Почему ё-мобиль не пошел в массовое производство. Ё-мобиль — что случилось с проектом, и почему его закрыли Почему не выпустили е мобиль

В понедельник стала известна окончательная судьба нашумевшего автомобильного проекта бизнесмена Михаила Прохорова «Ё-мобиль». О том, что задуманная им идея народного автомобиля фактически потерпела крах, «Газета.Ru» со ссылкой на свои источники в компании сообщала еще в феврале. Оставалось неясным, какая судьба ждет материальные и интеллектуальные активы, созданные в рамках проекта на его начальном этапе.

В итоге вся конструкторская документация, а также исключительные права на уникальные разработки кузова и шасси «Ё-мобиля» группа ОНЭКСИМ, которая владела 85% акций дочерней структуры «Ё-Авто», продала ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ)».

Амбициозный проект доступного российского гибридного автомобиля был продан за символическую сумму €1. Недостроенный завод под Санкт-Петербургом, на котором должны были производиться «Ё-мобили», также продадут.

В ОНЭКСИМе продажу нашумевшего актива объяснили тем, что окончательно поняли, что выпуск «Ё-мобиля» не будет рентабельным. Реальная продажная цена машины с учетом рыночной конъюнктуры, по расчетам, составила бы примерно 1 млн руб., хотя первоначально планировалось, что стоимость автомобиля не будет превышать 400 тыс. руб.

Между тем ранее в «Ё-Авто» отмечали, что уникальные разработки, а именно суперконденсаторы и электрическую трансмиссию, могут продать одной из зарубежных компаний.

Конкретные предложения по приобретению технологий, по словам руководителей проекта, поступали от иностранных фирм, но в ОНЭКСИМе принципиально решили оставить все наработки в России.

НАМИ был выбран не случайно: еще одна дочерняя компания, «Ё-Инжиниринг», ранее уже имела совместные с институтом проекты, к примеру по разработке платформы для автомобилей правительственного проекта «Кортеж» и проектированию электрического двигателя для гибридной модификации Lada Granta. Кроме того, НАМИ занимался технической экспертизой «Ё-мобиля».

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе НАМИ, поскольку передача прав на технологии «Ё-мобиля» состоялась совсем недавно, в институте еще нет четкого понимания того, как именно эти разработки будут применяться.

Тем не менее в НАМИ уверены, что ни одно из технических решений не пропадет даром и все они будут успешно использоваться на благо российской автомобильной промышленности.

Стоит отметить, что в окружении Михаила Прохорова в понедельник поспешили откреститься от получившего скандальную известность проекта. По словам пресс-секретаря бизнесмена Татьяны Кособоковой, он вышел из группы ОНЭКСИМ еще в 2011 году в связи с выборами в .

«Соответственно, все проекты компании ОНЭКСИМ непосредственного отношения к не имеют. Он не занимается оперативным управлением и не принимает решений. Тем не менее проект «Ё-мобиль» мы не считаем провальным, это самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы. Как венчурный проект «Ё-мобиль» свою функцию выполнил», — заявила Кособокова.

Сам проект стартовал еще в апреле 2010 года, когда Прохоров объявил о разработке народного автомобиля. В декабре того же года он представил три образца будущего автомобиля в трех вариантах кузова — фургон, кросс-купе, хетчбэк. В 201 году начался сбор предзаявок на будущий автомобиль: их число в общей сложности превысило 200 тыс. Производство машин должно было начаться в 2012-м, однако неоднократно переносилось вплоть до 2014 года.

Проект «Ё-мобиля» для Прохорова был важен с точки зрения налаживания отношений с государством, что как раз и подтверждается безвозмездной передачей всей документации по проекту государственной организации НАМИ, считает президент Института национальной стратегии .

«Этот проект был завязан на политических амбициях Прохорова, но как к политической фигуре никто к нему сегодня серьезно не относится, поэтому и терять ему сейчас в этом плане особо нечего, — заявил «Газете.Ru» Ремизов. —

В то же время Прохоров никогда не был автором бизнес-проектов в промышленной сфере, поэтому никаких особых ожиданий у государства и у бизнеса, связанных с его деятельностью, не было и нет».

Крах Marussia Motors

Помимо «Ё-мобиля» НАМИ в ближайшее время пополнится еще одним участником правительственного проекта «Кортеж» — компанией шоумена и гонщика Marussia Motors.

Как стало известно в понедельник, из-за отсутствия финансирования и прекращения выплаты заработной платы из компании массово увольняются сотрудники.

Практически весь состав конструкторского бюро компании переходит в НАМИ, чтобы продолжить работу над «Кортежем».

Как рассказал «Газете.Ru» один из уволившихся сотрудников компании, проблемы начались еще летом 2013 года — тогда всех сотрудников отправили в неоплачиваемый отпуск. С тех пор в компании, известной своими концептуальными спорткарами, были постоянные перебои с зарплатой, а за последние два месяца уволившихся инженеров так и не рассчитали.

Примерно в это же время, летом прошлого года, по словам источника, все договоренности о подготовке производства автомобилей Marussia на финском предприятии Valmet Automotive были прекращены.

«Нас никто не увольнял — просто перестали платить зарплату и отказались что-либо обещать. Никто не объяснил нам, что происходит с компанией, какие проблемы с финансированием — сам Фоменко вообще ни слова не сказал.

Сейчас в конструкторском бюро осталось семь человек, а было примерно пятьдесят», — рассказал бывший инженер Marussia Motors.

«Не исключено, что Marussia Motors будет продана вместе с командой гонок «Формула-1». Однако продолжать разработку спорткаров новой команде будет очень тяжело: им придется начинать все практически с нуля», — предположил собеседник.

По его словам, на то, чтобы завершить разработку модели B2 и запустить ее в серийное производство, компании было необходимо еще два-три года.

За все время существования проекта в Росcии было продано всего четыре автомобиля. За границей, насколько мне известно, ни модель B1, ни B2 так никто и купил. В общей сложности было произведено около 20-30 опытных тестовых экземпляров.

Что до проекта «Кортеж», то в Marussia Motors в последние месяцы велась работа над созданием автомобилей, но дальше эскизов дело не продвинулось.

Схожая судьба постигла и еще один амбициозный проект бюджетного автомобиля — «Мишка», который курировал известный шахматист . О старте проекта, который предусматривал производство машин стоимостью 200 тыс. руб., стало известно еще в 2003 году. Автомобили «Мишка» якобы даже получили сертификацию. Однако начиная с 2011 года никаких заявлений о судьбе «Мишки» не было. На данный момент проект фактически не закрыт, но ни о каких разработках или подготовке к запуску в производство речь не идет, сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом проекта.

Большая часть сотрудников конструкторского бюро компании собираются продолжить работу над «Кортежем» уже в НАМИ. Однако комментировать трудоустройство инженеров и дизайнеров, покинувших Marussia Motors, в НАМИ в понедельник наотрез отказались.

Про Ё — мобиль не пишет только ленивый! Наш блог не остался в стороне (наши читатели задают нам вопросы) и мы тоже решили осветить эту тему. Что же это за чудо техники? И как он работает? Какой у него двигатель? Отвечаем………


Скажем так, идейным вдохновителем и конечно же спонсором, является миллиардер Михаил Прохоров, кстати автомобиль сначала так и назывался автомобиль Прохорова. Но уже 9 ноября 2010 года, когда автомобиль впервые представили публике, он уже назывался с приставкой «Ё». Однако стоит заметить, что на название этого автомобиля развернулся целый конкурс, в финал вышли пять названий — «Колесница», «Аванс», «А3», «777», «27» и «Ё — мобиль», ну как вы видите остальные претенденты выглядят очень скромно!

Технические характеристики

Ё — мобиль нестандартный для России, это прямо скажем гибрид, еще не одна российская компания не выпускала гибридов или электрокаров. Принцип работы основан на, так называемом супер конденсаторе. То есть простыми словами, бензиновый двигатель заряжает супер конденсатор (своеобразная батарея), который в последствии отдает свою энергию электродвигателям. Бензиновый двигатель работает всегда с одними оборотами и имеет не большой объем, порядка 0,6 литра, он нужен только для подзарядки. Благодаря своим не большим оборотам бензиновый двигатель расходует очень мало, порядка 3 л на 100 километров. Максимальная скорость которую может развить Ё — мобиль, это — 120 километров в час, не плохо для гибрида.

Автомобиль будет выпускаться в трех видах, это кросс — купе, минивен и фургон.

Ё — кросс -купе

Самый быстрый из трех, подойдет молодым и активным.

Технические характеристики Купе

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 4065 x 1832 x 1495
Концепция: спорт-купе с полным приводом и увеличенным клиренсом.

Посадочные места: 4 места
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 650 кг.
Полная масса: 900 кг.
Привод: полный, 4×4
Дорожный просвет: 200 мм
Шины: R17 с системой RUN-FLAT (сохраняет возможность движения со скоростью до 80 км/час (при проколе) (опционально: R16)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть


Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной


Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 10 секунд
Режим СПОРТ: 7 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 14 секунд


бензин — 20 литров






В салоне

Многофункциональный руль

Сенсорная панель управления

Климат-контроль






Ё — минивен

Минивен, подойдет для семейных поездок.

Ё — минивен

Технические характеристики минивена

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 3892 x 1815 x 1611
Пространство салона: B-класс снаружи, E-класс внутри.
Цвет автомобиля: один базовый, второй на выбор(двойная расцветка)
Посадочные места: 5 мест
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 700 кг.
Полная масса: 1200 кг.
Привод: полный, 4×4 (опционально 4×2)
Дорожный просвет: 170 мм
(опционально: 4×2)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть
ESR: есть (реализуется системой управления)
В основе изготовления кузова — композитные и полимерные материалы(секретная разработка)
Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной
Мощность: 45 квт (60 л.с.) (транспортный налог не взимается)
Энергетическая установка в составе двигатель+генератор и система накопления энергии обеспечивает энерговооруженность аналогичную 2-литровому 150-сильному ДВС.
Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 11 секунд
Режим СПОРТ: 8 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 14 секунд
Топливо: бензин 92 / природный газ (метан)
Режим установленных двух баков:
бензин — 20 литров
природный газ сжатый — 14 куб.м. или
природный газ сжиженный — 20 литров (опционально: установка монотопливной системы)
Расход топлива: 3,5 литра топлива на 100 км.
Экологический класс: ЕВРО-5 (без катализатора, метан)
Запас хода при полной заправке обоих баков: 1100 км
Запас хода на энергии накопителей(двигатель заглушен): 2 км(варианты использования — закончилось топливо или необходимо проехать на короткое расстояние)
Максимальная скорость: 130 км/час (ограничение электроникой и законом)

В салоне

Многофункциональный руль
Сенсорная панель управления
Возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей (сменные панельки как в телефонах)
Климат-контроль
Система навигации ГЛОНАСС(теперь большой брат будет следить и за тобой ) и GPS
Используются бесплатные карты OpenStreetMap с возможностью редактирования пользователем загрузки в память через интернет или USB 2.0
Система управления обеспечивает автоматический запуск и остановку ДВС при необходимости
Мультимедийная система в составе
Интернет: 4G YOTA, дополнительно другой провайдер
Аудио, видео с загрузкой через USB
Телефон с интерфейсом Bluetooth (легендарный ё-фон)

Ё — фургон

Ё — фургон

Технические характеристики фургона

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 4200 x 1880 x 1870
Концепция фургона: максимально полезный объем и грузоподъемность при минимальных габаритах
Цвет автомобиля: один базовый(оранжевый), второй на выбор
Посадочные места: 2 мест
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 650 кг.
Полная масса: 1550 кг.
Грузоподъемность: 750 кг
Полезный объем: 4 куб. м, возможность загрузки стандартного поддона
Привод: полный, 4×4 (опционально 4×2)
Дорожный просвет: 170 мм
Шины: R16 с системой RUN-FLAT (сохраняет возможность движения со скоростью до 80 км/час (при проколе) (опционально: R15)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть
ESR: есть (реализуется системой управления)
В основе изготовления кузова — композитные и полимерные материалы(секретная разработка)
Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной
Мощность: 45 квт (60 л.с.) (транспортный налог не взимается)
Энергетическая установка в составе двигатель+генератор и система накопления энергии обеспечивает энерговооруженность аналогичную 2-литровому 150-сильному ДВС.
Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 14 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 18 секунд
Топливо: бензин 92 / природный газ (метан)
Режим установленных двух баков:
бензин — 20 литров
природный газ сжатый — 14 куб.м. или
природный газ сжиженный — 20 литров (опционально: установка монотопливной системы)
Расход топлива: 3,5 литра топлива на 100 км.
Экологический класс: ЕВРО-5 (без катализатора, метан)
Запас хода при полной заправке обоих баков: 1000 км
Запас хода на энергии накопителей(двигатель заглушен): 2 км(варианты использования — закончилось топливо или необходимо проехать на короткое расстояние)
Максимальная скорость: 130 км/час (ограничение электроникой и законом)

В салоне

Многофункциональный руль
Сенсорная панель управления
Возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей (сменные панельки как в телефонах)
Климат-контроль
Система навигации ГЛОНАСС(теперь большой брат будет следить и за тобой ) и GPS
Используются бесплатные карты OpenStreetMap с возможностью редактирования пользователем загрузки в память через интернет или USB 2.0
Система управления обеспечивает автоматический запуск и остановку ДВС при необходимости
Мультимедийная система в составе
Интернет: 4G YOTA, дополнительно другой провайдер
Аудио, видео с загрузкой через USB
Телефон с интерфейсом Bluetooth (легендарный ё-фон)

Проект " Ё-мобиль", анонсированный бизнесменом Михаилом Прохоровым еще в 2010 году, фактически закрыт. Компания "Ё-Инжиниринг" передала ФГУП НАМИ всю документацию и права на ноу-хау по разработке автокузова и шасси. Символическая сумма сделки составила один евро! С какими причинами это может быть связано: с экономическими, технологическими или...


Ё-мобиль стал историей

Как уже сообщала сайт, под проект гибридного "Ё-мобиля" с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией было создано совместное предприятие "Ё-Авто", в котором "группе "ОНЭКСИМ" принадлежал 51 процент. Сначала планировалось делать примерно 20 тысяч машин в год, причем предварительных заявок на покупку было собрано почти на порядок больше. Но...

"Как я вижу, тут самая главная причина - экономика, все-таки поднять производство автомобилей с нуля, не имея опыта производства вообще, очень тяжело, - считает главный редактор журнала "Новости автобизнеса" Роман Гуляев, поделившийся своим мнением с сайт. - Ну а вторая причина, как мне кажется, такова: Прохоров выбрал не совсем верных партнеров для этой затеи... Вообще-то его партнером в этом вопросе была хоть и вполне приличная, и с большими амбициями, но при этом, по-моему, не совсем опытная в производственном отношении компания. Она штучно собирала какие-то грузовики и ничего особенно, с точки зрения производства, не делала".

"Думаю, своеобразное переформатирование проекта "Ё-мобиля" связано, в первую очередь с тем, что сейчас в экономике наступают времена нелегкие, как мне кажется. И судьба "Ё -мобиля" связана прежде всего с этим, а вовсе не с каким-то прожектерством инициатора проекта или иными факторами, - рассказал сайт журналист, член Союза писателей РФ и Союза кинематографистов РФ, ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко. - Я думаю, что с изменением не только экономической, но и политической ситуации, которая повлекла за собой изменения и в экономике, люди понимают, что впереди нас ждет... В первую очередь в связи с санкциями, в связи с мировым как бы осуждением вопроса Крыма. Люди вполне понимают, что нас ждет, может быть, нелегкие времена. Причем понимают это все, начиная от обывателей и кончая бизнесменами или генеральными директорами некоторых компаний, связанных с автостроением".

Стоит отметить, что и в самой компании-инициаторе проекта "Ё-мобиля" Михаила Прохорова, группе ОНЭКСИМ, отметили, что во главу угла поставлена экономика: решение передать наработки государству связано с тем, что на фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной. В результате Прохоров, менеджеры которого собрали уже более 200 тысяч предварительных заказов, решил все-таки передать все технологии с помпой начавшегося несколько лет назад проекта государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) практически на безвозмездной основе. ведь нельзя же всерьез считать один евро какой-то платой...

В общем, все специалисты, которые занимаются тематикой российских авторынков, считают, что реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Как пишет "Коммерсантъ", это не в последнюю очередь связано с ростом расходов в результате укрепления курса евро и повышения конечной цены автомобиля.

Специалисты компании "Ё-авто" уже вовсю комментируют, почему проект как таковой передан именно НАМИ - весьма своеобразные патриотические соображения тут играют не последнюю роль. При передаче разработок в эту известную отечественную организацию уже готовые разработки вполне могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта.

Вместе с технологиями решено продать и начавшийся строиться производственный комплекс для "Ё-мобиля" в Санкт-Петербурге, но уже не за один евро, а за более серьезные деньги. В принципе, у этого производства уже есть вся необходимая инфраструктура, вот только самих производственных линий как таковых пока нет. Но все равно - уже созданное стоит точно не один евро, а, мягко говоря, несколько побольше.

Как уже писала сайт, достаточно амбициозный, но все-таки довольно прагматичный бизнесмен Михаил Прохоров пытался реализовать на практике свое детище, которое в прессе называлось не иначе, как "народный автомобиль", без малого четыре года. Еще в начале 2010 года об этом заговорили СМИ. Несмотря на "прикольность" названия проекта, оно-таки привлекло определенный интерес у серьезного бизнеса. В декабре 2010 года Прохоров уже представил сразу три образца гибридного автомобиля - хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Правда, тогда прессе, а вместе с ней и российскому возможному покупателю, показали машины практически без "начинки".

Чуть позже был налажен прием онлайн-заказов, где называлась вполне демократичная, воистину "народная" цена на "Ё-мобиль" - в 350-450 тысяч рублей (в зависимости от исполнения). Серийное производство на заводе в Санкт-Петербурге собирались начать в конце 2012 года, однако когда подошел срок выпускать автомобиль с конвейера, оказалось, что все "как-то не так". И реальное производство серийных конвейерных "Ё-мобилей" было как бы отдалено на конец 2014-го или на начало 2015 года. В качестве основной причины смещения сроков выпуска новой машины назывались якобы проблемами с американским подрядчиком по выпуску кузова.

На протяжении нескольких десятилетий многие производители автомобилей стремились создать действительно массовый городской автомобиль, который будет доступен практически каждому потенциальному клиенту. В истории автомобилестроения было множество успешных вариантов реализации данной идеи, взять к примеру легендарный Фольксваген Жук, Гольф, Опель Астра, Митсубиси Лансер, отечественную «шестерку» или многие другие модели, но всем им чего-то не хватало. Одни автомобили были недостаточно надежными, другие маломощными, а третьи и вовсе были настолько компактными и не комфортными, что езда в них превращалась в сущий кошмар. Учитывая все проблемы предыдущих автомобилей, российские производители решили выпустить свою модель городского автомобиля, которая будет дешевой, экономичной и не будет представлять вреда для окружающей среды. Главными характерными чертами новой машины должны стать ее невысокая стоимость, неприхотливость и дешевизна в эксплуатации, низкий уровень расхода топлива и выбросов вредных веществ, а также применение композитных материалов, что приведет к возможности полной утилизации кузова. Новинка получила название «Ё-мобиль » и, по словам производителей, она будет доступна широким слоям населения, а ее приблизительный расход топлива составит 3,5 литра на 100 километров пробега. Теперь познакомимся с «Ё мобилем» немного поближе.

Разработка отечественного городского автомобиля с гибридным двигателем началась на предприятии «ЯРОВИТ Моторс », а затем, в качестве предмета совместной деятельности, дальнейшее развитие проекта было предложено финансировать российскому миллионеру Михаилу Прохорову . Компания «ЯРОВИТ Моторс» сотрудничала с Прохоровым и ранее, еще в 2004 году тяжелые грузовые автомобили «Яровит» были направлены на предприятия группы «Норильский никель» для прохождения там опытной эксплуатации, а Прохоров является одним из совладельцев «Норильского никеля». На данный момент проект «Ё авто» принадлежит двум компаниям, «ОНЕКСИМ» и «ЯРОВИТ». Информация о запуске нового проекта стала известна в январе 2010 года, когда представители «Ё авто» заявили о намерении серийного производства недорогих городских автомобилей для широких слов населения. На данный момент «ОНЕКСИМ» владеет 51% акций проекта, а «ЯРОВИТ» - 49%. До запуска массового производства автомобилей в проект было вложено около 150 миллионов евро, причем это лишь малая часть основной суммы, которую планируется инвестировать в развитие проекта. Выпуск готовых комплектов для сборки автомобиля будет налажен на региональных заводах «Ё авто », строительство которых уже идет полным ходом, а сама сборка будет осуществляться у официальных дилеров. Полномасштабное производство и начало продаж будет налажено во второй половине 2012 года.

Официальная премьера «Ё мобиля» состоялась 12 апреля 2010 года , тогда многие не всерьез восприняли новый проект, однако после второй презентации, прошедшей 12 октября того же года, было заметно явное продвижение и развитие. На двух одинаковых платформах можно построить два совершенно различных автомобиля. Прототип поражал своей нестандартностью, он выходил за рамки современного автомобилестроения и предполагал использование множества инновационных технологий. Универсальность новинки настолько высока, что на одной и той же базе было построено два совершенно разных типа автомобилей, это семейный микровэн и кросс-купе. Первая модель отлично подходит для езды по городу и совместных семейных поездок на отдых, а вторая может использоваться для езды по бездорожью, и больше ориентирована на молодежь, ведущую ативный образ жизни, кстати, в замыслах разработчиков сделать машину доступной даже для студентов. Также был представлен и фургон - это двухместный автомобиль с будкой, предназначенной для перевозки грузов (современная альтернатива давно устаревшим «пирожковозам»). Внешне «Ё-мобиль » выглядит очень современно, а может быть и немного футуристично, тут все зависит с от того, с какой стороны на него посмотреть. Разработка экстерьера и интерьера была поручена Андрею Трофимчуку, который понимал всю необычность новой модели и поэтому разработал совершенно новый дизайн, который по стилю является чем-то средним между немецкими и японскими разработками. Ведущий дизайнер проекта стремился сделать автомобиль запоминающимся и «долгоиграющим», чтобы его внешний облик не нужно было менять через каждые несколько лет, путем рестайлинга или же полного обновления внешнего облика. Окраска кузова также нестандартная она состоит из двух цветов, один из которых, цвет слоновой кости, всегда будет неизменным. Такой вариант предложил белорусский дизайнер Владимир Цеслер, по его совам, двухцветный кузов ассоциируется с гибридностью автомобиля. Получается, что различные цвета составляют единый кузов, так же, как и различные виды топлива служат для одной цели - проводить машину в движение. Владимир Цеслер является также и автором названия для нового городского автомобиля, он же придумал и логотип для новой марки. Окончательные сомнения по поводу реализации проекта «Ё авто» развеялись после того, как совсем недавно (15 февраля 2011 года), началось строительство первого завода по производству автомобилей в поселке Марьино (Ленинградская область). Первоначальная мощность завода составит от 10 до 20 тысяч «Ё мобилей» в год, далее производство планируется повысить до 40-50 тысяч единиц в год. В планах производителей - строительство пяти сборочных площадок на территории Российской Федерации и предприятия по производству комплектующих, которое сможет ежегодно обеспечивать деталями порядка 100 тысяч машин.

Первоначально автомобиль будут выпускать в трех типах кузова и оснащать гибридным двигателем. В качестве топлива подойдет бензин или газ, это может быть пропан-бутановая смесь или метан. Основной источник энергии - роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с электрогенератором. Ток накапливается в накопителе (суперконденсаторе) и питает два ведущих электромотора (один для передней оси и один для задней), вращающих колеса через дифференциалы и реализуя тем самым схему постоянного полного привода. Для управления всем электрооборудованием разработана единая компьютерная система, способствующая минимизировать количество проводки в автомобиле. На торпеде будет расположена электронная приборная доска и блок сенсорного управления.

В конце минувшего года были объявлены подробные технические характеристики «Ё мобиля » и приблизительная стоимость. В полной комплектации автомобиль будет стоить порядка 450 тысяч рублей, но если убрать все «примочки», то цена может снизиться до 320 тысяч рублей, возможно, что кое-какие изменения повлекут снижение цены еще на 20 тысяч рублей, ведь в планах производителей лежит массовая доступность нового авто.

Фото Ё-Мобиля

Фотографии Ё-Концепт :





Видео Ё-Мобиля

Технические характеристики Ё-Мобиля

Кузов изготовлен из полипропиленового композита.
. Роторно-лопастной двигатель, работает совместно с электрогенератором и выдает максимальную мощность в 60 лошадиных сил/45 кВт. В качестве топлива используется бензин АИ-92, сжатый или сжиженный природный газ или только один вид топлива. Газовые варианты работают по экологическому стандарту Евро-5.
. Электрическая коробка передач с передним или постоянным полным приводом (на каждой оси один бесколлекторный электродвигатель мощностью 20,5 лошадиных сил/15 кВт) и системой использования энергии, накопленной в емкостном накопителе.
. Энергии накопителя хватает всего лишь на 2 километра, а вот при работе ДВС запас хода возрастает до 1100 километров.
. Бензиновый бак емкостью - 20 литров, баллон для сжатого природного газа вмещает 14 кубических метров или 20 литров сжиженной смеси пропана и бутана.
. В стандартной комплектации имеется ESP и ABS.
. Два аэрбега (для переднего пассажира и водителя).
. Климат-контроль.
. Круиз-контроль.
. Головные фары со светодиодными огнями дневного хода.
. Сенсорная панель управления.
. Многофункциональный руль.
. Возможность выбора дизайна и отделки информационных панелей.
. Система навигации GPS и «ГЛОНАСС» с возможностью загрузки бесплатных карт OpenStreetMap и функцией загрузки и редактирования через USB-порт и глобальную сеть Интернет.
. Система автоматического запуска и остановки двигателя.
. Штампованные или легкосплавные диски с шинами Run-flat, способными удерживать воздух даже после прокола и позволяющими продолжать движение на скорости до 80 км/ч, что дает возможность решения вечной проблемы связанной с использованием запасного колеса.
. Передняя подвеска типа «макферсон», задняя - скручивающаяся балка.
. Система мультимедиа в состав которой входит возможность подключения к сети Интернет (компания-провайдер 4G Yota или другая), медиаплеер совместимый с внешними USB-накопителями, мобильный телефон и интерфейс Bluetooth.

Теперь более подробно о каждой из моделей .
Микровэн имеет размеры (длина Х ширина Х высота) 3892х1815х1611 миллиметров при полной массе в 1200 килограмм и 5 посадочных местах. Автомобили будут комплектоваться 16-дюймовыми литыми дисками, а для снижения стоимости можно будет заказать 15-дюймовые штампованные диски. Высота дорожного просвета составляет 170 мм, привод полный либо передний, максимальная скорость ограничена программой на отметке в 130 км/ч. Время разгона до 100 км/ч будет зависеть от одного из трех выбранных режимов работы двигателя, в режиме «Спорт» - 8 секунд, в режиме «Эко» - 11 секунд и в режиме «Скользко» - 14 секунд. Средний расход топлива на 100 километров пробега - 3,5 литра.

Кросс-купе будет несколько больше по длине (4065 миллиметров) и ширине (1832 миллиметров), а вот по высоте он будет немного ниже микровэна (1495 миллиметров). Автомобиль рассчитан на четырех человек, а его полная масса составляет 900 килограмм. Привод также может быть постоянным полным или передним, высота дорожного просвета 200 миллиметров, из дисков доступны 17- и 16-дюймовые легкосплавные и штампованные диски. Максимальная скорость ничем не отличается от микровэна, зато время разгона до 100 км/ч немного сократилось, в режиме «Спорт» - 7 секунд, в режиме «Эко» - 10 секунд, а в режиме «Скользко» по-прежнему - 14 секунд. Средний расход топлива остался неизменным - 3,5 литра на 100 километров.

Еще больше по своим размерам будет фургон , его габариты 4200х1880х1870 миллиметров, полная масса 1550 килограмм, при грузоподъемности в 750 килограмм. Автомобиль имеет два места для водителя и пассажира, а также грузовой отсек объемом 4 кубических метра. Привод все тот же постоянный полный или передний, высота дорожного просвета 170 миллиметров, а колесные диски могут быть 16- или 15-дюймовыми. Максимальная скорость фургона 130 км/ч, а разгон, разумеется, несколько хуже, в режиме «Эко» - 14 секунд, а в режиме «Скользко» - 18 секунд, режим «Спорт» не предусмотрен. Средний расход топлива немного увеличился из-за массы автомобиля и составил 4 литра на 100 километров пробега.

В целом динамика «Ё мобилей » очень даже неплохая учитывая, какой мощностью они обладают, но на разгоне не только мощность, крутящий момент, а он новых двигателей достаточно высокий. Недавно был предложен и четвертый вариант кузова - это пятидверный кросс-купе , от своего трехдверного прототипа он отличается лишь наличием двух задних дверей и увеличенным на 2 сантиметра дорожным просветом.

Также не так давно был построен Ё-Мобиль Концепт. Его премьера состоялась на 64-й Международном автомобильном салоне во Франкфурте (IAA 2011).

Главные особенности «Ё мобиля» :
. Значительное снижение узлов и деталей (примерно в 2-2,5 раза меньше, чем у обычных автомобилей).
. Модульная конструкция, в состав которой входит 400 взаимозаменяемых блоков, что позволяет упростить производство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и адаптацию к запросам клиентов и последующим инновационным разработкам.
. Кузов изготовлен из композитных материалов на основе полипропилена. В ноябре 2010 года в одном европейском агентстве был проведен краш-тест, по его результатам выяснилось, что прочность материла кузова и устойчивость к низкой температуре выше, чем у других материалов, используемых в изготовлении кузова автомобилей, из-за особенностей производства из газового сырья. Кузов отвечает всем требованиям пассивной безопасности, во время столкновения энергия удара демпфируется по всему кузову. Ремонтопригодность такого решения значительно ниже, но это вполне приемлемо для автомобиля модульной сборки.
. Для накопления энергии применяется блок электрических суперконденсаторов весом в 100 килограмм. Блок расположен под задними сиденьями, для его полной зарядки достаточно 10 минут.
. Программное ограничение максимальной скорости на отметке в 130 км/ч связано со стремлением разработчиков сократить смертность в ДТП. Кроме того они предлагают официально узаконить данное ограничение для всех автомобилей во всех странах.
. Пробег межсервисного обслуживания составляет 40 тысяч километров.
. Приблизительный ресурс работы двигателя - 1 миллион километров пробега.
. Ожидаемая цена от 320 до 350 тысяч рублей.
. Производство планируется наладить на региональных мини-заводах в количестве 10 тысяч автомобилей ежегодно.
. Экологический стандарт Евро-5 достигается за счет того, что сгорание смеси будет проходить без смазочного масла, так называемый режим «сухого» горения.

Ближайшими габаритными аналогами «Ё мобиля » стали Ford Ka, Hyandai Getz и Toyota Yaris. Пожалуй, размер это единственное, что роднит отечественный «Ё мобиль» с данными автомобилями. На май 2012 года намечена официальная сертификация новинки, первоначально автомобиль получит западную сертификацию, а уж потом российскую. На презентации Прохоров отметил, что 90% всех деталей произведены на территории Российской Федерации, а многие уникальные технологии были разработаны российскими изобретателями. Однако налаживать конвейерную линию производства на отечественных заводах будут специалисты ведущих зарубежных автогигантов, о том, представителям, каких именно компаний будет поручена столь важная задача пока что не известно. «Ё мобиль » открывает новый класс автомобилей, где на первое место выходит максимальное пространство салона при минимальных внешних габаритах, прекрасная динамика и максимальная тяга при минимальной мощности мотора и минимальном расходе топлива, максимальная экологичность, минимальный вес, ограничение максимальной скорости для минимизации смертей в ДТП, система «умный автомобиль». По сути, разработчики ставят перед собой очень тяжелую задачу, которую они намерены реализовать исключительно своими силами, именно поэтому по поводу новинки возникает так много сомнений.

Основные намерения производителей можно выразить следующими аспектами :
1 . Самостоятельная разработка ноу-хау, основанная лишь на использовании открытий российских ученых и изобретателей, а также на производственной способности отечественных компаний.
2 . Создание социально значимого продукта с «нуля».
3 . Минимальные сроки исполнения проекта.
4 . Максимальный эффект для ряда отраслей российской промышленности.
5 . Нестандартные и эффективные принципы создания производства.
6 . Возможность создания экспортного продукта.

И все же главным вопросом по-прежнему остается целесообразность использования системы гибридного привода. Противники данной модели основываются на том, что данная технология еще полностью не изучена, и поэтому куда более выгодно сделать стандартный бензиновый автомобиль.

Но сторонники гибридов выдвигают несколько неоспоримых преимуществ, среди которых :
. Возможность запуска ДВС в любых погодных условиях. Даже на малых оборотах (не более 800 об/мин) крутящего момента электродвигателя хватит для запуска мотора, при температуре до минус 30 градусов.
. Возможность пуска ДВС с включенной передачей, при прогретом двигателе. Даже при включенной третьей скорости крутящего момента электродвигателя хватит для запуска уже прогретого двигателя.
. Крайне легкий процесс троганья вплоть до третьей передачи, что уменьшает количество переключений при езде в городском цикле.
. Использование функции «старт-стоп», позволяющей автоматически выключать двигатель при остановке и включать его во время начала движения. Это особенно удобно в больших городах, например, когда Вы стоите в пробке или же подъезжаете к светофору.
. Улучшенная динамика во время начала движения и при обгоне. Во время обгона обороты двигателя можно быстро увеличить с 1500 до 3000 об/мин не переключая при этом передач.
. Снижение расхода топлива при одинаковых стилях вождения по сравнению с обычным автомобилем, как минимум на 20%.
. Существенное снижение выброса вредных веществ за счет уменьшения расхода топлива и выключения двигателя во время торможения и остановок.
. Рекуперация энергии в момент торможения.
. Возможность использования инновационной системы и на некоторых современных автомобилях, для этого необходимо маховик заменить на стартер-генератор, подключить новый блок управления и суперконденсатор.

Производители выслушали мнения многих специалистов и рядовых граждан по поводу улучшения «Ё мобиля ». Некоторые замечания и предложения были учтены и найдут свое отражение в окончательном прототипе, который будет представлен после внесения всех необходимых изменений. Среди дальнейших планов производителей можно выделить окончание строительства основного завода под Санкт-Петербургом, пуск сборочных модулей в регионах, прием заявок на поставку автомобилей, завершение всех испытаний и тестов гибридного двигателя, официальная премьера на автосалоне во Франкфурте, выпуск ограниченной предсерийной партии, полное завершение всех испытаний автомобиля и начало производства «Ё мобилей » на первом заводе в июле 2012 года.

Официальный сайт Ё-Мобиля

Официальным сайтом Ё-Авто является Yo-auto.ru . На официальном сайте Ё-Мобиля вы можете сделать предварительный заказ интересующей вас модели или получить ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся актуальных характеристик автомобилей.

Есть у нас в России такой товарищ - миллиардер Михаил Прохоров. Простому человеку, такому как я, он известен, пожалуй, двумя вещами - офигенным ростом (204см) и проектом ё-мобиля. Если с первым все понятно и это уже факт, то со вторым, похоже, есть проблемы. Давайте же разберемся, что такое ё-мобиль и каким боком он ложится на язык.

Ё-мобиль (в последней версии дизайна) и Михаил Прохоров

Началось все с российско-белорусско-голландской компании "Яровит-моторс", которая разрабатывала тяжелые грузовики под маркой "Yarovit", а опытную эксплуатацию они проходили в 2004 году на предприятиях "Норильского никеля", гендиректором и председателем правления которого в то время как раз и был Прохоров.

Тяжелый самосвал Yarovit Gloros A5402D с колесной формулой 8x6

В 2010 году в "Яровит-моторс" решили начать разрабатывать проект "нового городского легкового гибридного автомобиля", а посодействовать как раз и предложили Михаилу Прохорову. И вот уже в апреле 2010 года было объявлено о старте проекта "Городской автомобиль" силами группы "Онэксим" и холдинга "Яровит" с жизнеутверждающей основной целью: "Основная цель проекта «Городской автомобиль» – запуск в серийное производство малобюджетного автомобиля на модульной транспортной основе с использованием инновационных технологий." (цитата из официального блога проекта). Директором нового проекта стал директор холдинга "Яровит" Андрей Бирюков.
Тогда же был начат конкурс "Мое название городского автомобиля", который продлился с 1 июля по 10 сентября 2010 года. Участие в конкурсе мог принять любой желающий, и в результате было принято более 10 тысяч заявок. Финалистов было пять:
1. Белявская Ирина с названием «777». Слоган: Три семерки – твой счастливый автомобиль.
2. Красавин Георгий с названием «27». Слоган: Право свободно передвигаться. (Намек на 27 статью конституции о свободе передвижения)
3. Подрез Надежда. Предложенное название «Аванс». Слоган: Аванс - Возьми сегодня!
4. Геннадий Григорьев с названием «Аз». Слоган: Моё второе Я.
5. (пожалуй, самый оптимистичный вариант, особенно слоган номер 3) Бажилин Андрей. Предложенное название «Колесница». Слоганы: 1.Колесницу каждому. 2. Для Вас мы изменили привычный смысл вещей. 3. Зачем Вам автомобиль? Берите колесницу! 4. Колесница – ничего сложного!
После окончания конкурса и мучительных раздумий над предложенными названиями руководство проекта решило сделать ход конем и не приняло ни один из вариантов; правда, позже финалисты были награждены утешительными призами.
Примерно в то же время была представлена визуальная часть проекта, а именно - дизайн двух автомобилей, городского хэтчбека и внедорожного спорт-купе.

Планируемая в октябре 2010 года внешность городского хэтчбека

Планируемая в октябре 2010 года внешность спорт-купе

Оказалось, что раскраску прототипов "в два цвета" придумал белорусский художник Владимир Цеслер (известный, в основном, в области плакатного искусства) и она должна была охарактеризовать "гибридность" авто - при получении электроэнергии будут использоваться разные виды топлива. Цеслер также предложил название - "Ё-мобиль" и нарисовал логотип, которые впоследствии и были приняты на вооружение руководством "городского автомобиля".
И вот, со 2-го по 12 января 2011 года на специально организованной выставке в Москве были представлены аж три прототипа ё-мобилей на шасси:

Ё-микровэн (разработчик - фирма "Cardi")

Ё-кросс-купе (разработчик - фирма "Русский Автомобильный Дизайн")

Ё-фургон (разработчик - фирма "Cardi")

Слева-направо: Михаил Прохоров, Владимир Цеслер, Андрей Бирюков на презентации трех прототипов ё-мобиля в январе 2011 года.

В качестве источника энергии для ё-мобиля предполагалось использовать двигатель внутреннего сгорания, действующий совместно с электрогенератором, при этом в качестве топлива мог использоваться бензин или газ (метан). Ток, вырабатываемый генератором, накапливается в неком суперконденсаторе (специально разработанном для ё-мобиля), а далее передается на два ведущих электромотора, по одному на каждой оси, и таким образом организуется полный привод.

Вообще дело шло достаточно резво: с момента организации компании "городской автомобиль" не прошло еще и года, а вполне приемлемые прототипы уже существуют, и, казалось бы, имеются все условия для производства и деньги: оценочный бюджет до старта серийного выпуска ё-мобилей был заявлен в 150 миллионов евро. Немного смущало только желание организаторов все сделать исконно Российским - от дизайна до всех технологических решений, но и это тоже не выглядело слишком самонадеянно.

8 февраля Михаил Прохоров на заседании клуба Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что ё-мобиль пройдет сертификацию летом 2012 года и озвучил разброс цен на гибриды, который будет составлять от 320 до 480 тысяч рублей. При этом он еще раз подчеркнул, что автомобиль будет на 90% состоять из отечественных комплектующих. Т.е. будущее нового автомобиля ожидалось безоблачным: есть три прототипа, все готово к производству, финансирование пока вроде есть, есть даже чуткий руководитель, заинтересованный в старте, и все что нужно - просто спокойно работать дальше.
На одном из сайтов было даже проведено забавное голосование на "лучшего инновационного олигарха", в котором Прохорова с его ё-мобилем противопоставляли Вексельбергу с его проектом наукограда в Сколково.

Дело пошло дальше, правда, не в техническом плане (как раз технологические новости и новости производства были скрыты от публики), а в плане пиара: на одном из экземпляров ё-мобиля прокатился из пункта А (Ново-Огарево) в пункт Б (Горки-9) Владимир Путин и показал этот экземпляр Дмитрию Медведеву. Через две недели было подписано соглашение о строительстве завода "Ё-Авто" в Санкт-Петербурге (в Марьино) и озвучены планы на старт серийного производства ё-мобилей с 1 сентября 2012 года. В этих планах было производство 45 тысяч автомобилей в год, а после пуска второй очереди завода - удвоение этой цифры. Плюс планировалась постройка завода для производства гибридных грузовиков "Yarovit" и завода для производства автоагрегатов и комплектующих.
Летом 2011 года на сайте компании "Ё-Авто" был запущен прием предварительных заказов на ё-кроссовер, ё-микровэн и ё-фургон. Как заявлялось, эти заказы не являлись предварительным договором на покупку, но давали возможность подписать контракт о покупке перед началом серийного производства. В итоге, всего за неделю приема заявок их количество превысило 100 тысяч, что более чем в два раза перекрывало оценочный план годового производства. Причем львиная доля заказов (более 80%) была на ё-кроссоверы.

В 2011 году компания Ё-Авто оставила свой след и на Байкале: там проходил первый молодежный промышленный форум "инженеры будущего - 2011". Молодые инженеры выложили пятиметровое каменное лого ё-мобиля на склоне предгорья Восточных Саян, да так, что его видно из поселка Большое Голоустное.

Но шутки шутками, а в сентябре 2011 года состоялся очередной Франкфуртский автосалон, на котором единственным представителем от России оказалась фирма "Ё-Авто". Там были представлены три автомобиля: новый, до этого момента неизвестный футуристичный концепт ё-мобиля; обновленный с учетом полученных замечаний и пожеланий ё-кроссовер (причем, он стал выглядеть более убого, чем раньше) и ё-фургон. Ё-микровэн куда-то подевался, причем его фотки убрали и с официального сайта "Ё-Авто".

Новый дизайн ё-кроссовера, представленный на Франкфуртском автосалоне в 2011 году

Новый ё-концепт

ё-концепт с полностью открытыми дверями

ё-фургон

Видимо, где-то примерно с этого момента и начались проблемы. Наступил сентябрь 2012 года, и вместо начала серийного производства, "из-за срыва сроков реализации проекта ё-мобиля", вместо Андрея Бирюкова гендиром был назначен главный конструктор проекта Андрей Гинзбург, а гендир группы "Онэксим" Дмитрий Разумов пообещал, что серийное производство начнется через 2 года. Тут-то вся российская публика, следящая за судьбой ё-мобиля, и ухмыльнулась - дескать, нам ли не знать, что говорить, мягко говоря, неправду - не мешки ворочать, и понятно, что дальше уже ничего не случится. Однако, это через год опроверг сам Михаил Прохоров, представив в 2013 году на Петербургском экономическом форуме совершенно новый вариант ё-кроссовера. Причем обновление коснулось не только дизайна, который изумительно превратился из обмылка в более современные формы, более подходящие под название "кроссовер", но и внутренностей - например, на новом экземпляре стоял полуторалитровый двигатель Fiat мощностью 75 л.с.

ё-кроссовер образца 2013 года

Пара видео с обзором нового ё-мобиля

Прохоров на презентации этой модели заявил, что именно такой ё-кроссовер будет сходить с конвейера завода, и начнется это в марте 2015 года.
Интересный момент этой модели заключается в том, что из-за размеров кузова в нем не удалось разместить одновременно запасное колесо и газовый баллон. Поэтому покупателю предлагается на выбор: либо приобрести только бензиновую модель, но с запаской, либо газо-бензиновый вариант, но тогда колесо придется возить в багажнике.
В конце 2013 года появились слухи о том, что "Ё-Авто" не хватает инженеров, да и финансирование от группы "Онэксим" стало давать перебои, однако никаких официальных сообщений от Андрея Гинзбурга о проблемах, естественно, не поступало. При этом последняя запись в официальном блоге "Ё-Авто" датируется 22 июля 2013 года...

Вот так выглядел завод Ё-Авто в Марьино в начале 2014 года (кстати, виден грузовик фирмы Yarovit)

20 февраля 2014 года появилась совсем прискорбная новость: некто Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, на конференции "Автоинвест" заявил, что начало серийного производства ё-мобилей отложено на неопределенный срок из-за недостаточного финансирования. Правда, чуть позже представители группы "Онэксим" опровергли это, сказав в свою очередь, что сертификацию ё-мобиль пройдет в конце 2014 года. Но ведь их обещания народ уже слышал. А ведь при показе прототипа Прохоров обещал после запуска ё-мобилей заняться ё-самолетами...
Какой же из всей этой истории можно сделать вывод? Казалось бы: половина дела готова, есть рабочий прототип на ходу, и если ты миллиардер и у тебя есть желание довести дело до конца, то какие могут быть проблемы? Однако, похоже, главного - желания, как раз и нет...

Ссылки:
1. http://rusautomobile.livejournal.com/256644.html - первый показ реального ё-кроссовера в 2013 году
2. http://rusautomobile.ru/syzhety/potok-dannih/mnenie-avtora/673-promezhutochnaya-smert - очень интересная статья о "наступившем смутном времени" ё-мобиля (имеется в виду начало 2014 года)
3. http://yo-mobil.livejournal.com/ - официальный блог "Ё-Авто"
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81-%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C - страница ё-мобиля на википедии