Обкатка и испытание двигателей. Правила обкатки двигателя после ремонта и на новом автомобиле Что если на обкатке двигателя

При покупке новой машины необходимо выполнить ее обкатку, чтобы притереть детали механизма и предупредить их преждевременный износ и возникновение деформаций. Это знает каждый водитель, хотя в последнее время всё больше автопроизводителей уверяют, что процедура не нужна.

Есть еще одна ситуация – обкатка двигателя после капительного ремонта, при которой узлы и агрегаты механизма также нуждаются в притирке.

Что такое обкатка двигателя и почему она необходима?

Обкатка двигателя – это его эксплуатация в щадящем режиме в «полевых» условиях или имитация работы на специальном стенде. Цель одна – полная притирка всех элементов. Обкатка двигателя после капремонта дает возможность подогнать детали друг под друга, обеспечив их функционирование.

Даже качественно выполненная замена запчастей не дает точной посадки деталей, как в заводских условиях при сборке. Кроме того, замена может быть частичной – при этом старые детали изношены или имеют измененные параметры. Новый элемент должен быть подогнан под старый.

Три основные причины обкатать двигатель:

  1. Поршни ДВС имеют специальные углубления, в которые должны «сесть» поршневые кольца. Это происходит при работе мотора в щадящих условиях. Если пренебречь процедурой, кольца могут просто сломаться, что выведет двигатель из строя. К возникновению поломки очень часто приводит резкий старт.

  1. В процессе обкатки нагрузки провоцируют трение деталей друг о друга, что приводит к образованию металлической стружки в масле. Последнее необходимо сменить, убирая вместе с ним и посторонние металлические примеси. Стружка, воздействуя на детали механизма, очень быстро приводит двигательную систему в негодность.
  2. Как бы хорошо ни был обработан поршень, на нем наверняка есть микроскопические неровности. При щадящей эксплуатации они выравниваются.

Разновидности обкатки мотора

Существуют несколько типов обкатки двигателя.

Холодная на стендах

Производится на специальном оборудовании в мастерских при помощи карданного вала, который соединяет автономный электродвигатель и вал двигательной системы автомобиля. Электромотор приводит в движение мотор машины. Интенсивность вращения мастер задаёт при помощи энкодера, а сам процесс контролирует компьютер, задавая темп вращения согласно полученным данным.

Однако стенд имеется не в каждой мастерской, поэтому приходится прибегать и к другим способам.

Холодная без стенда

Можно провести обкатку «по-простому». В двигатель заливается масло, радиатору нужен тосол либо антифриз. Залив техжидкости, автомобиль просто передвигают около 2-х часов по площадке, не включая мотора.

При проведении притирки важную роль играет температура мотора. На станциях контроль температурного режима осуществляется при помощи масла и горячей воды.

Горячая обкатка

Этот способ обкатки можно использовать и в домашних условиях. Потребуется запустить двигатель автомобиля и довести обороты до уровня его работы на холостых. Мотор должен поработать не более трех минут. Затем стоит сделать перерыв и подождать, пока мотор не остынет. Повторить процедуру нужно несколько раз.

Мотор необходимо завести и оставить в работающем состоянии на 50 минут. Следует начинать с 1200 об/мин и потихоньку доводить значение до середины допустимого. Если двигатель перегревается, его следует заглушить и остудить.

Производя горячую обкатку, стоит проверять масло и состояние других технических жидкостей, удостовериться в герметичности соединений и проконтролировать компрессию.

Обкатка в естественных условиях

Двигатель просто эксплуатируется в щадящем режиме – никаких чрезмерных нагрузок, резких стартов, торможений.

Первый запуск после "капиталки"

Начальный пробег в 3 000 километров считается самым важным - именно в это время мотор максимально подвержен воздействию неблагоприятных факторов.

Притирку нужно осуществлять осторожно. Когда автомобиль пройдет первую тысячу километров, следует заменить фильтр и моторное масло. Лучше не использовать различные присадки и прочие добавки. Предпочитайте чистое масло.

Чтобы обкатать двигатель после капитального ремонта правильно, следует придерживаться нескольких простых правил:

  • не злоупотреблять при езде слишком высокими или низкими оборотами;
  • не ездить на фиксированной скорости и с одним и тем же количеством оборотов – эти показатели лучше варьировать;
  • не применять торможение двигателем – режим обкатки для этого не подходит;
  • запрещено буксировать прицепы или транспортировать в багажном отделении грузы;
  • нельзя резко ускоряться или тормозить.

Перед стартом готовимся к обкатке

Прежде чем произвести первый запуск двигателя после ремонта, необходимо подготовить автомобиль к процедуре обкатки. В противном случае силовая установка может не получить правильной притирки, что сократит срок ее службы.

Во-первых, необходимо полностью зарядить аккумулятор. Начальный запуск имеет первостепенную важность - обороты коленвала слишком тугие, нагрузка на батарею большая. Нельзя допускать, чтобы АКБ дала сбой во время первого запуска.

Во-вторых, обязательной замене подлежат фильтр масла и само масло. Важно не намочить фильтрующий элемент в масляной смеси перед установкой, иначе может образоваться воздушная пробка.

Многих автолюбителей волнует вопрос, как правильно обкатать двигатель после капремонта. Есть некоторые особенности, которые зачастую игнорируют водители.

Первые 3 тыс. км не следует превышать скорость 50 км/ч. За это время мотор пройдет первичную притирку. Окончательно все придет в норму по достижении пробега 10 000 км. Так долго ездить со скоростью 50 км/ч вряд ли представляется возможным, однако не рекомендуется все же превышать скорость 100 км/ч и подвергать автомобиль чрезмерным нагрузкам.

После этого машина будет готова к полноценной эксплуатации даже с большими нагрузками. Через 5 000 км пробега следует сменить масло и залить рекомендованное автопроизводителем.

Особенности обкатки дизеля

Обкатка дизельного двигателя после капремонта не имеет разительных отличий от обкатки бензинового мотора. Основное внимание следует уделить давлению масла в системе (масляный насос подает смазочную жидкость в блок и создает нужное давление). Эксплуатировать транспортное средство лучше при минимальных нагрузках.

Если на авто стоит МКПП, то не следует ездить на 4-5 передачах. Обкатывать автомобиль следует за городом, на ровной качественной трассе. Не рекомендуется также давать машине холостой ход – это плохо влияет на работу механизма. Двигатель желательно прогревать до ХХ, а затем доводить до рабочего температурного режима.

Чего не следует делать?

Капитальный ремонт мотора – стресс для автомобиля. И проходить обкатку двигателя следует по правилам:

  1. Нельзя ездить по ухабистой дороге, где много склонов.
  2. Не следует перегружать авто пассажирами.
  3. Нельзя эксплуатировать мотор с одинаковой нагрузкой постоянно – изменяйте ее.
  4. Не рекомендуется изменять нагрузки резко – все манипуляции следует проводить плавно и постепенно.
  5. Нельзя разгонять при обкатке машину свыше 60 км/ч.

Правильно обкатанный двигатель прослужит своему владельцу долго. Основные причины быстрого износа силового агрегата в том, что некоторые водители не знают, как обкатать двигатель правильно. Но потратив время на изучение этой процедуры и правильно выполнив её, вы сможете сохранить автомобиль в надлежещем работоспособном состоянии.

При покупке нового автомобиля возникает вопрос, как правильно обкатать двигатель, чтобы впоследствии не возникло проблем и нужна ли обкатка современному двигателю? Существует много мифов и легенд, с которыми постараемся разобраться.

Разоблачение мифов

1. Обороты. Ни в коем случае не стоит раскручивать двигатель выше 2500-3000 оборотов, так как двигатель ещё не обкатан.
Эта легенда пошла ещё со времён Жигулей, когда детали обрабатывались на не совсем точном оборудовании, отсюда и повышенные требования к притирке деталей. Современные двигатели обрабатывают на высокоточных обрабатывающих центрах, которые создают микрорельеф на поверхностях деталей, позволяя двигателю работать практически без обкатки. К тому же «холодную обкатку» производят ещё на заводе перед установкой двигателя на авто. Обороты можно крутить и 4000-5000, главное- не давать больших нагрузок двигателю.

2- Многие рекомендуют не ездить на повышенных передачах. Опять же, многие неправильно это трактуют- если не нагружать двигатель, то мотору без разницы, какая передача включена при одинаковой нагрузке. К примеру, ехать на пятой передаче с горки и на горку- это совсем разная нагрузка, в первом случае машина будет катиться сама, а двигатель будет лишь слегка подталкивать, то во втором случае нагрузка будет повышенной.

3- Обкатывать двигатель рекомендуется в тёплое время года. Большего бреда представить сложно, но слышал неоднократно. Что тогда делать тем, кто покупает новый автомобиль зимой? Ждать оттепели или всё-таки ездить? Хотя в мороз -30 любой двигатель заводится проблематично, и обкатка на это никак не влияет.

4- Не ездить по городу. Первые несколько сотен километров рекомендуют эксплуатировать автомобиль за городом, чтобы не дёргаться между светофоров. Некоторые верят в это.
Автомобиль на то и рассчитан, чтобы ездить на нём по городу, а разгон-торможение не создают каких-то критических нагрузок, чтобы так об этом переживать.

Реальность

А теперь перейдём к алгоритму правильной обкатки двигателя.
Главное, чего не надо делать- это нагружать двигатель. Если вы едите со скоростью 100 км/ч на 5-й передаче, и перед вами вдруг возникла крутая горка, вам не надо сразу же включать пониженную. А вот когда машина перестанет «вытягивать»- тогда надо включать пониженную. И обороты- при 2500 оборотов в горку не выедешь, слишком большая нагрузка на двигатель, машина идёт внатяг, так как крутящий момент на данных оборотах не самый высокий. Лучше прибавить газу и ускориться заранее или понизить передачу, но прибавить обороты. 2000-4000 оборотов в минуту- нормальная работа нового двигателя, так как в этом диапазоне развивается наибольший крутящий момент. Автомобили с автоматической коробкой передач сами регулируют нагрузку на двигатель и максимальные обороты, поэтому тут можно просто жать на газ и особо не задумываться над происходящим.

Большинство производителей не предъявляют никаких требований к обкатке двигателя, заявляя, что заводской обкатки достаточно для последующей нормальной эксплуатации. Но в то же время, при обкатке возможен повышенный расход масла, который после нескольких тысяч пробега нормализуется.

Процесс приработки деталей

В любом механизме трущиеся детали изнашиваются, а процесс износа имеет три стадии:

  • Период приработки деталей
  • Период нормального изнашивания (вся последующая эксплуатация)
  • Период предельного изнашивания

Обкатка- это период приработки деталей, именно в этот период происходит максимальный износ деталей, когда трущиеся детали приобретают рельеф ответной детали. В это время в масло попадает максимальное количество продуктов износа, которое засоряют масло. Именно поэтому не надо затягивать с первой заменой масла.

Статья об обкатке двигателя автомобиля - тонкости и особенности процесса. В конце статьи - интересное видео об обкатке мотора машины


Содержание статьи:

Нужно ли делать обкатку двигателя, или это пережиток прошлого? Большинство водителей не имеют четкого ответа на этот вопрос, но продолжают обкатывать авто «на всякий случай»; сказывается старая привычка и желание перестраховаться. Но молодое поколение автомобилистов все чаще задается вопросом, действительно ли нужно обкатывать мотор, ведь автопроизводители не один год убеждают потребителя в обратном.

Что такое обкатка


По сути, обкатка представляет собой эксплуатацию автомобиля в щадящем режиме - при небольшой скорости, ограниченном числе оборотов, без резких торможений и т.д. В процессе обкатки происходит притирка деталей друг к другу, сглаживаются имеющиеся неровности, погрешности, несоответствия. При жесткой агрессивной манере езды неподогнанным деталям наносится вред, система скорее изнашивается, возрастает риск поломки, нарушается работа двигателя и других частей автомобиля. И конечно, сокращается срок его службы.

Ответ, казалось бы ясен - обкатка нового автомобиля необходима. Но современные технологии позволяют собрать, по утверждению автопроизводителей, идеально подогнанный двигатель без малейших неточностей и изъянов. И обкатывать его нет необходимости - машина полностью готова к использованию, как только сошла с конвейера. Но так ли это?

Конечно, современная иномарка - это не «Москвич» советского производства. Но идеальных во всех отношениях изделий не существует, особенно если дело касается сложных механизмов. Новейшие технологии способны на многое, но законы физики никто не отменял: огромное количество деталей взаимодействуют, составляя единый механизм, и в любом случае им необходимо притереться друг к другу. Как бы идеально ни были выполнены поршневые кольца и цилиндры, полной гармонии их работа достигнет лишь по истечении некоторого срока.

Не стоит сбрасывать со счетов и погрешности (или даже брак) в процессе сборки и изготовлении деталей. Даже самое совершенное оборудование дает сбои и самая тщательная проверка может что-то упустить.


Еще одна важная деталь - срок эксплуатации. Современные автомобили, тем более зарубежные, не предназначены «на века». Среднестатистический европейский или американский автовладелец регулярно меняет устаревшую и износившуюся модель авто на новую. А несколько лет двигатель прослужит наилучшим образом, как бы его не нагружали.

Но многие ли отечественные автовладельцы со средним достатком смогут регулярно менять машину? Только внимание и бережное отношение поможет сохранить автомобиль в отличном состоянии на протяжении многих лет.

Ну и последнее. Несмотря на все заверения производителей о бессмысленности обкатки, в документах на машину почти всегда указывается, что первое время авто не следует нагружать. Даже автоконцерны, несмотря на уверения многих из них в своей непогрешимости, предпочитают перестраховаться.

Например, компания BMW в документах на свою продукцию указывает, что на протяжении первых тысячи-двух километров автомобиль должен работать в щадящем режиме. Такого же мнения придерживаются Alfa Romeo, Dodge и другие производители. А ведь вряд ли BMW можно обвинить в использовании устаревших технологий или некачественной сборке. Тогда причина все же в необходимости притирки деталей.

В любом случае, прежде чем решить, нужно или нет обкатывать мотор новой машины, следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, прилагаемую к конкретному автомобилю. И если производитель советует щадящий режим в первое время эксплуатационного срока, глупо эту рекомендацию игнорировать.

Особенности обкатки двигателя


Прежде чем приступать к эксплуатации автомобиля, следует обязательно ознакомиться с инструкцией и в первую очередь обратить внимание на требования (или их отсутствие) производителя к периоду обкатки. У каждой модели свои особенности и лучше разработчика их никто не знает, например, требуемый километраж пробега в щадящем режиме или число оборотов. Но так или иначе, основа всюду одна и та же.

Что нужно учитывать во время обкатывания ДВС (двигатель внутреннего сгорания)

  1. Избегайте длительной работы на холостом ходу. Такая «экзекуция» приравнивается специалистами к повышенным нагрузкам.
  2. Соблюдайте скоростной режим. Обычно скорость авто при обкатке первые 1000 - 3000 км не должна превышать 90 км/ч.
  3. Средний допустимый при обкатке диапазон оборотов - от 2000 до 5000. Точные данные указаны в документах на машину.
  4. Избегайте резкого старта и торможения. Притирка тормозной системы в тандеме с двигательной также важна.
  5. Не перевозите в период обкатки грузы. Как на самой машине, так и в прицепе. Буксировка других автомобилей тем более недопустима. Некоторые же рекомендуют на первых порах не подсаживать даже пассажиров.
  6. Варьируйте скорость. Длительная езда в одном скоростном режиме не позволит элементам двигательной системы притереться в полной мере. Лучше всего плавно изменять скоростной режим на протяжение всего процесса, не выходя за его ограничения.
  7. Старайтесь избегать торможения двигателем. Это, как и работа на холостом ходу, по уровню нагрузки соответствует эксплуатации в тяжелых условиях.
  8. Проводите обкатку по хорошей асфальтированной дороге и желательно за городом. Простой на светофорах и необходимость постоянно дергать машину на поворотах, перекрестках и пешеходных переходах - не лучший вариант обкатки двигателя. То же можно сказать и о проселочных дорогах, гравийке и пр. Завалившись в грязь, «пощадить» машину точно не получится.
  9. Постоянно контролируйте уровень масла и остальных технических жидкостей. Прежде чем забирать машину из салона, выясните у продавца, какое конкретно масло используется в авто и купите 2-3 литра такого же про запас. Если система ДВС вдруг останется без масла и вы вовремя этого не заметите, то итогом станет дорогостоящий ремонт.
    То же касается и других жидкостей. Желательно, чтобы в машине имелось по литру дистиллированной воды, антифриза, масла для трансмиссии и т.д.
  10. Кроме уровня масла, проверяйте автомобиль и на наличие его подтеков. Во время остановок следует внимательно осматривать машину.
  11. Обращайте внимание на работу мотора. Стоит прислушаться, нет ли посторонних стуков и шумов.
  12. Разогревать двигатель нужно постепенно, пока он не достигнет рабочей температуры. Начинать следует с низких оборотов, главное - чтобы масло поступало в механизм под достаточным давлением.
  13. После того, как пробег достигнет 1000-1500 км, рекомендуется сменить моторное масло и масляный фильтр. В процессе притирания детали шлифуются и все неровности и отклонения сгоняются в виде своеобразной стружки, которая смывается маслом и оседает на фильтре. Чтобы избежать неприятностей из-за загрязненной масляной смеси и забитых фильтров, их необходимо вовремя поменять.
  14. После завершения обкатки стоит провести нулевое техобслуживание, чтобы удостовериться, что с машиной все в порядке. Или выявить неполадки на начальной стадии.

Обкатка мотора после капитального ремонта


Установка новых запчастей нарушает естественную работу системы вплоть до того, что мощность мотора иногда снижается вдвое. Чтобы восстановить первоначальное функционирование, машину необходимо обкатать, чтобы новые детали «вошли в контакт» со старыми.

Минимальный пробег обкатки варьируется от 2 до 4 тысяч километров. За этот период основные неточности и не состыковки сглаживаются, хотя для полной уверенности следует еще некоторое время пользоваться машиной осторожно и не перегружать двигатель.

В процессе обкатки убираются неровности деталей, следы от обработки резцом, выступы и заусенцы. В отличие от нового автомобиля, где все элементы механизма изначально подогнаны друг под друга, авто после ремонта имеет два набора деталей - старые, имеющие свои особенности, и новые, стандартные. И придется поработать над тем, чтобы они нашли общий язык и стали гармонично функционировать.

Если мнение некоторых автовладельцев о том, что новую машину обкатывать нет необходимости, может быть оправданно, то в отношении машин, подвергшихся ремонту, оно точно ошибочно.

Особенности обкатки двигателя после ремонта

  1. Во время обкатки используйте моторное масло, которое рекомендует производитель.
  2. Прежде чем выехать на дорогу, подготовьте машину - замените топливный фильтр, произведите промывку и продувку интеркулера, отрегулируйте работу топливного насоса и форсунок, уберите воздух из системы подачи топлива.
  3. Проверьте давление масла на холостом ходу. Оно должно быть от 0,5 до 1 атмосферы.
  4. Прежде чем запустить двигатель, убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен, а стартер исправен.
  5. Во время активной обкатки проверяйте расход масла. Допустимый показатель - 1 л на 2000-3000 км.
  6. Не рекомендуется предварительно смачивать масляный фильтр, чтобы ускорить процесс поступления смазки в систему. Это может ухудшить работу мотора, так как образуется воздушный затор. Подавать масло рекомендуется через отверстие, расположенное около датчика давления, с помощью насоса.
  7. При запуске мотора следите за показаниями датчика давления масла. Если давления в первые секунды работы не оказалось, заглушите мотор и еще раз проверьте уровень масла в системе.
  8. В отличие от новых машин, отремонтированные сначала обкатываются на холостых оборотах. После того, как мотор некоторое время проработал вхолостую, его нужно заглушить и подождать, пока температура не снизится до 30-40 градусов. После чего снова завести. Процедуру повторить не менее 15 раз.
  9. После этого автомобиль можно выводить на трассу. Скорость движения не должна превышать 70 км/ч первые 3-4 тысячи километров, затем можно потихоньку увеличивать до 90-100 км/ч. Основная часть подготовки на этом заканчивается, но желательно следующие 10-12 тысяч километров не перегружать двигатель.

Заключение по обкатке двигателя

Не так давно на процесс обкатки двигателя автомобилистам приходилось тратить огромное количество времени и километров. Современные машины не нуждаются в такой серьезной подготовке, однако полностью сбрасывать ее со счетов все же не стоит. И если вы не собираетесь через пару лет избавиться от своего автомобиля, провести обкатку двигателя необходимо. Какие бы обновления и новейшие технологии нам ни предлагали автоконцерны, идеальной техники пока не существует.

Чаще всего счастливые обладатели только что купленного автомобиля буквально пылинки с него сдувают, но особое внимание следует уделить именно «сердцу» машины. Новый двигатель, или же мотор, недавно переживший капитальный ремонт, нуждаются в щадящей эксплуатации. и только после прохождения обкатки могут использоваться в стандартном режиме со всеми требуемыми нагрузками.

Что такое обкатка двигателя

Обкаткой мотора принято называть процесс притирки деталей, которые постоянно взаимодействуют между собой, работая в условиях высоких температур. По сути, обкатку должны проходить все механизмы, имеющие сопрягающиеся подвижные части, ведь только так, поработав под небольшой нагрузкой, они смогут «подготовиться» к условиям, в которых им придется работать на протяжении всего срока службы. Проще говоря, создающееся умеренное трение помогает деталям принять окончательную форму, и в дальнейшем она не должна существенно меняться.

Первый и самый важный этап обкатки силовой агрегат проходит уже через несколько часов после его установки на транспортное средство. Так, в процессе первого запуска выполняется притирка компрессионных и маслосъемных колец, которые контактируют со стенкой цилиндра. Специального названия для определения данного процесса у нас нет, в то время как англоязычные страны используют сразу два разных термина. Первую ступень называют «engine break-in» (можно перевести как «ввод в эксплуатацию»), а последующую финальную обработку именуют «engine run-in», что собственно, и предусматривает непосредственную обкатку подвижных частей.

Нужно отметить, что универсальной инструкции, которая бы разъясняла, как именно должна происходить обкатка двигателя, пока не существует. Более того, большинству автовладельцев не нужно заниматься этим процессом самостоятельно, так как все необходимые манипуляции выполняются специалистами еще на заводе, а к покупателю авто поступает с уже обкатанным мотором и залитым маслом. Однако определенное количество информации все же имеется. В частности, в вопросе степени нагрузки в период обкатки мотора мнения экспертов различных фирм-производителей несколько расходятся. Как ни странно, отсутствие согласия тут объясняется общим повышением производительности за последние несколько лет.

Дело в том, что качество деталей двигателя значительно повысилось, хотя последствия некорректного ввода в эксплуатацию наблюдаются и сегодня. Если на старых силовых установках обнаружить причину поломки мог обычный механик, то для хорошей ориентации в современных случаях порчи двигателя из-за некорректной обкатки специалист должен обладать немалыми знаниями в области физики.

Выпускаемые сегодня автомобили отличаются от своих предков еще и высокой чувствительностью к качеству топлива и масла, рекомендованных заводом-производителем. Поэтому обкатку двигателя стоит выполнять только с использованием жидкостей, указанных в техническом руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Интересный факт! Самые большие двигатели – судовые. Диаметр их 14-и цилиндров соответствует 960 мм, а мощность установки достигает 108920 л.с.

Какой бывает обкатка двигателя

Для выполнения притирки деталей нового или только что отремонтированного двигателя лучше всего воспользоваться специальным стендом, который поможет получить наиболее достоверные данные о состоянии и деятельности всех узлов агрегата. Однако это не единственный вариант проведения подобной процедуры, и обкатка мотора может выполняться другими способами (имеется в виду после капремонта силового агрегата). Но обо всем по порядку.

Холодная обкатка, для которой используется стенд, предусматривает подключение двигателя к электродвигателю при помощи муфты. Последний может менять частоту вращения, что позволяет провести обкатку мотора в мягком режиме. Работа данного устройства контролируется специальной программой, установленной на компьютере стенда. Она также получает данные с датчиков, обрабатывает их и выбирает режим вращения. Указанные датчики снимают температурные показания, тем самым не позволяя двигателю перегреться.

Холодная обкатка мотора с применением стенда является наиболее приемлемой технологией, позволяющей получить качественный результат и хорошую притирку деталей силовой установки. Однако нужно понимать, что за подобную процедуру придется заплатить определенную денежную сумму. Если же у вас нет желания обращаться к специалистам, у которых имеется вышеупомянутое оборудование, тогда можно использовать другой способ холодной обкатки (без стенда).

В этом случае вращение двигателя будет происходить за счет передачи со стороны колес автомобиля (машину цепляют к другому транспортному средству и буксируют на третьей передаче без включения двигателя). Кроме того, в системе должно находиться достаточное количество масла, необходимого для эффективной обкатки, и охлаждающей жидкости.

Надо сказать, что описанный вариант холодной притирки очень далек от идеала, так как тут сложно контролировать нагревание трущихся поверхностей мотора. Нередко используется и обкатка двигателя горячего типа (машина все время стоит на одном месте, но мотор продолжает работать). Этот же вариант применяют и при работе со стендом, только в данном случае горячая притирка выполняется на снятом моторе. Для начала двигателю дают поработать на холостых оборотах (не больше 3 минут), а затем глушат и позволяют полностью остыть.

Процедуру следует повторять несколько раз, а после завершения кратковременных циклов агрегат запускается на более длительное время (40-50 минут) в режиме холостого хода. В этом процессе обязательным условием есть контроль температурных показателей (не должны превышать 80°C), а как только температура начинает расти, мотор глушат. Повышение оборотов происходит постепенно.

Обратите внимание! Мотор должен обязательно остывать, иначе постоянное воздействие высокой температуры может привести к тепловой деформации трущихся деталей и потере вязкости масла.

Самым простым способом обкатки двигателя является естественная притирка деталей. Она должна начинаться с езды на скорости не больше 40 км/ч в течение первых 50 км пути, что в городских условиях достаточно сложно (на пути водителя часто встречаются светофоры и «пробки»), а значит, проводить обкатку лучше всего за городом , причем не больше, чем на третьей передаче. Преодолев указанное расстояние, можно увеличивать скорость до 60 км/ч, проехав в таком режиме 200 км, а затем повышать скорость на 10 км/ч спустя каждых 100 км пробега автомобиля. Однако не стоит забывать, что пока автомобиль не преодолел 2000 км, скорость выше 90 км/ч поднимать не советуют.

Несмотря на кажущуюся сложность процесса, у вас не должно возникать вопроса «для чего нужна обкатка двигателя и нужна ли она вообще», так как, выполнив указанную процедуру, вы обеспечите своему мотору долгую «жизнь».

Когда надо делать обкатку

Обкатку автомобильного двигателя проводят в двух случаях: после установки нового двигателя на транспортное средство и после капитального ремонта старого силового агрегата.

На новом автомобиле

«Первичную» обкатку выполняют специалисты завода-изготовителя автомобиля, и от тщательности проведения этой процедуры во многом зависит дальнейшее «самочувствие» машины. Однако встречаются случаи, когда производитель заявляет об отсутствии необходимости обкатки выпущенного транспортного средства.

Скорее всего, в данном случае специалисты просчитали, что вред от неоптимального рабочего режима нового автомобиля настолько незначителен, что не стоит сообщать о нем покупателю. Конечно, к этим рекомендациям можно прислушаться, но будет лучше, если вы все же побережете свое транспортное средство, хотя бы на начальных этапах эксплуатации.

Обратите внимание! Несмотря на широко распространенное мнение, новый мотор не стоит обкатывать путем длительной работы на одних оборотах. Указанная процедура приведет к узкоспециализированной притирке деталей, поэтому, когда вы начнете эксплуатировать автомобиль в обычном режиме, произойдет его вторичная приработка, что чревато дополнительным износом элементов.

Выполняя обкатку двигателя, также следует избегать резких разгонов и его работы на максимальных оборотах или близких к ним значениях. Допустимое значение оборотов для конкретной модели вы найдете в инструкции по ее эксплуатации.

После капремонта двигателя

Любая часть силовой установки, которая недавно побывала в капитальном ремонте (не важно, выполнялась расточка цилиндров, отверстий или шлифовка поверхностей валов), нуждается в определенном времени для приработки сопряжений.

Зачастую первичная обкатка для большинства автомобильных пар трения выполняется в течение первых 2-3 тыс. км пробега, что, впрочем, не является завершением данной процедуры, а только считается отправной точкой плавного наращивания нагрузки. В зависимости от качества замененных деталей и самого ремонта, окончательная обкатка обычно происходит до 10-15 тыс. км пробега. Только после этой цифры можно потребовать от мотора проявления максимальных показателей.

Следует отметить, что приработка трущихся пар всегда сопровождается повышенным нагревом, что и объясняет необходимость в обкатке нового или отремонтированного двигателя на уменьшенных оборотах коленвала (до 60% от номинальных значений). Также обязательным условием является использование горюче-смазочных материалов, рекомендованных производителем. Неправильно обкатанный силовой агрегат часто обладает ресурсом, который не превышает 30% от расчетного значения, заложенного в его конструкцию заводом-изготовителем.

Частой проблемой при обкатке двигателя после капитального ремонта является укладка новых колец в разношенные поршневые канавки. Если они сильно разбиты, вероятность поломки колец при первом же запуске двигателя существенно возрастает.

Изношенность канавки оценивают визуально, просто осмотрев старое кольцо. Если нижняя его часть оказалась глянцевой, немного играет на солнце волнистостью, а при проведении по ней пальцем вы ощутите ступеньки износа, тогда поршни придется менять в обязательном порядке. В большинстве случаев канавки в поршнях разнашиваются так, что их нижняя поверхность немного наклоняется вниз. По этой причине опорная поверхность старого кольца изнашивается под таким же углом. При установке нового кольца оно начнет скручиваться и, чаще всего, быстро выйдет из строя.

А знаете ли вы? Форма поршня не такая строго цилиндрическая, как это может показаться на первый взгляд. Если вы посмотрите на деталь сбоку, то заметите, что она имеет больше бочкообразную форму, а если взглянуть сверху, то она, скорее всего, напомнит овал. В процессе работы поршень нагревается и приобретает правильную форму.

Как правильно обкатать мотор

Правил обкатки мотора немного. Первое, и самое главное из них – это не нагружать автомобиль. Не нужно ездить на высоких оборотах или перевозить в транспортном средстве чрезмерное количество груза (пассажиров), резко сбрасывать скорость и перемещаться на пониженных передачах. Эти правила следует соблюдать до 1500-2000 километров пробега.

В случае некачественной работы силовой установки, вас ждет много неприятностей. К ним относят: попадание масла в воздухоочиститель, повышенный расход топливной жидкости, проблемы с запуском двигателя и т.д. Поэтому, если вы недавно приобрели автомобиль или сделали капитальный ремонт мотора, обязательно следуйте указанным правилам.

Надо ли обкатывать двигатель после ремонта? Если задаться подобным вопросом, то можно услышать в ответ самые разные мнения… Одни «специалисты» утверждают, что современным моторам обкатка не нужна: «Там все выполнено с такой точностью, что и прирабатываться нечему». Другой моторист скажет, что качественно обкатать двигатель можно только на специальном стенде, под приборным контролем. Кто же из них прав?

Мы попробуем прояснить этот вопрос, основываясь на практических соображениях.

Во-первых, обкатка после ремонта обязательна!

Несмотря на прогресс технологий, даже если точно выдержаны все размеры и получено максимально возможное качество поверхности, приработка деталей двигателя неизбежна. После запуска двигателя, происходит «выравнивание» шероховатостей на поверхностях деталей, на что требуется некоторое время. Кроме того, как бы старательно, при максимально возможной чистоте, не собирали мотор после ремонта – все загрязнения с поверхностей деталей убрать невозможно. А удаляются они окончательно как раз при обкатке.

Во-вторых, стендовая обкатка – наилучшее решение.

Однако моторные тормозные стенды – редкость и применяются в основном для испытаний двигателей. Впрочем, даже аренда подобного оборудования здорово увеличивает стоимость ремонта.

Поэтому самая распространенная практика – установить отремонтированный двигатель на автомобиль и обкатывать его уже в движении. И тут самая распространенная ошибка – запустить мотор после ремонта и надолго оставить его работать на холостом ходу. Получается, что машина стоит на месте, а свежесобранный мотор работает часами...

Можно ли так делать?

Нельзя! Непродолжительная работа мотора на холостом ходу, после ремонта, нужна только для первичной проверки и регулировки. «Гонять» мотор часами подобным образом недопустимо, поскольку неизбежны повреждения двигателя. Почему? Потому что, на холостом ходу подшипники коленчатого вала, да и прочие пары трения, плохо снабжаются маслом, так как масляный насос не работает «в полную силу».

Дело в том, что масло, кроме всего прочего, еще и отводит тепло от деталей, то есть охлаждает их.

Вот и получается, что подача масла к парам трения оказывается недостаточной, и именно в тот момент, когда из-за приработки детали греются сильней, чем обычно. Кроме того, когда напор масла невелик, плохо масляные промываются каналы. А грязь, оставшаяся после ремонта – металлическая пыль и прочие продукты износа – не вымываются из них, а остаются в системе смазки и потом «внедряются» в поверхность деталей, особенно сделанных из легких сплавов. Кроме того, мотор не охлаждается как следует еще и из-за того, что не обдувается встречным потоком воздуха.

Как показывает многолетний опыт – в первые 6 часов работы двигателя износ прирабатывающихся деталей очень велик! Затем, от 7 до 10 моточасов, процессы износа замедляются. А после 15 моточасов работы двигателя процессы износа входят в свои «нормальные» рамки. Поэтому обкатывать мотор в движении надо очень бережно.

  • первые 600 км (10 часов) ездить, по возможности, с минимальной нагрузкой и на средних оборотах двигателя – от 1/4 до 2/3 положения педали газа (но, в то же время, избегать низких оборотов – езды внатяг);
  • после 600 км пробега и до 1000 км уже можно спокойно на второй-третьей передачах «выкручивать» мотор, на 2-3 секунды, до оборотов примерно на 1000 меньше номинальных. Двигатель не надо «крутить до звона» при обкатке. Потому что на высоких оборотах, инерционные силы в кривошипно-шатунном механизме выше, чем газовые. В частности, поэтому поршневые кольца, в верхней и нижней мертвых точках смещаются сильнее, чем обычно, тем самым увеличивая износ;
  • на пробеге более 1000 км уже можно выезжать на шоссе, постепенно увеличивая и скорости, и нагрузку на двигатель, до тех пор, пока двигатель не начнет легко реагировать на педаль газа. Но и тут стоит держать скорость на 20-30 км/ч ниже максимальной, а еще лучше – на 40-50 км/ч меньше «максималки».

Не надо забывать и про постоянную проверку уровня масла в двигателе во время обкатки – из-за повышенного расхода.

Обязательно надо проверить уровень масла и долить его, если это необходимо, после первых 50-100 км пробега. И потом проверять уровень регулярно на протяжении последующих 500…1000 км пробега. За это время вся грязь и продукты износа, скопившиеся в двигателе во время обкатки, в конечном итоге окажутся в масле и масляном фильтре. Поэтому, после 1000…1200 км пробега, в обязательном порядке необходимо сменить и моторное масло, и масляный фильтр.

Еще одно замечание: и для обкатки, и для последующей эксплуатации стоит использовать один и тот же сорт масла.

Идея использовать для обкатки масло подешевле – плохая, никакой пользы от нее нет. Сиюминутная экономия может обернуться последующими серьезными расходами.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам добиться долгой и надежной работы отремонтированного двигателя.

Пришлите свою статью