Основатель автомобилестроительной компании «Феррари. Ferrari Enzo: технические характеристики и тюнинг История энцо феррари

Энцо Эро Ансельмо Феррари родился 18 февраля 1898 года в Модене в семье не бедного ремесленника имеющего слесарную мастерскую, где стук молотка раздавался с утра до вечера и эти звуки для него был фоном его детства. Об Энцо Феррари говорили, что он из тех людей, которых поцеловал Бог. Сам он терпеть не мог сравнения с баловнями судьбы и так рассказывал о начале своей карьеры: "Зимой 1918 года я сидел на скамейке в туринском парке Валентино и плакал от безысходности - час назад на Fiat мне сказали, что не могут пристраивать на работу всех подряд ветеранов войны..." Ему, не имевшему никакого образования, во время Первой мировой, подковывавшему лошадей, была прямая дорога в чернорабочие...Однако юноша оказался с характером, он знал что хотел. А хотел он заниматься автомобилями и Энцо нанялся обкатчиком в малоизвестную фирму "CMN". А в 22 года он уже стал четвертым пилотом в "Alfa Romeo". Спортсменом Энцо был не очень, зато оказался приличным инженером-самоучкой и отличным менеджером.

В 1929 году он создал свою гоночную команду "Scuderia Ferrari" (Конюшня Феррари), которая тесно сотрудничала с "Alfa Romeo". Спортивной "конюшней" он руководил жестко, за что заслужил прозвище "Комендаторе"(в переводе с итальянского - диктатор). Пресса даже назвала его "современным Сатурном, пожирающим собственных детей"- за откровения типа: "Пожимая руку гонщику перед стартом, я отдаю себе отчет, что завтра могу пойти к нему на похороны..."

Энцо Феррари - человек легенда.

Феррари не обращал на эту болтовню никакого внимания. Он четко знал, что есть только два мнения: его личное и неправильное. Энцо всю жизнь проявлял колосальную работоспособность. Однажды в свои 80 лет, в одном из редких интервью он сказал: "Я никогда не бываю ни в кино, ни в театре, никогда не отдыхаю. Лучший свой отпуск я провожу в мастерских, работая над лучшими в мире автомобилями. А если кто-то несогласен с тем, что они лучшие, то они ничего не смыслят в технике"
Всю свою жизнь Энцо прожил с единственной женой, считая брак священным. В браке у него был сын Дино (Альфредо), но в возрасте 24 лет он умер из за слабости здоровья. Он так же имел единственную любовницу Лину, которая родила ему сына Пьеро. Только после смерти жены он узаконил свои отношения с Лину, дав сыну свою фамилию и сделав его наследником. В 1988 году невестка родила ему внука, которого назвали Энцо. За всю свою жизнь он боялся только одного человека, свою мать, боялся даже на вершине своей славы, до которой она смогла дожить.
Энцо Феррари умер 14 августа 1988 года в возрасте 90 лет. До самой смерти он продолжал возглавлять свою компанию. За год до 90-летнего юбилея был представлен "Ferrari F40" - и ныне считающийся одним из лучших в мире суперкаров, который создавался под непосредственным участием Энцо Феррари. Это произошло ровно через 40 лет как увидел свет его первый спортивный автомобиль под знаком "черного жеребца".
Гений Энцо Феррари в том, что он в своих автомобилях соединил красоту спортивного автомобиля, его мощные характеристики, адреналин, роскошь и недосягаемость этой машины не то, что для простого смертного миллионера, но даже для избранных мира сего....

Герб - "Scuderia Ferrari"

Фирменный символ Ferrari - вздыбленный черный жеребец до 1942 года принадлежал "Alfa Romeo" и пришел к компании не случайно. Изначально этот знак красовался на самолете лучшего итальянского пилота Первой мировой войны Франческо Баракка, а потом он был неофициальным гербом Феррари, когда он еще участвовал в гонках, с личной подачи матери летчика графини Паолины, покаренной его победами в 1923 году.
Под знаком "Черного жеребца" Энцо Феррари создал величественную колекцию уникальных произведений автомобильного искусства, вписав значимую страницу в историю мирового автомобилестроения...

Энцо Феррари конструктором не был. Некоторые даже рассказывают, что и среднюю школу то он еле-еле закончил. Как бы там ни было, в результате это и не имело никакого значения, ведь он стал гением автомобильного мира. Всю свою жизнь Феррари посвятил автомобилям. Причем у Феррари был поистине особый дар: он умел подбирать для своей работы только лучших в области автомобиле строения и вообще в области всего, что связанно с автомобилями. Правда, на них он смотрел исключительно через призму того, что они могут дать автомобилю.

Биография.

Стоит сказать, что многое в биографии Феррари практически легенда и миф. Причем мужчина сам, специально или случайно, подогревал этот миф. Первая из неясностей истории его жизни – дата рождения Энцо. По документам он родился в Италии 20 февраля 1898 года. В то же время, сам мужчина говорил, что настоящая дата его рождения – 18 февраля. А записали неправильную дату из-за того, что, якобы, в то время шел сильный снег и родители не смогли добраться в день его рождения до мэрий, чтобы зарегистрировать новорожденного. Допустим, это было возможно. Но это лишь мелочи, по сравнению со всей жизнью легенды.

Отец Феррари владел небольшим бизнесом в предместье Модны - мастерской по ремонту паровозов. В детстве работа отца молодого Энцо не интересовала. Он мечтал стать звездой – оперным певцом или, на крайний случай, журналистом. Когда же ему было 10 лет, мечты ребенка кардинально изменились. Тогда, в 1908 году отец впервые взял Энцо в Болонью на автогонки. У одних людей гонки не вызывают никаких эмоций, но есть такие зрители, которые, один раз посмотрев на это, навсегда прикипают сердцем к автомобильной стихие. Энцо относился ко второй категории. С этого времени он грезил автомобилями. Но до того, как он сам начал их конструировать, или, хотя-бы, сел за руль, прошло много лет. За это время умерли его отец и старший брат. Потом Энцо отслужил в армии стрелком, после чего тяжело переболел.

В 1918 году Феррари, без образования, и, скорее всего, без специальности, пришел в компанию FIAT искать работу. Его не взяли, объяснив, что всех ветеранов войны они взять не в состоянии. Намного позже Феррари рассказал, что в тот день он сидел на холодной зимней скамейке в Туринском парке и плакал от обиды. Лишь в следующем году ему все-таки удалось найти работу водителя в маленькой туристической фирме. Довольно скоро ему улыбнулась фортуна и молодого Энцо взяли водителем-испытателем на уже забытую сейчас фирму «Конструционе Меканиче Национали». Феррари наконец вошел в мир автогонок! Вскоре, от этой компании, он выступает на автогонках «Тарта Флорио».

В следующем, 1920-м году, Феррари приглашают в гоночную команду Alfa Romeo. Уже это был уже большой успех - ведь имя фирмы гремело на гоночных трассах. От Alfa Феррари вновь выступает в «Тарга Флорио» и занимает второе место. Всего, Энцо принимал участие в гонках вплоть до 1932 года, причем из 47 заездов он победил в 13-ти. Но, наверное, сидя за рулем гоночного автомобиля, Энцо понимал – он хочет не этого. Он хотел не ездить на машинах, а строить их. Причем строить самые быстрые, самые лучшие автомобили.

В 1929 году появляется первая гоночная команда «Скудерия Феррари». Она модернизировала гоночные «альфы», и уже в них выступала на гонках. Руководство фирмы Alfa Romeo даже не предполагало, какой сильный конкурент рос у нее же под крылом.


Постепенно у Феррари налаживалось дела. В его команду приходит Виторио Яно - талантливый конструктор. Он стал первым работником, которого Феррари «выманил» от своих конкурентов. Которыми, к слову стали его бывшие обидчики - компания FIAT. Работая у Феррари, Яно создает знаменитую гоночную Alfa Romeo Р2. Ее слава захватила всю Европу. В это время Феррари упорно идет к своей цели – начинает изготавливать свои собственные автомобили.

Первым серьезным шагом к его мечте стала машина 1940 года «типо-815», Это был спортивный автомобиль с обтекаемым кузовом. Его оснастили рядным восьмицилиндровым двигателем с объемом в 1,5 л. Мотор был создан на основе сразу двух двигателей - FIAT-1100. В этом же году Феррари регистрирует свою фирму. Увы, в это время Европу уже поглотила война, и свои планы Энцо отложил на неопределенный срок.

Практически сразу после войны из компании Alfa Romeo к Феррари переходит один из выдающихся инженеров того времени - Джокино Коломбо. Сейчас невозможно представить, как Феррари, малообщительный, довольно угрюмый, с тихим и непривлекательным голосом, притягивал к себе таких выдающихся людей.

В 15 километрах от Модены, в Маранелло, началось производство первых автомобилей Ferrari. Первой, с производственного конвейера сошла 125-ая модель. Свое название она получила от рабочего объема одного цилиндра. Коломбо для этой машины разработал двигатель V12. Мотор был объемом 1497 см^3, а мощность у автомобиля равна 72 л. с.. Коробка передач пятиступенчатая. Создавая такой сложный агрегат, ни Коломбо, ни Феррари,не делали скидку на тяжелое послевоенное время.

Следующей моделью стала 166 (1948-50). Ее объем увеличили до 1995 см^3 объемом. При этом, мощность автомобиля была разная. В зависимости от назначения конкретного автомобиля она варьировалась от 95 до 140 л.с.. Кузова для Ferrari создавали известные в то время ателье Скальетте, Ghia, Виньяле. Несколько позже копания остановилась на сотрудничестве с Pininfarina, кузова которой считались эталоном элегантности и изящества.


И вновь Феррари оказывается на уже знакомой ему скамейке в Турине в парке Валентине. В этот раз на улице был 1947 год, и его автомобиль одержал победу в Гран-при Турина. Прошло почти тридцать лет, с того времени как ему отказал FIAT. Но сейчас Феррари достиг своей цели. Увы, и обиду и триумф он переживал в одиночестве.

В 1949 году один из автомобилей Ferrari выиграл в Ле-Мане 24-часовые гонки. После началась полоса спортивных побед произведенных в классе автомобилей Формула 1. На автомобилях Феррари ездили такие известные гонщики как Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио, Ники Лаудо, Йоди Шехтера и многие другие.

В 1951 году на место Д. Коломбо приходит Аурелио Лампреди. Специально для Гран-при построили модель Ferrari-625 с «четверкой», мощностью около 234 л.с и с рабочим объемом 2,4 л. Серийные машины выпустили в очень ограниченном количестве, и каждый автомобиль создавали с особой тщательностью.

Все автомобили Феррари стоили очень дорого, но, покупатели на них находились всегда.

В период с 1951 по 1953 года компания выпускает модель 212. У этой модели увеличенный объем двигателя V12 - 2563 см^3, в то время как мощность составляла 130-170 л.с.


В Новом Свете особое обожание получили модели America и Super America. Двигатели V12 с объемом 4102-4962 см^3, а также с мощностью в 200-400 л.с. покорили американцев, любящих скорость. Эти машины появились в гаражах самых известных и богатых, среди которых даже был шах Ирана.

Всего в 39 экземплярах был изготовлен автомобиль Ferrari-250. Причем, каждый из автомобилей этой серии немного отличался от другого. В 80-х годах Ганс Альберт Цендер создал макеты каждой из моделей в масштабе 1:5.

Постепенно Ferrari вытесняет из автогонок ранее главную итальянскую гоночную фирму Alfa Romeo. Национальный красный цвет, тот, что был цветом автоспорта Италии, получил Феррари.

Феррари был нелюдим всегда. Но, когда в возрасте 24 лет, в 1956 году после тяжелой болезни умирает Дино - один из сыновей Феррари, Энцо окончательно превращается в затворника. Теперь он всегда носит черные очки и редко появляется на людях.

Отныне он не посещает гонки, а смотрит их только по телевизору. Давая нечастые интервью, он сам о себе говорил: «Мои единственные друзья, которым я верю до конца, - это автомобили». Дж. Иккс, известный гонщик, который не раз принимал участие в гонках именно за автомобилем Феррари, говорил: «Энцо важно, чтобы победил один из его автомобилей. Кто же сидит за рулем – ему все-равно».


Сам Феррари иногда признавался: он никогда не был в театре, кино, не брал отпуск. Похожих людей нанимал и в свою фирму. Он считал, что упорство, жесткость, несговорчивость и смелость – это характерные черты южан. И именно такие люди работают лучше других, ведь они – настоящие патриоты своей страны и фирмы. На сегодняшний день на заводах Феррари до сих пор работают целые династии «ферраристов».

В 60-х годах мелким фирмам страны, которые затрачивали громадные деньги на спорт, в том числе и Ferrari, стало совсем нелегко. Гонки в Ле-Мане в 1966-1967 гг. выигрывает Ford GT40. Из-за этого Феррари вынужден продать 50% акций своей компании концерну FIAT. Ему удалось, при этом, сохранить свое исключительное право на руководство в гоночном секторе производства компании.

С 1966 года компания производит модель 365. Эта модель была несколько модифицированная и представлена в 1968 году как модель 365 GTB/4. Основные изменения касались внешности автомобиля – к модели добавили эффектный кузов Pininfarina, который и на данный момент выглядит привлекательно.


Позже начали выпускать и «скромный» 375 автомобиль, мотор которого, имея рабочий объем 3286 см^3, развивал 260-300 л.с. Плотное сотрудничество с FIAT было ярко видно в модели Dino, название которой модель получила в честь умершего сына Энцо. Некоторое время Dino фактически была отдельной маркой.

В 70-х годах была создана модель 312. В ней был новый оппозитный мотор, рабочий объем которого был равен 3 л. с двенадцатью цилиндрами, и он развивал 400 л.с.

Почти 15 лет Феррари сопровождало спортивное затишье. Но, как говорится, это было затишье перед бурей. В 1975 и 1977 годах прозвучал новый триумф компании. Тогда Н. Лауда стал чемпионом мира в формуле 1 именно на 312 Т-2, мощность которого около 500 л. с.

Вскоре начали выпуск серийного среднемоторного автомобиля 365ВВ («Берлинетта Боксер») мощностью 340-360 л. с. Не смотря на все победы кризис начала 70-х все еще дави на фирму. После выигрышей в середине 70-х вновь пошла полоса неудач. Феррари грубо потеснили мощнейшие концерны Renault и Honda.

Особенно трудными для компании были 80-е годы. Производство падало, команду преследовали неудачи. Энцо с трудом отбивал шквальные атаки из FIAT. ПИ все-же, даже в этот период не прекращали появляться новые модели. В 1981 году была создана BB512i с мощностью 220 л.с.

Компания теряла деньги, работников, победы, но не любовь поклонников!

В 1987 году в компанию был нанят конструктор Джон Барнарда. У этого инженера была репутация гения. Феррари имел на его счет множество надежд, и планировал, что именно благодаря нему Ferrari удастся завоевать славу болидов формулы 1. В конце 1987 компания выпускает серийное купе F-40. Ее мотор развивал 450 л.с.

Энцо Феррари скончался 14 августа 1988 года. Он заранее предупредил, что в день его смерти производство остановится не должно. А уже через несколько недель после того, как не стало великого основателя компании, Герхард Бергер выиграл в Монце Гран-при Италии на Ferrari, став после этого кумиром итальянской публики.


Пьеро Ларди, Сын Энцо Феррари, после смерти отца не смог противостоять людям из FIAT, и Ferrari стал фактически их собственностью. Но, гигант сохранил для фирмы максимум самостоятельности. На данный момент в Маранелло ежедневно строят примерно семнадцать автомобилей. Наконец прекратился спад производства, кроме того, уже гораздо дела и в формуле 1.

Энцо Феррари был незаурядной личностью и оставил свой след в истории. Мы были современниками этого человек, и он принес в наше время дух той эпохи, когда автомобили были чудом техники.

Родился Энцо 18 февраля 1898 года в Модене, Италия. В биографии Энцо Феррари машины занимали всегда почетное место. С 1919 года он стал принимать участие в автогонках (вначале Parma-Berceto). Затем стал тест-пилотом «Alfa Romeo». После многих лет плодотворной работы Энцо был назначен директором спортивного подразделения. Однако должность не стала пределом для активного, жаждущего скорости и побед Феррари.

В 1929 году в биографии Феррари произошло важнейшее событие – он основал собственное общество «Scuderia Ferrari». Еще до того, как Феррари начал конструировать машины, он мечтал о гоночных достижениях своей команды. И они не заставили себя ждать. Одним из лучших стал гонщик Тацио Нуволари. Впервые в биографии Энзо Феррари его команда приняла участие в Формуле-1 в 1950 году. Уже в следующем году команда завоевала победу на соревнованиях (победу принес Хосс Фройлан Гонзалес).

Увлекшись гонками, Феррари разрабатывал лишь машины для таких соревнований. Затем же, будучи уже широко известным, стал выпускать машины для обычных нужд. Но автомобили Феррари всегда отличались от остальных. Энцо оснащал их мощными двигателями, кроме того разрабатывался спортивный дизайн, как вне, так и внутри салона.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

В августе 1988 года умер знаменитый Энцо Феррари: автогонщик, предприниматель, основатель компании Ferrari. С «Коммендаторе» связано множество легенд и слухов, ряд людей до сих пор отзываются о нем очень негативно, но бесспорным остается тот факт, что Феррари создал легенду.

«Ad maiora ultra vitam» — «От земного к великому» — именно такая надпись выбита на белом мраморном надгробье Энцо Феррари в Модене на кладбище Сан-Катальдо. Энцо Феррари — человек, который реализовал свою мечту и не уставал ее совершенствовать. Автомобильным спортом он увлекся уже в 10 лет, когда отец взял его на гонки. Тогда же он решил стать гонщиком, а потом и построить свою машину.

Карьера в качестве пилота гоночного автомобиля у Энцо не задалась, хотя он неплохо выступал за Alfa Romeo. Может быть, это и к лучшему. Возможно, тогда бы не было знаменитых машин Ferrari — быстрых, мощных, элегантных и роскошных, — а также легендарной команды в Формуле-1. Энцо вместо гонщика стал помощником руководителя команды Alfa Romeo.

Пилот Энцо Феррари. (pinterest.com)

Феррари уже тогда проявил себя как талантливый предприниматель, его дела быстро шли в гору. Вскоре он завладел региональным агентством по продаже этих автомобилей. Когда ему был 31 год, он основал свою собственную фирму Scuderia Ferrari, которая стала дочерним предприятием Alfa Romeo. Затем компания стала существовать в качестве ее спортивного подразделения, чтобы со временем и вовсе выйти из-под крыла Alfa Romeo. Еще через некоторое время Ferrari затмит своего бывшего работодателя, и новое имя будет греметь на автодромах по всему миру.

Говорят, что Феррари был трудоголиком, не брал отпуск и выходные, но требовал того же и от подчиненных. Главными для него были преданность и лояльность. Он не был профессиональным инженером или конструктором, однако чутье на талантливых технических специалистов и гонщиков ему заменяло недостаток образования. Его называли «крестным отцом» в гоночном спорте. Попасть в команду Ferrari была и есть заветная мечта многих пилотов. И это несмотря на то, что в определенный момент за командой Ferrari закрепилась довольно сомнительная слава как рекордсмена по количеству смертей среди гонщиков. На Энцо Феррари ополчились и СМИ, и католическая церковь. В газетах его называли «Сатурном, пожирающим своих детей», на него подавали иски за непредумышленное убийство. Но Феррари удалось уладить все проблемы.

Феррари и Альберто Аскари. (pinterest.com)

Люди, которые знали Коммендаторе, утверждают, что в своей жизни он любил только двух гонщиков. Первым был Тацио Нуволари, с ним Феррари как-то прокатился на болиде и оценил не только талант пилота, но и его уверенность и бесстрашие — тот во время заезда не снимал ногу с педали газа. Вторым был Жиль Вильнев. Хотя за Ferrari выступали гонщики, которые завоевывали чемпионские титулы, но именно Вильневу, как недоумевали многие, позволялось разбивать машины и не получать потом выволочку на базе в Маранелло. Но главным для Энцо всегда оставались машины. Он считал, что большая часть успеха лежит именно на автомобиле, а не на том, кто им управляет.

Феррари сильно изменился после смерти своего первого сына Дино. Молодой человек умер, когда ему было всего 23 года, из-за различных заболеваний, которыми он страдал с детства. Для Энцо это стало настоящим ударом. «До последнего момента я был убежден, что здоровье сына можно еще восстановить — словно какой-нибудь поломанный двигатель или машину, — писал он много лет спустя. — Отцам ведь так свойственно обманываться». Такую цитату приводит в своей книге «Энцо Феррари: победивший скорость» Ричард Вильямс.


Феррари редко снимал черные очки. (pinterest.com)

После этого Феррари стал замкнутым и нелюдимым. Известный случай, когда Коммендаторе отказался принимать самого Папу римского Иоанна Павла II, сославшись на плохое самочувствие. Энцо часто был вспыльчив и глух к критике. Удивительно, но именно благодаря скверному характеру Феррари на свет появился легендарный автомобиль Ford GT40, который несколько лет подряд лидировал в Ле-Мане. Таким образом Генри Форд II отомстил итальянцу за срыв сделки по покупке акций концерна Ferrari. Именно потому, что Феррари не стал даже слушать претензии тракторного магната Ферруччио Ламборгини относительно качества сборки некоторых Ferrari, последний решил построить свой болид.

Энцо Феррари и его компании посвящено множество книг, в 2003 году вышел фильм- биография. Не оставляет попыток снять эпическую картину о Коммендаторе и знаменитый режиссер Майкл Манн. Сообщалось, что съемки должны начаться в этом году.

Сорок лет назад на один из заводов, принадлежавший Энцо Феррари, приехал тогдашний президент Италии Джованни Гронки. Осмотрев предприятие, он сказал владельцу: «Вы засиживаетесь здесь допоздна. Зачем?» Легендарный бизнесмен ответил: «Работая без отдыха, не успеваешь думать о смерти». Феррари не лукавил. Он прожил 90 лет и успел увидеть, как брэнд его имени стал культовым в мире автогонок.

Пилот Alfa-Romeo

Впервые с миром автомобилей Энцо Феррари познакомился в десятилетнем возрасте, когда отец и старший брат взяли его на гоночные соревнования. Это было в 1908 году. В 13 лет сын скромного владельца слесарной мастерской из городка Модена сел за руль отцовского авто. Но началась Первая мировая война, и автогонки ушли на периферию общественной жизни. Рядовой Феррари подковывал мулов и чинил артиллерийские повозки. А после окончания войны долго не мог найти работу: свободных мест на итальянских предприятиях было намного меньше, чем количество возвращавшихся с фронта солдат.

Интуиция подсказала Феррари: не стоит хвататься за любое предложение о работе, мир моторов, которым он грезил, обязательно распахнет двери. Так и случилась. Автомобильная отрасль после войны начала бурно расти, и Энцо стал испытателем машин в фирме CMN. Казалось бы, молодой водитель вытащил счастливый билет. Но в 1920 году он сделал, как могло показаться со стороны, необдуманный шаг: перешел в малоизвестную тогда фирму Alfa-Romeo.

Интуиция и на этот раз не подвела Феррари. Компания Alfa-Romeo в ту пору разрабатывала более совершенные автомобили, нежели CMN. Ее владельцы одними из первых поняли: ничто так быстро не раскручивает новый автомобильный брэнд, как успехи в автоспорте, и организовали хорошую гоночную команду. Энцо почувствовал: здесь он сможет полнее раскрыть свои способности. Так и случилось: Феррари стал официальным пилотом Alfa-Romeo.

Автогонки в Италии были в 20-е годы прибыльным делом. Правительство Муссолини поощряло автопромышленников в стремлении создать быстрые и надежные машины. А они, в свою очередь, активно инвестировали капитал с автоспорт. Только FIAT, один из лидеров в получении государственных субсидий, вложил в автоспорт около 10 млрд. лир (около $1 млн. по тогдашнему курсу). Помимо заводской поддержки, команды получали призовые за каждую гонку. Их размер сильно разнился в зависимости от престижности соревнований, количества участников, места проведения и т. д. Всего в течение года проводилось около 50 соревнований с общим призовым фондом 2,5-3 млн. лир. Однако при этом в большинстве команд царила уравниловка: зарплаты пилотов, какое бы место они ни заняли, мало отличались друг от друга.

Выбор символа

Сам Феррари побеждал нечасто. Из престижных призов на его счету только Кубок Ацербо, завоеванный в 1924 году. Но он умел выгодно преподнести публике свои достижения. В 1923 году, после победы на трассе в Равенне, молодой гонщик познакомился с семьей знаменитого летчика Франческо Баракки, пришедшей полюбоваться на редкое в то время зрелище - кольцевые гонки. Имя Баракки было у всех на устах. Он сражался в небе Италии в ходе Первой мировой войны, сбил несколько десятков австрийских самолетов и геройски погиб в бою. Истребитель аса украшал черный жеребец, поднявшийся на дыбы. Семья героя-летчика под впечатлением чемпионской езды Энцо предложила украсить этим символом его машину. И Феррари это с радостью сделал. Поменял он только одну деталь: поместил гарцующего жеребца на ярко-желтый фон, составлявший основу герба его родной Модены.

Символ оказался исключительно удачным и впоследствии стал брэндом автомобильного бизнеса Феррари. Он олицетворял все, что было нужно для привлечения симпатий зрителей и покупателей машин: мощь, динамичность, яркость. Вставший на дыбы жеребец дожил до наших дней. Более того, он сделался символом фан-клуба гоночной команды Ferrari, объединяющего сегодня миллионы людей во всем мире. Телевизионная картинка, на которой огромная толпа несет красно-черно-желтое полотнище размером с футбольное поле, украшенное знаменитым изображением жеребца, появляется на экранах несколько раз в год. Это происходит в дни побед Михаэля Шумахера и команды Ferrari в гонках «Формулы-1».

Рождение легенды

Но путь Энцо Феррари к всемирной славе не был похож на асфальтированное шоссе. В 1929 году его спортивная карьера оказалась на грани краха. Всемирный экономический кризис больно ударил по автопромышленности Италии. Alfa-Romeo начала подумывать о свертывании своей гоночной программы. Выход Энцо видел один: продолжать сотрудничать с этой компанией на договорных началах. И он зарегистрировал собственную фирму, назвав ее незамысловато - Scuderia Ferrari («Команда Феррари»). Поскольку собственных денег не хватило, начинающий бизнесмен занял их у друзей.

Scuderia стала своеобразным дочерним предприятием Alfa. Серийные Alfa-Romeo превращались в мастерских команды в спортивные машины. Они оснащались форсированными двигателями, особо прочными аэродинамическими кузовами, специальными гоночными шинами. Довольно скоро обнаружилось, что Энцо Феррари прекрасно играет по жестким правилам автогоночного бизнеса. Более того, он начал теснить конкурентов.

Что позволило начинающему предпринимателю быстро взойти на гоночный Олимп? Феррари обладал фантастической работоспособностью: он трудился по 16 часов в сутки! А его управленческие решения направляла все та же врожденная интуиция. Уже в дебютном сезоне Scuderia Ferrari в 22 гонках одержала восемь побед. За нее согласились выступать самые «дорогостоящие» асы Италии. А все благодаря тому, что хозяин команды реформировал систему оплаты пилотов! Феррари упразднил уравниловку, заменив постоянное жалование процентами от призовых денег. Гонщикам такая система понравилась куда больше, чем стабильные, но невысокие заработки, уравнивавшие чемпионов и безусых новичков. В 1931 году Акилле Варци на машине, принадлежащей Феррари, установил итальянский рекорд по сумме призовых - 247 тыс. лир за победу. Сам владелец Scuderia Ferrari лично участвовал в гонках до 1932 года, пока у него не родился сын Дино.

Другой алгоритм успеха - умение выстраивать отношения с партнерами. Феррари овладел им сполна. Был момент, когда из-за финансовых неурядиц руководство Alfa-Romeo приняло решение уйти из автоспорта. Scuderia Ferrari пришлось бы опираться исключительно на собственные силы. Но Феррари убедил другого своего партнера - известную шинную компанию Pirelli - заставить руководство Alfa-Romeo не бросать производство гоночных авто. Компромисс был найден, все стороны в итоге оказались с прибылью.

В 30-е годы сформировался характерный образ Феррари, который стал известен впоследствии миллионам болельщиков во всем мире. Именно тогда он получил среди гонщиков уважительное прозвище Комендаторе - Директор. Известный пилот Рене Дрейфус вспоминал: «Энцо Феррари был очень приятным человеком, дружески расположенным, но довольно строгим. Он занимался своим делом, никогда не смешивая его с семьей. Он был достаточно замкнут, никогда не шутил. Он собирался выстроить целую империю, и я ни секунды не сомневался, что, в конечном счете, так оно и будет».

В 1937 году Феррари собрал для Alfa-Romeo первый гоночный автомобиль собственной конструкции. На нем был выигран последний предвоенный чемпионат. Успех подвиг Комендаторе на следующий важный шаг в бизнесе. В 1939 году Феррари создал свою вторую компанию - Auto Avia Construzione Ferrari, которая, в отличие от Scuderia, должна была заниматься не гонками, а выпуском автомобилей. Но развернуть производство помешала Вторая мировая война. Новый завод оказался мишенью англо-американской авиации, в 1944 году цеха были разрушены.

Тем не менее, сразу, как только наступил мир, Феррари сделал то, о чем он мечтал всю свою жизнь. Первым делом было аннулировано кабальное соглашение с Alfa-Romeo. Теперь можно было выпускать собственные машины, и в 1947 году появился первый автомобиль марки Ferrari. Таким образом, Энцо Феррари стал развивать свой бизнес одновременно в двух направлениях, причем довольно близких. Он руководил гоночной командой и выпускал автомобили особого класса. Типичным его представителем стала модель «125» с мощным 12-цилиндровым двигателем. Внешне она была похожа на обычное дорожное авто. Но обладала всеми свойствами гоночного. Это техническое ноу-хау создало славу новой автомобильной компании. Феррари и дальше шел своим особым путем, изготавливая в небольших объемах очень мощные авто, напичканные новейшей аппаратурой и частично собранные вручную. Естественно, цена их была и остается очень высокой. Сейчас машина, украшенная черным жеребцом, стоит в диапазоне $150-250 тыс. В год выпускается не более 4 тыс. таких автомобилей.

Время приобретений и потерь

Поднимавшийся из послевоенных руин Старый Свет жаждал зрелищ. И получил их в виде гонок самых быстрых и совершенных авто. Энцо Феррари сосредоточил усилия прежде всего на производстве машин для набиравшей силу «Формулы-1», а также для таких популярных гонок, как «24 часа Ле-Мана» и «Тысяча миль». Пилоты Scuderia Ferrari выигрывали одно соревнование за другим. В начале 50-х годов Маранелло стал неофициальной столицей мирового автоспорта, а марка Ferrari - одной из самых дорогих и престижных. Ведь в сознании людей победы в гонках напрямую связывались со знаменитым брэндом.

Но обнаружилась жутковатая закономерность: за свои успехи Энцо Феррари пришлось платить жизнями самых любимых людей.

В 1952 и 1953 годах первый чемпионский титул в «Формуле-1» для Scuderia завоевал Альберто Аскари. После годичного перерыва (в 1954 году Аскари выступал за «Лянчу») знаменитый пилот вернулся под крыло Феррари - чтобы стать чемпионом в третий раз. Тандем двух ярких личностей казался несокрушимым, но на тестах в Монце болид Аскари перевернулся, и спасти жизнь пилота не удалось.

Еще более тяжелый удар обрушился на Энцо в 1956 году. От хронической болезни почек умер его любимый сын и единственный наследник Альфредо (Дино) Феррари, талантливый молодой инженер и конструктор. Гоночный болид, который начал конструировать Дино, но завершали совсем другие люди, Энцо назвал именем сына. В 1958 году Майкл Хоторн на автомобиле Ferrari-246 Dino стал чемпионом мира. Но едва ли это утешило отца, который с тех пор не снимал на публике больших темных очков, стал нелюдимым и всецело ушел в работу.
И все же эти драматические события не заставили Феррари свернуть с избранного пути. Scuderia могла временно терять первенство, но неизбежно, на протяжении всей более чем 50-летней истории «Формулы-1», считалась фаворитом состязаний.

В последние годы жизни Энцо Феррари пришлось нелегко. В конце 60-х вообще казалось, что дни его могущества сочтены. Производство дорогих спортивных авто освоили компании Lamborghini, Mazeratti, Lotus, Porshe. Но Энцо нанес конкурентам неожиданный удар. Оставаясь владельцем предприятий в Маранелло и брэнда Ferrari, он завещал свою компанию итальянскому народу, предложив рассматривать ее как национальное достояние. Очередь из «достойных представителей итальянского народа» выстроилась у въезда в Маранелло почти сразу. И первым в ней стоял глава FIAT Джанни Аньелли, купивший 50% акций предприятия, выпускавшего престижные авто.

Консорциум Ferrari и FIAT принес выгоду обоим автогигантам. На деньги, вырученные от сделки, Энцо Феррари построил в местечке Фиорано новый завод, оснащенный аэродинамической трубой. Там же для нужд Scuderia был создан собственный автодром. Такой роскошью до сих пор не может похвастаться ни одна команда «Формулы-1». Феррари нанял нового талантливого конструктора Мауро Форгиери, чьи усилия, вкупе с гоночным гением австрийца Ники Лауды, позволили Scuderia в середине 70-х вернуться на спортивный Олимп. FIAT тоже был в выигрыше: черный жеребец в рекламе автомобилей позволил поднять уровень продаж почти на 25%. От продажи спортивных автомобилей Феррари и Аньелли в этот период получали в среднем около $1 млрд. в год.

После смерти Энцо Феррари успехи его автостроительной компании пошли на убыль. Сейчас она практически полностью принадлежит FIAT, а последний стал банкротом в ходе кризиса автоиндустрии Европы. Но черный жеребец по-прежнему гарцует на желтом поле: в кольцевых автогонках позиции Ferrari незыблемы. Итальянцы абсолютно уверены: национальное достояние они уберегут.

Самым масштабным памятником Комендаторе стал автодром в итальянском городе Имола, носящий имя Энцо и Дино Феррари. А на одном из последних мировых автосалонов был представлен концепт-кар «Энцо Феррари», изготовленный в Маранелло. Судя по пресс-релизам, это будет самый мощный автомобиль в мире.