Налог на утилизацию авто. Как и кто платит утилизационный сбор на автомобиль? Как рассчитать утилизационный сбор на ТС с электродвигателем

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.

Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?

Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.

Кто должен платить утилизационный сбор?

В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля:

  • Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы;
  • Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины.

Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:

  • Когда автомобиль насчитывает 30 лет и более. Почтенный возраст должен дополняться еще двумя обстоятельствами: (автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях; рама, кузов и двигатель, должны быть «родными»).
  • Если ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству на территории РФ, каким-либо международным организациям, сотрудникам или членам их семей.
  • Если автовладелец в рамках соответствующей программы по «добровольному переселению соотечественников из-за рубежа» ввозит в страну машину как своё личное имущество.

Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.

Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой - сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициент а:

Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:

  • возраст ТС;
  • масса ТС;
  • габариты автомобиля;
  • объем двигателя.

Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:

  • легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
  • грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).

Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.

Где ставится отметка об уплате утилизационного сбора?

Доказательства об оплате сбора должны быть зафиксированы – необходимо, чтобы в ПТС стояла соответствующая отметка, настоятельно рекомендуем вам обратить на это внимание, при оформлении сделки купли/продажи авто. Для этого в паспорте транспортного средства существует специальный раздел для особых отметок.

Отметка может не стоять по нескольким причинам:

  • паспорт автомобиля был получен владельцем ранее, чем 1 сентября 2012 г.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ до 01.09.2012 года.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года, но владелец не оплатил сбор на утилизацию.

Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!

Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.

Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.

Наказания за неуплату утилизационного сбора

Основная проблема состоит в том, что до того момента, пока сбор не будет оплачен, автотранспорт поставить на учет не получится. Даже если на руках имеется паспорт транспортного средства, оно не будет считаться прошедшим регистрацию.
Транзитные номера действительны всего двадцать суток, в дальнейшем это штраф, в сумме от пятисот до восьмисот рублей первично, и наказание, вплоть до лишения водительского удостоверения на 3 месяца, при повторной проверке и выявления факта неуплаты. Данные штрафы регламентирует статья 12.1 КоАП РФ и инспектора ГИБДД будут весьма рады обнаружить у вас отсутствие отметки об оплате утилизационного сбора.

Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно

В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:

  • для отечественных авто – налоговая служба;
  • для импортных автомобилей – таможенный орган.

Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.

Кроме того, вам понадобятся:

  • копия паспорта владельца автомобиля;
  • оригинал и копия паспорта транспортного средства;
  • документ, подтверждающий уплату сбора;
  • документ, свидетельствующий о том, что была совершена повторная ошибочная оплата.

Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.

Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.

Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.

Министерство промышленности и торговли России опубликовало на своем сайте проект постановления правительства, определяющий ставки утилизационного сбора за ввоз автомобилей, который будет введен с 1 сентября 2012 года, пишет Lenta.ru. Его размер будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тыс. руб. и повышающего коэффициента.

Ставки утилизационного сбора на авто, портал сайт

Наименьший коэффициент (1,34) будет распространяться на новые и подержанные электромобили, а также новые автомобили с объемом двигателя меньше двух литров, гласит опубликованный документ. Таким образом, утилизационный сбор на них составит 26,8 тыс. рублей. На подержанные автомобили с объемом двигателя до двух литров распространится коэффициент 8,26 (165,2 тыс. рублей).

Новые автомобили с двигателем до трех литров попадут под коэффициент 2,66 (53,2 тыс. рублей). Такие же, но подержанные, обойдутся уже в 322,4 тыс. рублей. За ввоз новых и подержанных автомобилей с двигателем более 3,5 л придется доплатить от 110 до 700,2 тыс. руб. соответственно.

При этом физические лица, как сообщается на сайте газеты «Ведомости», смогут ввозить автомобили по сниженному коэффициенту в 0,15 для новых автомобилей и 0,25 — для подержанных. Таким образом, сбор для частников составит от трех до пяти тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора на автомобили

Утилизационный сбор рассчитывается по формуле:

U = B * К, где

U – сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате;

В – базовая ставка утилизационного сбора транспортного средства;

К – коэффициент;

Примеры расчетов

Сумма утилизационного сбора на Toyota Camry 2012 года выпуска (японской сборки) с мотором объемом 2,5 литра составит: 20 000 * 2,66 = 53 200 рублей, а на ту же Toyota Camry 2007 года выпуска — 20 000 * 16,12 = 322 400 рублей.

Сумма утилизационного сбора на Toyota Prado 2012 года выпуска c 4-литровым мотором составит: 20 000 * 5,50 = 110 000 рублей, на Toyota Prado 2008 года: 20 000 * 35,01 = 700 200 рублей!

Ставки и коэффициенты на грузовые автомобили

Ставки и коэффициенты на автобусы

Сбор за утилизацию ввозимых в Россию автомобилей вводится с 1 сентября 2012 года и призван компенсировать снижение импортных пошлин на ввоз автомобилей, обусловленное вступлением России в ВТО. Пошлина на новые легковые автомобили, как ожидается, снизится с 30 до 25 %, а в последующие семь лет ее размер сократится до 15 % от стоимости автомобиля.

Увеличение транспортного налога

Ранее Минфин представил проект мощностью свыше 410 лошадиных сил. За каждую лошадиную силу в ведомстве предлагают взимать 300 рублей. Также повышенный налог коснется мощных мотоциклов, катеров, водных мотоциклов и яхт.
Теги: ставки и расчет утилизационного сбора 2012 на автомобили.

Введение утилизационного сбора на спецтехнику наносит серьезный вред импортерам и производителям, так как заставляет повышать стоимость продукции в 1,5 раза. Соответственно, у потенциальных клиентов снижается покупательная способность. Впервые утилизационный сбор на спецтехнику был утвержден в феврале 2016 года. В этом году он также остается актуальным. Данное постановление действует не только на спецтехнику, но и на прицепы, легковые и грузовые автомобили, снегоходы и прочее. Размеры сборов являются различными и могут составлять от 10% за новую технику и до 200%, если ей уже более трех лет.

Правительством был принят утилизационный сбор на спецтехнику 2018, чтобы повысить конкурентоспособность местного производства и заместить импорт. Больше всего это затронуло дорожно-строительную технику и сельскохозяйственную. На рынке происходил спад спроса на отечественную продукцию из данной сферы и сбор должен был его повысить.

Таким образом, если дело касается новых изделий, не бывших в эксплуатации, то ситуация на рынке изменится незначительно, так как суммы вырастут всего на 5-10 процентов. Но для покупки б/у спецтехники все стало намного хуже, так как по различным подсчетам стоимость может вырасти в два раза, что сделает покупку нерациональной. Если приложить к данной ситуации значительное падение курса рубля за последнее время, то проблемы становятся более серьезным. По данным за прошлый год, доля импортной техники составила около 30%. В основном она поставлялась из Германии и Соединенных Штатов Америки. Но если рассматривать долю по тракторам, то в основном их поставляли из Белоруссии и Казахстана.

Закон постановление

Официальное постановление, которое было утверждено правительством на 1 января 2018 года, было принято еще 11 мая 2016 года. Это было постановление 401, которое освобождает технику от утилизационного сбора, если ее масса составляет менее 10 тонн. Если срок службы техники был менее трех лет, то минимальная сумма составляет 150 тысяч рублей взноса. Размер утилизационного сбора на спецтехнику 2018, при условии ее работы более трех лет, может доходить выше миллиона, в зависимости от массы и мощности силового агрегата. Таможенные органы в последствие получили дополнительное распоряжение, что с полуприцепов сбор не должен взыматься.

Преимущества

Несмотря на то, что нововведения поставили покупателей в сложную ситуацию, по мнению правительства это принесет ряд преимуществ в отрасль в целом:

  • В первую очередь, утилизационный сбор на спецтехнику 2016 сбавит интерес покупателей к зарубежной продукции и переключит внимание на отечественную, что приведет к ее большему развитию;
  • Уменьшит количество техники бывшей в употреблении, которая обладает небольшим остаточным ресурсом и требует утилизации в скором времени;
  • Снизит загрязнение окружающей среды;
  • Пополнит бюджет государства новыми поступлениями.

Недостатки

Но в большинстве случаев пользователи видят здесь недостатки. Среди основных из них такие как:

  • Повышение стоимости спецтехники зарубежного производства;
  • Требуется покупать теперь оборудование отечественного производства, что не обладает столь широким выбором и показателями качества, или новое зарубежное, которое дороже обходится;
  • Становится трудно обновлять парк спецтехники и развиваться в данной сфере.

Расчет и пример расчета утилизационного сбора

На данный момент базовой ставкой для сбора является 150 тысяч рублей. Здесь еще требуется учитывать коэффициента расчета, которые зависят от веса машины и мощности ее двигателя. К примеру, если рассчитывать утилизационный сбор в 2018 на спецтехнику, такую как зерноуборочный комбайн, мощность двигателя которого составляет 255-325 лошадиных сил, то помимо основной стоимости потребуется заплатить еще 975 тысяч рублей. Для техники помельче данный взнос будет не столь большим. Для трактора мощность до 220 лошадиных сил сумма достигает 450 тысяч рублей. В то же время для бульдозера в 30 тонн дополнительно придется вложить 1 200 000 рублей.

Сейчас на некоторых сайтах можно встретить таможенный калькулятор, который поможет вам максимально точно определить ставки утилизационного сбора на спецтехнику. Ведь они зависят от параметров самого оборудования, поэтому на основе главных данных можно рассчитать значение автоматически. Масса, объемы, мощность двигателя и прочие параметры учитываются по актуальным тарифам, что обеспечивает в итоге максимально достоверный результат. Естественно, что при прохождении таможни может учитываться больше нюансов, но сумма в итоге будет приблизительно одинаковой.

Таблица значений

Код идентификационный Виды и категории самоходных машин Коэффициент расчета
Новые машины Машины более 3 лет
Автогрейдеры
A 01 Автогрейдеры весом менее 10 тонн 3,2 8,5
A 02 Автогрейдеры весом выше 10 тонн, не превышая 14 тонн 4,2 11
A 03 Автогрейдеры весом выше 14, не превышая 17 тонн 6 16,2
A 04 Автогрейдеры весом выше 17 тонн 8 23,7
Бульдозеры
B 01 Бульдозеры весом менее 10 тонн 4 12
B 02 Бульдозеры весом выше 10 тонн, не превышая 24 тонн 7 35
B 03 Бульдозеры весом выше 24 тонн, не превышая 35 тонн 8,4 55
B 04 Бульдозеры весом выше 35 тонн, не превышая 50 тонн 10 70
B 05 Бульдозеры весом выше 50 тонн 15 100
Экскаваторы
C 01 Легкие (массой менее 17 тонн при мощности двигателя менее 170 л.с.) 4 17
C 02 Средние (весом выше 17 тонн и не более 32 тонн при мощности двигателя не более 250 л.с.) 6 25
C 3 Тяжелые (весом выше 32 тонн при мощности двигателя выше, чем 250 л.с.) 8 40,5
Перегружатели колесные
D 01 Легкие (весом менее 15 тонн при мощности до 100 л.с.) 2,5 76,6
D 02 Средние (весом выше 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 3,3 125,3
D 03 Средние (весом выше 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 4 125,3
D 04 Тяжелые (весом выше 22 тонн при мощности двигателя более 150 л.с.) 4,4 160,9

Заключение

С учетом того кто платит утилизационный сбор на спецтехнику, права покупателей стали более ограниченными, так как для покупки старых вещей потребуется значительно больше денег. В то же время, все это должно простимулировать перемены на рынке данной продукции. Частные лица здесь практически не затронуты, если не считать последующего повышения цен на готовую продукцию и строительные услуги за счет ввода сбора, влияющего на себестоимость используемой техники. Больше всего это отобразится на самих компаниях, которые закупают и используют спецтехнику.

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.