Маз 5432 технические характеристики с полуприцепом. Подвеска и ходовая

Минский автомобильный завод на протяжении более полувека является флагманом Белорусского тяжелого автомобилестроения. Грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепная техника составляют основу производственной номенклатуры. Производство седельных тягачей на заводе было начато еще в начале 50-х годов прошлого столетия, и к настоящему моменту предприятие имеет в этой области колоссальный опыт. Первый седельный тягач МАЗ 5432 относящийся к большегрузам завода третьего поколения был собран в начале 80-х годов 20-го века. От предыдущих версий машину отличала более комфортабельная кабина с просторным спальным отсеком, а также наличием стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески. В 1988 году автомобиль имел уже целую линейку моторов. Кроме новых на тот момент двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. соответственно, стали устанавливать 360-сильные дизеля западногерманской фирмы «MAN». В дальнейшем сотрудничество МАЗ и MAN продолжилось, а в 1998 году на совместном предприятии стали собираться седельные тягачи, где на усовершенствованном шасси МАЗ 5432 стали устанавливать МАНовские силовые агрегаты и кабины. Сборка автомобилей на совместном производственном конвейере в республике Беларусь позволила удешевить производство конкурентоспособной продукции мирового качества на 30%. В настоящее время 98% грузовиков МАЗ-МАН соответствует экологическим нормам Евро-3.

Видео обзор

МАЗ 5432 – мощный и маневренный магистральный тягач для транспортировки грузов по дорогам общего назначения с полной массой автопоезда до 44000 кг. Седельные тягачи МАЗ 5433 первых выпусков составляли значительную часть монополиста международных автомобильных перевозок Советского Союза «СОВТРАНСАВТО» и успешно работали на международных трассах. На внутреннем рынке перевозок автомобили задействованы при перевозках крупногабаритных грузов в строительстве и различных отраслях промышленности, нефтепродуктов и сжиженного газа, контейнеров, сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров и пищевых продуктов.

Модификации

За годы выпуска тягача было выпущено множество модификаций, различающихся грузоподъёмностью, силовыми агрегатами, и некоторыми конструктивными особенностями. Можно выделить несколько основных модификаций:

  • МАЗ-5432 – родоначальник линейки. Выпускался с 1981 по 1985 год. Оснащался 280-сильным, 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238;
  • МАЗ-54321 – начало выпуска-1988 год. Комплектовался двумя вариантами Ярославских двигателей мощностью 360 и 425 л.с;
  • МАЗ-54323 – в линейке моторов имелось два силовых агрегата ЯМЗ мощностью 300 и 330 л.с;
  • МАЗ-543231 – автомобиль, адаптированный к эксплуатации в условиях низких температур до -60*С;
  • МАЗ-54328 – самая «маломощная» модификация со 180-сильным дизелем ЯМЗ;
  • МАЗ -5432С – специальная спортивная версия для участия в кольцевых гонках. Машина выступала с форсированными моторами ЯМЗ-8424 мощностью от 650 до 1300 л.с.

Часть машин также оснащалась моторами ярославского производства мощностью 230, 240, 250 и 400 л.с. и двигателями МАН мощностью от 370 до 410 л.с.

Технические характеристики

МАЗ 5432 представляет собой седельный тягач с колесной формулой 4Х2. Компоновка переднемоторная, силовая установка под кабиной. Кабина двухместная, с двумя спальными местами. Для ее опрокидывания установлен гидроцилиндр с ручным насосом. Сидение водителя подрессоренное, настраиваемое. Автомобиль оснащен полуавтоматическим седельно-сцепным устройством с двумя степенями свободы.

Основные размеры

  • Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
  • Клиренс – 280 мм;
  • Колесная база – 3550 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16000 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
  • Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
  • Полная масса автопоезда – 34000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
  • Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
  • Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.

Подвеска и ходовая

Передняя подвеска – на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами. Оснащена двумя гидроамортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – на двух основных (задние концы скользящие), и двух дополнительных рессорах со скользящими концами. Оборудована стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Оборудован встроенным усилителем распределителем ГУР с вынесенным гидроцилиндром. Передаточное число – 23,55. Все колеса оснащены барабанными тормозными механизмами. Диаметр барабана – 420 м–, ширина тормозных накладок – 160 мм. Привод рабочей тормозной системы – пневматический, двухконтурный. Стояночный тормоз – с пневоприводом на тормозе задних колес от пружинных энергоаккумуляторов. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим приводом. Тормоз полуприцепа – комбинированный (одно- и двухпроводный). В тормозной системе предусмотрен спиртовой предохранитель, для предотвращения замерзания конденсата. Задняя ошиновка – двойная. Колеса бездисковые, с креплением 6-ю болтами с прижимами размером 8,5В20. На колеса устанавливаются пневматические шины размером 11.00R20(300R508) мод. И-111А.

Трансмиссия

В трансмиссии МАЗ 5432 предусмотрена установка четырехступенчатой механической КПП с мультипликатором ЯМЗ-238А, обеспечивающей движение восемью передачами переднего, и двумя заднего хода. Все передачи кроме заднего хода синхронизированы. Сцепление двухдисковое, с периферийными пружинами, с механическим приводом с пневмоусилителем (Мод. ЯМЗ-238Н). Карданная передача – один карданный вал. Главная передача двойная, разнесенная. Центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес обеспечивают общее передаточное число 5,49.

Электрооборудование

Схема электрооборудования МАЗ 5432 выполнена по однопроводной схеме. Потребители электрической энергии рассчитаны на номинальное напряжение 24 В. В качестве источников электроэнергии используются две АКБ 6-СТ-190А или 6-СТ-182 соединенные последовательно и генераторная установка Г273В со встроенным регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

МАЗ 5432 первых годов выпуска был детищем советского автопрома в полном понимании этого слова. Надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, тем не менее не отличалась выдающимся дизайном или повышенным уровнем комфорта. Естественно на постсоветском рынке большегрузных машин автомобиль сильно проигрывал конкурентную борьбу западным аналогам. После того, как в 1998 году была запущена линия по производству седельных тягачей МАЗ-МАН, ситуация изменилась. Тягач стал оснащаться комфортабельными кабинами серии MAN F-2000 отвечающими самым высоким критериям качества. Не обошли изменения и трансмиссию. Часть машины стала оснащаться более надежными и современными 16-скоростными КПП ZF. На рестайлинговых версиях МАЗ-5440 устанавливается пневматическая подвеска и современные силовые установки Daimler Chryster отвечающие экологическим нормам Евро-4 и Евро-5. Однако большую часть автопарка МАЗ 5432 составляют довольно старые машины. На отечественных дорогах, а также в странах СНГ встречаются тягачи, выпущенные в середине 80-х годов прошлого века, что говорит об их исключительном долгожительстве и высокой надежности. Старые автомобили возможно без проблем обслужить и отремонтировать на большом количестве сервисных центров по всей стране. Что касается автомобилей с новыми двигателями Daimler Chryster, может возникнуть проблема, так как р России сеть пока еще развита слабо.

Двигатель

Для обеспечения внутренних перевозок чаще всего используются модификации МАЗ 5432 с Ярославскими двигателями ЯМЗ-6562.10 отвечающими требованиям экологической безопасности Евро-3.

Основные параметры ЯМЗ-6562.10

  • Тип – четырехтактный, с воспламенением от сжатия, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».
  • Количество и расположение цилиндров – 6,V-образное;
  • Угол развала блока цилиндров – 90*;
  • Рабочий объем – 11,15 л;
  • Мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин – 250 л.с. (184 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 1128 Нм (115 кгс.м);
  • Масса – 1415 кг.

На автомобилях МАЗ 5432 для питания двигателя топливом устанавливаются топливные баки емкостью 350 или 500 литров.

Цена б/у МАЗ 5432 и нового МАЗ 5440

Новый, современный МАЗ-5440В5, соответствующий всем технологическим требованиям современного рынка большегрузной техники с отечественными двигателями ЯМЗ у официальных дилеров, предлагаются за 3 млн. руб. Цена за автомобили с пробегом начинается с суммы 300 тыс.руб. и зависит от года выпуска, общего состояния автомобиля и шин, и комплектации.

«МАЗ-54323»– это двухосный седельный тягач с колёсной формулой 4х2, который производился Минским автомобильным заводом с 1988 года по начало 2000-х годов. Он стал продолжением серии «МАЗ-5432», что была запущена в серийное производство на семь лет раньше, в 1981-м. Эти автомобили представляют собой классические магистральные тягачи, предназначенные для транспортировки грузов в составе автопоезда по дорогам с твёрдым покрытием. Каковы особенности «МАЗ-54323» (кстати, разработанного в сотрудничестве с компанией «MAN») читайте в данной публикации.

Седельные тягачи «МАЗ-54323» отличались от предшествующей родственной модели наличием более мощных (развивающих до 330 л.с.) дизельных двигателей серии «ЯМЗ-238Б». Ведущий мост – задний. Основным полуприцепом для формирования автопоезда стала модификация «МАЗ-9397». Эти грузовики пришлись ко двору во многих автохозяйствах России и СНГ, и даже были отмечены несколькими престижными наградами на международных выставках и ярмарках.

В числе модификаций данного седельного тягача имелось и специальное исполнение «ХЛ», предназначенное для особенно холодного климата Крайнего Севера (до -60 градусов Цельсия). Стоит отметить, что недостаточно тёплая кабина обычных серийных «МАЗ-54323» не раз вызывала нарекания водителей.

Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.

Седельный тягач «МАЗ-5432».

Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты компании «МАН». В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).

А это уже «МАЗ-54323» – с другой модификацией мотора «ЯМЗ-238» и переработанной кабиной.

В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.

Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные . Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников заводской индекс .

Седельные тягачи данной марки укомплектованы ярославским дизельным двигателем «ЯМЗ-238Б» Это 8-ми цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и V-o6pазным (90°) расположением цилиндров. Технические параметры данного силового агрегата таковы:

  • Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
  • Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
  • Степень сжатия – 15,2;
  • Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
  • Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
  • Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
  • Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
  • Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
  • Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2);
  • Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.

Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.

ТНВД данного двигателя – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель «ЯМЗ-238Б» оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) для облегчения запуска в холодную погоду. На раме данный силовой агрегат установлен на трёх опорах: 1 передняя (кронштейн на крышке шестерён распределения) и 2 задних (расположенных с обеих сторон картера маховика).

Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.

Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.

Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.

Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача - разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.

Передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор - скользящие. Задняя подвеска– на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Колёса на «МАЗ-54323» установлены бездисковые, с ободами 8,5В-20, крепление осуществляется болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модели«И-111А». Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних - 6,7 кгс/см.кв.

Конструкция рулевого механизма следующая – винт и шариковая гайка-рейка, которая находится в чётком зацеплении с зубчатым сектором, и с встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.

Рабочая тормозная система установлена барабанного типа, с механизмами диаметром 420 мм и шириной накладок 160 мм. Тормозная система «МАЗ-54323» снабжена двухконтурным пневмоприводом, а задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз осуществляется на тормозе задних колёс от пружинных энергоаккумуляторов, привод которых – пневматический.

Запасная тормозная система совмещается с системой стояночной. В качестве вспомогательного тормоза используется моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа является комбинированным (двух- и однопроводным). Имеется специальный предохранитель против замерзания конденсата.

Электрооборудование «МАЗ-54323»

Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 Вольта. На нём установлены две аккумуляторные батареи марки«6СТ-190А». Есть возможность установки аккумуляторных батарей«6СТ-182». Грузовик комплектуется генераторной установкой«Г273В» со встроенным регулятором напряжения, стартером«СТ103А-01» или «25.3708».

  • Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
  • Колёсная база – 3,550 м;
  • Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
  • Диаметр разворота – 9 метров;
  • Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
  • Полная масса автомобиля – 16 тонн;
  • Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
  • Полная масса автопоезда – 34 тонны;
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
  • Объем топливного бака – 500 литров;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.

Масса узлов и агрегатов

  • Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
  • Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
  • Рама – 650 кг;
  • Кабина – 645 кг.

Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.

Седельный тягач выпускается Минским автозаводом с 1988 г. Кабина - двухместная, с двумя спальными местами, подрессоренная, откидывающаяся вперед с помощью гидроцилиндра ручным насосом. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки.
Имеется модификация МАЗ-543231 исполнение "ХЛ" для холодного климата (до -60°С)
Основной полуприцеп - МАЗ-9397.

Двигатель.

Мод. ЯМЗ-238Б , дизель с турбонаддувом, V-o6p.(90°)* 8 цил., 130х140мм, 14,86л, степень сжатия 15,2, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 220 кВт (300 л.с.) при 2000 об/мин, крутящий момент 1180 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин, Форсунки - того типа, ТНВД - 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топливо и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр - сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и, по заказу, подогревателем 15.8106 для подогрева двигателя и отопления кабины.

Трансмиссия

Сцепление - мод. ЯМЗ-238Н, двухдисковое, с периферийными пружинами, механическим приводом и пневматическим усилителем. Коробка передач - мод. ЯМЗ-238А, 4-ступенчатая, с демультипликатором, общее число передач - восемь переднего и две заднего хода, синхронизаторы - на всех передачах, кроме заднего хода. Передат. числа: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Карданная передача - один карданный вал. Главная передача - разнесенная, 2-ступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес; передат. число (общее) - 5,49.

Колеса и шины.

Колеса - бездисковые, обод 8,5В-20, крепление б болтами с прижимами. Шины - 1 1.00R20 (300R508) мод. И-111А. Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних - 6,7 кгс/см.кв. Число колес 6+1.

Подвеска.

Передняя - на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор - скользящие. Задняя - на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Тормоза.

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм), двухконтурным пневмоприводом, задние тормозные камеры - с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз - на тормозе задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасная тормозная система совмещена со стояночной. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление

Рулевой механизм - винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором, с встроенным распределителем усилителя руля. Передат. число - 23,55. Усилитель руля - с вынесенным гидроцилиндром.

Электрооборудование.

Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ-190А (2 шт.), допускается установка ак. батареи 6СТ-182 (2 шт.), генераторная установка Г273В (допускается 74.3701) с встроенным регулятором напряжения, стартер СТ103А-01 или 25.3708. Топливный бак - 350 л, диз. топливо;
система охлаждения - 39 л (без подогревателя), тосол А-40;
система смазки двигателя - 33л, летом - М-10ДМ, зимой - М-8ДМ (заменители М-10Г(к) и М-8Г(к);
гидроусилитель руля - 5л, масло марки Р;
коробка передач - 9л, ТСп-15К;
картер центрального редуктора ведущего моста - 13л, ТСп-15К;
картер колесной передачи 2х2,0 л, ТСп-15К;
амортизаторы 2х0,9 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата - 0,2 л, технический этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла - 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов

Двигатель без коробки передач и сцепления -1150,
двигатель со сцеплением и коробкой передач - 1600,
задний мост - 694,
передняя ось - 443,
рама - 650,
кабина - 645,
седельное сцепное устройство - 202,
карданная передача - 45.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство 8800 кг.
Снаряженная масса 7050 кг.
В том числе:
на переднюю ось 4680 кг.
на заднюю ось 2370 кг.
Полная масса 16000 кг.
В том числе:
на переднюю ось 6000 кг.
на заднюю ось 10000 кг.
Полная масса основного полуприцепа 26800 кг.
Полная масса автопоезда 34000 кг.
Макс, скорость автопоезда 100 км/ч.
Время разгона автопоезда до 60 км/ч 60 с.
Макс, преодолеваемый подъем автопоездом 18 %
Выбег автопоезда с 50 км/ч 950 м.
Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч 36,7 м.
Контрольный расход топлива автопоезда, л/100 км:
при 60 км/ч 32,3 л.
при 80 км/ч 41,8 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 8,3 м.
габаритный 9,0 м.
Седельно-сцепное устройство Полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

Семейство 2-осных седельных тягачей МАЗ-5432, унифицированное с 3-мостовыми машинами серии 6422, производилось с 1981 года. За годы выпуска техника претерпела несколько модернизаций, улучшивших характеристики. Машина продержалась на конвейере до начала 2010 года. Несмотря на прекращение выпуска, грузовик остается популярным на рынке грузоперевозок в России. Для фанатов машины существуют даже сборные модели в масштабе 1:43.

Устройство

Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.


Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.

Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.

Технические характеристики

На первых тягачах применялся атмосферный двигатель ЯМЗ-238М2. Дальнейшее повышение параметров силовой установки достигалось установкой турбокомпрессоров. В качестве силового агрегата применяются 6- или 8-цилиндровые дизели ЯМЗ в различных версиях. Расход топлива с полной нагрузкой находится в пределах 30-43 л на 100 км пути, что является приемлемым показателем.


Особенностью конструкции модели МАЗ-54326 является применение немецких дизелей MAN, развивающих мощность 360-410 л.с. Вместе с двигателем поставлялась механическая 16-ступенчатая коробка производства ZF. Улучшенные характеристики силового агрегата позволили поднять максимальный вес автопоезда до 44 т. На части машин применялась кабина, позаимствованная от грузовика MAN F2000. Такая техника имела на решетке радиатора эмблему МАЗ-МАН.

Машины МАЗ-5432 и 6422 поставлялись заводом в специальных климатических версиях. Северный вариант тягача оснащался улучшенной теплоизоляцией кабины с двойным остеклением и автономным подогревателем. В конструкции применялись резинотехнические изделия, сохраняющие свои характеристики до -60°С. Также существовала версия грузовика 5432С, предназначенная для кольцевых гонок. В качестве силовой установки применялся форсированный дизель ЯМЗ 8424С, развивавший мощность до 1300 л.с.

МАЗ-543203

Тягач МАЗ-543203 представляет собой версию, оснащенную 250-сильным V-образным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236БЕ2. Агрегат укомплектован турбокомпрессором с дополнительным радиатором охлаждения сжатого воздуха. Токсичность выхлопа соответствует нормативам Евро-2. Мотор работает в паре с 8-ступенчатой коробкой передач.


На грузовике установлена большая кабина со стандартной высотой. Сидение водителя оборудовано амортизатором, снижающим вибрации при движении. В стандартное оснащение входил отопитель, кондиционер встречается на единичных экземплярах.

Размеры и характеристики МАЗ-543203-220:

  • длина (не более) — 5950 мм;
  • ширина (без вылета зеркал) — 2500 мм;
  • высота (до верхней точки выхлопной трубы) — 3900 мм;
  • длина переднего свеса — 1400 мм;
  • дорожный просвет (не менее) — 260 мм;
  • вес снаряженного — 7300 кг;
  • вместимость топливного бака — 350 л;

Часть грузовиков оснащалась модернизированной балкой переднего моста, выдерживающей нагрузку до 7000 кг. На оси установлены новые кулаки, увеличившие угол поворота колес до 45°, что повысило маневренность автопоезда.

Версия МАЗ-543203-2122 отличается применением двигателя, соответствующего нормативам Евро-1. Техника выпускалась на Минском автомобильном заводе для поставки на рынки, не предъявлявшие высоких требований к токсичности выхлопных газов. Грузовик оснащался только рессорной подвеской, допустимая полная масса автопоезда составляет 36000 кг.


Машина имеет максимальную скорость до 100 км/ч (с полной загрузкой), при этом часть выпущенных тягачей оснащалась электронным ограничителем. Расход топлива составляет 35,7 л на 100 км пути (при скорости движения с полной нагрузкой 80 км/ч). Для работы с тягачом использовался полуприцеп модели МАЗ-938662.

Модификация МАЗ-543203-222 отличается установкой модернизированной кабины. Силовой агрегат и трансмиссия остались без изменений. Машина комплектовалась седлом с установочной высотой 1290 мм.

МАЗ-543205

Для работы в составе автопоездов с полным весом 40000 кг была создана модификация, оснащенная 330-сильным 8-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-238ДЕ2. Автомобиль получил обозначение МАЗ-543205. Тягачи оснащались 8-скоростной механической трансмиссией ЯМЗ-238М, позволявшей развивать скорость до 100 км/ч. Расход топлива при движении с полной нагрузкой составлял 31,0 л (при 60 км/ч) или 41,5 л (при 80 км/ч) на 100 км пробега. Для грузовиков предлагались 2 версии топливных баков, рассчитанных на 350 или 500 л горючего.


Еще одним отличием машин стала возможность установки задней пневматической подвески. Барабанные тормозные механизмы дополнены энергоаккумуляторами, установленными на камерах заднего моста. Стояночный тормоз имеет пневматическое управление. В магистралях подачи воздуха установлен отделитель влаги, предотвращающий образование льда в зимнее время.

Модификация МАЗ-543205-020 отличается применением 9-ступенчатой коробки передач, разработанной Минским автозаводом.

Задний мост оснащен главной парой с уменьшенным передаточным отношением. Кабина, расположенная над силовым агрегатом, откидывается вперед при помощи гидравлического привода. В конструкции механизма имеются фиксаторы, исключающие возможность самопроизвольного опрокидывания кабины в движении.

Водитель и пассажир размещаются на отдельных сиденьях, за спинками которых расположены 2 спальные полки. В стандартное оснащение входит система вентиляции и отопления, оснащенная вентилятором. Для подачи свежего воздуха имеется откидной люк, расположенный на крыше.

Вариант МАЗ-543205-226 оснащался седельным узлом с установочной высотой 1290 мм, на других версиях машины расстояние составляло 1400 мм. Устройство рассчитано на максимальную нагрузку 10300 кг.

МАЗ-543208

Автомобиль оснащен модернизированным 8-цилиндровым дизелем ЯМЗ-7511, развивающим мощность 400 л.с. Мотор построен на основе блока ЯМЗ-238, комплектуется отдельными головками цилиндров. Тягач поставлялся только с 9-ступенчатой трансмиссией МАЗ и задним мостом с передаточным отношением 3,97. Запас топлива находится в 500-литровом баке, установленном на левом лонжероне рамы.


Задняя подвеска оснащена пневматическими подушками. По заказу машины поставлялись с модернизированной схемой проводки, включавшей в себя контроллер управления подвеской. Завод выпускал тягачи, оснащенные штатным тахографом и пневматическими опорами сидений для водителя и пассажира.

МАЗ-54322

Ранний вариант модернизации базового тягача выпускался до 1988 года. На машине применялся дизельный двигатель ЯМЗ-238ПМ, оснащенный турбокомпрессором. Мотор развивал мощность 280 л.с. при степени сжатия 15,2. Сжатый воздух подавался компрессором непосредственно во впускной коллектор силового агрегата. На машинах применялась 2-диапазонная 8-скоростная полностью синхронизированная коробка передач (кроме 2 скоростей заднего хода). Подвески оснащены листовыми рессорами.


МАЗ-54323

Дальнейшим развитием предыдущей версии стал грузовик МАЗ-54323, серийное производство началось в 1988 году. На машинах применялись дизельные двигатели ЯМЗ со сниженным расходом топлива, развивавшие мощность 300-330 л.с. Доработкам подвергся интерьер и экстерьер кабины, но сама конструкция осталась неизменной. В конструкции силового агрегата имелся электрофакельный подогреватель, по заказу устанавливался автономный отопитель улучшенной схемы.


Рулевое управление состоит из редуктора, в конструкции которого имеется встроенный распределитель усилителя. Сам гидравлический усилитель оснащен вынесенным цилиндром. Вместимость магистралей составляет 5 л специального масла.

Габариты и технические характеристики:

  • длина — 5980 мм;
  • длина с откинутой вперед кабиной — 7820 мм;
  • сдвиг седла — 460 (по заказу 395 или 370) мм;
  • грузоподъемность — 26000 кг;
  • допустимая масса автопоезда — 34000 кг;
  • расход дизельного топлива — 32,3 и 41,8 л на 100 км (при скорости 60 и 80 км/ч).

МАЗ-54328

Автомобиль модели МАЗ-54328 поставлялся с 6-цилиндровым атмосферным двигателем ЯМЗ 236. Силовой агрегат оснащен механическим насосом, развивает мощность 180 л.с. Крутящий момент передается через механическую 5-скоростную коробку передач, оснащенную синхронизаторами для 4 повышенных скоростей переднего хода.


Пониженные характеристики мотора привели к снижению до 26000 кг допустимой массы автопоезда. При этом максимальная скорость движения не превышает 80 км/ч.

МАЗ-54329

Версия МАЗ-54329 представляет собой упрощенную машину с атмосферным 8-цилиндровым мотором ЯМЗ-238М2. Мотор оснащен механическим насосом высокого давления, развивает мощность 240 л.с. при 2100 об/мин. На грузовике устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с делителем. Стандартный запас топлива составляет 350 л, но встречаются машины с баками, рассчитанными на 500 л жидкости. Допустимая масса тягача и автопоезда составляет 28000 кг.


Завод выпускал дополнительно упрощенную версию тягача, которая оснащалась 5-скоростной механической коробкой передач. Тягач получил обозначение МАЗ-54329-020, предназначался для грузоперевозок на малые расстояния. Из-за изменения трансмиссии снизилась максимальная скорость, которая не превышала 85 км/ч. Грузоподъемность машины осталась неизменной. На части грузовиков устанавливался штатный автономный отопитель, прогревавший систему охлаждения дизеля.

МАЗ-543240

Автомобиль МАЗ-543240-21201 с рессорной подвеской, оснащенный 330-сильной модификацией дизеля ЯМЗ-238ДЕ, соответствующей требованиям Евро-1. Поставлялся только с 8-ступенчатой механической трансмиссией и задним мостом, имеющим передаточное отношение редукторов 5,49. Силовой агрегат оснащен турбокомпрессором и радиатором для снижения температуры сжатого воздуха.


На тягачах встречается кабина без спального места, рассчитанная на 3 человек. Большинство грузовиков оснащалось на заводе расширенной кабиной со спальными полками, имеющей сиденяя для водителя и 1 пассажира. Допустимый полный вес автопоезда составляет 40000 кг.

Тюнинг

Поскольку техника разработана в 80-е годы прошлого столетия, то ее характеристики отстают от последних требований, несмотря на проводившиеся заводом доработки. Многие владельцы самостоятельно модернизируют свои тягачи. Распространенной является практика замены передней балки и заднего моста на машинах ранних выпусков на модернизированные узлы, имеющие повышенную грузоподъемность и ресурс.


На ряде тягачей МАЗ-54323 устанавливается турбина с увеличенной производительностью, снятая с импортных двигателей (например, DAF-430). Для подачи топлива используются модернизированные форсунки, обеспечивающие впрыск большего объема топлива. Доработки увеличивают мощность и изменяют кривую крутящего момента. Из-за увеличенного расхода воздуха требуется установить новый корпус воздушного фильтра. В трансмиссии используется 2-дисковое сцепление, оснащенное пневмогидравлическим усилителем.

Одним из вариантов доработки техники является замена рессорной подвески на пневматическую конструкцию. Вместо полуэллиптической штатной рессоры устанавливается полурессора, подушки монтируются на штатное место. В пневматическую систему тягача включается дополнительный ресивер и 2 крана — уровня пола и для изменения высоты установки подвески. Картер заднего моста остается прежним. Подобная модернизация является изменением конструкции автомобиля и требует официального оформления.

МАЗ-54323, сошедший с конвейера в 1988 году, представляет собой достойное продолжение серии МАЗ-5432, запущенной в производство семью годами ранее.

Это «семейство» первых отечественных тягачей было разработано специально для транспортировки грузов на ближние и дальние расстояния в составе автопоезда с прицепом.

Конструкторы Минского автозавода довольно долго шли к созданию этой серии, которая ознаменовала настоящий технологический прорыв после долгого застоя.

Грузовики с индексом 5432 благодаря своим конструктивным особенностям пользовались такой популярностью, что даже были отмечены золотом на «Пловдивской ярмарке», прошедшей в 1983 г.

Основным отличием МАЗа-54323 от своего предшественника стал двигатель мощностью в 330 л. с. , что являлось для того времени настоящей инновацией.

На базе рассматриваемого грузовика было создано рекордное за всю историю существования Минского автозавода количество модификаций.

В число этих 10 разновидностей входили и тягач, созданный для эксплуатации при низких температурах (-60° С), и совместно разработанный с брендом MAN грузовик, и целая линия спецтехники, машины которой отличались друг от друга некоторыми техническими свойствами, и даже гоночная модель.

Рассматриваемый седельный тягач популярен до сих пор благодаря своей выносливости, простоте ремонта и общедоступной стоимости.

Даже вызывающие нарекания некоторые незначительные недоработки в его конструкции не являются помехой для его всеобщего признания и повсеместной востребованности.

МАЗ-54323 продолжает активно использоваться в качестве транспортировочного средства высокой степени надежности.

Модификация 032

Обзор технических особенностей рассматриваемого грузовика поможет разобраться в причинах его неослабевающей популярности и производительности, за которую этот автомобиль ценят многие водители.

Седельный тягач 54323 с колесной формулой 4х2 оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-238 Б с наличием турбонаддува. V-образный силовой агрегат грузовика с 8-ю цилиндрами, рабочим объемом в 14 866 см3 имеет мощность 330 л. с. при 2 000 об/мин.

Мотор комплектуется насосом низкого давления для подкачки топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Фильтрующий элемент в двигателе установлен сухого типа и имеет индикатор засоренности.

Двигатель оборудован электрофакельным устройством, облегчающим его запуск.

Грузовик агрегатируется двухдисковым сцеплением ЯМЗ-238 Н с механическим приводом, периферийными пружинами и усилителем пневматического типа.

Четырехступенчатая коробка передач ЯМЗ-238 А характеризуется наличием демультипликатора и оборудована восемью скоростями переднего хода и двумя – заднего.

Для переключения передач предусмотрен телескопический привод, внедренный непосредственно в коробку скоростей. Задний мост тягача является важной функциональной частью трансмиссии, оснащается бездисковыми колесами.

Подвеска с применением продольных полуэллипсов предусматривает использование задних концов с рессорами скользящего типа. Данный элемент и спереди и сзади комплектуется амортизаторами устойчивости тягача.

Тормозная система оснащена барабанными механизмами и функционирует от двухконтурного пневмопривода. Являющиеся составной частью упомянутого узла, расположенные сзади камеры агрегатированы энергоаккумуляторами с пружинным механизмом.

Стояночные тормоза совмещаются со вспомогательной функцией остановки , которая представляет собой замедлитель двигателя с управлением пневматического типа. Описанная система включает в себя специальный предохранитель, препятствующий промерзанию конденсата.

Важно! Особый отличительный элемент конструкции МАЗа-54323 – подрессоренная двухместная кабина, ставшая в свое время настоящим прорывом в области обеспечения комфорта водителя.

До этого момента о таких условиях советские операторы спецтехники могли только мечтать.

Кабина тягача может комплектоваться дополнительными амортизаторами, смягчающими неровности дорог. Два спальных места, предусмотренных конструкцией, находятся непосредственно за сиденьями.

При необходимости обслуживания двигателя кабина может быть откинута вперед на угол в 60° посредством гидроцилиндра с ручным приводом.

Сиденье водителя снабжено рессорами, имеет возможности регулирования под индивидуальные показатели веса и роста. На крыше предусмотрен вентиляционный люк, обеспечивающий приток воздуха.

Топливная емкость обладает вместимостью в 350 л. Объем расходуемого горючего (л/100 км) при скорости в 60 км/ч составляет 32,3 л.
Снаряженная масса тягача – 7 500 кг, полный вес грузовика составляет 16 000 кг, а аналогичный параметр автопоезда равен 34 000 кг.

Показатель скорости, развиваемой грузовиком, – 100 км/ч, машина доходит до отметки на спидометре в 60 км/ч за 60 секунд. Тягач рассчитан на максимальный подъем в 18%. Габаритный радиус поворота определяется показателем в 9 м.

Эти параметры говорят в пользу маневренности грузовика, обладающего достаточно крупными размерами.

Другие модификационные версии автомобиля

Специалистами МАЗа была продолжена работа по техническому совершенствованию модели 54323. Доказательством этому служит одна из модифицированных версий базового тягача – МАЗ-543205.

По большей части, по сравнению с предшествующей машиной, конструктивные особенности обновленной разновидности остались прежними. Изменения коснулись лишь двигателя и седельно-сцепного устройства.

Так, силовой агрегат модифицированной версии – это дизельный двигатель от ЯМЗ серии 238 ДЕ2, соответствующий, как видно из его маркировки, европейским стандартам экологической безопасности Euro 2.

Основные параметры также совпадают с характеристиками прототипа. Имеется лишь незначительное различие в расходе топлива: у МАЗа-543205 этот показатель составляет 31 л на 100 км при скорости движения в 60-80 км/ч.

Также небольшое расхождение есть и в устанавливаемых на рассматриваемые грузовики колесах.

У МАЗа-543205 они дисковые, предусматривающие шпилечное крепление, тогда как МАЗ-54323 комплектуется бездисковыми аналогами.

Основное отличие этих двух машин составляют технические параметры седельно-сцепного устройства.

Так, высота этого элемента у МАЗа-54323 равняется 1 470 см, а у модели 543205 – от 1 290 до 1 400 см в различных разновидностях тягачей, для создания которых в качестве базовой модели был избран МАЗ-543205.

Также разнятся показатели нагрузки на седла тягачей – у базовой модели она равна 8,8 т, а для модифицированной версии составляет 10,3 т.

Как видно, различия минимальны, что говорит в пользу технологов, создавших совершенную основу для спецтехники этого класса, которая остается практически неизменной на протяжении десятилетий, не теряя при этом своей эффективности и производительности.

Стоимость

Особенность ценового распределения на рассматриваемую модель тягача различных годов выпуска состоит в довольно широком разбросе.

С новыми грузовиками все просто – машина без пробега стоит примерно 2 000 000 рублей.

А вот с грузовиками, имеющими пробег от 50 000 до 100 000 км, произведенными в разное время, которые к тому же подвергались ремонту или нуждаются в нем, дело обстоит несколько сложнее. Так, например, на модель выпуска 1997 года с пробегом чуть более 62 000 км устанавливается стоимость в 150 000 рублей.

МАЗ-54323 2008 года выпуска, проехавший 65 000 км, стоит уже порядка 600 000 рублей.

Однако существуют и такие прецеденты, когда стоимость сошедшего с конвейера в 1999 году тягача, претерпевшего капитальный ремонт всех узлов и имеющего пробег 320 000 км, равняется 620 000 рублей.

Такая же тенденция наблюдается и в ценах на МАЗ-543025. Ценовой диапазон достаточно широк, что позволяет в процессе тщательного поиска найти модель, полностью соответствующую финансовым и практическим запросам покупателя.

Поток отзывов на описанные тягачи делит их авторов на два лагеря . К первому относятся те, кто считает, что техника подобного рода ни в коей мере не может сравниться по качеству и рабочему ресурсу с аналогичными иномарками.

Ко второму примыкают все те, кто, признавая даже наличие некоторых периодически возникающих проблем, ни за что не откажутся пересесть за руль какого-либо другого грузовика. И цена в данном случае не является приоритетным преимуществом.

Помимо этого, существуют также показатели стойкости машины к неблагоприятным климатическим условиям, ее высокая производительность. При должном регулярном техобслуживании МАЗ-54323 отлично проявляет себя в работе, оправдывая гордое имя отечественного тягача № 1.

Обилие технических сервисов, обладающих достаточным запасом всех необходимых к замене деталей, обеспечивают высокую ремонтопригодность машины.

Таким образом, невысокая стоимость вкупе с отличной производительностью и простотой ухода влияют на востребованность рассмотренного седельного тягача, отличающуюся завидным постоянством.

Меняясь сообразно требованиям времени, МАЗ-54323 при этом сохраняет верность основам конструкторского решения, использовавшимся при его создании.

Приверженность традициям, а также одновременное стремление к техническому совершенству и составляет цель всей деятельности легендарного Минского автомобильного завода.

Доказательством этому является выпуск новых актуальных моделей спецтехники на базе уже ставших легендами машин.