Обманка на второй лямбда зонд. Виды обманок лямбда зонда, изготовление своими руками, чертежи и схемы

22 октября 2016

Работой двигателя современного автомобиля управляет электронный блок - контроллер, ориентирующийся на показания доброго десятка датчиков. Часть из них находится в легкодоступных местах и потому спокойно меняется при выходе из строя. Но есть и такие как лямбда зонд (иначе - датчик кислорода, О2), вмонтированный внутрь выхлопной системы. Вместо того чтобы производить его замену, опытные автомобилисты зачастую прибегают к установке обманки, экономя на покупке новой детали.

Как функционирует кислородный датчик?

Чтобы сделать обманку лямбда зонда, не помешает разобраться, как он работает и взаимодействует с контроллером. Есть один существенный момент: применение всякого рода имитаторов вместо штатного датчика О2 далеко не всегда дает положительный результат. Это станет понятно при более подробном изучении работы элемента.

Чтобы обеспечить полное сгорание топлива в цилиндрах, контроллер, управляющий форсунками, должен смешать его с воздухом в оптимальных пропорциях. Теоретически для сжигания 1 см 3 бензина потребуется 14,7 см 3 воздуха, чье количество определяется датчиком ДМРВ. «Видя» таким способом расход воздуха, электронный блок дозирует подачу горючего форсунками.

Другое дело, что контроллер не может «видеть» как сгорает топливо на самом деле, если не задействовать лямбда зонд, устанавливаемый на выходе отработанных газов в выхлопном тракте. Его задача - оценивать количество кислорода, оставшегося в выхлопе авто и информировать об этом блок управления посредством электрических сигналов, а тот делает соответствующие выводы:

  1. Большой объем остаточного кислорода свидетельствует о бедной топливовоздушной смеси. Контроллер увеличивает подачу горючего, доводя ее до нормы.
  2. Если кислорода в отработанных газах мало, то смесь слишком обогащена и долю бензина в ней нужно уменьшить, что и делает контроллер.
  3. Когда сигналы от датчика О2 становятся некорректными либо пропадают вовсе (при выходе из строя), электроника переходит в аварийный режим, подавая горючее в соответствии с заложенной программой.

Лямбда зонд - элемент довольно чувствительный и выходит из строя спустя 40-80 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации, состояния двигателя и качества применяемого топлива. О неполадках датчика свидетельствуют такие признаки:

  • на приборной панели загорается табло «Check Engine»;
  • расход бензина возрастает, его величина зависит от заложенной программы (прошивки);
  • из выхлопной трубы идет черный дым;
  • появляется нестабильная работа на холостом ходу, вплоть до остановки силового агрегата.

В автомобилях, чьи топливные системы соответствуют нормам EURO 4 и выше, кислородных датчиков уже два . Первый стоит сразу на выходе из двигателя, второй – после каталитического нейтрализатора. Электроника ориентируется на показания обоих элементов и готовит топливовоздушную смесь более точно.

Мастерами – умельцами практикуется 2 способа «обмана» контроллера при неисправностях лямбда зонда либо нейтрализатора выхлопных газов:

  • механический, с помощью металлической втулки;
  • электронный.

Первым делом стоит разобраться, как обойти аварийный режим механическим путем.

Установка механической обманки

Использование данного способа уместно в ситуациях, когда вышел из строя катализатор либо автолюбитель поставил вместо него обычный пламегаситель. То есть, датчик О2 все равно должен находиться в исправном состоянии.

Фокус в том, чтобы механическим путем ввести в заблуждение электронику и показать, будто катализатор стоит на месте и функционирует нормально.

Дополнительная деталь представляет собой обычную бронзовую или стальную втулку с резьбой и шестигранной головкой под ключ. В торце проделано калиброванное отверстие диаметром 2 мм, куда проходят дымовые газы, а внутри втулка заполнена керамической крошкой с каталитическим покрытием. Используя чертеж обманки, элемент несложно выточить на токарном станке либо купить в готовом виде.

Имитация работы нейтрализатора происходит следующим образом:

  1. Газы из выхлопного тракта попадают сначала в полость втулки.
  2. Проходя сквозь керамику, газы вступают с ней в реакцию, отчего количество вредных веществ (СО и СН) снижается.
  3. Обработанные газы поступают в кислородный датчик, который выдает требуемые показатели контроллеру.

Конструкция механической обманки лямбда зонда аналогична устройству катализатора, только в уменьшенных размерах.

Установить деталь не составит труда, необходимо лишь определить местонахождение самого датчика и действовать по такому алгоритму:

  1. Отключить аккумулятор, сняв «минусовую» клемму.
  2. Выполнив предварительную разборку, добраться до разъема датчика и отсоединить его.
  3. Выкрутить элемент и вкрутить на его место обманку.
  4. Во втулку вкрутить лямбда зонд и подключить разъем.

Обман с помощью электроники

Существует 3 варианта обмана электронного блока:

  • перепрошивка;
  • установка эмулятора;
  • использование простой схемы, спаянной своими руками.

Перепрошивка - это кардинальный способ раз и навсегда решить проблему неработающего или отсутствующего катализатора . Суть в том, чтобы программными методами исключить второй датчик О2, стоящий за нейтрализатором, из «поля зрения» контроллера. Тогда последний станет ориентироваться только на показания первого зонда и не задействует аварийный режим.

Недостаток способа заключается в отсутствии корректных заводских прошивок, а применение других может оказаться небезопасным для работы силового агрегата. Чтобы удачно реализовать такую обманку, придется обращаться к хорошим специалистам, что по деньгам сопоставимо с покупкой нового катализатора.

Второй вариант - приобрести и поставить так называемый электронный эмулятор , собранный на базе микропроцессора и рассчитанный на определенные марки автомобилей. Он имитирует нормальную деятельность лямбда зонда и успешно взаимодействует с электронным «мозгом» машины. Сложностей при установке никаких, нужно лишь подсоединить прибор к разъему датчика.

Некоторые мастера - умельцы ставят самодельные обманки, присоединяя их к проводам, ведущим к разъему. Для сборки необходимы такие детали и инструменты:

  • постоянный резистор на 1 МОм;
  • конденсатор на 1 мкФ неполярного типа, рассчитанный на напряжение до 30 В;
  • паяльник, нож, кусачки;
  • припой, канифоль.

Предлагаемая схема тоже применяется для обмана второго датчика при неисправном нейтрализаторе выхлопных газов. Выяснив его местонахождение, следует предпринять такие действия:

  1. Удалить часть защитного кожуха с проводов перед самым разъемом.
  2. В разрыв черного провода впаять резистор.
  3. Конденсатор припаять одним концом к серому проводу, а вторым – к черному, но после резистора.
  4. Запустить двигатель и проверить, горит ли табло «Check Engine» на всех режимах работы, в том числе и на ходу.

Способ с самодельной схемой подойдет далеко не к каждой модели авто, да и номиналы резистора с конденсатором могут варьироваться. При неисправном лямбда зонде, стоящем до катализатора, данный способ не поможет вообще.

Поскольку электронные системы современных автомобилей достаточно сложны и продолжают совершенствоваться с каждым годом, то использование подобных обманок видится проблематичным. На последних моделях машин они могут и не сработать, а то и нанести немалый материальный ущерб, если двигатель выйдет из строя раньше времени. Чтобы этого избежать, лучше ставить только штатные детали взамен неисправных и не отсекать от контроллера «органы чувств», коими являются датчики.

На сегодняшний день качество отечественного бензина оставляет желать лучшего. Все те примеси, что очень часто добавляются, приводят к ряду поломок и нарушений. И одной из основных поломок является нарушение работы лямбда-зонда или катализатора. А замена катализатора обходится автолюбителям в кругленькую сумму, что приводит к тому, что они частенько сами выбивают керамический катализатор. Но это приводит к другой проблеме – появляется сигнал Check Engine на приборной доске, что сигнализирует об отсутствии катализатора. Очень многих эта лампочка раздражает и даже отвлекает внимание водителей, что может привести к печальным результатам.

Но очень часто автолюбители и сами допускают ошибки, приводящие к поломке датчиков. Вот пример наиболее распространенных:

1. Использование топлива, марка которого не соответствует двигателю;

2. При креплении датчиков, использование герметиков, в состав которых входит силикон; или же таких, которые снижают свою пластичность при комнатной температуре;

3. Многократные неудачные запуски двигателя за короткий промежуток времени;

Интересно знать! На профессиональных внедорожниках выхлопную трубу выводят вверх не красоты ради, а в практических целях. Ведь если выхлоп смотрит вверх, то авто проходит грязь или же глубокий брод, не черпая влагу в трубу.

Если взять автомобили, соответствующие экологическому стандарту EURO-4, то у них установлено два лямбда-зонда (в дальнейшем - датчик): первый находится перед, а второй – за катализатором. И, как правило, именно второй из датчиков чаще всего выходит из строя. Сигналы, получаемые от этих датчиков, должны быть разными. Но в случае, если владелец авто удалил катализатор или же заменил его пламегасителем, или, что более вероятно, один из датчиков требует замены, то сигналы, получаемые с этих двух датчиков, начнут совпадать, что приведет к включению аварийного режима. А это, в свою очередь, приводит к тому, что контроллер выберет усредненные параметры для впрыска. То есть, увеличивается расход топлива, и при этом же снижается мощность работы двигателя, появляется нестабильность в его работе на холостом ходу. Ну а на приборной панели загорается Check Engine.

Это интересно! В одном американском городе совсем недавно был проведен конкурс, по правилам которого участники должны были опознать марку спортивного автомобиля по звуку. «Легко!» – скажете вы? А с закрытыми глазами? Всего в состязании принимали участие около 150 автомобилей, и лидерами опознания становились звуки Ferrari и Subaru!

Если же автомобиль более старый, то датчик, как правило, установлен всего лишь один. Находится он перед катализатором. Это интересно: самым первым кислородным датчиком была деталь, которая представляла собой очень чувствительный элемент, не оборудованный подогревателем. Он нагревался от выхлопных газов, а потому данный процесс требовал времени.

Одним из решений данной проблемы является обманка лямбда-зонда, которую можно сделать своими руками, и стоить это будет дешевле, нежели покупать новый датчик. Всего существует три типа обманки лямбда-зонда:

механический

Электронный

Перепрошивка

Механический тип обманки

Если вы выбрали механический тип обманки, то вместо катализатора устанавливается так называемая «проставка», или, как еще ее называют, – втулка. Размещают ее между выхлопной трубой и датчиком. Размер этой детали, как вы можете видеть на чертеже обманки лямбда-зонда, строго определенный, а выполнена она из бронзы либо теплоустойчивой стали.

В проставке просверливается небольшое отверстие диаметром 2 мм, через которое выхлопные газы и будут попадать в проставку. Внутрь проставки помещают крошку из керамики, которую предварительно покрывают каталитическим слоем. В результате взаимодействия выхлопных газов с крошкой из керамики происходит окисление, что приводит к снижению концентрации вредных веществ на выходе. Это приведет к тому, что данные с обоих датчиков будут разными, и блок управления примет это за штатную работу катализатора.

Для того чтобы самостоятельно установить проставку, нужно выполнить несколько нехитрых действий. Нужно загнать машину на яму/эстакаду и отключить минусовую клемму. Потом находим датчик и выкручиваем его. Далее подключаем минусовую клемму и запускаем двигатель. Если после этого электронный блок управления выдает ошибку – снова повторяем процедуру. Данный вариант обманки является наиболее экономным.

Такой тип обманки отлично подходит для всех автомобилей: как отечественных, так и импортных. Это интересно: согласно исследованиям британской страховой компании Churchill, прямоточный глушитель повышает мощность авто в среднем на 5%, но при этом ухудшает слух водителя за год интенсивной эксплуатации авто на 2-3%.

Электронный тип обманки

Сделать обманку электронного типа уже значительно сложнее. Наиболее продвинутые автолюбители самостоятельно паяют схему и делают обманку при помощи одного резистора либо одного конденсатора. Для наиболее простой электронной обманки вам понадобится:

- конденсатор (неполярный) К10-17Б имп., емкостью 1мкФ Y5V, +/-20%,1206 (Номенклатурный номер: 759300515)

Резистор (сопротивление) С1-4имп. 0,25 Вт, 5% 1 Мом (Номенклатурный номер: 51741)

Паяльник

Припой, канифоль, изоляционная лента

Электронная обманка устанавливается на провода, которые идут от датчика к разъему. У некоторых автомобилей разъем расположен в тоннеле между водительским и пассажирским сиденьями. Также он может находиться как в моторном отсеке, так и под торпедой. Вот так выглядит схема подключений.


Чаще всего люди задаются вопросом: «Где ставить конденсатор?» Если смотреть от коннектора, то первым идет конденсатор, а уже после резистор.

Важно! Обязательно перед началом работы отключите минусовую клемму. Когда все соединения подключены, то их нужно хорошенько изолировать. Наиболее удачным будет поместить всю схему в пластиковую коробку и залить эпоксидным клеем.

Kучше всего соединение делать в том месте провода, где гофра легко отсоединяется, и потом ею же закрыть изоляцию. Также продаются специальные устройства с микропроцессором – эмуляторы.

Важно! Эмулятор лямбда зонда – это не обманка. Он обеспечивает правильную работу блока управления, а не просто обманывает его. Микропроцессор, установленный в эмуляторе, оценивает выхлопные газы, а также анализирует ситуацию с обработкой сигнала с первого датчика. И уже после формирует такой сигнал, который соответствует сигналу с второго работающего датчика.

Перепрошивка

Помимо обманок, существует еще и перепрошивка блока управления. Перепрошивка состоит в том, что после нее блок управления перестает брать в расчет сигнал от датчика, установленного за катализатором. В своей работе он ориентируется только на сигнал от датчика, установленного перед катализатором.

Нужно учитывать, что найти заводскую прошивку практически невозможно, так как они не соответствуют нынешним европейским экологическим стандартам. Как вариант, можно обратиться к хорошо знакомому специалисту, который при помощи некоторых изменений в программе отключит прием блоком управления сигналов со второго датчика, в результате чего получается обманка катализатора.

Также можно заказать/купить прошивку через интернет или на рынке, но тогда вся ответственность ложится на ваши плечи, ведь вы фактически покупаете «кота в мешке», так как некачественная прошивка может привести к серьёзным повреждения двигателя.

Обманка лямбда-зонда - это устройство которое корректирует сигнал нижнего датчика кислорода если каталитический нейтрализатор на автомобиле вышел из строя или был удален. Она может быть механическая - в виде металлической проставки, или в электронная - в виде блока с платой (эмулятора). Так же иногда ее называют обманкой катализатора, мини-катализатором или эмулятором катализатора.

Для чего нужна обманка лямбда-зонда

В случае если катализатор на вашем автомобиле рассыпался, оплавился, забился или просто перестать очищать выхлопные газы от остатков топлива - ЭБУ выдаст ошибку «Check Engine» о его неэффективной работе. Последствиями ошибки в большинстве случаев является аварийный режим работы автомобиля, а вместе с ним увеличение расхода топлива, отключение вспомогательных систем и ограничение оборотов двигателя. Для устранения данных ошибок устанавливают обманку на нижний кислородный датчик.

Принцип работы лямбда-зонда

Большинство автомобилей, выпущенных с 1998 года оснащаются минимум двумя (некоторые, особенно с V-образным двигателем - четырьмя) кислородными датчиками. Это означает, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО-3, 4, 5 или 6. Верхний лямбда-зонд отслеживает остаток кислорода в выхлопных газах и корректируют подачу топливовоздушной смеси - он не участвует в работе катализатора. Второй датчик находится после катализатора и считывает показания выхлопных газов, прошедших через него. Электронный блок управления сравнивает егопоказания с первым датчиком и, если катализатор забился или его нет совсем, выдает соответствующую ошибку.

Сам же датчик представляет собой гальванический элемент с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Один из электродов омывается горячими выхлопными газами, а второй - воздухом из атмосферы. Важно заметить, что элементы датчика начинают измерение состава отработавших газов после разогрева до 300-400 °C. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а гальваническая ячейка начинает работать. Именно поэтому внутри датчика установлен подогреватель, который на холостых оборотах помогает ему быстрее разогреться до нужно температуры и включиться в работу.

Механические обманки лямбда-зонда

Прошивка ЭБУ автомобиля

При прошивке (перепрошивке) электронного блока управления (ECU) можно полностью отключить нижний лямбда-зонд, таким образом вообще не потребуется установка никаких обманок. Но у этого способа решения проблемы есть два весомых минуса. Во-первых, стоимость такой услуги варьируется в диапазоне 5000-10000 руб. для бюджетных и распространенных моделей, но может доходить до 50000 руб. если у вас автомобиль класса «Люкс» или просто достаточно редкая модель. Во-вторых, всегда есть риск лишиться ЭБУ если в процессе прошивки что-то пойдет не так и блок «сгорит» или новая прошивка будет периодически «слетать».

Поэтому данный способ хоть и решает проблему ошибки по катализатору, но имеет смысл только если вместе с отключением кислородного датчика вы будете производить еще какие-то манипуляции с настройкой прошивки, скажем, для увеличения мощности двигателя. В противном же случае игра не стоит свеч.

Количество автомобилей на планете с каждым днем увеличивается. Пропорционально возрастает и объем вредных веществ, выбрасываемых ими в атмосферу. Современные требования к экологичности автомобилей обязывают их производителей находить решения для снижения уровня токсичности выбросов.

Одним из таких технологических решений является усовершенствование системы отвода отработанных газов за счет использования в ней катализатора (каталитического нейтрализатора) - устройства, предназначенного для нейтрализации вредных соединений, содержащихся в автомобильных выхлопах. Однако при выходе из строя этого узла наши автовладельцы порой приходят в "дикий восторг", узнав, во сколько обойдется его замена. Вот тогда и приходит на помощь смекалка отечественных автомехаников. Они уже давно придумали альтернативу дорогому катализатору. Конечно, это не совсем экологично, но дешево.

В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой обманка на лямбда-зонд, какие разновидности ее бывают, а также как самому сделать подобное устройство. Но прежде давайте разберемся, как устроен каталитический нейтрализатор и по какому принципу он работает.

Катализатор

Катализатор состоит из корпуса и блок-носителя - системы металлических или керамических решеток. На решетках имеется тонкий слой из специальных химических веществ, которые, вступая в реакцию с вредными соединениями, содержащимися в выхлопах, нейтрализуют их, превращая отработанные газы в водяной пар, угарный и углекислый газ. В роли таких веществ чаще всего выступают платина, родий и палладий. Это, собственно, и объясняет, почему каталитический нейтрализатор так дорого стоит.

Катализатор является вторым элементом выхлопной системы после приемной трубы, которая отводит газы из выпускного коллектора двигателя. Дополнительной его задачей является охлаждение выхлопов и гашение горящих паров топлива, вырывающихся из цилиндров. Кстати, за счет высокой температуры в катализаторе происходит дожигание выхлопных газов. Подачу кислорода, необходимого для этого, регулирует контроллер автомобиля, получая информацию о его концентрации с кислородных датчиков.

Датчики кислорода

Датчик кислорода (лямбда-зонд) - устройство, предназначенное для определения количества кислорода в выхлопных газах. Его показания принимаются в учет электронным блоком управления при расчете пропорционального соотношения топлива и воздуха в горючей смеси.

Большинство современных автомобилей укомплектованы двумя лямбда-зондами. Первый датчик обычно устанавливается на приемной трубе или в передней части катализатора. Именно он отвечает за коррекцию топливной смеси. Второй же лямбда-зонд монтируется за катализатором и контролирует его работу. Если вдруг каталитический нейтрализатор вышел из строя и утратил способность очищать выхлоп, датчик отправляет на ЭБУ аварийный сигнал.

Признаки неисправности катализатора

Признаками того, что катализатор вышел из строя, являются:

  • появление на щитке приборов горящего значка «Чек Энджин», сообщающего об ошибке в работе двигателя;
  • заметное снижение динамических характеристик автомобиля;
  • нестабильная работа двигателя;
  • изменение звука работающего мотора;
  • увеличенный расход топлива.

Почему катализатор выходит из строя

Катализатор, как и любое другое устройство, имеет свой ресурс.

Если ваш автомобиль прошел больше 200 тыс. км без его замены, а тут он сломался - это естественно. Но если машина относительно новая, а катализатор приказал долго жить, это может быть следствием:


Способы устранения неисправности

Если вы диагностировали неисправность катализатора, есть два способа ее устранить: купить и установить новый каталитический нейтрализатор, что будет более правильно, но дорого, или же попытаться обмануть контроллер автомобиля, что не совсем правильно, но дешево. Второй способ подразумевает эмуляцию катализатора, которую можно осуществить путем:

  • перепрошивки электронного блока управления;
  • установкой на место второго датчика механической обманки;
  • внесение изменений в электронную схему подключения второго датчика к ЭБУ.

Все три варианта рабочие. Какой из них выбрать - решать, конечно, вам.

Перепрошивка ЭБУ

Этот способ достаточно действенный и заключается в том, чтобы подключить к контроллеру компьютер и внести соответствующие изменения в его программное обеспечение. В результате такой нехитрой операции ЭБУ не будет ссылаться на показания датчика, считая катализатор полностью рабочим. Но подобные манипуляции с программным обеспечением могут закончиться тотальным сбоем, поэтому этот вид работ лучше доверить специалистам.

Механическая обманка

Механическая обманка на лямбда-зонд - самый популярный способ устранения проблем с катализатором, и довольно простой. Его суть заключается в том, чтобы ввести в заблуждение не электронный блок управления, а сам кислородный датчик (лямбда-зонд). Обманка ограничивает поступление выхлопных газов к его рабочему элементу. Соответственно, концентрация кислорода при этом увеличивается.

Достигается это путем установки между катализатором и датчиком специальной проставки (обманки). Второй лямбда-зонд при этом выносится дальше от катализатора. Что это дает? Обманка на лямбда-зонд имеет узкое центральное отверстие (около 2 мм), проходя через которое, выхлопные газы теряют концентрацию. Датчик, отодвинутый от катализатора, анализирует количество кислорода в выхлопе и, «принимая все за чистую монету», сигнализирует контроллеру, что здесь все в полном порядке.

Как изготавливается механическая обманка лямбда-зонда своими руками?

Купить описанное устройство сегодня можно в любом автомагазине или на рынке. Но для человека, имеющего навыки в токарном деле, сделать его - пара пустяков. Механическая обманка на лямбда-зонд изготавливается из бронзы или теплостойкой стали. Достаточно выточить цилиндрическую болванку, просверлить в ней отверстие и нарезать соответствующую резьбу: для вкручивания устройства в корпус катализатора и вкручивания в него датчика. Примечательно, что они универсальны, т. е. обманка лямбда-зонда «Опель», например, ничем не отличается от обманки «Ауди» или ВАЗ.

Монтаж устройства также не отличается особой сложностью. Необходимо лишь выкрутить датчик кислорода, вкрутить в отверстие втулку, а в нее - лямбда-зонд.

Электронный вариант

Теперь расскажем о том, как изготавливается электронная обманка лямбда-зонда своими руками. Тем, кто дружит с паяльником и отличает конденсатор от резистора, не составит труда эмулировать рабочий катализатор электронным методом. Принципиальная схема обманки лямбда-зонда очень проста. Она включает лишь две упомянутые радиодетали: неполярный конденсатор на 1 мкФ и резистор на 1 МОм. Кроме этого, нам понадобится паяльник, канифоль, припой и нож.

Для начала нужно найти разъем на проводах, идущих от второго датчика к контроллеру. Он может находиться в тоннеле между передними сидениями, в моторном отсеке или под панелью приборов, в зависимости от марки и модели автомобиля. Имейте в виду, что электронная обманка второго лямбда-зонда устанавливается перед разъемом, со стороны датчика.

Обычно датчик соединяется с ЭБУ четырьмя проводами: синим, белым и двумя черными. Последние мы не трогаем. Синий провод разрезаем, зачищаем от изоляции и впаиваем в разрыв резистор на 1 МОм. К его концу, со стороны контроллера, припаиваем один из выводов конденсатора (неважно какой, он неполярный). Второй вывод припаиваем к белому проводу.

По окончании работ и проверки работоспособности эмулятора все его детали лучше залить эпоксидной смолой, чтобы избежать замыкания или повреждения.

Что делать с катализатором

Даже если вы избавились от постоянного горящей «ошибки», перерасхода топлива и нестабильности в работе двигателя благодаря эмуляции катализатора, не забывайте, что оставлять его в таком состоянии нельзя. Оплавленный или забитый каталитический нейтрализатор обязательно будет мешать отводу отработанных газов, создавая им серьезное сопротивление. Это, естественно, скажется на работе двигателя.

Что же делать? Здесь есть два решения: снять катализатор, удалить (выбить) из него блок-носитель и установить обратно, или же приобрести и поставить на его место стронгер (пламегаситель). В первом случае вы не потратите ни копейки, но звук работающего двигателя существенно усилится. Если же поставить пламегаситель, звук усилится незначительно, а его конструкция дополнительно позволит охладить выхлопные газы, прежде чем они попадут в глушитель.

Владельцы машин с пробегом часто сталкиваются с проблемой выхода из строя каталитического нейтрализатора. Новая деталь стоит дорого, поэтому редко кто меняет неисправный катализатор на исправный. Обычно вместо него устанавливают пламегаситель. О нюансах такой замены мы уже .

Лямбда-зонд и обманка. Фото — drive2

В таком случае остается вопрос, а что делать с лямбда-зондом (датчиком кислорода)? На машинах, которые отвечают экологическим нормам евро-3 и выше, их установлено как минимум два, причем второй как бы «проверяет» работу катализатора – его значения сравниваются с показанием первого датчика. Если ЭБУ рассчитан на работу с двумя лямбдами, то нормальной смеси без сигналов с обоих датчиков у него не будет. Вот и приходится как-то решать эту проблему. Одним из вариантов является установка обманки – мы тем или иным способом заставляем датчик передавать в ЭБУ не реальные данные, а те, что нужны для нормальной работы.

Как работает лямбда-зонд

Прежде чем рассказывать о способах обмана, нелишним будет разобраться с принципом работы кислородного датчика. При изготовлении датчика используется диоксид циркония и оксид иттрия, а сам датчик имеет два электрода, один из которых «дышит» выхлопными газами автомобиля, а второй обычным воздухом. За счет разницы количества кислорода возникает сигнал, который и передается в ЭБУ. При изменении состава смеси лямбда-зонды меняют напряжение, причем диапазон может колебаться от 0,1 до 0,9 В. 0,1-0,3 В означает бедную , а 0,7-0,9 В – богатую. Оптимальным значением считается показатель 0,4-0,6 В , именно к нему и стремится ЭБУ в своей регулировке.

Важный нюанс: кислородный датчик начинает работать только после того, как прогреется до 300 градусов (что даже в выхлопной трубе происходит не мгновенно). Это не блажь разработчиков, а необходимое условие, ведь именно при такой температуре циркониевый электролит начинает проводить ток. В прошивке ЭБУ учтена такая особенность кислородного датчика, поэтому после холодного запуска первое время он может корректировать смесь без его участия. Во многих современных автомобилях используются с подогревом, на них проложен дополнительный электрический провод, который позволяет кислородному датчику быстрее выйти на рабочую температуру.

Вот именно такой датчик нам придется обманывать. Глобально все обманки делятся на два типа – механические и электронные.

Механические обманки

У этого типа обманок есть два подвида, но основаны они на одном – металлической втулке (ее еще называют проставкой или «ввертышем») между выхлопной системой и датчиком кислорода . Втулка может быть от 40 до 100 мм в длину, но в любом случае принцип действия у нее один – лямбда-зонд отводится от системы в сторону, через маленькое сечение проставки в него попадает мало отработанных газов, они в объеме втулки усредняются и уже этого кислородному датчику достаточно, чтобы передавать в ЭБУ те сведения, которые нужно.

Это самый простой и дешевый вариант, но некоторым автомобилям его хватает для того, чтобы ЭБУ не выдавал и готовил нормальную топливо-воздушную смесь. Впрочем, он срабатывает далеко не всегда, ведь даже та малая доля выхлопа, которая «залетает» во втулку, не очищается. Поэтому придумали еще один вариант механических обманок. Используется все такая же втулка, вот только внутри она не пустая, а заполненная керамической крошкой. По сути, получается маленький катализатор, но рассчитанный не на всю выхлопную систему, а только на датчик. Это более надежный тип обманок, ведь тут даже та малая часть выхлопа, которая подводится к лямбда-зонду, «фильтруется», избыток кислорода окисляется, и датчик показывает оптимальные значения.

Плюсы механической обманки очевидны – она очень дешева, проставку можно изготовить самому, или купить за 500-1000 рублей (пустой вариант) или 1500-2000 рублей (с керамической крошкой). С установкой тоже никаких проблем – открутил лямбда, ввернул втулку, а в нее уже вкрутил кислородный датчик – справится даже школьник.

Минусы тоже имеются. Втулка заметно увеличивает длину конструкции, далеко не всегда компоновка элементов днища позволяет нарастить лямбда-зонд – удлиненная конструкция может просто-напросто не поместиться. Тогда придется переносить место установки датчика, а это дополнительная работа болгаркой и сваркой, что сводит на нет простоту этого метода.

Электронные обманки

Как мы уже убедились, лямбда-зонд преобразует количество кислорода в выхлопе в электрический сигнал, который нужен ЭБУ. В таком случае не обязательно создавать условия для датчика, чтобы он показывал правильно, можно просто имитировать нужный сигнал без реального замера . Именно по такому принципу работают электронные обманки.

Электронная обманка лямбда-зонда. Фото — drive2

Самые крутые из них оборудованы микропроцессором, могут учитывать работу первого датчика кислорода и очень точно имитируют выходной сигнал, но работают даже простые варианты, которые может собрать любой автовладелец, знакомый с паяльником. За готовые образцы в магазине попросят 1500-3000 рублей, а если делать самому, то можно уложить в несколько сотен рублей на материалы.

Установка электронной обманки, в теории, проста, нужно «врезаться» в провода, которые идут от обманываемого датчика к ЭБУ. Сложность может заключаться в том, где эти провода проходят. В каких-то моделях автомобилей к ним добраться легко, в каких-то трудно. Информацию о том, где конкретно проходит проводка и где лучше в нее «врезаться» (не обязательно делать это в районе установки датчика, можно в любом месте), для каждой модели автомобиля нужно искать отдельно.

Кроме относительно высокой стоимости уже готовых имитаторов других минусов у электронных обманок нет, а вот плюсы есть. Например, с электронной обманкой рабочий лямда-зонд не нужен. Он может сломаться в процессе эксплуатации, но на стабильность работы системы это не повлияет. Иногда, вообще, обманки ставят только потому, что не хотят покупать новый кислородный датчик, ибо он будет дороже стоить.

Выводы

Конечно, при замене катализатора на пламегаситель можно вообще обойтись без обманки, а просто перепрошить ЭБУ под евро-2, при котором показатели второго кислородного датчика не учитываются. Это хороший вариант, но он подходит не для всех – на какие-то машины прошивок нет, по близости может не быть специалиста высокого уровня и так далее. Кроме того, перепрошивка может оказаться заметно дороже. В таких ситуациях обманки лямбда-зонда тоже дадут нужный эффект. Какую выбрать, механическую или электронную, нужно решать в каждом случае индивидуально, в зависимости от модели автомобиля, доступности запчастей и предрасположенности самого владельца – что ему нравится больше паять или работать с токарным станком.