На заправке не доливают бензин. Платим за воздух: на каких АЗС недоливают топливо 

Итак, снова на АЗС недолив, краткая выдержка из новостей 2018 года с комментариями практика, видевшего некоторые примеры таких устройств и с разбором фотографий с места преступления.

Семерых сотрудников нефтяной компании уличили в краже бензина. Они делали это с помощью программы, которая недоливала топлива клиентам заправок, сообщает ДВНовости. Сотрудники правоохранительных органов, после проведения проверки нескольких заправочных станций принадлежащих ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", возбудили уголовное дело в отношении ряда сотрудников. Среди них специалист IT— отдела, слесари, старшие операторы и бывшие работники компании.

Практик: стандартный набор людей. ИТшник собирает и прошивает железо, слесарь ставит в колонку и сливает излишки, старший оператор работает на АЗС, всё это дело покрывает, ну и в доле соответственно. Сдают обычно эту команду операторы, которые не в «теме» и с которыми не делились деньгами от продажи недолитого топлива либо внутренняя служба безопасности выявляет хищение.

— По версии правоохранительных органов, злоумышленники при помощи специальной программы установленной в системах управления топливно— раздаточных колонок АЗС, обеспечивали недолив 5% АИ-92,95 и ДТ. Хищение происходило на АЗС-34 по улице Металистов,7, АЗС-41 по улице Шевчука,35, а также АЗС-42 на Матвеевском шоссе 39"Б", — сообщил источник.

Практик: Здесь органы не то, что лукавят, они либо не выдают информацию, либо не разбираются в вопросе.Во-первых недолив в 5 % - для воровства это не так много, но зависит от проходимости АЗС. Стандартная допустимая погрешность налива колонок 0,5 % , практически всегда колонки стандартно не доливают больше 0,5 % с подачи самих нефтяных компаний, поэтому 5 % - ну такое себе, зато незаметно для автовладельцев. Воровство трёх видов топлива тоже не к чему, обычно воруют самое продаваемое - это ДТ и 92 ,95 если и воруют, вероятнее всего продают по цене 92 просто с целью увеличения пролива и соответственно недолива с этого пролива.

На сегодняшний день установлено, что по преступной схеме злоумышленники работали в течение года, с начала сентября 2017. За это время подозреваемые похитили у компании более 6 тонн топлива разной категории с общим ущербом, превышающим 220 тысяч рублей. Но скорее всего это только "верхушка айсберга".

Практик: за год 6 тонн, за месяц 500 литров… 220 тысяч рублей на 4-5 человек, 50000 рублей за год или примерно 4000 рублей в месяц. Понятно, что своровано больше, не те суммы, чтобы мараться и заморачиваться. Тем более ещё и с трёх АЗС.

— В отношении IT-специалиста, 38-летней женщины, двух старших операторов 44 и 47 лет, трех слесарей 51, 48, 44 лет, а так же двух бывших сотрудников ННК 51 и 69 лет возбуждены уголовные дела предусмотренные пунктами "а,в" части 2 статьи 158 УК РФ "Кража совершенна группой лиц со значительным ущербом, — пояснили источники.

Практик: Здесь насчитано 9 человек, так что наворовано было уж точно не 220 тысяч рублей. Понятно и органы и собственники АЗС не раскрывают настоящие цифры, иначе клиентов не станет.

Трое из подозреваемых были водворены в изолятор временного содержания, они ожидают избрания меры пресечения. Остальные находятся на свободе. Наказание, грозящее обвиняемым, подразумевает лишение свободы сроком до пяти лет. Проводится расследование.

Напомним, что по статистике большинство российских автозаправочных станций регулярно не доливают топливо клиентам. К такому выводу пришла Федерация автолюбителей России (ФАР). Средний недолив составил 5,05 процента.

Практик: То есть официальный средний недолив 5 % , а они воровали не доливая 5 % - что-то не сходится. Ещё одно подтверждение, что не доливали больше чем 5 %.

Оборудование для недолива топлива. Разбор фотографий.

На портале хабр довольно много было обсуждений этого воровства бензина и интересных домыслов по технологии налива и измерений, саму суть погрешности при наливе и физико-химических свойств нефтепродуктов здесь мы трогать не будем, пройдёмся конкретно по железу,что на фото. По допускам недолива и его сути будет отдельная статья.

Это фото команд ТРК DresserWayne- распространённая марка колонки в России, стоит преимущественно на Лукойле, начинают ставить на Газпромнефть(новые модели), на фото ничего криминального нет, это стандартный набор команд для программирования.


Здесь перед нами, так называемый сменный отчёт АЗС, выгруженный с 1.09 по 23.09 с некими письменными расчётами и пометками, давайте попробуем разобраться.

Основные выводы, которые я сделал из этих записей, что общая среднесуточная реализация на данной АЗС около 10-11 тысяч литров в сутки или 450-500 тысяч рублей за 24 часа. При непрерывном недоливе в размере 5 % в течение суток, объём украденного составит 4500-5000 рублей в день, или 100-110 литров в сутки. То есть около 150 тысяч рублей или 3-4 тысячи литров в месяц с одной АЗС. А в статье говорится, что украли на 220 тысяч за год с трёх АЗС. Возможно, воровство не было непрерывным, брали паузы.


Это похоже на мини-стенд электронной составляющей колонки, качество фото низкое, очень сложно что-то разобрать. Возможно, это просто системный блок, при детальном рассмотрении можно было бы сказать. Возможно, это эмулятор рабочего места оператора.


Какой-то переключатель, его бы открыть, чтобы посмотреть, не использовалась ли там плата от самой колонки и что там за схема вообще.


Я бы сказал, что это какие-то пульты самодельные для колонки, но зачем они в таком количестве, там было всего три АЗС, ну допустим по 3 колонки, это девять пультов, но они должны быть на руках у кого-то, а тут гораздо больше девяти, похоже что это просто изделие на продажу и не факт, что для воровства. Обычно,пультик для воровства, как небольшой брелок от сигналки с несколькими кнопками и без дисплея.


Здесь какие-то небольшие платы, не припомню таких плат у колонок Dresser, ну и делать их с прозрачной крышкой и в корпусе, превышающим намного размеры платы совсем глупо. Вероятно, тоже не имеет отношения к хищениям. Такие устройства делают как можно меньше и незаметнее для расположения в блоке электроники колонки и подсоединению к существующей схеме.

Понравилось расследование? Есть что сказать? Пишите в комментариях, будем разбираться вместе!

Недолив топлива является одним из самых распространенных нарушений на автомобильных заправках. Как определить недолив и что делать в таком случае?

Способы недолива топлива

Несмотря на то, что подавляющее большинство оборудования на современных автозаправок управляется электроникой, некоторые короли провинциальных АЗС обзаводятся «усовершенствованным» программным обеспечением, способным вносить коррективы в работу топливораздаточных колонок.

В результате в обычном режиме работы электроника на каждых отпущенных 10 литрах не доливает от 0,5 до 1 литра топлива, причем топливо в объемах кратных 5 (5 л, 10л, 15л и т. д.) отмеряет честно.

Более того, в случае проверки или другой необходимости можно и вовсе переключить работу электронной системы управления в честный режим без недоливов, что при контрольной закупке позволяет списать всю вину на разовый сбой в работе программы.

Откроем еще один секрет автозаправок. Допустимая погрешность измерительного прибора, отпускающего топливо через раздаточную колонку составляет плюс/минус 50 мл на 10 л бензина.

Чтобы защитить себя от возможных убытков из-за потенциальных недоливов со стороны поставщиков с нефтеперерабатывающих заводов, владельцы АЗС вносят изменения в калибровку измерительной камеры таким образом, что на каждые 10 л колонка недоливает 50 мл топлива.

Казалось бы, мелочь, но некоторые хозяева бензоколонок идут еще дальше, выставляя подачу топлива в минус 100 мл и более. «Сэкономленный» таким образом после реализации дает владельцам АЗС ощутимый доход.

Очень часто затребованный к заправке объем топлива стоит некруглую сумму. В таких случаях оператор автозаправочной станции, чтобы не тратить время на поиск сдачи предлагает налить бензина на круглую сумму.

Что делает водитель? Естественно, соглашается, в спешке совершенно не проверяя, какое количество бензина отмерил счетчик колонки.

В результате в бак попадает именно тот объем, который был запрошен водителем, а стоимость «заокругленного» бензина оседает в кармане заправщика.

Еще один способ обмана — недолив из топливного шланга. Как правило, подача топлива с заправочной колонки прекращается в момент, когда цифры на счетчике показывают, что осталось еще 0,5 литра бензина до оплаченного объема.

По идее так и должно быть, поскольку недостающие пол-литра топлива находятся в заправочном шланге и в течении последующих нескольких секунд самотеком попадут в бак машины.

На самом деле, при выключении насоса количество бензина в шланге в лучшем случае составит 100-200 мл.

Пользуются невнимательностью водителей и сами заправщики, преждевременно отпускающие курок заправочного пистолета, а затем сливая остаток бензина в заранее приготовленную емкость.

Как не дать себя обмануть

По возможности сами. После того, как выключится насос колонки и на табло высветится оплаченный вами объем бензина, не спешите отпускать курок заправочного пистолета – дайте возможность остаткам топлива из шланга попасть в бак.

Если же заправку выполняет штатный сотрудник станции, внимательно следите за его действиями на финальной стадии заправки.

Не поленитесь, проследите за состоянием смотрового окна заправочной колонки. Если увидите в нем пузырьки воздуха, немедленно прекращайте заправку и требуйте у администрации свои деньги обратно.

Знайте, что отсчет цифр на табло колонки должен начаться одновременно с поступлением топлива из пистолета в бак и остановиться синхронно с прекращением подачи бензина из топливораздаточной колонки.

При заправке на незнакомой АЗС залейте 5 или 10 литров бензина в канистру, а затем проверьте объем топлива.

Будьте уверены – грубый недолив, если таковой имеется, вы обнаружите даже таким кустарным способом.

Чтобы в летнее время вместо бензина не заправиться топливом вперемешку с его парами, производите заправку в утренние часы, когда бензин в хранилище еще не нагрелся.

Особенно это важно, если емкости находятся под открытым небом или от них минуту назад отъехал топливозаправщик.

Отдавайте предпочтение колонке, из которой только что заправилась другая машина. Внутренности насоса такой колонки будут смазаны бензином, следовательно, вероятность недолива будет сведена к минимуму.

Заподозрив обман, требуйте провести контрольный пролив с использованием мерного стакана.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Если на заправке вы покупаете бензин и заливаете в своё авто 30 литров бензина, а вам выдают чек на 35 литров, — это значит, что вас обманули на недоливе. Также не редки ситуации, когда по факту наливают бензина меньше, чем вы хотели бы приобрести. В этих ситуациях (и вообще, если вы просто подозреваете, что с вами не честны) всегда лучше проверить продавца.

Как разрешить сомнения?

Не будучи уверенными в правильности работы топливнораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями и с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на обращении к продавцу и вам вернут деньги добровольно.

А возможно, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее - ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от -20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации заправочной станции.

Имейте в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.

Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.

Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете позвонить в Роспотребнадзор и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в Книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.

Ваши права

Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия в том числе квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).

Поскольку вы являетесь потребителем, то на взаимоотношения между АЗС и покупателем - физическим лицом распространяет своё действие Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Как гласит ч. 1 ст. 1 Закона № 2300-1, отношения в области защиты прав потребителя регулируются и ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.

Итак, если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона № 2300-1 вы имеете право:

  • требовать долива бензина;
  • получить назад излишне уплаченные денежные средства.

Вы также имеете право обратиться в суд. После направления жалобы в Роспотребнадзор в отношении АЗС будет проведена внеплановая проверка, по результатам которой, скорее всего, будет вынесено административное наказание.

Конечно же, желаем вам не сталкиваться с обманом! Но если это произошло, не стесняйтесь отстаивать свои права.

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

ПРИВЕТствую всех!

Давно хотел лично убедиться в недоливе бензина, о котором много так слышал. А сомнения развеялись когда в наш бак объемом 40 л залили 43 л, при этом заправлялись сразу когда замигал датчик низкого уровня топлива, которого там осталось 6 л по мануалу. Это, конечно, косвенные факты недолива.

Убедиться в точности предполагалось вооружившись контрольными замерами и физическими данными.

Имеем пластиковую канистру, из которой делаем эталон контрольного объема - 30 л, взвешиваем пустую канистру на электронных весах (канистра весит 1.4 кг), заливаем воды (допуская, что водопроводная вода соответствует табличной плотности 1000 г/дм3) до массы 30 кг и делаем метку на канистре 30л, думаю вопросов нет, что объем воды и бензина в данной канистре будут на одном и том же уровне. Наши весы тоже при этом поверены и находятся в допустимой погрешности.

Эту теорию также проверяем через массу топлива, т. е. зная табличные данные плотности топлива и массу закупленного бензина можем рассчитать его объём, который должен соответствовать вышеизложенным расчётам через водяной объём.

Закупили 30л бензина АИ92, при этом, конечно, в канистры на АЗС не заливают, приходится хитрить, что типа полный бак, а при заправке достаём припрятанную канистру. По метке 30 л уже видно, что закуплено меньше бензина примерно на 2 л, точный расчёт получим через плотность АИ92 при температуре эксперимента. Взвешиваем канистру - 22.3 кг, минус масса канистры, 20.9 кг - масса топлива, которую делим на плотность - 0.75 кг/л, получается 27,87 л, т.е. НЕдолив составил 2,13 л , что составляет 7% от общего заказанного объёма.



Таким же образом, допускаю, что при полном баке мне не долили 3 литра, что составляет тоже 7%. А три литра это больше СТА рублей!

Потребовали объяснений от продавца, хотя, возможно он не в теме, жалобную книгу долго просил, чтобы отразить этот факт, написал, что результаты будут изложены на сайте :-). На видео изложено хотя не до конца записалось, т.к. память тлфона заполнилась (Звиняйте за мои там повторяющиеся фразы, речь как-то заранее не готовил:-))). Продавец стала звонить маганеру, передала мне трубку, всё-таки дали мне книгу.

Позже звонил уже сам манагер, обещал привлечь меня за клевету, хотя, вроде слов обвинений я не высказывал, только факты величин. Вперед, манагер, жду действий в правовом русле. А сам Я думаю напишу в Роспотребнадзор, только вот необходима, контрольная закупка на месте с документированием. Справедливости ради скажу, что продавец и манагер предлагали сделать контрольную закупку, у них там есть эталонные объемы 10 л, но я отказался, возможно, пока, и дальше на какой-нибудь другой их заправке сделаю это. Хотя, как сказали «в другом источнике» особый недолив идёт при больших объёмах - 30 и более литрах, а при 10 литрах будет всё «штатно». Т. е. необходимо у них взять, думаю, четыре 10-ли литровых меры и в них залить бензин и через вес определить объём…