На автодоме по европе. Путешествие в автодоме по европе

Про путешествия по Европе

Благодаря тому, что сейчас практически все страны Европы входят в Шенген, стало довольно просто и легко путешествовать на автодоме , достаточно получить визу в одну из этих стран – и в путь! Пересечение границ между европейскими странами очень напоминает пересечение границ областей по России – практически, это происходит не сбавляя скорости, хотя иногда бывают всякие «рейды», но это все происходит быстро и «безболезненно».

Мы проехали уже, практически, все страны Европы слева-направо,справа-налево и сверху-вниз.

Вот ненавязчивые советы для путешествующих на автодомах :

  1. Собираясь в дорогу не берите много лишних вещей!!! Т.к. проверено собственным опытом — многое возвращается нетронутым. Насчет посуды: самое лучшее брать одноразовую посуду — поев, вы ее просто выбросите, вам не надо тратить драгоценное время на ее мытье, а самое главное – вам не надо тратить драгоценную воду! Хотя чистая вода это не самое страшное – самое неприятное – найти куда слить грязную воду!!! Если вы путешествуете по Европе, то посуду (кастрюли и сковородки) лучше всего мыть на стоянках, где есть все – и вода и туалеты, куда вы, помыв посуду, можете слить грязную воду.
  2. Планируя путешествие не забудьте про «платные дороги », т.к. бесплатно вы сможете ездить очень мало где! Во Франции, Италии, Испании – платные дороги (берут плату за преодоленное расстояние), хотя существует много параллельных бесплатных дорог, но не советую вам искать их в Италии (там навигаторы творят такие чудеса Сусанинства, что можно просто попасть на горную тропку для Коз – лично попадал несколько раз, в итоге — дешевле ехать по платным автобанам, тем более, что в Италии они не очень дорогие). А вот во Франции, наоборот, очень советую ехать альтернативными маршрутами – вы попадаете в такой быт провинциальной Франции: мелкие ухоженные деревушки, зеленые поля виноградников и ароматы цветов…

Насчет затрат на дороги во Франции: проехать ее насквозь от Бельгии до Испании на альковном автодоме категории В будет стоить порядка 200 евро… Зато вы проедете это расстояние дня за полтора.

В Италии дороги вам обойдутся примерно 0.10 евроцентов за километр (это примерно в 2 раза дешевле Франции).

3. Какие брать деньги и как их везти в путешествие ? Самое простое – это иметь Кредитную карту, а также какую-нибудь дебетовую карту с нормальным курсом конвертации, чтобы можно было всегда снять небольшую наличную сумму, т.к. в высокотехнологичной Европе очень любят наличные деньги, а во многих магазинах вы можете рассчитаться только по специальным банковским картам…

Если же вы решили везти наличные деньги, то придумайте себе какую-нибудь «нычку», благо в автодоме это сделать очень легко, туда спрячьте также и паспорта (и обязательно имейте ксерокопии всех своих документов — это может пригодиться, если настоящие украдут), чтобы не могли найти воры, т.к. в Европе, особенно на Юге Франции и в Испании, легко могут «обчистить»… сами несколько раз этому подвергались…. Вот такая она «прекрасная Европа»…. Поэтому при путешествиях лучше всего ночевать в кемпингах. Ну а если вас застиг сон в пути, то ищите огромную заправку, там обязательно будет ночевать много «домиков» — паркуйтесь вблизи и смело ночуйте… Только ни в коем случае не ночуйте посреди фур, там где нет ни одного «домика»…

Счастливого путешествия! 🙂

Фото 1 из 26: © mercedes-benz.com

Дом на колесах - это автомобиль или прицеп, внутри которого есть все необходимое для жизни: спальня, кухня, душ, туалет и прочее.

На западе бешеное развитие дома на колесах получили с 60-х годов ХХ века. В Штатах существуют целые города из домов на колесах. В Украине этот вид отдыха и жизни только набирает обороты.

Как организовать тур по Европе в доме на колесах, расскажет .

© hymer.com

Дом на колесах - плюсы

У такого вида путешествий на колесах есть немало преимуществ. Дом на колесах подойдет и для семейного отдыха, и для деловых поездок, и для путешествий с детьми.

Главное, чтобы у вас был более-менее хороший стаж вождения и позитивное отношение к путешествиям на четырехколесном средстве передвижения.

Не придется заморачиваться бронированием отелей, транспортом, распаковкой и укладкой багажа.

Это реальная возможность посетить много мест и познать все прелести ночной жизни города, поскольку ваш дом можно оставить "под носом", а самим отрываться вволю в ближайшем клубе.

© mercedes-benz.com

Дом на колесах - какие бывают

Дома на колесах бывают четырех типов.

Кастенвагены (жилые минивэны) - автодома, обустроены внутри стандартного фургона. Внутри такого автодома содержатся мебель и вся необходимая встроенная техника.

Чем понравится. Маленькие габариты по ширине и длине, что делает этот вид дома на колесах легким и простым в управлении.
Внешне такой дом на колесах почти не отличается от микроавтобуса, т.е. его можно использовать и как средство для путешествий, и для ежедневных нужд.

Чем не понравится. Стены этих типов автодомов не отличаются хорошей изоляцией.

На таких домах на колесах нельзя путешествовать зимой, поскольку они не подготовлены для путешествий в холодную погоду.

Довольно мало пространства внутри, подходит для путешествий для двоих, реже для четырех.

© mercedes-benz.com

Альковные дома на колесах. Благодаря своей универсальности и огромному разнообразию планировок, это - самый востребованный тип автодомов.

Главное отличие таких домов на колесах - характерная надстройка над кабиной автомобиля - альков, здесь располагается дополнительное кровать.

Чем понравится. Прекрасно подходят для путешествий зимой, некоторые модели имеют двойной пол и жидкостное отопление.

Модели этих типов домов на колесах могут содержать от четырех до семи спальных мест. Возможны различные планировки: с раздельными и отдельными душевыми, все, что пожелаете и на любой вкус.

Независимо от планирования у вас всегда есть место над кабиной водителя - комфортная двуспальная кровать.

Чем не понравится. Странный внешний вид, это, конечно, дело вкуса, но такие альковные автодома напоминают космические корабли.

Большая высота автодома ухудшает аэродинамику.

У альковных домов - высокая боковая поверхность и высокий центр тяжести.

© hymer.com

Полуинтегрированные дома на колесах - это те же альковные автодома, только над кабиной водителя нет такой большой надстройки. Обычно вместо двуспальной кровати там находятся навесные ящики.

Чем понравится. Достаточный выбор планировок.

Характеризуется лучшими ходовыми характеристиками при меньших затратах топлива, за счет меньших габаритов имеет лучшие аэродинамические характеристики.

Есть модели с хорошей зимней подготовки.

Чем не понравится. Небольшая пассажировместимость.

Полуинтегрированные дома на колесах имеют 2-4 спальных места и 2-4 оснащенных ремнями безопасности.

© hymer.com Интегрированные дома на колесах - преимущественно автодома премиум-класса. Их выпускают меньше, однако комплектующие на высшем уровне.

Название происходит от внутреннего комплектования - кабина полностью интегрирована в жилое пространство автодома и имеет эксклюзивный дизайн.

Чем понравится. Большой простор для жилой зоны, за счет интегрированной в салон кабины.

Возможность созерцать прекрасные пейзажи благодаря панорамному лобовому стеклу и боковым окнам.

Специально изготовленная кабина обеспечивает лучшую теплоизоляцию салона.

Большинство моделей - прекрасно оснащены для поездок в зимний период.

Интегрированные автодома обладают превосходными ходовыми и скоростными характеристики с меньшими затратами топлива.

Чем не понравится. Такие автодома очень дорого стоят.

Самое распространенное шасси Fiat Ducato имеет обычно уменьшенный клиренс передней части автодома за счет пластикового обвеса по периметру машины.

Для них 100% нужны права категории "С", а это означает множество ограничений на въезд в центр города.

© hymer.com

Дом на колесах - полезные советы планирования путешествия в доме на колесах

Многие отказываются от путешествий в доме на колесах из-за недостатка знаний и информации, связанной с этим вопросом.

Итак, рассмотрим по пунктам, как следует спланировать путешествие, чтобы в собственном доме увидеть всю Европу и получить максимум удовольствия.

1. Спланировать маршрут. Разработайте маршрут вашего путешествия, подробно спланируйте все пункты и варианты передвижения, промониторьте форумы и сайты, определитесь, какие города и достопримечательности вы бы хотели увидеть.

Возможно, вам пригодится материал

2. Найти участников путешествия. Вам нужно точно знать, с кем вы будете путешествовать. Точное количество взрослых и детей потребуется для выбора планировки и габаритов кровати в доме на колесах.

© hymer.com 3. Определить места ночевок. Определитесь, в каких городах вы бы хотели остаться на ночлег, согласно этому промониторьте бесплатные стоянки или различные кемпинги в той или иной стране.

Подробнее об этом пункте и сайтах, с которыми стоит ознакомиться, мы расскажем ниже.

4. Купить навигатор . Эта очень удобная вещь позволит вам не только не потеряться, но и быстро находить нужные места для стоянок и кемпинга.

На навигатор можно закачать специальные GPS-каталоги кемпингов. Если нет возможности и желания покупать GPS, можете установить программное обеспечение на ваш ноутбук.

5. Получить визу . Здесь следует учитывать нюансы страны, где планируете арендовать дом на колесах, и как вы туда будете добираться.

Эта процедура будет не столь сложной, поскольку журналисты потрудились, как говорится, в поте лица и собрали все возможные вопросы, связанные с оформлением визы,

© hymer.com

6. Получить водительские права и сделать банковскую пластиковую карточку.

Для вождения дома на колесах весом до 3,5 т необходимо иметь права категории "В", для автодомов большего веса необходимо иметь права категории "С" и "Е", сюда относится и управления прицепом-дачей.

Водительский стаж должен быть не менее 2 лет, а возраст водителя - более 21 года.

Мы также подготовили материал со всей информацией, как лучше расплачиваться за рубежом и какую платежную карту открывать

© toughkidcst, flickr.com

7. Выбрать станцию проката . Лучше арендовать дом на колесах в той стране, откуда начинаете путешествие. Стоит списаться с фирмой и уточнить, есть ли у них нужный дом на колесах.

Дом на колесах в Финляндии, Швеции, Норвегии - tourinqcars

Дом на колесах в любой стране Европы - hymer

Если же ни один из сайтов вас не удовлетворил (что почти невозможно), можете поискать в гугле самостоятельно, для этого лучше ввести запрос - Rent Reisemobile.

© avtotravel.com 8. Выбрать самый удобный маршрут , как доехать до пункта проката . Тут уже следует исходить из того, много ли вы планируете взять с собой вещей, способом передвижения вам удобнее.

9. Выбрать тип дома на колесах и планировку внутри. Всего существует четыре типа автодомов. Все преимущества и недостатки каждого из них мы рассказали выше.

10. Бронирование и оплата дома на колесах. Обычно на сайтах прокатных компаний можно сделать предварительный расчет стоимости проката дома на колесах. На сайте, как правило, можете посмотреть, на какие даты можно заказать дом на колесах и сколько это будет стоить.

Имейте в виду, что существует три сезона проката: высокий, средний и низкий. Высокий - летние месяцы. Разница в стоимости проката дома на колесах высокого и низкого сезона - двойная.

Так, цена проката зависит от времени года и составляет от €50 до €200 в сутки. В основном дом на колесах сдается в аренду на неделю. В Германии можно арендовать на три дня.

К слову, в Германии и самая дешевая цена для аренды автодомов. По прокату действует правило - чем больше срок аренды, тем ниже цена.

Когда будете составлять бюджет, также имейте в виду, что у вас попросят около €120 сервисного сбора, залог - от €1000 до €2000. Поэтому обязательно внимательно ознакомьтесь со всеми подробностями контракта.

В каком состоянии вы берете дом на колесах, и в каком состоянии должны его вернуть. Нужно, чтобы автомобиль был чистым снаружи и изнутри, все оборудование было исправным.

Ведь за несоблюдение каких-то из этих пунктов вы можете заплатить штраф в сумме €60-120. Лимит страховки, которая покрывает затраты, выше €500.

© commons.wikimedia.org

Дом на колесах - что следует знать для аренды дома на колесах

Ваш дом на колесах содержит все удобства цивилизации, однако его арендуешь "пустым" - без посуды, подушек, постельного белья и т.д., то есть вам нужно все необходимое взять с собой, или же арендовать с домом на колесах за дополнительную плату.

Обычно в стоимость аренды дома на колесах входит полный бензобак, два 25-литровых баллона газа, полный бак воды (около 200 литров), пустые емкости для стоков и туалета.

"За шесть дней и шесть ночей воду заправляли два раза, емкости сливали два раза, аккумулятор не нужно было дозаряжать, - рассказывает на форуме Володимир01, который путешествовал в доме на колесах по Чехии и другим странам Европы. - При этом не отказывали себе ни в чем в рамках разумного - душ, туалет, освещение, приготовление любой пищи, начиная с кофе, завтрака и включая гороховый суп с копченостями. Главное, грамотно разобраться - как работает и поаккуратнее обращаться с водой. "Напрягает" только в первый день, потом быстро привыкаешь".

По правилам, если машина в пути, никто из пассажиров в целях безопасности не должен спать. Однако часто путешественники нарушают это правило.

"Во время движения всегда позволяли тому, кто рулит, вздремнуть немного на кровати, - по секрету пишет на форуме Vo1. - Хотя по правилам и нельзя, но снаружи не видно, поэтому нарушали".

© commons.wikimedia.org

Дом на колесах - кемпинг

В Европе на привал дом на колесах может останавливаться практически везде, если поблизости нет соответствующего запрещающего знака. Также можете переночевать в своем доме на колесах на природе.

Однако перед тем, как разбивать кемпинг, стоит уточнить, предусмотрено ли это правилами этой страны.

Ну, и наконец, можно "бросить якорь" на ночлег или просто на заправку в специально отведенных местах для кемпинга.

"На автокемпах для домов на колесах не ночевали, один раз заехали на 30 минут ради любопытства, за 5 евро заполнили воду, сбросили стоки, взяли буклеты, пофотографировали, - делится собственным опытом путешественник Володимир01. - В каждой стране по-разному. В Швейцарии это можно сделать бесплатно на заправках, в Италии - останавливаться только в темпах. Надо внимательно смотреть на знаки на дорогах, точнее, на спецзнаки для караванов".

© japancycling.org

В Западной Европе сервис для отдыхающих в кемпингах - на высшем уровне. Тысячи хорошо обустроенных площадок можно найти буквально везде.

Для того, чтобы легче было найти кемпинг, используйте следующие способы поиска информации:

Поиск в сети интернет с помощью европейских каталогов кемпинга.

Если захотите путешествовать в доме на колесах по Австрии, Германии, Италии, Франции, Швеции и Испании, Клуб путешественников подготовил подборку бесплатных кемпингов .

Поиск с помощью GPS-координат кемпингов

Поиск с помощью специальных каталогов кемпингов, их можно приобрести в европейских магазинах или в центрах туристической информации города. Обычно они ежегодно обновляются

Искать кемпинг непосредственно на месте

Во время путешествий в доме на колесах стоит заранее подумать о кемпинге по маршруту и связаться с кемпингом напрямую, поскольку не все кемпинги бронируют места заранее и принимают кредитные карточки.

А в высокий сезон (с мая по сентябрь) может не быть места, поэтому надо уточнять всю информацию заранее.

© commons.wikimedia.org

Для каждого нового "экипажа" на кемпинге отводят отдельный зеленый участок с подводом воды, газа, электричества.

Цена на проживание в кемпинге, обычно, формируется с учетом следующих пунктов:

Оплата за место (в зависимости от того, что у вас: дом на колесах, прицеп или просто палатка - от €3,5)

Оплата за взрослого человека (от €3 за человека)

Оплата за детей. Как правило, дети до 1-2 лет проживают бесплатно

Оплата за электричество (от €2,5). Может включаться в стоимость оплаты за кемпинг или, может, нужно будет платить отдельно. Плата за электричество может быть фиксированная или по счетчику.

Оплата за животных (от €2).

© commons.wikimedia.org

Туристический налог. Чаще всего входит в стоимость, однако иногда может и оплачиваться отдельно.

В стоимость проживания в кемпингах может входить пользование горячим душем, бассейнами, детскими площадками и другими услугами. Можно посещать кафе и рестораны рядом, а можно готовить и на кухне в доме на колесах.

Например, в Германии и Австрии кемпинг на семью из четырех человек (2 детей, 2 взрослых) обойдется в €20-25. В Италии, если это на побережье моря или у озера - €40-45 в день.

© hymer.com

Ну вот наконец я и разобрал все фотографии из поездки в США, теперь буду постепенно их выкладывать сюда. А первым делом я решил написать о том, в каком формате проходило наше путешествие. Это было не просто путешествие, а путешествие в настоящем американском стиле, путешествие в доме на колесах.

В русскоязычном интернете практически отсутствует какая-либо информация, касающаяся путешествий за границей (в частности в США) на автодомах. Попробую хоть немного восполнить этот пробел, основываясь на собственном опыте. Возможно этот пост станет для кого-то полезным с практической точки зрения. В начале 2014 года, когда мы забронировали автодом для путешествия по США, стало ясно, что все особенности этой поездки придется познавать на собственном опыте. Итак, что же собой представляет путешествие на автодоме.

Сделаю небольшое уточнение. Мы путешествовали именно в доме на колесах, а не на трейлере. Чем они отличаются в общем понятно из названия. Автодом или RV (recreation vehicle) — это автономное транспортное средство на базе серийного автомобиля или автобуса. Трейлер — это прицеп, в США их обычно таскают с помощью пикапов.

У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Плюс дома на колесах в том, что водитель и пассажиры находятся в едином пространстве, тогда как при буксировке трейлера водитель находится в машине. Более того, я не уверен, можно ли при буксировке трейлера в нем находиться пассажирам по законам США. А преимущество трейлера состоит в том, что его можно поставить на стоянке и уже по местным достопримечательностям и по городу ездить на машине, не испытывая проблем с парковкой.

Еще хочу развеять миф о том, что путешествие в доме на колесах может быть дешевле, чем классическое путешествие с перелетами и отелями. Некоторые думают, что можно существенно сэкономить, так как нет необходимости платить за транспорт, так как по желанию можно поехать в любую точку страны, не надо платить за отели, можно встать, где захочется и переночевать, а также дешевле обойдется питание, так как нет необходимости посещать кафе и рестораны, ведь все можно приготовить в машине. Поверьте, это не так, точнее не совсем так.

Да, билеты на самолет покупать не нужно, но надо сначала заплатить за аренду автодома, за его страховку и всю дорогу его заправлять. А бензина он будет жрать очень много, так как двигатель в домах на колесах, как правило, совсем не маленького объема. Еще раз уточню, что я говорю про США. В Европе и Австралии, где также развит такой тип путешествий, машины другие.

Ночевать где захочется не получится. Не получится по двум причинам, во-первых просто так на ночевку где-попало в США останавливаться нельзя, во-вторых для комфортного существования нужна вода, а также место в сливных баках. Нам в поездке этого хватало на два дня, то есть по сути мы могли только одну ночь переночевать вне специализированной парковки (RV park), а на следующий день она нам была необходима. А за парковку надо платить, в среднем 40 — 50 долларов в сутки.

Вот что касается питания, то здесь конечно можно сэкономить. В машине есть холодильник, который можно забить продуктами из Walmart и готовить самим, не посещая рестораны и кафе. Но в какой-то момент вам это надоест и захочется зайти в какую-нибудь бургерную или поесть морепродуктов, да просто сменить обстановку. В общем в этом плане все индивидуально. Но арендная плата, плата за парковки и самое главное бензин сведут на нет всю эту экономию.

Я не переубеждаю тех, кто решил путешествовать в доме на колесах, ведь положительные эмоции бесценны, а их я вас уверяю будет очень много. Путешествие на RV очень интересно и увлекательно, это стоит обязательно попробовать.

Итак, расскажу про основные особенности такого путешествия. Дальше будут фотографии, много текста читать не всем хочется.

Устройство дома на колесах

Об устройстве RV я расскажу на примере модели Minnie Winnie 25B которую производит компания Winnebago. Машину мы брали совершенно новую, непосредственно на территории завода где их производят.

Этот Минни Винни сделан на базе Ford E350 (двигатель V10, объем 6.8 литра, 305 лошадиных сил), бензин он жрал соответственно объему двигателя.

Там же на территории завода мы заправили полный бак воды.

В автодом можно попасть как через входную дверь самого дома, так и через привычную автомобильную дверь.

Коробка естественно автоматическая, есть минимальный набор опций в виде автомобильного кондиционера, нескольких розеток, музыки и камеры заднего вида (очень полезная в такой машине вещь).

Заходим внутрь. Слева холодильник, двуспальная кровать и вход в сан-узел.

Холодильник работает в автономном режиме на газе, а при подключении электрокабеля на стоянке переходит автоматически в электро режим. Холодит отлично даже на среднем уровне.

Вот само спальное место. Постельные принадлежности выдаются на двоих человек, так что если пассажиров больше, то придется докупить. Благо в Walmart это стоит копейки.

Рядом туалет и душевая кабина. Непосредственно в унитаз заливается баночка химиката, которая все там разлагает и уничтожает запах. Нам на две недели пути хватило 3 баночки. Их можно купить непосредственно в месте аренды автодома или в Walmart.

В машине также есть горячая вода, которая подогревается в водонагревателе объемом 23 литра. Водонагреватель газовый, электричество не требуется! Я везде дальше буду указывать в привычных нам литрах, а не в галлонах. Холодной воды заправляется в машину 151 литр.

Использованная вода из душа и раковины называется «серая вода» и сливается в емкость Gray water объемом 102 литра, из унитаза «черная вода» попадает в емкость Black water объемом 87 литров.

Также необходима специальная туалетная бумага (на ней имеется маркировка RV), ее также можно купить в месте аренды или магазине. Мы купили сразу, когда брали машину, чтобы не искать.

Помимо основного спального месте есть еще два места над кабиной, также можно разложить диван, получится еще два места, также можно опустить стол и получится еще два места. В общем со спальными местами проблем нет.

В автодоме установлена газовая плита, мойка, раковина. Над плитой есть вытяжка, выше стоит микроволновая печь.

Все как дома, полноценная кухня. Комлпект всей необходимой кухонной утвари от чайной ложки до кувшина для кофе предоставляется в комплекте. Есть сковороды, кастрюли, чашки, стаканы и т.д.

Газовый баллон в выдаваемой машине всегда полный, его объем в нашем случае был 68 литров. За две недели мы его сожгли весь! На газе работает холодильник, водонагреватель, отопительная система в доме и генератор. Да, климатическая система в доме своя, автомобильную включать нет необходимости. Но для работы кондиционера необходимо электричество, поэтому работает он только при подключенном электрокабеле или при работающем генераторе. Также без электричества не работает телевизор, микроволновая печь и розетки на 110В в салоне.

Есть генератор, который работает на газе, имеет свою систему выхлопа. У генератора есть минусы: час его работы стоит 3 доллара и на парковках включать его можно только в определенное время. Если есть электрокабель, то проблем нет конечно.

Возле раковины установлена специальная панель, на которой можно проверить уровни воды, стоков, газа, заряда аккумуляторов, также на панели расположена кнопка запуска генератора.

На крыше есть раскладывающаяся из салона антенна, можно смотреть телевизор если нет кабельного ТВ. Да да, на парковках есть еще помимо всего прочего и кабельное ТВ!

Ну а это входная дверь и огнетушитель. Также есть в машине противопожарная сигнализация, реагирующая на задымление. Срабатывала иногда у нас даже при жарке стейков.

Вот так утроен дом на колесах среднего размера Minnie Winnie 25B.

Стоянки (RV parks)

Как я уже сказал, полностью автономно путешествовать на автодоме не получится, минимум надо где-то сливать серую и черную воду, а также заправлять чистую. У нас бы это не считалось проблемой, все бы сливалось на обочину или ближайшую канализацию. В США за это ждет большой штраф. В процессе подготовки к поездке я читал, что серую воду в некоторых штатах можно слить в канализацию, по факту же оказалось, что это невозможно. Везде встречались предупреждения, что слив грязной воды строго запрещен.

Для заправки чистой воды и слива грязной необходимо останавливаться на специализированных стоянках, RV парках. Там можно за небольшую плату просто воспользоваться краном с водой и канализацией, либо остановиться на ночь. На мой взгляд второй вариант предпочтительнее, так как вы не просто получаете кран с водой и канализацию, но также в хорошем парке у вас рядом с машиной будет стоять стол, над которым можно раскрыть навес, мангал. Также к машине подключается электричество, аккумуляторы заряжаются, работает ТВ, микроволновка. Полный набор (вода, слив, электричество) называется full hookups. Мы оперировали выражением «захукапсить машину». Более того, в парках есть чистые стационарные туалеты, души, прачечные, бесплатный Wi Fi, в некоторых есть бассейны, детские площадки.

Количество RV парков на территории США просто огромно, их не надо искать, вы можете просто ехать, они сами будут попадаться на пути. Ну для примера, мы едем вечером, пора останавливаться, я в навигаторе набираю «RV park», выдается 4 штуки в радиусе 30 миль, мы едем и останавливаемся в том, которого вообще не было на карте. То есть реально их еще больше.

Самыми качественными RV парками мне показались парки сети KOA. Вот один из них, наш самый первый RV парк.

У каждой машины здесь своя площадка.

А так выглядит подключение. Канализация, вода и электричество, то есть full hookups, ТВ кабель подключать не стали.

Слив серой и черной воды.

Чистая вода. У машины два гнезда для шланга с чистой водой, гнездо «city fill» используется на стоянке для подключения проточной воды, для наполнения бака «в дорогу» используется другое гнездо, которое расположено с другой стороны. Еще одна особенность, о которой я не упомянул. При минусовой температуре путешествовать на доме на колесах будет проблематично, вода то замерзнет. Мы хоть и ездили по заснеженным лесам, температура в местах стоянок все равно была выше 0. Но вот однажды ночью было -5 градусов, утром вода из крана не потекла, я подумал что все, бак перемерз и теперь придется ждать, пока он оттает, но оказалось что замерзла вода в шланге, полил кипятком из чайника и вода пошла. Также и канализация замерзнет, у нас замерзли задвижки, мы все слили и не пользовались водой пару часов, пока они не оттаяли.

Все шланги и кабель возятся с собой, внизу машины есть специальные ниши, а «говношланг» убирается в задний бампер. Все размеры и диаметры стандартные.

Территория RV парка KOA.

Прачечная. Кстати прачечная очень удобная. Сначала вещи стираются в стиральных машинах, а потом перекладываешь в сушильный барабан и там они сушатся. При это гладить их потом не надо, они совсем не мятые. Для использования стиральных машин и сушильных барабанов нужны 25 центовые монеты. Стирка и сушка стоят по 4 — 6 монет. Очень советую иметь запас таких монет, так как разменные аппараты есть далеко не везде, а вечером в парке из персонала никого не будет, там не принято всю ночь дежурить администратору.

Вечно голодные белки, которые шарятся рядом в поисках еды.

Но не все RV парки так выглядят. Есть вот такие например:

Это в районе национального парка «Арки». Там тоже был full hookups.

Вот еще один RV парк, также с полным набором. Там даже был бассейн, но мы не купались, поздно приехали.

Парковка в Малибу через дорогу от океана. Также full hookups.

А вот в лесах национальных парков с парковками сложнее. Во первых их надо бронировать сильно заранее, во вторых там может быть только вода, а может не быть даже воды. Точнее вода есть в душевых и туалетах, в уличных умывальниках, но не для подключения к автодому. В такие места следует приезжать с полным баком воды и слитым говном. Бронировать такие парковки надо в тот день, когда открывается бронирование, в этот день все места и разбираются, а просто так там встать практически невозможно. Хотя нам повезло в Йелоустоуне, были места, а вот на въезде в Йосемите мест не было. И никакие уговоры, подмигивания и подмаргивания не помогут, рейнджеры непреклонны — мест нет. Хотя они всегда помогут найти выход из положения, дадут карту, полезные советы, подскажут где можно переночевать.

Недостаток RV комфорта в таких местах полностью компенсируется природной красотой. Вот например парковка в Йеллоустоуне, в районе Мамота.

По территории ходят олени, никого не боятся, а вокруг все зеленое и красивое.

Рядом валяются бизоны.

В этом парке также была вода для заправки.

А вот парк в Йосемите. Там не было воды для заправки, да и в общем в душевых и туалетах было далеко не чисто. Видимо это очень старый лагерь. Но вокруг красивый секвойный лес, красота. Машину поставили на камень, чтобы не стояла под наклоном.

А это просто остановка в лесу на асфальтированной площадке, когда мы приехали в лагерь, где все занято, рейнджер подсказал, где можно легально и бесплатно переночевать. Среди леса на возвышенности есть асфальтированная площадка, которая используется, внимание, для игры в снежки!!! Там и знак есть — «место для игры в снежки».

Питание

Дом на колесах в этом плане удобен тем, что это именно дом со всем необходимым. Можно покупать еду в супермаркетах и готовить хоть салаты, хоть борщ.

Цены на продукты в Walmart доступные, то есть ниже, чем у нас.

Особенно мы налегали конечно на мясо, говядина там изумительная!

Макароны тоже не забывали. Паста с пармсокой ветчиной и соусом песто например.

Причем готовить не обязательно на сковороде, на парковках есть мангалы. Надо только купить уголь и розжиг.

Ну и классические завтраки с яйцами и беконом.

Главное не забыть взять попить, чтобы жажда вечером не мучила.

Особенности передвижения

Дороги в США это именно дороги, а не направления, поэтому ездить по ним одно удовольствие. Причем совершенно не важно, это интерстейт или сельская дорога. Там нет ям, колдобин и выбоин. Такого качества дорог, какие там закрывают на ремонт в связи с непригодностью для движения, у нас в Саратовской области даже близко нет. По личным ощущениям, проехать там 700 километров для меня как у нас 200. Практически все ездят по правилам, никто не подрезает, не сигналит, не лезет из ряда в ряд. Вместе с этим, полиции на дороге практически нет, тем более никто не стоит с «палочкой», нет КП. Мы проехали на новой машине без номеров больше 6000 километров, на ни разу никто не остановил!!!

Заправок много, цены в пределах штата приблизительно везде одинаковые, а вот от штата к штату могут существенно отличаться, в Калифорнии был самый дорогой бензин. Заправляться просто, подъезжаем, вставляем пистолет в бак, выбираем способ оплаты (карта или кэш) и заправляемся, потом оплачиваем. На некоторых заправках надо сначала занести деньги в кассу, как у нас. Картой платить удобно, не надо никуда ходить, но не везде получится. Часть колонок просят ввести zip код, то есть индекс, естественно США. Пробовали вводить любой местный индекс, но оплата не прошла. Видимо идет проверка.

В первый день мы привыкали к машине, ничего толком о ее особенностях не знали, ехали как на легковой, поэтому расход был больше 30 литров! Дальше мы стали умнее и расход снизился до 20-21 литра.

Вот основные советы по снижению расхода, они очевидны, но все же:

1. Не пользоваться круиз-контролем, так как машина держит одну скорость и на спуске и на подъеме, а на подъеме обороты большие.
2. Стараться держать обороты до 2500, когда стрелка тахометра выше этого значения, расход сильно увеличивается.
3. Не заправлять полный бак воды в дорогу, если вечером будет возможность залиться. Зачем таскать столько лишнего веса.

В горах конечно расход будет больше, чем при езде по ровной дороге.

Помимо асфальтированных дорог есть и грунтовые, точнее гравийные. На такую дорогу можно попасть где-нибудь в лесу, если решите срезать как мы, например, в лесу Black Hill. Вообще на автодоме ездить по таким дорогам нежелательно. Нам вообще было нельзя, так как машина была только с завода, это было прописано в контракте, за езду по дорогам без твердого покрытия полагался штраф 1500 долларов. Но мы не предполагали, что попадем на такую дорогу, а возвращаться было уже очень далеко. Так и пришлось ехать.

Почему нежелательно, если конечно поездка планируется не летом. Дороги хоть и довольно жесткие, но и на машине стоят простые летние колеса, которые годятся для езды по асфальту, но не по грунту.

Дорога через лес может выглядеть вот так, вполне безобидно.

Но в любой момент она может стать такой.

Снег глубокий, жесткий, слежавшийся, но уже проваливается. Застрять очень легко, а объехать по обочине не получится, она раскисла.

А может вот такой сюрприз встретиться на дороге. Это дерево мы ломали вручную, чтобы хоть как-нибудь протиснуться.

При этом телефон там не работает, связи нет, машин других тоже. За все время нам навстречу проехал только один пикап и то было видно, что он местный. Там очень часто вспоминались американские фильмы ужасов типа «Поворот не туда» и «У холмов есть глаза».

Также после езды по такой дороге машина становится очень грязной. Если всегда ездить по асфальтированным дорогам, то даже после дождя машина будет чистой. Так что сразу будет видно со стороны, что вы ездили по грунтовке.

А если машина грязная, то ее надо помыть. Сделать в США это совсем не сложно, не обязательно стоять в длинных очередях у мойки и ждать когда наконец закончат мыть. Все можно сделать самому!

Есть специальные мойки самообслуживания. Там есть пистолет для мытья, пистолет с шампунем, есть даже большая щетка с подключенным шлангом с водой.

Включается все после внесения определенного количества монет в монетоприемник и начинает работать таймер. Если время закончилось, можно добавить еще монет. Там же есть аппарат для размена купюр по 1 и 5 долларов на 25 центовые монеты.

Отмывали мы машину очень долго и скрупулезно.

Заключение

Что еще можно сказать на эту тему. Путешествия на автодомах в США очень популярны, там есть для этого вся необходимая инфраструктура, поэтому по пути на дороге встречается очень много таких-же путешественников с трейлерами, на домах на колеса и на автобусах! Да, да, на огромных автобусах. Мы как-то заглянули в такой, внутри только в прихожей стояло два больших кожаных кресла, торшер, а рядом комод.

Практически все «автобусники» тянут за собой на жесткой сцепке легковую машину для передвижения по городам, иногда за машиной цепляется прицеп с катером. Таким поездом и едут себе не спеша.

Вот здесь кстати непонятно, как происходит буксировка, ведь машины то все с автоматической коробкой. Машины они таскают не спроста, так как даже на нашем скромном автодоме в городах было тяжеловато, с парковками проблемы, также как и с разворотами. Обычное дело вот такие знаки.

На парковке у магазинов и вьюпоинтов RV занимает полтора-два места сразу и это небольшой RV.

Встретили интересный RV по пути. Старенькая машина из Германии, судя по наклейкам где только не путешествовали на ней владельцы, видимо перемещают ее в контейнере через океан.

Вот так кратко о путешествии на RV. Еще раз скажу, что это невероятно интересно и увлекательно, поэтому если есть возможность это надо обязательно попробовать.

UPD: Житель США и автотурист макс написал интересный комментарий, дополню им свою статью:

хорошо написал с душой но…без знаний тонкостей) поделюсь своим опытом (11 лет в США,6 лет гражданин,и-фанатик автотуризма) РВишки класса С самые невдалые и неудобные РВ…они по сути-перегруженые по трансмисии тяжелые модели пикапов и микроавтобусов…в США пикап джип и микроавтобус строятся на одной ходовке своего концерна (говорю тем кто не знает) то есть шеви тахо-субурбан,шеви сильверадо,шеви экспресс а так же эскалейд и хаммер-2 это-одна и та же рама,ходовки и трансмисия…от того что данный «пикап» вечьно перегружен тоннами которые с него не снимают ни когда вечьные движки и коробки совсем не вечьные!) и еще-они слишком небольшие для реальной автономности и слишком большие для полной свободы…личьно у меня додж рем-2500 пикап с трак кемпером(это такой домик улитка в кузов) ланс 825…с ним я конечьно аскет но зато-парковки не проблемма проходимость джипа и преславутое-ночевать где хочю низзя уходит на задний план(может это машина жителя соселнего дома?) хоть конечьно на голливудских холмах между домами дена билзериана и мела гибсона ночевать не советую! ограбят! шутка:)а вот в кемпере класса А вот там многих проблем описаных в статье-нет! и еще-это не правда что А это-автобус) это рама средне или полнотонажного тягачя-грузовика(в зависимости от размеров…тот что на фото в конце это рама и двигатели «фрейтлайнер 120» тягач капотный)вот там действительно-полная автономия с подогревами хоть в -30…

Это же было моей мечтой, путешествие в доме на колёсах! Очень популярная штука в Америке и Европе, но совсем не развитая у нас. Теперь я знаю, почему.

Даже не пытайтесь повторить это сами. Намучаетесь.

1 Автодом, кемпер, яхта на колёсах - как только не называют эти машины. Должно быть, невероятно удобная штука для путешественников, вроде меня. Едешь, смотришь вокруг, и возишь всё с собой. Влезет любой багаж. Можно путешествовать всей семьёй. Не нужно искать ночлег, и тратить на него деньги. В реальности, подводных камней очень много.

2 В маленькой комнатке помещается целая квартира: гостиная, со столом и диваном, кухня, санузел, несколько спален. Первый минус обнаружился сразу: не было кондиционера. А окна открываются наружу, на ходу делать это запрещено, и с люками то же самое. Может быть, это недостаток конкретной модели кемпера, я не знаю.

3 Мини-кухня: холодильник, газовая плита и раковина. Очень много полочек, в которые влезает абсолютно вся необходимая утварь. Вон там, сзади, за занавесками, две спальные полки. Сфотографировать не смог, слишком тесно. Но это полноценная одноместная кровать.

4 Туалет с душем. Всегда горячая вода, слив, кра-со-та! Да это же мечта!

5 Да, мечта. Когда есть инфраструктура по пути. Все ресурсы этого микромира на колёсах жёстко ограничены, и путешествие может превратиться в кошмар, если вы не будете вовремя пополнять запасы и сливать отходы. Всё, как у яхты: нужно швартоваться в маринах, подключаться к электричеству, набирать воду…

6 Дороги. Вот это, пожалуй, самая большая проблема. Кемпер едет не быстро, для него “крейсерские" 100 км/ч - предел, машина очень валкая. И хочется ехать, раз уж не быстро, то с комфортом.

7 Забудьте, мы в России. Если на легковушке небольшие кочки ещё “проглатываются” подвеской и задницей, в доме на колёсах всё ещё как чувствуется. А в пассажирском отсеке даже нет ремней безопасности, не предусмотрены: там же удобные диваны!

8 Не просто хреновый асфальт, а так ещё периодически большой трафик из грузовиков: скорость падает ещё больше, приходится плестись за ними.

9 А обгоны на такой машине - вещь и опасная, и неудобная. Другое дело, когда ты встал где-нибудь в Америке на трассу, и пилишь себе с постоянной скоростью.

10 Что же делать с естественными потребностями автодома? С горем пополам, можно пользоваться автомойками, но он банально не на каждую влезет по высоте! И не каждый хозяин согласится принять.

11 Как хорошо на специальных стоянках: в один разъём розетку, в другой - шланг с водой. У нас такого, конечно, нет. Даже на стоянках дальнобойщиков.

12 Сливать водичку тоже лучше на мойке. Это и использованная вода с кухни, и туалет. Всё давно разложилось и очистилось, стоит специальная система.

13 А пополнять запасы воды приходилось таким “колхозным” способом.

14 Наконец, где ночевать? Да, в России можно припарковаться хоть во дворе многоэтажки, чтобы поспать, но это не лучшая идея. Есть ещё вопрос безопасности. Разумный выход, становиться на ночь возле платных автостоянок. Хотя за городом, на природе, встать лагерем намного приятнее.

15 Все эти факторы делают путешествие по России в доме на колёсах медленным, не очень комфортным и безопасным. Я бы сказал, что они теряют смысл. А вот где-нибудь в Австралии я бы так покатался.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите

Не успела я отойти от новогодних каникул, как подруга сделала мне заманчивое предложение: «Поехали на выходные в Суздаль? В караване!» Место назначения меня не смутило, но при чем тут верблюды? Какой караван в Москве, да еще зимой?

Но все оказалось гораздо интересней. Животные здесь действительно ни при чем, а караваном, как выяснилось, называют дом на колесах. В нем то мы и намеревались провести наш уикэнд.
В назначенное время мы подъехали в московский офис аренды тех самых караванов.

– В наших автомобилях можно и зимой и летом путешествовать, – пояснил нам доброжелательный молодой человек Аркадий. – Ты ни к кому и ни к чему не привязан. Передвигайся как вольный ветер.

Аркадий сопроводил нас до своей чудо-техники, провел инструктаж по ее пользованию, а затем обрадовал, сообщив, что будет нашим водителем на время путешествия. Ну что ж, отличное начало. Но разве может истинный караван состоять из одного верблюда? Их должно быть несколько… для компании. Вот мы и отправились до Суздаля небольшой компанией на трех машинах. При чем в таком виде отдыха все оказались новичками. Зато в Суздале нас ждали те, для кого вопрос, как и с кем проводить отпуск, давно не стоит. Истинные караванеры, с пробегом в тысячи километров по России и Европе, пригласили нас присоединиться к их компании. С ними мы должны были почувствовать весь кайф отдыха на колесах.

Честно говоря, я не первый раз путешествовала на автомобиле. Летом мы с сестрой проехали всю Прибалтику и Скандинавию на джипе. Но каждый раз у нас возникал вопрос ночлега: в автомобиле спать все-таки неудобно. Поэтому ночи мы проводили в отелях, что довольно накладно. А если ты путешествуешь в доме на колесах с полным комплектом удобств, то о ночлеге у тебя вообще голова не болит.

Наш караван был оснащен по максимуму: мягкая мебель, стол, спальные места для полноценного отдыха. Среди шкафчиков мы нашли холодильник, который тут же наполнили, посетив ближайший супермаркет. Так что вопрос с питанием для нас был решен. Горячий обед мы могли приготовить на газовой плите. На ходу жарить котлеты мы, конечно, не могли, а вот вскипятить электрочайник – запросто. Маши на оснащена розетками на 220 вольт. В автомобиле были даже душ и биотуалет. С запасом пресной воды, кондиционером и отоплением мы без остановок домчались до Суздаля.

На паркинге перед ГТК «Турцентр» стояло с десяток караванов. Хозяева автомобилей уже обосновались на новом месте. Те, у кого техника подготовлена для долгих зимних путешествий, реши ли ночевать в домах на колесах, ну а новички могли поселиться тут же, в гостинице. Мы не из робкого десятка, провести ночь в полевых условиях было даже интересно. Ну а пока дружный коллектив караванеров пригласил нас на экскурсию по городу.

– Познакомимся с достопримечательностями, а заодно и друг с другом, – предложил нам Андрей Артюхов, президент «Лиги караванеров».

Большой автобус едва вместил путешественников.

– Детей берем на колени, – скомандовал громкоголосый караванер Владимир. – А мужики могут и постоять.

Шумная и веселая компания двинулась знакомиться с величественными древностями. Ну а нас тут же взяли «в оборот».

– О новом варианте отдыха мы задумались с женой пару лет назад, – поведал нам Владимир. – У нас как раз родилась вторая дочка, и тут же встал вопрос, как отдыхать с новорожденной? Мы люди подвижные, но путешествие по путевкам с группой товарищей нас не прельщало. И тут знакомый рассказал нам о караванерах, которые арендуют дома на колесах и путешествуют в свое удовольствие. Мы прикинули, посчитали бюджет и тут же разработали маршрут до Крыма. Отпуск прошел на ура! Ехали куда хотели, останавливались где понравится. Встретили в дороге таких же путешественников-караванеров и соблазнились на покупку собственного дома на колесах. Ну а этим летом, как только начались природные катаклизмы в столице, мы с друзьями из «Лиги караванеров» сели в свои автомобили и отправились караваном в тур по Европе. Два месяца колесили. Объехали девять стран.

Путешествовать несколькими машинами всегда веселей. Но пока этот вид туризма в России не сильно развит. Нет достойных кемпингов для стоянок. Да и туриндустрия не занимается продвижением российских маршрутов. А ведь в нашей стране есть что посмотреть и что показать путешественнику.

Покатавшись по миру, караванеры узнали, что в маленькой Финляндии туризм в домах на колесах очень развит. Там и условия создают соответствующие: строятся кемпинги, площадки-стоянки, обеспеченные электричеством и водой. Потому-то в этой стране 120 тысяч караванеров, а в России всего около 200.

Об этом и о том, как сплотить ряды путешественников, караванеры говорили на конференции, которую провели в Суздале. Правда, конференция – очень громко сказано. Ребята не любят официоза, скорее это собрание клуба по интересам. Здесь, в кругу единомышленников, «Лига караванеров», «Белорусский клуб караванеров и автотуристов», «Клуб АвтоПутешественников» из Санкт-Петербурга выразили свои пожелания и предложения о дальнейшем развитии автотуризма в России, и в Суздале в частности. А присутствовавший на мероприятии коммерческий директор управляющей компании «Суздальский турцентр» Константин Малинкин поделился с караванерами приятной новостью. Уже этим летом в Суздале начнется строительство полноценного кемпинга европейского уровня, который будет находиться рядом с ГТК «Турцентр». «Лига караванеров» пообещала принять самое активное участие в вопросах проектирования этого кемпинга. В конце концов, это в интересах автопутешественников. Кроме Суздаля энтузиасты автотуризма договариваются о строительстве площадок для кемперов по всему Золотому кольцу.

Караванеры – особые люди. С ними можно идти в разведку. Они отдадут последнюю рубашку и всегда придут на выручку. В их «закромах» можно найти не только спички и иголки, там есть все от мангала до надувной лодки. Караванеры живут по каким-то неписаным законам взаимопомощи и уважения. А еще нас предупредили, что вечеринки у караванеров – мероприятия зажигательные в прямом смысле этого слова. В истине сказанного мы убедились буквально через час после конференции.

Белорусские ребята из группы «Пиво вдвоем» зажгли не по-детски на сцене ресторана, где караванеры продолжили общение. Из электробалалайки в руках у парня с чубом на голове буквально летели искры. Фейерверк, а не вечеринка получилась! Разошлись мы только под утро. Но спать долго не пришлось. Кстати, ночь в доме на колесах не хуже ночи в мотеле.

Утро у нас началось с плотного завтрака – не зря же мы затарили холодильник провиантом. А какой отдых без шашлыков? С утра наелся – день свободен! Но только не у караванеров. Андрей Артюхов уже организовал автобусы для поездки на суздальскую фабрику «Дымов керамика». Всего за 300 рублей все желающие получили мастер-класс по работе на гончарном круге и постарались не ударить в грязь лицом.

Как мы поняли из общения с караванерами, у них у всех руки растут «откуда надо». Один путешественник из белорусской делегации, например, собрал дом на колесах из «буханки». Так в народе называли микроавтобусы производства еще советского автопрома. А началось все с… пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, бывший инженер заскучал от безделья. Не зная чем себя занять, он вдруг решил стать путешественником. В гараже извлек всю начинку из старенькой «буханки». Жена негодовала, полагая, что муж сошел с ума. Целыми днями он что-то чертил, пилил, варил… Оказалось, все старания были не напрасны. Через несколько месяцев старый микроавтобус превратился в «хрущевку» на колесиках. Диванчики, складной стол, холодильник и в придачу портативная газовая плита. «Ну, мать, собирайся в дорогу. Едем путешествовать!» С тех пор они объехали пол-России. Завели кучу новых знакомых и примкнули к клубу караванеров.

Проведя отлично выходные, познакомившись с интересными людьми, мы с подругой тоже задумались: а не прокатиться ли нам еще куда-нибудь с этой компанией летом? Пока, правда, собственным домом на колесах не разжились… Но, в конце концов, его же можно просто арендовать!

ОВР СПРАВКА

Караван (трейлер, кемпер) – наиболее распространенное название дома на колесах. Представляет собой полностью оборудованное жилое помещение вместимостью от 2 до 7 человек. Цены на подержанный караван колеблются от 6000 до 60 000 евро.

Караванинг – это не просто путешествие или проживание в прицепе на колесах, это особый образ жизни. Автомобильные карты Европы густо покрыты значками караван-парков – специально обустроенных на природе стоянок для караванов.

Есть среди путешественников и уникальные личности. Питерские караванеры переделали свой джип, приспособив его под ограниченные возможности супруга. Это для новых членов коллектива он герой, а его машина – чудо техники. А на Западе парализованные люди могут передвигаться не только на «инвалидках», но и на самых новых авто.

Все машины, сдаваемые в аренду, могут управляться водителями с правами категории В. Водительский стаж – не менее 2 лет. Если в вашей компании нет водителя, вы можете воспользоваться услугами компании. Оплата посуточная. Водитель поможет вам проложить маршрут путешествия, определить место стоянок, ведь по правилам автомобиль не может проезжать более 400 км в сутки. Да и зачем такие гонки? Путешествие должно быть в удовольствие!