Павел Кобяк: «Я нарисовал на обоях маршрут от Мурманска до Владивостока. Основатель движения «Сел и поехал» Павел Кобяк: «Мне дороже эмоции людей, чем просто какие-то сверхбольшие наличные Call центр сел и поехал

Прежде всего, хочется выделить, на мой взгляд, главное – это актуальность этих книг в настоящем, уже 2015 году. Мир «Человека» не стоит на месте. Политика, экономическая ситуация, социальные тревоги и положения того или иного региона страны, да и сами страны, меняются примерно каждые 5-7 лет, и пройденный маршрут Санкт-Петербург – Владивосток в 2012 году, и Кавказский серпантин 2013 это то, что называется словом “сегодня”, а не будущее или былое.

Уверен, данная ситуация продлится еще как минимум 3 года, в течение которых не успеют положить асфальт на федеральной трассе р242, разогнать бандитизм и уничтожить нищету в Дагестане и Чите, померить народы Азербайджана и Армении. Тем, кто собирается в дорогу по нашей необъятной родине и странам СНГ в ближайшее время данные книги будут полезны, будь он уже опытным путешественником, или только пробующим свои силы. После чего, интерес к этим путешествиям начала 21 века всплывет вновь спустя век, а то и два. Словно нам сейчас, интересно читать очерки путешественника Гончарова, где он, в 1853 году, в санях, на собаках, оленях и лошадях, от станции Аян на берегу Охотского моря, в течение полутора лет, с обмороженными ногами, добирался из Владивостока в Петербург. Так и российскому гражданину будущего будет интересно окунуться в путешествие Павла из Петербурга во Владивосток в далеком 21 веке, где он на древнейшей, ездящей по дороге маломощной «Хаябусе» проделал путь за 25 дней. В то время как уже лет 50 современные мотоциклисты на своих магнитно-парящих над землей гипербайках со скоростью 500 км в час проделывают этот путь за 7 дней.

Эту нынешнюю актуальность ситуации подкрепляет простое изложение фактов, и событий, без какого либо политического оттенка. Автор не стесняется писать об увиденном, называя вещи своими именами. В мире господствующей политической цензуры и информационных «штор» эти книги словно проблеск света во тьме, проливают истинное положение вещей, что искренне заставило порой удивляться. Ярким примером может служить Чеченская республика, плотно ассоциированная с терактами, трупами и далее и далее, одной из самых благополучных на данный момент республик России.

Читая одну, а затем вторую книгу, видишь разительные перемены авторского пера, при сохранении основных мотивов пронизывающих книгу, а именно любовь к своему краю местных жителей, гостеприимство и стремление большинства людей к помощи ближнему. Если первая книга напоминает записки путешественника с констатацией фактов, фиксирования пройденных километров, отчётностей в виде отдельных пометок и почтовых штампов на конвертах, которые несмотря на периодически обильные ливни, поливавшие наших путешественников в дороге, остались бережно сухими, и красуются сейчас в музее связи им Попова в Санкт-Петербурге, то вторая книга, является цельным литературным произведением. И хоть автор в слоге вовсе не соревнуется с литературными львами современности, это простота делает книгу по-своему интересной.

Откровенность, интимность личной жизни, эмоции и простота с которой автор обращается к читателю в обеих книгах, обескураживает. Поначалу это вызывает легкую ухмылку. Особенно если вы сами уже успели изрядно потрепаться в седле, и повидать мир. Этакая встреча на дороге с незнакомым путешественником-новичком, переполненным впечатлениями, который изливает на вас незнакомца, свои чувства, открыто, и не стесняясь. В то же время эта откровенность в купе с рождающимся уважением от смелости шагов автора, его активной позиции, всегда оптимистичного взгляда на порой неприятные и страшные вещи, рождает между читателем и автором настоящую дружбу. Это происходит незаметно, само собой, где-то в середине книги. И сам начинаешь удивляться, как стал уже другом, и хочется протянуть ему и свою руку помощи, со словами «Пашка, держись! Я мигом….» Отдельно хочется сказать что автор, не скрывает свою благодарность всем, к кому привела его дорога. Естественно или со смыслом, но смело вписывая их имена в историю своих путешествий, он стирает грань между национальными, социально экономическими, политическими различиями, показывая тем самым, что добро и зло живет в каждом народе, городе, уголке мира.

Конечно же, есть пожелания автору и его будущим произведениям. К примеру, очень бы хотелось, чтобы автор полюбил фотографии, так же как и само путешествие. Возил бы с собой Хороший объектив для съемок пейзажей, хоть это и совсем неудобно, дорого, и тяжело. Больше портретов людей тех мест, где он был, животных, словом фотографий которые бы стимулировали читателя бросить все бренное и сорваться в дорогу. Для будущих читателей путешественников я бы вынес отдельным приложением к книге в виде справочной информации опасные на его взгляд места, участки дорог, обозначил общий бюджет путешествия, что посмотреть и прочее. Так же желаю быть скромнее в своих сторонних описаниях не связанных напрямую с путешествиями. Скажем фразы «отправил жену в Грецию, а сам поехал на Кавказ», или что подобное. Если эта книга рассчитана на простого человека, а таких, на мой взгляд, большинство у нас, то такими вот заметками, этот самый простой читатель в свое оправдание скажет «А, ну понятно! Наворовал, вот теперь путешествует». И хоть ясно, что автор имеет такие качества как: силу воли, умение брать ответственность, предприимчивый разум, и активность, и что удивительно честность, благодаря которым его жизнь такая, какая она есть. Но только, как известно, каждый из нас смотрит на мир своими глазами, и для большинства мир крутится вокруг его, собственной оси. Не может же он, простой читатель, при такой установке в жизни, признаться в том что, не смотря на свои душевные позывы к успеху, и приключениям, ему не хватает характера всего этого добиться…. Отсюда возможны нелестные отзывы, об авторе и о самой книге.

Ну и конечно же информационное распространение. Лично мне эти книги достались в подарок, и до форума Мотосолидарности я об данном авторе-путешественнике ничего не знал.

Подводя итоги, хочется пожелать автору, на мой взгляд, самого главного: не потерять ту душевную открытость, энтузиазм и чистоту, с которой пишутся эти книги. Не обрасти пафосом от собственных побед и достижений. И сохранить любовь к людям. А в благодарность, читатель навсегда сохранит свою дружбу с автором и будет с ним несмотря ни на что.

Накануне основатель движения «Сел и поехал», писатель и путешественник Павел Кобяк представил в петербургской библиотеке на Троицком поле свою седьмую книгу про поездку из Северной столицы в Магадан и поговорил с читателями. Оказалось, что на следующий год у Павла большие планы: с командой он планирует отправиться в Крым, чтобы пообщаться с местным населением и снять фильм о жизни до и после «русского Крыма», снова заехать в Луганск и Донецк и реализовать проект настольных игр на тему поездки из Мурманска в Магадан на мотоциклах.

На встрече в библиотеке Павел рассказал петербуржцам о несостоявшемся обеде на перевале Дятлова, преодолении размытых переправ и непроходимых дорог на мотоциклах и снегоходах и планах, связанных не только с путешествиями.

Самое важное из беседы - в нашем материале.

Про размытый мост и преодоление

Самое интересное началось, когда мы поехали по трассам «Лена» и «Колыма». Две тысячи километров по неизведанной дороге при отсутствии асфальта - пожалуй, это было самое интересное путешествие. Так получилось, что на федеральной трассе «Колыма» смыло мост через речку Эльги - там это часто случается; строители заложили по проекту пятьсот метров, но по факту построили всего триста. Двести метров посыпали насыпью, пошел дождь и мост смыло. Сто километров обратно - это ближайшая заправка, связи нет, еды нет, воды нет, ничего нет. Впереди только размытый мост. Мы благополучно погрузили в лодки мотоциклы с местными якутами и переправили их на тот берег. Доехали до Магадана за два дня, потом я вернулся к своему отцу, так как он там жил - лагерь там образовался большой, около пятидесяти машин. Калуга, Новосибирск, Тюмень - люди приезжали со всей страны, упирались в размытый мост и просто ждали [В этой поездке команда движения «Сел и поехал» сняла документальный фильм под названием «Мост» - про размытую переправу и то, как люди выживают в этих условиях. Картину будут показывать в Хельсинки, Китае и Индии, - Прим. ред.].

Сама по себе трасса Колыма - очень интересная, там много медведей, но на самой дороге мы их не видели, только в Магадане. Но когда идет дождь, надо понимать, что, например, мы проехать успели, а наши друзья ехали три дня.

Про перевал Дятлова и ощущения

Когда мы остановились на перевале Дятлова с палатками, сняли на три айфона фильм с нулевым бюджетом. Атмосфера чувствуется, не поверите - мы думали там организовать обед, но когда поднялись, был безумный ветер. Мы спрятались за памятником, и не было желания там долго оставаться. Мы спустились через десять минут, но после нас шла группа, и уже светило солнце. Нам не повезло.

Про поездку на Ямал, музыкальный фестиваль и «Лукойл», о котором мы не всё знаем

В этом году мы прокатились по региону ХМАО ЯНАО. Идея была приехать на Ямал и прокатиться по нефтяным газовым регионам, посмотреть, как живут люди - нефтяники, газовики, и узнать, откуда [берется] бензин. Мы привыкли приезжать на заправку, вставлять пистолет в «Лукойл», но элементарно не знаем, как расшифровывается аббревиатура. В названии три города - Лангепас, Урай и Когалым. Мы заехали туда, и там нас встречали «генералы» данной компании. А город Югорск - это место, где самы крупный транспортный узел. Весь газ сначала собирают там [В феврале 2019 года выйдет фильм Павла Кобяка и участников экспедиции про жизнь газовиков и нефтяников. По словам Павла, скорее всего, картину покажут в кинотеатре «Аврора»,- Прим. ред.].

Поездка на ХМАО и ЯНАО, пожалуй, была самая тяжелая, потому что от друзей и товарищей было трудно уезжать - прием был настолько сибирский и теплый. У нас мотосообщество, и в каждом городе у нас друзья, байк-посты, на которых встречают и ждут. За эту поездку получилось завербовать много городов, и 20 октября мы проводим музыкальный фестиваль «Спел и поехал», куда приедут гости из 60 городов и 15 стран. Если взять наши общегородские мероприятия Harley Days и «Мотостолица», то там таких гостей нет. А к на прилетят из Магадана, Сахалина, Читы, Иркутска, Екатеринбурга, ХМАО и ЯНАО, всей Прибалтики, кругосветчик из Швейцарии, из Казахстана, Молдавии и так далее. В этом году я решил организовать музыкальный конкурс среди мотоциклистов, куда прилетят команды из Мурманска, Перми, Смоленска, и у нас состоится некая битва за лучшее музыкальное исполнение [Концерт будет проходить на площадке газгольдера на набережной Обводного канала, д.74,- Прим. ред.].

Про путь к книгам

Записала Анастасия Борисенко

Петербургский мотопутешественник Павел Кобяк, основатель движения «Сел и Поехал», этим летом собирается покорять американские дороги. В планах - проехать по США около 15 тысяч км. Накануне поездки Павел рассказал сайт о своих путешествиях по России и дал советы, как подготовиться к дальней дороге.

За плечами Павла - не один десяток мотодальнобоев. В 2012 году он проехал от Петербурга до Владивостока. Итогом этого вояжа стала книга путевых заметок «Сел и поехал». В июле прошлого года он совершил поездку на Северный Кавказ. Впечатлений хватило на вторую часть - «Сел и поехал - 2. Кавказский серпантин». Павел надеется, что истории, описанные в его книгах, подстегнут молодых людей собрать рюкзаки и отправиться на поиски приключений, а также знакомства с новыми людьми, городами и странами.

«Ценный опыт, который обязательно стоит получить»

Павел Кобяк: - Путешествую давно, с 16 лет, на самом разном транспорте. На велосипеде объезжал вокруг Ладожского озера, из Мурманска в Москву добирался на снегоходе. 23 июня 2012 я и двое моих товарищей отправились на мотоциклах из Санкт-Петербурга во Владивосток.

В пути были 23 дня. За сутки преодолевали 600-800 км, в зависимости от того, в каком состоянии была дорога, делали полноценные остановки в Екатеринбурге, Красноярске, Братске, Хабаровске и других городах. Видели озеро Байкал. Яркие впечатления оставила республика Бурятия, где мы посетили Иволгинский дацан. Очень интересное место. Буддийский край, где все счастливы… Настоятель, узнав, что мы приехали из Петербурга, разрешил осмотреть нам самый главный храм. Зашли внутрь: благоухания, тишина. Удивительная атмосфера.

Случались в дороге, конечно, и поломки, но нам очень помогали мотобратья, которые нас встречали и практически передавали из города в город - звонили знакомым и просили встретить мотопутешественников. В основном это были такие же, как мы, мототуристы, которые понимали, что нам может понадобиться в дороге. Так что в нашей стране можно рассчитывать на мотобратство.

«В нашей стране можно рассчитывать на мотобратство». Фото:

Мария Соколова: - Какой самый непростой участок дороги был во время путешествия по России?

Участок Чита - Сковородино - это 1000 км неразвитой инфраструктуры. Очень мало населенных пунктов, одна заправка встречается на 150 км. К этой дороге лучше подготовится заранее: везти с собой канистры с топливом, еду, чтобы проскочить участок без проблем.

Когда у нас топливо уже было на исходе, мы нашли заправку, где был только дизель и 80-ый бензин - 92-ой кончился. Через 150 км доехали до второй станции, где уже в ожидании стояли несколько машин. «Вставайте в очередь, - крикнул один из водителей. - Сейчас приедет ГАЗ 66 с топливом». И, правда, через какое-то время приехал грузовик с 200-литровой бочкой 92-го бензина. Стали заправлять машины, разливать по банкам и канистрам. За нами заняли ребята на «Лексусе». Им бензина не хватило. На предыдущей заправке они залили в бак 80-ый и кое-как доехали до этой. Мы поделились с ними топливом, дали 10 литров, чтоб они хоть как-то дотянули до следующей АЗС.

На участке Чита - Сковородино еще непростая дорога. Ее заасфальтировали пару лет назад. Хоть местные и называют ее «хайвей», на ней легко можно убраться. Там много болотистых мест, и асфальт кое-где уже начал проваливаться. Поэтому важно смотреть на знаки. Если указано «50», то столько и надо ехать. Там бывают такие ямы, в которые проваливается половина мотоцикла. Если ехать на скорости, то можно потерять управление, а на машине - легко разбить подвеску.

Во время поездки по Дагестану в 2013 году. Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Вы путешествовали на мотоцикле Suzuki Hayabusa. Чем обусловлен такой необычный для дальних поездок выбор техники?

Мне нравится этот мотоцикл. Иностранцы очень удивлялись, узнав, что я путешествую не на чоппере и не на туристическом эндуро. Наверно, я первый, кто проехал через всю Россию на Hayabusa (улыбается).

Правда, во время своей второй поездки по Северному Кавказу, в Грузии, я попал на этом мотоцикле в аварию. У меня были сломаны шесть ребер, я получил компрессионный перелом позвоночника. В итоге - третья группа инвалидности.

После ДТП я три недели провел в госпитале. За это время даже начал учить грузинский язык. Почти каждый день ко мне приходил знакомый моего друга - Гоча из Тбилиси - приносил мне еду, гостинцы. Благодаря ему три недели были не такими тяжелыми. Вообще, грузины - очень добрый, открытый народ. Очень жаль, что политики пытаются испортить отношения между нашими народами. Молодое поколение уже немного другое, про-американски настроено. А люди взрослые, старой закалки, другие. Встречают очень душевно…

После того, как меня выписали из больницы, я еще четыре месяца ходил в корсете. Снял его перед новым годом. Сейчас купил себе другой мотоцикл - туристический с прямой посадкой. В августе планирую новое путешествие в США.

Павел Кобяк: «Наверно, я первый, кто проехал по всей России на Hayabusa» Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Какой маршрут вас ждет в Америке? Не боитесь ехать туда из-за последних политических конфронтаций?

Скорее я боялся не получить визу. Но все обошлось - дали на три года. Что же касается отношений между американцами и русскими, то я навел справки у знакомых. Выяснилось, что жители США стараются не обсуждать политические вопросы, не тратят на это время. Они рассуждают: внешняя политика пока на нас никак не влияет, работать не мешает, почему мы должны тратить на нее свое время? В чем-то такая позиция понятна. У нас же в России все иначе - все любят обсудить последние внешнеполитические вопросы, попереживать.

Трип в августе у нас начнется из Майами. Мы посмотрим Нью-Йорк, Ниагарский водопад, Чикаго, посетим крупнейший мотослет в городе Стуржас, Сан-Франциско, Сан-Диего, проедем через Долину Смерти в Лас-Вегас, Техас и Ки-Уэст - самую южную точку Америки. В целом планирую преодолеть 15 тысяч километров.

Сейчас я «разминаюсь» перед такой дальней поездкой. Ездил в Самару попить «Жигулевского пива», в Мурманск - поесть камчатского краба, недавно вернулся из Чечни, в планах - в июле поездка на North Cape, мыс на севере Норвегии.

Из последних поездок очень понравился мотофестиваль в Чечне. В июне клуб «Дикая дивизия» проводил первый мотофестиваль в Чеченской Республики, который был посвящен 100-летию конной дивизии. Понравился формат мероприятия, который сильно отличался от наших привычных мотофестивалей, неотъемлемыми атрибутами которых являются пиво, водка и стриптиз. Мне кажется, все этого уже наелись. В Чечне же на фестивале играла национальная музыка, были танцы, местное угощение.

На целый день нас возили к горному озеру Кезенойам, где нас встретил двоюродный брат Рамзана Кадырова. Нас угощали супом из огромного чана, барашком, картошкой...

«Раньше я думал, что мотодвижения в Чечне нет. Но на улицах я увидел отличные мотоциклы». Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Брат Рамзана Кадырова тоже мотоциклист?

Да, он тоже ездит на мотоцикле. Вспоминаю с теплотой эту поездку. Был очень душевный прием.

- Много было гостей из Петербурга?

В этом году на фестиваль приехали только четыре мотоциклиста из нашего города. Думаю, на следующий год уже поедут целыми мотоклубами.

Я рассказываю всем друзьям, насколько там красиво, безопасно, цивилизованно. Нет быдла, которого многие опасаются. Местное население даже говорит, что все хамы сейчас в Москве. Здесь у них не получилось, и они поехали в столицу в поисках красивой жизни.

Сам же Грозный впечатляет, сверкает тысячами огнями. Фонтаны, мечети, дорожки. Раньше я думал, что мотодвижения в Чечне нет. Но на улицах я увидел отличные мотоциклы. В октябре есть желание поехать туда с семьей.

Поездка в Чечню в 2013 году. Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

Этого не скажешь про соседнюю республику Дагестан, где пыльно, грязно и небезопасно. Есть информация, что там до сих пор промышляют «лесные братья». Если их опасается местное население, то это уже показатель для туристов. Встретить людей с автоматами - там норма. Ехать туда я не рекомендую.

Дайте совет начинающим путешественникам, как подготовиться к мотодальнобою, на что стоит обратить внимание?

По-моему, очень важен психологический настрой. У меня есть знакомый, который говорит: «Бойся и ты доедешь». Мне кажется, что нужно быть осторожным, но также нужно верить в успех и быть позитивным.

Обязательно перед поездкой нужно проверить техническое состояние вашего мотоцикла. Важна хорошая экипировка. Только благодаря крепкому шлему я остался жив после аварии в Грузии. Не нужно забывать про термобелье.

Соберите аптечку, возьмите пластыри, обезболивающие медикаменты. Может пригодиться и нашатырь. Если вы собираетесь в горы, то на высоте, вероятно, появится головокружение.

В поездке обязательно имейте с собой два-три телефона. Один может сломаться, второй украдут, а на связи нужно быть всегда.

Перед путешествием за границу отксерокопируйте свои паспорта, водительские права. Возьмите с собой распечатки, отсканированные файлы сохраните на флэшке, а также на электронной почте. Если возникнут неприятности, вы всегда сможете быстро предоставить информацию о себе в полиции. Бывают случаи, когда люди просто теряются и их не могут найти.

- Как ваша спутница жизни относится к вашим мотопутешествиям?

Мы часто вместе путешествуем, катаемся на сноубордах, велосипедах, сплавляемся на рафтах. Но в мотодвижении она не прижилась. Ей тяжело. Поскольку она понимает, насколько для меня это важно, то она отпускает меня в такие долгие поездки.

«В путешествии очень важен психологический настрой». Фото:

Это интересно

Павел Кобяк ежегодно проезжает на мотоцикле более 40000 километров по России, Европе, США, экзотическим странам. Свою первую поездку из Санкт-Петербурга в Москву совершил в 16 лет. Чуть позже исследовал как турист всю Ленинградскую область на автобусе. Преодолел за неделю на велосипеде 800 км вокруг Ладожского озера.

К сведению

Международный портал «Сел и поехал» посвящен путешествиям по России и миру.
Главная задача проекта - развить самостоятельный туризм в России и помочь начинающим путешественникам.
На сайте можно найти интерактивные карты, видео, статьи, новости и блоги, повествующие о путешествиях на самых разных транспортных средствах: от снегоходов и мотоциклов до внедорожников и велосипедов.
Для новичков на портале размещены подробные маршруты, на картах отмечены заправки, мотосервисы, местные мотоклубы, отели, заведения общепита - с отзывами туристов, а также контакты тех, к кому можно обратиться за помощью.