеханических) в корне отличается от МКПП, поэтому там передача крутящего момента осуществляется другими способами.

Механизм сцепления состоит (упрощенно) из следующих агрегатов:


Классификация проблем

Неисправности могут возникнуть в любом из компонентов сцепления, хотя самый большой процент проблем связан именно с диском сцепления как с самой интенсивно работающей деталью.

Ниже приведен приблизительный перечень проблем по компонентам системы сцепления.

Привод сцепления:

    для систем с тросиком — обрыв или удлинение тросика;

    для гидропривода — негерметичность системы (жидкость подтекает, в систему попал воздух) или неисправность рабочего цилиндра;

    для РКПП с электроприводом — выход из строя электродвигателя актуатора, сбои в работе программного обеспечения блока управления.

Выжимной подшипник и нажимной диск:

    износ или повреждение выжимного подшипника;

    деформация или поломка диафрагменной пружины нажимного диска;

    коробление нажимного диска;

    рывки при работе сцепления.

Ведомый диск:

    износ или повреждение фрикционных накладок;

    замасливание фрикционных накладок;

    заедание ступицы диска на шлицах вала коробки передач;

    износ или поломка демпферных пружин.

Диагностика неисправностей сцепления

Проблемы со сцеплением не относятся к категории незначительных: они имеют тенденцию быстро переходить из стадии «машина ведет себя как-то не так» в стадию «машина не может ехать». Поэтому любому водителю рекомендуется знать первичные признаки проблем со сцеплением: часто это позволяет обратиться в сервис своевременно, избежав дополнительных затрат на эвакуатор или другие способы доставки автомобиля .

Неисправности сцепления имеют достаточно специфичные симптомы, которых не так много. Один и тот же симптом может быть вызван разными компонентами сцепления, поэтому окончательный вердикт выносится после детального изучения проблемы в сервисе, однако предварительную оценку водитель может сделать сам:


Отдельной строкой следует выделить проблемы со сцеплением на РКПП. Если на МКПП водитель знает, в какой момент и как нажимает или отпускает педаль сцепления (а также насколько плавно это делает), исходя из чего может дифференцировать симптомы хотя бы на уровне вышеприведенного перечня, то для РКПП степень «нажатия» и моменты включения или выключения сцепления определяются блоком управления, и водитель об этом ничего не знает. Поэтому определить проблему невозможно, не обладая знаниями о специфике поведения РКПП на конкретной модели автомобиля.

    Работы со сцеплением, если говорить о работах с дисками сцепления и выжимным подшипником, требуют снятия коробки передач с автомобиля. Это недешевая операция: стоимость снятия-установки МКПП на переднеприводном легковом автомобиле класса B или C стартует примерно от 5000 рублей. В силу этого лучше менять сразу комплект деталей (нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник), иначе вероятна ситуация, что один из незамененных компонентов довольно быстро окончательно износится и потребует замены. Что, в свою очередь, потребует повторного снятия-установки МКПП.

    На МКПП, если из-за поломки не получается выключить сцепление (при нажатии педали двигатель не отсоединяется от коробки передач), в случае крайней необходимости на короткие расстояния (несколько метров) можно передвинуть автомобиль стартером (на первой или задней передаче), а на более значительные расстояния — завести автомобиль на передаче (крутить стартером на первой передаче, пока двигатель не стартует) — лишь бы позволяло состояние аккумулятора. Данное решение не очень полезно для МКПП, но может выручить в чрезвычайных обстоятельствах.

У меня есть дублирующие педали (учебные). И вот одна из учебных педалей, а именно сцепление, просто не работает. Выжимается и все, но не работает, как починить, что сделать? Заменить тросик? Никита.

Здравствуйте, Никита. Отчасти вы правы. Если вы столкнулись с проблемой неработающего сцепления, то необходимо в первую очередь произвести проверку тросика. Как правило, поломка этого элемента зачастую происходит в районе наконечника: скорее всего на нем будут механические повреждения и он слетит с кронштейна, на котором установлен. Чтобы заменить его, необходимо снять один конец троса непосредственно с педали сцепления, а второй его конец находится в моторном отсеке. Процесс замены много времени не займет. Больше информации по замене тросика вы сможете найти на нашем ресурсе.

Кроме того, если у вас провалилась педаль, то есть вероятность того, что лопнула пружина, которая отвечает за ее возврат. Если она слетит из места установки, то есть вероятность западания. Если само место установки осталось целым, то пружинку нужно всего лишь установить на место. Если же поврежден именно этот компонент, то транспортное средство придется эвакуировать до ближайшего СТО.

Также следует отметить, что при провале педали есть вероятность того, что в гидроприводе, отвечающем за работу сцепления, образовалась воздушная пробка. Чтобы избавиться от данной проблемы, необходимо прокачать гидропривод для ликвидации пробки.

Если же в вашем случае сцепление все-таки срабатывает при резком нажатии, а при плавном — нет, то причина, скорей всего, заключается в неисправности цилиндра сцепления. В этом случае у вас есть только один выход — произвести полную замену агрегата. Так или иначе, но трос — это первое, что нужно проверить в вашем случае.

Видео «Замена троса в автомобиле ВАЗ 2109»

В этом видео продемонстрирована процедура смены тросика сцепления на примере автомобиля ВАЗ 2109.

Если громко ревет двигатель, автомобиль разгоняется медленно, а в салоне отчетливо чуется запах жженого, то это явно указывает на то, что сгорел диск сцепления.

Итак, давайте рассмотрим причины, по которым могут гореть диски сцепления.

Бравада и идиотизм - понятия разные, но, к сожалению, зачастую неразрывно идущие рядом. Например, зимой автомобилист "сел" в сугроб. Его действия? Ну, правильно: газ в пол (так, чтобы аж до земли достать)! А ведь именно таким образом он сам же и палит диски сцепления. А выйти и подложить под колеса ветки или тот же "башмак" или домкрат - слабо?!

А летом?! Ну откуда взялась эта привычка газовать с места с пробуксовками: так, чтобы аж шины визжали, и дым из-под них валил? Итог: горят диски сцепления. Да как горят: они аж синими становятся. А синий цвет - показатель того, что металл перекален и стал очень хрупкий и тонкий. О каком же нормальном сцеплении может идти речь?

Диагностика неполадок в сцеплении

Вы сели в авто и нажали на педаль сцепления. До вашего слуха доносятся скрип и повизгивание? Тогда у вас проблемы с выжимным подшипником: он изношен и клинит. А это очень плохо, поскольку именно эта деталь позволяет подключать коробку к двигателю и без рывков переключать передачи. Решение - немедленная замена детали!

Когда доберетесь до сервиса, то не стоит слепо доверять мастерам свое авто. Вы должны понимать, что лучшее правило в этом случае - "доверяй, но проверяй". Находитесь рядом и следите за процессом диагностики авто. Например, если у вас сломан выжимной подшипник, то вовсе не обязательно менять диск сцепления и корзину, а мастер вам это может предложить, ведь это его заработок.

Если сцепление гидравлическое, то педаль сцепления может просто провалиться и не вернуться в исходное положение. Это указывает на то, что сломался один из цилиндров: рабочий или главный.

При попадании воздуха в гидросистему механизма управления сцеплением, необходимо провести .

Если привод сцепления механический, то в процессе участвуют тонкие стальные тросики. Они могут порваться, растянуться или соскочить. Естественно, автомобиль не поедет: педаль-то не работает.

Добраться до сцепления на авто с задним приводом очень просто: коробка в этом случае не снимается, её достаточно просто аккуратно отодвинуть. В том случае если привод передний, то коробку придется снять.

Снимаем диск сцепления и смотрим на его состояние. Как правило, пережженный диск стал тонким и синим: последствия перегрева. Такой диск следует заменить вместе с корзиной, которая подгорает в месте контакта с диском.

Если с диском всё в порядке, то смотрим на подшипник. Покачайте его рукой: если он болтается (есть люфт), то такой подшипник следует заменить.

И последнее. Когда мастер в сервисе будет устанавливать сцепление на место, настоятельно рекомендуем проследить за тем, чтобы он отцентрировал диск! Этот процесс производится с помощью специальной оправки. Если же этого не сделать, то, при сборке коробки первичный вал не встанет на свое место. А с усилием вставлять вал не советуем: может сломаться, а это уже грозит ремонтом коробки передач.

Сцепление машины предназначено для того, чтобы передавать крутящий момент, оно является важным узлом автомобиля. Сцепление расположено между мотором и коробкой перемены передач. Сцепление служит для того, чтобы подключать и отключать передачу вращения от коленчатого вала мотора на трансмиссию, а также предохранить детали трансмиссии от перегрузок. Для того чтобы предотвратить поломку сцепления, его нужно правильно эксплуатировать. Как это сделать, будет описано ниже. Также будут даны рекомендации о том, что делать, если пропадет сцепление.

Поломки механизма сцепления

1. При нажатии на педаль сцепление остается включенным. Это происходит из-за того, что перекошен выжимной подшипник. Причина может быть в поломанных пружинах и короблении ведомого диска. Ход педали будет увеличенным. При этой неисправности потребуется установка новых дисков и пружин. Затем прокачиваем сцепление и регулируем ход педали.

2. Если происходит неполное включение сцепления, то это может быть из-за ослабленных пружин, изношенных или замасленных накладок ведомого диска. В этом случае ход педали сцепления будет недостаточным. В таком случае сцепление нужно промыть, заменить изношенные детали и произвести регулировку хода педали.

3. Если сцепление включается рывками, то значит, на плоскостях дисков есть задиры или сцепление заедает. Возможен также износ накладок диска. При этой неисправности необходимо установить новый диск, а изношенные детали поменять. Задиры на дисках устранить шлифовкой.

4. Если обнаружена течь тормозной жидкости из привода сцепления, то нужно найти место подтека. Течь возможна из соединений или цилиндров сцепления. Течь устраняется подтягиванием трубок или заменой манжет либо цилиндров. Затем необходимо удалить воздух из гидравлического привода.

Как грамотно эксплуатировать машину и сцепление, чтобы предотвратить описанные поломки?

Нужно регулярно проверять количество тормозной жидкости в бачке сцепления. Бачок служит для подачи жидкости в гидравлическую систему сцепления. Если количество жидкости недостаточно, то ее нужно добавить. Если жидкости не будет в системе, то сцепление включится при прикладывании большого усилия, либо оно работать не будет. Такая же поломка будет наблюдаться при нарушенной регулировке сцепления.

Случается, при прикладывании большого усилия передача включается. В это время диск сцепления и маховик должны быть полностью отделены. В этом случае машина начнет движение независимо от того, что в это время мотор не соединен с трансмиссией. Если вы будете стоять на перекрестке, то шансы дорожного происшествия многократно увеличиваются. Но ведомый диск цепляется за маховик, и вращающий момент подается на первичный вал коробки, а затем на колеса. Не секрет, что при отпускании педали ведомый диск сцепления проскальзывает между плоскостью маховика и нажимным диском. Поэтому накладки диска становятся тоньше. Со временем накладки нужно менять.

Бывает, когда включают передачу и отпускают педаль, машина не трогается. Это случается тогда, когда ведомый диск имеет большой износ. В этом случае диск не зажимается, и сцепление начинает пробуксовывать. При этом вращающий момент от коленчатого вала мотора на трансмиссию не передается. Чтобы не допустить этой поломки, нужно обращать внимание на звуки в своей машине. Следить за тем, чтобы все узлы трансмиссии работали безукоризненно. При первых сигналах пробуксовки обратите внимание на накладки диска. Специалисты рекомендуют производить замену диска при пробеге в 80 тысяч километров. Если вы не имеете опыта и все время на педали держите ногу, то производить замену ведомого диска придется намного раньше.

Как узнать, имеет ли износ ведомый диск?

Для того чтобы узнать износ диска, нужно надавить на тормозную педаль. При этом движение должно быть на прямой передаче. Если скорость машины не меняется при увеличении числа оборотов, то это будет означать, что настал момент менять диск. Когда вы услышите шелестящий шум при включенном сцеплении, а при выключении шум исчезает, то нужно менять выжимной подшипник.

Каждый автомобилист управляет машиной по-своему. Некоторые владельцы автомобилей управляют аккуратно и плавно трогаются с места. Другие, в большинстве случаев таксисты, трогаются с места резко и переключаются быстро. При этом ногу удерживают на педали. Такой стиль управления не способствует экономии времени и сил. А вот более быстрый износ деталей трансмиссии будет гарантирован. К слову сказать, специалисты не рекомендуют держать педаль сцепления нажатой во время торможения, например, на перекрестках. Будет лучше, если вы переведете коробку передач в нейтральное положение, снимите ногу с педали сцепления и плавно будете нажимать на тормозную педаль.