Метафорическое представление о будущем в романе Рэя Брэдбери '451 градус по Фаренгейту'. Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери) Брэдбери 451 градусов по фаренгейту анализ

Роман Рэя Дугласа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является одним из самых популярных антиутопических произведений во всем мире. Он описывает тоталитарное общество, в котором книги находятся под запретом и подлежат сжиганию. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1953 год.

История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим антиутопическим произведением.

Тема - Центральная тема романа - роль книги в жизни каждого человека.

Композиция – Композиция романа базируется по принципу антитезы. Построение ее имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).

Жанр - Роман.

Направление - Научна фантастика, антиутопия.

История создания

На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.

Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.

Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».

Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.

Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту - это именно та температура, при которой происходит воспламенение и горение бумаги.

Тема

Произведение Рэя Брэдбери раскрывает остросоциальную проблематику жизни общества, которая не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.

Центральная тема романа - роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно, мыслить, анализировать происходящее и делать собственные выводы.

Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служит СМИ и телевидение, которое исподволь отупляет население, преподнося все новости в нужном ракурсе.

Основная мысль произведения - светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключенных в важнейших источниках знаний и жизненного опыта - книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.

Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей . Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать всю важность семьи. Эмоциональная отчужденность от самых близких людей - прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищенности, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях. Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость - вот чему учит книга Брэдбери.

В своем романе автор поднимает такие проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлеченности техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.

Композиция

Проводя в романе «451 градус по Фаренгейту» анализ произведения, следует отметить, что в основе его композиционной структуры лежит принцип антитезы. Вся книга буквально пронизана противопоставлениями света и тьмы, суеты и спокойствия, шума и тишины.

Построение композиции традиционно, и включает в себя экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.

  • Экспозиция - знакомство читателя с версией современного мира, в котором нет места книгам. Любые печатные издания находятся под запретом и подлежат сожжению. Этим занимаются специально обученные люди - пожарники, к которым принадлежит главный герой романа Гай Монтэг.
  • Завязка - сигнал пожарной тревоги призывает пожарников как можно скорее выдвигаться к месту обнаружения запрещенной литературы.
  • Развитие событий - знакомство Монтэга с Клариссой, которая открывает ему глаза на истинное положение вещей. Постепенное переосмысление главным героем мира, в котором он привык жить, ни о чем не задумываясь и ни во что не вникая.
  • Кульминация - добровольное самосожжение женщины, не желавшей расставаться со своими любимыми книгами, которые служили ей источником истинной радости, приятных переживаний, бесценных воспоминаний.
  • Развязка - пережив предательство жены, зацикленной на просмотре телепередач, Монтэг примыкает к оппозиции - людям, которые решили во что бы то ни стало сохранить потомкам богатое литературное наследие.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью –

Нашкевич Екатерина

Аннотация: В этой работе рассматривается книга как духовная ценность человечества в разрезе истории развития русской литературы и на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фарейнгейту».

Ключевые слова: книга, мир, человек, роман, жизнь, литература, ценность, Рэй Брэдбери, общество, проблема, духовность, поколение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал БНТУ

«Солигорский государственный горно-химический колледж»

Книга как ценность

На примере романа Рэя Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту»

Выполнила: Нашкевич Екатерина,

учащаяся 1 курса группы ОИ-17

Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.

преподаватель русского языка и литературы

Солигорск, 2018

Введение

Книга в истории человечества

Книга в мире Рэя Брэдбери

Вывод

Приложение

Введение

Слайд 1, Слайд 2

Тема моей работы «Книга глазами поколений на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Я заинтересовалась этой темой после того, как однажды прочла роман, и он мне понравился. Мне стало интересно, почему роман, написанный в другом столетии и в другой стране, вызвал во мне такой отклик и бурю новых эмоций и раздумий.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные роману Рэя Брэдбери. Однако мы решили рассмотреть это произведение в контексте ценности книги в жизни общества, и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.

Объект исследования - роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Предмет исследования – книга, отношение к ней в романе, прошлом и настоящем.

Основная цель работы – доказать, что проблема, поднятая в книге Рэя Брэдбери о потери ценности книг, как сосредоточия духовности, актуальна и в настоящем мире.

Для достижения цели мы ставим перед собой задачи :

  • изучить литературу по теме;
  • изучить отношение людей к литературе в прошлом и настоящем, в романе;
  • изучить социальную структуру общества в романе, соотнести ее с современным миром;
  • проанализировать образы героев в романе;
  • выяснить ценность книги в нашем обществе.
  • провести исследование в форме опроса у разных возрастных групп людей;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза - с каждым новым поколением книга, как духовный наставник, уходит всё дальше в прошлое, а вымышленный мир Рэя Брэдбери всё ближе к нашему.

Методы исследования , которые использовались в исследовательской работе:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • анкетирование;
  • сравнение и изучение.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «451 градус по Фаренгейту».

Книга в истории человечества

Слайд 3

Наша жизнь - это бесконечный полёт фантазий для творчества и развития. На протяжении всей истории люди понимали, что знание – это сила. Наука творит чудеса почти каждый день. Благодаря последним достижениям учёных то, что раньше было немыслимым, теперь является частью нашей жизни. В прошлом, единственным способом узнать о мире было путешествие и чтение книг. Из-за материала, на котором писали, дорогих переплётов и рукописного текста книги были очень дорогими, а путешествия - опасными. А дорогое и опасное всегда влекло человека к себе. Книга во все времена была высшей ценностью для человека, для его духовной жизни. Поэтому существование книги неразрывно связано с существованием человечества.

Слайд 4

Как и у людей, у книг есть своя история и своя судьба. Более пяти сотен лет книги существуют в привычном для нас виде. Однако они были в истории человечества и прежде, только вид имели другой, непохожий на современный. Наши предшественники проявляли изобретательность и использовали возможности окружающего мира для создания первых книг.

Слайд 5

В 18 веке, книга была уделом «высшего сословия». Не все могли позволить себе книги, и даже не столько из-за дороговизны, сколько из-за собственной безграмотности.

Слайд 6

В 19 веке книга получила статус властителя дум. Свою литературную деятельность начали такие великие писатели как Достоевский, Толстой, Гоголь, Лермонтов, Некрасов и многие другие. В своих произведениях, они отражали проблемы их современности, остро ставили вопросы личной свободы человека и власти. Многих писателей за их запрещённую литературную деятельность ссылали в Сибирь, а некоторых ждало и более суровое наказание, которое заканчивалось, в отдельных случаях, смертной казнью. Вот их имена: Рылеев, Радищев, Достоевский…

Слайд 7

Перенесёмся в 20 век и что же мы видим? Книга стала доступна абсолютно любому, получила своё место на полке почти у каждого. Но в литературе чувствуется кризис и исчерпанность, все вызывает сомнение, прежние ценности подвергаются переоценке. Модернизация литературы рождает множество разнообразных течений, направлений, школ. Волна обновления в поэзии вскипит великолепным «серебряным веком». И пусть позднее для многих придет время отправиться в добровольную или вынужденную эмиграцию, жизнь литературы не прекратится. Вот имена тех, кто войдет новое искусство: Леонов, Шолохов, Фадеев и др.

Слайд 8

С укреплением советского государства меняется и литература: формируется социалистический реализм, который воспевает ценности СССР. Идеология партии – вот центр искусства того периода. Только положительный герой, идеальный коммунист, человек прогрессивный, но не способный сомневаться, пример для всех и каждого может быть центром произведения. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Слайд 9

Переходный период в литературе – это рубеж XX–XXI. Исчезает цензура советской литературы, постепенно новые условия, условия свободы слова. Происходит расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров. Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Развивается женская проза. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Клик на слайде 9

Начало XXI века настолько многоголосое и противоречивое, что одновременно существуют противоположные точки зрения об одном авторе или об одной книге. Многомерная культура постепенно сменяет монокультуру. Возникает и развивается множество разнообразных субкультур. В равной степени существуют массовая и элитарная литература.

Слайд 10

Бывали времена, когда книга находилась под запретом, в некоторых странах существуют списки книг, запрещенных к изданию или изучению в учебных заведениях. Меняются времена – меняются списки. Но, ни в одной культуре мира никогда не было такого, чтобы сама книга, в прямом ее значении, была запрещена, что не мешало многим писателям-фантастам пытаться моделировать такие миры и на их примере прогнозировать возможные последствия развития общества.

Книга в мире Рэя Брэдбери

Слайд 11

В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» отражены актуальные проблемы мира: стремление к комфорту и потреблению, прогрессирующий эгоизм, финансовая зависимость, подражание известным личностям и потеря своей собственной, отказ от духовности.

Слайд 12

Автор очень точно вывел в центр основную проблему романа - книгу. В его мире книге отведена ничтожно малая роль, люди забыли её ценность и вовсе перестали понимать написанное. Сюжет опирается на то, что в государстве запрещено чтение, книги уничтожаются, а человека, решившегося нарушить запрет, называют сумасшедшим. Книга находится под строжайшим запретом. Любой человек, имеющий дома хоть одну книгу из списка запрещённых, будет осужден, а его дом сожжен. На смену книге, как представителю мира духовности, пришёл мир с высокоразвитым техническим прогрессом. Люди совершенно забыли о всех ценностях жизни, об эмоциях и тем более о все красоте мира, окружающего их. Пожарные больше не прекращают пожары, а создают их. Но всё это не значит, что не осталось людей, которые свято верили бы в силу книги. Они были и будут во все времена. Их цель – сохранить для будущего знания предшествующих поколений.

Тема книги связана с поиском самого себя. Задумавшись о себе и своем месте в этом мире, испытав любовь к другим людям, герой выходит из отчуждения. А началось все с книг – они катализаторы перемен и роста, поэтому их образ у Брэдбери многогранен.

Слайд 13

Главный герой, Гай Монтег, типичный человек массового общества, обыкновенный работяга-пожарный, всегда ответственно относящийся к своим обязанностям. Он безукоризненно выполняет указания, не сомневаясь и не думая. Такое поведение настолько для него органично, что он практически не способен к переживаниям и размышлениям. Практически, но не совсем. Часть души Монтэга не может удовлетвориться только работой и жизнью в обществе, где преследование и потребление норма. Встреча с соседской девушкой, погибшей чуть позднее, но успевшей повлиять на Гая, изменила его мысли, породила сомнения в правильности того, чем он занимается и во всей прожитой им жизни.

Слайд 14

Ещё одним главным ударом по его мировоззрению стала женщина, которая отказалась покинуть охваченный огнём свой дом, который был забит различной запрещённой литературой. Именно в том доме, Монтег практически неосознанно крадет книгу. Принеся украденное домой, он прячет её в вентиляцию, где позже стал хранить и остальные, пытается читать, но это у него уже не получается.

Не находя поддержки в близком человеке, Гай отправляется к старому знакомому Старику Фаберу. Берет у него Библию, пробует её прочесть, но из-за элементарного неумения, ему приходится просить помощи.

Книги дают Монтэгу ответы на вопросы, которые он долгое время боялся задать сам себе: «Мы тут так веселимся, что совсем забыли и думать об остальном мире. … Я слышал, что во всем мире люди голодают. Но мы сыты! Я слышал, что весь мир тяжко трудится. Но мы веселимся. И не потому ли нас так ненавидят? А почему? За что? Я не знаю. Но, может быть, эти книги откроют нам глаза! Может быть, хоть они предостерегут нас от повторения все тех же ужасных ошибок!»

В результате, Фабер и Монтег ждут войны и полной разрухи современного мира, как избавления, чтобы иметь шанс начать всё с чистого листа, внушить людям ценность книг и научить заново любить этот мир.

Слайд 15

Развязка совершенно неожиданна. Нам открывается правда об истинных причинах сжигания книг: правительство стремится сделать «зомби» из граждан, используя стены-экраны, беззаботность и безопасность жизни, наполненной только развлечениями, не требующими работы мысли. А книги могут воспрепятствовать этому. Они наполняют людей знаниями, эмоциями, которые могут вызвать стремление к несогласию и спорам, что, конечно, руководство страны не приветствует. Потому проще книги сжигать.

Так и получается, что книга в романе – враг тоталитарного государства из-за своей способности пробудить мысль, интеллект и сомнение. Кроме того, книга – символ связи с прошлым, «одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть», которые «показывают нам поры жизни» сокровенный мир души человеческой. За каждой из них стоит человек (Монтэг далеко не сразу это понимает), поэтому уничтожение книг можно назвать самоуничтожением. А для массовой культуры – это «заряженное ружье», способное победить даже такую силу, как любые медиа-средства. Книга может показать человеку катастрофу его мира и жизни, заставить включить и стимулировать сознание. Брэдбери важно показать, что книги могут не только давать и хранить информацию, а могут оживить душу, воззвав к ней и заставив сопереживать. В книгах все лучшее в человеке – его способность к творчеству, созданию и переустройству мира.

Вывод

Слайд 16

На дворе 21 век… Люди уже не в силах остановиться на достигнутом и идут дальше не обращая внимания на последствия и нанесённый вред. Наука двигается дальше, каждый день совершаются новые открытия, запускают ракеты, изменяют формы генов, но какова цена за это? Чем ещё человечеству придётся поплатиться? Ведь только за последние 100 лет, человек изменил мир до неузнаваемости: заводы, загрязняющие окружающую среду, болезни, искореняющие население и многое другое.

В современную литературу пришло множество авторов, и она приняла новое направление. Направление, которое отличается от предыдущих. Авторы всё так же отражают проблемы общества, но какое сейчас общество… Новые поколения совершенно не интересуется классикой, игнорирует призывы читать литературу великих прозаиков и поэтов прошлого, даже не задумываются о своем духовном развитии. И к чему мы придём через несколько десятков лет? Что ждёт мир? Имеет ли место проблема романа стать реальной в будущем?

Ведь что важно в книжной культуре? В ней отражается не только прошлое, но и величие человечества, его способность к творчеству. Книги всегда актуальны – ведь человеческая природа, отраженная в них, в любой век неизменна, даже в нынешний век техники. В эпоху всеобщей разобщенности, духовного одиночества, именно книга может стать другом, превратиться в собеседника, выполнить обязанности зеркала, сохранить ценности и отличающиеся точки зрения. Благодаря книге можно найти себя в мире массового сознания, научить не бояться быть не таким, как другие, быть в меньшинстве. Книга раскрывает человеку не только остальной мир, но и индивидуальный.

Итак, изучив мир книги Рэя Брэдбери и саму книгу в этапах ее развития, мы обратились к современности. Нами было проведено исследование ценности книги в современном мире. Были опрошены учащиеся нашего колледжа с первого по четвертый курс, а также преподаватели колледжа и родители учащихся.

Слайд 17

Вопросы анкетирования вы можете видеть на слайде. Из них можно узнать, читает ли человек книги, сколько и какие, что видит в них важного и полезного.

Проанализировав анкеты, мы можем сказать, что молодое поколение читает вдвое меньше, чем старшее. Да и то в большей степени по необходимости. Предпочтение отдается развлекательной литературе, которая украшает жизнь, не напрягая при этом рассудок.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: вымышленный мир романа, где телесное удобство преобладает на духовностью, становится к нам все ближе.

Слайд 18

Проблемы романа актуальны и в нашей жизни. Только предметы духовности и культуры никто не уничтожает тотально, да и то, скорее всего, за ненадобностью. Зачем уничтожать то, что и так невостребованно?

Я считаю, если общество продолжит двигаться в таком же направлении, то мы рискуем оказаться с такой же проблемой, как и общество из мира Рэя Брэдбери.

Список использованных источников

  1. Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв. / Драфт: Молодая наука, Уральский филологический вестник №5, 2015
  2. Брэдбери Р. 451 0 по Фаренгейту / М.: Книга, 2007
  3. Брэдбери Р. Предисловие к изданию романа «451 градус по Фаренгейту», 1966
  4. Дегтярёва О.В. Лекция к семинару «Современный литературный процесс в России: основные тенденции» / МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
  5. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! / Пер. с франц.
  6. СПб., 2010.
  7. Михалева Ю. «451 градус по Фаренгейту», или Что делать? / «УГ Москва» №33 от 13 августа 2013 года
  8. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.
  9. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной
  10. фантастики
  11. Шестакова Е.А. О книге Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, 2016
  12. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета «Книга в моей жизни»

1.Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще;

Б) 1-2;

В) 5-10;

Г) более 10.

2. Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно;

Б) Не помню

В) Даже в руки не беру.

3.По каким критериям Вы выбираете книги:

Б) по аннотации;

В) по обложке;

Г) вообще не выбираю.

4. Какой жанр Вам больше нравится:

А) фантастика \ фентези;

Б) научно-популярная литература;

В) ужасы;

Г) детективы \ триллеры;

Д) любовные романы;

Е) приключения \ исторические.

5. У вас есть любимый

А) Да;

Б) Нет.

6.Чаще всего я выбираю:

А) классику;

Б) современную литературу.

7.Ваше отношение к поэзии:

А) люблю;

Б) не люблю;

В) 50/50;

Г) а что это?

8. Что для вас важно в книге:

А) герой и сюжет;

Б) побуждение к размышлению и развитию;

В) счастливый конец;

Г) информативность и полезность;

Д) эмоциональные переживания.

9. Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей:

А) Да;

Б) Нет;

В) Возможно.

10. Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова;

Б) Новую, которую ещё не читал (а);

В) Никакую, мне не нужны книги.

11. Видите ли Вы свою жизнь без книг?

В) Возможно.

12. Вы анализируете книгу после прочтения:

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного;

Б) Нет, просто читаю;

В) Не читаю

13. Может ли существовать человеческое общество без книги:

А) Да;

Б) Нет.

14. Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей;

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом;

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица данных анкеты

Вопрос

Учащиеся 1-4 курс

Преподаватели и родители

Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще

Б) 1-2

В) 5-10

Г) более 10

Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно

Б) Не помню когда

В) Даже в руки не беру

По каким критериям Вы выбираете книги?

Б) по аннотации

В) по обложке

Г) вообще не выбираю

Какой жанр Вам больше нравится?

А) фантастика \ фентези

Б) научно-популярная литература

В) ужасы

Г) детективы \ триллеры

Д) любовные романы

Е) приключения \ исторические

А) Да

Б) Нет

Чаще всего я выбираю:

А) классику

Б) современную литературу

Ваше отношение к поэзии:

А) люблю

Б) не люблю

В) 50/50

Г) а что это?

Что для вас важно в книге?

А) герой и сюжет

Б) побуждение к размышлению и развитию

В) счастливый конец

Г) информативность и полезность

Д) эмоциональные переживания

Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей?

А) Да

Б) Нет

В) Возможно

Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова

Б) Новую, которую ещё не читал (а)

В) Никакую, мне не нужны книги

Видите ли Вы свою жизнь без книг?

А) Нет, книга очень важна для меня;

Б) Да, она не так уж и важна для меня;

В) Возможно.

Вы анализируете книгу после прочтения?

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного

Б) Нет, просто читаю

В) Не читаю

Может ли существовать человеческое общество без книги?

А) Да

Б) Нет

100%

Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом

В) То, что задают для прочтения

Ровно 65 лет назад - 20 октября 1953 года - была издана книга известного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Возможно, лучшее из крупных произведений писателя. Очень волнующее, трогательное и вместе с тем живое и динамичное. Книга рисует антиутопическое общество будущего, а по сути — «нашу реальность, доведённую до абсурда». Брэдбери придумал государство, где законодательно запрещено чтение и хранение книг. Ради политкорректности и общего спокойствия общий уровень духовных и интеллектуальных запросов граждан искусственно занижается. Но находятся бунтари и беглецы…


В 1934 г. писатель жил в Лос-Анджелесе и смотрел как минимум по 12 фильмов в неделю. Перед каждым показом транслировали материал кинохроники, который глубоко шокировал его. Перед его глазами проносились зернистые чёрно-белые кадры, на которых фашисты швыряли книги в пылающие костры, и это зрелище оставило выжженную отметину в его подсознании. Рэй сидел, омываемый светом кинопроектора, пламя отражалось в его круглых очках, а по лицу его катились слёзы.

Во времена Великой депрессии книги — а особенно бесплатные книги из общественной библиотеки — были его единственным утешением. В 1966 г. в предисловии к книге «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери писал: «Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги — одной плоти».

В конце 40-ых Рэй написал ряд произведений, которые он позднее называл «пять хлопушек», благодаря которым разгорелся «451 градус по Фаренгейту»: «Костёр», «Лучезарный Феникс», «Изгнанники», «Эшер II» и «Пешеход». Эти рассказы затрагивали темы цензуры, запрещённых книг, сжигания книг, силы индивидуальности или спасения искусства из когтей тех, кто мог уничтожить его. Все они относились к жанру социальной сатиры и обращались к вопросам, особенно близким Рэю Брэдбери.

Самый ранний набросок будущего романа назывался «Далеко за полночь», который Брэдбери писал на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. Таким образом, основа романа «451 градус по Фаренгейту» появилась ещё в 1949 г. Рассказ на 25 тыс. слов, который стал называться просто «Пожарный», был написан за 49 часов.

Рэй Брэдбери намеревался превратить «Пожарного» в повесть. Однако история должна была быть осью, вокруг которой располагались другие рассказы. По мере того как он писал книгу, Рэй принял решение не обращаться к первоначальному рассказу. «Я просто позволил героям самим рассказать свою историю, — говорил Рэй, вспоминая о первых часах работы над книгой «451 градус по Фаренгейту» и прибегая к традиционному авторскому клише. — Не я работал над романом, скорее он работал надо мной». Сюжет оставался тем же, теми же оставались герои: пожарник Монтэг; его жена Милдред, глотающая таблетку за таблеткой; Кларисса Маклеллан, открывшая Монтэгу глаза на силу книг, которые он сжигал каждую ночь. Были сделаны небольшие изменения.

В январе 1953 г. у книги всё ещё не было названия - Рэй искал нечто мощное, символичное. И вот 22 января в свете солнечных лучей, льющихся через окна в гараж, ему было откровение. «Я подумал, что мог бы использовать в качестве названия температуру, при которой бумага воспламеняется, — вспоминал Рэй. — Я пробовал связаться с кафедрами химии нескольких университетов, но не нашел никого, кто мог бы назвать мне точную температуру. Я обратился к нескольким профессорам-физикам. Безрезультатно. Затем я хлопнул себя по лбу и пробормотал: «Дурень! Нужно было сразу звонить пожарникам!». После короткого звонка лос-анджелесской пожарной бригаде Рэй получил, наконец, ответ: температура, при которой бумага воспламеняется — 451 градус по Фаренгейту. «Я даже и не подумал проверить, так ли это, — много лет спустя со смехом вспоминал Рэй. — Пожарник сказал мне, что книжная страница загорается при 451 градусе по Фаренгейту. Это и стало названием моей книги, потому что мне понравилось, как оно звучит».

Выход книги в свет был встречен похвалой критиков в национальном масштабе. Именитый критик издания «Нью-Йорк Таймс», Орвил Прескотт хвалил книгу такими словами: «Мастерство, с которым г-н Брэдбери изобразил картины безумного мира, так пугающе напоминающего наш собственный, потрясает. История протеста его главного героя, принявшего решение больше никогда не сжигать книги, а наоборот — читать их, захватывает дух...».

Пусть и не сразу, но «451 градус по Фаренгейту» стал одной из самых продаваемых книг Рэя Брэдбери. Продажи первых изданий в твёрдом переплёте составили 4 250 копий, одновременно было выпущено 250 тыс. экземпляров в мягком переплёте. На протяжении десятков лет уровень продаж оставался стабильно высоким, постепенно увеличиваясь по мере роста культурной значимости книги. К концу 1980-х годов 79-ое издание книги насчитывало около 4 млн. 500 тыс. копий. «Я вполне мог бы перестать писать и жить только на отчисления с продаж одной этой книги», — признался Рэй в интервью от 2002 года.

Даже не учитывая стойкие показатели продаж книги, этот роман даже более, чем любое другое произведение автора, стал памятником литературы. Он комфортно устроился рядом с другими антиутопическими шедеврами, такими как «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. И так же легко был отнесён к обязательному чтению для учеников старших классов, наряду с Хемингуэем, Фолкнером, Харпером Ли и Ф. Скоттом Фитцджеральдом.

Хотя Рэй Брэдбери всегда более относил свои книги к фэнтези, чем к научной фантастике, «451 градус по Фаренгейту» помог закрепить за Брэдбери славу прорицателя. Спустя полвека после написания книги можно убедиться в том, что многое из описанного в этой волнующей истории оказалось предсказанием будущего в поразительных подробностях. Разумеется, предпосылки со сжиганием книг — чистая метафора, а именно изображение вымышленного мира, сталкивающегося с проблемами, отравляющими наш собственный мир.

Некоторые поразительные детали сюжета «451 градуса по Фаренгейту» дают повод задуматься, не смотрел ли Брэдбери в хрустальный шар, предсказывая наше будущее. Помимо всего прочего, книга предвосхищает зависимость общества от телевидения, появление плазменных телевизоров во всю стену, изобретение стереонаушников (давно ходят слухи, что радио-ракушки вдохновили корпорацию Sony на создание наушников Sony Walkman) и даже прямую трансляцию сенсационных событий по всем медиаканалам.

По иронии судьбы, роман «451 градус по Фаренгейту», изобличающий цензуру, подвергался этой самой цензуре со стороны своего же издательства в течение 13 лет, вплоть до того момента, как об этом стало известно Брэдбери. В 1967 г. издательский дом «Баллантайн» выпустил специальную версию романа, адаптированную для чтения на уроках в старшей школе. Были вырезаны такие слова, как «аборт», а также английские ругательства «damn» и «hell» (аналоги нашего «чёрт побери»). В романе, состоящем приблизительно из 150 страниц, 75 абзацев были изменены. Правке подверглись две сцены. В одной из них «пьяный» был заменён на «больного». В другой — очищение пупка от загрязнений было заменено на чистку ушей.

Так как возможности сравнить с оригиналом у читателей не было, эти правки прошли незамеченными: на страницах, подвергнутых цензуре, не было ни сносок, ни примечаний от редактора. Версия романа с купюрами переиздавалась десять раз. В то же самое время оригинальная версия «для взрослых» продавалась в полном объёме и была доступна повсюду, кроме школ и колледжей. В 1973 г., спустя шесть лет распространения двух версий романа, издательство приняло решение выпускать только отредактированный вариант.



Роман была экранизирован и неоднократно поставлен на сцене. В 1966 г. фильм по повести снял Франсуа Трюффо, бережно перенеся на экран образы из книги. Режиссёр позволил себе неожиданный эксперимент, задействовав в роли Клариссы и в роли жены Монтэга (которого играет Оскар Вернер) одну и ту же актрису (Джули Кристи). Несмотря на некоторые разногласия режиссёра с самим Брэдбери, эта экранизация уже считается классической.

Также за экранизацию брались Мэл Гибсон и Френк Дарабонт, но эти проекты так и не были воплощены. Свой вариант фильма был снят в Советском Союзе в одной из серий телеспектакля «Этот фантастический мир».

Мало кто знает, что Брэдбери, известный своим ворчанием по поводу компьютеров и интернета, на самой заре эпохи персональных компьютеров — в 1984 году — принимал создание в компьютерной игре «451 градус по Фаренгейту».


На упаковке игры, вышедшей в 1986 г. для популярных в то время персоналок Commodore 64, Macintosh и платформы PC были приведены слова самого Брэдбери: «Я с восторгом поучаствовал в превращении моей повести «451 градус по Фаренгейту» в компьютерные приключения. Если вам было любопытно, что произошло с Монтегом, когда закончилась книга, или что такое научно-фантастическое программное обеспечение, — теперь у вас есть с чего начать!».

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» ().

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.
  6. Темы

    1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека . Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
    2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
    3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
    4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

    Проблематика

    1. Конфликт общества и личности . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
    2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ . Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
    3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
    4. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
    5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

    Смысл

    Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

    Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

    Критика

    Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

    В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

    В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Знаете, чем пахнут палые листья? Корицей!"

Рецензии

Честно говоря, я уже не помню, почему решила прочитать этот роман. Поэтому когда я начинала его читать, я не знала примерного содержания и даже жанра этого произведения. Но я уже была знакома с творчеством Рея Бредбери, которое мне в принципе нравится. Роман, как и все произведения Рея Бредбери, изобилует красивыми речевыми оборотами и сложными конструкциями, поэтому читать - одно удовольствие.В своем повествовании Рей Бредбери показывает читателю современное общество, общество потребителей, утративших интерес к искусству, литературе и науке. Со всех сторон человека окружает техника, жизнь проста и обыденна, на экранах телевизоров мелькают интересные картинки, а из радио доносятся безэмоциональные монотонные новости, фильтруемые правительством. Люди превращены в зомби, они не помнят своего прошлого и не ценят свое настоящее, они плывут по течению, как роботы, лишенные чувств. Книги, как и другое искусство - находятся под запретом. Те книги, которые несут в себе опасность хоть малейшей возможности заставить человека самостоятельно мыслить, чувствовать, созидать. Удивительно, но этот роман как раз про наше современное общество. Единственное различие - люди сами запрещают себе любить, чувствовать, наслаждаться тем, что дает нам природа. Они с благодарностью принимают то, что диктует им общество, зачастую не имея своего собственного мнения. Они зомбированы новостями, они верят дикторам, вещающим с экранов, и они не помнят своей истории.
Этот роман не о любви к книгам. Нет. Этот роман о деградации людей, об обществе, которое идет вникуда и завершает свое движение полной разрухой. Меня задела эта книга и время от времени я прослушиваю ёё. Нашла классный сайт: http://dotbook.ru/ Зарубежная+литература/8465/ ,
где лучшие чтецы с красивой речью.