Середина второй половины девятнадцатого века принесла множество изменений в политическом, военном и технологическом аспектах. Последние два были ярко выражены в военно-морском плане. Большие изменения произошли в плане корабельной техники. Основной причиной считается переход на паровые двигателя, которые в свою очередь повлияли на образование новых классов кораблей. Образование кораблей «броненосцев» заставило многие страны сконцентрировать свое внимание на них. Однако так как на каждое оружие/технику нужно свое «противоядие», в данном случае способный противостоять в открытом море «броненосцам», правительства многих стран стали искать то самое «противоядие» на боевые судна – броненосцы.
Первыми в этом деле преуспели англичане, построив в 1887-м году два миноносца «№80» и «№81», имеющий довольно большие размеры для своего времени. На вооружение «№80» и «№81» было 3 торпедных аппарата и 4-6 пушек (47-мм). Безусловно они имели преимущества над своими «собратьями» миноносцами в борьбе против «броненосцев». Однако с учетом того что там не было никакой новой технологии, в скором будущем другие страны догнали (а то и перегнали) англичан в размерах миноносцев, что привлекло последних взяться за новые разработки дабы сохранить свое преимущество.
Миноносец “Фут” 1897 года
Миноносец “Фурор” 1896
Весной 1892-го года Адмиралтейство привлекло к данному вопросу две частные кораблестроительные компании, имеющие самые большие верфи в «туманном альбионе». Их задачей была спроектировать новый тип миноносцев, который бы превосходил существующие миноносцы по всем параметрам. Более того были включены обязательные качества новых миноносцев, запрашиваемые командованием Королевского Флота:
Летом того же года проект судостроительной кампании «Yarrow Shipbuilders» был одобрен председателем Адмиралтейство Дж. Фишером. Верфь получила заказ на два корабля и уже осенью 1892-го начала их строительство. На строительство «Yarrow Shipbuilders» понадобилось меньше двух лет. После успешных испытаний, где новые корабли показали отличные результаты, в 1894-ом году оба боевых судна («Хэвок» и «Хорнет») вошли в эксплуатацию .
Несмотря, на то что патент первых истребителей-миноносцев (приставка «истребитель» пришла в нашу литературу в связи с дословным переводом названия нового типа миноносцев «destroyer») принадлежал «Yarrow Shipbuilders», Адмиралтейство распределило заказы 38 миноносцев-истребителей 14-и разным верфям. Основной причиной являлась желание быстрого пополнение флота новым типом кораблей. Конечно интересы страны были выше интересов «Yarrow Shipbuilders». Вследствие чего, владелец компании Альфред Фернандес Ярроу решил предложить свои корабли зарубежным военно-морским силам.
Из всех потенциальных покупателей Альфред Фернандес решил выбрать военно-морской флот Имперской России, предложив услуги своей компании Санк-Петербургу. Ярроу аргументировал свой выбор четырьмя причинами:
По выше перечисленным причинам Министерство не могло отказаться от интересного предложения английской компании. Российский флот нуждался в новом типе миноносцев, превосходящий имеющиеся во всех параметрах и достигающий максимальной скорости в 29 узлов. Соглашение между Министерством ВМФ Российской Империи и английской компании был подписан в 1894-м году. Осенью того же года началось строительство первого корабля, а уже летом 1895-го года судно прошло испытания, где достигло рекордных 30 узлов максимальной скорости. На вооружение российского флота корабль вошел в октябре 1895-го года. Первый пример нового миноносца на столько превосходил традиционные российские миноносцы, что было принято решение строить только этот тип миноносцев-истребителей. Единственным существенным недостатком корабля была тонкая обшивка корабля. Несмотря на то, что обшивка была из сверхпрочного материала – никелевая сталь, толщина была очень тонкой (палуба прогибалась от человеческого веса).
Построенное судно получило название «Сокол», как и сам тип этих кораблей. Изначально все миноносцы этого типа получали названия птиц, но приказом Императора Николай II. от 1902-го года весь тип миноносцев был переименован в воинские характеристики. Так например миноносец «Сокол» получил имя «Прыткий».
После принятого решение о постройки только миноносцев типа «Сокол» Министерство ВСФ России подписало контракт с «Yarrow Shipbuilders» о поставке с Великобритании основных частей судна, а сама сборка и построение кораблей будет проходить на отечественных верфях. Однако российские судостроительные компании уверили правительство, что Россия сама сможет полностью построить миноносцы и помощь иностранных компаний не нужна. В итого в 1896-м году заказ на первые 2 судна получила верфь г. Або «В. Крейтон».
“Решительный”
Эскадренные миноносцы отечественного производство должны быть копией головного «Сокола», кроме 2-х изменений разработанные российскими инженерами. Первое – поменять угольные котлы на нефтяные; второе – увеличить толщину обшивки корабля. Второе изменение было как никогда к стати, а вот первое не оправдало надежд инженеров. Нефтяные котлы не позволяли набрать нужную скорость в 26 узлов (миноносцы исправно работали на скорости не выше 18,5 узла). Другими словами миноносцы потеряли одну из своих важных особенностей. Более того чтобы поместит цистерны с нефтью (нефть занимало больше места чем уголь) длина корабля была увеличена на 2,8 метра, тем самым став 60,8 метра. Длина корабля в свою очередь сыграла на маневренности миноносца. Первыми истребителями построенные в отечественных верфях были «Послушный» и «Пылкий». Однако из-за недостатков в скорости оба корабля были отправлены обратно на верфь для переоборудования котлов.
В 1896-ом году заказ на следующие 2 миноносца был отдан «Ижовскому» заводу. Корабли были спущены в воду в 1898-м, но также из-за котлов, корабли были отправлены обратно в верфь на замену котлов. «Прочный» и «Поражающий» вступили в строй ВМФ только в 1902-м году. Несмотря на задержки построения кораблей «Ижовский» завод получил заказ еще на 5 боевых кораблей.
В 1897-м году более крупный заказ, насчитывающий 13 миноносцев, был отдан «Невскому» заводу г. Санк-Петерсбург. 4 корабля были для Балтийского флота, остальные для Тихоокеанского флота. Между ними была разница в котлах. На миноносцах для Балтики устанавливали 4 нефтяного и 4 угольного котла, а для Тихого океана – 8 угольных котлов.
В связи с необходимостью расширения Черноморского флота, в 1898-м Министерство сделало заказ еще 9-и миноносцев у «Охтинского» завода.
Все миноносцы типа «Сокол», построенные на отечественных верфях, строились по головному судну «Сокол», построенного в Великобритании. Изначальными изменениями было увеличение толщины корпусы и неудачный переход на нефтяные котлы. Так обшивка увеличилась в 2-3 раза, а котлы заново были переоборудованы под угольные.
Длина корабля – 60.8 м, ширина – 5.7 м, водоизмещение – 298 тонн, экипаж корабля – 48 человек, максимальная скорость – 25 узлов (оптимальная скорость 10 узлов), дальнеходность – 2500 морских миль (на оптимальной скорости).
Миноносцы типа «Сокол» были созданы для борьбы с «броненосцами». На борту судно было артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Одна (со временем две) пушка класса «Кане» (75мм/50) и три пушки класса «Гочкиса» (47мм/50) представляли артиллерию корабля. Два поворотных торпедных аппарата калибра 381 мм (со временем изменен на 400 мм) представляли минно-торпедное вооружение.
Начало двадцатого века началось с русско-японской войны. Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» получили задание разведать окрестные к Порт-Артуру острова. После успешно выполненной операции оба корабля возвращались в порт своей прописки Порт-Артур. Однако 26 февраля 1904-го года когда до Порт-Артура оставалось менее 20 морских миль, они наткнулись на отряд японских миноносцев («Усугомо», «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами»), которые также разведывали окрестности своих врагов. Российские миноносцы вошли в неравный бой стараясь как можно быстрей прорваться в порт и получить артиллерийскую помощь крепостных батарей. «Решительному» удалось оторваться от японцев, а вот «Стерегущий» получил снаряды, которые вывели из строя 2 котла. Впоследствии чего последний не смог продолжить ход и с достоинством принял бой. Несмотря на то, что бой был не равным миноносец «Стерегущий» показал отвагу и доблесть. Российский миноносец сумел тяжело повредить японские корабли. Неравный бой длился около часу, после чего орудия стерегущего замолчали. Японские миноносцы взяли «Стерегущий» на буксир, но в это время с Порт-Артура пришла подмога в виде крейсеров «Новик» и «Боян», после чего японцы оставили и так-то уже полу потопленный миноносец.
Из 49 человек экипажа корабля в живых осталось только 4. Все были награждены «Георгиевскими» Крестами. Подвиг и героическая смерть экипажа «Стерегущий» не остался без внимания самого царя Николая II. В 1911-м году торжественно открыт памятник миноносцу «Стерегущий» и его экипажу.
Памятник экипажу миноносца “Стерегущий”
Не смотря на то, что последний миноносец типа «Сокол» был списан в 1922-м году, за чуть меньше четверти века эти боевые судна были одним из передовых вооружений ВМС Российкой Империи и Советского союза.
|
миноносцы типа сокол*
- тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с 1894 по 1902 годы. Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны, но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.
Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году. Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.
Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогибалась даже под весом человека. У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.
ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.
Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.
Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.
Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).
«Прыткий» («Сокол») · «Послушный» («Коршун») · «Пылкий» («Кречет») · «Прочный» («Ястреб») · «Поражаюший» («Нырок») · «Пронзительный» («Беркут») · «Подвижный» («Альбатрос») · «Прозорливый» («Гагара») · «Резвый» («Ворон») · «Ретивый» («Филин») · «Рьяный» («Сова») · «Решительный» («Кондор», «Баклан») · «Сердитый» («Бекас») · «Смелый» («Горлица») · «Сторожевой» («Грач») · «Стерегущий» («Кулик») · «Скорый» («Перепел») · «Страшный» («Скворец») · «Стройный» («Стриж») · «Статный» («Щегол») · «Разящий» («Дрозд») · «Расторопный» («Дятел») · «Сильный» («Баклан», «Кондор») · «Строгий» («Лебедь») · «Сметливый» («Пеликан») · «Свирепый» («Павлин») · «Стремительный» («Фазан») |
Миноносцы России по типам | |
---|---|
Миноносцы (1877-1903) |
«Взрыв» «Або» (1-й и 2-й серии) «Нарген» «Биэркэ» «Борго» «Батум» «Улучшенный Батум» «Котлин» «Измаил» «Выборг» «Ревель» «Сунгари» «Даго» «Адлер» «Пернов» «Сестрорецк» «Улучшенный Сунгари» «Циклон» |
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900-1907) |
«Кит» («Бдительный») «Форель» («Внимательный») «Сокол» «Буйный» «Грозный» «Лейтенант Пущин» («З» и «Ж») «Лейтенант Бураков» «Твёрдый» «Инженер-механик Зверев» «Деятельный» |
Минные крейсера |
«Всадник» «Лейтенант Шестаков» «Украйна» «Финн» «Охотник» |
«Новики» (1914-1925 гг.) |
«Новик» «Дерзкий» «Счастливый» «Орфей» «Лейтенант Ильин» «Гавриил» «Изяслав» «Гогланд» «Фидониси» |
Эскадренные миноносцы СССР (1925-1957 гг.) |
проект 7 (тип «Гневный») проект 7-У (тип «Сторожевой») проект 45 (тип «Опытный») проект 30 (тип «Огневой») проект 30-К (тип «Осмотрительный») проект 30-бис (тип «Смелый») проект 41 (тип «Неустрашимый») проект 56 («Спокойный») тип «Жгучий» |
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
проект 56-М (тип «Бедовый») проект 57-бис (тип «Гневный») проект 956 (тип «Сарыч») |
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А проект 61 проект 1134 проект 1134-А проект 1134-Б проект 1135 проект 1155 проект 1151.1 |
Перспективные проекты |
проект 35 проект 36 проект 37 проект 40 проект 1156 проект 1199 проект 11000 проект 21956 Эскадренные миноносцы проекта 23560 |
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
миноносцы типа сокол*
Миноносцы типа «Сокол» - тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с по 1902 годы .
Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий ». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны , но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.
Проект был предложен английской фирмой «Ярроу » Морскому ведомству России в 1894 году . Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок ». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.
Первоначально миноносцам были присвоены «птичьи» наименования («Сокол», «Кречет», «Ястреб» и так далее). 9 марта 1902 года был издан приказ № 43 по Морскому ведомству, в соответствии с которым все миноносцы серии получили «боевые» прилагательные наименования («Резвый», «Решительный», «Поражающий» и так далее). Формально они продолжали числиться миноносцами, но их обычно именовали истребителями (неточный перевод английского слова destroyer) или контрминоносцами, а иногда и эскадренными миноносцами. Только в 1907 году из многих названий узаконили название эскадренный миноносец.
Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогибалась даже под весом человека. У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.
ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.
Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.
Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.
Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).
Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Миноносцы типа «Сокол» | |
---|---|
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Годы постройки | 1894-1906 |
Построено | 27 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 240 тонн (полное) |
Длина | 57,91 м (между перпендикулярами) |
Ширина | 5,3 м |
Осадка | 1,63-2,29 м |
Бронирование | Нет |
Двигатели | 2 паровые машины тройного расширения, 4 или 8 котлов |
Мощность | 3800 л. с. (2,9 МВт) |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 26,5 узла (проектная) |
Дальность плавания | 2500 миль на 10 узлах 1200 на 15 узлах 250 на 25 узлах |
Экипаж | 52-64 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 × 75-мм/50 Канэ, 3 × 47-мм/35 Гочкиса с 1912 2 × 75-мм пушки Канэ |
Минно-торпедное вооружение | 2 поворотных 381-мм ТА (мины Уайтхеда) |
15px Изображения на Викискладе | |
Миноносцы типа «Сокол» - тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с по 1902 годы . Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий ». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны , но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.
Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году . Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок ». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.
Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогибалась даже под весом человека. У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.
ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.
Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.
Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.
Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).
|
Миноносцы типа «Сокол» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 1894-1906 |
Построено | 27 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 240 тонн (полное) |
Длина | 57,91 м (между перпендикулярами) |
Ширина | 5,3 м |
Осадка | 1,63-2,29 м |
Бронирование | Нет |
Двигатели | 2 паровые машины тройного расширения, 4 или 8 котлов |
Мощность | 3800 л. с. (2,9 МВт) |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 26,5 узла (проектная) |
Дальность плавания | 2500 миль на 10 узлах 1200 на 15 узлах 250 на 25 узлах |
Экипаж | 52-64 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 × 75-мм/50 Канэ, 3 × 47-мм/35 Гочкиса с 1912 2 × 75-мм пушки Канэ |
Минно-торпедное вооружение | 2 поворотных 381-мм ТА (мины Уайтхеда) |
Медиафайлы на Викискладе | |
Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий ». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны , но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей этого типа серьёзно устарели.
Проект был предложен английской фирмой «Ярроу » Морскому ведомству России в 1894 году . Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок ». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.
Первоначально миноносцам были присвоены «птичьи» наименования («Сокол», «Кречет», «Ястреб» и так далее). 9 марта 1902 года был издан приказ № 43 по Морскому ведомству, в соответствии с которым все миноносцы серии получили «боевые» прилагательные наименования («Резвый», «Решительный», «Поражающий» и так далее). Формально они продолжали числиться миноносцами, но их обычно именовали истребителями (неточный перевод английского слова destroyer) или контрминоносцами, а иногда и эскадренными миноносцами. Только в 1907 году из многих названий узаконили название эскадренный миноносец.
Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогибалась даже под весом человека. У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.
ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.
Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.
Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.
Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).