Машины и механизмы в садово парковом строительстве. Лекционный курс

Учебно-методический комплекс для учебной дисциплины "Механизация работ в зелёном строительстве" содержит программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-оценочные средства. Дисциплина "Механизация работ в зелёном строительстве" является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии Работник зелённого хозяйства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум – интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЗЕЛЁННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

РАБОЧИЙ ЗЕЛЁННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

2018

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания Зам. директора по УР

предметно-цикловой комиссии Н.Л. Мелкова

дисциплин

Адаптированная рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе:

Учебного плана группы, утвержденного директором ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России, от 29.08.2017г.

Организация-разработчик: ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России

1.ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЗЕЛЁННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1. Область применения рабочей программы

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины Механизация работ в зелёном строительстве является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии Работник зелённого хозяйства.

Квалификация выпускника – работник зелённого хозяйства.

1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров (ППКРС)

Учебная дисциплина Механизация работ в зелёном строительстве входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины Механизация работ в зелёном строительстве решаются следующие задачи:

Изучение технологии и технических средств производства, послеуборочной

обработки, хранения и реализации продукции садоводства;

Изучение устройства тракторов и автомобилей, принцип работы их агрегатов,

узлов и механизмов; устройства и технологических регулировок сельскохозяйственных машин;

Изучение основ эксплуатации машинно-тракторного парка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

− применять в профессиональной деятельности средства механизации

сельскохозяйственного производства;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

− общее устройство и принцип работы тракторов, сельскохозяйственных

машин и автомобилей, их воздействие на почву и окружающую среду;

− технологии и способы выполнения сельскохозяйственных работ в

соответствии с агротехническими и зоотехническими требованиями;

− требования к выполнению механизированных операций в

растениеводстве и животноводстве;

− сведения о подготовке машин к работе и их регулировке;

− правила эксплуатации, обеспечивающие наиболее эффективное

использование технических средств;

− методы контроля качества выполняемых операций;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЗЕЛЁННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

В том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа студента

Итоговая аттестация в форме итогового тестирования

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Объём часов

Уровень освоения

Введение

Применение в профессиональной деятельности средств механизации сельскохозяйственного производства.

Практическое занятие №1 Основные вопросы термодинамики. Безопасность труда и пожарная безопасность при работе на тракторах и автомобилях.

Раздел 1.

Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей

Тема 1.1

Общие сведения о тракторах и автомобилях.

Назначение, общее устройство и компоновка тракторов и автомобилей. Условия их работы в составе машинно-тракторного агрегата. Технологические требования к трактору и автомобилю при выполнении различных операций сельскохозяйственного производства. Классификация тракторов и автомобилей.

Практическое занятие №2

Классификация тракторов, типаж тракторов, базовая модель и модификация.

Основные конструктивные особенности тракторов.

Тема 1.2

Классификацию тракторных и автомобильных двигателей, требования предъявляемые к ним. Базовые детали двигателей.

Основные механизмы, системы двигателей и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей.

Практическое занятие №3 Компоновочные схемы и технологическое оборудование

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Смазочная система. Система охлаждения. Система пуска двигателей.

Самостоятельная работа обучающихся:

Общее устройство и рабочий процесс ДВС;

Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы;

Система охлаждения; Смазочная система; Система питания с внешним смесеобразованием;

Система питания с внутренним смесеобразованием;

Тема 1.3. Трансмиссия.

Коробка передач. Промежуточные соединения

Ведущие мосты.

Самостоятельная работа обучающихся

Общая схема трансмиссии;

Сцепление, коробка передач, раздаточная коробка;

Ведущие мосты;

Тема 1.4.

Ходовая часть.

Тема 1.5. Управление машинами.

Самостоятельная работа обучающихся:

Рулевое управление. Тормозные системы.

Тема 1.6. Электрооборудование тракторов и автомобилей.

Общие сведения об электрическом оборудовании. Аккумуляторные батареи. Генераторные установки. Система зажигания. Система эклектического пуска двигателя. Система освещения и сигнализации.

Практическое занятие №8

Самостоятельная работа обучающихся:

Система зажигания. Источники тока. Система пуска. Система освещения и световой сигнализации.

Тема 1.7.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов.

Гидравлические навесные системы тракторов.

Рабочее оборудование тракторов.

Навесные устройства.

Практическое занятие №9

Тема 1.8.

Эксплуатационные материалы применяемые в тракторах и автомобилях.

Практическое занятие №10

Раздел 2.

Тема 2.1.

Машины и механизмы для обработки почвы.

Технологические процессы обработки почвы и агротехнические требования. Машины и механизмы для основной и специальной подготовки. Плуги. Их устройство. Принципы агрегатирования с тракторами различных классов. Машины и механизмы для поверхностной обработки почвы.

Лущильники. Бороны. Основные конструктивные особенности. Принципы и способы агрегатирования. Катки. Культиваторы. Основные конструктивные особенности.

Практическое занятие №11

Машины и механизмы для поверхностной обработки почвы. Катки.

Лущильники. Бороны. Принципы и способы агрегатирования. Культиваторы.

Практическое занятие №12

Машины и механизмы для обработки почвы. Принципы и способы агрегатирования.

Самостоятельная работа обучающихся:

Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты.

Почвообрабатывающие машины зарубежного производства.

Тема 2.2 .

Посевные и посадочные

машины

Практическое занятие № 13

Самостоятельная работа обучающихся:

Характеристика зерновых сеялок. Пневматические сеялки для зерновых культур. Пневматические высевающие аппараты.

Тема 2.3 . Машины для внесения удобрений и химической защиты растений

Машины для внесения удобрений. Удобрения, их классификация, технологические свойства, способы подготовки к внесению.

Машины для внесения удобрений, их конструкция и регулировка, контроль качества работы. Правила безопасности труда и охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для внесения удобрений.

Машины для химической защиты растений, их назначение, классификация и агротехнические требования.

Практическое занятие №14

Способы и средства защиты растений.

Практическое занятие №15

Машины и механизмы для химической обработки древесно- кустарниковой растительности (опрыскиватели)

Самостоятельная работа обучающихся:

Машины для внесения пылевидных удобрений. Машины для подготовки, погрузки минеральных удобрений. Машины для внесения удобрений и защиты растений зарубежного производства.

Тема 2.4.

Мелиоративные машины.

Машины для полива.

Машины и установки для орошения и полива.

Практическое занятие №16

Самостоятельная работа обучающихся:

Машины для полива. Машины для приготовления рабочей жидкости.

Тема 2.5.

Машины для заготовки кормов

Машины, для заготовки сена, их классификация, назначение и техническая характеристика. Косилки, грабли, копнители, копновозы, стогометатели, стогообразователи, стоговозы. Машины для заготовки сенажа и силоса. Машины для искусственной сушки трав. Правила безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации машин для заготовки кормов.

Практическое занятие №17

Правила безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации машин для заготовки рассыпного сена.

Тема 2.6.

Машины для уборки картофеля, корнеплодов и овощных и зерновых культур.

Машины для уборки картофеля, корнеплодов и овощных культур. Зерноуборочные машины.

Машины для послеуборочной обработки зерна.

Практическое занятие №18

Практическое занятие №19

Тема 2.7.

Машины для посадки древесной растительности, выкопки и транспортировки посадочного материала.

Механизация лесопосадочных работ. Технологический процесс. Классификация лесопосадочных машин.

Практическое занятие №20 Конструкция лесопосадочных машин.

Самостоятельная работа обучающихся:

Машины и механизмы для выкопки и транспортировки посадочного материала зарубежного производства.

Тема 2.8.

Машины и механизмы для проведения уходных работ в лесопарках. Бензомоторные инструменты. Мотокультиваторы и их конструктивные особенности.

Практическое занятие №21

Тема 2.9.

Практическое занятие №22

Погрузочно-разгрузочные машины. Транспортные средства. Классификация, назначение и технические характеристики.

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольное тестирование

Всего по учебной дисциплине

в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЗЕЛЁННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

1.Реализация учебной дисциплины требует наличия специального кабинета. 2. Оборудование и оснащение учебного кабинета: - компьютер; - мультимедийный проектор; - мультимедийные обучающие программы; - первичные средства пожаротушения (порошковый, пенный огнетушители)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Учебное пособие для СПО/ Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 416 с.

2.Капустин, В. П. Сельскохозяйственные машины. Настройка и регулировка [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. П. Капустин, Ю. Е. Глазков. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013. - 196 с.

3.Сельскохозяйственные машины: Учебное пособие/В.П.Капустин, Ю.Е.Глазков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 280 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЗЕЛЁННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности осуществляется преподавателем в ходе текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, промежуточной и итоговой аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателем следующими формами и методами: устный опрос, тестирование, беседа, защита практических работ, проверка выполненных самостоятельных внеаудиторных работ.

Итоговый контроль – проводится в форме тестирования после изучения всего курса.

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в форме тестирования . При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Форма контроля для обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Применять в профессиональной деятельности

средства механизации

сельскохозяйственного производства

Тестовый контроль;

Оценка результатов устного опроса;

Оценка выполнения самостоятельной работы, контрольных работ.

Знать:

Общее устройство и принцип работы тракторов

сельскохозяйственных машин и автомобилей, их

воздействие на почву и окружающую среду;

Устный опрос;

Оценка результатов выполнения практических работ(ПЗ №№1-22)

Тестирование;

Основные технологии и способы выполнения

сельскохозяйственных работ в соответствии с

агротехническими и зоотехническими

требованиями;

Устный опрос;

Тестирование;

Оценка правильности выполнения самостоятельной работы;

Требования к выполнению механизированных

операций в растениеводстве;

Устный опрос;

Тестирование;

Оценка правильности выполнения самостоятельной работы;

Сведения о подготовке машин к работе и их

регулировке;

Устный опрос;

Оценка результатов выполнения практических работ(ПЗ №№1-22)

Тестирование;

Правила безопасности труда при эксплуатации сельскохозяйственных машин

Устный опрос;

Тестирование;

Предварительный просмотр:

темы

Наименование разделов и тем

Кол.

час

занятия

Тип

занятия

Литература

Домашнее задание

Введение

Цели и задачи изучаемой дисциплины.

Применение в профессиональной

деятельности средств механизации

сельскохозяйственного

производства

ИНМ

Стр. 3-29

Практическое занятие №1

Основные вопросы термодинамики. Безопасность труда и пожарная безопасность при работе на тракторах и автомобилях.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

Раздел 1.

Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей

1.1.

Общие сведения о тракторах и автомобилях

1.1.1.

Назначение, общее устройство и компоновка тракторов и автомобилей.

Назначение, общее устройство и компоновка тракторов и автомобилей. Классификация тракторов и автомобилей.

ИНМ

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Уч.пос. для НПО Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. 7-е изд., - М.: И.Ц. "Академия" 2013 416с.

Стр. 29-48

1.1.2.

Практическое занятие №2

Технологические требования к трактору и автомобилю при выполнении различных операций сельскохозяйственного производства. Условия их работы в составе машинно-тракторного агрегата.

ПЗ

Там же

Стр. 29-48

1.2.

Общее устройство и принцип работы автомобильных и тракторных двигателей.

1.2.1

Общее устройство и принцип работы автомобильных и тракторных двигателей

Классификацию тракторных и автомобильных двигателей их принцип работы. Базовые детали двигателей.

Основные механизмы, системы двигателей и их назначение.

ИНМ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.2.2

Практическое занятие №3

Компоновочные схемы и технологическое оборудование.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.2.3

Практическое занятие №4

Основные системы и механизм трактора, автомобиля и самоходной шасси.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.2.4.

Практическое занятие №5

Кривошипно-шатунный механизм. Механизм газораспределения.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.2.5

Практическое занятие №6

Система питания и регулирования двигателей.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.2.6.

Практическое занятие №7

Смазочная система

Система охлаждения.

Система пуска двигателей.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

Трансмиссия

Общие сведения о трансмиссии. Муфта сцепления

Коробка передач. Промежуточные соединения.

Ведущие мосты.

ИНМ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.4.

Ходовая часть

Общие сведения о ходовой части. Движитель. Несущие системы машин.

ИНМ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.5.

Управление машинами

Рулевое управление. Гидравлическая система управления поворотом. Тормозные системы.

ИНМ

Конспект преподавателя

Учить конспект

Электрооборудование тракторов и автомобилей

1.6.1.

Общие сведения об электрическом оборудовании

Аккумуляторные батареи. Генераторные установки. Система зажигания. Система эклектического пуска двигателя. Система освещения и сигнализации.

ИНМ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.6.2.

Практическое занятие №8

Контрольно-измерительное и вспомогательное электрооборудование.

ПЗ

Конспект преподавателя

Учить конспект

1.7.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов

1.7.1

Гидравлические навесные системы тракторов

Гидравлические навесные системы тракторов Рабочее оборудование тракторов.

Навесные устройства.

ИНМ

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Уч.пос. для НПО Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. 7-е изд., - М.: И.Ц. "Академия" 2013 416с.

Стр. 79-81

1.7.2.

Практическое занятие №9

Кабины тракторов и автомобилей. Рабочее оборудование автомобиля.

ПЗ

Конспект

преподавателя

Учить конспект

1.8.

1.8.1.

Эксплуатационные материалы применяемые в тракторах и автомобилях

Автомобильные бензины. Дизельное топливо. Масла для двигателей. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки. Специальные технические жидкости.

ИНМ

Конспект

преподавателя

Учить конспект

1.8.2.

Практическое занятие №10

Основные свойства ГСМ, их маркировка. Заправка машин горючим.

ПЗ

Конспект

преподавателя

Учить конспект

Урок обобщения и контроля знаний по разделу

20

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

КОУ

Конспект

преподавателя

Учить конспект

Раздел 2.

Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин

40

2.1.

Машины и механизмы для обработки почвы

6

2.1.1.

Машины и механизмы для основной и специальной подготовки почвы.

2

21

Технологические процессы обработки почвы и агротехнические требования. Машины и механизмы Плуги. Их устройство. Принципы агрегатирования с тракторами различных классов

ИНМ

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Уч.пос. для НПО Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. 7-е изд., - М.: И.Ц. "Академия" 2013 416с.

Стр.

123-135

2.1.2.

Практическое занятие №11

2

22

Машины и механизмы для поверхностной обработки почвы.

Лущильники. Бороны. Принципы и способы агрегатирования.

Катки. Культиваторы.

ПЗ

Там же

Стр.

136-143

2.1.3.

Практическое занятие №12

2

23

.Машины и механизмы для обработки почвы. Принципы и способы агрегатирования.

ПЗ

Там же

Стр.

144-157

2.2 .

Посевные и посадочные

машины

6

2.2.1

Машины для посева различных культур,

2

24

Машины для посева различных культур, их назначение, конструкция, принцип работы.

Сеялки, их конструкция, принцип работы.

ИНМ

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Уч.пос. для НПО Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. 7-е изд., - М.: И.Ц. "Академия" 2013 416с.

Стр.51-54

2.2.2.

Машины для посадки различных культур

2

25

Машины для посадки различных культур, их классификация, назначение, устройство и принцип работы. Машины для посадки картофеля, их конструкция, принцип работы и регулировка. Машины для посадки рассады, их конструкция, принцип работы и регулировка.

ИНМ

Там же

Стр.

54-61

2.2.3.

Практическое занятие №13

2

26

Рабочие и вспомогательные органы сеялок, их типы, технические характеристики.

Показатели качества работы посадочных машин.

Правила безопасности труда при эксплуатации посадочных машин.

ПЗ

Там же

Стр.

64-71

2.3.

Машины для внесения удобрений и химической защиты растений

6

2.3.1

2

27

Удобрения, их классификация, технологические свойства, способы подготовки к внесению.

Машины для внесения удобрений, их конструкция и регулировка, контроль качества работы.

ИНМ

Там же

Стр.

164-171

2.3.2.

Машины для химической защиты растений.

1

28

Машины для химической защиты растений, их назначение, классификация и агротехнические требования.

КУ

Там же

Стр.

185-195

Практическое занятие №14

1

Способы и средства защиты растений.

2.3.3.

Практическое занятие №15

2

29

Машины и механизмы для химической обработки древесно-кустарниковой растительности (опрыскиватели)

Правила безопасности труда и охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для химической защиты растений и внесения удобрений.

ПЗ

Там же

Стр.

206-219

2.4.

Мелиоративные машины.

Машины для полива.

4

2.4.1

Мелиоративные машины.

2

30

Землеройные машины, их назначение, типы, устройство и принцип работы. Болотные срезы и плуги, экскаваторы, скреперы, грейдеры, катки, их устройство и техническая характеристика.

ИНМ

Там же

Стр.

380-399

2.4.2

Практическое занятие №16

2

31

Машины и установки для орошения и полива. Дождевальные машины и установки, их характеристика, устройство, принцип работы.

ПЗ

Там же

Стр.

400-406

2.5.

Машины для заготовки кормов.

4

2.5.1.

Машины для заготовки кормов.

2

32

Машины, для заготовки сена, их классификация, назначение и техническая характеристика. Косилки, грабли, копнители, копновозы, стоговозы стогометатели, стогообразователи,. Машины для заготовки сенажа и силоса. Машины для искусственной сушки трав.

ИНМ

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Уч.пос. для НПО Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов и др. 7-е изд., - М.: И.Ц. "Академия" 2013 416с.

Стр.

219-236

2.5.2.

Практическое занятие №17

2

33

Правила безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации машин для заготовки

рассыпного сена.

ПЗ

Там же

Стр.

237-239

2.6.

Машины для уборки картофеля, корнеплодов и овощных и зерновых культур

6

2.6.1

Зерноуборочные машины.

2

34

Средства механизации для уборки зерновых культур. Зерноуборочные комбайны, их типы, классификация. Машины для уборки кукурузы на зерно.

ИНМ

Там же

Стр.

251-288

2.6.2

Машины для уборки картофеля, корнеплодов и овощных культур.

1

35

Типы машин для уборки картофеля, их классификация. Послеуборочная обработка картофеля.

Машины для уборки моркови, кормовой и сахарной свеклы, их конструкция, принцип работы.

КУ

Там же

Стр.

310-340

Практическое занятие №18

1

2.6.3.

Практическое занятие №19

2

36

Правила безопасности труда, пожарной безопасности и охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для уборки зерновых культур.

ПЗ

Там же

Стр.

295-305

2.7.

Машины для посадки древесной растительности выкопки и транспортировки посадочного материала.

1

37

Механизация лесопосадочных работ. Технологический процесс. Классификация лесопосадочных машин.

КУ

Конспект преподавателя

Учить конспект

Практическое занятие №20

1

Конструкция лесопосадочных машин.

2.8.

Машины и механизмы для проведения уходных работ в лесопарках.

1

38

Машины и механизмы для проведения уходных работ в лесопарках.

КУ

Конспект

преподавателя

Учить конспект

Практическое занятие №21

1

Мотокультиваторы и их конструктивные особенности. Бензомоторные инструменты.

2.9.

Погрузочно-разгрузочные машины.

2

2.9.1.

Практическое занятие №22

2

39

Погрузочно-разгрузочные машины. Транспортные средства. Классификация, назначение и технические характеристики.

ПЗ

Там же

Стр.34-48

Урок обобщения и контроля знаний.

2

40

Зачёт.

Итого

80

предметно-цикловой комиссии Н.Л. Мелкова

общегуманитарных и социально-

экономических дисциплин «____» сентября 2018 г.

от «___» сентября 2018 г. №____

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине Механизация работ в зелёном строительстве для профессиональной подготовки

Работник зелёного хозяйства

2018

Перечень вопросов для зачёта по учебной дисциплине Механизация работ в зелёном строительстве для профессиональной подготовки

Работник зелёного хозяйства

1. История сельскохозяйственных машин.

2. Структура и классификация машин.

3. Потребительские свойства машин.

4. Технологические свойства почвы.

5. Способы обработки почвы.

6. Агротехнические требования к основной обработке почвы.

7. Агротехнические требования к минимальной обработке почвы.

8. Агротехнические требования к поверхностной обработке почвы.

9. Устройство и принцип действия плуга.

10. Устройство и принцип действия комбинированных агрегатов.

11. Устройство и принцип действия борон.

12. Устройство и принцип действия лущильников.

13. Устройство и принцип действия катков.

14. Устройство и принцип действия культиваторов для сплошной обработки почвы.

15. Организация поверхностной обработки почвы.

16. Технология внесения удобрений.

17. Виды и способы внесения удобрений.

18. Агротехнические требования к машинам для внесения удобрений.

19. Туковысевающие аппараты комбинированных машин.

20. Машины для внесения жидких органических удобрений.

21. Машины для внесения твердых органических удобрений.

22. Агротехнические требования к посевным машинам.

23. Способы посева.

24. Классификация посевных и посадочных машин.

25. Типы высевающих аппаратов.

26. Устройство и принцип действия сеялки СЗ-3,6А.

27. Устройство и принцип действия сеялки Amazone D8-40 Supper.

28. Методы и способы защиты растений.

29. Агротехнические требования, предъявляемые к машинам для защиты растений.

30. Типы машин по химической защите растений и технологические схемы их работы.

31. Способы уборки зерновых культур.

32. Классификация зерноуборочных машин.

33. Назначение и устройство рядковых жаток.

34. Назначение и устройство подборщиков.

35. Назначение и технологическая схема работы зерноуборочного комбайна.

36. Виды кормов, способы уборки.

37. Агротехнические требования к машинам для заготовки кормов.

38. Машины для заготовки кормов.

39. Машины для послеуборочной обработки и хранения зерна.

40. Машины для подготовки семян к посеву. Протравливатели семян.

41. Машины для возделывания и уборки сахарной свеклы.

Преподаватель Осадчий С.В.


дисциплины

« Машины и механизмы в садово-парковом и ландшафтном строительстве »

для специальности 250203 «Садово-парковое и

ландшафтное строительство»

Разработал:

Михайленко Н.А.

Краснодар 2010 г.

Введение

Машины и механизмы для механизации обработки почвы и работ по уходу за растениями

Машины и механизмы для механизации посевных и посадочных работ.

Машины и механизмы для механизации работ по внесению удобрений.

Машины и механизмы для механизации полива

Машины и механизмы для стрижки газонов и скашивания травы

Машины и механизмы для формирования и обрезки крон деревьев и кустарников

Минитехника для механизации приусадебного хозяйства

Тема 8. Машины для подготовительных земляных работ и подготовки почвы

Машины и механизмы для механизации работ по борьбе с вредителями и болезнями

Введение

План лекции

    Средства механизации работ в садово-парковом хозяйстве

    Тракторы и энергетические средства

    Средства механизации работ в садово-парковом хозяйстве

С целью интенсификации работ по созданию и содержанию садово-парко­вых объектов в садово-парковом хозяйстве применяется целый ряд машин и ме­ханизмов, значительно увеличивающих производительность труда и снижающих трудоемкость производственных процессов. К настоящему времени парк машин и механизмов постоянно увеличивается и совершенствуется в направлении спе­циализации садово-паркового хозяйства. В садово-парковом хозяйстве находит все большее применение малогабаритная техника, наряду с машинами, приме­няемыми в дорожном строительстве и сельском хозяйстве. Широко применимы машины для подготовки территорий под озеленение и содержание объектов. Для ведения земляных работ используют бульдозеры, автогрейдеры, экскава­торы. В производство работ внедрены машины для пересадки крупных деревь­ев, агрегаты для посева семян газона, внесения удобрений, полива насаждений.

Средства механизации применимы для выполнения трудоемких основных работ. Окончательная «отделка» и оформление садово-парковых объектов ведется руками квалифицированных рабочих с применением ручных механизмов.

    Тракторы и энергетические средства

Тракторы являются основными базовыми машинами, применяемыми при создании садово-парковых объектов. С тракторами агрегатируются (навешива­ются или прицепляются) сменные механизмы, машины и орудия для выполне­ния всех видов садово-парковых работ.

При создании садово-парковых объектов применяются:

Колесные тракторы средней и малой мощности;

Гусеничные тракторы, применяемые как дорожностроительные машины при создании новых объектов, а также в древесно-декоративных питом­никах, совхозах декоративного садоводства.

При содержании зеленых насаждений на объектах, небольших по размеру, сложной конфигурации, особенно в жилой застройке, имеет место многообра­зие и специфичность выполняемых технологических операций. Это обусловлива­ет особые требования к подбору машин. В сложных условиях городской среды можно использовать в основном малогабаритные машины и механизированные инструменты.

К этим средствам относятся малогабаритные тракторы (рис. 8.1), мотоблоки (рис. 8.2), энергоблоки, мотоорудия (мотокультиваторы, моторыхлители, мото­фрезы, мотокосилки и др.).

Рис. 8.1. Общий вид малогабаритного трактора: 1 - двигатель; 2 - сцепление;

3 - коробка передач; 4 - рукоятка переключения передач; 5 - рычаг заднего хода;

6 - рулевое управление; 7- сиденье; 8 - соединительный вал; 9 - главная передача

Заднего моста; 10- дифференциал; 11- вал отбора мощности; 12 - рычаг переключения привода задних колес; 13 - заднее колесо; 14 - конечная передача; 15 - переднее колесо

Рис. 8.2. Общий вид мотоблока: 1 - рукоятка управления; 2- рычаг управления сцеплением;

3 - рычаг газа; 4 - рычаг реверса; 5 - рычаг переключения передач; 6, - рулевая штанга;

7-рычаг включения вом-а; 8 - бензобак; 9 - воздушный фильтр; 10 - двигатель;

11 - колеса; 12 - сцепка вом-а; 13 - стойка; 14 -прицеп

В зависимости от массы и мощности двигателя малогабаритные тракторы и мотоблоки подразделяются на три типа: легкий, средний, тяжелый. По конструкции ходовой части малогабаритные тракторы подразделяются на:, колесные, ко лесно-гусеничные и гусеничные. Разновидностью этих тракторов можно считать са­моходные тележки (микрошасси). Мотоблоки и мотоорудия имеют однооснь колесный движитель и используются для обработки почвы, скашивания трав и других работ.

Большинство малогабаритных тракторов имеет аналогичную «большим» трак­торам традиционную схему компоновки с задними ведущими колесами большо­го размера и передними (ведущими и не ведущими) колесами меньшего разме­ра, а также шарнирно-сочлененную конструкцию со всеми ведущими колесами одинакового размера. Отличительной особенностью компоновочных схем мо­тоблоков и мотоорудий является расположение двигателя.

Выделяются следующие схемы:

Двигатель устанавливается консольно. Коленчатый вал двигателя соосен ведущему валу трансмиссии и перпендикулярен оси ведущих колес. С транс­миссией соединен жестко и является единым агрегатом. Относительно хо­довых колес двигатель вынесен вперед или назад - европейская схема ком­поновки;

Двигатель устанавливается на специальном кронштейне. Связан с транс­миссией клиноременной передачей, выполняющей одновременно роль муфты сцепления, - японская схема компоновки;

Двигатель представляет собой легкосъемный энергетический модуль. Ко­ленчатый вал расположен вертикально. Модуль соединяется с различны­ми технологическими модулями - тяговым, косилочным, насосными и др.

В табл. 8.1 представлен типаж малогабаритных тракторов и мотоблоков.

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОМ САДОВО-ПАРКОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А. А. 30Л0ТАРЕВСКИИ, доцент кафедры механизации МГУЛа, член-корреспондент РАЕН

Несмотря на определенные финансовые трудности городское жилищное строительство, хотя и не прежними темпами, продолжает расти. В связи с этим вопросы по охране окружающей среды и созданию благоприятных условий для быта и отдыха городского населения по-прежнему являются актуальными. Одним из важных мероприятий по улучшению окружающей среды являются работы по благоустройству и озеленению населенных мест.

Зеленые насаждения составляют неотъемлемую часть благоустройства городов и населенных мест. Они играют важную роль в архитектурном оформлении городов, в санитарно-гигиеническом улучшении и оздоровлении условий жизни городского населения.

Насаждения очищают воздух города, задерживая до 80 % пыли и до 50 % вредных газов, находящихся в атмосфере. В летнюю жару температура воздуха среди насаждений на 4-8 °С ниже температуры на открытых местах. Деревья и кусты увеличивают относительную влажность воздуха на 15-30 %, снижают шум города на 15-25 % и благотворно влияют на обеззараживание, ионизацию воздуха.

Парки, сады, бульвары и скверы в значительной степени определяют планировочную структуру города, являются обязательным элементом его культурного ландшафта.

Однако условия городов не всегда благоприятствуют развитию зеленых насаждений. Почвы здесь часто засорены строительными или бытовыми отходами, уплотнены и загрязняются газами и твердыми частицами. Это выдвигает ряд специфических требований к агротехнике выращивания растений и средствам механизации, используемым для ее оснащения.

Применение машин повышает не только производительность труда, но и каче-

ство работ, агробиологический и декоративный эффект выполнения технологических операций.

Работы в городском озеленительном хозяйстве можно разделить на три основные группы: выращивание посадочного материала и цветов, создание новых озелененных массивов (строительство насаждений), уход за городскими зелеными насаждениями.

Для механизации этих работ используются технические средства, специально созданные для озеленительных работ, а также заимствованные из других отраслей народного хозяйства, в основном из сельского и лесного строительства.

Технологические операции, относящиеся к работам первых двух групп, достаточно полно оснащены машинами, выпускаемыми отечественной промышленностью для нужд строительства, сельского и лесного хозяйства. Так с помощью бульдозеров готовят участки под посадки деревьев, кустарников и газоны; сельскохозяйственные навесные плуги и культиваторы широко применяют в питомниках декоративных растений для обработки почвы и борьбы с сорняками; ковшовые экскаваторы используют для рытья ям под посадку деревьев, а траншейные - для посадки кустарниковых изгородей и т.п.

Однако работы по уходу за городскими зелеными насаждениями в большинстве своем сложно механизировать строительными, сельскохозяйственными или лесными машинами, что объясняется спецификой условий, в которых эти машины должны эксплуатироваться: размеры обрабатываемых площадей малы; плотность почвы колеблется в большйх пределах - например, плотность дорожек и площадок, образованных движением пешеходов в местах, не предусмотренных проектом, в 5-7 раз выше плотности остального газона; почва засорена

различного рода твердыми предметами и т.д. Поэтому к ним предъявляются особые требования: малые габариты, позволяющие

вписываться в границы обрабатываемых площадей; высокая маневренность и сохранение работоспособности при маневрировании; способность обрабатывать почвы различной плотности и засоренности твердыми предметами; легкость управления машинами в работе.

Кроме того, машины должны работать с минимальным расходом энергии, так как стесненность оперативных площадей городских озеленительных хозяйств не позволяет использовать крупногабаритные базовые шасси и мощные двигатели.

Совершенствование механизированных работ по строительству озеленяемых территорий осуществляются за счет использования качественно новых типов посадочных материалов, позволяющих либо получать необходимый санитарно-декоративный эффект немедленно, либо значительно сократить число технологических операций.

При строительстве газонов в этом случае используют готовый дерновой покров, заранее выращиваемый в специально отведенных местах, нарезаемый там полосами и сворачиваемый в рулоны. Рулоны дерна подвозят к озеленяемой площадке и разворачивают. Для нарезания дерна используют либо специальные машины, оборудованные вибрационным ножом, либо скобы-ножи, навешиваемые на трактор. Ковер из дерна можно также выращивать между синтетическими пленками. Затем рулон с дерном разворачивают, пленку удаляют и газон готов к эксплуатации.

Немедленный эффект можно получить и при пересадке крупномерных деревьев с комом земли в заранее подготовленные ямы, специально созданные для этой цели машинами.

Сокращения числа технологических операций при создании газонов на горизонтальных поверхностях, а также на крутых склонах можно достичь с помощью так называемого гидропосева.

Сокращение объемов работ, частоты и повторения технологических операций

достигается за счет использования различных замедлителей роста растений, например гербицидов при кошении газонов и стрижке кустарников.

Наиболее трудоемкие операции ухода за городскими насаждениями можно механизировать с помощью следующих машин:

1) газонокосилка большой производительности;

2) газонокосилка средней производительности;

3) щеточный газоноочиститель;

4) навесной распределитель удобрений;

5) навесная борона;

6) стационарная дождевальная установка;

7) машина для аэрации почвы газона;

8) высокопроизводительный опрыскиватель;

9) ранцевый опрыскиватель-опыливатель с механическим приводом насоса-вентилятора;

10) механическая вышка на базе легкового трактора с набором механизированного инструмента для обработки кроны и штамба деревьев;

11) ручной моторизированный инструмент для рыхления почвы приствольных лунок древесно-кустарниковых пород;

12)система гидробуров;

13) машина большой производительности для подрезки кустарников;

14) ручной моторизированный инструмент для подрезки кустарников;

15) ручной моторизированный инструмент с пильным диском;

16) машина с набором навесных и прицепных орудий для уборки садовых дорожек и площадок в летнее и зимнее время;

17) вакуумная машина для ухода за садовым инвентарем;

18) виброкаток.

На сегодняшний день в городском зеленом хозяйстве существует большое разнообразие как отечественных, так и зарубежных машин и механизмов. Отечественные, как правило выпускаемые не специализированными предприятиями, не всегда отвеча-

ют требованиям городского зеленого хозяйства. Зарубежные машины имеют достаточно высокие технологические показатели, однако их стоимость более высокая, и применение их в наших условиях не всегда

целесообразно. Ниже (см. табл.) приведены основные технологические требования к выбору машин и механизмов для содержания зеленых насаждений в городских условиях.

Основные технологические требования к выбору машин и механизмов для содержания

зеленых насаждений

Наименование технологической операции Кратность операции за вегетацию Качественные показатели операции Тип машины или оружия, механизирующих операцию Наименование и размерный ряд главного параметра

1. Обрезка и скашивание растений

1.1. Выкашивание газонов 18 Высота срезанного травостоя - 3-6 см. Неравномерность высот срезанных стеблей в разных точках газона не должна отличаться более чем на 5 %. Высоты плоскостей среза двух соседних стеблей не должны отличаться более чем на 5 % Газонокосилка с плосковращательным ножом. Газонокосилка с рогационно-барабан-ным режущим аппаратом Ширина захвата 0,5 м. Ширина захвата 1,5 м

1.2 Формовочная обрезка деревьев 1 Максимальная высота формируемых деревьев - 8 м. Максимальный диаметр обрезаемых ветвей - 30 мм. Максимальный радиус обрезанной кроны - 2 м Манипулятор на базе самоходного шасси с комплектом навесного оборудования для обработки крон и штамба деревьев и стрижки кустарниковых изгородей Высота обрабатываемых деревьев - до 8 м

1.3. Санитарная обрезка деревьев 1 Максимальный диаметр срезаемой ветки - 100 мм. Максимальный диаметр перерезаемого ствола -до 300 мм |

1.4. Заделка дупел и механических повреждений 1 Максимальный диаметр дупла - 20 мм. Максимальный диаметр дупла - до 500 мм. Глубина дупла максимальная - до 300 мм

1.5. Удаление поросли 1 Максимальный диаметр ветвей - до 10 мм

1.6. Стрижка живой изгороди 4 Число стеблей несрезанных после обработки - 0 %. Максимальный диаметр стеблей - 6 мм

1.7. Обрезка и прореживание одиночных кустарников и в группах 2 Число стеблей несрезанных после обработки - 0 %. Максимальный диаметр стеблей - 6 мм Ручной электрокусторез Захват - 0,8 м

Продолжение таблицы

2. Распределение технологических материалов

2.1. Обработка деревьев ядохимикатами 2 Высота обрабатываемых деревьев до 25 м. Степень распыления жидкого яда - не менее 120 мк (для жилых застроек); не менее 50 мк (для парков и скверов) Насосно-вентиляторный опрыскиватель Высота обрабатываемых деревьев до 25 м

2.2. Обработка кустарников ядохимикатами 2 Высота обрабатываемых деревьев до 8 м. Кустарников -до 1,8м. Высота обрабатываемых деревьев более 25 м Ранцевый моторизованный опрыскиватель Дальность выброса струи - до 8 м

2.3. Обработка газонов и цветников гербицидами 2 Жидкий гербицид требуемой концентрации не должен выноситься за пределы обрабатываемой площади газона Машина для распределения гербицидов Ширина захвата 0,8 м

2.4. Полив газонов и цветников 12 Размер капель дояедя - не более 200 мк. Коэффициент неравномерности полива - 0,9 Дождевальная короткоструйная установка Дальность выброса струи - 8 м.

2.5. Внесение в зону корневой системы деревьев и кустарников воды, растворов стимуляторов роста и минеральных удобрений 1 (удобрения) 4 (полив) Максимальная глубина внесения жидкости - 1 м. Максимальный расход поливочной воды - 60 л/дерево или 30 л/куст Оборудование для инъектирования жидкости в корнеобитаемый объем растений Г лубина инъектирования до 1 м

2.6. Внесение в зону корневой системы деревьев и кустарников сухих порошкообразных и гранулированных минеральных удобрений 1 Глубина внесения порции удобрений - 0,7 м. Максимальная доза вносимого удобрения 0,8 кг Оборудование для внесения в корнеобитаемый объем растений сухих минеральных удобрений Г лубина внесения дозы - 0,7 м

3. Очистка технологических поверхностей

3 .1. Очистка приствольных площадок деревьев и кустарников от листьев и мусора 3 Содержание листьев и мусора на очищенной площади -0% Концентратор - погрузчик листьев Ширина захвата до 6 м. Плечо погрузки -до 20 м

3.2. Сбор с поверхности газонов листьев, мусора и скошенной травы 12 Содержание листьев на очищенной поверхности - 0 %. Содержание срезанной зеленой массы, оставшейся после проход а машины - до 10 % Листоуборочная машина Ширина захвата -1,3 м

3.3. Сдвигание снежной массы с поверхности дорожек к обочине 15 Поверхность должна быть полностью очищена от свежевыпавшего снега Навесные снежный плуг и щетка Ширина захвата -1,4 м

3.4. Перекидывание снежной массы с дорожек на обочину 10 Дальность перекидывания свежевыпавшего снега 2-8 м Навесное фрезернороторное оборудование Ширина захвата -1,4 м

Окончание таблицы

3.5. Обмывание крон деревьев и кустарников 3 С поверхности листьев слой пыли должен быть удален полностью. Оставшиеся включения частиц пыли в порах листьев должны быть смочены

4. Обработка почвы и г эунта

4.1. Рыхление приствольных площадок деревьев и кустарников. Рыхление почвы цветников 3 Максимальная глубина рыхления - 50 мм. Максимальный диаметр комков почвы - 6 мм. Степень перемешивания слоев почвы - 85 % Малогабаритная почвенная фреза Ширина захвата -0,4-0,8 м

4.2. Аэрация почвы газонов 2 Глубина прокладывания до см. Интенсивность прокалывания - до 100 проколов/м2. Диаметр проколов - до 14 мм Навесной аэратор почвы Ширина захвата -1,4 м. Масса - до 500 кг

4.3. Обрезка бровок газонов 3 Толщина срезаемого слоя почвы до 500 мм. Отклонение от прямой при обрезке -20 мм на 1 м пути Машина для обрезки бровок газона Ширина захвата -до 100 мм

4.4. Уплотнение грунтовых садовых дорожек и площадок 1 Степень уплотнения после 2-го прохода - 250 %. Неравномерность уплотнения -5% Виброкаток Ширина захвата -1,2 м

По способу привода все машины для ухода за насаждениями можно разбить на две категории:

1) машины, рабочие органы которых являются навесными к базовому шасси, например, легкому малогабаритному трактору;

2) машины, двигатель которых является навесным к набору рабочего оборудования.

Подобная классификация позволяет унифицировать привод машины, что снижает себестоимость работ и улучшает эксплуатационную характеристику машин.

Машины, относящиеся к первой категории, как правило, обслуживают насаждения, растущие вдоль благоустроенных дорожек или сами дорожки.

Машины, входящие во вторую категорию работ, используются в местах, где не могут работать машины первой категории - на поверхности газонов, в стесненных условиях, при выборочной обработке озеленительных объектов и т.д.

Вопросы комплексной механизации технологических процессов озеленительных работ получили свое практическое развитие

лишь в семидесятых годах и являются предметом дальнейших разработок.

Совершенствование конструкции машин для городского озеленения и процессов их применения ведется в направлении:

Использования новых прогрессивных конструкций, значительно уменьшающих общую массу машины. Например, применение в качестве опор газонокосилок воздушной подушки позволяет снизить массу машины в 3-16 раз в зависимости от ширины ее захвата;

Снижения уровня шума работающих машин путем использования малогабаритных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания, электрических и инерционных двигателей;

Автоматизации трудоемких технологических процессов. В настоящее время разрабатываются автоматизированные системы полива газонов и древесно-кустарниковой растительности. Имеется информация о запатентованных конструкциях газонокосилок с автоматизированным управлением, где применяются датчики положения, фиксирующие границу между скошенным и нескошенным травостоем газона.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.