Оборудование для ремонта системы зажигания. Система зажигания


§1. Экстралингвистические факторы.
Одним из основных вопросов неологии является вопрос о факторах ,

способствующих их появлению новых слов. В этой связи говорят об

экстралингвистической обусловленности лексических изменений, то есть

существенная роль в развитии словарного состава отводится влиянию внешних

факторов.

К экстралингвистическим условиям развития языка относятся, в первую

очередь, общественно-политические факторы. Новые реалии вносят в язык свои

наименования. Данный процесс можно выразить формулой: «новые явления –

новые слова». События второй половины 90-х годов, по мнению Е.А Земской, по

своему воздействию на язык и общество « подобны революции». Это объясняется

несколькими причинами.

Во-первых, резко расширяется состав участников массовой коммуникации:

новые слои населения присоединяются к роли ораторов, к роли пишущих в

газеты и журналы.

Во-вторых, резко ослабляется, даже рушится, цензура. Люди говорят и

пишут свободно, ослабляется «внутренний цензор».

В-третьих, возрастают личностное начало в речи. Безликая и бездарная

речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата.

В-четвертых, возрастает диалогичность общения. В интервью участвуют

два равноправных собеседника. Это беседа «на равных».

В-пятых, расширяется сфера спонтанного общения. Люди уже не читают

заранее написанные речи. Первым говорящим, а не читающим главой страны был

М.С. Горбачев.

И, наконец, меняются ситуации и жанры общения. Жесткие рамки

официального публичного общения ослабляются. Сухой официальный диктор радио

и телевидения сменяется ведущим, который размышляет, шутит, высказывает

свое мнение.

неподготовленности и ослабляется официальность.

Нельзя сказать, что такое общение ведется на разговорном языке, но

число разговорных, жаргонных, просторечных и иных сниженных элементов в нем

резко увеличивается.

Естественно, что отмеченные экстралингвистические факторы не могли не

отразиться на номинативном фонде современного русского языка. В связи с

изменением общественной ситуации происходит закономерное обновление языка.

Инновации прессы 90-х годов являются «номинативными последствиями»

внутренних перемен в обществе. Они позволяют воссоздать «номинативный облик

эпохи» и картину мира застоя, перестройки и пост перестроечного периода в

Несмотря на то, что влиянию внешних факторов принадлежит существенная

роль в развитии словарного состава языка, далеко не всегда лексические

изменения находятся в прямой зависимости от внеязыковых причин. Пополнение

словаря регулируется факторами не только внешнего, но и внутреннего

порядка. Как отмечает Б. А. Серебренников, уже само функционирование языка

как орудия коммуникации «способно породить импульсы таких изменений,

которые сами по себе не являются зависимыми от народа» .
§2. Внутренние стимулы языкового развития.
Внутренние преобразования менее заметны. Обусловленные ими

новообразования не обозначают новых предметов и понятий, они используются

для наименования уже бытующих реалий, которые прежде обозначались либо

описательно, либо уже известным в языке отдельным словом. В силу этого они

случаев их обнаружение связано с известными трудностями. Видимо, это

обстоятельство, а также сложность, недостаточная разработанность общей

проблемы внутренних законов развития языка объясняют тот факт, что

внутрисистемные новообразования, как правило, остаются вне поля зрения

исследователей.

Внутрисистемные новообразования разнообразны как по своей природе, так

и по характеру выполняемых ими функций. Автономные процессы, происходящие

внутри лексической подсистемы языка, опосредованы внешними стимулами.

Последнее приводит в действие языковой механизм, стремящийся дать уже

известному понятию удобное для данного состояния языковой системы

обозначение, соответствующее тем или иным тенденциям в современном

развитии. Таким образом, внешние стимулы как бы «оформляют» внутриязыковые

Рассмотрим, какие же конкретно потребности совершенствования системы

обозначений способствуют появлению новообразований.

1. значительная часть лексических инноваций, возникших для

переименования уже известных понятий, есть результат действия порождающей

функции языковой системы, которая делает возможным появления тех или иных

членов словообразовательного звена, никогда не бытующего в языке в своём

полном составе. До своего появления подобные инновации существовали как бы

словами, которые позволяют выразить то или иное понятие в форме одного

знака, соответствующего синонимичной описательной конструкции:

тележанр = телевизионный жанр;

телесериал = телевизионный сериал;

первожитель = первый житель;

авиашоу = авиационное шоу;

телешоу = телевизионное шоу;

бригадмил = бригада содействия милиции;

нардеп = народный депутат;

минторг = продукция заводов России и СНГ;

книгоподавческий = магазин, продающий книги и др.

данные слова компактны по форме, и в то же время семантика их легко

воспринимается, внутренняя форма прозрачна, что и обуславливает их

преимущество перед словосочетаниями.

Широко известно и другое явление словообразовательного порядка,

служащее источником значительного количества внутрисистемных

новообразований, - аббревиация, которую также связывают с рационализацией

языка. Не смотря на определённые недостатки, аббревированные слова

действительно экономны, ибо значительно сокращают «площадь» словесных

Например:

ОМОН = отдел милиции особого назначения;

БОМЖ = без определённого места жительства;

ОБЭП = отдел борьбы с экономическими преступлениями;

ООО = общество с ограниченной ответственностью;

НДПР = народно-демократическая партия России;

ЕВЕ = европейская валютная единица;

АКБ = акционерный коммерческий банк и тому подобное.

Экономия языковых средств может проявляться не только в появлении

новообразований, но и в заимствовании слов из каких-нибудь других языков.

Процесс заимствования в этом случае осуществляется не с целью номинации

новых для русской действительности реалий, а с целью более рационального

выражения тех или иных уже известных понятий; то есть, связан с законом

экономии.

Например:

Повествование в картинках с минимальным сопроводительным текстом

– «комикс»;

Жареный ломтиками картофель – «чипсы»;

Демонстрация популярных песен – «хит-парад»;

Управляющий предприятием – «менеджер»;

Наемный убийца – «киллер»;

Ценный документ – «ваучер»;

Подросток (11-15 лет) – «тинэйджер»;

Стремление к экономии языковых средств выражения, смыкается с другим

внутренним стимулом словарного обогащения языка – тенденцией к регулярности

(однотипности) внутриязыковых отношений. Она выражается в стремлении

говорящих к сокращению сложных, составных наименований, расчлененная форма

которых вступает в противоречие с целостностью и единством их номинативной

Этот процесс, известный еще до революции приводит к возникновению в

недрах разговорной и специально – профессиональной речи слов – универбатов,

представляющих собой краткое неофициальное наименование понятия.

Например:

Наличные деньги – «наличка»;

Безналичный расчет – «безналичка»;

Минимальная зарплата – «минималка»;

Военное производство - «военка»;

Оптовый магазин – «оптовик»;

Человек, собирающий бутылки – «бутылочник» и другие.

Итак, происходит процесс универбации (стяжения). Этот процесс довольно

активен в современном русском языке. Несмотря на отрицательное отношение

ревнителей нормы к таким образованиям, производство таких слов можно

назвать массовым. Не вступая в спор о вкусах, можно утверждать, что факт

остается фактом: такие слова играют важную роль в современной разговорной и

газетно-публицистической речи, де стремление к оперативности изложения

особенно ощутимо.

3. В качестве причины, обуславливающей появление новообразований, не

обозначающих новые реалии, выделяют и стремление к обобщению. Данное

явление определяется дать общее родовое название однотипным явлениям,

видам, понятиям. Именно этот внутренний стимул способствовал, например,

тому, что вещества, ускоряющие и облегчающие приспособление организма к

условиям окружающей среды (женьшень, левзея и другие) получили название

«адаптогенов».

Разного рода аппараты и устройства для записи изображения и его

звукового сопровождения на магнитную ленту (видеокамера, видеомагнитофон и

тому подобное) были обобщены в родовом понятии «видеотека».

Направления различных видов искусства и литературы, посвященные

морской тематике, стали именоваться в своей совокупности «маринистикой».

Общественные, профсоюзные организации, не являющиеся

распорядительными органами власти, получили название «неправительственных».

Интересны и семантические преобразования обуславливающие становления

новообразований этого плана. Например, - в последние два десятилетия широко

употребляется слово «поколение» – новая модификация какого-нибудь

предмета, механизма и тому подобное. Ср. прежнее значение: "одновременно

живущие люди близкого возраста".

Таким образом, слово «поколение», ранее применявшееся только к лицам,

в последнее время смещается в сферу неживой природы.

Стремление к обобщению осуществляется в едином русле с тенденцией к

регулярности, но только теперь уже не формальной (лексической), а

семантической. Последняя в данном случае проявляется в образовании

наименований, выступающих в качестве обобщенного множителя семантического

поля. Поэтому появление указанных выше наименований вызвано не только

потребностью дать обобщенное название тем или иным реалиям, но и

стремлением к взаимооднозначности на уровне связей видовых и родовых

понятий внутри определенного смыслового поля.

Семантические инновации рассматриваемого типа демонстрируют, один из

общих законов развития языка – закон абстрагирования, согласно которому на

основе одних, более конкретных элементов языковой структуры развиваются

другие, менее конкретные.

4. Тенденция, противоположная регулярности – тенденция к

дифференциации. Она обусловлена необходимостью дать отдельное наименование

каждому виду того или иного рода и тем самым установить логические родово-

видовые отношения.

В силу указанной потребности возникают новые слова, в большинстве

своем сложные, уточняющие известные ранее общие понятия. Причем,

особенностью таких наименований является то, что они могут включать и

заимствованные элементы, например:

Выставка: «выставка-смотр», «выставка-ярмарка», «выставка-продажа»;

Клуб: «бизнес-клуб», «кафе-клуб»;

Центр: «Дягилев - центр», «имидж-центр», «шейпинг - центр», «Бизнес -

авто - центр»;

Школа: «Штайнер - школа», «кока-школа», «бизнес-школа».

в новых эмоционально - экспрессивных обозначениях известных явлений, во

многом обусловленная пафосом свершений нашего времени. Причиной

возникновения новых слов следует назвать стремление говорящих нарушить

языковой автоматизм(один знак - одно значение). С этой целью говорящие и

пишущие нередко прибегают к обновлению значения ранее известных слов,

переносно – расширенное употребление, которых свежесть и выразительность

речевого общения.

Приведём примеры:

чего-либо: бум мифологизма, промышленный бум, туристический бум, бум

документализма и т.д. Новое значение существительного «бум» возникает на

базе значения: "биржевое искусственное оживление, шумиха, создаваемые с

целью поднятия денежного курса". Сходство обозначаемых понятий

усматривается в данном случае в присущем обоим явлениям признаке

повышенной активизации, чрезмерного усилия. Это образно – метафорические

осмысления. К их числу относятся слова типа «дозорный» – в значении

«народный контролер». Как экспрессивные (с положительной или отрицательной

окраской) наименования явлений, понятий возникли также слова «аэромост» – "

воздушная связь;

«грустинка» – легкая печаль, грусть;

«службизм» – чрезмерно ретивое отношение к службе и другие.

Стремление к разнообразию, выразительности речи связано с постоянным

расширением в лексике круга синонимических средств, которые позволяют

детализировать то или иное понятие, особо подчеркнуть какой-либо его

признак, а тем самым сделать речь более выразительной.

Как синоним к слову «откровенность» возникает слово «исповедальность»,

к слову «лестность» – «комплиментарность».

Слова-оценки, образные переосмысления слов нарушают регулярность

организационной структуры языковой системы. Появление таких слов –

закономерное явление, вызванное действием экспрессивной функции языка.

Итак, пополнение лексического фонда новообразованиями связано с

факторами не только внешнего, но и внутреннего порядка. При этом действия

внешних факторов, как правило, выражено достаточно ярко , «напрямую»

соотносится с происходящими процессами в жизни общества. Внутренние же

преобразования в языке менее заметны, но не менее разнородны как по своей

природе, так и по своей функции. При анализе факторов обогащения

номинативного фонда, на наш взгляд, необходимо учитывать и

экстралингвистические, и внутренние стимулы языкового развития, так как это

позволит представить наиболее полную картину действия различных импульсов

появления новообразований.

Таким образом, жизнь языка заключается не только в ответной

перестройке в связи с изменениями в мире реалий: разными путями, под

влиянием различных тенденций он все более приспосабливается к потребностям

эпохи, совершенствуется как сложный инструмент человеческого общения.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

АДРЕСАТ ОБЩЕНИЯ - тот, к кому обращено сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что любое высказывание имеет адресата, даже если оно обращено к самому себе. Не бывает текста в никуда.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация - это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для осуществления высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания сделает сообщение результативным, т.е. воздействующим на сознание или поведение адресата. Для этого нужно уметь: 1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению; 2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАС-

СУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

29 .Ораторская речь: роды и виды, особенности речи.

Ораторская речь издревле считалась эффективным методом воздействия на людей. Ее основы зародились в Древней Греции, когда люди демонстрировали свои произведения, выступая на агоре или в античных театрах. С тех пор это искусство претерпело некоторые изменения, которые касаются исполнения речи, однако его цель и основная структура ценятся и в настоящее время. Основы ораторского искусства Существует несколько риторических канонов, по которым происходит построение речи. Они уместны не только в публичных выступлениях, но и в повседневной жизни, во время обычного разговора. Следуя им, человек сможет грамотно выражать свои мысли, которые будут доступны окружающим.



Первый этап – инвенция. Здесь оратор отбирает материал, который потом подвергнется обработке (осмыслению) и будет продемонстрирован. Именно на этой, первой, ступени построения речи выделяется предмет освещения, т.е. то, о чем будет говорить автор. Второй этап – диспозиция. Здесь предмет становится понятием, происходит включение его в систему других знаний. В этот период формируется композиционная схема выступления, выделяются логические связи между предметами анализа. Таким образом, диспозиция выступает гарантом правильного понятийного аппарата речи. Третий этап – элокуция. Здесь автор оформляет отобранные понятия в словесную форму. Вербализация может происходить посредством нелогичных способов, которые зачастую и становятся главным инструментом воздействия: тропов и фигур. Четвертый этап – акция. Здесь автор отрабатывает будущее выступление, учитывая интонации голоса, паузы и само произношение слов. Также на данном этапе определяются жесты и мимика, которые позволят гармонично донести информацию и правильно воздействовать на аудиторию. Пятый этап – мемория. Теперь оратору необходимо запомнить свою речь, чтобы быстро ориентироваться в том, что он намерен говорить. Роды и виды ораторской речи Современная риторика обладает несколькими родами и видами красноречия. Они зависят от области, для которой предназначена речь, ситуации, в которой ее реализуют, а также темы и формы. Род – наиболее широкое понятие, он определяется в зависимости от объекта речи, цели, формы и ситуации. Ораторская речь может классифицироваться на несколько родов. А именно: академическая; социально-политическая; духовная; социально-бытовая; судебная. Ораторская речь в зависимости от рода классифицируется на виды. Они конкретизируют область, ситуацию и аудиторию выступления. Академическая речь представлена лекциями (школьными или вузовскими), научными докладами, обзорами, сообщениями, а также выступлениями на научно-популярную тематику. Для этих видов характерна информационная насыщенность, минимум использования экспрессивных выражений, а также оперирование фактами. Изложение строится на доступном языке для широкой аудитории с отсутствием излишне специфичных понятий, значение которых может быть неизвестно слушателям. Судебная ораторская речь представлена двумя видами: прокурорской и адвокатской. Для них характерна эмоциональная насыщенность, которая обязательно подкрепляется аргументами. Социально-политическое выступление имеет множество видов, самые распространенные из них – агитаторская и митинговая речь, которые в демократических государствах можно часто слышать накануне выборов. Также к этому роду публичных выступлений относятся дипломатическая, парламентская, военно-патриотическая речь и доклад. Для них характерны экспрессивная лексика, неожиданные сравнения в сочетании со статистическими данными и другими объективными фактами. Социально-бытовой род выступления представлен 5 видами: юбилейная речь, приветственная, застольная, надгробная и приемная. Для них характерны эмоциональные восклицания и личностные оценки. Духовная речь имеет два вида: проповедь и церковная (официальная). Они насыщены старославянизмами, носят поучительный характер и необязательно основываются на конкретных фактах. Таким образом, существует достаточно много видов и родов публичной речи. Они, в свою очередь, подразделяются на жанры, которые определяют объем и стилистику текста. Однако к какому бы виду и жанру не относилось выступление, оно должно содержать полезную и доступную информацию, а автор должен хорошо владеть мимикой, жестами и голосом, чтобы правильно и эффективно донести то, что он намеревается сказать.

- 82.50 Кб

y">1.2.Логическая структура выступления

Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

2. Лингвистические факторы публичного выступления

2.1. Словесное оформление выступления

Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. «К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание». Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5-7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Приведем пример такого текста:

«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один - уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16).

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написание (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования - официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.

Контакт с аудиторией будет более успешным если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («живая» беседа). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское

Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

«В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка». Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, жен др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и др.). С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное.«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси» (Общая газета. 1998. № 15).

Данный текст буквально насыщен местоимениями: его, всем, что, его, какого-то, это. Все эти местоимения, а также вводное слово так и иначе и частица даже придают тексту ощущение звучания авторского голоса.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

  1. Типичные ошибки при выступлении

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: « Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. «Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать манипулирование аудиторией». Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в город и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять па соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами то группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью cовпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам, говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Заключение

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.

Выступление - это разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов мы изложили в виде набора рекомендаций.

Библиографический список:

  1. Александров, Д.Н. Риторика / Д.Н. Александров.– М.: Флинта, Наука, 2002. - 624 с.
  2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов – на/ Д.: Феникс, 2004.- 539 с.
  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособ. / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003.- 432 с.
  4. Зарецкая, Е.П. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации / Е.П. Зарецкая. – М.: Дело, 1998.- 473 с.
  5. Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. - М.: Высшая школа, 1997.- 276 с.
  6. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М.: Издательство МГУ, 1992.- 240 с.
  7. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта, 1998.- 560 с.
  8. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 2003.- 357с.
  9. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2003.- 272 с.
  10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. -М.: Высшая школа, 2002. -510 с.
  11. Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2003.- 272 с.
  12. Хазагеров, М.Р. Общая риторика / М.Р. Хазагеров – Ростов-на /Д.: Феникс, 1999.- 365 с.

Описание работы

Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

Заключение 15

Библиографический список 16

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

АДРЕСАТ ОБЩЕНИЯ - тот, к кому обращено сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что любое высказывание имеет адресата, даже если оно обращено к самому себе. Не бывает текста в никуда.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация - это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для осуществления высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания сделает сообщение результативным, т.е. воздействующим на сознание или поведение адресата. Для этого нужно уметь: 1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению; 2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАС-

СУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

АДРЕСАТ ОБЩЕНИЯ - тот, к кому обращено сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что любое высказывание имеет адресата, даже если оно обращено к самому себе. Не бывает текста в никуда.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация - это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для осуществления высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания сделает сообщение результативным, т.е. воздействующим на сознание или поведение адресата.

Для этого нужно уметь:

1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению;

2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.