Он может столкнуться с дефицитом "трехлеток". Он может столкнуться с дефицитом "трехлеток" Перспективы развития рынка подержанных машин в России

А также прогнозы на год говорят о том, что в наше время автомобиль - действительно роскошь, нежели средство передвижения. Из-за кризиса дорожают также услуги автосервиса и бензин, что делает эксплуатацию очень накладной. По курсу доллара автомобили почти не поднялись в цене, чего нельзя сказать о рублях - из-за санкций российский рынок терпит упадок.

Почему дорожают машины

Экономический кризис, который происходит сейчас в России - причина подорожания не только автомобилей, но и продуктов питания, услуг, недвижимости и прочего. Водители, которые откладывали средства до «падения» рубля буквально за несколько месяцев поняли, что их накопления стали в 2 раза меньше относительно доллара. Теперь старой прежней суммы может не хватить даже на приобретение подержанной машины.

Как известно, именно курс рубля к доллару во многом определяет стоимость транспортных средств. Первое повышение цен произошло ещё в 2014 году, когда многие, несмотря на прогнозы экспертов, продолжили откладывать средства на автомобиль получше. Теперь, к сожалению, этих средств может не хватить даже на компактную бюджетную модель. Представителям рынка всё же удалось частично перенести «падение» рубля на 2015 год.

В связи с неплатёжеспособностью россиян, многие зарубежные автоцентры на территории страны прекратили свою работу. Оставшиеся же значительно подняли цены. Количество покупателей в кризис малое - их едва хватает, чтобы дилерам не работать в убыток. Ремонт и заправка автомобилей также стали проблемой. Теперь за починку, как и любые другие услуги, нужно платить в полтора-два раза больше. Цены же на бензин растут ещё быстрее, что не совсем понятно, ведь стоимость падает.

Ситуация на валютном рынке оказывает влияние на цены автомобилей

Часть водителей, которые собирались приобрести новую машину, стремятся сделать это как можно быстрее. Остальные же уверены, что через некоторое время курс стабилизируется и цены упадут. К сожалению, даже Центральный банк не может дать ответа в этой ситуации. Помимо последствий финансового кризиса, на стоимость автомобилей также влияет плата за импорт, которая поднимется с отметки 37 рублей за лошадиную силу до 41 рубля, а также ещё на 30% в 2017 году.

На сколько подорожали автомобили в 2015 году

Модели российского производства

Водители, которые собирались приобрести новый автомобиль, даже не думали, на сколько поднимется цена на отечественную продукцию. Автолюбители рассчитывали на то, что российские машины не будут дорожать и станут для них запасным вариантом. Так или иначе, в начале года цены на подорожали на 5–12%, что на практике показывает печальные результаты - даже машины за полмиллиона рублей стали дороже как минимум на 25 тысяч рублей.

В марте 2015 года произошёл очередной скачок цен, что привело к подорожанию ещё на 10–45 тысяч. Это коснулось только тех автомобилей, которые были выпущены в 2015 году, так как производителям нужно было получить прибыль. Так, Lada Largus, которая подорожала больше всех, стала стоить не 412 тысяч рублей, а 457.

Помимо ВАЗ, подорожали и остальные марки. УАЗ, например, поднял цены трижды за год. Линейка Hunter стала дороже на 8,1%, Patriot - на 7,7%, а Pickup - на 14,1%. В среднем отечественные автомобили подорожали на 13%.

УАЗ также повышают цены

В 2015 году существенно сократились продажи наших автомобилей - примерно на 30%. Учитывая, что их производство не обходится без применения импортных технологий и агрегатов, цены также подвержены изменениям вслед за курсом рубля к доллару.

Зарубежные автомобили

По сравнению с ростом цен на российские модели, иномарки подорожали намного сильнее. Ещё в начале года продукция зарубежных компаний стала дороже на 15–25%. Средний показатель составил 21% - и это только за 2015 год, без учёта 2014.

Подержанные модели

заявили, что увеличат цены, если рубль продолжит девальвацию, так как обеспеченные покупатели почти не подвержены кризису, а, значит, спрос будет. Аналогичным образом поступят Mercedes, если евро будет укрепляться к рублю. Компании, выпускающие бюджетные модели, в ближайшее время цены повышать не собираются. В отличие от дилеров, им это не выгодно. Большинство дилеров будет удерживать цены до осени 2016 года - это будет первая волна за год.

Часть российских компаний открыто заявила, что замораживает производство - им невыгодно работать в таких условиях. Многие заводы сокращают количество рабочих мест, увеличивая нагрузку на оставшихся сотрудников. Автолюбители могли заметить, что предложение популярных линеек на рынке стало меньше - объёмы производства сокращаются. Крупные компании всё же допускают, что им придётся повысить цены на всю продукцию.

Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.


Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.

«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.


«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.

Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.

Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.

Иномарки не первой свежести

В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .

25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)

Модель Сентябрь 2016 г. Изм., % Январь-сентябрь 2016 г. Изм., %
1. Lada 2114 13 659 -6,8 115 588 1,2
2. Lada 2107 12 519 -16,4 109 640 -10,7
3. Ford Focus 11 738 -0,3 94 969 12,6
4. Lada 2110 10 992 -10,1 92 107 -6,8
5. Toyota Corolla 9 191 1,7 77 450 10,9
6. Lada 2170 8 873 6,1 72 725 13,5
7. Lada 4x4 8 630 -4,1 71 565 1
8. Lada 2112 8 092 -5,9 66 711 -3,8
9. Lada 2115 7 782 -5,4 64 734 -1,6
10. Lada 2109 7 005 -20,6 61 229 -17
11. Toyota Camry 6 327 24,6 52 277 30,6
12. Hyundai Solaris 6 065 51,4 44 599 59,6
13. Daewoo Nexia 6 023 -2,3 49 652 2,1
14. Chevrolet Niva 5 853 6,1 48 528 16
15. Renault Logan 5 825 -2,7 49 425 7,8
16. Opel Astra 5 611 6,2 44 494 18,1
17. Lada 2106 5 557 -24,3 48 816 -20,7
18. Lada 21099 5 494 -20,3 49 084 -16,4
19. Volkswagen Passat 5 266 3,4 42 693 8
20. Mitsubishi Lancer 4 980 3,7 41 482 10,5
21. Kia Rio 4 939 23,2 38 530 39,7
22. Lada 2190 4 816 28,4 37 670 48,2
23. Lada 2172 4 694 1,5 38 810 11,2
24. Daewoo Matiz 4 223 -3,1 33 751 5,5
25. Skoda Octavia 3 798 8,3 30 462 21,3

Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.

Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.

А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.

По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.

Основными сдерживающими факторами остаются девальвация рубля, падение доходов и отсутствие дешевых кредитов.

Последствия кризиса

Экономический кризис стал испытанием для участников автомобильного рынка. Стремительная девальвация привела к резкому увеличению цен. В отличие от первичного рынка, где цены жестко зафиксированы, вторичке характерна большая гибкость в ценообразовании, что позволяет сгладить негативные последствия подорожания.

Александр Дьяконов, представляющий FM Logistic, отмечает, что цены на подержанные автомобили растут гораздо медленнее темпов первички. В результате объемы продаж данных автомобилей отличаются большей стабильностью. Если по итогам прошлого года продажи новых авто обвалились на треть, то рынок б/у сократился на 20%. За прошлый год было продано почти 5 млн подержанных автомобилей.

При этом спрос продолжает сокращаться, что стало следствием влияния следующих факторов:

  • падение доходов населения;
  • отсутствие доступных кредитных программ;
  • негативные ожидания по поводу дальнейшего развития событий.

Общее ухудшение платежеспособности населения отражается на поведении потребителей. Если раньше клиенты предпочитали приобретать новые автомобили, то нынешние экономические реалии вынуждают переходить на подержанные модели.

По итогам прошлого года на вторичном рынке существенно увеличился спрос на автомобили корейского производства. Ранее клиенты останавливали выбор на отечественных вариантах или “японцах”. Успех корейских автомобилей связан с их лидерскими позициями на первичном рынке. В результате те, кто ранее приобрел новое транспортное средство, сейчас выставляет его на продажу. Кстати, .

По словам Олега Коробкина из DPD, “корейцы” дороже российских авто на 15-20%, однако имеют значительное преимущество в дизайне, комфорте и надежности. Кроме того, для активизации продаж корейский автомобилей используется активный маркетинг.

Большинство продаж на вторичном рынке осуществляется без участия посредников - дилерских компаний. Согласно оценкам экспертов, данная сфера имеет огромный потенциал для развития. При этом компаниям, которые планируют развивать данное направление, необходимо учитывать существующую специфику рынка.

Тенденции в 2016 году

В 2016 году вторичный рынок будет отличаться большей стабильностью по сравнению с продажами новых автомобилей. В целом эксперты рассчитывают на сохранение прошлогодних объемов продаж - в пределах 5 млн шт., тогда как первичка потеряет еще около 15%.

Представитель логистической компании ПЭК Дмитрий Иевлев отмечает, что динамика продаж вторичного рынка будет зависеть от развития экономической ситуации. В первую очередь это устойчивость позиций рубля, что непосредственно влияет на стоимость автомобилей. С начала года наблюдаются значительные колебания котировок на валютном рынке, что является главным фактором нестабильности.

Курс рубля будет определять стоимость автомобилей в 2016 году. Эксперты прогнозируют постепенное повышение цен на 10-20% в течение года. Драйвером роста рынка может выступить программа господдержки отрасли, разработанная правительством. Государство выделит порядка 50 млрд руб. в рамках программы утилизации и льготного лизинга.

В свою очередь кредитование со стороны банков не сможет существенно повлиять на ситуацию. Финансовые учреждения испытывают последствия кризиса, что отражается на стоимости заемных ресурсов. Кроме того, жесткие требования к заемщикам не позволят воспользоваться данной возможностью всем желающим.

В 2016 году вторичный автомобильный рынок сохранит прошлогодние тенденции, что подтверждает прогноз экспертов. Продажи подержанных авто остаются более гибкими в условиях кризиса, по сравнению с первичкой. В результате эксперты не ожидают существенных колебаний показателей.

Изменить ситуацию может динамика развития экономики. Если нефть продолжит дешеветь, а рубль обесцениваться, то цены на автомобили устремятся вверх. В таких условиях рассчитывать на повторение показателей прошлого года не приходится.

При более благоприятном стечении обстоятельств, если российская валюта сможет частично укрепиться, рынок подержанных автомобилей отреагирует умеренным ростом.

Экономическая нестабильность приводит к снижению покупательской способности и возрастанию интереса к более дешевому сегменту авторынка. По итогам 2016 года объем проданных автомобилей с пробегом составил свыше 5 млн. единиц техники. Данный показатель на 6% выше прошлогоднего.

Лидирующее положение в списке владельцев подержанных авто занимают жители Москвы и области. Б/у автотехнику приобрело более 630 000 москвичей, что составило 12% общего числа покупателей вторичного парка автомобилей. Следующим в рейтинге идет Краснодарский край, где было продано 247 000 авто. За ним расположился Санкт-Петербург (190 000 единиц) и Ростов (158300 машин).

По сведениям портала «Автопоиск» автомобили с пробегом сегодня покупают по цене 300000-45000000 рублей. В то время, как стоимость новых моделей находится в пределах 1000000-65000000 рублей в зависимости от бренда и комплектации.

Приоритетные марки подержанных автомобилей

Исходя из статистических данных по предложениям частных владельцев, можно выделить тройку наиболее популярных отечественных моделей авто на вторичном рынке 2016 года:

  • Lada Granta (246 шт.) - 150000-470000 руб.
  • Lada Priora (171 шт.) - 200000-510000 руб.
  • Lada Largus (143 шт.) - 230000-670000 руб.

Среди иномарок больше всего предложений по продаже личного транспорта было опубликовано владельцами авто таких моделей:

  • Ford Focus (2476 шт.) - 400000-1300000 руб.
  • Hyundai Solaris (1680 шт.) - 385000-925000 руб.
  • Toyota Camry (910 шт.) - 150000-1900000 руб.

Перетасовки среди лидеров б/у сегмента

Как сообщают корреспонденты информационного агентства «ТАСС», классические модели ВАЗ начнут терять свои позиции.

На смену классическим представителям российского производства придут новые модификации, включая популярный отечественный автомобиль Lada Granta. Среди иномарок вперед вырываются подержанные Hyundai Solaris . Именно эти машины были лидерами первичного авторынка несколько лет назад. В ближайшее время произойдет закономерная смена первых владельцев, что позволит желающим купить подержанный автомобиль, потратив меньшую сумму, чем при покупке аналога в автосалоне.

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Товары и услуги подлежат обязательной сертификации