Можно ли починить аккумулятор. Методы восстановления автомобильного аккумулятора

Знание техники проведения ремонта автомобильного аккумулятора может потребоваться автовладельцу из-за его неработоспособности или разряда. Вышедшая из строя АКБ приведет к проблемам в запуске двигателя и невозможности эксплуатации авто.

[ Скрыть ]

Когда может потребоваться ремонт?

О том, что аккумуляторная батарея в машине нуждается в восстановлении и ремонте, свидетельствуют такие признаки:

  1. Сбои в работе электрооборудования. Приборы в машине функционируют нестабильно, могут произвольно отключаться. Возможно слишком тусклое свечение оптики.
  2. АКБ автомобиля быстро заряжается. Это говорит о снижении емкости, в результате чего подзарядка занимает меньше времени.
  3. Проблемы с пуском силового агрегата. Стартер прокручивается с трудом, слишком медленно. В некоторых случаях запуск мотора машины вовсе не возможен.

Причины неисправностей

Восстанавливать и проводить ремонт автомобильных аккумуляторов нужно из-за неисправностей, приведенных в таблице.

Проблема Описание
Разряд устройства

Проблема может заключаться в:

  • сильной натяжке ремешка ГРМ;
  • окислении либо некачественном прилегании клемм к батарее;
  • поломке регулятора генератора.

Возможно, появляются сбои в функционировании последнего. Также причина может заключаться в пониженном уровне рабочего раствора в банках АКБ либо загрязненном корпусе. Значительно реже неисправность появляется в результате проблем с проводкой

Разрушение пластин электродов конструкции Эта поломка происходит в результате перезаряда батареи повышенным током, а также ее хранением в разряженном виде долгое время. Иногда проблема появляется в результате замены электролита, если жидкость подобрана неправильно и не может работать в определенных климатических условиях. Также причина может крыться в некачественной фиксации аккумулятора в моторном отсеке, что приводит к его вибрации и разрушению. Одним из основных симптомов проблемы является затрудненный запуск силового агрегата
Сульфатация пластин

О данной проблеме могут сообщить:

  • низкая емкость устройства;
  • быстрый заряд и нагрев аккумулятора;
  • выделение из него газов.

Для требуется больше времени, чтобы его подзарядить. Иногда причина заключается в некачественном электролите, который слишком быстро греется. При данной неисправности отремонтировать аккумуляторную батарею не получится, поскольку пластины являются основной ее составляющей. Единственным вариантом будет утилизация старого и установка нового АКБ

Загрязнение рабочей жидкости электролита Неисправность часто появляется в результате ошибок, допущенных при выполнении технического обслуживания АКБ. Возможно, в ходе проведения ремонта батареи были неправильно спаяны перемычки. Определить неполадку можно по выделению большого объема газов из рабочей жидкости, если в ее составе имеется медь. Наличие отложений на дне банок аккумулятора сообщит о том, что в электролите имеется хлор. А появление красноватого оттенка означает, что в нем есть марганец
Короткое замыкание При данной проблеме плотность состава электролита снизится, а напряжение в АКБ будет падать. Замыкание приводит к разрушению сепараторных элементов и образованию наростов в пластинах. Чтобы избавиться от неисправности, можно произвести замену поврежденных деталей, выполнить очистку пластин и качественно их промыть. После сборки осуществляется замена рабочего раствора и полноценная зарядка устройства
Переплюсовка батареи Причина может заключаться в неверном подключении клемм к АКБ, что приводит к изменению полюсов

Пользователь Нижегородский аккумуляторщик подробно рассказал о неисправностях устройств и нюансах их диагностики и восстановления.

Способы ремонта автомобильных аккумуляторов

Процедура устранения неисправностей батареи машины зависит от характера повреждений — механических либо десульфатации устройства. Независимо от типа поломки, все действия должны выполняться аккуратно, поскольку электролит является серной кислотой, едкой жидкостью. Ремонтировать аккумулятор надо в резиновых перчатках и не допускать попадания рабочего раствора на кожу и слизистые оболочки.

При механических повреждениях

Такой тип дефектов не должен затрагивать целостность внутренних элементов аккумулятора — пластин и сепараторных компонентов в ячейках. Механические повреждения, как правило — трещины в пластике, из которого изготовлен корпус. Такие поломки случаются в результате некачественной фиксации автомобильного аккумулятора в посадочном месте, на площадке под капотом. Иногда они происходят из-за ошибок, допущенных при монтаже, а также неправильной транспортировке АКБ. Устранение механических повреждений возможно при незначительных дефектах, поскольку серьезные трещины ремонтировать нецелесообразно.

Если дефекты корпуса можно удалить, то процедура ремонта будет осуществляться специальным способом тепловой сварки. При выполнении восстановления понадобится аналогичный пластик. Желательно, чтобы он был взят из такого же аккумуляторного корпуса.

Есть два варианта ремонта повреждений:

  1. С использованием специальной заплатки. Кусок пластика накладывается на корпус АКБ. Для качественной фиксации потребуется паяльник, его заранее надо разогреть. С использованием припоя выполняется пайка пластмассовой заплатки на корпус. Расплавлять необходимо только края латки.
  2. Если повреждение несерьезное, то можно обойтись без заплатки. Процедура восстановления заключается в использовании пластикового припоя. Заранее необходимо в соответствии с траекторией трещины сделать углубленную бороздку. Это надо, чтобы пластиковый припой заполнил само повреждение.

Своими руками можно восстановить и . Для этих элементов характерна такая проблема, как откол части зажима. Лучше всего произвести ремонт с использованием сварки, но не у каждого автовладельца есть возможность эксплуатации сварочного аппарата. Суть процедуры заключается в применении саморезов. В клеммном зажиме нужно просверлить отверстие дрелью, диаметр сверла которой составит около 4-5 мм (оно должно проходить через две части контакта).

Поверхности, которые стыкуются друг с другом, необходимо обработать токопроводящей смазкой. Это позволит снизить параметр сопротивления и предотвратить окисление в будущем. Фиксация осуществляется посредством шурупов либо саморезов.

Десульфатация аккумулятора

Эта процедура позволяет избавиться от внутренних дефектов в работе устройства. Но для ее проведения обычно требуется разборка АКБ.

Физический способ

Данный вариант ремонта АКБ — один из сложных и экстремальных, поскольку требуется демонтировать пакеты контактных пластин и очистить их вручную.

Процедура восстановления осуществляется так:

  1. Сначала надо частично разобрать АКБ, для этого в верхней части корпуса вырезаются специальные окошки. Для выполнения задачи потребуется паяльник с тонким жалом либо разогретый до максимума нож. Другие варианты демонтажа верхней крышки АКБ не допускаются, поскольку они могут привести к попаданию пластиковой стружки внутрь банок. Пользоваться электролобзиком можно, но нежелательно.
  2. Производится демонтаж пластинных элементов через технологические отверстия, выполняется их очистка.
  3. Затем эти детали надо промыть. Для выполнения задачи можно использовать только специальную дистиллированную воду, которая приобретается в автомагазине.
  4. С помощью дистиллята выполняется также промывка внутренних частей банок.
  5. Контактные элементы надо установить назад. Сделанные ранее окошки необходимо запаять.
  6. В аккумуляторную батарею заливается новый электролит. Важно, чтобы рабочий раствор покрыл все банки.

При проведении физического способа нужно быть аккуратным, поскольку свинцовые пластины достаточно хрупкие, в частности, после длительной эксплуатации. Если действовать неосторожно, их можно случайно повредить. Разрушение элементов в ходе очистки приведет к их неработоспособности. Прибегать к данному методу восстановления рекомендуется при полной поломке АКБ, когда другие варианты ремонта не помогают.

Химический способ

Для восстановления батареи таким методом понадобится специальный химический раствор Трилона В. Сама процедура выполняется за несколько часов. Но основная сложность заключается в приготовлении непосредственно раствора для ремонта.

Процедура восстановления производится так:

  1. Аккумуляторная батарея автомобиля полностью заряжается. Для этого используется зарядное устройство.
  2. Открываются банки на корпусе АКБ, из батареи надо слить весь раствор электролита.
  3. Используя очищенный дистиллят, производится промывка банок.
  4. Внутрь устройства заливается раствор электролита, после этого аккумулятор надо оставить приблизительно на час. Процедура удаления сульфатов может сопровождаться кипением жидкости, а также выделением газов. Если реакция завершится, можно повторить задачу.
  5. Затем производится еще одна промывка аккумулятора дистиллятом. После этого в банки заливается свежий раствор рабочей жидкости. При добавлении электролита надо следить, чтобы он был нужной плотности.
  6. На завершающем этапе производится зарядка аккумулятора.

Данный вариант является одним из самых эффективных, если неисправность АКБ связана с глубоким разрядом.

Основной недостаток этого способа заключается в необходимости быть максимально аккуратным при его осуществлении. В ходе ремонта батареи между пластинными элементами могут упасть куски свинца, что в результате приведет к засорению устройства.

Канал «Скорая аккумуляторная помощь» рассказал о проведении химического метода для восстановления машинной АКБ.

Заряд реверсивными токами

Для выполнения данной задачи потребуется специальный зарядный прибор. Речь идет о генераторном устройстве реверсивного тока. Выпрямительный узел, рассчитанный на 50 герц с разрядной нагрузкой, не считается десульфатирующим оборудованием.

Первый способ зарядки реверсивным током:

  1. Его реализация актуальна в случае с аккумуляторами, характеризующимися небольшой либо средней степенью сульфатации. При настройке оборудования надо выставить параметр реверсивного тока, составляющий от 0,5 до 2 ампер.
  2. АКБ демонтируется с автомобиля. К ней подключаются щупы зарядного прибора. Отрицательный вывод соединяется с минусом, положительный — с плюсом.
  3. Процедура десульфатации должна осуществляться от 20 до 50 часов без перерыва. Иногда требуется больше времени. При выполнении задачи будет увеличиваться параметр плотности раствора электролита.
  4. О том, что процедура завершена, сообщат показатели напряжения. Эта величина, а также плотность рабочего раствора не должны меняться на протяжении двух часов.

Реализация следующего варианта актуальна при серьезной сульфатации АКБ, его выполнение производится с использованием заряда небольшого тока:

  1. На первом этапе осуществляется полный разряд устройства, примерно до 1,8 вольт на каждую банку. Если в автомобиле используется аккумулятор типа 6СТ, то разряжать его надо до 10,8 В.
  2. Производится удаление раствора электролита из банок АКБ. Надо открутить крышки и слить жидкость. Вместо нее в устройство заливается свежий дистиллят.
  3. На зарядном оборудовании выставляется минимальное значение тока. Чтобы параметр напряжения составил не более 2,3 вольт. Чем больше заряжается аккумулятор, тем выше будет величина плотности рабочего раствора. Когда данный параметр увеличится до 1,11 г/см3, жидкость сливается из банок, а затем опять заливается дистиллят. Процедура десульфатации продолжается, при этом напряжение должно составить до 2,3 вольт.
  4. После того как плотность рабочего раствора составит 1,12 г/см3, параметр реверсивного тока выставляется на 1 ампер. Если данное значение перестанет увеличиваться и из банок будет выделяться газ, процедура заряда завершается.
  5. После этого на протяжении двух часов батарея должна подзаряжаться током, который соответствует 20% от номинального значения. Затем процедура подзарядки в аналогичном режиме продолжается, пока величина напряжения, а также плотности электролита не останутся на одном уровне. В среднем задачу необходимо повторять от двух до пяти раз.
  6. Затем в АКБ добавляется свежий электролит, его плотность должна составить около 1,21-1,22 г/см3. Производится процедура полной зарядки батареи. После завершения задачи аккумулятор должен постоять около трех часов. Затем выполняется корректировка параметра плотности жидкости.

Канал «СамиСуСами hand made в удовольствие» рассказал о восстановлении АКБ методом реверсивного тока.

Основные преимущества этого способа:

  1. Необратимая сульфатация пластин практически исключается. Данная причина серьезная и влияет на ресурс эксплуатации устройства.
  2. Выполняя подзарядку небольшим реверсивным током, величина которого составляет не более 1-2 ампер, процесс десульфатации осуществляется интенсивно. Также восстанавливается емкость АКБ.

Минусы данного метода:

  1. Длительное время ремонта аккумулятора.
  2. Небольшой коэффициент полезного действия процедуры зарядки.
  3. Для выполнения задачи потребуется специальное устройство, стоимость которого в магазинах достаточно высока.
  4. Этот метод может быть неэффективен, если сульфатация АКБ глубокая. Его реализация более актуальна при профилактике.

Импульсный заряд

Для осуществления этой задачи потребуется специальное зарядное оборудование. Оно должно иметь функцию импульсного режима, а также возможность десульфатации. ЗУ надо соединить с клеммами АКБ, процедура будет осуществляться оборудованием автоматически.

Принцип реализации этого метода прост:

  1. Зарядка АКБ производится с минимальным током, процедура занимает десять минут.
  2. После этого на аккумулятор подается нагрузка. Можно использовать обычную лампочку на 12 вольт, выводы которой подключаются к щупу батареи. Процедура разряда осуществляется на протяжении одной минуты.

Можно менять временной промежуток, но сам принцип остается таким же. Реализация данного варианта возможно в случаях, когда АКБ разрушен не полностью.

Основные недостатки способа:

  1. Высокая стоимость оборудования. Она может составить до 10 тысяч рублей и выше.
  2. Есть вероятность разрушения электродных элементов в результате использования высоких импульсных токов. Поэтому данный параметр должен быть небольшим.
  3. Не допускается применение этого способа с необслуживаемыми аккумуляторами.

Пользователь Виктор Vector подробно рассказал о плюсах и минусах импульсного заряда батарей.

Восстановление с использованием тренировочных циклов

Процедура ремонта выполняется так:

  1. Производится подзарядка АКБ обычным током до полного заряда устройства.
  2. Процедура завершается, затем аккумулятор должен постоять не менее трех часов.
  3. С помощью ареометра выполняется замер величины плотности электролита. При необходимости осуществляется корректировка параметра.
  4. Чтобы новый электролит смешался со старым, аккумулятор ставится заряжаться на 30 минут.
  5. Выполняется контрольный разряд батареи с использованием нормального тока. В процессе проведения задачи надо контролировать время разрядки до величины напряжения в 1,7 вольт на каждую банку. Для всей батареи этот параметр составит 10,2 В. Чтобы вычислить общую , надо умножить значение разрядного тока, а также время разрядки.
  6. Затем производится подзарядка устройства до конца. Если в конечном счете выяснилось, что значение емкости АКБ составляет менее 50% от номинальной, то батарея считается неисправной.

Основные минусы этого способа:

  • при постоянной реализации данного метода ресурс эксплуатации АКБ снижается;
  • эффективность способа минимальная, если проблема заключается в глубокой сульфатации батареи.

Пользователь Виктор Vector подробно рассказал о тренировочных циклах для ремонта аккумулятора машины.

Восстановление с помощью обычного заряда

Этот вариант считается одним из самых простых:

  1. Аккумулятор автомобиля заряжается с использованием низкого тока, для этого ЗУ надо настроить на 14 В и 1 ампер. Процедура подзарядки осуществляется на протяжении 8-10 часов. В случае если рабочий раствор начинает закипать, величину тока надо снизить.
  2. В результате выполнения задачи параметр напряжения должен увеличиться.
  3. Производится отключение зарядного оборудования. После этого аккумулятор должен постоять в отключенном от бортовой сети авто состоянии на протяжении суток.
  4. Производится увеличение параметра тока примерно до 2-2,5 ампер. Процедура подзарядки осуществляется на протяжении восьми часов.
  5. После выполнения этих действий величина плотности должна немного увеличиться, также возрастет параметр напряжения.
  6. Выполняется разрядка аккумулятора. К клеммным зажимам устройства подключается световой индикатор, рассчитанный на 12 вольт. Надо дождаться, пока батарея полностью не сядет. Эта задача повторяется до момента, пока не нормализуется величина плотности, а также напряжения (до 12 вольт).

Данный вариант не является самым быстрым. Но он наиболее эффективен и на практике позволяет восстановить работоспособность запущенных аккумуляторов.

Если в АКБ замкнула банка

Замыкание одного из элементов в итоге отразится на функционировании остальных банок, поэтому данная проблема — серьезная. При проведении подзарядки все напряжение равномерно распределяется между пакетами пластин. При одной неработающей банке процесс нарушается. Это приводит к кипению рабочей жидкости внутри устройства и дальнейшей сульфатации пластинных элементов.

Процедура ремонта аккумуляторов автомобильных с замкнувшей банкой выполняется так:

  1. Сначала надо определить, какой из элементов вышел из строя. При выполнении подзарядки банка будет закипать. В некоторых случаях кипят все элементы, а нерабочая часть — нет.
  2. Затем из банки надо удалить весь раствор электролита.
  3. На верхней крышке корпуса необходимо сделать отверстие. Для этого можно использовать электролобзик. Надо быть аккуратным, чтобы не допустить попадания пластиковой стружки внутрь устройства.
  4. Затем пластины следует демонтировать из банок. Их нужно промыть с использованием дистиллята.
  5. Следующим этапом будет визуальная диагностика. Все пластинные элементы надо осмотреть, чтобы выявить причину замыкания. Если аккумуляторная батарея работала долго, то проблема может заключаться в образовании осадка на дне банки. При его наличии производится промывка.
  6. Затем пакет пластин устанавливается на место, выполняется монтаж крышки и ее фиксация.

Канал «Спектр» рассказал о ремонте АКБ при замыкании одного из внутренних элементов устройства.

Если аккумулятор необслуживаемый

Эта процедура более сложная, поскольку у потребителя отсутствует прямой доступ к банкам. Поэтому произвести диагностику плотности электролита не получится. Для выполнения задачи можно просверлить крышку, но лучше этого не делать. Это связано с тем, что в здесь располагается система газоотвода. При ее нарушении восстановить работу батареи не получится.

Процедура ремонта осуществляется так:

  1. Определяется уровень рабочей жидкости в банках аккумулятора. Проверить можно с использованием яркого фонарика.
  2. Если уровень электролита низкий, в крышке батареи надо сделать отверстие. Его диаметр составит 2-3 мм.
  3. Используя шприц, в банки АКБ заливается свежий дистиллят.
  4. Производится пайка отверстия.

Для восстановления необслуживаемых АКБ можно прибегнуть к методам циклической зарядки и разряда.

Уход за АКБ

Нюансы обслуживания батареи:

  1. Один раз в три месяца надо производить диагностику параметра напряжения устройства. Тестирование осуществляется при отключенном и заведенном двигателе.
  2. Когда производится запуск ДВС и прокручивается стартерный узел, АКБ теряет часть жидкости. Поэтому иногда надо добавлять раствор электролита в банки. В случае с обслуживаемыми аккумуляторами диагностику уровня электролита надо выполнять ежемесячно. Для добавления используется исключительно дистиллят.
  3. Если АКБ не установлен на автомобиле, то его периодически надо подзаряжать. В случае когда не используется машина, при длительной стоянке от батареи надо отсоединять клеммы.

Видео «Пример ремонта вышедшего из строя аккумулятора»

Канал «TheSvalker» представил подробную инструкцию по восстановлению автомобильной АКБ, ресурс эксплуатации которой составил более десяти лет.

Процесс восстановления автомобильных аккумуляторов в подробностях

Как и все вещи, аккумулятор имеет свой ограниченный срок эксплуатации. В случае свинцово-кислотных аккумуляторов, о восстановлении которых мы поговорим, срок службы равен в среднем 3–4 года. Часто владельцы автомобилей просто покупают новый аккумулятор, если старый начинает подводить. При этом есть неисправности, при которых работоспособность аккумулятора можно восстановить и использовать ещё некоторое время. Давайте, рассмотрим основные причины выхода АКБ из строя и методы их восстановления.

В этой статье речь пойдёт о свинцово-кислотных АКБ. О том, можно прочитать по ссылке. Неисправности аккумуляторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние

Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:

  • Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
  • Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.



Как видите, среди внутренних неисправностей АКБ успешно устраняется только сульфатация. Причём, если она не находится в запущенной стадии. Поэтому мы рассмотрим несколько способов восстановления батареи в случае сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может потребоваться для работы:

  • Свежий электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство для аккумулятора;
  • Ареометр (измерение плотности электролита);
  • Средства защиты (очки, перчатки);
  • Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.

Как восстановить аккумулятор автомобиля при сульфатации

Для начала следует провести осмотр АКБ. Для этого слейте электролит и промойте банки дистиллированной водой. После этого проведите визуальный осмотр. Если пластины в банках повреждены или осыпались, то восстановление такой батареи нецелесообразно. Если же внешних повреждений нет, то заливается свежий электролит и проводится (растворение сульфатов свинца на пластинах).

Восстановление аккумулятора автомобиля с использованием КТЦ

КТЦ расшифровывается, как контрольно-тренировочный цикл. Проведение этого мероприятия помогает восстановить ёмкость и устранить сульфатацию, когда она ещё не запущена. Процесс представляет собой ряд циклов заряда-разряда батареи. Помимо зарядного устройства, потребуется ареометр (контроль плотности электролита), вольтметр (контроль напряжения) и лампочка (или другой источник потребления).

Сначала проводится полная зарядка аккумуляторной батареи.

Не забудьте снять крышки с банок батареи! Ток зарядки должен устанавливаться 10 процентов от номинального значения ёмкости батареи. Так, для распространённых АКБ 55 Ah ток заряда должен составлять не выше 5,5 ампера.


Зарядка проводится 6–8 часов. К концу процесса напряжение на клеммах возрастает, и АКБ не больше воспринимает заряд.

По окончании зарядки измерьте ареометром плотность электролита во всех банках. Плотность электролита в полностью заряженной АКБ должна составлять 1,27 г/см. куб. Если плотность меньше или больше, то долейте серной кислоты или дистиллированной воды, соответственно. После разбавления батарею ставят заряжаться на 30 минут. За это время электролит перемешается.

Таблица плотности электролита

Ниже приводится таблица плотности электролита и связанные с ней характеристики АКБ:

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

После этого нужно разрядить аккумулятор. Для этого требуется подходящий источник потребления энергии. Проще всего подобрать лампочку по мощности. Конечно, если имеется ЗУ (зарядное устройство) с функцией разряда, то разрядить батарею можно им.

Как вычислить мощность лампочки? Берём значение силы тока в размере 10 процентов от ёмкости нашей АКБ. То есть, при 55 Ah это будет 5,5 ампера. Это значение умножается на 12 вольт и получаем 66 Вт. Такой мощности нам нужна лампочка.

Подключаем источник потребления к клеммам батареи и оставляем её до полной разрядки, то есть пока напряжение не снизится до 10,2–10,6 В. Подробнее про . Если батарея не теряла ёмкость, то время разрядки при вышеназванных параметрах будет около десяти часов. Чем меньше это время, тем больше потеря ёмкости.

После разрядки аккумуляторную батарею нужно сразу поставить заряжать и так несколько циклов. В результате процедуры снижается сульфатация пластин, понижается внутреннее сопротивление АКБ и увеличивается ёмкость. Таким образом, выполняется восстановление аккумулятора автомобиля при незначительной сульфатации.

Восстановление аккумулятор автомобиля в режиме многократной зарядки

Ток устанавливается на уровне 0,04 от номинальной ёмкости батареи. Время заряда примерно около 8 часов. Затем делается перерыв на 12–16 часов. Перерывы делаются для того, чтобы выровнялись потенциалы внутри и на поверхности свинцовых пластин. При этом идёт диффузия более плотного электролита в пространство между электродами.

Потом снова запускается цикл зарядки АКБ. Таких циклов заряда-разряда можно провести до 5. По мере увеличения ёмкости будет расти плотность электролита. Контролируйте это значение и разбавляйте его дистиллированной водой при необходимости. Также рекомендуем прочитать о .

Ремонт автомобильных аккумуляторов можно выполнить и самостоятельно, если разобраться в процессе и учесть состав и особенности АКБ.

Когда может потребоваться ремонт автомобильных аккумуляторов?

Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:

  • разрыв (внутренний) сети в батарее - происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
  • деформация в результате разбухания блоков пластин;
  • замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
  • сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом ;
  • повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.

Если речь идет о деформации блоков, ремонт автомобильного аккумулятора выполнять нет смысла.

Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).

Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.

При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление .

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками

Самостоятельно любой автомобилист способен выполнить операцию десульфатации пластин АКБ. Необходимость в ней возникает тогда, когда батарее требуется вернуть ее былую работоспособность, нарушенную в результате отложения на пластинах аккумулятора соли.

Процедура выполняется следующим образом:

  • В электролите растворяют присадку с десульфатирующими возможностями (найти указанную присадку в автомагазинах несложно). Плотность электролита должна быть 1,28 г/см3.
  • Заливают полученную смесь в АКБ.
  • Подключают зарядку и на небольшой величине тока заряжают батарею. После того, как на клеммах напряжение станет 13,8–14,4 В, необходимо еще больше снизить ток, произвести замер плотности смеси. Через 120 минут снова определяют плотность электролита. Если результаты обоих замеров идентичны, ваша батарея получила нужный ей заряд.

После всех этих операций следует осуществить разрядку аккумулятора, что обеспечит «реанимацию» емкости АКБ. Делается это так:

  • ограничивается подача тока;
  • подключается лампочка к батарее;
  • ждут, пока на клеммах не снизится напряжение (до 10,2 В);
  • перемножают показатели тока и времени разряда, определяя тем самым реальную емкость батареи.

Если при расчетах емкость АКБ «не дотягивает» до номинальной, повторяют цикл «зарядки-разрядки».

Быстрый метод восстановления аккумулятора транспортного средства

Если автомобильный аккумулятор не держит заряд из-за солевых отложений на его пластинах, можно использовать еще один способ реанимации АКБ. Схема его выполнения следующая.

В арсенале любого хорошего хозяина наверняка найдётся распространённый сегодня в быту электроинструмент - шуруповёрт. Главным его достоинством является мобильность. Ведь это устройство работает от съёмных аккумуляторов, что делает его использование максимально удобным, поскольку не требуется подключаться к розетке электросети. Но как быть, если аккумуляторная батарея (АКБ) шуруповёрта вышла из строя? Покупать новую будет довольно затратно, потому что её стоимость в некоторых моделях доходит до 50–70% цены самого шуруповёрта. Намного практичнее будет сразу приобрести новый инструмент, в комплект которого входят целых два аккумулятора. Но продлить срок службы старого шуруповёрта всё же можно, отремонтировав вышедшую из строя АКБ.

Что собой представляет аккумулятор шуруповёрта

В любых моделях электрошуруповёртов такой важный элемент, как аккумулятор, выглядит примерно одинаково. Он представляет собой пластиковую коробку, внутри которой размещены до десятка (а иногда и больше) элементов питания. Они соединены между собой в последовательную цепочку и располагаются таким образом, что выводы первой и последней банки в цепи замыкаются на контакты, обеспечивающие питание инструмента и подключение к зарядному устройству.

Аккумулятор шуруповерта представляет собой цепочку заряжаемых элементов питания, соединённых последовательно

АКБ шуруповёрта любого типа имеют довольно простую конструкцию, в которой легко может разобраться любой человек, хоть немного знакомый с основами электротехники. Помимо элементов питания в корпусе аккумуляторного блока может располагаться:


В зависимости от вида применяемых элементов питания аккумуляторы шуруповёрта бывают следующих типов:

  • никель-кадмиевые, обозначаемые символами NiCd и рассчитанные на номинальное напряжение 12 В;
  • никель-металлгидридные (NiMh) с тем же номинальным напряжением, что и элементы первого типа (12 В);
  • литийионные (Li-Ion), напряжение которых в зависимости от количества используемых элементов может составлять от 14,4 до 36 В.

Разные типы аккумуляторов обеспечивают разное номинальное напряжение и мощность шуруповёрта

Аккумуляторные батарейки первого типа (NiCd) наиболее распространены в современных инструментах, прежде всего, благодаря самой низкой их стоимости. Особенно часто аккумуляторы на основе никель-кадмиевого сплава можно встретить в бюджетных моделях шуруповёртов. Они не боятся низких температур и могут храниться в разряженном состоянии, не теряя своих характеристик. Из недостатков таких элементов питания можно отметить:

  • ярко выраженный эффект памяти, когда при неполной выработке заряда батарея словно запоминает, до какой величины использовали её ёмкость, и в дальнейшем уже не заряжается выше этих параметров;
  • небольшая ёмкость и малое число циклов зарядки и разрядки;
  • подверженность саморазряду, когда неиспользуемая заряженная АКБ постепенно теряет заряд;
  • высокая токсичность при вскрытии банки из-за входящего в состав батареи кадмия.

Для того чтобы новый аккумулятор для шуруповёрта не потерял ёмкость, первые несколько раз его нужно подвергнуть зарядке в течение 10–12 часов, даже если появится индикация, что он зарядился намного раньше. В процессе работы аккумулятором лучше пользоваться до полного разряда, после чего сразу же подключить к зарядному устройству до достижения полной зарядки.

Никель-металлгидридные элементы в современных шуруповёртах тоже встречаются часто. Они состоят из экологически чистых элементов, но стоят дороже никель-кадмиевых батареек. У них более низкий саморазряд и эффект памяти и большее число циклов зарядки, чем у элементов типа NiCd. Но они боятся низких температур и в разряженном состоянии также теряют свои характеристики.

Самыми дорогими являются литийионные батареи, которые, по сравнению с первыми двумя типами, обладают заметными преимуществами:


Из недостатков аккумуляторов этого типа следует отметить их небольшой срок службы. Через три года литий начинает разлагаться, батарея теряет свою ёмкость без возможности восстановления.

Характерные неисправности АКБ шуруповёрта

Несмотря на то что шуруповёрты комплектуются разными типами аккумуляторных батарей, все они имеют одинаковую конструкцию и аналогичные неисправности. Наиболее часто встречаются следующие поломки этого устройства:

  • потеря ёмкости одним или несколькими элементами питания;
  • механическое повреждение цепи аккумуляторного блока (отрыв пластин, соединяющих банки между собой или с клеммами);
  • высыхание электролита;
  • разложение лития в элементах типа Li-Ion.

Потеря ёмкости элементов питания - это самый распространённый дефект аккумуляторов шуруповёрта. Суть его состоит в том, что утрата ёмкости заряда хотя бы одного элемента питания не даёт возможности полностью зарядить остальные банки. Получая некачественный заряд, АКБ быстро разряжается.

Такая неисправность может являться следствием эффекта памяти либо высыхания электролита в банках из-за их нагрева при зарядке или под нагрузкой. Этот дефект в аккумуляторах любого типа можно устранить самостоятельно, без обращения в сервисный центр. При этом можно попытаться восстановить неисправные элементы или заменить их. Не получится восстановить только литийионные аккумуляторные элементы питания, которые потеряли ёмкость в результате разложения лития. Такие банки можно лишь заменить новыми, снятыми с неработающего аккумуляторного блока.


Неисправность АКБ шуруповёрта может быть вызвана потерей ёмкости одного или нескольких элементов питания, поэтому её легко устранить, заменив их на новые или заведомо рабочие

Ремонт аккумулятора шуруповёрта своими руками

Большинство дефектов аккумуляторного блока шуруповёрта можно устранить самостоятельно, если знать причину возникновения неисправности и методы борьбы с ней.

Диагностика неисправностей АКБ шуруповёрта

Прежде чем приступать к ремонту аккумулятора, нужно провести его диагностику и выявить причину неисправности. Для этого необходимо:

  1. Полностью зарядить аккумуляторный блок. Предварительно никель-кадмиевую или никель-металлгидридную батарею нужно разрядить до нуля, чтобы избежать проявления эффекта памяти.
  2. Разобрать корпус аккумулятора, сняв его крышку. Она может быть прикручена винтами или посажена на клей, что несколько затруднит разборку. Во втором случае для снятия крышки необходимо острым скальпелем или ножом пройтись по клеевому соединению, а затем, аккуратно поддевая тонкой отвёрткой, отсоединить крышку.

    Крышка аккумуляторного блока может крепиться к его корпусу винтами или клеем

  3. Визуальным осмотром определить наличие механических повреждений, разрывов цепи, а также вздутых или потёкших банок аккумулятора.

    После разборки аккумуляторного блока производят визуальный осмотр содержимого на предмет наличия явных дефектов

  4. Замерить мультиметром напряжение на каждой из батарей. Для элементов питания типа NiCd или NiMh оно должно быть в пределах 1,2–1,4 В, а для литийионных банок - 3,6–3,8 В. На каждой банке измеренное значение лучше написать карандашом, чтобы избежать путаницы.

    Замерив напряжение на каждой банке, можно найти все неисправные элементы

  5. Нагрузить АКБ, присоединив к выходным контактам обычную автомобильную лампочку или сопротивление.

    Подсоединив лампу, даём возможность батареям поработать, чтобы показать просадку напряжения под нагрузкой

  6. Подержав аккумулятор под нагрузкой, снова замерить напряжение на каждой банке и найти элементы питания, на которых произошла максимальная просадка. Это и есть дефектные элементы.

Видео: как полностью разрядить аккумулятор шуруповёрта

Отыскав неисправные элементы питания, необходимо определиться со способом их ремонта. Здесь возможны два варианта действий. Первый - это реанимировать дефектные батарейки, прошив их током с более высоким напряжением или добавить в банки дистиллированной воды в случае пересыхания электролита. Но эти меры являются временными, в дальнейшем неисправность может проявиться снова. Более эффективным является другой способ ремонта, который состоит в замене дефектных элементов питания новыми или бывшими в употреблении, но заведомо исправными.

Видео: поиск дефектных элементов питания в АКБ шуруповёрта

Восстановление аккумуляторных элементов питания

Восстановление утраченной ёмкости элемента питания возможно лишь для аккумуляторов, имеющих эффект памяти. Это никель-кадмиевые и никель-металлгидридные батарейки. Для этого понадобится более мощное зарядное устройство с регулируемыми параметрами напряжения и силы тока. Установив напряжение около 4 В и силу тока 200 мА, воздействуем этим током на элементы питания, в которых обнаружена максимальная просадка напряжения.

Можно попробовать восстановить дефектные батареи путём сжатия или уплотнения. Эта процедура представляет собой разбавление электролита, объём которого в банке АКБ уменьшился. Для этого необходимо:


Процедура, описанная в пункте 5, может в определённых условиях восстановить работоспособность батареи, если причиной её неисправности стал эффект памяти.

Видео: процесс восстановления ёмкости аккумуляторов шуруповёрта

Замена элементов питания

Самым действенным способом ремонта аккумулятора шуруповёрта является замена дефектной банки. Для этого можно использовать новую батарейку, которую сегодня легко можно найти в продаже, или снять исправную банку с неработающего аккумуляторного блока. Работы по замене нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Удалить из цепи АКБ неисправный элемент питания. Учитывая, что все они соединены между собой пластинами, посаженными на точечную сварку, лучше всего для этой цели воспользоваться бокорезами. При этом нужно оставить достаточной длины хвостовик на исправной банке, чтобы иметь возможность припаять его к новому элементу питания.

    На исправных банках нужно оставить хвостовики, чтобы их можно было спаять, на неисправной банке это делать необязательно

  2. Новый аккумулятор припаять на место удалённой дефектной банки, соблюдая необходимую полярность. Плюсовой вывод припаивается к минусовому выводу «соседа», а минусовой - соответственно, к плюсовому. Для этого понадобится паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота. Если не удалось сохранить достаточную длину пластины, можно соединить банки медным проводником.

    Для пайки применяется паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота

  3. Собрать батарейки в корпус по той же схеме, по которой они были уложены до ремонта.

    После монтажа исправной банки всю цепочку нужно снова уложить в коробку АКБ

  4. Произвести выравнивание заряда на каждой банке путём повторения несколько раз цикла зарядки-разрядки. После чего проверить потенциалы напряжения на каждой банке мультиметром. Они должны быть на одном уровне - 1,3 В.

Важно не перегреть банку при выполнении паяльных работ. Поэтому слишком долго задерживать жало паяльника на батарее нельзя.

Ремонт аккумуляторных блоков с банками литийионного типа производится аналогично. Единственное, что усложняет задачу при ремонте, это отсоединение батарей от управляющей платы. При этом применим лишь один метод ремонта - замена дефектной банки.

Видео: как нужно правильно паять банки АКБ шуруповёрта

Как переделать АКБ шуруповёрта под литийионные элементы питания

Часто владельцы шуруповёртов на никель-кадмиевых аккумуляторах хотят переделать свои АКБ под литийионные батареи. Их привлекают преимущества, которые можно приобрести такой переделкой аккумуляторного блока:

  • облегчить вес шуруповёрта, для работы которого потребуется меньшее количество элементов питания при тех же значениях ёмкости батареи и напряжения;
  • избавиться от эффекта памяти, которого нет в элементах питания литийионного типа;
  • сократить время зарядки батарей.

Кроме того, при определённой схеме сборки можно в два раза увеличить ёмкость заряда, а значит, и время работы шуруповёрта от одной зарядки. Преимущества, конечно, очевидные, но у такого решения есть и свои недостатки, которые тоже нужно знать, чтобы взвесить все за и против. Из отрицательных моментов адаптирования АКБ шуруповёрта под литийионные банки следует отметить:

  • более высокую стоимость элементов питания литийионного типа;
  • необходимость поддерживать уровень заряда элемента строго в пределах от 2,7 до 4,2 В, для чего потребуется дополнительно установить в коробку АКБ плату контроллера заряда-разряда;
  • большие размеры элементов питания типа Li-Ion, которые потребуют проявить смекалку и фантазию, чтобы разместить их в корпусе аккумулятора шуруповёрта;
  • невозможность применять инструмент с такими аккумуляторами в условиях низких температур.

Но если решение о замене никель-кадмиевых батарей всё же принято, то действовать дальше нужно в следующей последовательности:

  1. Определиться с количеством литийионных элементов питания и их электрическими характеристиками. Например, для наиболее распространённого шуруповёрта, работающего от батареи с номинальным напряжением 14,4 В лучше взять 4 литийионных элемента, суммарное максимальное напряжение которых будет равно 4,2х4=16,8 В. Здесь необходимо учитывать что сразу же после начала работы на новых аккумуляторах напряжение на них просядет и будет равно 14,4–14,8 В. Если позволяет ёмкость коробки аккумуляторного блока, можно взять 8 таких банок, образовав из них 4 пары с параллельно соединёнными элементами питания. Это позволит увеличить ёмкость АКБ в 2 раза.
  2. Подобрать плату контроллера на 4 аккумулятора. Её параметры должны соответствовать току разряда и номинальному напряжению выбранных элементов питания. При этом рабочий ток разряда должен быть в 2 раза меньше предельно допустимого значения тока разряда батарей, который обычно равен 25–30 А. Значит, плата должна быть рассчитана на ток 12–15 А.

    Плата контроллера должна быть предназначена для работы с нужным числом элементов питания и рассчитана на их рабочий ток разряда

  3. Разобрать коробку аккумулятора шуруповёрта и вынуть из него все никель-кадмиевые банки. Разрезать всю цепь кусачками или бокорезами, оставив лишь верхний элемент с контактами для подключения к инструменту. Термистор можно тоже удалить, поскольку за перегревом батарей теперь будет следить плата контроллера.

    При соединении платы контроллера управления с цепочкой литийионных батарей нужно соблюдать полярность Литийионные элементы питания лучше размещать в корпусе АКБ шуруповёрта горизонтально

  4. Закрыть АКБ крышкой, установив на уложенные горизонтально батарейки элемент питания с контактами на батарейке старого типа.

Может оказаться, что собранную конструкцию не получится заряжать от старого зарядного устройства. Тогда необходимо установить дополнительно разъём для новой зарядки.

Видео: замена никель-кадмиевых батарей на литийионные

Как правильно хранить аккумуляторы шуруповёрта

Чтобы аккумулятор шуруповёрта прослужил как можно дольше, его нужно правильно хранить, особенно когда он используется не очень часто и с длительными перерывами. При этом нужно соблюдать некоторые правила.

Аккумуляторные блоки на основе кадмия обладают эффектом памяти, уменьшающим ёмкость батарей при неполной выработке заряда. Поэтому АКБ с элементами питания типа NiCd и NiMh следует хранить в разряженном состоянии, а устройства батареями литийионного типа - зарядив их на половину ёмкости банок . Достичь такого уровня можно за время, равное примерно 65–70% от обычного срока полной зарядки.

Если аккумуляторный блок вашего шуруповёрта стал быстро разряжаться и совсем не держит заряд, не спешите выбрасывать его и покупать новый. Срок его службы легко можно продлить, воспользовавшись изложенными выше рекомендациями. Этим вы избавите себя от лишних затрат, ведь АКБ шуруповёрта стоит больше половины стоимости всего инструмента.

4 способа восстановить автомобильный аккумулятор

Аккумуляторы - стабильный источник постоянного напряжения, они незаменимы в отдельных конструкция и приборах. Но конечно нет вечных вещей на земле, так и с аккумуляторами, проходит время и они уже не пригодны для использования, что делать? Выбрасывать и купить новый? Можно конечно, но лучше попробовать их ремонтировать. На рынке можно найти море аккумуляторов разных типов емкостей и напряжения. В основном используют кислотные щелочные и литиевые аккумуляторы. Сегодня мы побеседуем о способах ремонта таких видов аккумуляторов, как свинцовые. Кислотные аккумуляторы - более часто их называют свинцово-гелиевыми. Две свинцовые пластинки погружены в серную кислоту, одна пластинка положительный полюс, другая отрицательный. Такие аккумуляторы чаще всего применяются в автомобильной технике и в карманных фонариках. Они имеют относительно малый срок службы. Их можно ремонтировать (восстановить) несколькими способами.

Первый способ многократной зарядки малым номиналом тока с небольшими временными перерывами между зарядками. К концу первого и последующих зарядов, напряжение на аккумуляторе постепенно повышается, и он перестает принимать заряд. За время перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине массы пластин выравниваются, при этом более плотный электролит из пор пластин течет в межэлектродное пространство и снижает напряжение на аккумуляторе во время временного перерывов. Во время циклического заряда, по мере набора аккумулятором ёмкости, плотность электролита начинает повышается. Когда плотность станет нормальной, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 вольт (номинал каждой банки 2 вольта), заряд прекращают. Повторяют этот цикл 5-8 раз. Зарядный ток в десять раз меньше емкости аккумулятора, допустим аккумулятор имеет емкость 1000 ма / час, тогда ток заряда должен составлять от 80 до 100 миллиампер.

Второй способ восстановления кислотных аккумуляторов - замена электролита. Сливаем из аккумулятора электролит и промываем аккумулятор горячей водой несколько раз. Далее берем 3 чайных ложки соды и разбавляем в 100 мл воды. Кипятим воду и сразу наливаем кипяток в аккумулятор, ждем 20 минут и сливаем. Данный процесс повторяем несколько раз. Затем 3 раза промываем аккумулятор горячей водой. Этот способ восстановления очень удобно использовать для автомобильных аккумуляторов. В последний этап работы наливаем новый электролит и заряжаем аккумулятор 24 часа, отремонтированный аккумулятор заряжают раз в день в течении 10 дней, заряд длится 6 часов, параметры зарядного устройства - 14-16 вольт, ток заряда 10 ампер (не более).

Третий способ - это обратная зарядка. Для этого нужен мощный источник напряжения (сварочный аппарат к примеру), напряжение зарядного устройства 20 вольт, а сила тока 80 ампер и более, открываем пробки банок и заряжаем их только обратно - плюс источника питания прикрепляем к минусу аккумулятора, а минус источника питания к плюсу аккумулятора. Аккумулятор при этом будет кипеть, но не обращайте внимания, заряжаем в течении 30 минут далее сливаем электролит, промываем горячей водой и наливаем новый электролит. Берем обыкновенное зарядное устройство с током 10-15 ампер и заряжаем отремонтированный аккумулятор 24 часа, только не перепутайте полярность поскольку заводской плюсовой полюс у вас уже будет минусовым, а минусовой плюсовым, о ремонте и восстановлении щелочных и литиевых аккумуляторов поговорим в следующей статье, оставайтесь с нами - Артур Касьян (АКА).

Четвертый способ отличается высокой эффективностью и оперативностью (аккумулятор восстанавливается менее чем за час). Разряженный аккумулятор предварительно заряжают. Из заряженного аккумулятора сливают электролит и промывают 2-3 раза водой. В промытый аккумулятор заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Время десульфатации раствором - 40-60 мин. Процесс десульфатации сопровождается выделение газа и возникновением на поверхности раствора мелких брызг. Прекращение газовыделения свидетельствует о завершении процесса. При сильной сульфатации обработку раствором следует повторить. После обработки аккумулятор промывают не менее 2-3 раз дистиллированной водой, затем заполняют электролитом нормальной плотности. Залитый аккумулятор заряжают зарядным током до номинальной ёмкости согласно рекомендациям в паспорте. По вопросу приготовления раствора необходимо обратиться на предприятия, имеющие химические лаборатории. Раствор хранить в затемнённом месте в сосуде с герметической крышкой во избежание испарения аммиака. http://www.handiman.ru/
18 декабря 2012, 09:58
ремонт аккумулятора,
восстановление аккумулятора