Масляный фильтр. Масляное голодание двигателя Почему масляный фильтр выходит из строя

Масло, которое мы заливаем в двигатель, изнашивается само по себе даже в том случае, когда автомобиль спокойно стоит в гараже - оно окисляется. Тем более износ масла неизбежен при активной эксплуатации двигателя под серьёзными нагрузками. Одним из больших испытаний для двигателя может стать масляное голодание - как его избежать, признаки и последствия, и как определить масляное голодание, выясним прямо сейчас.

Что такое масляное голодание двигателя?

Из-за недостаточного количества смазки алюминий почти расплавился

Недостаток смазки в некоторых узлах в определённых режимах работы двигателя теоретически называется масляным голоданием.

По понятным причинам при отсутствии смазки в трущихся узлах, они моментально выходят из строя. Опасность масляного голодания мотора в том, что оно может наступить мгновенно и практически полностью уничтожить основные узлы двигателя:

  • коленвал,
  • распредвал,
  • газораспределительный механизм,
  • цилиндро-поршневую группу,
  • другие жизненно важные и дорогие узлы и агрегаты.

Сорванная шпонка распредвала (из-за недостаточной смазки)

На ровном месте!

На ровном месте масляное голодание не возникает , и как правило, вся вина на поломке лежит только на владельце автомобиля или мотористах, делавших ремонт. Как известно, масло находится в картере в нужном для смазки количестве и подаётся в систему с помощью масляного насоса. В том случае, когда масло не может добраться до отдельных трущихся узлов, наступает масляное голодание. Причин для этого может быть масса.

Как определить масляное голодание

Тут сразу было видно, что двигатель «голодал маслом»

Вначале об определении масляного голодания двигателя, поскольку спектр симптомов достаточно широк - от падения мощности двигателя, до перегрева, посторонних шумов и стуков. Все это говорит об износе определённых, характерных для каждого двигателя узлов. К примеру, в самых распространённых верхневальных бензиновых моторах часто встречается ускоренный износ и повышенный шум при работе газораспределительного механизма.

Последствия

Последствия же могут быть самые разные - заклинивание распредвала, излом распредвала, загибы клапанов, разрушение коромысел клапанов, проворот вкладышей коленвала, заклинивание колец в гильзе вплоть до разрушения поршней.

Кроме этого, могут залечь маслосъемные кольца, что приведёт к ещё большему перерасходу масла и заклиниванию двигателя. Сизый густой дым из выхлопной трубы как раз скажет о неисправности маслосъемных колец и высоком расходе масла.

Причины масляного голодания

Работа двигателя в режиме масляного голодания почти во всех случаях сопровождается повышенной температурой, на что нужно обязательно обращать внимание. Кроме того, давление масла в системе может быть либо очень низким (о чём скажет контрольная лампа давления масла на панели приборов), либо нестабильным. Все это может быть вызвано такими причинами:

  1. Недостаточный уровень масла в поддоне . Смазки попросту не хватает для обработки всех подшипников скольжения, масляная плёнка отсутствует, детали работают практически всухую. Именно поэтому хотя бы раз в неделю, а при активной эксплуатации ещё чаще. Кроме этого, необходимо внимательно следить за подтёками масла и при необходимости принимать меры по устранению течей.

    Щуп масла в двигателе (сверху аналог, снизу оригинал). Не верные показания щупа могут вовремя не указать владельцу автомобиля о недостаточном уровне смазки.

  2. Использование масла неподходящего по вязкости . Это очень важный пункт, поскольку, к примеру, масло 5w-30 при использовании в летний период может не давать необходимой вязкости, смазка двигателя будет недостаточной, давление при высоких температурах может критично падать. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться рекомендаций производителя автомобиля в выборе моторных масел.
  3. Забита сетка маслоприёмника . Масляный насос не в состоянии преодолеть сопротивление забитой сетки, поэтому масло не может подаваться в нужном количестве и под нужным давлением ко всем узлам. Это же касается забитых маслопроводных магистралей. Идеальный выход из этого положения - разборка и механическая очистка каналов и маслоприемника, промывочные средства могут сделать только хуже.

    Забитый грязью маслоприёмник

  4. Нерегулярная или несвоевременная замена масла и фильтра . Каждая марка масла имеет свой ресурс, который необходимо строго соблюдать. Смазка в процессе эксплуатации теряет большинство смазывающих свойств и к концу срока службы может быть практически полностью окисленным и потерять вязкость.

    Разборка масляного фильтра

  5. Износ маслосъёмных колец и повышенный расход масла . Износ маслосъемных колпачков, сальников коленвала также приведут к высокому расходу масла.
  6. Некачественная сборка двигателя после ремонта . Грамотный моторист никогда не станет использовать герметик там, где достаточно простой прокладки - дело в том, что избытки герметика продавливаются не только наружу, но и внутрь масляных каналов, со временем закупоривая их.
  7. Выход из строя, засорение редукционного клапана системы смазки.
  8. Засорение масляного фильтра.

Видео о масляном голодании двигателя на высоких оборотах

Выводы

Как видим, причин масляного голодания может быть предостаточно, а чтобы не допустить поломки нужно просто время от времени проверять уровень масла и соблюдать регламент его замены, вовремя ликвидировать течи. Тогда двигатель прослужит долго и без дорогих ремонтов. Качественного всем масла и добрых дорог!

Масляные фильтры являются одними из важнейших элементов технического обслуживания автомобиля, ведь моторное масло – это «кровь» двигателя вашего транспортного средства. Его основное назначение – смазывать рабочие элементы двигателя и выводить или останавливать загрязняющие элементы через масляный фильтр. Масляный фильтр вместе с моторным маслом работают на то, чтобы защитить двигатель от попадания в него загрязняющих частиц, которые могут принести вред мотору и турбокомпрессору вплоть до выведения их из строя.

Как делают масляные фильтры

Элементы масляного фильтра

  • Корпус , который служит для сохранности элементов фильтра.
  • Отверстия для входа и выхода масла ; резьбовое отверстие в центре, при помощи которого фильтр крепится к двигателю.
  • Противодренажный клапан с резиновой крышкой ; он препятствует выливанию масла обратно в фильтр при выключенном моторе.
  • Пружина , она вместе с противодренажным клапаном задерживает масло от выливания в фильтр в нерабочем состоянии двигателя.
  • Фильтрующий материал , который может быть изготовлен из синтетических материалов, волокон целлюлозы, полиэстера или стекла. Отвечает за очищение масла, задерживая механические примеси.
  • Центральная трубка из стали отвечает за возврат отработанного масла обратно в двигатель.
  • Предохранительный клапан , который располагается с обратной стороны напротив резьбового отверстия. Клапан служит для стабилизации давления.
  • Крышка фильтра и уплотнительное кольцо отвечают за герметичность оборудования.

Как работает масляный фильтр?

Прежде чем попасть в двигатель, масло проходит через масляный фильтр. Масляный насос подает масло в фильтр, где неочищенная смазка проходит через фильтрующий элемент, который и задерживает загрязнения. В фильтре расположены первичные и вторичные медиа-типы. Первичные задерживают крупные частицы, вторичные – мелкие (размером от 5 микрон). После фильтрации масло через центральное отверстие выталкивается в двигатель. Со временем на фильтрующем элементе остается все больше загрязнений, поэтому принципиально важно делать регулярную замену фильтра.

Почему масляный фильтр выходит из строя?

Фильтрующий элемент забивается механическими примесями;

Несвоевременная замена масла;

Неправильный подбор моторного масла, как для двигателя, так и для масляного фильтра.

Какие симптомы неисправности фильтра?

  • Утечка масла из фильтра или корпуса фильтра.
  • Перегрев двигателя.
  • Лампа аварийного давления масла не тухнет больше 5 секунд. Но по этому признаку тяжело выявить неисправность, так как лампа может выключаться, даже если фильтр неисправен. Это происходит по той причине, что при загрязнении фильтра, масло может идти по байпас-каналу, который позволяет циркулировать маслу без ввода в фильтр. Это предотвращает двигатель от масляного голодания.

Какие последствия неисправности?

  • Неисправные фильтры перестают задерживать механические загрязнения, соответственно грязь и вредные примеси попадают в двигатель и турбокомпрессора.
  • Неработающий фильтр может привести к повреждению стенок двигателя и поршней, при этом масло и чад выходят через выхлопную трубу.
  • Ну и наконец, неисправность масляного фильтра сокращает пробег автомобиля без повреждений.

Масляный фильтр в работе турбокомпрессора

Все мы знаем, что масло отыгрывает ключевую роль в долгосрочности работы турбокомпрессора, и часто именно масло (загрязнение масла, несвоевременная замена и т.д.) становятся причиной поломки турбокомпрессора. Грязное масло убивает турбокомпрессор, оно влияет на турбину гораздо больше, чем любая другая часть дизельного двигателя. При экстремальных нагрузках скорость вращения вала турбины может составлять 250 об/мин., и в это время моторное масло – это единственное, что охлаждает турбину, дает ему смазку и уберегает от трения металлических частей друг о друга. Именно поэтому жизненно важно держать масло чистым, а масляный фильтр исправным – это лучшая защита вашего турбокомпрессора и двигателя. Турбокомпрессору приходится работать в тяжелых условиях: на больших оборотах и при больших температурах, и чистое фильтрованное масло убережет турбину от износа.

Как уже говорилось выше, на фильтрующем элементе остается много загрязнений, которые система не может вывести самостоятельно, поэтому не забывайте время от времени проверять чистоту фильтра и менять его при необходимости. Масляный фильтр продлит работу вашего турбокомпрессора и двигателя.

Масляный фильтр , на английском звучит как oil filter – обеспечивает очистку моторного масла от посторонних примесей, попадающих туда в процессе циркуляции. Его, несомненно, можно назвать одним из ключевых элементов системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания. Располагается фильтр масла в нижней части двигателя.

Виды масляных фильтров

На данный момент в автомобилестроении распространены:

  1. полнопоточные
  2. частичнопоточные
  3. комбинированные фильтры

Полнопоточные фильтры имеют самую простую конструкцию и сразу пропускают через фильтрующий блок все масло, поступающее с масляного насоса, которое после этого подается на все точки смазки двигателя. Данный маслофильтр работает на основе перепускного клапана, регулирующего давление в системе смазки. Если масляное давление масла превышает допустимое значение,его снижает перепускной клапан фильтра. В этом кроется определенный недостаток такой конструкции, поскольку при засорении фильтра, поток масла замедляется, внутреннее давление повышается, перепускной клапан открывается и пропускает в систему загрязненное масло. Перепускной клапан с одной стороны предотвращает немедленную поломку двигателя из-за прекращения его смазки, а с другой – позволяет циркулировать грязному маслу, из-за чего за состоянием фильтра нужно следить очень тщательно.

Частичнопоточный фильтр масляный двигателя очищает масло дольше, чем полнопоточный. В системах, где он применяется, масло очищается постепенно, циркулируя сразу в двух контурах: прямом – от насоса к зонам трения, и очистном – от насоса, через фильтр и к зонам трения. В процессе циркуляции масла разных контуров смешиваются, что обеспечивает очистку смазки двигателя в целом. Такие системы способны поддерживать масло в неплохом состоянии на протяжении длительного периода. Их весомое преимущество – даже при забитом фильтре и сломанных клапанах поток масла не прекратится и двигатель будет работать.

Комбинированные системы созданы с применением технологий обеих предыдущих типов. Здесь устройство масляного фильтра гарантирует максимальное качество фильтрации масла и наибольший срок его использования.

Конструкция масляного фильтра

Почти каждый современный фильтр масла является не разборным. Но тем немения достаточно много автомобилей (немецкие, американские) имеют разборной маслофильтр, предоставляющие возможность замены фильтрующего элемента. Основное преимущество, такого фильтр – возможность замены только фильтрующего элемента, а не всего узла, что существенно удешевляет обслуживание автомобиля.

Устройство масляного фильтра.

Внутри корпуса устройства размещается фильтрующий элемент и пара клапанов. Один из них – противодренажный, предназначенный для устранения обратного тока масла. Другой – перепускной клапан, обеспечивающий поток моторного масла даже при засорении фильтра и поломке противодренажного клапана. Перепускной клан срабатывает еще и при использовании масла с чрезмерной вязкостью, отличающегося утрудненной фильтрацией.

Перепускной клапан обеспечивает циркуляцию моторного масла даже при полном выходе из строя фильтра. Задача противодренажного клапана – не выпускать масло изфильтра при выключенном двигателе, чтобы его циркуляция и смазка мотора начиналась одновременно с его запуском.

Принцип работы масляного фильтра

Распространенные поломки масляного фильтра

Ухудшение работы двигателя, черный выхлоп при подгазовке, падение или повышение давления масла, возгорание соответствующей лампы на контрольной панели – все это может быть признаками неисправности масляного фильтра.

Помимо забивания фильтрующего элемента, проблема может быть связана с потерей упругости противодренажным клапаном. Проявляется это в периодическом кратковременном включении контроллера на приборной панели, чаще всего сразу после запуска двигателя. Так происходит из-за того, что во время стоянки с выключенным мотором масло вытекает из корпуса фильтра, и при запуске он начинает работать без должной смазки.

Замена масляного фильтра производится в обязательном порядке во время замены масла. За этот строк он успевает сильно засорится.

Решить проблему просто: нужно заменить масляный фильтр или фильтрующий элемент, если это разборная модель. Подозревая неправильную работу фильтра, затягивать с устранением проблемы нельзя, ведь любое ухудшение качества смазки двигателя – это его и ускоренный износ, что чревато гораздо более серьезными неисправностями и капитальным ремонтом.

Периодичность замены

Ни один масляный фильтр не отличается выдающейся долговечностью.

Превышение срока эксплуатации грозит нарушением интенсивности и качества очистки. Масло не очищается и остается грязным, что ускоряет износ частей двигателя.

Связанные термины

Моторное масло выполняет несколько функций: оно смазывает трущиеся детали, охлаждает и смазывает их. Без моторного масла двигатель сразу же загнётся- первыми из строя выйдут вкладыши коленвала, которые превратятся в фольгу, также задиры будут и на самом коленвале. В принципе, другие детали выйти из строя не успеют, так как вкладыши без масла превращаются в фольгу в течение минуты.

Масляное голодание двигателя приводит к необратимым последствиям- кроме копеечных вкладышей повреждается коленвал. И часто бывает, что задиры на коленвале остаются больше, чем последний ремонтный размер, а это покупка новой дорогостоящей детали.

Масляное голодание двигателя- это не значит, что масла нет совсем, просто его не хватило некоторым деталям вследствие низкого уровня, малой пропускной способности системы смазки вследствие засорения либо других причин. Не обязательно весь двигатель не получает масло- чаще всего масла не хватает отдельным узлам двигателя.

Причины масляного голодания двигателя

Причин может быть несколько.

  1. Нет достаточного количества масла в двигателе- низкий уровень, кто-то провтыкал и не долил
  2. Масло долго не менялось, загустело, собралось кусками по стенкам двигателя и не стекает в поддон
  3. Забилась сетка маслоприёмника
  4. Забился масляный фильтр, а перепускной клапан заклинил
  5. Заклинили масляные форсунки в открытом положении и давление в системе упало
  6. Редукционный клапан на масляном насосе сломался и масло по нему стекает в обратку
  7. Забились масляные каналы
  8. Сами придумайте причину (отпишитесь по возможности в комментариях, какие ещё могут быть причины)

1. Любой двигатель расходует масло на угар- какой-то больше, какой-то меньше. Если долго не заглядывать прод капот и не проверять уровень масла, то в один прекрасный момент масла станет настолько мало, что оно перестанет доставать до маслоприёмника. Сначала это случится когда машина переклонится, взбираясь на горку, потом- когда на скорости будет проходить поворот и масло под действием центробежной силы устремится в сторону от маслоприёмника. Оно, конечно, мелочи, но постепенно масла будет становиться всё меньше и меньше, но оно перестанет поступать в самые отдалённые уголки двигателя.

2. Когда масло долго не меняется, в нём образуется какая-то густая и нетекучая мазута, которая любит собираться на стенках блока и в головке. Жидкой фракции становится всё меньше, и отсюда смотрим пункт 1. Такое особенно часто случается на современных автомобилях, на которых производитель рекомендует увеличенные интервалы замены масло (Long Life, до 30 000 км пробега). А если ещё и на сервисе попадутся не сильно ответственные мастера, которые сольют не всё старое масло, быть проблемам. Меняйте масло хотя бы раз в 10 000, а лучше ещё чаще.

3. Те кизяки, которые образуются в старом масле (смотреть пункт 2), могут забить сетку маслоприёмника и тогда масло перестанет поступать в систему смазки. Хотя сетка забивается и по другим причинам.

4. Масляный фильтр состоит из корпуса и собственно бумажного фильтрующего элемента. Все мельчайшие частички грязи засоряют поры в бумаге и со временем пропускная способность фильтра теряется. Чтобы не допустить масляного голодания, когда фильтр забился (обычно этого не случается, если менять масло вовремя, хотя тут ещё и от воздушного фильтра и от условий эксплуатации по пыльным дорогам зависит, сколько грязи попадёт в мотор), в фильтре предусмотрен перепускной клапан- в нормальном положении он закрыт, но как только пропускная способность теряется, клапан открывается под действием разряжения, созданным масляным насосом. Когда клапан заклинивает, то естественно масло ниоткуда не возьмётся, и по системе смазки будет циркулировать всё меньше и меньше масла с меньшим давлением.

5. В некоторых двигателях, преимущественно турбинированных, есть масляные форсунки, которые распыляют масло на поршни, чтобы охладить их. Форсунки открываются под давлением, а когда давления масла в системе нет, то они закрываются. Если форсунка неисправна и откроется, то давление в системе снизится, а значит масло не дойдёт до отдалённых уголков двигателя. Хотя если у вас бюджетная иномарка с маломощным двигателем, такая как Форд Фокус или Шевроле Авео, то вам не стоит беспокоится- такая система в них отсутствует

6. На масляном насосе есть редукционный клапан, который предназначен для сброса лишнего давления. Если он заклинит, то давление в системе упадёт, особенно на низких оборотах, что приведёт к масляному голоданию.

7. Система смазки двигателя состоит из масляных каналов. Самая уязвимая часть- это коленвал. В коленвале есть масляные каналы, по которым масло поступает от коренных шеек к шатунным. Эти каналы очень узкие и очень легко могут забиться всякой грязью, что приведёт к масляному голоданию шатунных вкладышей.

8. Можно ещё какие-то причины придумать, если что-то упустил- пишите в комментариях

Последствия масляного голодания двигателя

Последствия- ужасны. Например, когда коленчатый вал вращается, он не соприкасается со вкладышами, между ними всегда находится масло, так называемый масляный клин. Но когда масла недостаточно, оно перестаёт поступать к коленвалу и вкладышам, то этот масляный клин пропадает и вал начинает тереться об вкладыши и от трения и повысившейся вследствие этого температуры вал клинится, но так как он продолжает вращаться по инерции, то этот клин срывается, тем самым выдирая поверхностный слой металла с обоих поверхностей. Итог- вкладыш в фольгу, на коленвалу глубокие задиры.

Если давление масла методично понемногу начинает снижаться в системе, то есть проходит его по трубопроводу меньше, в первую очередь пострадают шатунные вкладыши коленвала, так как расположены они дальше всего и масло к ним подходит по остаточному принципу.

Но перед этим скорее всего застучат гидрокомпенсаторы (если конечно они есть), а также очень сильно от масляного голодания страдает турбина.

Если масло в один момент вдруг внезапно перестало поступать в систему смазки, то тут скорее всего в первую очередь достанется коренным подшипникам, так как они ближе всего к насосу и получают первую партию масла.

Восстанавливать такой двигатель очень сложно и дорого- помимо замены вкладышей, нужна шлифовка коленвала, если он попадает в ремонтный размер или покупка нового.

22.06.2018

Неисправности масляного насоса неизбежно приведут к нарушениям в работе системы смазки двигателя внутреннего сгорания. служит для обеспечения давления в системе подачи масла. Симптомы неисправностей и перебои в работе устройства говорят о серьезных проблемах, требующих немедленного устранения.

Основные признаки неисправности масляного насоса

Система смазки автомобиля обеспечивает стабильную и долговечную работу основных узлов двигателя. В моторе содержится много деталей, которые в процессе работы испытывают сильное воздействие трения и без постоянной смазки быстро изнашиваются.

Многих автомобилистов интересует вопрос – как узнать неисправный масляный насос? При недостаточной подаче масла образуется так называемое «масляное голодание». Оно может привести к отказу двигателя, в результате чего придется выполнять сложный и дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата.

Одним из первых признаков того, что прибор для перекачки масла поврежден, станет загоревшаяся лампочка на панели приборов. Если это произошло, следует проверить давление в системе подачи масла, а также обратить внимание на расход масла.

  1. Снижение давления масла в системе.
  2. Заметное увеличение расхода масла.

В том случае, когда происходит снижение давления в устройстве, автомобилем пользоваться нельзя вплоть до установления причины возникновения проблемы и ремонта машины.

Существует несколько основных причин нарушений в работе системы. Вот некоторые из них.

Причины неисправности масляного насоса

  • падение уровня масла в картере двигателя;
  • повреждение устройств, осуществляющих контроль давления;
  • использование некачественного масла;
  • использование неподходящего для данного автомобиля масла;
  • отказ смазочного или предохранительного клапанов;
  • загрязнение фильтра масла;
  • забитый маслоприемник и засор в корпусе насоса.

Засорение может быть следствием загрязненного картера двигателя. Для устранения данной неприятности достаточно снять картер (предварительно слив масло) и очистить поддон от грязи.

Нарушения в работе масляного насоса могут проявляться в виде различных проблем. Определить их можно в ходе диагностики. Основные возможные проблемы механизма перечислены ниже.

Неисправности масляного насоса:

  • повреждения прокладки;
  • засорение масляного фильтра;
  • фильтр закреплен ненадежно;
  • повышенный износ основных деталей;
  • выход из строя редукционного клапана.

Масляный насос в автомобиле имеет достаточно длительный срок службы и ломается нечасто. Чаще всего к поломкам приводят неправильная эксплуатация автомобильного двигателя, некачественный ремонт или использование некачественного масла. Снижение давления масла и рост его расхода – это основные признаки неисправности масляного насоса, после обнаружения которых следует немедленно провести диагностику системы и устранить причину поломки.