Объем масла д 243. Особенности эксплуатации двигателя

История появления дизеля Д-243 неразрывно связана с легендарным трактором МТЗ-80/82, производство которого началось в 1974 году. Изначально на эти машины устанавливался двигатель Д-240. Позже его заменил более совершенный Д-243, который и по сей день является сердцем тракторов Минского завода.

В настоящее время этот двигатель является самым массовым на территории бывшего СССР. Дизель стал базой для целого ряда модификаций отличающихся комплектацией и установленными агрегатами, а следовательно и эксплуатационными характеристиками.

Технические характеристики Двигателя Д-243

Двигатель Д-243 – это четырехтактный дизель с вертикальным, рядным расположением цилиндров и впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбо надува.

Основное их назначение установка на сельскохозяйственные трактора класса 1,4-2,0 т/с. А так же другие машины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется на экскаваторах, погрузчиках, компрессорных станциях и электрогенераторах.

Обладает следующими характеристиками:

  • Цилиндры в количестве – 4шт;
  • Режим работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Рабочий объем двигателя – 4,75 л;
  • Мощность – 59,6 кВт;
  • Наибольший крутящий момент – 298 Н*м;
  • Наименьшие устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин;
  • Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин;
  • Наибольшая частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин;
  • Расчетная степень сжатия – 16;
  • Расход диз. топлива – 226 г/кВтч;
  • Расход масла на период действия гарантии учитывая замену – не превышает 1,1% к расходу топлива;
  • Давление масла на минимальных оборотах двигателя – 0,08 МПа;
  • Давление масла на номинальных оборотах двигателя – 0,25-0,35 МПа;
  • Вращение – правое;
  • Масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг.

Эксплуатируются дизеля в условиях от -45 до +40, в местах где воздухообмен не ограничен.

Основные элементы дизеля Д-243

Конструкция двигателя имеет классическую компоновку. Основой ему служит отлитый из чугуна блок цилиндров. Головка блока цилиндров, так же из чугунного литья, с элементами механизма газораспределения. Снизу блок цилиндров закрывает масляный поддон – картер.

Блок цилиндров двигателя Д-243

Блок цилиндров – основа корпуса дизеля. Отливается из чугуна и имеет четыре расточки для установки гильз образующих цилиндры. Для установки гильз в расточках блока имеются два посадочных пояса.

Гильза фиксируется буртом в верхнем посадочном поясе. А нижняя же ее часть уплотняется парой колец из резины, установленных в проточках блока. Между гильзой и целиндровым блоком образуется пространство, с циркулирующей охлаждающей жидкостью.

Значение диаметра внутри гильзы подразделяется на три размера: малый, большой и средний. Маркируются они соответственно буквами (М), (С) и (Б), наносится маркировка в нижней части гильзы.

Приливы в торцовых стенках и поперечных и внутренних перегородках блока образуют опоры коленвала. На приливы устанавливаются крышки, образующие постели для монтажа коренных подшипников. Каждая крышка индивидуальна т.к. проточена под определенную постель, поэтому заменять ех крышками с других постелей запрещенно.

Так же в блоке имеются каналы по которым к коренным подшипникам и подшипникам распредвала поступает смазка. С наружи блока есть обработанные плоскости, служащие креплением для различного оборудования: ТНВД, фильтров, водяной помпы и так далее.

Головка цилиндров двигателя Д-243

Головка цилиндра является цельнолитой чугунной деталью, служащей основой для механизма газораспределения и топливной системы. В головке цилиндров имеются каналы для поступления в цилиндры свежего воздуха и отведения отработанных газов. Перекрываются каналы выпускными и впускными клапанами.

Под клапана, монтируются седла. Для достижения полной герметичности каждый клапан притирается к седлу индивидуально. Изготавливаются седла из высокопрочной и тугоплавкого сплава. Для отведения тепла головке имеются полости с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.

Сверху располагаются коромысла, всасывающий коллектор и колпак скрывающие клапанный механизм. Со стороны ТНВД в головке закреплены форсунки. С другой стороны выхлопной коллектор.

Уплотнением между блоком и головкой выступает асбестовая, армированная сталью прокладка. В прокладке, отверстия для гильз а так же канала для смазки окантованы обечайками из стали.

Основные механизмы двигателя Д-243

Можно выделить два основных механизма обеспечивающих работу двигателя. А так же системы, эти механизмы обслуживающие, но речь пока не о них.

Так вот – это кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Первый обеспечивает преобразование возвратно поступательного движения поршней в работу коленвала, то есть его вращение. Второй управляет фазами газораспределения.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-243

Основными элементы:

  • Вал коленчатый;
  • Поршни;
  • Шатуны;
  • Коренные и шатунные подшипники;
  • Маховик.

Рассмотрим эти элементы более подробно.

Коленчатый вал. Производится коленвал из стали, шейки вала делятся на коренные (5 шт.) и шатунные (4 шт.). Шатунные шейки оснащены полостями для центробежной дополнительной фильтрации смазки.

Чтобы уменьшить влияние инерционных сил на подшипники, ставят противовесы на 8, 5, 4 и 1-ую щеки коленвала.

С обоих концов вал уплотнен манжетами. На передний торец вала крепятся шестерни приводов маслинного насоса и механизма газораспределения, а так же шкив генератора и водяной помпы. С другой стороны крепится, на фланец установлен маховик.

Поршень, палец поршневой и кольца. Материал поршня алюминий. Канавки в его верхней части служат для установки трех компрессионных колец и 1-го маслосъемного.

Кольца делают из чугуна. Первое с верху кольцо хромированное, имеет прямоугольную форму в сечении, в канавку вставляется произвольно. 2-ое и 3-тье кольца имеют форму конуса, в торцевой части имеют метку «верх». 4-ое кольцо коробчатого строения маслосъемное, с расширителем в виде стальной спирали.

Для монтажа поршневого пальца, в бобышках поршня проточены отверстия. Изготавливается палец из хромоникелевой стали. Стопорные кольца исключают движение пальца в бобышках по оси.

По аналогии с гильзами поршня могут быть трех размеров (Б, С, М). Поршни и гильзы должны соответствовать по размерным группам.

Шатун. Материал сталь, форма в сечении двутавр. Головка шатуна в верхней своей части имеет запрессованную втулку и отверстия для подвода масла к поршневому пальцу.

Нижняя, имеет постели для установки вкладышей подшипника. Постели растачиваются вместе с крышками, а значит менять их местами не допустимо. Чтобы не перепутать шатун с крышкой имеют идентичную маркировку.

Так же шатуны различаются по весу. Все шатуны устанавливаемые в двигатель должны входить в одну весовую группу.

Коренные и шатунные подшипники. Делают их из биметаллической полоски. На Д-243 в зависимости от диаметра шеек коленвала существует два размера вкладышей. Кроме того насчитывается 4-е ремонтных размера.

Маховик. Материал чугун. С помощью болтов закрепляется на фланец коленвала.

Механизм газораспределения двигателя Д-243

Основные элементы:

  • Распределительный вал;
  • Клапана впускные и выпускные;
  • Штанги;
  • Коромысла;
  • Уплотнительные манжеты.

Вал распределительный.

Привод вала от распределительной шестерни, установленной на коленчатом валу. Три втулки служащие валу подшипниками запрессованны в расточки целиндрового блока. Первая сделанная из сплава алюминия втулка с буртом, удерживающим вал от смещения по оси. Две другие втулки из чугуна.

Толкатели. Сами толкатели выполнены из стали. Рабочая часть толкателя сферической формы с наплавкой из отбеленного чугуна.

Штанги изготавливают из стального стержня, а чашка и сферическая рабочая часть штанги, взаимодействующая с толкателем закалены.

Коромысла клапанов.

Коромысла качаются на оси, которая крепится к крышке цилиндров четырьмя шпильками. Ось полая, имеет 8 каналов для подачи смазки на коромысла. Распорные пружины исключают осевое движение коромысел.

Впускные и выпускные клапана. Для изготовления используется жаропрочная сталь. Клапана совершают движение в направляющих, запрессованных в головку цилиндров. Две пружины, внутренняя и наружная, закрывают каждый клапан воздействуя на тарелку, которая фиксируется сухариками.

Манжеты уплотнительные. Чтобы исключить попадание в цилиндры и выхлопной коллектор масла, через зазор в направляющей клапана, для уплотнения устанавливают манжеты.

Системы двигателя Д-243

Рассмотрим основные системы, обеспечивающие работу дизеля, его узлов и механизмов. Системы без которых его работа не возможна.

От бесперебойной работы каждой из систем зависит работоспособность двигателя. Неполадки в любой из представленных систем могут вести, как к сбоям в работе и выходу из строя отдельных комплектующих, так полного выхода двигателя из строя.

Система питания двигателя Д-243

Включает в себя:

  • Топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • Форсунки;
  • Фильтр тонкой и грубой очистки;
  • Воздухоочистители и всасывающий коллектор.

ТНВД.

Двигатель Д-243 оснащен насосом 4УТНИ. Все ТНВД работают от коленвала, посредством распределительных шестерен. Комплектуются такие насосы всережимным регулятором, двумя управляющими рычагами и подкачивающим поршневым насосом.

Регулятор корректирует подачу диз. топлива. А так же обогащает подачу во время пуска. Подкачивающий насос размещен на корпусе ТНВД, кулачковый вал посредством эксцентрика служит ему приводом.

Детали насоса ТНВДчерез специальный канал смазываются маслом из основной магистрали смазочной системы двигателя.

Форсунка. Осуществляет впрыск соляры в цилиндр, а так же четко контролирует его начало и конец. Распылители для форсунок на дизелях Д-243 применяются пяти дырчатые.

Фильтры топливные, тонкая и грубая очистка. Грубая очистка – это предварительная фильтрация топлива от воды различных крупных включений и примесей. В состав фильтра входят, стакан с встроенным успокоителем, отражатель с фильтрующей сеткой, рассеиватель. Отстой из фильтра удаляется открытием пробки в днище корпуса фильтра.

Фильтр тонкой очистки предназначен для финальной чистки дизельного топлива. Фильтрация происходит с помощью сменного бумажного элемента. Отстой из фильтра удаляется через пробку в дне стакана, а воздух удаляется через пробку в верхней части фильтра.

Воздухоочистители и всасывающий коллектор. Воздух очищается в два этапа: центробежная чистка воздуха (сухая) и масленый уловитель пыли с тремя щитинистыми капроновыми элементами.

Система смазки двигателя Д-243

Система смазки на Д-243 комбинированная. К подшипникам коленвала и распредвала, втулкам промежуточной шестеренки и приводной шестерни ТНВД, приводу клапанов смазка подается под давлением. Методом разбрызгивания масла смазываются детали кривошипно-шатунного механизма (кроме подшипников коленвала) и такие элементы механизма газораспределения, как кулачки распредвала, штанги, толкатели.

Масляный насос.

в системе шестеренчатый, односекционный. Закреплен на крышке 1-го коренного подшипника с помощью болтов. Через патрубок и каналы в блоке, масло поступает в центрифугу, где удаляются тяжелые примеси и продукты износа. После центрифуги масло охлаждается в радиаторе, а затем в магистраль двигателя.

В корпусе центрифуги находятся сливной, редукционный и предохранительный клапаны. При холодном пуске, во избежание повышенного давления, редукционный клапан пускает масло сразу в магистраль, в обход радиатора.

Предохранительный клапан поддерживает давление перед центрифугой 0,8 МПа. При избыточном давлении часть масла сбрасывается в картер без очистки.

Сливной клапан регулирует давление в системе на уровне 0,25-0,35 МПа. Если это значение превышается, избыток масла сбрасывается в картер.

Система охлаждения двигателя Д-243

Охлаждение жидкостное, циркуляция принудительная, от центробежного насоса. Контроль температуры осуществляется дистанционно, с помощью датчика, вмонтированного в головку цилиндров. Температура жидкости в системе не должна выходить за рамки 85-95 градусов.

Электрооборудование двигателя Д-243

На дизель Д-243 устанавливаются генераторы на 1 кВт мощностью и напряжением в 14 либо 28 вольт. Работает параллельно с аккумулятором подзаряжая его во время работы, а так же питает все потребители электричества на тракторе или другой технике.

Для запуска двигателя используется электростартер.

Представляет из себя электродвигатель работающий на постоянном токе. Пуск стартера дистанционный, при помощи включателя и электромагнитного реле.

Возможные неисправности двигателя Д-243

Двигатель не запускается.

Топливная система завоздушена. Прокачать систему подкачивающим поршневым насосом установленным на ТНВД. Проверить систему на герметичность.

Топливный насос не исправен. Ремонт либо замена ТНВД.

Дизель не развивает мощности.

Не доходит до конца рычаг управления насосом. Рычаг управления ТНВД требует регулировки.

Фильтр тонкой очистки засорился. Сменить фильтрующий элемент.

Форсунки не исправны. Найти не работающие форсунки, промыть, а лучше установит новые распылители.

Сбился угол опережения топливоподачи. Отрегулировать до нужного значения.

Засорился воздухоочиститель.

Не устойчивые обороты на холостом ходу.

Воздух попал в топливную систему. Прокачать систему, проверить герметичность.

В насосе сбилась регулировка пружины холостого хода. Пружину необходимо отрегулировать.

Дизель сильно дымит.

Забился воздухоочиститель. Провести ТО воздухоочистителя.

Игла форсунки зависла. Найти вышедшую из строя форсунку, заменить распылитель, провести регулировку форсунки.

Топливный насос не исправен. Ремонт либо замена ТНВД.

Температура дизеля ниже нормы.

Вода попала в топливо. Замените дизельное топливо.

Сбилась регулировка теплового зазора в клапанах. Проверить и при необходимости отрегулировать тепловой зазор в клапанах и коромыслах..

Сбилась настройка подачи топлива. Выставить на нужный угол опережения.

Излишек масла в двигателя. Удалить избыток масла, выставить уровень по верхнюю риску щупа.

Перегрев двигателя.

В радиаторе закипает охлаждающая жидкость. Почистить радиаторную решетку от грязи. Удалить накипь из системы. Проверить натяжку ремня вентилятора.

На прогретом двигателе давление масла ниже нормы.

Датчик давления вышел из строя. Заменить при необходимости.

Герметичность маслопровода нарушена. Проверьте маслопровод на герметичность. При обнаружении, течь устранить.

Неполадка масляного насоса. Найти неисправность,провести ремонт.

Масла в картере ниже минимального уровня. Проверить уровень, при необходимости добавить до нормы.

Сбои в работе сливного клапана, возможно заедание. Клапан промыть, отрегулировать давление в системе.

Большой износ подшипника в шейке коленвала. Провести дефекацию, при необходимости шейки коленвала прошлифовать, заменить вкладыши.

Технические характеристики
Основная (номинал.) мощность 60 кВт
Резервная (макс.) мощность 66 кВт
Тип двигателя дизельный, 4-тактный
Рабочий объём двигателя 4,75 л
Число, расположение цилиндров 4, рядное
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Диаметр цилиндра / ход поршня 110 х 125 мм
Степень сжатия 16:1
Номинальная частота вращения 2200 мин -1
Система управления двигателем механическая, без поддержки CAN-шины
Система впрыска топлива прямой впрыск, ТНВД с механическим регулятором
Вид наддува воздуха без наддува (атмосферный)
Система охлаждения жидкостная
Отбор мощности на вентилятор 3,7 кВт
Шаг приема нагрузки (step-load, G2), отн. основной мощности 100 %
Номинальное напряжение электрической системы 24 В
Удельный расход топлива :
при 100% ном. мощности 220 г/кВт*ч
при 75% ном. мощности 222 г/кВт*ч
при 50% ном. мощности 240 г/кВт*ч
Расход масла на угар, при 100% мощности
- относительно расхода топлива 0 %
- удельный расход масла 0,9 г/кВт*ч
Заправочные емкости:
- система смазки 12 л
- система охлаждения 15 л
Стандартный период замены масла 250 моточасов
Габариты (Д х Ш х В) 994 х 676 х 1223 мм
Масса (без масла и охл. жидкости) 430 кг
Ресурс до капитального ремонта 8000 моточасов

1 Основная мощность (Prime power) – номинальная мощность (при 1500 об./м) для непрерывной работы дизельного двигателя ММЗ Д-243 при различных нагрузках в соответствии с ГОСТ 10150-88. В течение 1 часа допускается нагрузка до 110% основной (номинальной) мощности. Между перегрузками должен быть перерыв, необходимый для установления нормального теплового режима. Суммарная наработка в режиме 10% перегрузки не должна превышать 10 % времени, отработанного дизельным двигателем с начала эксплуатации или после ремонта.

2 Резервная мощность (Stand-by power) - для работы дизельного двигателя ММЗ Д-243 при нормальном изменении нагрузки в течение перерыва подачи электроэнергии в соответствии с ГОСТ 10150-88. Годовая наработка не должна превышать 500 моточасов. Перегрузки недопустимы.

3 Удельный расход топлива указан при плотности дизельного топлива 0,84 кг/л.

4 Объем системы жидкостного охлаждения двигателя ММЗ Д-243 указан с учетом радиатора, патрубков и расширительного бачка.

5 Период замены моторного масла в зависимости от условий эксплуатации двигателя ММЗ Д-243 (например, при повышенной загрязненности окружающего воздуха) может снижаться – обязательно проверяйте рекомендации производителя двигателя по периодичности проведения ТО.

6 Оборудование дизельного двигателя ММЗ Д-243 приводится в объеме, устанавливаемом ООО «Компания Дизель» в составе готовой дизельной электростанции. Комплектация двигателя ММЗ Д-243, поставляемого производителем, может отличаться.

СТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Топливная система:

  • прямой впрыск, топливный насос высокого давления (ТНВД) с однорежимным механическим регулятором 4УТНИ-1111007-180.1 ОАО «НЗТА», г.Ногинск и топливоподкачивающим насосом
  • топливный фильтр грубой очистки с отстойником
  • топливный фильтр тонкой очистки со сменным бумажным фильтрующим элементом

Система смазки двигателя:

  • насос системы смазки двигателя
  • сменный неразборный масляный фильтр
  • жидкостно-масляный теплообменник

Воздушная и газовыхлопная система:

  • без наддува (атмосферный)
  • воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами

Система охлаждения:

  • радиатор жидкостного охлаждения
  • центробежный водяной насос с клиноременным приводом от коленчатого вала, с термостатом
  • вентилятор толкающего типа шестилопастной диаметром 456 мм с клиноременным приводом от коленчатого вала

Автомобили с дизельными двигателями завоевывают все большую популярность. Есть множество причин, которыми руководствуются автовладельцы при покупке авто именно с дизельным мотором. При этом нужно учитывать, что любая техника может дать сбой и потребуется ее восстановление. Ремонт дизельного двигателя имеет свои особенности по сравнению с бензиновым.

ка в картер масла из гидравлической системы Глухой шум малой интенсивности, периодически переходящий в стук Время от времени происходит подклинивание одного или нескольких поршней Металлический стук невысокой интенсивности, исходящий из верхней части ГБЦ Увеличение зазоров в клапанах Звонкий металлический стук, исходящий из верхней части двигателя Износ втулки шатуна, вследствие чего увеличивается зазор между ней и пальцем Резкий и отчетливый стук, исходящий из верхней части двигателя Преждевременный впрыск топлива Характерный дребезг из центральной части двигателя Износ гильз и (или) поршней Звонкий стук, исходящий из задней части двигателя (в тракторах) Износ шлицев на валу отбора мощности Глухой стук, исходящий из нижней части двигателя Проворачивание вкладышей Самопроизвольное отворачивание гаек на крышках коренных и шатунных подшипников Точная диагностика и ремонт дизельного двигателя — непростая задача, решить котору

Двигатель — один из самых важных и сложных агрегатов в автомобиле. Современные моторы очень надежны и эффективны, однако в них под воздействием механических и тепловых нагрузок, а также по другим причинам могут возникать различные неисправности. О поломках бензиновых и дизельных двигателей, их причинах и способах устранения рассказано в данной статье.

автомобилей, поэтому здесь мы вкратце скажем о наиболее важных из них. ЕО включает в себя: . Проверку уровня охлаждающей жидкости, при необходимости производится ее долив. Проверка проводится на холодном двигателе; . Проверка уровня масла в двигателе, при необходимости — долив масла. Проверка проводится через 3-5 минут после остановки двигателя; . Визуальный осмотр двигателя, проверка целостности генераторного ремня. Для двигателей с турбокомпрессором — осмотр турбокомпрессора на предмет утечек масла. ТО-1000 включает следующие мероприятия: . Очистка силового агрегата от загрязнений; . Проверка топливной системы, системы смазки и системы охлаждения на предмет утечек; . Для двигателей с турбокомпрессором — проверка системы смазки турбокомпрессора; . Проверка целостности и надежности крепления воздушного фильтра, впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора, топливной аппаратуры и иных дет

Двигатели Минского моторного завода (ММЗ): 50 лет качества и надежности

После распада СССР на территории ставших независимыми государств остались мощные машиностроительные предприятия, и лишь немногие из них к сегодняшнему дню остались в строю. Лучшим примером может служить Республика Беларусь: здесь работают крупнейшие заводы, в том числе и Минский моторный завод, продукция которого пользуется высоким спросом в России. И именно об ММЗ и его двигателях пойдет речь в этой статье.

емейство дизельных четырехцилиндровых двигателей мощностью 104 л.с., устанавливаются на тракторы МТЗ-100/102, погрузчики, экскаваторы и другую технику. ММЗ Д-245.5 Дизельный рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. Устанавливается на тракторы МТЗ, а также в качестве двигателя привода барабана в автобетоносмесителях и другой технике. ММЗ Д-245.7, ММЗ Д-245.9, ММЗ Д-245.12, ММЗ Д-245.30 Дизельные 4-цилиндровые двигатели мощностью от 108 до 156 л.с. Представлены в большом количестве модификаций. Применяются для оборудования автомобилей ГАЗ «Валдай» и «Садко», ЗИЛ «Бычок», МАЗ «Зубренок», автобусов ПАЗ и ЛАЗ. Многие из этих двигателей успешно используются для переоборудования автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, ЗИЛ «Бычок» и других. ММЗ Д-260.1, ММЗ Д-260.2, ММЗ Д-260.4 Дизельные 6-цилиндровые рядные моторы мощностью от 130 до 209 л.с. Большое разнообразие модификаций, активно используются в тракторах МТЗ, дорожной спецтехник

Российские двигатели для грузовиков

Данная статья, посвященная отечественным производителям двигателей для грузовой автотехники, является продолжением предыдущей статьи, в которой говорилось про отечественные двигатели для легковых автомомблей.

аются востребованными на рынке. Применяются на тракторах, самосвалах (в том числе карьерных БелАЗах), специальной и другой технике. ЯМЗ-534, ЯМЗ-536 Семейство рядных 4-х и 6-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 136 до 312 л.с. Это одна из самых новых разработок (серийный выпуск начался в 2011 году), моторы соответствуют экологическим нормам «Евро-4», применяются на автобусах и автомобилях предприятий «Группы ГАЗ», технике МАЗ и других производителей. ЯМЗ-650 Обширное семейство (порядка десяти базовых модификаций) рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 362 до 412 л.с., соответствуют нормам экологических классов «Евро-3» и «Евро-4». Находят применение на грузовых автомобилях МАЗ, «Урал» и других. ЯМЗ-658 Семейство мощных 8-цилиндровых V-образных дизельных двигателей, устанавливаются, преимущественно, на грузовые автомобили МАЗ, КрАЗ и «Урал». ЯМЗ-750 Семейство 8-цилиндровых V-образных дизельн

Двигатели ММЗ: надежные моторы для надежной техники

Беларусь после распада СССР сохранила свою промышленность, и сейчас республика поставляет в Россию большое количество своих товаров. Востребованы в России и знаменитые двигатели Минского моторного завода, которые используются на автомобилях, тракторах, с/х и спецтехнике, а также в генераторах и других устройствах.

sp;81 л.с., оснащаются турбокомпрессором, применяются на тракторах МТЗ-80/82, экскаваторах, погрузчиках, подъемных кранах, асфальтоукладчиках и т.д. Серия Д-245. Широкая линейка четырехцилиндровых двигателей мощностью от 105 до 156 л.с., оснащаются турбокомпрессором. Используются на автомобилях ГАЗ («Валдай», «Земляк» и других), ЗИЛ («Бычок» и других), МАЗ, АМУР, автобусах ПАЗ и ЛАЗ, тракторах МТЗ-100/102, лесопромышленных тракторах, грейдерах, экскаваторах, погрузчиках и другой дорожной и специальной технике. Серия Д-246. Несколько четырехцилиндровых двигателей для промышленных установок - дизель-генераторов, компрессорных станций и т.д. Поставляются как с турбокомпрессорами, так и без. Серия Д-248. Рядные четырехцилиндровые двигатели мощностью 60 л.с. без турбокомпрессора, используются, в основном, Липецким тракторным заводом. Серия Д-260. Большая серия шестицилиндровых рядных двигателей мощностью от 130 до 250 л.с., все ос

Двигатели SOHC и DOHC: два против одного

Выбирая новый автомобиль, покупатель может столкнуться с необычной на первый взгляд задачкой: взять машину с двигателем SOHC или DOHC? О том, что означают эти аббревиатуры, чем отличаются эти двигатели, и какие они имеют преимущества и недостатки — читайте в данной статье.

ьный вал, расположенный в головке блока цилиндров. SOHC - это Single OverHead Camshaft, или «одиночный верхний распределительный вал». Также можно встретить название OHC - Overhead Camshaft, или «верхний распределительный вал». OHC - то же самое, что и SOHC, данный термин появился еще в начале 1960-х годах прошлого века, и лишь после создания двигателей DOHC во избежание путаницы двигатели с одним распредвалом стали обозначать как SOHC. DOHC. Это двигатель с двумя распределительными валами, расположенными в головке блока цилиндров. Аббревиатура DOHS означает Double OverHead Camshaft, или «двойной верхний распределительный вал». То есть SOHC - это двигатель, в котором все клапаны приводятся в движение одним распредвалом, а DOHC - двигатель, в котором для привода клапанов используется сразу два распределительных вала. Обе конструкции начали применяться около полувека назад, и сегодня существует несколько разновидностей двигателей каждой из конструкци

Дизель Д-243 Минского моторного завода — один из наиболее распространенных и популярных двигателей в России. Хотя ничего удивительного здесь нет — этот мотор ставился и ставится на самые массовые тракторы МТЗ-80/82. Сегодня двигатель выпускается в нескольких модификациях, об одной из которых — Д-243-654 — рассказано в этой статье.

Характеристики и особенности двигателя

В 1974 году началась история легендарных тракторов МТЗ-80/82, которые успешно выпускаются в Минске и по сей день. Новый на то время трактор оснащался и новым силовым агрегатом производства Минского моторного завода (ММЗ) — 80-сильным дизелем Д-240. В дальнейшем на МТЗ-80/82 стали устанавливаться двигатели Д-243, которые все еще остаются основным силовым агрегатом минских тракторов.

Сегодня ММЗ предлагает целое семейство двигателей Д-243, которые отличаются от базовой модели комплектацией, используемыми агрегатами и, как следствие, имеют различные технические и эксплуатационные характеристики. Одной из последних модификаций стала Д-243-654, о которой нужно рассказать более подробно.

Двигатель Д-243-654 создан на основе модификации Д-243-91, по основным характеристикам обе модификации аналогичны (отличие заключаются только в марке топливного насоса). Это рядный четырехцилиндровый двигатель классической конструкции (вертикальное расположение цилиндров, верхнее расположение распредвала и т.д.), он развивает мощность 81 л.с. и крутящий момент до 258 Н·м. Мотор соответствует нормам экологического класса «Евро-2».

Заявленный производителем моторесурс двигателя до капитального ремонта — 10 000 часов.

Комплектация двигателя Д-243-654 и его отличия от базовой модели

Дизельный двигатель Д-243-654 имеет ряд отличительных черт:

Без турбокомпрессора;
. Комплектуется ТНВД Motorpal (Чехия).

На большинстве дизелей линейки Д-243 применяется ТНВД серии 4УТНИ производства НЗТА (Ногинского завода топливной аппаратуры), однако на модификации Д-243-654 используется более совершенный насос Motorpal (Чешская Республика), собранный на заводе РААЗ (Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ, Рославль, Смоленская область). Для монтажа нового насоса базовая модификация силового агрегата подверглась ряду изменений — модернизации привода ТНВД, топливной системы и т.д. В остальном же дизель Д-243-654 аналогичен модели Д-243-91.

Двигатель поставляется в максимальной комплектации, которая содержит:

ТНВД Motorpal;
. Насос ГУР 10Ж-3-04Л (шестереночный);
. Электрический стартер 24.3708 (БАТЭ) на 12 В, также возможна установка стартера СТ142Н (БАТЭ) на 24 В;
. Генератор Г964.3701-1 или Г964.3701-1-2 («Радиоволна», Гродно) на 14 В, также возможна установка генератора Г994.3701-1 на 28 В;
. Пневматический компрессор А29.05.000-Б3А или А29.05.000-Б (БЗА, Борисовский завод агрегатов);
. Муфта сцепления 240-1005009.

Такая комплектация сводит к минимуму затраты на установку нового двигателя — при монтаже агрегата Д-243-654 на трактор или иную технику нужно устанавливать радиаторы (жидкостной системы охлаждения и охлаждения масла) и необходимое электрооборудование. Обычно все это на тракторе или иной технике уже есть, поэтому замена двигателя не требует приобретения дорогостоящих компонентов.

Применимость дизельного двигателя Д-243-654

Данный мотор отличается неприхотливостью в работе и обслуживании, при этом он достаточно универсален, поэтому находят самое широкое применение. На сегодняшний день мотор устанавливается на несколько типов различной техники:

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 (и новые модификации Беларус-80/82);
. Тракторы ТТЗ-80.10 (аналог МТЗ-80 от Ташкентского тракторного завода);
. Экскаватор ЭО-3323А (ЗАО «Тверской экскаватор», ТВЭКС);
. Погрузчик ТО-18Б АО (ОАО «Амкодор», Минск);
. Дизельные электростанции АД-12, АД-16, АД-20 и АД-30.

То есть, данная модификация находит то же применение, что базовая и другие модификации двигателя Д-243.

Особенности конструкции мотора Д-243-654

Двигатель Д-243-654 имеет классическую для тракторных дизелей конструкцию. Его основу составляет чугунный блок цилиндров, он закрывается сверху чугунной же головкой блока цилиндров, несущей в себе детали газораспределительного механизма (кроме распредвала), а снизу — масляным поддоном. Газораспределительный механизм мотора — нижневальной конструкции (вал установлен рядом с коленвалом).

О некоторых конструктивных особенностях нужно рассказать подробнее.

Блок цилиндров. Цельнолитой, чугунный, комплектуется четырьмя съемными гильзами, также отлитыми из чугуна специальных марок. В блоке предусмотрено три поперечных ребра жесткости, на которых выполнены приливы, также приливы имеются на торцевых стенках блока — они образуют пять опор коленчатого вала. Каждая опора имеет подогнанную только под нее крышку, в которой крепится вкладыш и коренная шейка коленвала.

Несколько выше и правее (если смотреть на блок двигатель со стороны вентилятора) коленвала расположено три опоры для монтажа вала ГРМ. Также в блоке высверлено восемь вертикальных каналов для штанг коромысел.

В блоке (внутри стенок) предусмотрены полости для охлаждающей жидкости, в определенных местах высверлены масляные каналы. На внешней поверхности блока имеются ровные отполированные привалочные поверхности для монтажа ГБЦ, поддона, насоса ГУР, помпы, всех фильтров и маслозаливной горловины.

Головка блока цилиндров. ГБЦ также чугунная, цельнолитая, в ней предусмотрено восемь каналов (по два на каждый цилиндр), которые закрыты вертикально установленными клапанами. С левой стороны головки (если смотреть на двигатель со стороны вентилятора) устанавливается выпускной коллектор, с другой — четыре топливных форсунки. Сверху на ГБЦ установлена крышка, к которой подведен впускной коллектор, на крышке также предусмотрен колпак, позволяющий легко добраться до клапанного механизма без съема всей крышки.

Коленчатый вал. Изготавливается из стали, имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. Для балансировки коленвала на его четырех щеках (двух крайних и двух центральных) предусмотрены противовесы, они изготавливаются отдельно от коленвала. Внутри вала выполнены масляные каналы, а в полостях, предусмотренных в шатунных шейках, масло под действием центробежных сил дополнительно очищается от посторонних примесей. Коленвал комплектуется двумя шестернями разного размера, шкивом и чугунным маховиком.

Поршневая группа. Поршни имеют традиционную конструкцию, они отливаются из легкого алюминиевого сплава, имеют простое по геометрии днище, в котором выполнена камера сгорания (поэтому нижняя поверхность ГБЦ плоская). На каждый поршень устанавливается по три компрессионных и по одному маслосъемному кольцу, все кольца — чугунные, маслосъемное кольцо дополнительно имеет спиральный расширитель из стали. Поршень устанавливается на стальной шатун с помощью стального (из хромоникелевой стали) полого пальца, смазка пальца производится через канал в шатуне.

Газораспределительный механизм — с нижним расположением распредвала. Привод распредвала — от отдельной шестерни малого диаметра, установленной на коленвале. Вал удерживается в блоке с помощью трех втулок. Связь вала с коромыслами — посредством штанг, опирающихся на толкатели. Все клапаны изготавливаются из жаропрочной стали, прижим клапанов обеспечивается двумя пружинами. Клапаны монтируются в ГБЦ через уплотнительные манжеты.

Топливная система стандартная, включает в себя бак, ТНВД с подкачивающим насосом, фильтры грубой и тонкой очистки, форсунки и металлические топливопроводы.

ТНВД. Как уже было сказано, в моторе используется ТНВД Motorpal модели PP4M10P1f-3478. Насос непосредственного действия, имеет классическую плунжерную конструкцию, всего в насосе четыре насосные секции — по одной на каждый цилиндр. Данный насос является аналогом насоса серии 4УТНИ, в нем также предусмотрен всережимный регулятор давления и подкачивающий насос. Привод насоса — от шестерни коленчатого вала, насос монтируется непосредственно на двигатель, насос имеет общую с двигателем систему смазки.

Топливные форсунки. Двигатель комплектуется стандартными для линейки Д-243 форсунками производства АЗПИ» (Алтайского завода прецизионных изделий) модели 171.1112010-02. Форсунки механические, имеют пятидырчатый распылитель закрытого типа, подача топлива от ТНВД осуществляется с помощью металлических трубок.

Топливные фильтры. ФГОТ (фильтр грубой очистки) — стандартной конструкции, с сеткой, рассеивателем и стаканом с успокоителем. В днище стакана предусмотрена пробка, с помощью которой производится удаление отстоя. ФТОТ (фильтр тонкой очистки) — на основе сменного бумажного фильтрующего элемента, оснащается сливной пробкой. Также в ФТОТ предусмотрена трубка для отвода воздуха.

Впускной тракт содержит воздухоочиститель, переходящий во впускной коллектор, который, в свою очередь, соединен с крышкой ГБЦ. Воздухоочиститель стандартный для двигателей ММЗ, он содержит «сухую» и «мокрую» ступени, в первой отделение загрязнений от воздуха происходит под действием центробежных сил, во второй — с помощью орошаемых маслом трех фильтрующих элементов из капроновой щетины. В спускном коллекторе установлен электрофакельный подогреватель воздуха, облегчающий пуск двигателя при отрицательных температурах.

Выхлопная система. Выпуск отработанных газов устроен крайне просто, он содержит выпускной коллектор и простейший глушитель, вертикально установленный непосредственно на двигателе.

Система охлаждения мотора жидкостная, построена по стандартной двухконтурной схеме. Состоит из водяной рубашки в блоке и в ГБЦ, помпы, радиатора, установленного перед радиатором вентилятора и разделяющего контуры термостата. Также в систему входит датчик температуры, установленный в ГБЦ. Привод помпы и вентилятора — с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала, данный ремень также вращает и генератор.

Система смазки — стандартная, построена на основе шестереночного масляного насоса. Часть деталей смазывается маслом под давлением (вкладыши коленвала и втулки распредвала, компоненты ГРМ в головке, привод ТНВД и др.), часть (поршни и гильзы, детали ГРМ в блоке и др.) — орошаются маслом из предусмотренных для этого отверстий. Масло охлаждается с помощью радиатора, который включается в работу только при достижении температуры 50°C и более. Системы смазки отдельных компонентов (ТНВД, компрессора и других) объединены с системой смазки двигателя.

Система пуска и электрическая система. Запуск двигателя обеспечивается электрическим стартером (стандартно — на 12 В, но возможна установка и 24-вольтового). Для питания электросистемы предназначен генератор на 14 (опционально — на 28) вольт. Генератор — синхронный, переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения, привод генератора — с помощью клиноременной передачи.

Пневматический компрессор. В двигателе используется простой одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением, привод компрессора — шестереночный, от шестерни привода ТНВД.

В целом, конструкция двигателя проста, в нем нет дорогостоящих материалов и компонентов, чем достигается его надежность, долговечность и низкая стоимость. Также мотор прост в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Особенности эксплуатации двигателя

Эксплуатация двигателя Д-243-654 типична эксплуатации других тракторных дизелей, поэтому здесь отметим только некоторые особенности:

Перед каждым пуском двигателя необходимо проводить прокачку топливной системы ручном насосом;
. Перед пуском двигателя в холодное время года следует включать электрофакельный подогреватель, производить пуск через 30-40 секунд;
. При эксплуатации зимой электрофакельный подогреватель используется всегда, а при температурах ниже -20°C следует применять предпусковой подогреватель;
. Давать нагрузку двигателю можно только после прогрева до 50°C, при прогреве следует плавно повышать обороты;
. Не рекомендуется оставлять двигатель работать на холостом ходу на протяжении более 15 минут;
. Не рекомендуется эксплуатировать двигатель при продольных или поперечных кренах более 20° (это может привести к «масляному голоданию» со всеми вытекающими последствиями);
. Остановка двигателя производится перекрыванием подачи топлива в ТНВД;
. После остановки двигателя обязательно необходимо отключать «массу».

Новый двигатель обязательно должен пройти обкатку, причем сначала проводится краткая обкатка на холостом ходу (всего 5 минут), а затем следует 30-часовая обкатка под все возрастающей нагрузкой. Во время обкатки и при последующей эксплуатации следует избегать перегрузки двигателя. В дальнейшем двигатель обслуживается согласно установленному регламенту.

Вопросы технического обслуживания дизеля Д-243-654

ТО двигателя Д-243-654 проводится со следующей периодичностью (в мотор-часах):

Ежесменное ТО (ЕТО) — каждые 8-10 часов работы;
. Первое ТО (ТО-1) — каждые 125 часов работы;
. Второе ТО (ТО-2) — каждые 500 часов работы;
. Третье ТО (ТО-3) — каждые 1000 часов работы;
. Сезонное ТО — при ТО-1, ТО-2 или ТО-3, которое выпадает на время подготовки двигателя к переходу на летнюю или зимнюю эксплуатацию.

Перед началом каждой смены следует проверять уровень масла и охлаждающей жидкости, при необходимости производить долив. Также необходимо проверить надежность креплений, отсутствие видимых повреждений и общее состояние двигателя.

При ТО-1 к проверке масла и антифриза добавляется проверка масла в поддоне воздухоочистителя, слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива и проверка степени натяжения (а при необходимости и регулировка) ремня привода вентилятора, генератора и помпы.

При ТО-2 объем работ более серьезный. К указанным выше действиям добавляется замена масла и прочистка центробежного масляного фильтра, слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива и проверка различных соединений на герметичность. Также при ТО-2 нужно измерить и при необходимости отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами.

При ТО-3 проводится полная проверка систем и агрегатов мотора, заменяется фильтрующий элемент ФТОТ, промываются фильтрующие элементы воздухоочистителя, промывается сапун, заменяются отдельные детали, технические жидкости и смазка и т.д. Также при ТО-3 проверяется и регулируется угол опережения впрыска топлива, производится подтяжка болтов крепления ГБЦ и т.д. Полный перечень работ прописан в инструкции по эксплуатации двигателя.

Во время сезонного ТО дополнительно проводится заливка соответствующего наступающему сезону моторного масла (летнего или зимнего) и установка винта посезонной регулировка напряжения генератора в соответствующее положение (осенью — в положение «З», весной — в положение «Л»).

Производитель запрещает дальнейшую эксплуатацию двигателя без проведения регламентного технического обслуживания.

Также нужно несколько слов сказать о ремонте КШМ. Здесь есть одна особенность — детали двигателя выпускаются в нескольких размерных группах, что обязательно необходимо учитывать при покупке и ремонте. Так, гильзы и поршни выпускаются трех групп — «Б», «С» и «М», устанавливать гильзы и поршни можно только из одной группы. Маркировка размерной группы указана на днище поршня и на заходном конусе гильзы.

Коленчатые валы и вкладыши (коренные и шатунные) выпускаются двух номинальных размеров — 1Н и 2Н (первый номинал и второй номинал). Соответственно, эти детали также нужно подбирать по размерам. Коленвалы группы 1Н не имеют специальной маркировки, коленвалы группы 2Н имеют специальную маркировку на первой щеке: «2КШ» — все шейки выполнены по номиналу; «2К» — по второму номиналу выполнены только коренные шейки (шатунные — по первому); «2Ш» — по второму номиналу выполнены только шатунные шейки (коренные — по первому).

При грамотной эксплуатации и при соблюдении рекомендаций по обслуживанию двигатель Д-243-654 без каких-либо проблем отработает установленный ресурс в 10 тысяч мотор-часов, обеспечивая заявленные характеристики.