Линейка автобусов лиаз. Школьные лиаз

Полное название: «Ликинский Автобусный Завод»
Другие названия: ЛОЗОД, ЛиМЗ
Существование: 1933 - наши дни
Расположение: (СССР), Россия, Ликино-Дулево (Московская обл.)
Ключевые фигуры: Казаков Александр Михайлович - управляющий директор
Продукция: Автобусы, троллейбусы
Модельный ряд:

Информация по моделям временно отсутствует

История предприятия ЛиАЗ.

В августе 1933-го года в Московской области в небольшом городке Ликино – Дулево был запущен «Лесотехнический завод облагораживания древесины» (ЛОЗД). Это событие считается началом истории Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ).

Уже в 1935-ом году заводом выпускались: прессованная древесина и изделия из неё, бруски лигностона, изоляционные плиты.

В 1945-ом году завод родился заново и, получив новое современное оборудование, поменял свой профиль и был переименован, получив название «Ликинский машиностроительный завод» (ЛиМЗ). Он производил обширный ассортимент продукции: передвижные электростанции, электропилы, мотовозы, шпалорезные станки. К 1946-му году на предприятии работало более 1100 сотрудников.

В 1958-ом году было принято правительственное решение об очередном перепрофилировании предприятия. Заводу дали название «Ликинский автобусный завод» и с тех пор его специализацией стал выпуск автобусов.


С января 1959-го года начинается сборка пассажирских автобусов. Первой выпущенной моделью от этого производителя стал ЛиАЗ-158. Всего за десять лет предприятием было выпущено 50 000 единиц этой модели. Одновременно конструкторами разрабатывались и новые модели.

В конце пятидесятых, и в шестидесятые годы в Советском Союзе гигантскими шагами развивалось жилищное строительство. Новые микрорайоны в городах росли как грибы после дождя. Население в городах росло высокими темпами. Эти обстоятельства привели к необходимости разработки городских автобусов большой вместимости. Так появилась знаменитая модель «ЛиАЗ -667», разработка которой началась в 1962-ом году. А весной 1968-го года автобусы этой марки были запущены в серийное производство. За 25 лет производства этой модели свет увидели около двухсот тысяч единиц.

Хронология событий второй половины 20-го века.

В 1975-ом году производство достигло своей проектной мощности - 10000 автобусов в год, а в штате работало 7837 человек.

В 1976-ом году завод, в соответствии с указом Правительства СССР, был награждён Орденом Трудового Красного знамени.

Предприятие успешно продолжало свою деятельность, и в 1978-ом году был представлен модернизированный «ЛиАЗ – 667М».

В 1985-ом году на предприятии была проведена большая работа по реконструкции и модернизации предприятия, которая была нацелена на освоение новой модели автобуса «ЛиАЗ – 5256», которая была разработана в заводском КБ в конце 70-х, начале 80-х гг.

В 1988 год – начало поточного производства модели «ЛиАЗ 5256», коя стала основной для предприятия в девяностые годы.

В августе 1994 года был прекращён выпуск знаменитых на всю страну автобусов «ЛиАЗ-677».


В середине девяностых годов для предприятия настали очень тяжелые времена, в результате чего производство в 1996-ом году было полностью остановлено. Завод оказался должником как своему персоналу по зарплате, так и государству (в виде налогов). В итоге, в 1997-ом году предприятие официально было объявлено банкротом и перешло под внешнее управление.

Тем не менее, в эти трудные времена предприятие смогло сохранить за собой территорию, корпуса и оборудование.

Спустя некоторое время, после реорганизации, уже под вывеской «Ликинский автобус» предприятие возобновило работу.

C 2000-го по 2004 гг. оно входит в состав концерна «РусАвтоПром».

В 2005-ом году оно уже является составной частью автомобилестроительной группы «ГАЗ».

В это время конструкторами завода разрабатываются и запускаются в производство такие новые модели как низкопольные автобусы «ЛиАЗ-5293» и «ЛиАЗ - 5292», сочленённый городской автобус повышенной вместимости «ЛиАЗ – 6212», пригородный «ЛиАЗ-5256 R».

Кроме того, на базе созданных ранее автобусов производятся троллейбусы: «ЛиАЗ-52802»,«ЛиАЗ-5280», «ЛиАЗ-52803».

На сегодняшний день «Ликинский автобус» является современным крупнейшим предприятием в России, которое владеет передовыми высокоразвитыми технологиями по созданию больших городских автобусов и обеспечивает производство продукции, которая полностью соответствует всем действующим европейским стандартам.

«Блог Дальнобойщик» продолжает серию фоторепортажей по предприятиям дивизиона «Русские автобусы - группы ГАЗ». Представляем вашему вниманию фоторепортаж с Ликинского автобусного завода. Устраивайтесь удобней, фотографий будет много.

1. Наша экскурсия по заводу начинается с прессово-заготовительного цеха.

2. Здесь происходит продольный и поперечный раскрой рулонной стали, а так же все необходимые заготовки для холодной штамповки деталей будущих автобусов.

3. Линия "Хальброн".

4. В холодноштамповочном производстве изготавливают облицовочные панели кузова, а также детали и узлы элементов каркаса кузова.

5. Участок лазерной резки с применением комплекса "Trumpf TL - 3030".

6. С помощью хитрого крана оператор подаёт металлический лист в рабочую зону станка.

7. Нам удалось заглянуть за защитный экран и подсмотреть, как луч лазера на огромной скорости прожигает правильный профиль будущей заготовки.

8. Спустя некоторое время, станок выгружает готовые детали.

9. Но это лишь начало долгого процесса.

10. Чуть позже, с помощью пресса, им придадут нужную форму.

11. Готовые детали ждут отправки на следующие этапы производства.

12. Рабочий процесс.

13. Изготовление, змеевика - испарителя, воздушной системы. Позже увидим, как деталь выглядит на готовом автобусе.

14. Теперь проследуем в цех сварочно-кузовного производства. На фотографии - линия сборки-сварки крыши SCHLATTER. Предварительно рабочие набирают на стапеле элементы будущей крыши.

15. SCHLATTER за работой.

16. Следуем по нитке конвейера и мы. Шаг за шагом, элементы автобуса приобретают всё новые и новые детали.

17. Собирается передняя панель автобуса. Сварщик за работой.

18. Наконец, настаёт время, когда на конвейере собирают в единое целое все элементы каркаса автобуса. Передняя часть – на фото.

19. Так называемая рама – нижняя, несущая часть кузова автобуса.

20. На стапеле, соблюдая строгую геометрию кузова, все детали собирают в единое целое.

21. Оператор.

22. Сварка кузова на стапеле. Теперь, при желании, можно рассмотреть силуэт будущего автобуса.

24. Для того чтобы борта автобуса были абсолютно ровные, на ЛиАЗе применяют уникальную технологию. Перед сваркой, лист металла нагревают до температуры 90 градусов по Цельсию. Он увеличивается в размерах и лишь потом, его натягивают на раму.

25. Заключительные штрихи кузовного производства.

26. Обратите внимание, две части, сочленённого автобуса поступают на катафорезную обработку кузова.

27. Аналогов такого процесса для кузовов таких габаритов в России, других странах СНГ и странах ближнего зарубежья нет.

28. Командует процессом хрупкая девушка.

29. Кузова поочерёдно окунают в несколько огромных ванн.

30. В своё время завод стал первым предприятием в России, применившим полную антикоррозионную обработку кузовов методом катафореза. Суть этого метода электролитического окрашивания состоит в том, что изделие, помещённое в катафорезную ванну, подвергается воздействию электрического поля. В результате этого специальная краска на водной основе осаждается на всё изделие целиком, не пропуская даже труднодоступных уголков. Сцепление эпоксидного слоя с металлом чрезвычайно прочно, а получившееся покрытие устойчиво к самым агрессивным погодным условиям.

32. Для меня было откровением то, что крыша автобуса, на сто процентов покрыта пластиковым листом.

33. На ЛиАЗе утверждают, что эта технология на порядок практичней и долговечней.

34. На предприятии постоянно трудятся около полторы тысячи рабочих, при средней зарплате в 35 тысяч рублей.

35. На данный момент, февраль 2012 г., каждую смену за ворота завода выходит 10 новеньких автобусов.

36. Но самый вал по заказам на ЛиАЗе приходится на конец года, т.к. основные заказчики предприятия бюджетные организации. В такие моменты выход автобусов с конвейера резко увеличивается. Предприятие набирает временных рабочих и поднимает зарплаты.

37. Кузова являются предметом законной гордости завода.

38. ЛиАЗ гарантирует, что кузова его автобусов прослужат не менее 12 лет до сквозной коррозии.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

44. Прижимы.

45. Сказать, что работа буквально горит в руках мастеров, будет недостаточно - это надо увидеть собственными глазами.

46. Размеры предприятия впечатляют. Ветка конвейера плывет по двум этажам одновременно.

47. Настало время спуститься к заключительной линии сборки автобусов. Каждые 45 мин на конвейере устанавливают мосты, каждые 90 двигатель.

48. По желанию заказчика машины комплектуются мостами фирм ZF, Raba или отечественными КААЗ.

49. В данном случае, как видно на фото, на автобус установлен ведущий мост немецкого производителя - фирмы ZF.

50. Выбор двигателя и коробки так же зависит от желания заказчика. Гамма агрегатов широка, от отечественных ЯМЗ и КАМАЗ, до лучших импортных образцов фирм MAN, Caterpillar, Cummins. Коробки скоростей Voith, ZF.

ЛиАЗ
С середины 2000‑х годов ЛиАЗ, входящий в «Группу ГАЗ», поэтапно модернизировали. Сейчас в Ликине производят пятнадцать базовых моделей и около шестидесяти их модификаций. Самая свежая разработка - городские низкопольные автобусы, полностью соответствующие европейским требованиям. Кроме традиционного 12‑метрового ЛиАЗ‑5292 выпускают машины длиной от 9,5 м (ЛиАЗ‑4292) до 18,75 м (сочлененный ЛиАЗ‑6213).

Урбан-эстетика

Красивый городской автобус - это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках - облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова - из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.

Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла - антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть - просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.

Наши силы

Двигатели для автобусов, выпускаемых в Ликине-Дулёве, производит ЯМЗ. Эти моторы - плод совместной работы яро­славцев и австрийской компании AVL. Шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,65 л развивает мощность 240–312 л.с., четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 объемом 4,3 л выдает 190–210 л.с.

В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.

Топливная система - бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» - не менее 700 тысяч километров, «шестерок» - 900 тысяч.

Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.

ЛиАЗ

Не переключайтесь

Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные - ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат - 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.

На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм - конечно, при использовании соответствующих шин.

Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».

ЛиАЗ-429260-60 4×2

ЛиАЗ-529265 4×2

ЛиАЗ-621365 6×2

Длина/ширина/высота

9500/2500/2938 мм

12 400/2500/2880 мм

18 750/2500/2880 мм

Радиус разворота

Снаряженная/полная масса

н.д./13 150 кг

10 500/18 000 кг

15 730/28 000 кг

7100/9700/11 200 кг

Пассажировместимость/количество сидячих мест

75 чел./18 + 1

108 чел./28 + 1

193 чел./33 + 1

Двигатель

ЯМЗ-534030 (Евро-5), 4,43 л; 210 л.с. при 2300 об/мин;
730 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53633 (Евро-5), 6,65 л; 276 л.с. при 2300 об/мин; 1250 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53613 (Евро-5), 6,65 л; 310 л.с. при 2300 об/мин; 1221 Н·м при 1300–1600 об/мин

Запас топлива

Трансмиссия

ведущий мост - ZF AV110, портальный, с центральным коническим редуктором; коробка передач - ZF 6AP-1000B, А6 с ГМП

ведущий мост - ZF AV133, портальный, с центральным коническим редуктором, с двухпоточными бортовыми редукторами; коробка передач - ZF 6AP-1400B, А6 с ГМП

Ходовая часть

передняя подвеска - независимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 265/70 R19,5

передняя подвеска - зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 275/70 R22,5

Ликинский автобусный завод это ведущий производитель пассажирских автобусов на отечественном рынке. Завод располагается в г. Ликино-Дулёво Орехово - Зуевском районе Московской области на площади размером 630 000 кв.м., 172 000 из которых является производственной. В настоящее время предприятие представляет собой высокотехнологичный комплекс, основанный на передовых технологиях и системах автоматизации. На заводе применяется оборудование как отечественного, так и импортного производства. Примером служат такие фирмы как итальянская « Джейко», японская « Наката», австрийская «Кальтенбах», немецкие «Хальброн», «Трумабент», «Труматик» и др. Выпускаемая на предприятии продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов.

Свое начало завод берет еще из далеких 30-х годах двадцатого века. Так в 1933 г было начато строительство опытного завода лесохимического профиля по облагораживанию древесины, сокращенно «ЛОЗОД». Его основным ассортиментом продукции стал выпуск прессованной древесины, изделий на ее основе, лигностона, изоляционных плит. К 1945 году из Лесохимического завод перепрофилирован в машиностроительный, и получил название Ликинский машиностроительный завод под аббревиатурой «ЛиМЗ». В то далекое время основной продукцией были: мотовозы, электропилы, лебедки, шпалорезные станки, передвижные электростанции. В 1959 году на базе завода начинается сборка пассажирских автобусов типа ЗиЛ 158, также происходит смена названия на ныне известное ЛиАЗ. Первоначальный годовой выпуск составлял всего лишь 213 автобусов, но уже к 1969 году увеличился до 7045 штук. Большое внимание уделялось новым разработкам и испытаниям, что привело к созданию в 1967 г. новой модели автобуса городского типа ЛиАЗ - 677. В течение более 25 лет продолжалось производство этой модели и его модификаций (городская, пригородная, северная, экскурсионная, передвижная телевизионная станция и газобаллонная), и было выпущено свыше 200 000 штук. Благодаря своим характеристикам на международной ярмарке в г. Лейпциге автобус модели ЛиАЗ - 677 был награжден Дипломом первой степени и Золотой медалью. Завод был удостоен такой награды как Орден Трудового Красного Знамени. На конец 80-х годов приходится создание модели автобуса нового поколения под названием ЛиАЗ-5256. Но тяжелая экономическая ситуация 90-х годов не обошла стороной и это передовое предприятие. Спад производства с 1991 по 1996 г.г. привел к остановке производства, задержке заработной платы рабочим и банкротству предприятия. Но уже в 1997 г меняется управление и руководство, на должность управляющего приходит Н.П. Адамов. И благодаря сохраненным территории и имуществу завода, а также поддержке органов региональной власти, руководству удалось восстановить производство.

В настоящее время основным направление политики предприятия является автоматизация производства и обновление парка оборудования. По мнению руководства это должно принести свои плоды. Так, например, применение современных систем автоматизированного производства должно заинтересовать молодые перспективные кадры, а также автоматизировать процесс проектирования и технологической подготовки на производстве. Обновление и наладка сетевой инфраструктуры, телефонии и разработка личного сайта предприятия поможет изменить структуру маркетинга. По словам руководства, восстановление завода должно проходить в три этапа - запуск производства, достижение уровня рентабельности и «раскрутка». Два первых этапа уже пройдено. А для третьего существует благоприятная почва. Это и более привлекательные цены по сравнению с импортными аналогами. Автобус из отечественных комплектующих, который подойдет многим городам, можно приобрести всего за 1 млн. руб. И отличное качество и срок службы. А необходимость обновления автобусного парка в регионах, а это примерно около 40 000 автобусов, говорит о наличии спроса на эту продукцию.

В 2000 году на заводе началась разработка новых моделей городских автобусов. Это сочлененный ЛиАЗ 6212 и пригородный ЛиАЗ - 5256 R. Полный ассортимент выпускаемых моделей представлен ниже.

Автобусы для междугородних и пригородных маршрутов:

  • ГолАЗ-ЛиАЗ-5256. Предназначен для междугородних перевозок. Автобус имеет мягкие регулируемые в различных направлениях сиденья и багажные отсеки объемом 4,5 куб.м. Общее количество мест 66. Максимальная скорость 90км/ч.
  • ЛиАЗ-5256-01. Автобус, предназначенный для пригородных перевозок. Имеет 88 мест из них 44 посадочных. Максимальная скорость 75 - 80 км/ч.

Для городских перевозок производятся модели:

  • ЛиАЗ-5256. Это автобус для городских перевозок. Имеет 110 мест, 23 из которых посадочные, и доступную цену.
  • ЛиАЗ-5292. Модель оборудована специальными крепежами для инвалидных колясок и имеет аппарель для съезда/въезда.
  • ЛиАЗ-5293. Модель имеет 100 мест, 25 из них посадочных.
  • ЛиАЗ-6212. Количество мест этого автобуса 178, в т.ч. сидячих 33.
  • ЛиАЗ-6213. Модель незаменима на маршрутах с повышенным пассажиропотоком, число мест 153, из них сидячих 33.

Модели автобусов работающих на альтернативном топливе:

  • ЛиАЗ-5256.7. Является лидером по продажам в своем классе. Предназначен для пригородных и городских маршрутов. Работает на газовом топливе. Главное преимущество данной модели - возможность посадки/высадки пассажиров любой категории.
  • ЛиАЗ-5292.7 - для городских перевозок, имеет двигатель, работающий на газу.
  • ЛиАЗ-5292. Городской автобус, представляющий линейку гибридных моделей, работает на альтернативном топливе (дизель-газ-электричество).
  • ЛиАЗ-6212.7. Данная модель имеет двигатель, работающий на газу, и предназначена для городских перевозок, число мест 178, из них посадочных 33 места.

Отдельно стоит сказать о специальной модификации для школьных учреждений: ЛиАЗ-525626-20 оборудован 42 посадочными местами для детей и специальной ступенькой для самых маленьких пассажиров.

Предприятием выпускаются также троллейбусы: модели ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52803. Вместимость таких троллейбусов составляет порядка 100 пассажиров.

В настоящее время Ликинский автобусный завод представляет собой современное предприятие, специализирующееся на производстве больших автобусов городского типа. Использование передовых технологий обеспечивает производство техники, соответствующей европейским стандартам. Для оснащения предприятия используется современное оборудование известных компаний: "Nakata" (Япония), "Jeico" (Италия), "Halbron", "Trumbent" и "Trumatic" (Германия), а так же швейцарское, австрийское оборудование.

Идет подготовка к запуску в производство низкопольных автобусов городского типа.

В Московской области работает множество предприятий, выпускающих продукцию самой различной направленности. Не последнее по важности место в перечне производящих комплексов региона занимают предприятия, выпускающие транспортные средства, одним из наиболее крупных и известных среди которых можно назвать Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), расположившийся в городе Ликино-Дулево.

История создания Ликинского автобусного завода восходит к 1937 году – в то время в поселке начал свою деятельность лесотехнический комплекс по облагораживанию древесины. Восемь лет спустя автопредприятие было переименовано и начало специализироваться на строительстве машин и установок для деревообрабатывающего производства. В 1958 году нынешний «ЛиАЗ», сайт которого можно найти в интернете, был реконструирован под выпуск пассажирских автобусов; именно тогда предприятие и получило свое настоящее название.

На протяжении всего своего существования Ликинский автобусный завод «ЛиАЗ» непрерывно развивался, наращивая мощность и расширяя ассортимент продукции. Предприятие неоднократно удостаивалось высоких наград в крупных конкурсах.

Продукция Ликинского автобусного завода, официальный сайт которого представляет полную информацию о нем, соответствует наиболее высоким экологическим требованиям, а также установленным нормативам безопасности и комфорта. В последние годы «Группой ГАЗ», в которую входит предприятие, была проведена его тотальная модернизация, внедрено новое оборудование.

«ЛиАЗ»: продукция
Ликинский автобусный завод отправляет на экспорт транспортные средства в различные города России, а также является поставщиком техники нового поколения для столицы и Санкт-Петербурга.


Завод «ЛиАЗ» выпускает порядка двадцати моделей автобусов, которые имеют большую популярность на рынке пассажироперевозок. Он является единственным российским предприятием, выпускающим полную линейку пассажирских автобусов длиной 12 и 8 метров, которые работают на всех видах топлива.

Автобусный завод «ЛиАЗ» в разные годы своего существования также выпустил несколько опытных моделей сочлененных автобусов и троллейбусов; в 2012 году с конвейера сошел электробус. В разные времена заводом также производились передвижные видеосалоны, мобильные компьютерные центры и различные модификации троллейбусов.