Одним из наиболее популярных автомобилей отечественного производства с кузовом типа «универсал» можно назвать ВАЗ 2111 — пятиместный семейный автомобиль, который отлично подойдет не только для поездок по городу, но также и для путешествий в более экстремальных условиях.
Если кратко рассмотреть основные технические характеристики ВАЗ 2111, то здесь можно выделить следующие моменты. Рабочий объем инжекторного двигателя составляет 1499 куб. см — для модификации 21110 и 1596 куб. см — для модификаций 21112 и 21114 (указанная модель ВАЗ 21114 имеет 16-клапанный двигатель, что позволяет ей развивать скорость до 185 км/ч). Расход топлива в городском цикле составляет порядка 10.1 л/100 км (средний расход равен 7.5 л/100 км). Система рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. Емкость топливного бака всех модификаций ВАЗ 2111 равна 43 литра, как и у ВАЗ 2110.
Среди несомненных достоинств ВАЗ 2111 можно назвать необычайно плавный ход автомобиля, большой багажник, а также его высокую устойчивость практически на всех типах покрытий. Модель оборудована мощным обогревателем с автоматической регулировкой температуры, что гарантирует комфортные поездки даже в самые сильные морозы.
Двигатель | 1.6 л, 8кл (Евро-2) | 1.6 л, 8кл (Евро-3) | 1.6 л, 16кл (Евро-3) |
---|---|---|---|
Длина, мм | 4285 | 4285 | 4285 |
Ширина, мм | 1680 | 1680 | 1680 |
Высота, мм | 1480 | 1480 | 1480 |
База, мм | 2492 | 2492 | 2492 |
Колея передних колес, мм | 1410 | 1410 | 1410 |
Колея задних колес | 1380 | 1380 | 1380 |
Грузоподъемность, кг | 400 | 400 | 400 |
Объем багажного отделения, дм 3 | 426 | 426 | 426 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 1055 | 1055 | 1055 |
Полная масса автомобиля, кг | 1550 | 1550 | 1550 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами, кг | 1000 | 1000 | 1000 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов, кг | 500 | 500 | 500 |
Колесная формула / ведущие колеса | 4x2 / передние | ||
Компоновочная схема автомобиля | переднеприводная, расположение двигателя переднее, поперечное | ||
Тип кузова / количество дверей | универсал/5 | ||
Тип двигателя | инжекторный бензиновый, четырехтактный | ||
Рабочий объём двигателя, см 3 | 1596 | 1596 | 1596 |
Система питания | распределенный впрыск с электронным управлением | ||
Количество и расположение цилиндров | 4, рядное | ||
Максимальная мощность, кВт / об. мин. | 59 / 5200 | 65,5 / 5000 | 65,5 / 5000 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин | 120 / 2700 | 131 / 3700 | 131 / 3700 |
Максимальная скорость, км/ч | 165 | 175 | 175 |
Расход топлива по ездовому циклу, л/100 км | 7,5 | 7,5 | 7,5 |
Топливо | АИ-92 (min) | АИ-92 (min) | АИ-92 (min) |
Коробка передач | механическая | ||
Число передач | 5 вперед, 1 назад | ||
Передаточное число главной пары | 3,7 | 3,7 | 3,7 |
Рулевое управление | с гидроусилителем, рулевой механизм типа шестерня-рейка | ||
Шины | 175/65 R13 175/65 R14 185/60 R14 |
175/65 R13 185/60 R14 |
175/65 R14 185/60 R14 |
Емкость топливного бака, л | 43 | 43 | 43 |
Пятиместный ВАЗ 2111 стал одним из самых популярных отечественных автомобилей, выпускаемых в кузове «универсал». Изначально планировавшийся как «дачный», ВАЗ 2111 оказался уместен и для путешествий небольшой компанией, и для использования на городских маршрутах.
Характеристики двигателя
Для ВАЗ 2111 в качестве силового агрегата был избран инжекторный двигатель. В зависимости от модификации изменялся лишь объём двигателя – от полутора тысяч кубических сантиметров (ВАЗ 21110) до 1.596 кубических сантиметров (ВА 21112 и ВАЗ 21114). Во втором случае речь идёт о 16-клапанных двигателях, мощность которых позволяет разгоняться до 185 километров в час.
Модификации |
Объём двигателя, см3 |
Мощность, квт (л.с.)/об |
Цилиндры |
Тип топливной системы |
Тип топлива |
2111 1.5 8v (79 лс) |
Инжектор |
||||
21111 1.5 (72 лс) |
Карбюратор |
||||
21112 1.6 8v (80 лс) |
Инжектор |
||||
21113 1.5 16v (89 лс) |
Инжектор |
||||
21114 1.6 16v (90 лс) |
Инжектор |
||||
2111-90 (Тарзан) 1.8 (85 лс) |
Инжектор |
Трансмиссия автомобиля
Как и в других моделях Волжского автомобильного завода, на ВАЗ 2111 установлена механическая коробка переключения передач. Впрочем, большинство поклонников ВАЗ убеждены, что это технологическое решение наиболее удобно и практично.
Тормозная система и усилитель руля
Тормозная система ВАЗ 2111 не отличается от предшественников и собратьев по классу, а вот гидроусилитель руля уже становится для автомобилей ВАЗ действительно базовым элементом.
Размер шин
Размеры
Динамика
Благодаря достаточно мощному для своего класса двигателю, ВАЗ 2111 способны разгоняться до 100 километров в час ещё быстрее, чем предшественники.
Расход топлива
Расход топлива для ВАЗ 2111 при благоприятных условиях эксплуатации (на длинных внегородских дистанциях) начинается от семи литров на 100 километров. В городе мотор потребляет около 10 и чуть более литров на 100 километров.
Двигатель 2111 продолжил серию силовых установок, выпускаемых ВАЗом, сменив на конвейере модели 21083 и 2110. Этот мотор считается первым полностью доработанным отечественным инжекторным движком.
Агрегат 2111 мог устанавливаться на всю линейку Самара", начиная с 2108 и заканчивая 2115, а также на «десятку» и ее модификации (2110-2112).
Рабочий цикл 2111 (инжектор) - классический, то есть осуществляется в четыре такта. Топливо в камеру сгорания подается через форсунки. Цилиндры расположены в один ряд. Распредвал установлен сверху. Охлаждение ДВС осуществляется принудительно при помощи закрытой жидкостной системы, а смазывание деталей обеспечивает комбинированная система смазки.
Двигатель 2111 в совокупности с коробкой передач и механизмом сцепления составляет единый силовой блок, который в подкапотном пространстве машины закреплен на трех резинометаллических опорах.
Справа (если смотреть по направлению движения автомобиля) от блока цилиндров расположен комплекс приводов: вала распределительного, а также насоса для перекачки по системе охлаждения антифриза. Приводы выполнены в виде соединенных одним ремнем. С этой же стороны установлен генератор, который также посредством соединен со шкивом коленвала.
Слева на блоке цилиндров закреплен термостат с датчиком температуры.
В передней части снизу стоит стартер. Между ним и генератором находится модуль зажигания, от которого идут высоковольтные провода к свечам. Там же (правее модуля) установлен щуп, погруженный в картер двигателя, для ручного контроля уровня масла.
В задней части БЦ установлен ресивер с топливной рампой и форсунками, чуть ниже находится масляный фильтр, а также впускной и выпускной коллекторы.
Прежде всего, отличить блок цилиндров модели 2111 от блока 21083 можно по дополнительным отверстиям, используемым для крепления кронштейна генератора, а также модуля зажигания и детонационного датчика.
Отверстия под болты для монтажа головки блока имеют размер резьбы М12 х 1,25. Высота блока, если за эту величину брать расстояние от оси коленвала до площадки, на которую устанавливается ГБЦ, составляет - 194,8 см. Исходный диаметр цилиндра равен 82 мм, но ремонтную расточку можно проводить на 0,4 мм или же на 0,8 мм. Предельный износ «зеркала» (поверхности) цилиндра не должен быть больше 0,15 мм.
В двигателе 2111 установлен коленвал мод. 2112-1005015. По своим посадочным местам он идентичен валу 2108, но его противовесы имеют больший размер, и кроме того, они прошли дополнительную заводскую обработку, в результате которой удалось добиться значительного снижения вибрации при вращении, а также повысить его общую надежность.
По своим размерам поршни двигателя 2111 (инжектор) аналогичны тем, что устанавливались на 21083 и также имеют противоударную выемку на днище, обеспечивающую сохранность клапанов, если произошел обрыв ремня ГРМ.
Отличие заключается в специальных канавках под стопорные кольца, которые предотвращают смещение поршневого пальца. Сам палец отличается от того, что использовался на модели 2108. Если наружный диаметр остался прежним, то есть - 22 мм, то внутренний уменьшили до 13,5 мм (был - 15). Кроме того, его немного укоротили - на 0,5 мм (60,5 мм).
Размер поршневых колец не модифицировался - 82 мм, а вот шатун переделали: его нижняя головка стала более массивной, поменялся профиль, для его изготовления использовался более прочный сплав, устойчивый к механическим воздействиям.
Длина шатуна составляет 121 см.
ГБЦ инжекторного двигателя 2111 такая же, как устанавливалась на модель 21083, отличие только одно - крепежные болты головки имеют большую длину.
Аналогичен 2110. Его посадочные размеры совпадают с валом от 2108, но профиль кулачков несколько иной, из-за чего увеличился подъем клапанов: впускные - 9,6 мм, выпускные - 9,3 мм (на 2108 и те и другие поднимались на 9 мм). Кроме того, были измены углы наклона кулачков относительно паза, в который устанавливается шпонка шкива приводного ремня ГБЦ.
Благодаря внесенным изменениям производителю удалось улучшить характеристики двигателя 2111.
Что касается привода ГРМ, то он конструктивно такой же, как и на 21083. Ремень (шириной 19 мм) имеет 111 зубьев с эвольвентным профилем.
Из-за того что после обновления двигателя в нем возрос крутящий момент, была изменена и конструкция маховика: поверхность под сцепление увеличилась со 196 до 208 мм, ширина венца также возросла до 27,5 мм (прежняя была 20,9), кроме того, изменились размеры и форма его зубьев.
Стартер соответствует модели 2110, ведущая шестерня которого имеет 9, а не 11 зубцов.
На этом силовом агрегате установлен масляный насос 2112, отличие которого от модели 2108 заключается лишь в том, что крышка корпуса изготовлена из алюминия, на которую крепится датчик коленвала.
Водяная помпа в составе системы охлаждения такая же, как и на 2108.
Генератор имеет маркировку 9402 3701 (80 А).
Управление двигателем осуществляется электронным блоком (ЭБУ). На эту роль подходят контроллеры (Bosch, GM или «Январь»).
ВАЗ 2111 (Lada 111) - переднеприводный универсал десятого семейства. Как и хэтчбек ВАЗ 2112 , Лада 111 создана на базе ВАЗ 2110 и кроме кузова других отличий от нее не имеет.
На АвтоВАЗе производился автомобиль до 2009 года, после чего его место занял ВАЗ 2171 или Лада Приора универсал . Сама же 2111 переехала на другие сборочные предприятия.
Одиннадцатая использует все те же восьмерочные доработанные двигатели 2111 инжектор 8 или 16 клапанов. Рабочий объем первых вариаций 1,5 л., в дальнейшем моторы модифицировали и их объем увеличился до 1.6 л. Самые же первые версии были карбюраторные, на них использовался двигатель ВАЗ 21083.
В описании моторов основной темой стал ремонт, неисправности двигателя 2111 и его характеристика. Также, весомая часть статьи посвящена доработке и тюнингу двигателя 2111, которому он отлично поддается. Как сделать это правильно и дешево, как форсировать двигатель, увеличить мощность, при этом не потерять в надежности. Имеются данные по ресурсу 2111, какое масло заливать и сколько, вся эта информация приведена здесь в сжатом и понятном виде, достаточно просто выбрать свою модификацию ниже.
1 поколение (1998 - н.в.):
Продольный разрез двигателя мод. 2110
Выше приведены продольные и поперечные разрезы всех используемых двигателей на ВАЗ-2110. На ВАЗ-2110 могут быть установлены как двигатель 2110 так и двигатель 2112 (16-ти клапанный), созданные на базе двигателей ВАЗ 211083. На некоторых старых моделях возможна установка двигателей 21083. Все эти двигатели работают на бензине АИ-92 (16-ти кл. на АИ-95), по четырехтактной схеме, рядные, четырехцилиндровые. Двигатели 2111 и 2112 инжекторные — с системой впрыска топлива.
Материал блока цилиндров — высокопрочный чугун, очень жесткий.
Охлаждение сделано равномерное по всему блоку, исключающее неравномерный нагрев. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока имеется пять опор подшипников коленчатого вала, их крышки крепятся болтами. Коленчатый вал также сделан из специального высокопрочного чугуна. Смазка шатунных вкладышей осуществляется через маслянные клапаны, которые просверлены в колен-валу. Имеется системы уменьшения вибраций — из восьми противовесов, располагающихся на коленчатом валу. Спереди коленчатого вала расположен масляный насос, зубчатый шкив ремня ГРМ. Сзади коленчатого вала установлен маховик из чугуна.
Шатуны кованные, стальные с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены вкладыши тонкими стенками, в верхнюю – запрессована втулка из сталебронзы
Поршни имеют три кольца: 2 для компрессии и 1 маслосъемное. Материал поршней — алюминиевый сплав. На днищах поршней имеется углубление под камеру сгорания и в случае двигателя ВАЗ 2112 имеются 4(2 на 2110) углубления под клапаны. На 16-ти клапанном двигателе охлаждаются поршни маслом. На специальной топливной рампе установлены 4 форсунки представляющие собой небольшие трубки, с находящимися в них подпружиненными шариками. Масляный картер сделан из стали, штампованный, крепится снизу к блоку цилиндров.
Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал (у двигателей мод. 2112 – два распределительных вала: один для впускных клапанов, второй – для выпускных). У 8-ми клапанных двигателей распределительный вал вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. У 16-ти клапанного двигателя распределительные валы установлены в опорах, которые выполнены в верхней части головки блока, и в общем корпусе подшипников. Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения их износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник и эксцентрика привода топливного насоса подвергаются термообработке. Кулачки распред. валов через толкатели приводят в действие клапаны. У двигателя мод. 2112 установлены гидротолкатели клапанов, которые не нуждаются в регулировке в отличие от 8-ми клапанных двигателей.
На 8-ми клапанных двигателях (2110, 2111) имеется по два клапана на цилиндр: впускной и выпускной, на 16-ти клапанных (2112) четыре клапана – 2 впускных и 2 выпускных. Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока.
На 8-ми клапанных двигателях (2110, 2111) на каждом клапане установлены две пружины а у 16-ти клапанных (2112) – 1. Распределительные валы приводятся в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.
Система охлаждения двигателя пассивная и активная. Имеется мощный электровентилятор, который включается при 115 градусах и выключается при 95.
Система питания состоит из следующих узлов:
Топливный насос у двигателя 2110 расположен на головке блока и приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу через толкатель. 16-ти кл. двигателей топливный насос электрический, погружаемый в бак и объединенный с датчиком уровня топлива.
Вся электронная система 8-ми и 16-ти клапанных двигателей управляется контроллером.(ЭБУ), который управляет также всей систмой питания двигателя.