Назначение устройство и работа регулятора холостого хода. РХХ: что это такое, основные поломки, принцип работы


Регулятор холостого хода или сокращенно РХХ – это шаговый электродвигатель, оснащенный подпружиненной конусообразной иглой. Принцип работы этого регулятора заключается в том, чтобы контролировать работу двигатель на холостых оборотах, за счет изменения проходного сечения дополнительного канала, который осуществляет подачу воздуха.

Такая подача осуществляется в обход закрытой дроссельной заслонки, при этом в двигатель подается необходимое для стабильной работы количество воздуха. Этот объем в свою очередь контролируется датчиком массового расхода воздуха или ДМРВ. В зависимости от количества воздуха этот контроллер осуществляет подачу в двигатель топливной смеси сквозь топливные форсунки. Благодаря датчику положения коленчатого вала - сокращенно ДПКВ, производится контроль и отслеживание оборотов двигателя с учетом их количества и в обязательном соответствии с режимом, в котором в тот или иной момент работает двигатель - совершает управление РХХ, понижая или наоборот добавляя количество поступаемого воздуха.

Прогретый до рабочей температуры двигатель, при помощи контроллера поддерживаются постоянные холостые обороты. Когда двигатель прогрет не достаточно, контроллер способен увеличивать обороты при помощи РХХ и обеспечить прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала. В таком режиме работы двигателя, разрешается начинать движение транспортного средства без предварительного прогрева мотора.

Регулятор холостого хода это - исполнительное устройство, поэтому он не способен самостоятельно диагностировать неисправности в своей работе. Если есть какие-то неполадки РХХ не будет загораться.

Как диагностировать неисправность РХХ? О неполадках регулятора холостого хода могут свидетельствовать:

1. Самопроизвольное повышение или понижение оборотов двигателя в простонародье это называется - «плавают обороты»

3. При запуске холодного двигателя полное или частичное отсутствие повышенных оборотов.

5. Добавляя дополнительную нагрузку в виде фар или печки - наблюдается снижение холостых оборотов.

Снятие РХХ

Чтобы демонтировать регулятор холостого хода, следует при выключенном зажигании отключить его четырехконтактный разъем и открутить 2 крепежных болта. Установка РХХ производится в обратной последовательности, однако перед этим необходимо убедиться, что расстояние между конечной точкой конусной иглы и фланцем равно 23 мм. Не забудьте также произвести смазку уплотнительного кольца на фланце при помощи моторного масла.




Как следует из названия РХХ служит для поддержания работы силовой установки на холостом ходу (ХХ). Почему же именно на ХХ? Дело в том, что конструктивно заслонка дросселя, служащая для подачи воздуха в цилиндры мотора на ХХ, находится в закрытом положении. Для сгорания же топливной смеси необходим кислород воздуха, так как без его присутствия горение вообще невозможно.

Назначение РХХ

При закрытой заслонке двигатель тем не менее работает, разберемся, как это происходит. Для поступления воздуха в цилиндры двигателя выполнен обводной канал минующий заслонку. Именно в этом канале и установлен РХХ, в задачу которого входит регулировать количество воздуха, требуемого для сгорания смеси в зависимости от оборотов коленчатого вала.

Обороты, в свою очередь, отслеживает (датчик положения коленвала), данные с которого получает блок управления и дает команду РХХ на увеличение, либо уменьшение количества воздуха, проходящего через обводной канал.

От оборотов ХХ зависит стабильность работы мотора без нагрузки, его надежный запуск, прогрев мотора и расход топлива.

Устройство

Регулятор представляет собой шаговый электромотор ступенчатого действия, с выдвижной подпружиненной рабочей частью в виде штока с конусом на конце. При включении зажигания шток полностью выдвигается, упираясь в ответную часть обводного канала, а затем возвращается назад, отсчитывая количество пройденных шагов.

Регулятор холостого хода применялся еще на двигателях с карбюратором, например, в карбюраторах Pierburg 2E и его модификациях, где он был представлен как регулятор ХХ холодного запуска на таком же принципе шагового двигателя, а также на моделях с моно впрыском.

Неисправности РХХ

При запуске холодного двигателя не увеличиваются обороты;

Падение оборотов силовой установки при включении дополнительного оборудования;

При переходе на «нейтраль» мотор останавливается.

Так как РХХ, это лишь исполнительное устройство, в системе не предусмотрена его самодиагностика и как следствие, при возникновении неисправностей в РХХ система не выведет на щиток приборов « », который бы свидетельствовал о появлении неисправности.

Так как сообщение об ошибке не появляется, то многие автовладельцы не могут понять причину неадекватного поведения мотора, опираясь на то, что ЭБУ не находит никаких ошибок в работе двигателя.

Похожие симптомы могут появиться и при неисправности ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), но это сразу же отразится на щитке приборов загоранием символа «CHECK ENGINE», поэтому необходимо проверить исправность регулятор.

Проверка регулятора

На снятом датчике и подсоединенной колодке питания при включении зажигания шток регулятора должен выдвинуться на максимальное расстояние;

На снятой колодке, при включении зажигания («минус» прибора на массу) на ее клеммах должно быть напряжение, равное напряжению батареи;

На самом регуляторе проверяется целостность обмоток и их сопротивление;

Установка заведомо исправного регулятора и проверка работы мотора.

Часто причиной неисправности регулятора являются различные отложения на конусе или пружине штока, что вызывает его заедание при работе, а также загрязнение или окисление контактов.

Очистку регулятора можно выполнить с использование средства для чистки карбюратора. Попутно нужно очистить и посадочное место конуса в обводном канале.

Если после очистки регулятора в поведении двигателя ничего не изменилось, то РХХ подлежит замене.

Так как регулятор на большинстве автомобилей крепится двумя винтами, то его замена не представляет каких-либо сложностей. Если на корпусе регулятора присутствует , то необходимо проверить и чистоту дроссельной заслонки и прочистить ее при необходимости.

В упрощенном виде регулятор холостого хода позволяет работать двигателю при запуске и последующих остановках авто, например, на перекрестках. Он подает недостающее количество воздуха в топливную смесь инжектора для нормальной работы непрогретого мотора или во время остановки машины без глушения двигателя.

Назначение регулятора РХХ

Используется регулятор холостого хода исключительно в электронных системах зажигания:

  • пропорции топливной смеси в инжекторе составляет бортовой компьютер;
  • количество бензина или солярки для каждого цилиндра отмеряет ЭБУ;
  • в электронное зажигание установлены датчики ДПКВ (коленвала), ДПДЗ (дроссельной заслонки), ДМРВ (воздуха), ДД (детонации), по сигналам которых срабатывает топливный насос и распределяется зажигание по конкретным цилиндрам;
  • при отпущенной педали газа топливная заслонка закрыта полностью, пропорции топливной смеси нарушены, продукты сгорания засасываются обратно в камеру сгорания из-за разницы давления во впускном и выпускном коллекторе .

По результатам сигналов датчика воздуха контроллер принимает решение о дополнительном обогащении топливной смеси воздухом, игнорируя в этот момент показания датчика дроссельной заслонки.

Фишка на РХХ передает сигнал от ЭБУ, в регуляторе холостого хода открывается обводной канал, по которому проходит воздух в инжекторе либо дополнительное топливо в дизеле. Обороты мотора выравниваются, снижается износ поршневой и коленвала .

Принцип действия

В карбюраторных моторах проблему обогащения смеси при запуске ДВС решала пусковая ручка и регулировочные шайбы. С возникновением электронного зажигания этим занимается регулятор холостого хода в комплексе с остальными датчиками и ЭБУ. Его принцип работы выглядит следующим образом:

  • калибровка РХХ производится контроллером ЭБУ автоматически после обнаружения этого датчика в системе;
  • фактически РХХ является шаговым электродвигателем с конусной иглой в специальном отверстии обводного канала дроссельной заслонки;
  • РХХ контакт никаких сигналов в «мозг» машины не передает, но получает их от контроллера, поэтому является не датчиком, а исполнительным устройством – электроклапаном;
  • в свою очередь, бортовой компьютер «видит», что в топливной смеси недостаточно воздуха по сигналам ДМРВ, сравниваемым с сигналами ДПДЗ;
  • на регулятор ХХ подается напряжение, игла выходит из канала, недостающее количество воздуха поступает в смесь для смешивания.

Кроме того, ЭБУ получает сигналы о температуре охлаждающей жидкости и масла в системе. При запуске в холодное время года необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы снизить износ деталей трения, поэтому канал РХХ приоткрывается для обогащения смеси инжектору, даже без нажатия педали газа водителем.

В момент старта алгоритм работы следующий:

  • ключ поворачивается, включается зажигание;
  • шток выдвигается до упора, игла перекрывает байпасный канал;
  • в момент упирания штока в калибровочное отверстие компьютер отсчитывает шаги назад;
  • на обмотки подается напряжение, клапан возвращается в открытое положение.

Количество обратных шагов запрограммировано в прошивке прибора. Например, у модификаций Basch на прогретом ДВС оно составляет 50 шагов, Январь – 120 шагов, соответственно. В общей сложности ход штока разбит на 250 шагов, чем дальше он вытянулся из обмоток шагового электродвигателя, тем большее количество шагов отсчитает ЭБУ. При покупке нового РХХ расстояние от фланца посадочного до иглы штока должно быть 23 мм ровно.

Инжектор

Для работы инжекторного двигателя не годится чистый бензин, поэтому на входе коллектора установлена дроссельная заслонка с индивидуальным датчиком ее положения в каждый момент времени. При запуске мотора или во время остановки машины с работающим двигателем происходит следующее:

  1. компьютер получает информацию об оборотах вала двигателя;
  2. анализирует, как работает мотор, то есть уточняет целевое назначение;
  3. затем сравниваются показания датчика положения дроссельной заслонки и воздуха, то есть, контроллер «понимает», что заслонка закрыта, а в цилиндры поступает обедненная смесь;
  4. открывается клапан РХХ, воздух подается в обход заслонки для поддержания оборотов на запрограммированном уровне

Фактически в процессе участвует несколько устройств системы электронного зажигания. Если машина глохнет или присутствуют симптомы прочих неисправностей, диагностика производится вручную, поскольку обратной связи (самодиагностики) данный прибор не имеет.

В дизельном моторе дроссельной заслонки нет, регулятор холостого хода бесполезен, используются другие способы регулировки малых оборотов.

Конструктивные особенности

На этапе возникновения ДХХ эксплуатировались соленоидные и роторные датчики холостого хода. Они имели два положения по аналогии с вентилем – Открыто/Закрыто, что снижало эффективность регулировок оборотов двигателя. В настоящее время их заменил 4-х шаговый клапан со ступенчатыми регулировками подачи по байпасу.

Если разобрать РХХ, можно увидеть, что он собран из четырех деталей:

  • шаговый электродвигатель;
  • шток четырехпозиционный;
  • пружина;
  • игла.

При подаче напряжения на одну из четырех обмоток катушка намагничивается, взаимодействует с магнитным кольцом, перемещает шток в одно из четырех положений. Соответственно, количество поломок этого электроприбора максимально ограничено:

  • забивается байпасный канал;
  • перегорают обмотки;
  • ломается игла или пружина.

Датчик позиционируется производителями, как «расходник», то есть считается условно не ремонтопригодным. Дешевле заменить целиком, чем разбирать и ремонтировать отдельные детали. Если их нет в продаже, нужно вытачивать самостоятельно.

Однако первую причину можно устранить собственными силами – при отключенном разъеме снимаем регулятор, чтобы почистить обводной канал универсальным спреем WD-40.

Место установки

Зная принцип действия РХХ, определить, где находится клапан, очень просто – возле дроссельной заслонки и датчика ее пространственного положения ДПДЗ.

Крайне редко датчик приклеивается к корпусу заслонки на лак, в остальных случаях прибор фиксируется двумя винтами, для которых имеются посадочные отверстия. Основной задачей, как отрегулировать при установке РХХ клапан своими руками, является именно обеспечение расстояния 23 мм от иглы до фланца посадочного.

Перед тем, как снять регулятор для замены, следует изучить маркировку. Взаимозаменяемыми считаются РХХ с маркировками 01/03 или 02/04. Если поставить 02 вместо 01 или 03, работать прибор будет некорректно.

На регулятор холостого хода приходит единственный жгут из четырех проводов от ЭБУ. Ниже приведена схема распределения по обмоткам электродвигателя.

Основной проблемой является диагностика датчика своими силами. Просто подать напряжение для проверки работоспособности на его клеммы не получится, так как ЭБУ делает это импульсно. Обмотки горят очень редко, чаще встречаются механические неисправности, например, изогнутый шток либо засорившийся канал байпаса

В СТО датчик проверяют на стендах, способных воспроизвести импульс ЭБУ. Даже имея мультиметр, автолюбитель сможет лишь убедиться в целостности обмоток и отсутствии замыкания между ними, не более того.

Признаки выхода из строя

Основными симптомами того, что датчик холостого хода работает некорректно, являются:

  • обороты в стояночном режиме неустойчивы;
  • снижение скорости вращения коленвала при включении любого потребителя (стеклоочистители, фары, кондиционер, магнитола, отопитель);
  • отсутствие повышения скорости вращения вала при запуске ДВС;
  • остановка мотора при выключении передачи или переключении скоростей.

Внимание: Указанные симптомы не являются причиной поломки РХХ на 100%, так как схожи с выходом из строя датчика заслонки ДПДЗ. Однако в последнем варианте загорается ошибка Check, а регулятор холостых оборотов с контрольной системой двигателя не связан, самодиагностики не имеет.

Диагностика РХХ

В идеале диагностика регулятора должна производиться на стенде, который сможет воспроизвести импульсы бортового компьютера. На практике это дорого, используются бюджетные способы проверки. В любом случае алгоритм действий на начальном этапе одинаковый:

  1. затягивается ручной тормоз, под колеса устанавливаются противооткатные устройства – башмаки;
  2. отключайте клемму «-» от батареи АКБ;
  3. зная, где находятся датчики ДПДЗ и ДМРВ, определяется местонахождение РХХ;
  4. клапан отключается от бортового компьютера (вытаскивается штекер из разъема).

Дальнейшие шаги отличаются для разных методов проверки.

Проверка вручную

Простейшим методом, как проверить РХХ в электронной системе распределения впуска, является ручная диагностика (потребуется помощник):

  1. отсоединяется штекер РХХ из разъема;
  2. откручиваются два винта, прибор демонтируется;
  3. регулятор вновь подключается к ЭБУ, но остается в руках мастера;
  4. помощник заводит двигатель, шток в это время должен втянуться в катушки полностью, затем, получив импульс от компьютера, выдвинуться на некоторое расстояние.

Другими словами, проверяется работоспособность штока, владелец убеждается, что эта деталь не погнута, не заклинивает внутри клапана. Однако, это не дает 100% гарантий, что данная модификация РХХ полностью соответствует прошивке ЭБУ контроллера. Игла выдвигается, но на неизвестную величину. В первом случае проверяется разъем, во втором – штекер, маркировка имеется только на штекере.

При классическом варианте проверки «от простого к сложному» этот этап является начальным, дальше следует проверить целостность проводов и катушек, состояние байпасного канала, износ иглы. Только после указанных действий можно собрать самодельный стенд с импульсной подачей напряжения для комплексной диагностики РХХ.

Диагностика мультиметром

На этом этапе понадобится тестер РХХ проверяется этим прибором в двух режимах:

  • омметром – при замыкании щупами мультиметра контактов C – D и A – B сопротивление должно иметь значение 40 – 80 Ом, D – C и A – D равняться бесконечности;
  • вольтметром – при включении зажигания величина напряжения достигает 12 – 20 В.

Внимание: настройка РХХ производится автоматически бортовым компьютером после каждого подключения штекера прибора в разъем. После демонтажа рекомендуется смазывать байпасный канал спреем WD-40 для его прочистки. Эта мера является профилактической, даже в отсутствии загрязнения обводного канала, в разрыве которого и стоит регулятор.

Импульсная проверка на самодельном стенде

Поскольку стенд стоит 1 500 – 1800 рублей, а регулятор 300 – 500 рублей, покупка прибора экономически не выгодна рядовому пользователю. Простая схема без микрочипов приведена ниже:

  • в ней использована 6 В зарядка от любого мобильного устройства;
  • колодки штекеров имеются в свободной продаже;
  • вначале нужно отключить РХХ от бортового контроллера, затем проверяется ход штока;
  • яркое свечение лампы на схеме свидетельствует о неисправности самого штока;
  • если лампа горит в пол накала, узел считается исправным.

Использование чистящего средства позволит восстановить работоспособность штока, но только при засорах. Если эта деталь согнута, нужно заменить регулятор целиком.

Основные неисправности

Вышеприведенные признаки неисправности обычно возникают в случаях:

  • забит грязью обводной канал заслонки дросселя;
  • нарушена целостность проводов или катушек;
  • прошивка ЭБУ не соответствует модификации РХХ.

Проверка вышеуказанными способами выявляет все причины неполадки. При каждой разборке регулятора или дроссельного узла рекомендуется чистить РХХ специальными жидкостями/спреями.

Очистка иглы и обводного канала

Для обеспечения доступа к деталям клапана требуется снятие РХХ по технологии:

  1. отсоединение колодки от разъема;
  2. очистка контактов разъема и штекера ватной палочкой, смоченной WD-40;
  3. откручивание винтов фигурной отверткой;
  4. извлечение регулятора для проверки состояния.

Внимание: Разбирать регулятор не нужно, достаточно обрызгать пружинку и шток с иглой спреем WD-40, дождаться высыхания, прочистив в это же время обводной канал дросселя.

Регулировка производится самим контроллером бортовой сети. Однако для стабильной работы двигателя следует проверить расстояние от посадочного фланца до выступающего конуса иглы. По умолчанию оно должно быть 23 мм.

Нюансы выбора датчика холостого хода

Оригинальный датчик холостого хода имеет маркировку по типу ХХ-ХХХХХХХ-ХХ. Последние две цифры указывают метку совместимости:

  • нечетные (01 и 03) взаимозаменяемые, четные (02 и 04) также взаимозаменяемые;
  • между собой эти группы не взаимозаменяемые, то есть, вместо «родного» 02 нельзя эксплуатировать клапан 01 или 03.

Даже в оригинальных регуляторах не помешает дополнительно смазать РХХ смесью литола и WD-40 (пружинка и шток). Поскольку замена РХХ своими руками востребована автолюбителями, существуют контрафактные регуляторы, которые можно опознать по признакам:

  • на упаковке нет отличительных меток;
  • стикер желтого цвета на корпусе без рамки;
  • наконечник иглы темного цвета;
  • тонкое черное уплотнительное кольцо вместо толстого красного уплотнения;
  • заклепки корпуса не имеют шляпок диаметром 3 мм;
  • белая пружина вместо черного изделия с частой навивкой;
  • корпус короче на 1 мм.

Регулятор холостого хода предназначен для того, чтобы стабилизировать создаваемые двигателем обороты. Возникает логичный вопрос о том, настолько важно и необходимо присутствие этого устройства? А также можно ли вообще без него обойтись и как правильно осуществить ремонт в случае возникновения неисправности. От этого устройства зависит вся работа автомобиля.

Для того, чтобы понять на какие рабочие процессы влияет регулятор холостого хода и почему возникает необходимость регулировать его работу необходимо иметь понятие о том, каковы принципы его работы.

Принцип работы

Очень важно чтобы топливо и воздух были в определенных соотношениях. Поскольку при отклонениях того или иного показателя, процесс горения будет не совершенным или же будет вообще отсутствовать. Главной задачей регулятора холостого хода является регулировка подачи количества воздуха в момент нахождения в режиме холостого хода. Подача происходит не через дроссельную заслонку, так как она открывается в момент воздействия на педаль газа.

Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя, а также из подпружиненной конусной иглы. Для того, чтобы регулировать количество воздуха при работе автомобиля на холостом ходу необходимо с помощью регулятора изменять сечение в проходном канале. Одновременно с РХХ происходит работа специального датчика, который производит учет количества воздуха. В свою очередь контроллер производит подачу горючего.

Наверное, большинство людей, не посвященных в тонкости работы автомобиля, при упоминании словосочетания «холостой ход» думают, что это самый простой и легкий режим работы автомобиля, но это далеко не так. Данный режим является для двигателя самым утомительным, поскольку очень тяжело работать при небольших оборотах. И на это есть свои причины:


Причиной, вышеуказанным процессам, является маленькая скорость подачи топлива, обогащенного воздухом, в выпускную систему. В результате этого реакция смешивания происходит на недостаточном уровне и значительно снижается уровень эффективности. Конечно, при правильной регулировке РХХ будет работать очень долго, но зачастую неисправности в работе данного устройства не являются редкостью. Чаще всего во всем виновата плохая проводка. Достаточно большую популярность заслужила установка РХХ механического образца.

Внимание! Благодаря механическому РРХ можно добиться значительного уменьшения токсичности выхлопных газов.

Самые распространенные неисправности холостого хода

К возможному появлению неисправностей, связанных с работой регулятора холостого хода, нужно относиться с полной серьезностью, поскольку они могут привести к страшным и не желательным последствиям. Существует ряд определенных признаков, которые указывают на то, что есть неисправности датчика холостого хода. К ним относятся:


Необходимо знать, каким образом можно проверить исправность датчика холостого хода, поскольку некоторые признаки поломки могут свидетельствовать о неисправности других деталей автомобиля.

Причины возникновения проблем

Существует много причин, которые могли привести к данной неисправности. Не стоит терять много времени на догадки, а нужно как можно быстрее устранить неисправность. Ведь длительная эксплуатация автомобиля с ней может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Выделяют две, самые распространенные, причины появления неисправностей:

  • износ направляющей иглы;
  • обрыв контактов в середине корпуса датчика.

Проверка исправности регулятора

Перед тем как начать процесс проверки регулятора холостого хода необходимо обеспечить неподвижность транспортного средства, то есть затянуть ручник и подложить под колеса башмаки. Рассмотрим самые простые и доступные способы диагностирования.

Устройство изымается из общей электрической цепочки и при помощи вольтметра производится проверка напряжения. При включении зажигания полученное напряжение не должно выходить за стандартные пределы, то есть, 20 вольт. Если напряжение намного ниже - неисправность с зарядкой аккумулятора, если отсутствует - стоит проверить всю цепь.

Следует проверить уровень сопротивления. Он не должен превышать 53 Ома.

Внимание! Если работа регулятора холостого хода идеальная, то показатель напряжения будет очень высоким.

Если включить зажигание и приложить к регулятору холостого хода колодку питания, то игла датчика должна сменить свое положение, если нет, то это свидетельствует о неисправности.

Возможно, что главная неисправность находится в самой работе РХХ. При определенных навыках и знаниях заменить неисправный регулятор холостого хода можно самостоятельно, без помощи работников автосервиса.

Замена регулятора

Для того, чтобы произвести настройку регулятора холостого хода в автомобилях карбюраторного типа, существуют специальные винты, которые позволяют сделать замену вручную. Но понадобятся дополнительные устройства такие, как тахометр и газоанализатор. В общем, сам процесс замены регулятора холостого хода на данных автомобилях характеризуется определенной сложностью.

Но на транспортных средствах нового образца эту процедуру можно сделать намного легче и быстрее. Правда, придется неуклонно следовать некоторым советам и рекомендациям:


Есть один небольшой, но важный нюанс, который касается ремонта регулятора холостого хода. Он просто напросто не предусмотрен. Некоторые неисправности можно устранить при помощи обработки поверхности специальными химическими средствами. Например, WD-40 или средство для чистки карбюратора.

Важно! Все чистящие процедуры необходимо проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить прибор.

Приобретение регулятора

Агрегат, в котором не ощущается вибрация иглы, не подлежит ремонту. В таком случае, чтобы не тратить время на бессмысленные реанимационные усилия, нужно просто от него избавиться. Чтобы приобрести новый датчик не нужно затрачивать огромные денежные средства.

Совет! Самым оптимальным вариантом относительно цены и качества считаются датчики отечественного производства.

В специализированных магазинах продавцы консультанты помогут определиться с выбором датчика. Если есть сомнения по поводу нового типа устройства, то лучше всего в качестве образца взять с собой старый датчик и приобрести именно такую модель.

Очень важно купить оригинальный прибор, а не дешевую подделку. Стоит обратить внимание на все надписи и голограммы на упаковке. Если есть ошибки в написании слов или другие подозрительные моменты, то лучше посетить другой магазин и выбрать устройство которое не вызывает сомнений.

Покупку лучше всего осуществлять в проверенных местах. Для больших гарантий можно проверить наличие сертификатов качества на указанный агрегат. Также не стоит забывать о чеке. Его необходимо брать всегда, поскольку он является вашей гарантией.

В случае, когда в работе автомобиля в холостом режиме замечены нарушения не характерные для работы двигателя такие, как резкая смена оборотов, то необходимо провести диагностику для того, чтобы выявить причину данных нарушений работы. Если не обнаружить и не устранить проблему вовремя, то ситуация может усугубиться. Не стоит уповать на недостаток времени для проведения ремонтных работ, ведь это не займет его много.

Замена датчика холостого хода показана на примере автомобиля ВАЗ 21103:

«Лада» 14-й модели - весьма популярный в России автомобиль. Он представляет собой усовершенствованную версию «девятки». Помимо инжекторного впрыска, в конструкции ДВС появилось много датчиков. Один из таких - ДХХ. Данный элемент необходим для контроля и создания оборотов двигателя в режиме холостого хода. Датчик холостого хода ВАЗ-2114 - это немного неправильное название для элемента. Это регулятор холостого хода. Внутри него заключен электромотор, а также игла конусной формы. Этот элемент периодически может выходить из строя. Каждый владелец данного автомобиля должен уметь диагностировать этот датчик. И в сегодняшней статье мы расскажем, как это сделать.

Принцип действия элемента

При повороте ключа и включении зажигания шток, находящийся непосредственно на датчике холостого хода ВАЗ-2114, выдвигается полностью и заходит в отверстие, которое есть на патрубке дросселя. Затем регулятор вычисляет нужное количество шагов, а игла возвращается в свое изначальное положение. Оно зависит от типа прошивки автомобиля. Так, для популярной «Январь 5.1» положение составляет 110 шагов на горячем моторе, а на прошивке от "Бош" - 50 шагов на прогретом двигателе.

Когда агрегат достиг своих рабочих температур, в момент регулирования оборотов датчик установлен на отметке в 40. С ростом или падением количества шагов воздух, который проходит через отверстие в дроссельном патрубке, постоянно меняется. Если шток выдвигается, то количество шагов растет, и наоборот. Полный ход штока датчика холостого хода ВАЗа 2114-й модели - 250 шагов.

На новом регуляторе, который еще не устанавливался на двигатель, расстояние от штока до фланца составляет не более 23 миллиметров. При покупке нового датчика следует измерить длину головки, которая выступает. В мотор подается определенный объем воздуха, который нужен для нормального его функционирования. За счет этого регулируется холостой ход. Затем воздух исследуется ДМРВ, и по его количеству ЭБУ подает нужное количества топлива через форсунки в цилиндры. При помощи ДПКВ ЭБУ контролирует обороты коленчатого вала и изменяет положение регулятора холостого хода. Так осуществляется подача нужного количества воздуха для оптимального сгорания топлива.

Когда силовой агрегат еще не прогрет, датчик холостого хода ВАЗ-2114 регулирует объем воздуха так, чтобы смесь была обогащенной. При этом автоматически выставляются повышенные обороты. Так, можно сразу начать движение на автомобиле без необходимости предварительного прогрева.

Симптомы неисправности

Установленный в автомобиле бортовой компьютер имеет очень ограниченный функционал и не способен сообщить водителю о неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114. Компьютер, как и регулятор, не оснащены системой самостоятельной диагностики. Но есть симптомы, которые подскажут, что РХХ вышел из строя.

Один из самых явных признаков, говорящих о неправильной работе датчика, - это неровная работа силового агрегата на холостом ходу. Особенно яркий симптом - мотор останавливается, когда водитель снимает машину с передачи при движении.

Характерные признаки неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114 - это низкие обороты после запуска силового агрегата «на холодную». Но все эти признаки полностью идентичны тем, что бывают при выходе из строя ДПДЗ. Это усложняет диагностику. Но как не запутаться? Проверяется это следующим образом - в случае с ДХХ на приборной панели загорится лампа «Проверьте двигатель».

Как проверить регулятор?

Если появились эти признаки, датчик холостого хода ВАЗ-2114 нужно проверить. Деталь отсоединяют от колодки. Затем нужно убедиться, что на регулятор приходит нужное для его работы напряжение. Выполнить данную операцию можно при помощи мультиметра. Проверка выполняется следующим образом. Нужно выключить зажигание автомобиля, а затем измерить напряжение. Если его нет, то проверяют всю цепь (в том числе и ЭБУ). Если напряжение есть, а его уровень составляет около 12 В, то датчик исправен. Скорее всего, разрядился аккумулятор. После этой проверки включают зажигание, а ДХХ присоединяют к колодке. Датчик холостого хода инжекторного ВАЗ-2114 неисправен, если при этом его игла не будет двигаться.

Демонтаж

Если после диагностики выяснилось, что причина в датчике, то его необходимо демонтировать и заменить. Данный элемент на автомобилях ВАЗ имеет небольшие габариты. Находится он на дросселе, в посадочном месте. Демонтаж выполняется очень легко. Зная, где находится датчик холостого хода на ВАЗ-2114 (расположение элемента показано на фото ниже), нужно открутить два винта. Иногда в редких случаях может возникнуть необходимость в снятии дросселя.

Демонтаж выполняют следующим образом. Первым делом автомобиль ставят на стояночный тормоз. Затем отсоединяют минусовую клемму аккумулятора. Далее отсоединяют колодку от регулятора. Обязательно нужно очистить место, где датчик соединяется с корпусом дросселя. Это нужно, чтобы грязь и ржавчина не попала в отверстие. Затем выкручивают винты, удерживающие датчик.

Чистка

Любые неработающие РХХ вначале рекомендуется тщательно очистить. Это позволит окончательно убедиться в неисправности. Данная процедура очень проста и не потребует от автовладельца много времени. Для работы пригодится очиститель карбюратора, а также универсальное средство ВД-40.

Очистку выполняют следующим образом. С регулятора снимается колодка. Далее на ватную палочку наносят один из очистителей. Затем палочкой тщательно обрабатывают контакты. После этого можно открутить винты, на которых закреплен регулятор, и вынуть его из посадочного места.

Когда датчик будет устанавливаться на свое место, важно максимально точно провести замеры расстояния между корпусом и иглой РХХ. На нормально работающем датчике этот зазор должен составлять 23 миллиметра. Если датчик не заработал после такой чистки, то можно говорить об износе направляющей иглы или о внутреннем обрыве. В данных случаях ремонт невозможен, а решить проблему можно только путем замены элемента.

Качественные датчики на ВАЗ

Опытные автолюбители рекомендуют приобретать РХХ, изготовленные группой "Омега". Также неплохие отзывы получает продукция от КЗТА. Купить регулятор можно в любом магазине запчастей, а цена составит около 350 рублей. При покупке стоит проверить, что магазин не предлагает подделку.

Заключение

РХХ - небольшое устройство, которое может создать водителю серьезные проблемы. Диагностировать и чистить данный элемент несложно, а процесс замены потребует наличия минимума инструментов. Все работы легко можно сделать собственными руками.